Отличительные черты чеченского национального костюма
Отличительные черты чеченского национального костюма
В многонациональном регионе России – Кавказе совместно проживают различные народности (сейчас их более 30!), которые передают друг другу накопленный веками опыт.
Чеченский национальный костюм – предмет удивительного творчества умельцев, пример старинных обычаев и доказательство тесного взаимодействия чеченского народа с соседями. Национальная одежда отразила образ жизни горного человека, а также их ценности и веру.
Немного истории
Веками чеченцы занимались овцеводством, поэтому они прекрасно разбираются в обработке и прядении шерсти. Неудивительно, что за основу традиционного костюма взяли именно этот материал. Также использовался мех и кожа. Чеченцы издревле умеют изготавливать войлок и сукно, из которых мастера шили элементы для одежды.
Как известно, на Кавказе тесно соседствует мусульманская и христианская религии. Помимо православных церквей и мечетей встречается и синагога, что подтверждает толерантность проживающих там народов.
Ученые давно отметили, что костюм той или иной национальности зависит не только от географии и климата, но и от веры и ментальности людей. В одежде отражаются все эти нюансы. По орнаменту можно определить, каков уровень художественного развития людей, а по цветам выяснить моральные ценности представленного этноса. Достаточно вспомнить женский традиционный наряд. Ведь это настоящий образец целомудрия и сдержанности.
Особенности
Национальный костюм чеченцев имеет несколько видов: женский, мужской, свадебный, боевой, торжественный. Одежда детей почти такая же, но с маленькими нюансами. Так, мальчики не носили кинжал до 14 лет. Как только он появлялся на поясе, считалось, что ребенок стал юношей. Рассмотрим подробнее особенности чеченской традиционной одежды.
Цвета и оттенки
Мужской костюм имел преимущественно темные тона, а бешмет (нижняя рубашка) контрастировал с остальным. Оттенки женских нарядов более разнообразны. Однако яркие платья обычно надевали молодые девушки и женщины, пожилые чеченки считали это неприличным и носили спокойные по цвету костюмы. Традиционно для платья использовалась зеленая, желтая, красная и черная гамма.
Ткани и крой
В качестве материалов в мужской одежде присутствовали шерсть, мех, кожа. Женские шились из парчи, атласа, шелка, органзы.
Наряды чеченских жителей достаточно закрытые. Вместе с тем они отличаются удобством и не сковывают движения.
Чеченский мужской костюм
Он состоял из двух элементов:
- Бешмет – облегающий расширяющийся книзу полукафтан длиной чуть выше колен, застегивался до пояса на узел-пуговицу.
- Штаны, зауженные книзу. Чтобы движения не сковывались, их кроили из легкой ткани.
Дополнительно к костюму шли следующие элементы:
- Черкеска – носилась поверх. По покрою схожа с бешметом, но застегивалась только на поясе. Шили из самого лучшего сукна.
- Бурка – накидка без рукавов с зауженными твердыми плечами, расширяющаяся книзу. Делалась такая из войлока. Интересно, что бурка служила не только одеждой, но и одеялом черкесских мужчин.
Удивительно, но изготавливать накидку могли лишь мастерицы, которые считались лучшими в этом деле.
Женский костюм
В основу традиционного наряда входят 4 элемента одежды:
- Платье-туника – длинное, из легкой ткани с неглубоким разрезом на груди. Обязательно присутствуют рукава, закрывающие кисти, и нагрудник (его украшают камнями и вышивкой). Есть воротник-стойка, который застегивается на маленькую пуговицу.
- Широкие штаны, низ собираются в оборку.
- Платок – с вышивкой или простой.
- Кожаный или матерчатый пояс.
К наряду часто шло верхнее платье из атласа, бархата или парчи. Застегивалось оно только у пояса, имело длинные рукава и внешне напоминало черкеску.
Одежда для торжеств
Праздничный костюм шился из блестящей яркой ткани. В особых случаях поверх бешмета надевали черкеску из сукна высшего качества. У нее не было воротника и застегивалась только на талии, подчеркивая стройный стан обладателя. Рукава одежды длинные, ниже уровня кистей, поэтому их часто огибали.
По обеим сторонам груди черкески крепили газырницы. На заметку: газырницы – это небольшие кармашки, в которых хранили специальные деревянные трубочки с зарядами для оружия. Постепенно по назначению использовать перестали, но кармашки сохранили как дань традициям.
Черкеску никогда не носили расстегнутой, обычно с узким поясом. Раньше на нем висело оружие.
Свадебный наряд
Чеченское платье невесты могло быть разных оттенков, не обязательно белого, как во многих европейских государствах. Но в советский период чаще использовалась именно белоснежная гамма – знак непорочности и чистоты.
Чеченские пары были не против наряжаться в самый важный день (даже сегодня) в традиционный наряд, в котором исполняли национальный танец.
Торжественное платье состояло из двух слоев (как и повседневное) – из туники и верхнего платья. Но в этот день оно обязательно из лучших тканей – шелка, органзы, атласа и т.д. Особенно богато украшают нагрудник наряда.
Верхнее платье делали из дорогого шелка или тяжелого атласа. Оно имело длинные рукава (доходили до пола). Украшали тесьмой из бисера, стразами и жемчугом. Привычная для многих народов фата заменялась на платок из шелка.
Вы знали, что на свадьбах, которые соответствовали традициям, невесте было принято дарить много драгоценностей, которые она демонстрировала в свадебном танце? Главный элемент украшения девушки – серебряный пояс. Его дарил жених перед церемонией.
Аксессуары и обувь
Атрибутом женского и мужского костюма является пояс. Некоторые из них – настоящие шедевры. Нередко украшали пряжками, жемчугами и драгоценными камешками.
Молодые девушки носили косынки из почти прозрачной легкой ткани, а дамы постарше – плотный платок. Его с древности надевают поверх чухты (это небольшой мешочек, куда собираются волосы). Чеченские красавицы носили ожерелья, большие кольца, браслеты, броши и другие украшения (из серебра или бронзы, но не золотые).
Женская обувь была разной:
- тапочки из кожи;
- туфли на каблуке на жесткой подошве;
- ботинки – по ноге, состояли из нескольких кусков кожи;
- сапоги на каблуке из сафьяна.
Что касается мужской обуви, то это в основном сапоги немного ниже колен из мягкой кожи. В древности богатые люди носили туфли без каблуков, а на голени надевали ноговицы из сафьяна.
Еще один обязательный аксессуар в мужском гардеробе – папаха. Это шапка из овчины конусообразной формы. Удивительный факт: нельзя было трогать чужую папаху – считалось оскорблением владельца.
Современные модели
Вернемся в настоящее. Стоит отметить, что в отличие от многих других народностей, чеченцы чтут традиции и активно соблюдают их по сей день. Молодежь зачастую наряжается в национальный костюм только на праздники, в остальное время предпочитают современную моду. Но мужчины не отказываются носить папахи даже с деловым костюмом.
И сейчас пожилые чеченцы носят черкеску и бешмет. Женщины не отказываются от длинных платьев, покрывают голову.
Чеченские дизайнеры, желая соединить прошлое и настоящее в культуре, создают одежду, ориентируясь на особенности национальных костюмов. Например, модные коллекции включают кавказские рубашки с воротником типа “стойка” на одной пуговице.
Аксессуары и украшения также в тренде. Это подвески, обувь, пояса, головные уборы. Часто свадебные костюмы выступают адаптированными вариантами национальных торжественных нарядов прошлых веков.
Заключение
Культура Кавказа своеобразна и универсальна. Обычаи, жизненные принципы и характер народа отражает национальная одежда чеченцев. Традиционный наряд отличается яркостью, торжественностью, как и сам свободолюбивый народ.
Казачья справа
Формы одежды Терских казаков неоднократно изменялись в истории казачества, но к началу ХХ века они приняли более или менее упорядоченный вид, что явилось результатом многочисленных приказов по Военному ведомству /ВВ/ и по Главному управлению казачьих войск.
Основным отличием обмундирования терских и кубанских казаков от других казачьих войск России было то, что только два этих войска носили форму кавказского образца без лампасов: черкеску с бешметом присвоенного войску цвета, папаху бурку и т.д.
Черкеска — по Пр.ВВ № 330 от 1905г. и № 788 от 1904г. была у офицеров и казаков черного цвета. В ходе первой мировой войны цвет черкески менялся в сторону защитных оттенков: она могла быть коричневой, коричнево — серой /табачного цвета/, сине-серой и даже цвета хаки. На черкеске полагалось иметь, согласно циркуляру Главного штаба № 223 от 1896 г. газыри.
Газыри из серебра /белого металла/, хотя допускалось ношение газырей и из других металлов, из белой кости, с разнообразной гравировкой или без нее. Количество газырей на одной стороне груди доходило до 9, но только в нечетном исчислении.
Газыри никакими галунами и т.п. не обшивались. Галунные украшения были в форме одежды Конвоя императора. Разреза сзади черкеска не имела. Как и не имела цветных окантовок и обшлагов.
Белые черкески носились только вне строя офицерами или стариками, газыри при этом могли быть черные.
Бешмет — был светло- голубой. Стоячий воротник бешмета высотой 44мм/ 1 вершок/ у офицеров и урядников обшивался соответственно чину серебряным галуном /белой тесьмой/. Застегивался на крючки или обшитые голубым пуговицы до пояса, но был длиной до половины бедра и расстегнутым ниже пояса. Материал был блестящим /шелк саржа и т.п./ Галун от воротника шел до половины груди. Бешмет мог иметь нагрудные карманы.
Шаровары — офицеров и нижних чинов представляли собой прямые брюки, заправляемые в сапоги. Брюки никогда не носились на выпуск, как не носилось и галифе.
Папаха — согласно приказу ВВ № 380 от 1871г. была черной из смушки или мерлушки /шкура ягненка/ высотой от 15 до 25 см. Носились и так называемые «трухменки»- мохнатые папахи туркменского образца, принятые в Сибирском и Оренбургском войсках. Выпуклое, выступающее несколько выше меха верха папахи донце, было из светло-голубого сукна с крестообразно пришитой серебряной или белой лентой, которая проходила и по окружности папахи. Кокарда носилась по центру передней части папахи, или не носилась вовсе если казак находился на льготе. Вне строя на молебне папаху следовало держать в левой руке, донышком от себя и кокардой вверх, положив большой палец в сторону кокарды, а остальные внутрь папахи /Пр.ВВ № 191 от 1910 г./. Вне строя могли носиться белые и серые папахи.
Кокарда — была металлической или фарфоровой георгиевских цветов, т.е. с черным центром и черным овалом через оранжевый овал. Наружный овал был у урядников серебристым, у рядовых казаков- белым. Офицерская кокарда имела наружный гофрированный овал. Цвета кокарды были общевойсковыми для всех родов войск. Во время первой мировой войны кокарды могли закрашиваться в защитный цвет.
В годы первой мировой и гражданской войны офицеры имели право носить обмундирование общеармейского образца, полевого фасона. Однако нижние чины носили и дальше шаровары, а не галифе или бриджи, а офицеры — брюки суженки, т.е. зауженные бриджи полевого покроя.
Казаки-терцы гимнастёрку черного или защитного цвета никогда галунами и выпушками не украшали.
Гимнастерка имела стоячий воротник высотой 44мм с двумя пуговицами на нем и двумя или тремя на планке. Застегивалась или справа налево, или слева направо. Нагрудные карманы были прорезные или накладные с одной пуговицей на клапане. Две пуговицы на клапане имели грузинские рубашки.
В годы мировой и гражданской войны офицеры часто носили френчи или кители со стоячим или отложным воротником. На отложном воротнике носились петлицы с серебряной окантовкой и погонной пуговицей в верхней части петлицы.
Погоны — офицерские были серебряные, как и во всех казачьих войсках, но терцы имели голубые просветы и голубой подбой. Звездочки на погонах были золотые одинакового размера для всех офицеров от хорунжего до генерала, но больше размером, чем в современной армии у младшего офицерского состава. Погонная пуговица была около 1,8 см в диаметре.
На полевой форме носились погоны защитного цвета с голубыми просветами, но можно было носить и с просветами из желтой шелковой тесьмы. Последней оформлялись и «зигзаги» на погонах генералов. Полевые звездочки могли быть защитного цвета.
Казачьи войска никаких эмблем /кроме артиллерийских/ не носили, как и не носили никаких орлов и т.п. В 1914 г. были отменены носившиеся ранее на погонах номера и шифры полков, сотен, батарей и т.п. Шифрами Волгских полков были Вг 1, Вг 2, Вг 3.
Погоны на шинелях были пришивными, на черкесках и гимнастёрках пристяжными.
Ни до первой мировой войны, ни во время гражданской, казаки-терцы трехцветных треугольников на рукавах не носили, т.к. последние были отличительным знаком Добровольнической армии генерала Деникина, в которую терцы ни когда не входили
Черкески и гимнастерки перепоясывались узким кавказским наборным поясом черного или белого цвета. Офицеры носили на форменной одежде или кавказский пояс или офицерский полевой ремень шириной до 60 мм. образца 1912 года, имевший два плечевых ремня, перекрещивающихся на спине. Пояс имел сзади кожаную муфту с двумя кольцами, за которые крепились плечевые ремни, что предотвращало их сползание и соединение вместе. На поясе слева имелась муфта длиной 10 см, для ношения на двух пассовых ремешках шашки.
Нижние чины плечевых ремней не носили. Шашка носилась в этом случае на узком плечевом ремне, утвержденном приказом по ВВ.
Офицеры и нижние чины могли носить шашку и на кавказском поясе, имевшем узкие пассовые ремешки с креплениями для шашки.
При ношении офицером шашки на плечевом ремне вне строя, поясной ремень мог и не одеваться.
Только к походно караульной форме одежды относился башлык из голубого сукна, обшитый накрест от лобовой части белой тесьмой, При отсутствии зимней формы одежды башлык не надевался. Существовали определённые /неписаные/ правила ношения и заправки концов башлыка старослужащими и молодыми казаками.
Бурки — черного цвета носились казаками, как во время службы, так и при нахождении на льготе, но преимущественно в соответствующее времени года состояние погоды.
Деталью формы одежды терского казака являлся утвержденный в 1912 году нагрудный знак Терского войска . Все без исключения казачьи войска получили в этом году нагрудные знаки, которые носились на всех видах формы на левой стороне груди ниже государственных и других наград, под карманом гимнастерки или же под газырями, Учрежденный 18.2.1912 г. этот знак приурочивался к трехсотлетнему юбилею войска, состоял из изображения орла, герба Терской области, Кавказского креста и казачьей атрибутики в виде булавы и шашки. Указан год основания войска 1557.
Принадлежностью казачьей формы были и темляки на шашках. Офицерский темляк состоял из черной ленты с прошитыми серебром краями и серебряной кистью с — жолудем. Были еще и аннинский и георгиевский темляки на лентах соответствующих орденов, носившихся на эфесе холодного оружия. Темляки нижних чинов были из кожи и имели кожаную кисть определенной формы на конце.
Все казаки имели как принадлежность формы плетку /нагайку/ из сыромятной кожи и сплетенную определенным способом. Плетка имела деревянную рукоять с петлей для ношения на кисти руки или на эфесе шашки.
За голенищем сапога казак плетку не носил.
Холодное оружие — терского казака состояло из шашки и кинжала. До 1904 г. вооружение шашки и кинжалы ККВ — Кавказского казачьего войска. Изготовлялись в Златоусте, имели клеймо ККВ и год выпуска. С 1913 г. разрешено было императором пользоваться любым, даже «дедовским» холодным оружием.
Чем бешмет отличается от черкески
Национальный костюм является одной из важных составляющих культуры того или иного народа, рассказывающих о его обычаях и истории развития.
Ингушская национальная культура является самобытной и своеобразной, а еще она универсальна, поскольку находится в тесном взаимодействии с культурами других кавказских народов. Как и все жители гор, ингуши обладают свободолюбивым характером, и их традиционное одеяние является таким же ярким, немного торжественным, как и сами носящие его люди. Археологические и этнографические сведения и ряд других источников свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в процессе развития мужского костюма других народов Кавказа в 16-18 вв. Несмотря на этническую пестроту, к этому периоду в мужской одежде почти всех кавказских народов сложились сходные черты, т.е. сформировалась так называемая мужская одежда кавказского типа. Вместе с тем в ингушском мужском костюме четко выделяются локальные особенности в манере ношения, форме головных уборов и т.д. Роль мужчины в вайнахском обществе как воина-всадника, землепашца, скотовода обусловило то, что его одежда характеризовалась простотой конструкций, строгим силуэтом, сдержанным колоритом. Она надежно защищала при любых погодных условиях, была удобна при верховой езде по крутым горным тропам, подчеркивала мужественность, ловкость и романтичность горца.
На формирование традиционного одеяния того или иного народа, безусловно, влияют условия жизни, климат, географические особенности, приверженность к той или иной религии, а также его социально-экономическое положение. Костюм ингушского народа – не исключение. Ингуши — истинные жители гор, такие гордые и свободолюбивые, как орлы, которые кружат над их селениями, расположенными высоко под самым небом. На протяжении многих веков ингуши занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовалось такое натуральное сырье, как кожа и мех. Ингуши очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя ингушская национальная одежда.
Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом — шляпу (мангал-кий).
Важным элементом одежды была бурка, которую носили зимой и летом. Она изготавливалась из овечьей шерсти, по форме напоминала усеченный конус и защищала от любой непогоды. Легкая и теплая, бурка служила и подстилкой, и одеялом одновременно, была удобна при верховой езде. Традиционный мужской костюм ингушей имел много общих черт с костюмом других народов Северного Кавказа, что объясняется тесными и длительными взаимными связями народов Кавказского региона и сходными условиями жизни. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы — карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри — деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.
В начале XX в. стали носить фуражки, позднее — шляпы. Обувь была разнообразной – ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш), и калоши. Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха (коч). Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями.
Головные уборы женщин были разнообразными – это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы – курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало
распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и т.д. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что было связано с развитием овцеводства.
Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.
Каждый из дошедших до нашего времени ингушских костюмов шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, у нас практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото. Одежда отражает внутренний мир человека, который формировался и передавался от поколения к поколению. Т.е. костюм отражает те понятия и ценности, которые нельзя выразить другими способами. С одной стороны он служит для обеспечения жизненных потребностей, а с другой — отражает ментальность общества. Одежда ингушей отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений. Надеемся, что праздник День национального костюма поможет привить интерес молодежи к национальным костюмам и традициям ингушей.
Национальный костюм является одной из важных составляющих культуры того или иного народа, рассказывающих о его обычаях и истории развития. Ингушская национальная культура является самобытной и своеобразной, а еще она универсальна, поскольку находится в тесном взаимодействии с культурами других кавказских народов. Как и все жители гор, ингуши обладают свободолюбивым характером, и их традиционное одеяние является таким же ярким, немного торжественным, как и сами носящие его люди. Археологические и этнографические сведения и ряд других источников свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в процессе развития мужского костюма других народов Кавказа в 16-18 вв. Несмотря на этническую пестроту, к этому периоду в мужской одежде почти всех кавказских народов сложились сходные черты, т.е. сформировалась так называемая мужская одежда кавказского типа. Вместе с тем в ингушском мужском костюме четко выделяются локальные особенности в манере ношения, форме головных уборов и т.д. Роль мужчины в вайнахском обществе как воина-всадника, землепашца, скотовода обусловило то, что его одежда характеризовалась простотой конструкций, строгим силуэтом, сдержанным колоритом. Она надежно защищала при любых погодных условиях, была удобна при верховой езде по крутым горным тропам, подчеркивала мужественность, ловкость и романтичность горца.
На формирование традиционного одеяния того или иного народа, безусловно, влияют условия жизни, климат, географические особенности, приверженность к той или иной религии, а также его социально-экономическое положение. Костюм ингушского народа – не исключение. Ингуши — истинные жители гор, такие гордые и свободолюбивые, как орлы, которые кружат над их селениями, расположенными высоко под самым небом. На протяжении многих веков ингуши занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовалось такое натуральное сырье, как кожа и мех. Ингуши очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя ингушская национальная одежда.
Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом — шляпу (мангал-кий).
Важным элементом одежды была бурка, которую носили зимой и летом. Она изготавливалась из овечьей шерсти, по форме напоминала усеченный конус и защищала от любой непогоды. Легкая и теплая, бурка служила и подстилкой, и одеялом одновременно, была удобна при верховой езде. Традиционный мужской костюм ингушей имел много общих черт с костюмом других народов Северного Кавказа, что объясняется тесными и длительными взаимными связями народов Кавказского региона и сходными условиями жизни. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы — карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри — деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.
В начале XX в. стали носить фуражки, позднее — шляпы. Обувь была разнообразной – ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш), и калоши. Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха (коч). Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями.
Головные уборы женщин были разнообразными – это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы – курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и т.д. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что было связано с развитием овцеводства.
Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.
Каждый из дошедших до нашего времени ингушских костюмов шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, у нас практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото. Одежда отражает внутренний мир человека, который формировался и передавался от поколения к поколению. Т.е. костюм отражает те понятия и ценности, которые нельзя выразить другими способами. С одной стороны он служит для обеспечения жизненных потребностей, а с другой — отражает ментальность общества. Одежда ингушей отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.
Надеемся, что праздник День национального костюма поможет привить интерес молодежи к национальным костюмам и традициям ингушей.
Черкеска
Черке́ска (абх. акәымжәы ; авар. чухъа ; адыг. цей ; азерб. Çuxa ; груз. ჩოხა ; кум. чепкен; лакск. чухъа ; лезг. чухва ; ингуш. чокхи ; кабард.-черк. цей ; карач.-балк. чепкен ; осет. цухъхъа (диг. цохъа) ; цахур. чухъай ; чеч. чокхиб [1] ) — русское название верхней мужской одежды — кафтана, которая была распространена в обиходе у многих народов Кавказа.
Черкеску носили черкесы или адыги (кабардинцы, черкесы КЧР, адыгейцы, шапсуги), грузины, ингуши, чеченцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, осетины, абазины, абхазы, народы Дагестана, терские и кубанские казаки. В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная, праздничная или народная.
Содержание
Этимология и история
Название «черкеска» данный костюм получил от русского населения, пребывавшего на Кавказе и впервые увидевшего его на черкесах. Черкеска имеет тюркское (хазарское) происхождение. [2] [3] [4]
Она была распространенным видом одежды у хазар, от которых была заимствована другими народами населявшими Кавказ [5] [6] Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по тюркскому канону Хазарской империи, в которой знать независимо от этнической принадлежности одевалась по тюркской моде. [7] , в том числе и аланами. Первое изображение черкески (или её прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах [8] .
Слово «чуха», применяемое для мужской верхней одежды типа черкески у народов Кавказа, в переводе из тюркских языков означает «сукно».
Покрой черкески
Черкеска представляет собой распашной однобортный кафтан без ворота. Изготовляется из сукна недемаскирующих темных цветов: чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен (согревать колени всадника), длина может варьировать. Кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем, пряжка ремня служила кресалом для высекания огня. Поскольку воином был каждый, это была одежда для боя, не должна была стеснять движений, поэтому рукава были широкие и короткие, и только старикам рукава делали длинными — согревающими кисти рук. Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом являются газыри (от тюркского «хазыр» — «готовый»), перехваченные тесьмой специальные кармашки для пеналов, чаще — костяных. В пенале была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремнёвое или фитильное ружье на всём скаку. В крайних пенальчиках, расположенных почти под мышками, хранили сухие щепки на растопку. После появления ружей, воспламеняющих заряд пороха капсюлем, там хранили капсюли. На праздники надевали черкеску более длинную и тонкую [9] .
Исторические факты
- Последний глава Белого движениябарон Врангель с сентября 1918 года носил прозвище чёрный барон за свою традиционную повседневную форму одежды — чёрную черкеску с газырями. Во время Гражданской войны он предпочитал черкеску другой военной форме одежды.
См. также
- Шашка (оружие)
- Папаха
- Бурка
- Чуха
- Газырь
Напишите отзыв о статье «Черкеска»
Примечания
- ↑ [www.ingushetia.org/culture/trud.shtml Орудия труда]
- ↑ З.В. Доде «Средневековый костюм народов Северного Кавказа» Издательство РАН «Восточная литература» Москва, 2001. Наиболее мощным политическим объединением, под эгидой которого разви-вались местные народы, явился Хазарский каганат. Хазария просуществовала более 300 лет, с середины VII до второй половины X в. Она оставила заметный след в культурном развитии адыгов, нахских племен, алан и народов Дагестана, входивших в состав Хазарской империи.
- ↑ 12 З.В. Доде «Средневековый костюм народов Северного Кавказа» Издательство РАН «Восточная литература» Москва, 2001. Однако наибольшее воздействие на развитие северокавказских народов оказал Хазарский каганат. Аланская правящая династия состояла в родстве с хазарской, заимствовала у хазар их титулатуру, подражая хазарскому двору, носила их костюм, который в VII в. представлял собой базовый костюм мужско¬го населения Северного Кавказа
- ↑ 12 З.В. Доде «Средневековый костюм народов Северного Кавказа» Издательство РАН «Восточная литература» Москва, 2001. На мужскую одежду раннего средневековья в Иране, Средней Азии или Византии оказали мощное воздействие тюркоязычные кочевники евразий- ских степей — авары, булгары, хазары. Повсеместно прослеживается влияние тюрок не только на одежду, но и на доспехи, и конскую упряжь
- ↑ Покрой северокавказскихкафтанов соответствовал крою тюркской плечевой одежды.
- ↑ З.В. Доде «Средневековый костюм народов Северного Кавказа» Издательство РАН «Восточная литература» Москва, 2001. Итак, Северный Кавказ оказывается под влиянием тюркской моды. Не удивительно, что с этого времени в развитии форм местного костюма намечаются новые тенден¬ции. Образное содержание, струк¬тура и базовая форма женского наряда претерпевают коренные из¬менения. Существенные новшества появляются и в ансамбле мужского костюма.
- ↑ З.В. Доде «Средневековый костюм народов Северного Кавказа» Издательство РАН «Восточная литература» Москва, 2001. Покрой северокавказских кафтанов соответствовал крою тюркской пле¬чевой одежды. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по тюркскому канону.
- ↑ Особое место в этом ряду занимает костюм как важнейший показатель единства материальной культуры народов Хазарского каганата. Ал-Истахри и Ибн Хаукаль свидетельствуют, о том, что одежда хазар была схожа с одеждой соседних народов (см. [Гадло, 1979, с. 176]). На серебряном хазарском блюде в сцене единоборства двух богатырей можно увидеть хазарский костюмный комплекс. Он состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов, заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки (на одном из персонажей).
- ↑Коста Хетагуров — «Особа».
- ↑ В оригинале рисунок называется «Бек-татарин из Карабаха» (фр. Beck Tatare du Karabakhe ). Известно, что татарами в XIX веке русские путешественники называли азербайджанцев
Ссылки
- [luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/kuban-kazak.htm Черкеска, бешмет, чекмень, башлык — одежда казаков]
- [costumer.narod.ru/text/kavkaz-index.htm Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв. Е. Н. Студенецкая]
- [www.dom-np.narod.ru/rekon/rhazar.htm Хазарский костюм VII—X вв.]
Отрывок, характеризующий Черкеска
Когда человек видит умирающее животное, ужас охватывает его: то, что есть он сам, – сущность его, в его глазах очевидно уничтожается – перестает быть. Но когда умирающее есть человек, и человек любимый – ощущаемый, тогда, кроме ужаса перед уничтожением жизни, чувствуется разрыв и духовная рана, которая, так же как и рана физическая, иногда убивает, иногда залечивается, но всегда болит и боится внешнего раздражающего прикосновения.
После смерти князя Андрея Наташа и княжна Марья одинаково чувствовали это. Они, нравственно согнувшись и зажмурившись от грозного, нависшего над ними облака смерти, не смели взглянуть в лицо жизни. Они осторожно берегли свои открытые раны от оскорбительных, болезненных прикосновений. Все: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия болезненно раздражало рану, казалось оскорблением и нарушало ту необходимую тишину, в которой они обе старались прислушиваться к незамолкшему еще в их воображении страшному, строгому хору, и мешало вглядываться в те таинственные бесконечные дали, которые на мгновение открылись перед ними.
Только вдвоем им было не оскорбительно и не больно. Они мало говорили между собой. Ежели они говорили, то о самых незначительных предметах. И та и другая одинаково избегали упоминания о чем нибудь, имеющем отношение к будущему.
Признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти. Еще осторожнее они обходили в своих разговорах все то, что могло иметь отношение к умершему. Им казалось, что то, что они пережили и перечувствовали, не могло быть выражено словами. Им казалось, что всякое упоминание словами о подробностях его жизни нарушало величие и святыню совершившегося в их глазах таинства.
Беспрестанные воздержания речи, постоянное старательное обхождение всего того, что могло навести на слово о нем: эти остановки с разных сторон на границе того, чего нельзя было говорить, еще чище и яснее выставляли перед их воображением то, что они чувствовали.
Но чистая, полная печаль так же невозможна, как чистая и полная радость. Княжна Марья, по своему положению одной независимой хозяйки своей судьбы, опекунши и воспитательницы племянника, первая была вызвана жизнью из того мира печали, в котором она жила первые две недели. Она получила письма от родных, на которые надо было отвечать; комната, в которую поместили Николеньку, была сыра, и он стал кашлять. Алпатыч приехал в Ярославль с отчетами о делах и с предложениями и советами переехать в Москву в Вздвиженский дом, который остался цел и требовал только небольших починок. Жизнь не останавливалась, и надо было жить. Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, – заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им. Она поверяла счеты с Алпатычем, советовалась с Десалем о племяннике и делала распоряжения и приготовления для своего переезда в Москву.
Наташа оставалась одна и с тех пор, как княжна Марья стала заниматься приготовлениями к отъезду, избегала и ее.
Княжна Марья предложила графине отпустить с собой Наташу в Москву, и мать и отец радостно согласились на это предложение, с каждым днем замечая упадок физических сил дочери и полагая для нее полезным и перемену места, и помощь московских врачей.
– Я никуда не поеду, – отвечала Наташа, когда ей сделали это предложение, – только, пожалуйста, оставьте меня, – сказала она и выбежала из комнаты, с трудом удерживая слезы не столько горя, сколько досады и озлобления.
После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо. Как только кто нибудь входил к ней, она быстро вставала, изменяла положение и выражение взгляда и бралась за книгу или шитье, очевидно с нетерпением ожидая ухода того, кто помешал ей.
Ей все казалось, что она вот вот сейчас поймет, проникнет то, на что с страшным, непосильным ей вопросом устремлен был ее душевный взгляд.
В конце декабря, в черном шерстяном платье, с небрежно связанной пучком косой, худая и бледная, Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери.
Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни. И та сторона жизни, о которой она прежде никогда не думала, которая прежде ей казалась такою далекою, невероятною, теперь была ей ближе и роднее, понятнее, чем эта сторона жизни, в которой все было или пустота и разрушение, или страдание и оскорбление.
Она смотрела туда, где она знала, что был он; но она не могла его видеть иначе, как таким, каким он был здесь. Она видела его опять таким же, каким он был в Мытищах, у Троицы, в Ярославле.
Она видела его лицо, слышала его голос и повторяла его слова и свои слова, сказанные ему, и иногда придумывала за себя и за него новые слова, которые тогда могли бы быть сказаны.
Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.