Tergan-ural.ru

Терган Урал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задания по повести «Сашка» Задание 1. От чьего лица ведётся повествование? Задание 2. Как изображается война, военный быт? Выпишите предложения, которые подтвердят ваш ответ: Задание 3. Что мы узнаём о численности личного состава Сашкиной роты? Что произошло за неполных два месяца? Задание 4. Какие события автор выбрал из Сашкиной жизни на фронте? А. Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками? Б. Выполнить приказ надо, но для Сашки – невозможно. Какие попытки для пленного он предпринимает? Задание 5. Прочитайте отрывок из рассказа. Почему Сашка не подчиняется приказу? Как расценивать этот его поступок? Что делать и как быть, Сашка еще не решил. Разные мысли метались, но ни одной стоящей. Может, встретится кто из начальства и приказ комбата отменит (по уставу последнее приказание выполняется), может, комиссар и начштаба вернутся, тогда все в порядке будет — отменит комиссар приказ этот непременно… Может быть, обойти это разорище, что на большаке, и, минуя Черново, в роту податься и к помкомбата сразу? … Ничего-то пока Сашка не решил, но знал одно — это ещё в блиндаже, когда приказ повторял, в голове пронеслось, есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах. Побудь с немцем чуток, я мигом, по он ординарца. Задание 6. Какие чувства вызывают поступки героя? В чём проявляются доброта и гуманность Сашки? Задание 7. Какова роль эпизодического героя, ординарца Толика? Задание 8. Напишите мини-сочинение на тему: «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»

Задания по повести «Сашка»
Задание 1. От чьего лица ведётся повествование?
Задание 2. Как изображается война, военный быт? Выпишите предложения, которые подтвердят ваш ответ:
Задание 3. Что мы узнаём о численности личного состава Сашкиной роты? Что произошло за неполных два месяца?
Задание 4. Какие события автор выбрал из Сашкиной жизни на фронте?
А. Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками?
Б. Выполнить приказ надо, но для Сашки – невозможно. Какие попытки для пленного он предпринимает?
Задание 5. Прочитайте отрывок из рассказа. Почему Сашка не подчиняется приказу? Как расценивать этот его поступок?
Что делать и как быть, Сашка еще не решил. Разные мысли метались, но ни одной стоящей. Может, встретится кто из начальства и приказ комбата отменит (по уставу последнее приказание выполняется), может, комиссар и начштаба вернутся, тогда все в порядке будет — отменит комиссар приказ этот непременно… Может быть, обойти это разорище, что на большаке, и, минуя Черново, в роту податься и к помкомбата сразу?… Ничего-то пока Сашка не решил, но знал одно — это ещё в блиндаже, когда приказ повторял, в голове пронеслось, — есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах.
— Побудь с немцем чуток, я мигом, — по он ординарца.
Задание 6. Какие чувства вызывают поступки героя? В чём проявляются доброта и гуманность Сашки?
Задание 7. Какова роль эпизодического героя, ординарца Толика?
Задание 8. Напишите мини-сочинение на тему: «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?

— фольклорный жанр — это народное творчество, кот. передавалось от поколения к поколению (из уст в уста), а в -ой есть конкретный автор с конкретным отношением к своему герою (авторское отнош-е, через которое мы видим самого автора)- фолькл-ые сказки, созданы народом, поэтому их язык простой, незамысловатый. у какого-либо автора (как профессионала) присутствует использование разных лит-ых приемов, выразительных средств. тропов.- герои народн. сказок — это собирательный образ, такой обобщенный персонаж. а в лит. сказке герой — это яркая индивидуальность с определенными чертами хар-ра.

я считаю, что каждый человек старается осуществить свой подвиг. вот только у каждого существует своя мечта для его осуществления. это может быть подвиг ради своей родины, ради любимого человека и даже ради того, чтобы стать просто порядочным человеком.возвращаясь к данной мысли, вспомним победоносные страницы нашей : защита порабощенного народа во время монголо-татарского нашествия, гибель украинцев под крутами 1918 года, тысячи героев великой отечественной войны. каждый из них даже не задумывался, что он осуществил подвиг. это был их долг перед родиной, перед своей совестью. так эти настоящие рыцари возвеличили себя достойной жизнью, героической смертью за счастливую судьбу следующих поколений.

Литература Класс: 11 «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности солдатской»

Аннотация проекта: Проект посвящён изучению героизма простого русского солдата в годы Великой Отечественной войны. Работая над реализацией проекта, обучающиеся 11 класса сопоставят два произведения художественной литературы Ю. Бондарева «Горячий снег» и В. Кондратьева «Сашка», сделают вывод: борьба за Родину — это и есть одно из важных качеств военного поколения, которое представляется а образах главных героев произведений Ю. Бондарева и В. Кондратьева. Писатели раскрыли лучшие черты мировосприятия солдата: мужество, ум, бодрость духа в самых критических положениях, выносливость, трудолюбие и глубочайшая вера в победу.

Основополагающий вопрос: «Война ради славы или ради жизни на земле?»

Учебные предметы: литература, история.

Участники проекта: учащиеся 11б класса.

  • Развитие творческих коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской деятельности, умение самостоятельной работы с художественной литературой, расширение кругозора, эрудиции.
  • Воспитание чувства патриотизма, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
  • Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
  • Организовать индивидуальную и групповую работу школьников.
  • Учить анализировать, сопоставлять, обобщать, решать проблемы, работать с художественными текстами, фильмами, делать выводы.
  • Что мы знаем о людях, прошедших войну?
  • Что помогло им: голодным и раненым, с одним патроном в винтовке идти в бой против многочисленного врага?
  • Только ли при помощи оружия смогли они отстоять свою жизнь и свободу?
  • Был ли самоотверженный героизм, и самопожертвование ради жизни на земле?
  • Почему надо вспомнить о народном подвиге, хранить вечный огонь битвы «не ради славы, ради жизни на земле»?
  • Русский солдат на экранах фильмов.
  • «Город, опаленный в бою».
  • «Стойкость, победившая смерть».
  1. Мозговой штурм первый урок 10 минут.
  2. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез, решения проблем. Первый урок 10 минут.
  3. Выбор творческого названия проекта.
  4. Обсуждение плана работы учащихся в группе.
  5. Обсуждение источников информации.
  6. Самостоятельная работа учащихся.
  7. Презентация результатов исследования.
  • Роман Ю. Бондарева «Горячий снег».
  • Повесть В. Кондратьева «Сашка».
  • Слайдовая презентация по произведениям Ю. Бондарева «Горячий снег» и В. Кондратьева «Сашка».
  • В конце урока определить те нравственный качества, которыми обладал на войне русский солдат, завоевавший победу. (В ходе урока делается запись).
Читайте так же:
Что такое боди рок тренировки Немного об одежде

Авторы показали удивительные характеры русских солдат и создали произведения глубокого идейно-художественного содержания. Созданные ими обаятельные образы солдат, воплотили лучшие человеческие качества. Ум, смекалка, нравственная определённость героев проявляются так непосредственно, открыто, что сразу вызывают к ним доверие, сочувствие и понимание читателя. Они постоянно в действии, в движении, многое видят вокруг себя, думают, размышляют. Но как трудно ни было бы им, ни разу не засомневались они в победе, понимали, что не научились ещё воевать, как следует ни командиры, ни рядовые. И что учёба эта на ходу, в боях идёт по самой их жизни. Но солдаты всё вынесли и одержали Великую Победу.

  1. Организационный момент.
  2. Вызов. Фрагмент фильма.
  1. Осмысление.

(В романе «Горячий снег» показано решающее сражение войны, битва под Сталинградом, сутки смертельного противостояния, после которого начался путь русских солдат на Берлин. Изображая артиллерийскую батарею, которая приняла на себя удар танкового корпуса Манштейна, выдержала яростный натиск и почти вся погибла. Писатель сумел раскрыть в участниках битвы такие качества, присущие человеку, которые определили не только итог этого страшного боя, но и исход всей войны.

В повести В. Кондратьева «Сашка» показаны события, которые происходили осенью 1941 года на Ржевской земле. Они длились почти 15 месяцев. Потери в Ржевской битве были огромные. Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор. Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, он изобразил в повести «Сашка». Изображая рядового солдата на войне, Кондратьев стремился отдать дань уважения самоотверженному ратному труду солдату на войне.)

  • Жизненный идеал.
  • Обязанность.
  • Любовь.
  • Ненависть.
  • Дружба.
  • Преданность.
  • Предательство.
  • Призрение.
  • Эгоизм.
  • Всеобщая объединённость.
  • Защита работы «Русский солдат на экранах фильмов».
  • Защита работы «Город, опалённый в бою».
  • Защита работы «Стойкость, победившая смерть».
  1. Конкретизация изученных произведений.

— Какой тип человека и командира вы считаете наиболее приемлемым в тех условиях, в которых оказались главные герои роман Ю. Бондарева «Горячий снег» Кузнецов и Дроздовский? Докажите своё мнение.

Учитель: Каким представил В. Кондратьев своего героя в повести «Сашка»?

— Назовите эпизоды, зачитайте отрывки из художественного произведения, где раскрывается характер Сашки.

— Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками? И почему он возвращается в лес, хотя только что пережил страх от обстрела? Как это характеризует Сашку?

— Рассмотрим, как ведут себя герои романа Ю. Бондарева «Горячий снег» во время боя. Обратимся к Сталинградским событиям.

— Сопоставим поведение Кузнецова, когда он решает послать Уханова во время бомбёжки снять прицелы с орудий, и Дроздовского, который посылал на верную смерть Сергуненкого.

— Обратимся к описанию боя (гл.2, 12).

— Какие действия Уханова, Чубарикова, Касымова открыли Кузнецову «узнанное» в то мгновение «братство» и как это чувство определило всё его последующее поведение?

— Как вы считаете, поступок Сашки по отношению к ротному можно назвать подвигом?

— Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе – это возникшее между Кузнецовым и Зоей любовь. Что мы знаем о Зое?

(Обманувшись по началу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам, как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем боль и страдания многих. Личность Зои познаётся в напряжённом, словно наэлектризованном пространстве, которое почти неизбежно возникает в окопе с появлением женщины. Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливого интереса до грубого отвержения. Но её доброты, её терпения и участливости достаёт на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги, её главные события, её суровую, жестокую реальность женским началом, лаской и нежностью.

Война, её жестокость и кровь, её сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в те короткие сроки марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается всё это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А вскоре – так мало времени проходит – Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слёз лицо, «снег на рукаве ватника был горячим от его слёз».)

— Как характеризует Дроздовского отношение его к Зое Елагиной?

— Как вы понимаете смысл фразы: «У войны не женское лицо»?

— Каждый автор проводит своего героя через испытания любовью. Это классический приём в русской литературе. Как проходит через эти испытания герои Бондарева?

— А как проходит Сашка испытание любовью?

(С достоинством проходит герой и испытание любовью. Страницы, посвящённые рассказу о первой любви Сашки, наполнены лиризмом, удивительной нравственной красотой. Юноша готов понять, а значит, и простит даже то, что ему предпочли другого. Он готов перетерпеть любую боль. А боится только одного – лжи и жалости.)

— Какие истины начали открываться Дроздовскому после пережитого боя?

(Но не даром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского честного котелка.)

— Зачитайте размышления Сашки, когда он вёл немца в штаб. Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой он человек?

(Одной из ключевых в повести является сцена, когда Сашка берет в плен немца. У него нет к нему вражды, чувство, которое испытывает герой, скорее можно назвать жалостью. Вот каким его видит Сашка: «Был он вроде бы Сашкин одногодок, лет 20-22. Курносый и веснушчатый, на вид прямо русский». Привыкший брать на себя ответственность, уверенный в правоте своего дела, беззаветно верящий в справедливость, Сашка убеждает немца, что на его Родине пленных не расстреливают: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем». Автор подробно описывает путь главного героя в штаб, куда должен он был доставить немецкого солдата. За всё стыдно Сашки: за не похороненные тела русских бойцов, за примитивность военного снаряжения, за поведение комбата. «Обросший, со спутанными волосами, лезшими ему в лоб, в расстегнутой гимнастерки, согнутый, с отвисшей нижней губой и черными кругами около глаз, необычный и страшноватый».

Читайте так же:
Турецкие марки джинсов список

— Таким описывает его автор. Конечно, Сашка сочувствует командиру, потерявшему близкого человека, но, по его убеждению, ни кто не имеет право ставить личное горе выше воинского долга. И Сашка понимает, что жизнь этого молодого и курносого немца находиться в его руках. Перед Сашкой выбор: поступить по совести и не выполнить приказ командира или, не нарушив присягу, расстрелять немецкого солдата и тем самым спасти собственную жизнь. И мы ни минуты не сомневаемся, что решит герой).

— Представим, а как бы повел себя Дроздовский в данной ситуации?

— На войне перед смертью все ровны: и рядовой солдат, и генерал. Обладая нравственными ценностями, человек поступает так, как ему подсказывает совесть. К каким истинам приходит генерал Бессонов после всех событий боя?

— Что объединяет лейтенанта Кузнецова и командующего армией генерала Бессонова?

(Разделённые несоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной цели – не только военной, но и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и в одном направлении ищут истину. Оба они требовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ей своих поступков и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к Родине и принадлежности к народу и к человечеству в высшем смысле этих слов.)

— Как вы объясните смысл романа «Горячий снег»? Какое художественное средство использовано в названии романа? А почему автор использовал именно это художественное средство? (Жизнь и смерть, война и мир не совместимы).

Литература Класс: 11 «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности солдатской»

Аннотация проекта: Проект посвящён изучению героизма простого русского солдата в годы Великой Отечественной войны. Работая над реализацией проекта, обучающиеся 11 класса сопоставят два произведения художественной литературы Ю. Бондарева «Горячий снег» и В. Кондратьева «Сашка», сделают вывод: борьба за Родину — это и есть одно из важных качеств военного поколения, которое представляется а образах главных героев произведений Ю. Бондарева и В. Кондратьева. Писатели раскрыли лучшие черты мировосприятия солдата: мужество, ум, бодрость духа в самых критических положениях, выносливость, трудолюбие и глубочайшая вера в победу.

^ Основополагающий вопрос: «Война ради славы или ради жизни на земле?»

Учебные предметы: литература, история.

Участники проекта: учащиеся 11б класса.

  • Развитие творческих коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской деятельности, умение самостоятельной работы с художественной литературой, расширение кругозора, эрудиции.
  • Воспитание чувства патриотизма, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
  • Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
  • Организовать индивидуальную и групповую работу школьников.
  • Учить анализировать, сопоставлять, обобщать, решать проблемы, работать с художественными текстами, фильмами, делать выводы.
  • Что мы знаем о людях, прошедших войну?
  • Что помогло им: голодным и раненым, с одним патроном в винтовке идти в бой против многочисленного врага?
  • Только ли при помощи оружия смогли они отстоять свою жизнь и свободу?
  • Был ли самоотверженный героизм, и самопожертвование ради жизни на земле?
  • Почему надо вспомнить о народном подвиге, хранить вечный огонь битвы «не ради славы, ради жизни на земле»?
  • Русский солдат на экранах фильмов.
  • «Город, опаленный в бою».
  • «Стойкость, победившая смерть».
  1. Мозговой штурм первый урок 10 минут.
  2. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез, решения проблем. Первый урок 10 минут.
  3. Выбор творческого названия проекта.
  4. Обсуждение плана работы учащихся в группе.
  5. Обсуждение источников информации.
  6. Самостоятельная работа учащихся.
  7. Презентация результатов исследования.
  • Роман Ю. Бондарева «Горячий снег».
  • Повесть В. Кондратьева «Сашка».
  • Слайдовая презентация по произведениям Ю. Бондарева «Горячий снег» и В. Кондратьева «Сашка».
  • В конце урока определить те нравственный качества, которыми обладал на войне русский солдат, завоевавший победу. (В ходе урока делается запись).

Авторы показали удивительные характеры русских солдат и создали произведения глубокого идейно-художественного содержания. Созданные ими обаятельные образы солдат, воплотили лучшие человеческие качества. Ум, смекалка, нравственная определённость героев проявляются так непосредственно, открыто, что сразу вызывают к ним доверие, сочувствие и понимание читателя. Они постоянно в действии, в движении, многое видят вокруг себя, думают, размышляют. Но как трудно ни было бы им, ни разу не засомневались они в победе, понимали, что не научились ещё воевать, как следует ни командиры, ни рядовые. И что учёба эта на ходу, в боях идёт по самой их жизни. Но солдаты всё вынесли и одержали Великую Победу.

  1. Организационный момент.
  2. Вызов. Фрагмент фильма.
  1. Осмысление.

(В романе «Горячий снег» показано решающее сражение войны, битва под Сталинградом, сутки смертельного противостояния, после которого начался путь русских солдат на Берлин. Изображая артиллерийскую батарею, которая приняла на себя удар танкового корпуса Манштейна, выдержала яростный натиск и почти вся погибла. Писатель сумел раскрыть в участниках битвы такие качества, присущие человеку, которые определили не только итог этого страшного боя, но и исход всей войны.

В повести В. Кондратьева «Сашка» показаны события, которые происходили осенью 1941 года на Ржевской земле. Они длились почти 15 месяцев. Потери в Ржевской битве были огромные. Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор. Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, он изобразил в повести «Сашка». Изображая рядового солдата на войне, Кондратьев стремился отдать дань уважения самоотверженному ратному труду солдату на войне.)

  • Жизненный идеал.
  • Обязанность.
  • Любовь.
  • Ненависть.
  • Дружба.
  • Преданность.
  • Предательство.
  • Призрение.
  • Эгоизм.
  • Всеобщая объединённость.
  • Защита работы «Русский солдат на экранах фильмов».
  • Защита работы «Город, опалённый в бою».
  • Защита работы «Стойкость, победившая смерть».
  1. Конкретизация изученных произведений.

— Какой тип человека и командира вы считаете наиболее приемлемым в тех условиях, в которых оказались главные герои роман Ю. Бондарева «Горячий снег» Кузнецов и Дроздовский? Докажите своё мнение.

Учитель: Каким представил В. Кондратьев своего героя в повести «Сашка»?

— Назовите эпизоды, зачитайте отрывки из художественного произведения, где раскрывается характер Сашки.

— Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками? И почему он возвращается в лес, хотя только что пережил страх от обстрела? Как это характеризует Сашку?

Читайте так же:
С чем носить розовые джинсы 2022

— Рассмотрим, как ведут себя герои романа Ю. Бондарева «Горячий снег» во время боя. Обратимся к Сталинградским событиям.

— Сопоставим поведение Кузнецова, когда он решает послать Уханова во время бомбёжки снять прицелы с орудий, и Дроздовского, который посылал на верную смерть Сергуненкого.

— Обратимся к описанию боя (гл.2, 12).

— Какие действия Уханова, Чубарикова, Касымова открыли Кузнецову «узнанное» в то мгновение «братство» и как это чувство определило всё его последующее поведение?

— Как вы считаете, поступок Сашки по отношению к ротному можно назвать подвигом?

— Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе – это возникшее между Кузнецовым и Зоей любовь. Что мы знаем о Зое?

(Обманувшись по началу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам, как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем боль и страдания многих. Личность Зои познаётся в напряжённом, словно наэлектризованном пространстве, которое почти неизбежно возникает в окопе с появлением женщины. Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливого интереса до грубого отвержения. Но её доброты, её терпения и участливости достаёт на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги, её главные события, её суровую, жестокую реальность женским началом, лаской и нежностью.

Война, её жестокость и кровь, её сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в те короткие сроки марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается всё это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А вскоре – так мало времени проходит – Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слёз лицо, «снег на рукаве ватника был горячим от его слёз».)

— Как характеризует Дроздовского отношение его к Зое Елагиной?

— Как вы понимаете смысл фразы: «У войны не женское лицо»?

— Каждый автор проводит своего героя через испытания любовью. Это классический приём в русской литературе. Как проходит через эти испытания герои Бондарева?

— А как проходит Сашка испытание любовью?

(С достоинством проходит герой и испытание любовью. Страницы, посвящённые рассказу о первой любви Сашки, наполнены лиризмом, удивительной нравственной красотой. Юноша готов понять, а значит, и простит даже то, что ему предпочли другого. Он готов перетерпеть любую боль. А боится только одного – лжи и жалости.)

— Какие истины начали открываться Дроздовскому после пережитого боя?

(Но не даром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского честного котелка.)

— Зачитайте размышления Сашки, когда он вёл немца в штаб. Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой он человек?

(Одной из ключевых в повести является сцена, когда Сашка берет в плен немца. У него нет к нему вражды, чувство, которое испытывает герой, скорее можно назвать жалостью. Вот каким его видит Сашка: «Был он вроде бы Сашкин одногодок, лет 20-22. Курносый и веснушчатый, на вид прямо русский». Привыкший брать на себя ответственность, уверенный в правоте своего дела, беззаветно верящий в справедливость, Сашка убеждает немца, что на его Родине пленных не расстреливают: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем». Автор подробно описывает путь главного героя в штаб, куда должен он был доставить немецкого солдата. За всё стыдно Сашки: за не похороненные тела русских бойцов, за примитивность военного снаряжения, за поведение комбата. «Обросший, со спутанными волосами, лезшими ему в лоб, в расстегнутой гимнастерки, согнутый, с отвисшей нижней губой и черными кругами около глаз, необычный и страшноватый».

— Таким описывает его автор. Конечно, Сашка сочувствует командиру, потерявшему близкого человека, но, по его убеждению, ни кто не имеет право ставить личное горе выше воинского долга. И Сашка понимает, что жизнь этого молодого и курносого немца находиться в его руках. Перед Сашкой выбор: поступить по совести и не выполнить приказ командира или, не нарушив присягу, расстрелять немецкого солдата и тем самым спасти собственную жизнь. И мы ни минуты не сомневаемся, что решит герой).

— Представим, а как бы повел себя Дроздовский в данной ситуации?

— На войне перед смертью все ровны: и рядовой солдат, и генерал. Обладая нравственными ценностями, человек поступает так, как ему подсказывает совесть. К каким истинам приходит генерал Бессонов после всех событий боя?

— Что объединяет лейтенанта Кузнецова и командующего армией генерала Бессонова?

(Разделённые несоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной цели – не только военной, но и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и в одном направлении ищут истину. Оба они требовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ей своих поступков и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к Родине и принадлежности к народу и к человечеству в высшем смысле этих слов.)

— Как вы объясните смысл романа «Горячий снег»? Какое художественное средство использовано в названии романа? А почему автор использовал именно это художественное средство? (Жизнь и смерть, война и мир не совместимы).

Учителя русского языка и литературы Александренко Е. П

Цели : вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; рассмотреть проблему нравственного выбора на войне; показать характер русского солдата; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока : семейные реликвии времён Великой Отечественной войны, фотографии, воспоминания писателей и поэтов – фронтовиков; книги о Вов.

Методические приёмы : анализ текста, беседа, проблемные вопросы.

Организационный момент (10 мин.) . Слайд 1 презентации .

Здравствуйте. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы все, наверное, догадались, что мы сегодня будем говорить о Великой отечественной войне. Это великое событие нашло отражение не только в сердцах людей, но и в различных видах искусства. Поэтому в начале урока послушаем фрагмент песни в исполнении В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». ( Звучит песня в исполнении В.Высоцкого « Он не вернулся из боя»).

Читайте так же:
Табула раса матерчатая безрукавка poe

II . Слово учителя.

1. В этом году мы отмечаем 65-летие Великой Победы. А тема Великой Отечественной войны остается одной из главных тем русской литературы. До сих пор к ней обращаются писатели и поэты. Но наиболее ценными остаются свидетельства современников, которые на своих плечах вынесли всю тяжесть войны, а затем предельно правдиво рассказали о том, какой ценой была завоевана Победа. К сожалению, у нас в селе не осталось в живых ни одного ветерана, но мы помним людей, воевавших для нас, для нашего светлого будущего.

В память обо всех участниках войны сейчас прозвучит стихотворение Семена Гудзенко «Перед атакой». Семен Гудзенко родился в 1922 году и уже в июле 1941 года ушел на фронт. Из его ровесников, ребят, уходивших на фронт в 18-19 лет, вернулись с войны 3%, а 97% остались там. Вы услышите не просто стихотворение, а почти крик – надрывный эмоциональный крик человека, все видевшего. ( Читает заранее подготовленный ученик. Во время чтения слайды с фотографиями ветеранов нашего села).

2. «С тех вершин – в поэзию сойти» и в прозу – пытались многие хорошие поэты и писатели. Их книги на столе. (Демонстрируется выставка книг ). Г.Бакланов, Э.Казакевич, В.Астафьев, Кондратьев и другие создали так называемую «прозу лейтенантов», открыли правду о войне.

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана».

Вячеслав Кондратьев прошёл вместе со своими будущими героями фронтовые дороги. Он писал о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом. Но фронтовики, сражавшиеся под Москвой, Сталинградом, на Ладоге и Днепре, узнавали в его рассказах себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, свою радость и боль.

В центре нашего урока сегодня характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне. Слайд 16.

( Постановка проблемного вопроса ). Я надеюсь, что мы придём к тому вечному, что несла русская классическая литература. Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

3. О жизни и творчестве замечательного писателя, Вячеслава Кондратьева, расскажет нам … ( отвечает заранее подготовленный ученик ).

4. В июле 1943 года Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным…».

Непростой, извилистый путь был у Кондратьева к «Сашке». Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о войне, о его товарищах, которые сложили головы в боях под Ржевом, руководила им при написании повести.

Доказательством этому служит эпиграф повести.

Из многих лирических и эпических произведений можно увидеть, что бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями.

III . Анализ повести (25 мин.) . Во время анализа повести вы будете заполнять карты (см. прил. 1), с помощью которых мы подведем итоги урока, ответив на вопрос : Каков Сашка, русский солдат?

– Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали, прочитав повесть «Сашка».

— Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?

Интересно ли было читать повесть "Сашка"?

Каким вы представляете себе Сашку? (Надёжным, совестливым, находчивым, смелым). Слайд 21.

Слайд 22 . На этом слайде вы видите, каким представлял Кондратьев своего героя.

— Анализируя повесть, мы увидим, в каких ситуациях Сашка проявил лучшие человеческие качества.

Несколько дней фронтовой жизни . Рассмотрим наиболее важные эпизоды в повести, которые показывают, что даже война не способна сломать настоящего человека.

ПЕРВОЕ, НА ЧТО ХОЧЕТСЯ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЭТО быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками. ( 2-3 мин.).

– Как показан военный быт в повести? Найдите и зачитайте те существенные детали, с вашей точки зрения, которые помогли писателю воссоздать это время, показать историческую достоверность в повести. (Работа с текстом повести).

«С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшёнки на двоих – и будь здоров. Распутица!»

«Но ещё большее удивление, если не сказать недоумение, вызвало у немца то, как Сашка, вынув кресало и трут – катюшей они это называли, — начал выбивать искру… и трут никак не разгорался».

«Ротный обмундированием от Сашки не отличался, такая же телогрейка, грязью заляпанная, ремня широкого командирского ему ещё не выдали, такое же оружие у него солдатское – автомат».

«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железной дороги оторвались, распутица».

В воспоминаниях В.Кондратьева есть такие строки :

Их закопать мы даже не пытались,

Себе – живым – окопы рыть не в силах…

Не узнаю… Но здесь мы были,

Ещё полна земля следов

Той страшной и далёкой были,

Они глядят глазницами пустыми

Белеющих в овраге черепов.

– Так зачем же Кондратьев так подробно выписывает этот убогий быт войны?

Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне .

Какие же события выбрал автор из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни?

Почему именно к ним привлёк наше внимание?

Мы остановим внимание лишь на 6 основных эпизодах .

Сашка добывает валенки для ротного.

Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

Встреча с Зиной.

Сашка выручает лейтенанта Володю.

Эти Эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.

Читайте так же:
Как сложить плащ дождевик

— Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками? («Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)

— Какое чувство руководит Сашкой, когда он решается вновь под огнем вернуться в роту? ( С острадание, сочувствие, мысли о других людях не покидают его: желание проститься с товарищами, отдать ППШ именно своей роте, а не второй, мысли о ротном : « надо идти, но неловко как-то и совестно — вот он уходит, а ребята и небритый осунувшийся ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает, суждено ли кому из них уйти отсюда живым, как уходит сейчас он, Сашка».

— Почему Сашка решается отвести санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут. ( « А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»).

— Сделаем выводы и запишем их в карты.

2. Эпизод пленения немца. Испытание властью. Слайд 27.

Пересказ эпизода с привлечением текста.

– Каким мы видим Сашку в этом эпизоде? Почему он не подчиняется приказу? Как расценивать этот поступок? ( Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью, гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог: стыд перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили. « Он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен»).

– Почему же Сашка всё-таки не выполнил приказ? Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию. ( Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово: «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании»).

И напишет Кондратьев удивительные слова : «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…».

– Почему? ( Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком. Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовнее, чище). Слайд 28.

3. Роль эпизодического героя, связного комбата Толика

— Какую роль играет появление эпизодического персонажа — связного комбата Толика? (Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество).

4. Встреча с Зиной. Испытание любовью.

Пересказ эпизода с привлечением текста.

Обсуждение : Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём? ( Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё. ».

Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не может, справедливость и доброта опять берут верх…)

5. Короткая фронтовая дружба с Володей. Испытание дружбой

Пересказ эпизода с привлечением текста.

Обсуждение: Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей? ( Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке»).

Решение нравственной проблемы

– Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?

(С точки зрения Сашки, это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов).

Итог урока. Рефлексия.(10 мин.)

— Подведем итоги урока.

-Каков Сашка, русский солдат? Каким вы его увидели. Каик человеческие качества выделили в образе Сашки? ( Работа с индивидуальными картами. Пользуясь картой, ученики подводят итоги ).

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени.

«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К.Симонов.

Выставление отметок за работу на уроке.

Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?

Слайд 32 . Звучит песня Ножкина «Подо Ржевом».

В. Кондратьев «Сашка»

Человеческие качества Сашки

Сашка добывает валенки для ротного.

Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

Встреча с Зиной.

ССашка выручает лейтенанта Володю.

1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 140-141.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector