Кто звонил владыке? Епископ объяснил, за что уволил TikTok-батюшку, но возникли вопросы
Кто звонил владыке? Епископ объяснил, за что уволил TikTok-батюшку, но возникли вопросы
Скандал вокруг увольнения димитровградского священника Георгия Сухобокого с должности пресс-секретаря местной Епархии за поддержку Алексея Навального зашел на новый виток. Епископ Мелекесский Диодор (Исаев) опубликовал открытое обращение к бывшему подчиненному на личной странице в Фейсбуке.
Из него следует, что дело не совсем в симпатиях к «Берлинскому пациенту»:
«Я всего лишь освободил Вас от должности пресс—секретаря и главы епархиального информационного отдела. И не за Ваши личные убеждения, а за то, что Вы просто по факту не соответствовали занимаемым Вам в епархии обозначенным выше должностям. <…> Как мой пресс-секретарь, Вы были ОБЯЗАНЫ озвучивать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО позицию Епархиального Архиерея и Церкви по всем вопросам. Так обозначено в должностной инструкции пресс-секретаря епархии Русской Православной Церкви».
Всегда был плохой
Епископ признается, что пост в поддержку – цитата – «элитного политзаключенного» стал последней каплей, переполнившей чашу его христианского терпения. Задолго до этого Сухобокий проявлял себя не лучшим образом:
«<Вы> не имеете ни к кому ни уважения, ни сочувствия, ни снисхождения. Лишь презрение с осуждением <…> Из-за чего было достаточно много жалоб и замечаний от прихожан. Когда я ставил Вам это на вид, Вы фыркали и неуважительно отзывались о жалобщиках. Хотя все эти годы служения в нашем храме Вы едите хлеб и живете на средства, которые приносят в наш храм именно эти неуважаемые Вами люди».
«Лишь презрение с осуждением!»
Все ходы записаны
Глава епархии возмущается тем, что отец Георгий отредактировал аудиозапись телефонного разговора о предстоящем увольнении, исключив из него неудобные моменты и скрыв подробности. Напомним, отрывок записи был опубликована в ролике Youtube-канала одного из сторонников Алексея Навального.
Сокращенная расшифровка отрывка аудиозаписи:
Диодор: – Скажи пожалуйста, что опять за провокации ты устроил? Чтобы привлечь внимание органов? Ты привлек, спасибо!
Георгий: – Вы по поводу публикации моей говорите?
Диодор: – По поводу твоей публикации. Тобой заинтересовались, возрадуйся! <. >мне сказали, что у меня такого пресс-секретаря быть не должно. Хорошо, ты добился своего. Его не будет.
Вольно или невольно, епископ ошибся: Сухобокий опубликовал на своей странице в TikTok полную версию разговора еще до выхода «штабного» ролика.
В своем обращении епископ также сообщает, что Сухобокий намеренно провоцирует дисциплинарные меры против себя для того, чтобы быстрее эмигрировать из России в Америку и перейти в юрисдикцию Американской Православной Церкви.
Увольняйся и говори, что хочешь!
«Руководитель пресс-службы не является журналистом, за исключением тех случаев, когда он параллельно работает редактором или является автором ведомственного издания – такое тоже бывает, но очень редко», — говорит председатель регионального отделения Союза Журналистов России, профессор Олег Самарцев, — «Если бы журналиста уволили за его политические взгляды, то наш Союз непременно бы вмешался. Здесь другое: отец Георгий как руководитель пресс-службы должен был руководствоваться теми корпоративными нормами, с которыми он согласился при поступлении на работу. Епархия посчитала, что эти нормы были нарушены и приняла решение об увольнении – имела на это полное право. Иногда я консультирую по поводу работы пресс-служб. Если бы у меня попросили совета о том, как поступать в такой ситуации, то я бы ответил: нужно либо попытаться синхронизировать позиции организации и пресс-секретаря, либо, если это не удается, уволить человека. Пресс-секретарь не может дистанцироваться от своего работодателя. Хочешь говорить без оглядки на него? Тогда увольняйся и говори! Это будет честно и профессионально».
Вот Бог, вот TikTok
По мнению Самарцева, поддержка Сухобоким Навального однозначно наносит ущерб Церкви, ведь последний был осужден судом за оскорбление ветерана Великой отечественной войны:
«Любой человек, воспитанный в христианской вере, подобный аморальный поступок может только осуждать. Во-вторых, активность батюшки в TikTok я, как человек неверующий, но выросший в нормальном обществе, тоже считаю аморальной. Молодежь к вере таким образом не привлечешь. Все эти «Батюшки онлайн», батюшки в TikTok, батюшки на джипе я считаю извращением сути самой религии. И в-третьих – человек, который сознательно и без ведома собеседника записывает разговор, а потом его публикует, однозначно совершает аморальный поступок. Я бы такому священнику исповедоваться не пошел!».
«TikTok это аморально!»
Воздуха в груди не хватает
Отец Георгий поясняет: делать диктофонные записи разговоров с Диодором он начал из-за опасений за свои работу и репутацию:
«В 2013 году я попал в очень похожую историю в Казахстане, где тогда жил – я всего лишь публично высказался за евроинтеграцию Украины, после чего был с позором изгнан из своего прихода. Сказали, что я недостоин быть священником, что из Европы к нам идет только самое плохое, и т. п. Это был тяжелый опыт. Не случилось никакого резонанса, я был никому неизвестным диаконом, ничего не мог сказать в свою защиту. Я не хотел, чтобы подобное повторилось».
Бывший пресс-секретарь епархии не считает, что нарушил свои должностные обязанности: на работу его приняли без формальностей, по-простому, лишь в общем очертив фронт работ – вести сайт и социальные сети. При этом стоять за правду (в том числе – поддерживать политзаключенных) он считает делом гораздо более важным, нежели верность каким-то инструкциям:
«Когда апостолов привели на судилище, они ответили обвинителям: «Неужели мы будем слушать вас больше, чем Бога?»».
Сухобокий категорически отрицает, что намеревался уехать в Америку и имел по этому поводу разговор с Диодором:
«Епископ — это такой человек, в голове у которого жуткая каша. Он верит в чипирование от Била Гейтса, в то, что через вакцину «Пфайзер» в организм человека попадают микроскопические алюминиевые осьминожки. Поэтому я не исключаю, что он может что-то додумать. Я хочу жить и работать в России, совсем недавно я получил российское гражданство, которого добивался несколько лет – зачем мне это, если я собрался в Америку? Просто в последнее время так принято. Не удивлюсь, если скоро меня объявят иностранным агентом или шпионом. Владыка говорит подобные неправдоподобные вещи лишь потому, что хочет выкрутиться из той сложной ситуации, в которую попал. В телефонном разговоре он четко сказал: есть некие органы, которые мной заинтересовались и требуют моего увольнения. Теперь же он утверждает, что я плохо работал, что он просто нашел более квалифицированного человека на мое место и т.д. Представьте, если бы я не записал наш разговор – смог бы я отмыться от подобной лжи? У меня нет слов. Я от всего происходящего в глубоком шоке. Воздуха в груди не хватает».
Это внутренняя политика
Диакон Андрей Кураев, который находится в затяжном конфликте с руководством РПЦ из-за своих публичных высказываний о церковных проблемах и даже почти лишен сана, называет должность любого пресс-секретаря собачьей – в смысле предполагающей полной и беспрекословное подчинение:
«Пресс-секретаря могут заменить только потому, что не понравился цвет галстука, не говоря уже о каком-то высказывании, без каких-либо объяснений. С этой точки зрения неожиданно хорошо то, что епископ все-таки позвонил отцу Георгию, ведь обычно уволенные узнают о своем увольнении из интернета, что называется. А нехорошо то, что епископ идет на этот шаг под внешним давлением, о чем прямо говорит. Наши епископы не умеют защищать своих клириков от давления светских элит (чиновников, спонсоров и т. д.). Кто надавил? Сказать сложно. Возьмем по максимуму – какое-нибудь управление внутренней политики. А вот какого уровня – городского, областного или вообще федерального – я не знаю».
Глава Мелекесской епархии Диодор отказался от дополнительных комментариев по этому поводу:
«Мне никто не звонил (с требованием уволить Сухобокого – прим.). Моя позиция отражена в публичном обращении».
ОТВЕТЫ К ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ТЕСТАМ
Барашек, галчонок, девчонка, книжонка, овражек, пирожок, речонка, рубашонка, ручонка, снежок.
С багажом, с открытой душой, кирпичом, зачерпнуть ковшом, крыльцо, под крышей, с Кузьмичом, лужей, украсить парчой, плащом, пляжем, рощей, этажом ниже.
Алычовое варенье, глянцевый, грошовый, грушевый, камышовый, моржовый, парчовый, плюшевый, свинцовый, холщовый.
Горячо спорить, свежо.
Круглолицей девочки, куцего хвоста, лучшей доли, могучей силы, небольшого куска, рыжей лисы, хорошего отношения, чужого человека.
Бечевка, желтый, желудь, желоб, жокей, капюшон, крыжовник, прическа, пощечина, прожорливый, прошел, пчелы, решетка, счет, щетка, трещотка, чащоба, челка, черствый, черт, чопорный, чечетка, шелк, шерстка, шов, шокировать, шоколад, шомпол, шоссе, шотландец, шофер, щелочь.
Возмущенный, запрещен, заражен, затушевывать, кипяченый, напряженный, ночевка, облицованный, обожженный, окольцованный, опустошен, отраженный, пританцовывать, просвещенный, ретушер, сгущенка, стажер, танцевать, увлеченный, ученый.
Волчонок, вооруженный, с врачом, горошек, дешевый, дирижер, душонка, жеваный, жердочка, жесткий, зажженный, замшевый, зачет, истощенная земля, кумачовые флаги, ландышевый, лучшего ученика, мажорный, моченый, солнечным лучом, обжора, облицевать фасад, ожег руку, опустошенный человек, освещен, печенка, письмецо, полотенце, пунцовый, прыжок, распашонка, расческа, ситцевый, с большим стажем, трущоба, тушенка, тяжелый ожог, хорошо, челн, черточка, чужой вещи, шепот, шовинизм, шорох, шорты, щеголь.
2.2. Правописание ы и и после ц
Цистерна, процитировать, циклон, цирк, цитрон, цинизм, цирюльник, вакцина, циркулировать, пациент, инициалы.
Реакция, дикция, позиция, лекция, станция, порция, рация, эволюция.
Цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнуть.
Сестрицын, смуглолицый, куцый, бледнолицый, Троицын день.
Огурцы, пальцы, скворцы, спицы, три девицы, нора лисицы.
Цикличный, улицы, делегация, гнездо птицы, цитрусовый, панцирь, круглолицый, эмоции, синицы, цилиндр, курицын, цивилизация, бойцы, цифры, нарцисс, краснолицый, зайцы, племянницын, акация, циркуль, школьницы, сенсация.
2.3. Правописание слов с буквой ь
Вскачь, замуж, лишь, настежь, невмочь, невтерпеж, сплошь.
Беречься, взвесьте, встретишься, испечься, назначьте, намажь, останься, не плачьте, съешь, сядьте, учишься.
Глушь, грач, дач, крыш, ландыш, лещ, много луж, меч, молодежь, мышь, ночь, помощь, рожь, стаж, тишь, выше туч.
Могуч, похож, хорош.
Женщина, мощный, погонщик, пончик, речка, стекольщик, точка, удачный.
Восемьсот, семьдесят, шестьсот.
Вечный, вещь, встаньте, готовишься, девятьсот, дрожь, душ, еж колюч, живуч, каменщик, ложь, луч, моешься, навзничь, наотмашь, отрежь, плач ребенка, подвинься, прочь, пятьдесят тысяч, репортаж, речь, речной, среди рощ, ручка, спрячьте, черная тушь, увлечься, удач.
2.4. Правописание окончаний существительных
По аллее, в большой аудитории, сушить на батарее, флаг на башне, во всем величии, возникнуть в воображении, по галерее, побывать в Гвинее, при движении, жить в деревне, в глубокой древности, быть в Заполярье, о злодее, деревья в инее, работать в Казани, на прошлой лекции, о Лидии, о Марии, выставка в музее, о Наталье, о несчастье, быть в области, остановиться на перепутье, был в планетарии, по площади, о помощи, о профессии, по пустыне, пребывать в раздумье, бывать в Рязани, отдыхал в санатории, оставить на сиденье, жить в согласии, стоят в отдалении, о трагедии, об удовольствии, сидит в унынии, на интересной экскурсии, о Юрии.
Актеришка, бородища, волчище, голосишко, городишко, домишко, заборишко, кулачище, носище, парнишка, ручища, сынишка, трусишка, ураганище, холодище, человечище, шинелища.
Много апельсинов, этих башкир, пять гектаров, двое грузин, пять килограммов, шесть лимонов, грядка помидоров, сойти с рельсов, пара сапог, рота солдат, этих таджиков, этих цыган.
2.5. Правописание суффиксов существительных и прилагательных
Карандашик, карманчик, кармашек, ковшик, кузнечик, листочек, мешочек, ножичек, человечек, ящичек.
Желаньице, зданьице, креслице, маслице, пальтецо, письмецо, платьице, ружьецо, селеньице.
Бусинка, впадина, горошина, диковинка, изюминка, скважина, соломинка, старейшина, трещина.
Аппаратчик, разносчик, перебежчик, переводчик.
Веснушчатый, крупитчатый, лапчатый, пузырчатый, узорчатый.
Авангардистский, альпинистский, грецкий, журналистский, казацкий, киргизский, мужицкий, рыбацкий, скользкий, ткацкий, туристский, французский.
Вкрадчивый, доверчивый, заботливый, приветливый, причудливый, разборчивый, разговорчивый, сбивчивый, сговорчивый, словоохотливый, уклончивый, усидчивый.
2.6. Правописание н и нн в существительных и неотглагольных прилагательных
Багряный закат, барабанный бой, безветренная погода, бессонница, ветреник, ветреный день, ветряная мельница, ветчинная колбаса, глиняный кувшин, гостиная, гостиный двор, гуманный закон, гусиное перо, деревянный стол, диковинная шкатулка, дискуссионный вопрос, дорога длинна, дровяной склад, дружинник, единственный друг, журавлиная стая, законный прием, земляной пол, змеиный яд, именинник, искусственный, истинные чувства, каменная ограда, карманные часы, картинная галерея, клюквенный морс, кожаные перчатки, комариный писк, комиссионный магазин, конопляное масло, куриный бульон, лебединая песня, ледяной покров, лосиная тропа, львиная доля, масляное пятно, машинный перевод, мгновенное решение, мелодия монотонна, мужественный поступок, недюжинные способности, обветренное лицо, обеденный перерыв, овчинный тулуп, оловянный солдатик, осенняя пора, ослиное упрямство, песчаный пляж, петушиный гребень, письменность, пламенная речь, платяной шкаф, племенной скот, племянник, пленник, подлинник, подлинное искусство, полотняная простыня, продовольственный магазин, пряный запах, улица пустынна, пчелиный мед, пятитонный грузовик, реакционный режим, румяные щеки, рьяный сторонник новой теории, свиной паштет, серебряная цепочка, собственность, соломенная шляпа, соотечественник, старинная вещь, стеклянный стакан, странное поведение, тополиный пух, торжественное заседание, традиционное мероприятие, туманное утро, тыквенное пюре, хозяйственные постройки, холстинная рубаха, ураганный ветер, ценное открытие, численное превосходство, чугунная плита, шерстяное одеяло, экскурсионное бюро, юный спортсмен.
2.7. Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях
Балованный ребенок, беленый потолок, брошенный листок, вареный картофель, поле вспахано, задание выполнено, вязанный на спицах шарф, вязаный свитер, желанная встреча, жареная утка, званый ужин, много раз игранный этюд, квашеная капуста, кованый сундук, краденые часы, крашеные волосы, купленный билет, лакированная шкатулка, ломаная линия, маринованные огурцы, масленый пирожок, квартира меблирована, медленный темп, меченая ложка, мороженое мясо, написанное письмо, колбаса нарезана, невиданное диво, неглаженая блузка, нежданный гость, немудреный завтрак, неписаный закон, непрошеное вторжение, неслыханная дерзость, нечаянное столкновение, ношеное пальто, уже ношенный жакет, ошибка обнаружена, статья опубликована, экскурсия хорошо организована, погашенный свет, подметенный пол, подписанный листок, покрашенный забор, полированная мебель, поношенный пиджак, книга прочитана, путаные следы, раненый боец, рваный рукав, решенная задача, рискованный шаг, свежеиспеченный пирог, свежемороженые овощи, связанная шапочка, священный долг, скошенная трава, беседка сломана, скованные движения, смышленый мальчуган, сорванный цветок, стреляный воробей, стриженые волосы, тканая скатерть, травленый волк, тренированный спортсмен, громкость увеличена.
2.8. Правописание гласных в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
Борющийся, веющий, видящий, воющий, всеобъемлющий, вяжущий, держащийся, дремлющий, дышащий, заботящийся, зависящий, ищущий, караулящий, клеящий, колющий, красящий, лающий, лелеющий, моющийся, мыслящий, ненавидящий, пенящийся, полющий, режущий, реющий, слышащий, стелющийся, тающий, терпящий, тревожащий, чующий, щебечущий.
Видимый, исполняемый, исследуемый, колеблемый, нарушаемый, ненавидимый, обтекаемый, рекомендуемый, решаемый, слышимый, цитируемый, увольняемый.
Выдержавший, вытерпевший, зависевший, заклеивший, надеявшийся, обидевший, опостылевший, отчаявшийся, почуявший, раскаявшийся, растаявший, ненавидевший.
Взлелеянный, выдержанный, задержанный, заклеенный, застреленный, назначенный, оконченный, подвешенный, подслушанный, посеянный, потерянный, потраченный, размешанный, разрушенный, расстрелянный, удостоенный, улаженный, услышанный.
2.9. Правописание суффиксов и окончаний глаголов
Они борются, веет прохладой, они вертятся, они взвоют, они выздоровеют, ты вылетишь, мы выспимся, мы выстоим, ты вытерпишь, они гонятся, они дремлют, мы заботимся, он задержится, ты заклеишь, мы закроем, они ищут, собака лает, он мелет, ты обидишься, он побреется, он посмотрит, ты режешь, ты расколешь, ты расскажешь, ты расстелешь, флаги реют, он роет, он свяжет, слышится шум, снег тает, нам не терпится, он точит, мы увидим, ты удержишь, он уколет, мы устроим.
Беседовать, воевать, воспитывать, высмеивать, жаловаться, заведовать, заворачивать, исследовать, кочевать, насвистывать, оборудовать, основываться, отлаживать, переночевать, попробовать, разбушеваться, разглядывать, разрабатывать, рассказывать, советовать, требовать, укладывать, усаживать, усваивать.
2.10. Правописание числительных, наречий и предлогов
Шестьюдесятью книгами, к ста задачам, девяноста учениками, пятьюстами участниками, тремстам сотрудникам, о ста друзьях, с девятьюстами рублями, в трехстах квартирах, о двухстах примерах, к девяноста годам, в семистах страницах, двумстам зрителям, в девяноста институтах, ста книгами, шестистам жителям, в пятистах школах.
В продолжение лета, в течение недели, вследствие пожара, в отличие от остальных детей, скала наподобие конуса, дать задание в заключение занятия, впоследствии мы часто вспоминали об этом.
Справа, вправо, направо, сначала, налево, слева, влево, начисто, затемно, изредка, досыта, наглухо, запросто, сызмала, наскоро, искоса, снова, заново, набело, досуха, издавна, засветло.
Капитанская дочка (Пушкин)/Глава IX
Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой.
Рано утром разбудил меня барабан. Я пошел на сборное место. Там строились уже толпы пугачевские около виселицы, где все еще висели вчерашние жертвы. Казаки стояли верхами, солдаты под ружьем. Знамена развевались. Несколько пушек, между коих узнал я и нашу, поставлены были на походные лафеты. Все жители находились тут же, ожидая самозванца. У крыльца комендантского дома казак держал под уздцы прекрасную белую лошадь киргизской породы. Я искал глазами тела комендантши. Оно было отнесено немного в сторону и прикрыто рогожею. Наконец Пугачев вышел из сеней. Народ снял шапки. Пугачев остановился на крыльце и со всеми поздоровался. Один из старшин подал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями. Народ с криком бросился их подбирать, и дело обошлось не без увечья. Пугачева окружали главные из его сообщников. Между ими стоял и Швабрин. Взоры наши встретились; в моем он мог прочесть презрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости. Пугачев, увидев меня в толпе, кивнул мне головою и подозвал к себе. «Слушай, — сказал он мне. — Ступай сей же час в Оренбург и объяви от меня губернатору и всем генералам, чтоб ожидали меня к себе через неделю. Присоветуй им встретить меня с детской любовию и послушанием; не то не избежать им лютой казни. Счастливый путь, ваше благородие! — Потом обратился он к народу и сказал, указывая на Швабрина: — Вот вам, детушки, новый командир: слушайтесь его во всем, а он отвечает мне за вас и за крепость». С ужасом услышал я сии слова: Швабрин делался начальником крепости; Марья Ивановна оставалась в его власти! Боже, что с нею будет! Пугачев сошел с крыльца. Ему подвели лошадь. Он проворно вскочил в седло, не дождавшись казаков, которые хотели было подсадить его.
В это время из толпы народа, вижу, выступил мой Савельич, подходит к Пугачеву и подает ему лист бумаги. Я не мог придумать, что из того выйдет. «Это что?» — спросил важно Пугачев. «Прочитай, так изволишь увидеть», — отвечал Савельич. Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрено пишешь? — сказал он наконец. — Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?»
Молодой малый в капральском мундире проворно подбежал к Пугачеву. «Читай вслух», — сказал самозванец, отдавая ему бумагу. Я чрезвычайно любопытствовал узнать, о чем дядька мой вздумал писать Пугачеву. Обер-секретарь громогласно стал по складам читать следующее:
— «Два халата, миткалевый и шелковый полосатый, на шесть рублей».
— Это что значит? — сказал, нахмурясь, Пугачев.
— Прикажи читать далее, — отвечал спокойно Савельич.
— «Мундир из тонкого зеленого сукна на семь рублей.
Штаны белые суконные на пять рублей.
Двенадцать рубах полотняных голландских с манжетами на десять рублей.
Погребец с чайною посудою на два рубля с полтиною. »
— Что за вранье? — прервал Пугачев. — Какое мне дело до погребцов и до штанов с манжетами?
Савельич крякнул и стал объясняться.
— Это, батюшка, изволишь видеть, реестр барскому добру, раскраденному злодеями.
— Какими злодеями? — спросил грозно Пугачев.
— Виноват: обмолвился, — отвечал Савельич. — Злодеи не злодеи, а твои ребята таки пошарили да порастаскали. Не гневись: конь и о четырех ногах да спотыкается. Прикажи уж дочитать.
— Дочитывай, — сказал Пугачев. Секретарь продолжал:
— «Одеяло ситцевое, другое тафтяное на хлопчатой бумаге четыре рубля.
Шуба лисья, крытая алым ратином, 40 рублей.
Еще заячий тулупчик, пожалованный твоей милости на постоялом дворе, 15 рублей».
— Это что еще! — вскричал Пугачев, сверкнув огненными глазами.
Признаюсь, я перепугался за бедного моего дядьку. Он хотел было пуститься опять в объяснения, но Пугачев его прервал: «Как ты смел лезть ко мне с такими пустяками? — вскричал он, выхватя бумагу из рук секретаря и бросив ее в лицо Савельичу. — Глупый старик! Их обобрали: экая беда? Да ты должен, старый хрыч, вечно бога молить за меня да за моих ребят за то, что ты и с барином-то своим не висите здесь вместе с моими ослушниками. Заячий тулуп! Я-те дам заячий тулуп! Да знаешь ли ты, что я с тебя живого кожу велю содрать на тулупы?»
— Как изволишь, — отвечал Савельич, — а я человек подневольный и за барское добро должен отвечать.
Пугачев был, видно, в припадке великодушия. Он отворотился и отъехал, не сказав более ни слова. Швабрин и старшины последовали за ним. Шайка выступила из крепости в порядке. Народ пошел провожать Пугачева. Я остался на площади один с Савельичем. Дядька мой держал в руках свой реестр и рассматривал его с видом глубокого сожаления.
Видя мое доброе согласие с Пугачевым, он думал употребить оное в пользу; но мудрое намерение ему не удалось. Я стал было его бранить за неуместное усердие и не мог удержаться от смеха. «Смейся, сударь, — отвечал Савельич, — смейся; а как придется нам сызнова заводиться всем хозяйством, так посмотрим, смешно ли будет».
Я спешил в дом священника увидеться с Марьей Ивановной. Попадья встретила меня с печальным известием. Ночью у Марьи Ивановны открылась сильная горячка. Она лежала без памяти и в бреду. Попадья ввела меня в ее комнату. Я тихо подошел к ее кровати. Перемена в ее лице поразила меня. Больная меня не узнала. Долго стоял я перед нею, не слушая ни отца Герасима, ни доброй жены его, которые, кажется, меня утешали. Мрачные мысли волновали меня. Состояние бедной, беззащитной сироты, оставленной посреди злобных мятежников, собственное мое бессилие устрашали меня. Швабрин, Швабрин пуще всего терзал мое воображение. Облеченный властию от самозванца, предводительствуя в крепости, где оставалась несчастная девушка — невинный предмет его ненависти, он мог решиться на все. Что мне было делать? Как подать ей помощь? Как освободить из рук злодея? Оставалось одно средство: я решился тот же час отправиться в Оренбург, дабы торопить освобождение Белогорской крепости и по возможности тому содействовать. Я простился с священником и с Акулиной Памфиловной, с жаром поручая ей ту, которую почитал уже своею женою. Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами. «Прощайте, — говорила мне попадья, провожая меня, — прощайте, Петр Андреич. Авось увидимся в лучшее время. Не забывайте нас и пишите к нам почаще. Бедная Марья Ивановна, кроме вас, не имеет теперь ни утешения, ни покровителя».
Вышел на площадь, я остановился на минуту, взглянул на виселицу, поклонился ей, вышел из крепости и пошел по Оренбургской дороге, сопровождаемый Савельичем, который от меня не отставал.
Я шел, занятый своими размышлениями, как вдруг услышал за собою конский топот. Оглянулся; вижу: из крепости скачет казак, держа башкирскую лошадь в поводья и делая издали мне знаки. Я остановился и вскоре узнал нашего урядника. Он, подскакав, слез с своей лошади и сказал, отдавая мне поводья другой: «Ваше благородие! Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп). Да еще, — примолвил, запинаясь, урядник, — жалует он вам. полтину денег. да я растерял ее дорогою; простите великодушно». Савельич посмотрел на него косо и проворчал: «Растерял дорогою! А что же у тебя побрякивает за пазухой? Бессовестный!» — «Что у меня за пазухой-то побрякивает? — возразил урядник, нимало не смутясь. — Бог с тобою, старинушка! Это бренчит уздечка, а не полтина». — «Добро, — сказал я, прерывая спор. — Благодари от меня того, кто тебя прислал; а растерянную полтину постарайся подобрать на возвратном пути и возьми себе на водку». — «Очень благодарен, ваше благородие, — отвечал он, поворачивая свою лошадь, — вечно за вас буду бога молить». При сих словах он поскакал назад, держась одной рукою за пазуху, и через минуту скрылся из виду.
Я надел тулуп и сел верхом, посадив за собою Савельича. «Вот видишь ли, сударь, — сказал старик, — что я недаром подал мошеннику челобитье: вору-то стало совестно, хоть башкирская долговязая кляча да овчинный тулуп не стоят и половины того, что они, мошенники, у нас украли, и того, что ты ему сам изволил пожаловать; да все же пригодится, а с лихой собаки хоть шерсти клок».
Зачем на Руси младенцев клали на овечий тулуп
Славяне считали рождение нового человека величайшим таинством, приоткрывающим символическую дверь между мирами. Являясь из небытия в этот мир, малыш несет на себе зашифрованные знаки предначертанного. Пытаясь их «прочитать», наши далекие предки придумали целую систему примет, якобы позволявших предугадать счастливое будущее человека.
Рожденный в рубашке
Эта примета является одной из самых популярных. Она пережила тысячелетия и знакома многим современным людям. По верованиям древних славян, ребенок, появившийся из чрева матери в плодном пузыре — «рубашке», — защищен от злых сил. Удача будет сопутствовать всем его начинаниям.
При этом малыш не обязательно должен целиком находиться в плодном пузыре. Достаточно и того, чтобы какая-то часть околоплодных оболочек покрывала головку или тельце новорожденного. Древние славяне настолько верили в эту примету, что о везунчике так и говорили: «Он родился в рубашке».
Роды в полнолуние
Очень хорошей приметой считалось рождение в ночь полной луны. Согласно древнейшим языческим традициям, ночная спутница Земли озаряла своим серебристым светом ребенка и дарила ему удачу, счастье и долгую радостную жизнь. Долгожителем обещал стать и малыш, появившийся на свет в первых числах календарного месяца.
Будущее по погоде
В случае если младенец рождался не ночью, а днем, его будущее предсказывали по погоде. Рождение в ясный солнечный денек предвещало долгую и беззаботную жизнь. Пасмурное небо, дождь и холод не сулили ничего хорошего. Славяне верили, что непогода в момент появления человека на свет — предвестие тяжелой судьбы, полной тягот и слез.
Вперед ножками
Счастливой приметой считалось и появление младенца из материнской утробы вперед ножками. Славяне считали, что такое чадо будет очень сильным и удачливым, сможет везде себе проложить путь. Также у него предполагали наличие дара целителя, но проверить это могли только в более взрослом возрасте.
На кого похож
Как только кроха делал первые вдохи, его выкладывали на овечий тулуп — «на богатую и счастливую жизнь», обмывали, пеленали и пытались рассмотреть сходство с одним из родителей. Это было очень важно. Считалось, что счастливыми могут быть только девочка, похожая на отца, и мальчик, похожий на маму.
Серебряная ложка во рту
Ни одна мать не могла так повлиять на процесс родов, чтобы ее долгожданное чадо появилось в полнолуние или погожий денек, пошло ножками вперед или было похоже на родителя противоположного пола. А ведь счастья хочется для каждого!
Если обстоятельства складывались не очень благополучно, повитуха и новоиспеченные родители пытались задобрить судьбу. Для этого производились всевозможные ритуалы, которые должны были привести малыша к удаче и счастью в жизни. Особенно популярным было вкладывание младенцу в ротик серебряной ложечки.
По мнению древних славян, этот столовый прибор должен был принести малышу сытую и богатую жизнь. Кончик серебряной ложки на несколько мгновений помещали в рот новорожденного. Этот обряд дарил успокоение молодым родителям. Они твердо верили, что теперь-то их чаду точно гарантировано счастье и богатство.