Русская Вильна. Как мы забывали города свои
Русская Вильна. Как мы забывали города свои
А ведь когда-то этот город носил вполне себе русское название — Вильна, а земля, на которой он был основан, и вовсе называлась Черной Русью. Нет, конечно, помимо, собственно, славян, там всегда жили и балты, но подобное в целом было характерно для всей Руси, где те же крови плюс финно-угры и тюрки когда-то и образовали великий русский суперэтнос.
Который, впрочем, со временем начал дробиться, да так порой успешно, что в некогда русском Львове само слово «русский» теперь считается уже чуть ли не оскорблением, а в когда-то русском — а ныне польском — Ярославе, например, вообще не осталось никакой памяти о его русском происхождении, даже наспех состряпанной антирусской — украинской — памяти и той не осталось.
Началось все с предательства
Для Вильны, ставшей стольным градом Великого княжества Литовского, путь к забвению русского происхождения начался, как и во многих других русских землях, с принятия унии с папским Римом, а впоследствии и католичества. Хотя еще в XIV веке немецкий летописец Виганд Магдебургский называл этот город civitas Ruthenica — «Русский город». Что и понятно: православные русские на тот момент составляли большинство населения столицы, именуя себя по принадлежности к стране литвинами, а вот предки нынешних литовцев в то время жили больше по селам, были в основном язычниками и называли себя жмудью.
Что интересно, долгое время русские горожане — литвины — посмеивались над своими сельскими соотечественниками, их грубыми манерами, сочиняя сатирические истории и анекдоты, где жмудь выступала аналогом советских чукчей и американских поляков. При этом Вильна была православным городом, в ней было множество церквей, которые потом были переданы униатами, находилась резиденция Западно-Русского митрополита, а в XVII веке появился Свято-Духов монастырь, который действует и по сей день.
Фото: www.globallookpress.com
А за сто лет до этого первой книгой первой местной типографии легендарного Франциска Скорины, конечно же, неслучайно стали «Деяния и послания Апостольские» на русском языке.
Однако повторимся, с момента предательства верхушкой Великого княжества Литовского родной православной веры и тесного сближения ее с поляками, по сути, был закрыт проект «альтернативной Руси» и начался необратимый процесс отказа западнорусских земель от своей русской сути. Вильна стала довольно быстрыми темпами окатоличиваться, со временем превратившись в центр римского епископства.
Православным какое-то время еще удавалось дышать вольно, поскольку, согласно дарованному королем городу Магдебургскому праву, им посменно руководили избранные местной радой бургомистры, представлявшие православную и католическую общины. Но постепенно все дававшиеся «схизматикам» права сводились на нет. Им было запрещено ставить новые храмы и подновлять имеющиеся, многие церкви были переданы униатам, а к 17-му веку население Вильны сильно полонизировалось, город все чаще именовали на польский манер — Вильно, хотя его жители по-прежнему в основном использовали западный диалект русского языка, который ныне принято называть белорусским. Такова была «сила» их веры — никто силой не заставлял жителей Вильны менять православие на католичество, но они шли в русле конъюнктуры, и к XVII веку город стал, по сути, польским — православные составляли только 20 процентов его населения.
И тут довольно символично выглядит история виленского кафедрального митрополичьего собора во имя Успения Пречистой Божией матери, сооруженного в первой половине XIV века. В XVII веке его передали униатам, собор горел, был заброшен, а в XIX веке польские власти передали его университету. Впрочем, помимо аудиторий, в его стенах расположились конюшни, кузницы, жилые помещения и торговые лавки. Эта мерзость запустения прекратилась в тот момент, когда в Вильно второй раз вернулись русские, но это будет спустя почти два столетия, а пока.
Фото: Виктор Великжанин/ТАСС
Возвращение русских
В 1655 году, сломив сопротивление гетмана Януша Радзивилла, русская армия под предводительством самого государя Алексея Михайловича, руководимая князем Яковом Черкасским и атаманом запорожских казаков Иваном Золоторенко, овладела Вильной. За всю войну с польско-литовскими врагами православия, накопив к ним достаточно ненависти, русские ратники не стали сдерживать себя: город подвергся жестокому разграблению, католические костелы пылали как факелы, побежденное население истреблялось.
Однако вскоре в покоренную литовскую столицу вошел сам царь, которого ужаснула картина увиденного. Алексей Михайлович велел предать земле все тела, а также обратиться с воззваниями к успевшим убежать горожанам, гарантируя им неприкосновенность в случае возвращения домой. Именно после покорения некогда столицы вероотступников самодержец принял титул государя Полоцкого и Мстиславского. И что характерно, православное русское уже меньшинство Вильны встречало своего защитника хлебом и солью.
Шесть лет стоял русский гарнизон в городе. И нужно отметить, что эти годы выдались тяжелыми — Вильну два раза накрывала эпидемия чумы. А затем заметно поредевший гарнизон попал в осаду польских войск. Восемь месяцев воевода князь Даниил Мышецкий оборонял город, отказываясь сдаваться, пока не был выдан врагам предателями, после чего отказался принять милость короля — гонителя православия, поклониться ему и был обезглавлен.
Снова вернется в город русская армия только в 1795 году. Вильна к тому времени переживет погром православного Свято-Духова монастыря, инициированный студентами местного университета и ревнителями католицизма из числа горожан, и, как мы уже говорили, передачу православного Пречистенского собора университету. Но городу повезло: под сенью русской монархии его губернатором стал знаменитый усмиритель польской крамолы — граф Михаил Николаевич Муравьев, который возродил подвергшиеся поруганию многочисленные древние православные храмы города и, собственно, сам кафедральный собор. А его брат — православный писатель и мыслитель Андрей Николаевич Муравьев — издаст труд «Русская Вильна», где подробнейшим образом опишет именно русскую и православную историю этого города.
«Над русской Вильной стародавной
Родные теплятся кресты,
И звоном меди православной
Все огласились высоты.
Минули веки искушенья,
Забыты страшные дела —
И даже мерзость запустенья
Здесь райским крином расцвела.
Преданье ожило святое
Первоначальных лучших дней,
И только позднее былое
Здесь в царство отошло теней».
Так эмоционально и точно опишет православный ренессанс столицы, по сути, Черной Руси русский поэт и дипломат Федор Тютчев. В XIX — начале XX века Вильна вновь приобретала черты классического русского города, над которым разливался малиновый звон колоколов, сияли золотом восьмиконечные православные кресты, улицы пестрели вывесками и объявлениями на русском языке, повсюду слышалась русская речь.
Неоцененный подарок
Но и эта замечательная эпоха, к сожалению, закончилась. К власти на территории поверженной империи пришли одержимые, одной из целей которых была борьба с русскими и русскостью руками самих же одураченных русских. На окраинах же они делали ставку на этнические меньшинства.
После победы большевиков город то делали столицей Литовско-Белорусской Советской Республики, то он попадал под немцев, затем под поляков, затем щедрые советские войска отдавали его независимой Литве (этнические литовцы по переписи 1868 года составляли всего 2% жителей Вильны, в то время как русские — более 20%, преобладали же евреи и поляки), которая делала его своей столицей. Потом вновь приходили немцы, а после опять заходила Красная армия. После немцев выбивала оттуда жаждавших реванша поляков и вновь передавала город пусть советской, но все же Литве. И все это под аккомпанемент этнических чисток: поляки чистили литовцев, литовцы — поляков, немцы — евреев, а все вместе — память о русской Вильне, снося православные храмы и переименовывая улицы.
Например, Георгиевский сквер был переименован в честь польской писательницы Элизы Ожешко, а установленная там часовня в честь русских воинов, погибших при подавлении мятежа ляхов, заменена фонтаном, который, правда, редко когда работал.
Щедрости советской власти литовцы, переименовавшие Вильну в более известный нам по звучанию город Вильнюс, надо сказать, не оценили. До такой степени, что и памятник освободителю города от немецких оккупантов и польских реваншистов, которых заставили бежать из него в одних трусах, генералу Ивану Даниловичу Черняховскому снесли, сразу как добились долгожданного «освобождения от оккупации».
И теперь в некогда русском городе мало что напоминает о русских. Хотя, конечно, стоит и действует Пречистенский собор, прихожанам которого в рамках воскресной школы преподают еще и русскую историю, стоит и действует и Свято-Духов монастырь. Но вот с легкой руки новых хозяев города школьников двух с горем пополам уцелевших русских школ — гимназии имени Василия Качалова и средней школы имени Софьи Ковалевской — два года преследовали по обвинению в шпионаже в пользу России за летний отдых в подмосковном лагере. И запретили безобидный мультик «Маша и Медведь», как «напоминание о русской агрессии».
Вдобавок совсем недавно литовская лидерша выступила с занятным публичным заявлением о том, что пока существует Россия, будет существовать и угроза Литве, после чего мелкое прибалтийское государство стало ускоренными темпами строить стену на границе с Калининградской областью.
Глядя на все это, лишний раз думаешь, как нам сейчас не хватает Алексея Михайловича, который, вопреки возмущениям Ватикана агрессивными действиями Стокгольма, тем паче явному неудовольствию Варшавы и сдержанному неодобрению Стамбула, все-таки вернул Руси левобережную Малороссию.
Да, у него не получилось удержать Вильну, но полученной еще в те годы имперской инерции хватило бы, чтобы вернуть городу первоначальный образ уже в просвещенном XIX веке. Теперь же, когда конфликт у небольшого участочка земли вдоль границы России вокруг городов с русскими именами Донецк и Луганск некоторые оригиналы именуют не иначе как «внутриукраинским конфликтом», задаешься вопросом, что еще нам предстоит потерять в ближайшие сто лет.
Храм в Лидде: почему его восстановление Русская Церковь отмечает как отдельный праздник?
16 ноября — обновление храма великомученика Георгия в Лидде
Приблизительное время чтения: 4 мин.
В 1871 году Иерусалимский Патриарх Кирилл II обратился к российским кавалерам ордена Святого Георгия с просьбой помочь восстановить Георгиевскую церковь. Российское правительство выделило деньги, и 3 ноября (16 ноября по новому стилю) 1872 года новый храм был освящен. А у Русской Православной Церкви появился еще один праздник. Но ведь за тысячи лет множество православных церквей разрушалось и отстраивалось заново. Почему же память о восстановлении именно этого храма навсегда осталась в нашем церковном календаре?
«Некий человек высокого звания»
Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в семье христиан в Лидде (город Лод неподалеку от Тель-Авива, рядом с аэропортом имени Бен-Гуриона. — Прим. ред.). Когда ему было 20 лет, его мать скончалась, оставив сыну богатое наследство. При императоре Диоклетиане Георгий, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, поступил на военную службу и сделал блестящую карьеру.
Когда под конец своего правления, в 303 году, император начал гонения на христиан, Георгий был в Никомидии (город Измит в Турции. — Прим. ред.). К этому времени относится свидетельство, которое приводит в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский:
«Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один — самый старший — и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».
Исследователи полагают, что речь идет именно о святом Георгии.
Согласно житию, его арестовали и после восьмидневных тяжких мучений обезглавили. Останки его слуга захоронил в Рамалле.
Христианский святой, покоривший мусульман
Почитать святого Георгия начали уже вскоре после его мученической кончины. В Римской империи начиная с IV века стали появляться посвященные ему церкви — сначала в Сирии и Палестине, затем на всем Востоке, а не позднее V века — и на Западе.
В начале VIII века житие великомученика Георгия перевели на арабский язык, и под влиянием арабов-христиан почитание святого проникло в среду арабов-мусульман. В апокрифическом арабском тексте жития, входящем в «Историю пророков и царей» (памятник арабской исторической литературы начала X века. — Прим. ред.), Георгия называют «учеником одного из апостолов пророка Исы», которого «язычник царь Мосула» подверг пыткам и казням, но Георгий каждый раз был воскрешаем Аллахом.
А на Руси в 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри во имя святого Георгия и повелел праздновать день его памяти. А со времен Дмитрия Донского его стали считать покровителем Москвы.
Храм, всегда восстающий из руин
Гробница, в которой когда-то был похоронен святой Георгий, сохранилась в крипте (подземное помещение под алтарной частью. — Прим. ред.) посвященного ему храма в Лидде. Первую церковь на этом месте возвели в V–VI веках, возможно на фундаменте более раннего храма. Сюда из Рамаллы были перенесены мощи великомученика Георгия, и в месяцеслове Сирийской Церкви день этот — 3 ноября (16 ноября по новому стилю) — отмечен как праздничный.
Руины храма Св. Георгия и выстроенная рядом мечеть. Рисунок из описания путешествия в Иерусалим Конрада фон Грюненберга (1487)
Однако, несмотря на почитание святого Георгия мусульманами, в 1010 году Георгиевскую церковь по приказу халифа аль-Хакима разрушили. Но вскоре восстановили.
В 1071 году город захватили турки-сельджуки, но в 90-х годах XI века храм еще стоял и мощи святого Георгия по-прежнему хранились под его главным алтарем. Разрушили его только перед взятием Лидды крестоносцами. Но те в XII веке сами заново его отстроили.
А в 1191 году церковь велел снести захвативший город Салах-ад-Дин. Впрочем, выполнить его волю не удалось — храм лишь сильно повредили. На этот раз восстановил его Ричард I Львиное Сердце.
Очередное гонение на христиан вспыхнуло уже в 1442 году, при египетском султане Захире Сейф-ад-Дине Чакмаке, и Георгиевская церковь была-таки разрушена, но уцелели крипта и алтарная часть, и в 1517 году в ней опять возобновили православные богослужения, которые продолжались до 1837 года, когда во время землетрясения обрушились свод храма и северная апсида (алтарная часть. — Прим. ред.).
Русская Палестина
После Крымской войны Палестину посетил первый паломник из царствовавшего дома Романовых, глава военно-морского ведомства великий князь Константин Николаевич. И сразу после этого началась покупка земли под будущий комплекс Русской духовной миссии. А для руководства строительством в Петербурге учредили Палестинский комитет.
И началась эпопея русского строительства в Палестине — без дорог и инфраструктуры, без подготовленной рабочей силы. Бóльшую часть стройматериалов пришлось ввозить из Европы: строительного леса в Палестине вообще нет, да и далеко не все виды местного камня пригодны для строительства. Главную рабочую силу — арабов-палестинцев из окрестных деревень — приходилось обучать новым, совершенно непривычным для них профессиям.
Расцвет Русской духовной миссии на Святой Земле пришелся на 1865–1894 годы, когда ею руководил архимандрит Антонин (Капустин). Это при нем была создана Русская Палестина — целая сеть храмов, монастырей, паломнических приютов. Тогда-то Иерусалимский Патриарх и попросил русских помочь восстановить Георгиевскую церковь. И помощь эту получил. Освятили новый храм в годовщину освящения самой первой церкви. И память об этом Русская Православная Церковь почитает по сей день, ведь это была важная веха усиления духовного присутствия России на Святой Земле.
А ковчег с частью мощей святого Георгия до сих пор хранится в этом храме, принадлежащем теперь Иерусалимской Православной Церкви.
Путешествие по ульяновским улочкам. “Ульяновск сегодня”. По тропинкам парка «Средний Венец»
Сразу хотим предупредить: в связи с тем, что улица эта сравнительно молодая, глубоких исторических изысканий у нас не получится, нынче наша прогулка будет основываться не на документах, а на воспоминаниях жителей улицы. А рассказали нам много, ведь за полувековую историю улицы здесь происходило немало событий, есть у нее свои примечательные особенности, были и трагические случаи.
Итак, улица Средний Венец появилась в Ульяновске сравнительно недавно – в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия. Она протянулась между улицами Тухачевского и Рылеева. Название улицы сохранило преемственность с ранее существовавшими, исторически сложившимися именами симбирских бульваров – Новый Венец и Старый Венец.
До начала строительства здесь домов, а, следовательно, появления улицы как таковой, на этом месте находились сады и небольшие частные строения с приусадебными участками. В 60-е годы 20 века на месте частных домов и садов началось строительство улицы. Здания здесь возводились типичные для того времени – 4-х и 5-этажные типовые жилые дома, известные в народе как «хрущевки». Особенностью улицы стал тот факт, что дома здесь располагаются по одну сторону, а дома имеют только нечетные номера.
На другой стороне улицы в те же годы был разбит городской парк, который получил то же название – «Средний Венец». Причем парк был разбит не только для красоты и совершения прогулок, а еще для охраны района. Многочисленные деревья и кустарники, посаженные в парке, сдерживают землю волжского склона, не давая ей «уползать». Ведь ни для кого не секрет, что весь ульяновский склон находится в постоянной опасности оползней.
Отдельно хочется поговорить о самом парке. Наряду со своим официальным названием он имел еще одно, неофициальное. Жители района прозвали его «легкими города». И это название вполне себя оправдывало, ведь такое количество зелени, несомненно, оздоравливало и насыщало воздух кислородом.
Парк получился небольшой, но очень тихий и уютный. Две большие тенистые аллеи тянутся через весь парк вдоль волжского косогора. Прогуливающиеся здесь имели возможность наслаждаться великолепным видом на Волгу, на старый мост. Главные аллеи соединялись между собой небольшими переходами. Эти переходы были обустроены металлическими сводами, которые густо овивались диким виноградом. Проходя под этими сводами, возникало ощущение сказки, чего-то таинственного. Словно ступаешь в сказочный портал или пещеру.
На полянках, расположенных возле аллей парка, «хороводились» русские березки. Их высадили большими полукружьями, а в центре росли ели, со стороны глянешь – настоящий хоровод возле елки.
В конце аллеи парка приводят к небольшому холму. И с этого холма-кургана открывается такая панорама, что дух захватывает! Пожалуй, такого вида не найти нигде в городе – огромная река, два моста, Пальцинский остров! Жаль, что сегодня не увидишь множество пароходиков, теплоходов, коих было когда-то на Волге уйма! Холм имеет и свои особенности: его вершина засажена кустарником, да так, что в итоге получился целый лабиринт, вокруг которого разбросаны большие камни – на них можно и посидеть-отдохнуть, и сфотографироваться. Зимой курган превращается в самое посещаемое место в парке. Здесь образуется природная снежная горка, причем с несколькими спусками на любой вкус: круче, положе, с кочками и без. Здесь можно кататься и на лыжах, и на ледянках!
Холм-курган хорош и летом, и зимой
Есть еще одно удивительное место в парке – «Каштановая роща» или «Каштановый сквер». Красавцы каштаны образуют как бы отдельный мини-парк. Это место прекрасно в любое время года!
Вообще флора парка уникальна, здесь растет огромное количество деревьев и кустарников: более 70 лип и берез, дубы, вязы, голубые и обычные ели, а кустарников вообще не перечесть.
Кстати, советские дети в парке могли не только хорошо погулять, но и даже перекусить. Поживиться в парке и правда было чем. Яблони, груши, ирга, барбарис – плоды этих деревьев и кустарников пробовались детьми в обязательном порядке. А барбарис «угощал» не только темными ягодками, но и кисленькими листочками. В этом «гастрономическом» приключении главное было помнить, что есть и ядовитые ягоды. Например, кусты с красивыми белыми ягодами – не для еды! Зато эти ягодки замечательно подходят для игры, ими очень весело хлопать на асфальте. Набирали большую кучку этих ягод – и давай топать по ним!
В 90-е годы минувшего века парк пришел в полнейшее запустение. Здесь не то что гулять, просто мимо пройти было страшновато. Потом парк вообще пытались передать под строительство офисов и коттеджей. Но, к счастью, жителям близлежащих домов парк удалось отстоять. А совсем недавно здесь провели полную реконструкцию: все вычистили, благоустроили, разместили детские и спортивные площадки, провели велодорожки и организовали хорошее освещение. Парк вновь стал излюбленным местом отдыха местных жителей.
Много можно еще рассказать про парк «Средний Венец», ведь Холм-курган хорош и летом, и зимой он и вправду этого заслуживает, но мы еще толком не поговорили про саму улицу. Как мы уже упоминали, она была застроена обычными жилыми домами, предприятий, учреждений здесь почти нет. Самое известное – здание Управления МЧС, которое все по старинке зовут «гражданской обороной».
Это здание в народе зовут «гражданской обороной»
Жители улицы поведали нам и об интересных фактах. Был здесь когда-то частный дом с большим огородом, который все звали «домом огородника». А еще была история о том, как поссорились жители Тухачевского с жителями Среднего Венца. Дело было так.. На улице Средний Венец запланировали строительство нового пятиэтажного дома, вроде бы хорошо, да только дом этот стал бы закрывать красивый вид на Волгу жителям домов по улице Тухачевского. Так вот, местные мужички по ночам стали зарывать траншеи, выкопанные строителями днем. Как долго продолжались эти работы, но дом все же возвели. Ничего, со временем все успокоились и теперь живут в дружбе и согласии.
А еще с улицей Средний Венец связана музыкальная история. Строили еще один дом, а строителями были представители Кавказа, старожилы улицы утверждают, что это были грузины. И, по окончанию строительства, когда дом был сдан, все, кто принимал участие в работах, вышли на балконы нового дома и запели красивую песню, видимо, на грузинском.
Сегодня Средний Венец, впрочем, как и 60 лет назад, – тихая и спокойная улица. Здесь нет торговых центров, мало машин, зато есть вышеупомянутые парк и курган. Тут можно купить мороженого и посидеть в тенистой аллее. А можно подняться на горку и посмотреть на Волгу и ее левый берег. Пусть дети играют на площадках, а вы им расскажите, какими ягодками можно громко хлопать на асфальте.
Материал подготовлен сотрудниками Ульяновского городского архива
"Славянская Атлантида" затонула: где находилась и куда исчезла древняя столица славян
Этот большой и богатый город в древности славился своими белоснежными храмами, широкими улицами и тем, что, будучи столицей славян, вмещал в себя множество других народов — варваров и эллинов. Одни пользовались его гостеприимством, другие искали в нём защиты, а третьи торговали на его безопасных улицах, привозя товары со всех уголков обитаемой земли.
Город славился гаванью, вход в которую показывали первые в Европе маяки, которые называли «котлами вулкана». В гавань заходили корабли из Византии, Саксонии, Новгородской земли и Скандинавии. Этот славянский город назывался Винета. Слава о нём гремела столетиями, а германские племена именовали его Юмна (Город света). И вдруг он исчез, словно его и не было.
Помнят и сейчас
Память об этом славном городе до сих пор жива в Германии. Например, в центральной части страны, в районе Гарц, существует легенда, по которой в речную долину самой высокой горы Брокен каждый год приходил чужак. В реке он искал речной жемчуг. Намыв жемчуга, он вставал на камень, произносил заклинание и в мгновение ока перемещался к себе домой — «в Венецию». Один из местных жителей, подслушав заклинание, решил последовать за незнакомцем и, произнеся слова, тут же очутился в незнакомом городе. Отыскав чужака, который жил в очень богатом доме, он объяснил, что попал в передрягу, и хозяин дома помог ему вернуться домой.
Возможные местоположения легендарной Винеты. Фото © Wikipedia
Историки предположили, что само название Венеция, скорее всего, стало поздним переосмыслением Винеты. Очевидно, легенда возникла тогда, когда след древнего населения Германии (славян) уже почти исчез, а сами они растворились среди германцев. Ведь недаром германские народы называли славян венедами, венетами и винетами. Именно от них в этих местах долгое время сохранялись такие топонимы, как Vinetha-husun или Wened-husen. А когда даже топонимы были утрачены, предания связали именование венеды с Венецией (Venediger).
Винету называли богатейшим городом славян и самым крупным городом Европы. Европейские хронисты упоминали, что Винета была известна уже во времена Клавдия Птолемея во II веке нашей эры. Говорили, что город омывается тремя реками, одна из которых несёт изумрудные воды, другая — имеет молочный оттенок, а третья — свирепствует бурями. От Гамбурга до Винеты по суше можно было добраться за неделю, от Винеты до Руси по морю — за две недели, а город Деммин в устье Пене находился совсем рядом.
Жители города были сказочно богаты — их белокаменные дома всегда украшались золочёной лепниной и витражами из цветного стекла, ели они с серебра и золота, мужчины носили шубы из самых драгоценных мехов, а их жёны блистали в платьях из тончайшего восточного шёлка и бархата. Писали, что нет на свете ни одной диковинки, которую нельзя было встретить в лавках. Денежная система Винеты была уникальной — здесь были особые банкноты, которые представляли собой кусочки ткани с княжеской печатью. Эти деньги можно было обменять на княжеском дворе на серебро или золото.
Загадочный Годхейм. Почему викинги называли Русь родиной богов
Город славился красотой древних храмов и весьма прохладно относился к христианам — им позволялось жить в Винете, но при условии, что они не будут проповедовать Христа. Город действительно напоминал Атлантиду — он был выстроен из белого камня, имел концентрическую планировку и был окружён водами многих рек.
Где ты, славная столица?
Никто из историков не сомневается, что Винета существовала на самом деле. И никто до сих пор не знает, где именно она находилась. Поляки считают, что славянская Винета была расположена там, где ранее находился польский город Волин (на берегу Щецинского залива). Их гипотеза не лишена смысла — южнее Волина есть польский город, сохранивший название Старгард. Купцы Старгарда действительно могли бы добираться до Новгорода через Винетский порт, где бы они садились на корабли. А сам Волин омывается водами нескольких балтийских заливов.
Исследователи размещали Винету то на берегу Балтики у острова Рюген, то на германском острове Узедом. Германские археологи уверены, что Винета лежит на дне Балтики недалеко от города Барта. Добраться до неё невозможно, так как руины города покрывают многометровые слои песка и ила. Русский писатель и этнограф XVIII века Михаил Чулков в «Славенских сказках» предполагал, что Винета находилась в устье Невы, где много веков спустя был возведён Санкт-Петербург.
Город исчез с карт то ли в XI, то ли в XII веке. Европейские хроники указывают, что он был разрушен данами, которые огнём и мечом насаждали католичество среди славянских племён. Произошло это либо в 1043 году во время войны с датским королём Магнусом Добрым, либо в 1184 году, когда датский король Кнуда VI затеял поход на герцога Померании Богуслава.
Но многочисленные легенды до сих пор свидетельствуют о том, что Винета, так же как и Атлантида, ушла под воду, целиком опустившись в море. Возникло даже предположение, что со временем улицы древнего города стали подтапливаться наступавшим Балтийским морем и жители города возвели дамбу. Коварные даны разрушили её, и холодные волны Балтики затопили прекрасные улицы «славянской Атлантиды». Другие версии гибели города говорят о том, что Винета могла затонуть в результате землетрясения.
И действительно, Балтика считается довольно опасным районом. Сильнейшие землетрясения на её побережье были зарегистрированы в августе 1303 года, когда население Польши и Пруссии почувствовало три сильных толчка. В 1328 году сильное землетрясение произошло на берегах Немана. Об этом свидетельствует хроника «О разрушении замка Христмемель»: «….в лето господне 1328 года в крепости произошло землетрясение. земля содрогалась так страшно, что высокие здания готовы были обрушиться, а те, которые были внутри, хотели прыгать вниз навстречу смерти».
Берлин — русский город? Кому на самом деле принадлежали немецкие земли
Сильные землетрясения произошли в Пруссии в мае 1861 года, и в Калининграде (Кёнигсберге) — в июне 1905 года. Именно поэтому все новые дома там строят с расчётом на толчки в семь баллов. Так что легендарная столица древних славян действительно могла уйти в море вместе со всеми своими дворцами и статуями.