Русские варежки: история появления рукавиц,значение элементов орнамента,цветовая палитра
Русские варежки
Приближается сезон холодов,поэтому самое время сейчас вспомнить о тёплых вещах.Например,о варежках.Порадовать себя любимую красивой и тёплой одёжкой для своих драгоценных ручек.По многочисленным просьбам рассказываю всё.что знаю о рукавичках.
История появления рукавиц
На Руси рукавицы известны с 13 века.Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.Варежки делились на мужские и женские.Женские — миниатюрнее,наряднее,многоцветнее.Мужские попроще,вязались без резанки,чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки,пот утереть или перекурить.
Обычно надевалось несколько пар рукавиц : сначала вязаные (их называли исподочки ),а затем меховые — мехом наружу ( мохнатки ).Для работы сверху надевали холщовые,кожаные или связанные из конского волоса.По праздникам носили исподочки с орнаментом,в будни — однотонные.
В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные,они «заменяли» рукавицы.Но русские цари надевали перстатые рукавицы.т.е. перчатки.Они были на меху,отороченные бобром.После этого рукавицы стали появляться и у других.
В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники ( митенки ) — длинные узкие перчатки без пальцев.Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток.К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.
У рукавичек на Руси было много названий — вареги , варежки , варьги , варяшки , вачаги , дельницы , мохнатки , мохнашки , рукавки , связни .Известен старинный русский обычай — перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство.Помимо шитья свадебного наряда ,невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами.Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.
Значение элементов орнамента на русских варежках
Узоры на варежках столь же значительны,как и все орнаменты в народном искусстве.Стилизованные птицы,цветы,ромбы,кресты,треугольники,крючья,лапы звёзды,полоски в сложных сочетаниях,радующих глаз — это символы — обереги ,переходившие от матери к дочери,защищали человека от злых сил,помогали в добром деле.Слово » орнамент «происходит от латинского «ornamentum» — украшение.На Руси более употребительным было слово » узор «,несущее тот же смысл — украшение поверхности предмета.
Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа,место его обитания,климат,обычаи народа,очертания человеческого тела и окружающих предметов.Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным.Каждый его элемент имел определённый смысл,был условным,но всем понятным изображением законов природы:рождения,жизни,смерти.Орнамент можно назвать древним языком общения людей.
Традиция украшения предметов быта.одежды узорами,несущими обереговую функцию,существовала на Руси со времён язычества.С принятием христианства эта традиция не исчезла,она видоизменялась и дожила до наших дней,правда,частично утеряв обереговый смысл узоров.
Символика орнаментов одинакова у многих народов.Например, ромб имеет множество значений.Некогда он был символом солнца.знаком плодородия,земледелия,добра,счастья,полной жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю,засеянные поля.Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.
Цепочка из ромбов — «древо жизни», ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил,имнно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если варежка испещрена крестами,не стоит пугаться. Крест — символ огня и солнца.»Вязаное» солнце — символ света и животворения.
Самый распространённый после геометрического — растительный орнамент .Его основные мотивы:стилизованные цветы,побеги,листья,ветви растений.Существуют и другие виды орнамента : анималистический (птицы,звери,насекомые), природный (волны), тератологический (фантастические или сказочные звери или их части).Другая большая группа — предметы,созданные человеком:инструменты,орудия труда,оружие,здания.
Мотивы орнаментов могут быть как конечными (например,» звезда «),так и бесконечными (например, волнистая линия ).Конечный орнамент создаёт ощущение статичности,бесконечный — представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или » верёвочный » узор ,вывязанные на рукавице , означали пожелание долголетия её владельцу.
Считалось,что места,через которые могла проникнуть злая сила,-это края одежды,рукавов,ворота,чулок,рукавиц. Чтобы уберечься от неё,нужно защититься,украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
Цветовая палитра узоров русских варежек
При вязании узоров не меньшую роль ,чем орнамент,играет цвет.Традиционно расцветка,так же как и узоры .зависела от назначения изделия.Раньше на повседневных вещах узоры были попроще(точки,крестики,штрихи) и цвета поскромнее : чёрный,серый,белый.Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы.Распространены были следующие устойчивые сочетания : красно-зелёные,чёрно(сине)-жёлтые,чёрно(сине)-красные.Бордюры,которыми окаймляли главные мотивы узора,чаще всего вязали ,сочетая нити красного и белого цветов.
Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного ,жёлтого и фиолетового,оранжевого и синего,именно они считались гармоничными в 19 веке.Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи.
Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым(с оттенком табачно-зелёного),красно-коричневым — без резких контрастов.Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями:стеблями,цветами и корой растений.
Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания.Довольно быстро распространившись по Европе,машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание.Массовое производство одинаковых,стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия.
Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся,а изделия,связанные вручную,ценятся с каждым годом всё больше.Потому что каждая ручная вещь неповторима,в каждую вложена частичка души .Вязать одинаковые вещи мне,например,просто неинтересно.Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое.Ещё не довязала одну пару рукавичек,а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного.А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц,с интересом разглядывающих зимой мои варежки. Ведь они мой оберег , который зимой всегда со мной!
(при составлении сообщения использованы материалы книги Г.Повериной «Узорные рукавички»).
В.В. Воскобович. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»
Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Развивающие игры В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Технология «Сказочные лабиринты игры» — это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенного усложнения образовательного материала.
· Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
· Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
· Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения)
· Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
· Формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений.
Технология состоит из разделов: «введение», «Создание педагогических условий», «Развивающие игры», «Игровые обучающие средства», «Решение образовательных задач в играх».
В разделе «Введение» содержатся концептуальные положения технологии «Сказочные лабиринты игры». Раздел «Создание педагогических условий» дает представление о том, каким образом создавать в дошкольном учреждении развивающую среду и организовывать педагогическую деятельность.
Разделы «Развивающие игры» и «Игровые обучающие средства» — это описание всех игр и обучающих игровых средств, разработанных в Центре «развивающие игры Воскабовича». В методических рекомендациях к каждой игре указываются возрастные границы и особенности восприятия игр дошкольниками. Содержание развивающих игр раскрывается с помощью вопросов и игровых заданий, но не исчерпывается ими, давая возможность и ребенку, и педагогу проявить свой творческий потенциал. Взрослый, заинтересованный в эффективном развитии детей, может самостоятельно разнообразить и обогатить содержание любой игры. Вопросы, задачи и задания являются основой для любого конспекта занятия, сценария совместной игровой деятельности или развлечения. Инструкции-сказки дополняют образовательный материал технологии.
В том случае, если дети легко справляются с заданиями, им предлагаются более сложные упражнения и задачи. Это необходимо для поддержания детской деятельности в зоне «оптимальной трудности».
Работу по технологии «Сказочные лабиринты игры» можно начинать с любого возраста дошкольного детства. Для реализации принципа постепенного усложнения детям сначала необходимо освоить материал, предназначенный для младшего возраста.
Технология «Сказочные лабиринты игры» разработана на основе идей интегративно-гуманитарного подхода в соответствии с целями и задачами комплексных образовательных программ «Детство», «Воспитание и обучение в детском саду». Поэтому в четырех таблицах раздела «решение образовательных задач в играх» представлены задачи математического развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В отдельной таблице перечислены психические процессы, которые интенсивно развиваются при помощи авторских развивающих игр. Размер кругов в таблицах показывает степень реализации программных задач в игре (большой круг – максимальная, средний круг – средняя, маленький кружок – небольшая). Если круга нет, то образовательная задача в выбранной игре практически не решается.
Педагог, планируя учебно-воспитательную работу, определяет задачи и содержание развития ребенка. С помощью описанных выше таблиц выбирает игры, направленные на решение этих задач.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Сентябрь 2017
- Сюрпризный момент: «Мишка на грузовике привёз шары и кубики».
- Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».
- Д/и «Разложи правильно».
- Сюрпризный момент: «В гости приходят две куклы».
- Д/и «Подбери кроватку по размеру»
- Сюрпризный момент: «Зайка приносит грибочки в корзинке».
- Д/и: «Один, много».
- Д/и: «Поиграем с зайчиком» (справа, слева)
- Сюрпризный момент: «В гости к детям пришли игрушки».
- Д/и «Один, много».
Октябрь 2017
- Сюрпризный момент: «К кукле Кате пришли в гости матрёшки».
- Игровое упражнение: «Хоровод матрёшек»
- Игровое упражнение: «Спрячь куб (шар)».
- Сюрпризный момент: «Петрушка приносит детям корзину с мячами».
- Игровое упражнение: «Помоги Петрушке собрать мячи в корзину».
- Игровая ситуация: «Подарки от куклы Маши».
- Знакомство с кругом.
- Игровое упражнение: «Подготовка поезда к поездке» (подставить круги (колёса)).
- Игровая ситуация: «Собираем урожай овощей».
- Игра «Чудесный мешочек» (работа с кругом)
- Игровое упражнение «Испечём оладушки» (работа с пластилином).
Ноябрь 2017
- Игровая ситуация: «Мы – весёлые ребята».
- Игровое упражнение: «Найди длинную (короткую) дорожку».
- Д/и: «Один, много, ни одного» (игра с мячами)
- Игровая ситуация: «Магазин игрушек».
- Игровое упражнение: «Подбери ленточку для коробок с игрушками» (способы наложения или приложения).
- Игровая ситуация: «Почтальон принёс посылку».
- Знакомство и обследование квадрата, закрепление свойств круга.
- Игровое упражнение: «Покажи и прокати».
- Путешествие по группе.
- Д/и «Один, много»
- Сюрпризный момент: «В гости к детям приходит колобок и приносит клубочки».
- Игровое упражнение: «Сравни клубочки по длине».
- Игра «Карусели»
Декабрь 2017
- Сюрпризный момент: «В гости к детям пришла кошечка».
- Игровое упражнение: «Поставь карандаш в стаканчик»
- Путешествие в гости к козлятам по широкой и узкой дорожкам.
- Работа с картинками с изображением козлят, закрепить правила раскладывания предметов.
- П/и «Козлята и волк».
Январь 2017
- Сюрпризный момент: «Зайчик приносит детям письмо».
- Игровое упражнение: Найди такую же»
- Игровое упражнение: «Достроим домики для зайчиков».
- Игровое упражнение: «Перепрыгнем через ледяную дорожку».
- Сюрпризный момент: «В гости к детям на грузовике приехали матрёшки, и привезли кубики».
- Игровое упражнение: «Каждой матрёшке – мячик».
- Д/и «Найди свой домик».
- Игровое упражнение: «Под каждой ёлочкой спрячь зайчика».
- Игровое упражнение: «Игрушки для ёлочки».
- Физминутка «Весёлые зайчишки».
- Игровое упражнение: «Украсим ёлочку».
Февраль 2017
- Путешествие в зимний лес.
- Игровая ситуация: «Построим заборчик вокруг ёлочки».
- Игровое упражнение: «Покормим воробышков»
- Игровая ситуация: «За покупками в магазин «Игрушек»».
- Игровое упражнение: «Назови правильно».
- Игровое упражнение: «Построим домики».
- П/и «Поставь машину в гараж».
- Игровая ситуация: «Поможем художнику найти его ошибку» (докладывают носик – морковку).
- Д/и «Определи у кого больше (меньше)»
- Игровое упражнение: «Поможем снеговикам собрать пирамидку».
- Загадка о котёнке. Д/и «Посади котят в корзинки».
- Стихотворение «Мишка косолапый…» имитация движений. Игровое упражнение: «Угостим мишек конфетами».
- П/и «Найди такую же фигуру».
Март 2017
- Игровое упражнение: «Прокати машину по дорожке» (длинная, короткая).
- Игровое упражнение: «Прокатим машинку в ворота» (высокие, низкие).
- Игровое упражнение: «Автомобили и гаражи»
- Игровое упражнение: «Покорми птичек».
- Игровая ситуация: «Строим скворечники для птичек».
- П/и «День – ночь»
- Игровая ситуация: «Поможем героям сказок».
- Игровое упражнение: «Закрой двери домика».
- Игровая ситуация: «В гостях у Маши и Даши» (собираем бусы).
- Д/и «Выложи столько, сколько услышал звуков».
- Игра «Найди пару».
Апрель 2017
- Игровая ситуация: «Цирковое представление».
- Игровое упражнение: Дрессированная собачка»
- Игровая ситуация: «Мы играем».
- Игровое упражнение: «Какой шарик?» (дети определяют форму и цвет).
- Игра: «Продолжи ряд».
- Игра «Сделай как я» (один, много)
- Игра «Строимся на зарядку».
- Игра «Найди свой цветочек».
- Игра «Когда это бывает?» (утро, вечер)
- Игровое упражнение: «Поможем кукле подобрать одежду для прогулки» (на, под, в и т.д.).
- Игровое упражнение: «Пришиваем пуговицы к кофточке» (больше, меньше).
- Д/и «Сравни кукол по размеру».
Май 2017
- Игра «Найди лишнюю фигуру»
- Игра «Построим Фигуру» (из верёвочек построить квадрат, круг, треугольник).
- Игра «Чудесный мешочек» (Определить геометрическую фигуру на ощупь).
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы
Тесты 1 класс 1 четверть Признаки предметов
3. Какой цветок в букете «лишний»? Обведи его красным цветом.
4. Самый короткий карандаш, раскрась желтым цветом.
5. Найди жёлтый овальный кислый фрукт, обведи оранжевым цветом.
6. Какая варежка на правую руку? Раскрась её зелёным цветом.
7. Что общего у фигур на каждом рисунке? Куда можно дорисовать эти предметы, соедини стрелками.
8. Найди «лишний» предмет, обведи, его синим цветом.
9. Обведи группу фигур с одинаковыми признаками.
10. Кто на рисунке выше ёлочки? Обведи красным цветом.
Проверяем умение упорядочивать и сравнивать группы предметов;
усвоение понятий: «прямая», «луч».
Ф.И. ___________________________________, класс ________
1. В каком порядке ребята идут в школу? Обведи первого зелёным карандашом.
2. Соедини стрелками рисунок с карточкой.
3. Всем ли зайчикам хватит по одной морковке? Если да раскрась окошко красным карандашом, если нет синим.
4. Чего больше груш или вишен? Отметь значком верный ответ.
5. Обведи «лишнюю» фигуру
6. Какой карандаш толще? Отметь значком верный ответ.
7. На какой карточки нарисовано столько палочек, сколько пальцев на левой руке?
Отметь значком эту картинку.
8. Обведи предыдущий предмет перед портфелем.
9. Обведи на рисунки луч.
Числа от 1 до 10.
Проверяем усвоение понятий: «цифра», «число», «неравенство», равенство», знаки >, <, =;
усвоение понятий: «сложение», знак «+», «вычитание», знак «-», «отрезок». «Целое», «часть», «угол», «прямой угол».
Ф.И. ___________________________________, класс ________
1. Пересчитай игрушки. Отметь значком верный ответ.
минус плюс равно
3. Нарисуй фигуры
4. Соедини стрелками рисунок с числом.
5. В какой строке правильно записаны все
числа по порядку от 1 до 10?
· 6. Какое число называют при счете сразу за числом 6? Обведи кружком верный ответ.
· 7. Где правильно написана цифра: вверху или внизу? Обведи кружком верный ответ.
· 8. Выбери и подчеркни верные неравенства.
· 9. Запиши в окошко такое число, чтобы каждое равенство было верным.
· 10. Найди отрезок среди фигур и отметь его знаком .
Итоговый тест за первую четверть
1. Усвоение понятий «цифра», «число», «неравенство», «равенство», знаки «>», «<», «=».
2. Формирование умений и навыков:
1) запись цифрами чисел от 1 до 6;
2) определение чисел, следующих за данным, стоящих в числовом ряду между данными; чисел, пропущенных в числовом ряду и т.п.;
3) составление числовых рядов, счёт парами и тройками;
4) сравнение чисел.
2. Подчеркни ответы с числом 3.
3. Нарисуй столько кругов и треугольников, чтобы всего их было 6. Подчеркните те, которых меньше.
Дидактический наглядный материал. Демонстрационный материал
Демонстрационный материал. Картинка с изображением 5 снеговиков без носиков-морковок, 5 морковок, 2 мешочка одинакового цвета.
Раздаточный материал. Однополосные карточки; варежки, украшенные снежинками (по 4 для каждого ребенка); варежки без снежинок (по 1 для каждого ребенка); пирамидки, разные по высоте (по 2 для каждого ребенка).
Методические указания
I часть.Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок художника: «Кого нарисовал художник? Сколько снеговиков нарисовал художник? Что забыл нарисовать художник? (Носики-морковки.) Давайте поможем художнику».
Вместе с детьми воспитатель раскладывает морковки (одному снеговику не хватает морковки), затем спрашивает: «Сколько снеговиков? Сколько морковок? У каждого снеговика есть морковка? Чего больше – снеговиков или морковок? Чего меньше – морковок или снеговиков? Как сделать, чтобы их стало поровну?»
Дети вместе с воспитателем исправляют ошибку художника: докладывают носик-морковку.
«Теперь у каждого снеговика есть морковка? – интересуется воспитатель. – Что можно сказать о количестве снеговиков и морковок?»
II часть.У каждого ребенка – карточка, 4 варежки со снежинками и 1 варежка без снежинки.
Воспитатель дает задания: «Художник нарисовал и вырезал варежки, на которых он изобразил снежинки. Давайте разложим варежки на карточках. Сколько у вас варежек? А сколько снежинок на варежках? Какую ошибку допустил художник? Чего больше – варежек или снежинок? Чего меньше – снежинок или варежек? Как можно исправить ошибку художника?»
Дети вместе с воспитателем уточняют способы уравнивания предметов и убирают варежку без снежинки. («Что можно теперь сказать о количестве варежек и снежинок? Мы исправили ошибку художника?»)
III часть.Игровое упражнение «Поможем снеговикам собрать пирамидку».
У детей по 2 пирамидки разной высоты. Воспитатель предлагает сравнить пирамидки по высоте знакомыми способами, показать высокую (низкую) пирамидку, а затем в один мешочек положить высокую пирамидку, а в другой – низкую. В конце занятия воспитатель уточняет у детей, какие пирамидки (по высоте) в мешочек какого цвета они положили.
Программное содержание
— Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну.
— Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф; контурные изображения котят и корзинок (по 5 шт.); геометрические фигуры разной величины и разного цвета (круг, квадрат, треугольник), поднос.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки; мишки и конфеты, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка); геометрические фигуры разной величины и разного цвета (круги, квадраты, треугольники; по одной для каждого ребенка).
Методические указания
I часть.Воспитатель загадывает загадку:
Мягкие лапки,
На лапках цап-царапки.
Кто к нам пришел? (Котята.) Давайте посадим котят в корзинки. (Дети выставляют на фланелеграфе корзинки и сажают в каждую корзинку по одному котенку.) Сколько у нас корзинок? Сколько котят? Что можно сказать о количестве корзинок и котят? (Ответы детей.)
Посмотрите, котята выпрыгнули из корзинок, а один убежал. (Располагает котят под корзинками.) Под каждой корзинкой сидит котенок? (Нет.) Чего больше – корзинок или котят? (Корзинок.) Чего меньше – котят или корзинок? (Котят.)Как сделать, чтобы корзинок и котят стало поровну?
Дети вместе с воспитателем обсуждают варианты установления равенства и делают так, чтобы корзинок и котят стало поровну.
Воспитатель. По сколько теперь корзинок и котят? Теперь котят и корзинок поровну? (Ответы детей.)
II часть.Воспитатель читает стихотворение «Мишка косолапый…», а дети имитируют движения мишки.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!
Воспитатель. Найдите у себя на подносах мишек и разложите их на верхней полоске карточки. Сколько у вас мишек? Давайте угостим их конфетами.
Воспитатель раздает детям конфеты (на одну меньше, чем мишек), которые дети раскладывают на нижней полоске карточки (под каждым мишкой).
Воспитатель. Сколько мишек? Сколько конфет? У каждого мишки есть конфета? Чего больше – мишек или конфет? Чего меньше – конфет или мишек? Как сделать так, чтобы конфет и мишек стало поровну?
Дети уравнивают количество конфет и мишек.
III часть.Подвижная игра «Найди такую же фигуру».
На ковре разложены геометрические фигуры.
Воспитатель. Какие фигуры вы видите? Чем они отличаются?
Воспитатель предлагает детям взять с подноса по одной фигуре. Затем дети двигаются под музыку, а по окончании мелодии находят такие же фигуры на ковре.
Игра повторяется 2–3 раза со сменой фигур.
Программное содержание
— Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше, меньше.
— Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.