Сказка «Сивка-бурка»: краткое изложение для читательского дневника
Сказка «Сивка-бурка»: краткое изложение для читательского дневника
Смысл истории заключается в том, что необходимо исполнять свои обещания. Главный герой смог выполнить данное отцу слово и долго сторожил пшеничное поле. Там он повстречал волшебного коня, благодаря которому сумел превратиться в доброго молодца и понравиться прекрасной царевне. Это произведение входит в список русских народных сказок для читательского дневника.
Главные герои:
- Иван — умный и настойчивый парень, которого окружающие считали дураком;
- старшие братья — ленивые и высокомерные;
- отец — пожилой человек, обычный крестьянин;
- царевна — мудрая и справедливая дочка царя;
- Сивка-бурка — волшебный конь, который стал верным другом главного персонажа.
Если сделать анализ сказки «Сивка-бурка», то станет ясно, что она призывает читателя никогда не зазнаваться и быть честным с окружающими. Царевна не была капризной, и когда увидела грязного Ивана, то сразу узнала в нем своего будущего мужа.
Главная мысль произведения: чтобы стать успешным, нужно обдумывать собственные поступки и не лениться. А также из повествования можно сделать вывод, что с верными товарищами дела делаются намного легче, поэтому следует ценить дружбу.
Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»
Юлия Королёва
Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»
Литературно-художественный анализ русской народной сказки
Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.
Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
Характеристика главных героев:
Иванушка-дурачок:
терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)
Елена Прекрасная
: добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)
Художественные особенности сказки:
(«—Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).
Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).
Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.
Атрибут для русской народной сказки «Репка». Уважаемые пользователи сайта «Maam.py»,хочется поделиться с вами идеей: как сделать репку для русской народной сказки-своими руками.
Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.
Драматизация русской народной сказки «Теремок» Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.
Мастер-класс «Сивка-бурка из ткани» В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,. Мини-музей «Сивка-бурка» в детском саду Совместно с родителями в нашей группе открылся мини-музей одного образа «Сивка-бурка», в который вошли познавательные и интересные экспозиции:. НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Возрастная категория : 6 – 7 лет (подготовительная группа). Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Чтение художественной.
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» Тема: Русская народная сказка: «Маша и медведь» Образовательная область: речевое развитие Интеграция: физическое развитие Интегративные.
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка» Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст). Сказка «Сивка – бурка» Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных.
Краткое содержание
У одного пожилого мужчины было несколько сыновей. Двое из них были умными, а младшего окружающие считали дурачком. Завязка истории заключается в том, что однажды кто-то начал топтать пшеницу, и крестьянин отправил своих отпрысков охранять поле, чтобы поймать злодея.
Старший сын пришел на поле, но долго не продержался и уснул. Когда настала очередь среднего, то произошло то же самое. Иван же присел на камень и ответственно охранял отцовские владения. Внезапно на поле возник красивый статный конь и начал топтать пшеницу.
Долго не раздумывая, главный герой набросил на него аркан и поймал его. Сивка-бурка стал просить парня отпустить его и обещал оказать ему за это любую услугу. Иван подумал и не стал удерживать коня. С этого момента больше никто уже не топтал урожай на отцовском поле.
Тем временем правитель издал указ, что мужем красивой царевны будет тот, кто сумеет допрыгнуть до ее окна и снимет кольцо с ее руки. Старшие братья сразу же отправились к царю, чтобы попытать счастья, но младшего с собой не захотели брать. Однако Иван не расстроился и пошел в лес, где позвал своего товарища.
Волшебный конь появился быстро. Главный герой залез ему в одно ухо, а затем вылез из другого, превратившись в красивого молодца, и пошел в город к царскому дворцу. Там он совсем немного не допрыгнул до заветного кольца.
Под вечер старшие братья вернулись домой и рассказали про смелого парня, а младший лежал на печке и посмеивался. На следующий день главный герой снова позвал коня, однако и в этот раз он не смог допрыгнуть до девушки. Только на третий день удалому молодцу удалось выполнить условие царя. Он поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо. Когда он пришел в отцовский дом, то обмотал палец тряпкой, чтобы никто не увидел перстня.
Через несколько дней правитель устроил роскошный пир, на который пришел и крестьянин со своими сыновьями. Там девушка всех угощала медом, пытаясь найти своего избранника. Заметив обмотанную руку парня, она сняла тряпку и увидела свое кольцо. Она узнала в Ивана того удалого молодца, который смог допрыгнуть до ее окна. Младшего сына отмыли, хорошо одели, и он стал выглядеть, как настоящий красавец. Царь решил не тянуть время, и в этот же день сыграли свадьбу.
Анализ и план пересказа
В сказке «Сивка-бурка» приводится описание Ивана, которого многие люди считают дураком. При помощи своего волшебного друга он превратился в удалого молодца, снял с руки прекрасной царевны кольцо и завоевал ее расположение.
Главной идеей этого народного творения является постоянная борьба добра со злом. Так как в произведении присутствуют персонажи, которые наделены магическими способностями, то его можно назвать волшебной сказкой.
Главный персонаж на самом деле очень умный. Он предстает перед читателями как смелый и сообразительный парень. Свое прозвище Иван получил за то, что часто лежал на печке. В народных сказках умственные способности часто путаются с обычной ленью. Может быть, у него просто не было важного стимула для занятия делами. Хозяйственные дела парень считал скучными, однако альтернативы им он не находил.
Если внимательно читать краткое содержание сказки «Сивка-бурка», то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:
- Жизнь крестьянской семьи.
- Охрана поля и поимка вредителя.
- Царский указ и попытки Ивана.
- Кольцо царевны и роскошный пир.
- Поиски девушки и скорая свадьба.
Эта сказка учит читателя не судить людей по внешности, не спешить с выводами, ответственно подходить к выполнению работы и не отчаиваться в трудных жизненных ситуациях. Главный герой сумел добиться желаемого, что является признаком ума. Он не только подружился с волшебным конем, но и добился расположения красивой принцессы. После ознакомления с кратким содержанием «Сивки-бурки» стоит прочитать книгу полностью.
Найди в сказке зачин. Запиши его.
Чтение произведения устного народного творчества «Сивка-бурка» мы начинаем с таких слов:
«. Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется. »
Эти слова из сказки начинают произведение и называются зачином.
Для начала немного порассуждаем о том, что такое зачин сказки и зачем нам нужно его изучать на уроках литературном чтении в 3 классе.
На самом деле зачин выполняет множество полезных функций для понимания сказки читателем.
Первое — это то, что в зачине читатель знакомится с главными героями сказки.
Второе — сказочный зачин рассказывает о том, где будут происходить сказочные события.
Третье — это описание времени, в котором ведут начало события этого сказочного произведения.
Четвёртое — в самом начале чтения внимательно прочитав зачин, сразу становится понятен образ и характер сказочных героев, а также можно оценить их поступки.
Пятое — сказочные зачины состоят из слов, которые не используются в повседневном общении.
Отзывы читателей
Эту увлекательную и поучительную сказку я знаю с раннего детства. В ней рассказывается история о парне, которого многие считали дураком. Но благодаря своей находчивости и ловкости он смог добиться того, о чем окружающие не могли и мечтать. Мораль произведения заключается в том, что всегда необходимо стремиться к намеченной цели.
Мне очень понравился главный герой этой сказки, потому что он очень добрый. Если внимательно ее прочитать, то можно понять, что нужно быть терпеливым и не лениться. Лишь в этом случае можно добиться благодарности от судьбы. Всем советую ознакомиться с этим произведением.
«Сивка-бурка» является одной из самых популярных русских народных сказок. В ней описаны увлекательные приключения Ивана и его волшебного коня, который постоянно помогал своему товарищу. Произведение учит читателя тому, что нужно быть трудолюбивым и скромным, тогда обязательно получится добиться желаемого.
Игорь, Санкт-Петербург
Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.
Читая предложенное по заданию о заполнении таблицы сказочных зачинов, с которых начинаются народные русские сказки, сразу приходит на ум, то, что все эти сказочные зачины знакомы каждому русскому человеку с детства.
Во многих русских сказках используется зачин «в некотором царстве, некотором государстве», «жили — были» и, конечно, «в тридесятом царстве, тридесятом государстве».
Вопросы к сказке «Сивка-бурка»
Вопросы и викторины
Викторина к сказке «Сивка-бурка» поможет составить 3,5 — 15 вопросов или тестов на литературное чтение для 3 класса. Сложные и интересные вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка» с ответами помогут запомнить материал.
Вопросы к сказке «Сивка-бурка» 3 класс
- Что посеял отец на свое поле в этой сказке?
- Кто выполнил поручение отца?
- Что взял с собой Иван-дурачок, когда отправился стеречь поле?
- Кто оказался вором?
- О чём попросил конь Иванушку?
- Что предложил конь за свою свободу?
- Где сидела царевна Елена Прекрасная?
- Что Иванушка снял с пальца царевны?
- Почему Иванушка перевязал руку?
- Чем закончилась сказка?
1) Старик посеял наполе пшеницу.
2)Старик отправлялсвоих троих сыновей сторожить пшеничное поле. Но старшие братья просто проспали в дозоре. А вот младший сын Иван ответственно отнесся к поручению отца и увидел, кто топчет пшеницу.
3)Младший сын взял с собой в дозор аркан (веревку с петлей).
4) В полночь на поле появился огромный конь с дымом из ушей по имени Сивка-Бурка.
5) Сивка-Бурка просил Ивана отпустить его на свободу.
6)Сивка-Бурка пообещал Иванушке сказать волшебные слова, которые помогут в нужный момент.
7)Царская дочка сидела в высоком тереме у окна.
8)Иван снял с пальца царевны перстень необыкновенной красоты.
9)Иван перемотал свою руку тряпкой, чтобы не было видно сияния перстня.
10) Сказка закончилась свадьбой. Елена Прекрасная по перстню узнала своего жениха.
Вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка» с ответами
Тесты к сказке «Сивка-бурка»
1.Сколько сыновей было у отца в сказке?
а) один б)три в)четыре
2.Как звали младшего сына?
а)Иван б) Емеля в)Семен
3.Что приказал сыновьям отец стеречь каждую ночь?
а) дом б)конюшню в)пшеницу
4. Что сделал Иванушка с вором?
а) Отпустил б) привел к отцу в)наказал
5.Какие слова звучат в той фразе, которой Иванушка вызывал Сивку-Бурку?
а) призываю тебя верный товарищ
б)стань передо мной, как лист перед травой
в) явись ко мне
6.Что нужно сделать в сказке, чтобы жениться на Елене Прекрасной?
а)Допрыгнуть на коне до ее окна б)победить дракона в) рассмешить ее
7.Что стало с Иванушкой-дурачком, когда он влез коню в правое ухо, а в левое вылез?
а) он сал невидимым
б)Он стал прекрасным молодцем
в) получил богатство
8.Какие грибы принёс Иванушка домой?
а)Мухоморы б)лисички в) белые
9.С какого раза Сивка-Бурка допрыгнул до окна царской дочки?
а) с первого б) со второго в)с третьего
10.Как царевна определила своего любимого в сказке Сивка-бурка?
а) по печати б)по шапке в)по коню
Придумай вопросы по содержанию «Сивки-бурки» самостоятельно и поделись ими в комментариях, чтобы помочь другим ученикам.
Зачем сивке бурка: что означают слова, которые ты знаешь с детства из сказок
Культурный человек должен знать точный смысл слов, которыми пользуется. Даже если это имена героев сказок. Пришло время узнать правду о Кощее и Черноморе. Но не читай эту статью ребенку раньше времени, не травмируй его. Пусть сначала окончит институт.
Что поделаешь, язык, как и жизнь, не стоит на месте, все меняется, сплошная чехарда. Тут по законам жанра нужно бы сделать глубокомысленный вывод о ничтожности и малообразованности современного человека, но обойдемся без этого. Мы, знаешь ли, думаем, что летописец Нестор тоже сел бы в лужу, пытаясь разобраться с «бодипозитивом», «эщкере» и «винишко-тянами». А автор «Слова о полку Игореве» с его растекавшейся по древу мысию спасовал бы перед «мыш кродеться».
Но если тебе вдруг захочется на самом деле понять, про что тебя заставляли читать на уроках родной речи в школе, то у тебя под рукой теперь будет этот короткий и поверхностный разбор некоторых былинно-сказочных терминов.
Меч-кладенец
Волшебный меч, при помощи которого славянский сказочный герой прорубает себе дорогу к победе, имеет довольно путаную этимологическую историю. Но все-таки чаще всего специалистами рассматривается лежащая на поверхности версия: так называли волшебное оружие, добытое из клада — сохранного, потайного места. И обычно этим сохранным местом в сказках является чья-нибудь могила. То есть, если обойтись без всяких сказочных реверансов, то меч-кладенец — это оружие, уведенное местными Ларами Крофт у покойников.
С другой стороны, если вспомнить, что тогда хорошие мечи стоили дороже любых «десятых» айфонов, а воинов все-таки было принято хоронить с оружием, то как при таком положении дел не разрыть могилку-другую? Тем более что потом, если возьмут за жабры, всегда можно будет поведать страшную правду о том, как ночью к тебе пришел печальный призрак и сказал: «Возьми, Емеля, меч из моей могилы за то, что ты такой крутой пацан».
Сивка-бурка, вещая каурка
Какой масти была эта замечательная волшебная лошадь, которая в сказках достается лучшему из братьев? Этого мы на самом деле никогда не узнаем. Эти три масти никак не могли сочетаться в одной, даже самой пятнистой лошади, так как, если лошадь пятнистая, то она уже никак не может быть, например, каурой, то есть без пятен, равномерно светло-гнедой. Сивкой-буркой волшебного коня можно звать примерно с тем же основанием, с которым владелец «бугатти» может обзывать свою машину «тарантасом».
Дело в том, что сивая, бурая и каурая масть некогда считались признаком беспородных, плохоньких лошадей. То есть Иван-дурак в действительности крыл чуть ли не матом и в любом случае всячески оскорблял великолепного колдовского коня, способного летать по-над лесом, дышать огнем и давать мудрые советы. И поступал Иван-дурак совершенно правильно, потому что страх перед сглазом всегда заставлял особо оберегать ценных коней, в том числе не хваля вслух их стати, а, наоборот, всячески ругая скакунов «волчьей сытью и травяным мешком», чтобы отвадить злых духов, охочих до порчи лошадей.
Калинов мост над рекой Смородиной
Иногда слова меняются так удачно, что возникший новый смысл целиком затеняет старый, переворачивая его с ног на голову. Вот в былинах часто происходят бои на Калиновом мосту, что пересекает реку Смородину. Так и видишь деревянные резные-расписные перильца моста, речку, обсаженную кустиками с тяжелыми гроздями ягод, красавиц в кокошниках и с рушниками… А потом идешь по улице и случайно утыкаешься носом в калину.
По крайней мере, тебе говорят, что это калина. И ты совершенно не понимаешь, как из этих чахлых, тощих веточек можно сделать мост, если из них даже табуретка не получится. Ну, может, шахматную фигурку какую-нибудь вырезать удастся, если не очень упитанную.
А все дело в том, что речка Смородина никакой смородиной обсажена не была. Что у нее было общего с этой ягодой, так это сильный, резкий запах. Поэтому и реку, и куст назвали «смрадина» — «вонючка». «Смрадину» русское полногласие переделало в «смородину». А потом и Калинов мост, то есть, раскаленный, огненный, сроднился с калиной — само название кустарника указывает на ее красные, тоже будто раскаленные ягоды.
Так что пасторальный образ узорчатой резьбы и цветущих берегов тает, а взамен восстает первоначальный жуткий символ — огненный мост через смрадную реку разложения. Это классический, повторяющийся почти у всех цивилизаций Старого Света путь в загробное царство, где самое место вызывать на бой хтонических девятиглавых чудищ.
Тугарин Змеевич
Гадский гад, которого отважно побеждает в честном бою Алеша Попович, самый хилый из былинных богатырей, имеет реальный исторический прототип. Половецкий князь Тугоркан в конце XI века донимал князя Святополка набегами. Один из набегов кончился тем, что Святополку пришлось жениться на дочке Тугоркана, а ему этого почему-то не хотелось (может, дочка в папу пошла). Но потом Святополк в очередном бою тестя все-таки убил. Отчество Змеевич Тугоркан получил уже посмертно от русского народа — в благодарность за проявленное внимание и регулярные визиты.
Кощей Бессмертный
Кощеями называли очень тощих людей. Бессмертный колдун, обтянутый кожей скелет, не был таким уж популярным персонажем древних ужастиков — упоминали его в славянских сказках и былинах всего лишь несколько раз. Но в XIX веке он удачно попал на перо Жуковскому, а потом уже пошел нарасхват, особенно в новых авторских адаптациях сказок про Марью Моревну и Царевну-лягушку. Но истинная слава пришла к хитромудрому Кощею в XX веке, когда он стал героем сразу нескольких всенародно любимых мультиков и фильмов.
Финист — Ясный сокол и другие греческие пернатые
Сказка о волшебном женихе-соколе появилась значительно раньше, чем сокол обрел это уникальное имя. Имя Финист оказалось в бродячем сюжете лишь после распространения на Руси греческой книжной премудрости, и переделали его из «феникса» — греческой бессмертной самовозгорающейся птицы. Печально поющая птица Сирин, похожая, судя по сохранившимся изображениям, на страуса с женской головой, — наше переосмысление греческих же сирен, которых мы слегка перепутали с гарпиями и поселили в раю.
Что касается удивительной райской птицы Алконост, тоже частично человекообразной, то так русские нерадивые выпускники греческих школ переводили миф об Алкионе, которую за богохульство Зевс превратил в зимородка. Эта ошибка прокралась и в перевод популярного теософского трактата «Шестоднев», где упоминается алконост-зимородок. И так уже к XIV веку дикий образ птицы Алконост с человеческими руками и головой плотно вплелся в русскую христианскую мифологию и иконопись.
Соловей-разбойник
Первые описания подвигов атаманов ГИБДД на земле русской пугающе достоверны: сперва резкие свистки, потом звериный рев из матюгальников, потом твою окровавленную плоть тащат в гнездо — варить обед детишкам. И, кстати, мелкий князек, дружина которого промышляла грабежом на дорогах, — вполне историческое лицо.
Только неясно, какое именно: сразу несколько банд с XIII по XVI век имели предводителя с прозвищем Соловей (это прозвище было весьма популярно, например, у черемисов). Засады на деревьях тогда были делом обычным. Сперва дозорные птичьим криком посылали сигнал о готовности, а когда путники подъезжали к засаде, на них с гиканьем прыгали разбойники с мечами и дубинами. Но, вероятнее всего, в былинах прежде всего передается история мордвина Соловья, которого во второй половине XV века судили и потом казнили в Нижнем Новгороде вместе с семьей за многолетние грабежи и убийства на большой дороге.
Чудо-юдо
Академик, историк и археолог Борис Рыбаков считал, что в славянской мифологии нет никого древнее Чуда-юда — обычно морского, но всегда гигантского змееобразного чудовища. Считал, что это самое-рассамое архаическое страшилище из дошедших и не дошедших до нас мифов. Поэтому традиционная фольклористика с аппетитом рассматривает множество вариантов происхождения слова «юдо», соотнося его то с санскритскими, то с древнееврейскими корнями и находя в его родственниках и предателя Иуду, и вавилонское чудовище Тиамат… В общем, гоняться за Чудом-юдом по просторам мировой мифологии крайне увлекательно.
Но лично нам больше импонирует скучная версия языковеда Макса Фасмера, который считал, что «юдо» — это просто созвучие к «чудо», образованное по принципу «ларек-шмарек», тем более что рифмовать что ни попадя наши сказочники очень любили. И вообще большая часть сказок и потешек у нас пелась ритмичным речитативом, поэтому всякими зайками-побегайками, курками-татарками, крошечками-хаврошечками и прочими мышками-норушками народные сказания кишмя кишат.
Лиса Патрикеевна
Вообще-то имя Патрикей значит «патриций» — благородный господин. И оно, прямо скажем, не распространено в наших широтах. Каким же образом лисичка-сестричка разжилась этим оригинальным отчеством? Вот почему медведя, например, зовут Потапычем — понятно: зверь косолапый, шумный, пыхтящий и топающий со страшным треском по валежнику. Да и младенцев в наших деревнях всегда крестили Потапами предостаточно. Но откуда взялась экзотическая Патрикеевна?
А просто в XIV веке новгородцы пригласили к себе на правление очередного литовского князя из дома Гедиминовичей — Патрикея Наримунтовича. Сидел Патрикей в Новгороде немало, с 1383 по 1408 год, и еще долгое время его имя оставалось синонимом хитрости и наглости. Ну вот такой оказался Наримунтович.
Скатерть-самобранка
Конечно, волшебная скатерть сама брала неизвестно откуда продовольствие и сама все убирала после пирушки. Но слово «самобранка» к этой метафизической деятельности никакого отношения не имело: самобранками назывались сплетенные вручную, а не сотканные на ткацком станке очень дорогие узорчатые скатерти.
Идолище поганое
В принципе, Илья Муромец мог победить какую-нибудь из статуй Фидия или Праксителя. Или Венеру Милосскую, или египетского Сфинкса, или какое-нибудь из изваяний Будды. Все они — идолища поганые. То есть буквально «изображения языческих богов», так как слово «поганый» — латинского происхождения и во время создания былин обозначало именно принадлежность к языческому многобожию. А что статуя бога ела, пила, да еще и ругала Илюшу грязными словами, так статуи разные бывают — вон, в «Дон Жуане» статуя и не такое творит.
Лукоморье
Вообще-то «Лукоморье» — это просто очень старое название морского залива, естественной бухты, излучины моря. Но сохранились европейские карты XVII века, где некоторые заливы северных морей, например Карского, обозначены как Lukomoria. И, по мнению многих этнографов, Лукоморье как реальное историческое место существовало в XV–XVII веках. Это был длинный морской залив у истоков Оби на территории современной Томской области. В дальнейшем топоним ушел в фольклор и стал обозначать места обитания северных русских духов и чудовищ.
Есть многое про курочку Рябу, друг Горацио…
Самую знаменитую русскую детскую сказку мы знаем в пересказе К. Ушинского. Но маленьким крестьянским детям в деревнях ее рассказывали совсем по-другому. Вот, например, как ее записал А. Афанасьев. И что тут могло Ушинскому не понравиться?
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут?
Старики начали пересказывать:
— Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?
Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
Черномор
Александр Сергеевич Пушкин оставил нам сразу двух Черноморов, из-за которых теперь столько путаницы.
В «Сказке о царе Салтане» дядька Черномор — глава отряда морских витязей:
Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.
А в «Руслане и Людмиле» Черномор — злобный бородатый карлик-импотент, который таскает чужих невест и вообще существо неприятное (кстати, морские витязи тут тоже мимоходом упомянуты, но дядька их еще не обзавелся именем).
Из-за Черномора ведутся серьезные баталии в среде литературоведов — все прикидывают, где бы мог стоять его терем (ясно, что рядом с Черным морем), мусульманин ли он (бритая голова, арапы в прислугах), какие силы природы он олицетворял (понятно, что воду и морских духов) и т. д. и т. п. Но все-таки стоит помнить, что в фольклоре у славян никакого Черномора не было, а Александр Сергеевич стянул это прозвище из поэмы Карамзина «Илья Муромец», где Черномором назывался придуманный Карамзиным колдун, повелевающий — сюрприз! — черным мором, то есть чумой. Так что изначально имя Черномор никак не было связано ни с Тавридой, ни с крымским вопросом, ни с голубыми кипарисами Коктебеля.
Сказочный зачин сивка бурка Немного об одежде
Автор: Думбрава Оксана Ашотовна
Организация: МДБОУ детский сад№132
Населенный пункт: город Сочи
Настоящее методическое пособие предназначено педагогам дошкольных образовательных организаций, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
В работе рассмотрены прикладные аспекты обучения творческому рассказыванию с использованием карт Проппа с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, актуальные вопросы образовательной деятельности по данному направлению, формы и методы работы педагогов, описан богатый практический опыт.
Методика работы с картами русского фольклориста Владимира Яковлевича Проппа известна давно, свою значимость она не потеряла и в настоящее время, помогая решать многие вопросы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Использование данной методики позволяет достичь следующие цели и задачи развития связной речи дошкольников, которые полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО.
Цель:
-создание детьми законченного речевого продукта (сказок, рассказов).
Задачи:
— совершенствование диалогической и монологической форм речи;
— совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему;
— формирование умения продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
— развитие внимания, восприятия, памяти, фантазии, воображения;
— обогащение эмоциональной сферы;
— воспитание положительного отношения к литературным произведениям.
Владимир Яковлевич Пропп подробно изучил структуру русских народных сказок, проанализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Из них 20 основных. Последовательность основных функций, как правило, одинакова. 31 функция выполняется 7 группами персонажей. Не любая сказка содержит их все. Полный набор встречается, как правило, только в волшебных сказках.
В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста термин «функция» можно заменить словами «действие», «событие», из которых строится «схема сказки».
Работа с картами Проппа состоит из 3 этапов:
1 этап. Подготовительный включает в себя:
- чтение сказок;
- дидактические речевые игры по теме;
- изучение структуры сказки, сравнение схожих по содержанию сказок.
По мере накопления у детей знаний многих волшебных сказок, в рамках подготовительной работы, можно провести следующие дидактические игры: «По порядку становись!», «Сказочные слова», «Заветные слова», «Угадай по описанию», «Что в дороге пригодиться?».
Поскольку знакомство со сказочными функциями (событиями) предполагает накопление у детей знаний о волшебных сказках, сказочных героях, то в предварительную работу обязательно включается изучение структуры сказки. В которой можно выделить 3 основные части:
Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).
Уже сама присказка настраивает детей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и иногда даже не связана с сюжетом сказки. Цель — подготовить детей к слушанию сказки, заинтересовать. Можно начать так:
- «В тридесятом царстве. «.
- «За горами, за лесами, За широкими морями. «
- Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
- За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
- В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…
Основная часть сказки.
Обычно она насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.:
5.Змей Горыныч и Баба-Яга;
8.Иван – крестьянский сын;
10.Царь начал пиры пировать, гостей созывать;
11.Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила — к лесу задом, ко мне передом;
12.Сделался такой молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать;
13. Конь бежит, земля дрожит.
Концовка
Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает детей к реальной действительности. Варианты концовок:
1. И стали они жить – поживать и добра наживать.
2.Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
3.Вот вам сказка, а мне кринка масла.
4.Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Присказка и концовка составляют обрамление, в которое рассказчик включает повествование.
2 этап. Отбор дидактического материала.
Это создание и отбор карточек – функций. Карты Проппа можно изготовить из бумаги, наклеив на плотном картоне. Сложить их в специальную коробку и расположить в свободном доступе для детей в книжном уголке. Можно использовать в работе следующие карточки – функции:
1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…;
2.Чрезвычайная ситуация (гуси унесли Ванечку, лиса занимает зайкину избушку, рожь кто-то топчет каждую ночь. ;
3. Не соблюдение правил. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не открывайте дверь, не выглядывай в оконце…;
4. Герой покидает дом. Варианты (отправляется на поиски добровольно, получает задание, выгоняют из дома и т.д.);
5. Появление друга-помощника (серый волк, сивка – бурка, яблоня, печь, золотая рыбка, и т.д.);
6. Способ достижения цели. Вернуть, выполнить условие, получить в награду;
7.Отрицательный герой (таких карточек может быть несколько);
8. Действия отрицательного героя;
9. Одержание победы;
10. Погоня. Преследование;
11. Спасение от преследования;
12. Получение волшебного средства: предметов или слов;
13. Отсутствие дарителя;
14. Герой вступает в битву с врагом;
15. Победа над врагом;
16. Герою дают сложное задание;
17. Герой выполняет задание;
18. Изменение облика героя;
19. Герой возвращается домой;
20. Появление ложного героя;
21. Разоблачение ложного героя;
22. Узнавание героя;
23. Счастливый конец;
С помощью этих карточек-функций дети могут рассказать не одну, а несколько изучивших раннее сказок.
3 этап. Работа по дидактическим карточкам Проппа.
Последовательность обучения творческому рассказыванию с использованием карт Проппа.
1. Выкладываем, с использованием карт Проппа, в процессе чтения с педагогом, сказки, полюбившиеся детям, например: «Морозко», «Гуси-лебеди», «Сивка-Бурка», «Василиса — прекрасная», используя наводящие вопросы по содержанию сказки (какими словами начинается сказка, какой картой обозначим: («жили-были»), что нарушили, какой картой обозначим: «не соблюдение правил», кто помогал – обозначаем картой «появление друга – помощника» и чем закончилась сказка, какова её мораль). Лучше всего начинать обучение с самых простых сказок: «Курочка-ряба», «Колобок» и т.д.).
Таким способом мы вместе с детьми выкладываем несколько сказок по выбору детей картами Проппа, закрепляя тем самым названия карт.
2. Детям по ходу чтения знакомой сказки предлагается самостоятельно выбирать карты для обозначения происходящего. Предварительно им необходимо напомнить структуру сказки: у неё есть начало или зачин (с каких слов начинается любая сказка), завязка (основное содержание сюжета), концовка (счастливый конец) и мораль.
3. Прослушав сказку от начала и до конца, самостоятельно выкладывают карты Проппа, подкрепляя таким образом свой пересказ.
4. Дети с помощью педагога, или самостоятельно пробуют сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются карты, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить. Итогом ставится карта «мораль».
В своей дальнейшей работе, можно сочинять коллективные сказки, в ходе которых дети сами предлагают тему, героев сказки, а педагог занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников – детей делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Таким образом, можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймёт глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять.
Используемая литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой ( издание 3-е, исправленное и дополненное), год издания 2019 г.
2. В. Пропп «Морфология сказки/исторические корни волшебной сказки», М., «Москва – Лабиринт», 1998г.
3. В. Пропп «Морфология волшебной сказки», М., «Москва – Лабиринт», 2001 г.