Похожие книги на Сивка-Бурка
Похожие книги на Сивка-Бурка
Знаменитая сказка Петра Ершова о волшебном коньке-горбунке, который помог Иванушке выполнить все приказы глупого царя. Написанная более 180 лет назад, она до сих пор остаётся одной из самых любимых в народе сказок, ведь в ней остроумно высмеиваются и царь, и бояре, и купцы, и другие притеснители простых людей, а на стороне крестьянского сына Иванушки правда, добро и справедливость. Для младшего шк.
Академия домашних волшебников, или История о том, как однажды зимним вечером в комнату влетел кораблик — калиновый листок и Калинка сняла шапочку-невидимку… Если в распахнутую форточку влетает калиновый листок, то, значит, Академия домашних волшебников вновь открывает двери для учеников. Здесь каждый день творятся чудеса: рождаются из ничего вкуснейшие супы, простое платье вмиг становится нарядным.
Мартина бесконечно названивает своему Тони, Джуд ввязывается во все драки, а Рошель только и думает, что о шмотках. Когда у тебя такие сестрички, один переезд равен не двум, а двадцати двум пожарам. К тому же мама вот-вот родит ещё одного Бриллиантового ребёнка. Единственная отрада в этом сумасшедшем доме — Фиалка, маленький попугайчик с надписью «Сделано в Китае». И все-таки Бриллиантовые девочк.
Это самая полная инструкция по выживанию для всех тех, кто решит отправиться в городок Гравити Фолз. Тайные местечки, секретные шифры, встречи с неведомым и способы защиты от него. Веселье гарантировано!
Ваш ребенок не любит читать и при виде книги прячет голову под подушку? Скорей хватайте эту смешную и ни на что не похожую книжку. Похоже, секрет любви к книгам раскрыт! Гарантируем: вас ждет изумление, веселье, безудержный смех и масса открытий. А также уморительные рисунки, сумасшедшие идеи и прекрасно проведенное время. Вы узнаете: чем книга лучше шоколадки, телевизора и даже компьютера, как ст.
Как устроено мое собственное тело? Почему желудок не пожирает сам себя? Зачем нужна иммунная система? Макс и Молли, герои книги «Тайны анатомии», как и все дети, задаются этими вопросами. Только в отличие от обычных детей из реального мира, читающих энциклопедии, расспрашивающих родителей и учителей, с Максом и Молли случилась невероятная история. Как-то на бабушкином чердаке они нашли старую книг.
Эта книга является первым опытом синтеза сказки-детектива и научно-популярной энциклопедии для малышей в картинках. В увлекательной, остросюжетной форме авторы вводят младших школьников в мир компьютеров. Они разговаривают с маленьким читателем очень серьезно, понятно и доступно рассказывают ему о дискетах и дисплеях, о машинном языке и программировании. Рисунки помогут детям не только лучше р.
Львёнок Симба очень хотел быть похожим на своего отца — благородного короля Муфасу. Но злой дядя львёнка — Шрам — тоже хотел стать королём и решил погубить племянника. Чтобы справиться с изменой в королевстве, Симбе понадобится не только мужество, но и помощь верных друзей.
Эта книга поможет подростку узнать, что он из себя представляет и кем может стать, раскрыть свои сильные стороны, научиться использовать их в учебе и в повседневной жизни.
В этой книге рассказывается о том, как коварный Кощей Бессмертный задумал обмануть Деда Мороза. И если бы не три сестры…
Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если…2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в сем.
Захватывающая приключенческая повесть и одновременно учебник по математике… Думаете, такого не может быть? Тогда откройте книгу «Три дня в Карликании», и вы перенесётесь в весёлую страну цифр, где нет мыла и зубных щёток, а её жители на завтрак вместо чая и кофе пьют чернила. Вы совершите прогулку по улице Совершенства и побываете на площади Добрых Напутствий. Станете свидетелями жарких споров и .
Если ты не белоручка и не лодырь, то ты давно знаешь, что всякая работа, в том числе и домашняя, нужна и важна. А если с охотой и умением ею заниматься, то она может стать очень интересной. Как приготовить разные салаты, сварить щи, сделать котлеты? Как правильно убирать комнату, вытирать пыль, мыть полы? Как ухаживать за собой и своими вещами? Как позаботиться о своем здоровье? Как организовать и.
Сказка для взрослых и детей от автора культового романа о любви «Одиночество в сети». Взрослые думают, что знают всё на свете. Хотя дети задают столько неожиданных и каверзных вопросов, что растеряется любой взрослый. Марцелинке повезло, она встретила того, кто с удовольствием ответит на бесконечные «почему», проведет экскурсию по Вселенной и расскажет сказку. В этой сказке вопросы мироздания с.
В сборник вошли известные сказки знаменитых немецких сказочников братьев Гримм «Гензель и Гретель», «Король Дроздовик», «Рапунцель» и «Золотой гусь».
Однажды Ирма решила всерьез заняться пением и создала школьный квартет. Девочки оказались на телевизионном конкурсе и увидели там новую группу, чья музыка имела над людьми необыкновенную власть. Юные чародейки догадались, что тут не обошлось без магии. Группа мгновенно добилась славы и всеобщей любви. Но почему тогда у их солиста такие печальные глаза? Почему в его песнях слышится неземная гру.
Издавна уж так повелось, что с детства мы знакомились с греческой историей, греческими мифами, с подвигами Спартака. А Египет, самый древний Египет, с его повседневностью, с его высочайшей культурой, с его бытом, его «воздухом», как бы оставался за далеким горизонтом. Матье перенесла нас в Древний Египет. Она рассказала, как проводил свой день египетский мальчик, о доме из глины, в котором он жил.
Ричард Докинз — выдающийся британский ученый-этолог и неутомимый популяризатор науки, лауреат многих литературных и научных премий, автор переведенных на многие языки книг «Эгоистичный ген», «Расширенный фенотип», «Слепой часовщик», «Расплетая радугу», «Бог как иллюзия» и других. Его работы сыграли огромную роль в возрождении интереса к научной литературе, адресованной широкой читательской аудитор.
Школа, клубы, различные кружки, посиделки в кафе с друзьями, вечеринки и балы – жизнь современной девушки наполнена различными событиями и постоянным общением. Каждая юная леди постоянно взаимодействует со многими людьми и заводит новые знакомства. И для того, чтобы всегда производить хорошее впечатление, необходимо знать основы современного этикета. Эта книга расскажет о том, как следует вести се.
Образы и герои волшебных сказок
При учете сюжетных различий, сказочные персонажи предстают широкой галереей образов. Среди них образ героя особенно важен, именно он во многом определяет идейно-художественное содержание волшебных сказок. Он воплощает в себе народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте. В нем сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя становится художественным выражением идеала. Высокие моральные качества героев раскрываются через их поступки. Однако в сказках можно обнаружить элементы психологического характера, попытки передать внутренний мир героев, их душевную жизнь: они любят, радуются, огорчаются, гордятся победой, переживают измену и неверность, ищут выход из сложных ситуаций, подчас ошибаются. То есть в сказке мы находим наметки изображения личности. И все же говорить об индивидуализации образов можно с известной долей условности, так как многие черты, присущие герою одного сюжета, будут повторены в героях других сказок. Поэтому справедливо мнение об изображении в сказках единого народного характера. Этот народный характер нашел воплощение в разных типах героев — мужских и женских образах.
Тема определения образов и героев волшебной сказки очень обширна, поэтому я проанализирую лишь образы основных героев волшебной сказки.
В первую очередь необходимо установить основных героев сказки. В.Я. Пропп, исследовавший сказку по функциям персонажей, устанавливает в волшебной сказке семь основных действующих лиц:
— антагонист-вредитель (вредит герою, его семье, борется с ним, преследует его);
— даритель (передает герою волшебное средство);
— помощник (перемещает героя, помогает ему в борьбе с вредителем);
— отправитель (отсылает героя);
— царевна (искомый персонаж).
Не обязательно, чтобы присутствовали все они, и каждую роль исполнял отдельный персонаж, но те или иные персонажи явно видны в каждой волшебной сказке (41, с. 72-75).
Герой
Основной герой волшебной сказки в сущности один. Независимо от того, зовут ли его Иван-царевич или Иван-крестьянский сын, Покати-горошек или Андрей-стрелец, Емеля-дурак, его облик, поведение, судьба одни и те же. Это обобщенный собирательный образ положительного героя. Мужественный, бесстрашный, верный, красивый герой преодолевает все беды и невзгоды и завоевывает свое счастье, будь то царский престол, рука царевны или победа над врагами родины. Герой этот един, независимо от того, как он представлен и в каком социальном положении находится. В большинстве волшебных сказок герой, в отличие от других персонажей, наделяется необычайной силой. Богатырство его обнаруживается уже в детстве, он «растет не по дням, а по часам», «выйдет на улицу, кого за руку схватит – рука прочь, кого за ногу схватит – нога прочь». Ему по силе лишь чудесный конь, который ожидает ездока по себе в подземелье, прикованный двенадцатью цепями. Отправляясь в путь, царевич заказывает себе палицу в двенадцать пудов. Та же сила скрыта и в Иване-дураке («Сивка-Бурка»): «. Ухватил клячу за хвост, содрал с неё шкуру и закричал: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал».
Следует отметить, что сказка открывает для нас самые высокие качества героя, например, как герой щадит животных: Иван-дурак на последние деньги выкупает собаку и кошку, освобождает журавля, попавшего в силки, охотник, терпя нужду, три года кормит орла. Таким же проявлением идеальных качеств становится выполнение долга, почитание старших, следование мудрым советам. Обычно советы исходят от стариков и женщин, которые воплощают в себе жизненный опыт, умение предвидеть события. Эти персонажи часто выступают в функции чудесных помощников. В сказке о трех царствах Иван-царевич, отправляясь на поиски похищенной матери, побеждает многоголового змея, следуя её наказу «не бить оружием дважды» или переставить бочки с «сильной и бессильной водой». Сюжет «оди туда, не знаю куда» весь строится на выполнении стрельцом мудрых советов своей жены. Невыполнение наказа, нарушение данного слова расцениваются как провинность и несут за собой тяжелые последствия: у Ивана-царевича похищают чудесные предметы, невесту.
Особую убедительность правильным поступкам придает начальное ошибочное поведение. Иван-царевич думает, где достать богатырского коня. На вопрос встречной бабушки-задворенки, о чем он задумался, отвечает грубостью, но затем одумывается, просит у старушки прощения и получает нужный совет.
Личность героя проявляется в поступках, в его реакции на внешний мир. Сюжетное действие (ситуации, в которые поставлен герой) служит раскрытием и доказательством истинно положительных качеств человека, правильности его поступков, как соответствующих нормам поведения человека в обществе. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами: шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой, чудесными животными – богатырским конем, зверями-помощниками. Награда может быть в виде совета: где найти коня, как отыскать дорогу к суженой, одолеть змея.
Волшебная сказка знает два основных типа героев: Ивана-царевича (активного) – героя волшебно-героических сюжетов («Три царства», «Кащей Бессмертный», «Молодильные яблоки» и др.) и Ивана-дурака (пассивного) – героя сказок «Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Чудесные дары», «Конек-горбунок» и др. Цель героя в разных сюжетах различна: возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старика, обращает царицу в белую утку, а потом пытается погубить и её детей.
Раскрывая образы своих героев, сказка передает народные представления о людях, их взаимоотношениях, утверждает доброту и верность. Образ героя раскрывается в сложной системе сюжетных противопоставлений.
Иван-Царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Он выступает в сказках в двух разных ипостасях:
Рисунок 7 – Горохова Е. «Перо Жар-птицы»
Положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов, или даже дополнительного ума или волшебных умений.
Отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда – убит.
Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трёх сыновей царя.
Иван-дурак.Иван-дурак, или Иванушка-дурачок – один из главных прототипических персонажей русских сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех. Как правило, его социальный статус низкий – крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. С помощью волшебных средств Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу. Важно заметить, что Иван-дурак воплощает в себе также образ поэта и музыканта. В сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.
Для моего исследования необходимо заметить, что герой сказок Иван-дурак – вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных – Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до XIV-XV веков. С XVII века оно начало значить то, что значит и сейчас – глупого человека. Естественно, ведь самый младший – самый неопытный и несмышлёный. Поэтому принимая к сведению эту версию, знаменитый Иван-Дурак из русских сказок может оказаться вовсе не дураком, а просто младшим из трёх сыновей. (Интернет-ресурс № 4).
Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя
Как все мы хорошо знаем с детства: было у отца три сына, Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Только в конечном итоге в дураках оказывается кто угодно, но только не Младший. Он как раз по ходу сказки демонстрирует недюжинную смекалку и находит нестандартные решения.
Сказки, главным героем которых является Иван-дурак можно условно разделить на два типа. В одних Иван поступает исключительно умно и рационально, в других совершает глупые поступки, но в конечном итоге все равно оказывается умнее всех. При этом описанные глупости носят скорее юмористический характер и призваны развеселить слушателя. Иван то мухоморов вместо нормальных грибов наберет, то реку посолит, то шапки на горшки наденет, что бы ни замерзли. Все это никак не влияет на сюжет и выглядит поздними вставками, призванными добавит в повествование остроты.
В канонических вариациях сказок Иван ничего странного не делает. Если обобщить эти сюжеты то вырисовывается вполне себе распространенный у разных народов образ ловкого и удачливого младшего сына, который в конечном итоге превосходит старших братьев.
Младший брат стал сказочным героем не без причины. Самый младший из братьев практически лишен шансов, заполучить в наследство отцовское имущество, и вынужден как то крутиться. Героем сказки может стать младший сын царя, купца или крестьянина, социальный статус здесь из-за отсутствия перспектив наследования не принципиален. Иногда у героя есть сказочный помощник как Кот в сапогах или Серый волк.
Так почему же умный Иван в сказках Дурак?
Дело в том, что на Руси имена имели особое значения, и у каждого человека их было несколько. Крестильное имя, давалось при крещении. Этим именем человек венчался, причащался, молился, и под этим именем его отпевали. Крестильное имя старались по возможности лишний раз не разглашать, так как скрывали от нечистой силы. Потому было еще одно имя, которым человека называли друзья, соседи, знакомые. Если крестильное имя в обязательном порядке привязывалось к соответствующему святому теске, который становился покровителем. То второе имя бралось чаще всего от отца, деда, или какого то другого предка. Самым распространённым таким именем было имя Иван.
Так же были имена прозвища, из которых впоследствии получились фамилии. И имели место имена-обереги, как защита от сглаза. Такие имена носили весьма оскорбительное содержание. Например, Василий Косой или Василий Грязной. Был еще такой Упырь Лихой, этому точно никакой сглаз не страшен. Существовало среди имен оберегов имя Дурак. Например, известен такой князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин из ярославских Рюриковичей.
Если ребенок рождался, красив лицом, дабы обмануть нечистую силу, его могли назвать Рыло, а если с рождения проявлял признаки смышлености Дураком. По сути имя Дурак в русских сказках означает прирожденную смекалку. Но с тем как имена-обереги отходили в прошлое, это прозвание начали воспринимать буквально. И гордое имя Иван Дурак, сменилось снисходительным прозванием Иванушка-дурачок.
Характеристика главных героев сказки «Серебряное копытце»
Характеристика
«Серебряное копытце» — сказ Павла Бажова, созданный в 1938 году. Отличается от многих сказов автора тем, что имеет счастливую концовку.
Жил был на свете старик Кокованя, который потерял свою семью и чувствовал себя очень одиноким. Летом он промывал пески, зимой охотился на козлов и мечтал увидеть особенного – по имени Серебряное копытце. Однажды он надумал усыновить сироту, желательно мальчика, чтобы научить его своему ремеслу и отдать весь свой неизрасходованный запас нежности.
Стал спрашивать по знакомым, есть ли у кого-нибудь осиротевший мальчонка. Мальчонки не нашлось, но соседи рассказали ему о семье Потопаевых. Родители умерли, старших девочек забрали в барскую рукодельню, а самая маленькая девочка оказалась никому не нужной. Живет она в многодетной семье горюна, где ее куском попрекают. Тогда старик решил забрать ее к себе. Пришел в семью, а в тесной комнате полно народу и девочка в углу у печки сидит: маленькая и худенькая, а рядом с ней кошка, тоже худая и ободранная. По словам приемной семьи, кошка всех перецарапала и ласкова только с этой девочкой. Кокованя сразу угадал, что девочку зовут Даренкой и рассказал ей про козла с серебряным копытом. Девочка заинтересовалась и пошла за стариком. Кошка увязалась за ними.
Жили они дружно, старик на охоту уходил, девочка дом вела, но нет-нет да спрашивала про того особенного козла, которого так мечтал увидеть старик. Однажды Кокованя рассказал о нем девочке. Козел этот особенный тем, что на передней правой ноге у него есть серебряное копытце, топнув которым он высекает драгоценные камни. Кроме того, зимой он не теряет свои рога, которых у него не два, а пять. Так у девочки появилась мечта увидеть этого козла. Стала она проситься с дедом на охоту. Первый раз он ей отказал, а там и зима настала. Стала Даренка снова на охоту проситься, особенного козла посмотреть. Старик подумал, что в следующий раз девочка не попросится, да взял ее с собой, чтобы в зимнем балагане жила. Кошка лишь поддержала девочку, промурчав: «Пррравильно». Кстати, кошка к тому времени подросла и отъелась. Но когда старик и Даренка выходили из села, кошка увязалась за ними и побежала в балаган за девочкой.
Даренка предложила деду сходить в село за лошадью, чтобы солонину обратно отвезти. Старик понял, что девочка права и ушел. Днем Даренке с кошкой было не страшно и не скучно, но вечером забоялась. Она села к окошку и стала наблюдать за природой. Смотрит, а к окну какой-то серый комочек катится. Приглядевшись, девочка поняла, что это и есть тот самый козел. Сначала она решила, что ей просто показалось. Но на следующий день козел прибежал снова и показался девочке. Следующим вечером кошка пропала и Даренка вышла ее искать. Обнаружила она ее на покосном сене, а рядом был все тот же козел. Девочке даже показалось, что они разговаривают. Потом они начали по покосам бегать. Дальше козел запрыгнул на крышу и стал бить своим серебряным копытцем. Когда вернулся Кокованя, весь балаган был обсыпан самоцветами. Козел убежал, а кошка за ним. Собрали дед с девочкой корзину камней, на следующий день вернулись, а их снегом засыпало и не найти.
Характеристика героев
Дед Кокованя
Добрый и душевный старик, который желает поделиться своей любовью с кем-то, кто в этом нуждается. Интересный факт – кокой на Урале называют крестных, так что, возможно, у него много крестников в селе. Очень добрый и мудрый человек.
Даренка
Маленькая девочка с носиком пуговкой, очень любопытная и смелая, но вместе с тем ласковая и трудолюбивая. Она любит животных и восхищается красотой природы. Умеет мечтать.
Серебряное копытце. Невысокий козел с пятью рогами и серебряным копытом на передней ноге. Где он копытом ударит – драгоценные камни появятся.
Кошка. На самом деле, ключевой персонаж. Сначала она была маленькая, худая и ободранная, но потом отъелась и выросла. Кажется, она хорошо знает серебряное копытце и понимает в этой истории больше, чем старик и девчонка. Возможно, это сама Хозяйка медной горы, но есть и другие версии. Так, некоторые полагают, что это дух матери Подаренки или просто дух уральских гор.