Триумфальная арка в Париже
Триумфальная арка в Париже
Триумфальная арка в Париже (Arc de triomphe de l’Étoile)
Триумфальная арка в Париже — архитектурный монумент в античном стиле и один из узнаваемых символов столицы Франции. Памятник был построен в XIX веке в честь победы наполеоновских войск в Аустерлицком сражении.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Триумфальная арка в Париже
Основные моменты
Размеры Триумфальной арки в Париже впечатляют и подчеркивают ее величие. Архитектурное сооружение поднимается на 49,5 м, имеет ширину 44,8 м и высоту свода свыше 29 метров. Хотя с момента постройки прошло уже более 180 лет, арка во французской столице остается самой большой из всех Триумфальных арок мира.
Знаменитый монумент стоит в историческом центре города, на площади, названной в честь Шарля де Голля. От этого места в разные стороны проложено 12 проспектов, самый известный из них носит название «Елисейские поля». Триумфальную арку видно со всех сторон, и круглый год к ней приходит множество французских и зарубежных туристов. Площадь вокруг памятника можно считать настоящим местом паломничества, так как мимо нее проложены маршруты почти всех экскурсий по Парижу.
Через Триумфальную арку ведет «Триумфальный путь», который еще называют «Королевской перспективой». Это ряд строений и исторических монументов, вытянутых вдоль одной оси. Он начинается от Лувра, продолжается через сады Тюильри к площади Согласия, а потом по Елисейским садам выводит к арке. Здесь «Триумфальный путь» не заканчивается. Он длится еще дальше от центра города – через бульвар Великой армии к Большой арке Дефанс. Триумфальная арка в Париже лежит посредине «Королевской перспективы», и поэтому с нее отлично видно и здания исторического центра города, и ультрасовременные высотки Дефанса.
Строительство Триумфальной арки
В 1805 году армия, руководимая Наполеоном, одержала победу в «битве трех императоров» под Аустерлицем. Император очень хотел увековечить триумф своих солдат, и распорядился построить Триумфальную арку в центре Парижа.
Архитекторы подготовили несколько проектов памятника. По одному из них монумент планировали сделать в виде огромного слона, в котором бы был устроен музей, рассказывающий о победах французских войск. Однако, внимание императора привлек проект Жана-Франсуа Шальгрена, придворного зодчего Наполеона I, который выбрал в качестве прообраза парижского памятника знаменитую однопролетную арку Тита в Риме.
Древний монумент появился во времена правления римского императора Домициана, в 81 году нашей эры. Арка Тита стояла на древней Священной дороге, с юго-восточной стороны от Римского форума. Лаконичный, красивый памятник послужил прототипом для многих Триумфальных арок, построенных в Новое время.
Как и в римской арке, монумент в столице Франции планировали сделать с одним выразительным пролетом и мощными опорами. По воле Наполеона Шальгрен спроектировал французскую арку размером втрое больше древней арки Тита. На следующий год начались работы по возведению Триумфальной арки в Париже. А спустя пять лет пожилой автор памятника умер. Это случилось в то время, когда арка по высоте была не достроена всего на 5 метров.
Возведение Триумфальной арки растянулось на долгие три десятка лет по причине череды военных поражений Франции. В 1806-1807 годах под массивный памятник установили фундамент. В 1810 году в столицу Франции приехала невеста императора Мария Луиза Австрийская. В честь ее визита деревянные леса строящегося монумента декорировали суровым полотном, на котором была изображена готовая арка. Так Наполеон смог увидеть свою мечту в виде большого макета, выполненного в натуральную величину. Заканчивать строительные работы довелось архитектору Абелю Блуэ. В 1836 году, когда Триумфальную арку, наконец, построили, императора, задумавшего ее, уже не было в живых.
Исторические события возле арки
В 1840 году правитель Франции Луи-Филипп I в угоду бонапартистам перевез прах императора Наполеона на родину с места, где он провел последние годы жизни. Останки забрали с удаленного острова Святой Елены, поместили на помпезно оформленный траурный кортеж и с почестями провезли под сводами величественной Триумфальной арки. В наши дни прах Наполеона находится в здании Дома Инвалидов (Rue de Babylone, 70).
С тех пор торжественные похороны через Триумфальную арку в Париже стали государственной традицией. Под знаменитым монументом прошли похоронные кортежи известного писателя Виктора Гюго, политиков Луи Адольфа Тьера, Лазара-Ипполита Карно, Патриса де Мак-Магона и Леона Мишеля Гамбетты, армейских генералов Фердинанда Фоша, Жозефа Жоффра и Филиппа Леклерка, а также маршала Жана де Латр де Тассиньи.
В 1921 году под парижский монумент перенесли останки Неизвестного солдата, который отдал свою жизнь во время недавней войны. А через два года здесь установили Вечный огонь как символ памяти обо всех жителях Франции, не вернувшихся с полей Первой мировой войны.
Скульптурное оформление
Торжественность Триумфальной арки определяется не только ее большими размерами, но и тщательно выполненным декором – орнаментами, барельефами и скульптурами. В сторону центра города (Елисейских полей) обращены две скульптурные композиции. Справа установлена динамичная работа французского мастера Франсуа Рюда. Она посвящена выступлению волонтеров против армии Пруссии, вошедшей в Лотарингию в 1792 году, и называется «Марсельеза». С левой стороны арка декорирована скульптурной группой, выполненной Жаном-Пьером Корто. Ее названают «Триумф 1815 года». В центральной части этой композиции скульптор изобразил фигуру самого Наполеона.
Со стороны Дефанса (Avenue de la Grande-Armée) установлены две скульптуры, автором которых является известный французский художник Антуан Этекс. Слева можно увидеть «Мир 1815 года», запечатлевший события Венского конгресса. А справа – композицию, посвященную событиям сопротивления французов в 1814 году.
Над четырьмя скульптурами, а также по бокам Триумфальной арки размещено 6 барельефов со сценами побед, одержанных французами. Со стороны проспекта Ваграм находится изображение боя возле Аустерлица (1805 год), где видны фигуры русских солдат. Этот барельеф был создан Жаном-Франсуа Теодором Гешером. А с противоположной стороны установлена работа Карло Марочетти. На барельефе увековечена битва возле местечка Жемаппе в Бельгии, которая произошла между французами и австрийцами в 1792 году.
Со стороны центра города виден барельеф работы Бернара Габриэля Серра или Серра Старшего, на котором военачальника Османской империи Саида Мустафу-пашу представляют императору Наполеону. Эти события произошли после победы французов в битве у мыса Абукир в Египте (1799 год). А рядом находится барельеф со сценой похорон французского генерала Марсо, случившихся в 1796 году.
Со стороны монумента, обращенной к современному кварталу Дефанс, видны барельефы, увековечившие две знаменитых битвы: сражение при Арколе в Италии (1796 год) и бой за египетский Каноб, который произошел двумя годами позже.
Кроме того, на опорах Триумфальной арки в Париже написаны названия 128 битв, в которых побеждала армия Франции, а также имена 660 военачальников. Фамилии тех из них, кто пал в бою, перечеркнуты. Монумент окружают массивные тумбы из гранита, которые соединяют тяжелые чугунные цепи. Они отмечают сто дней, когда правил Наполеон.
Триумфальная арка сегодня
Каждый год 14 июля возле Триумфальной арки в Париже проводят пышную церемонию военного парада. Парижане и гости города возлагают венки и живые цветы к могиле и Мемориальному огню. В торжестве принимает участие президент страны и оставшиеся ветераны.
Внутри парижской достопримечательности открыт одноименный музей, в котором можно узнать об истории ее строительства и происходивших возле Триумфальной арки событиях. А на верху памятника создана смотровая площадка, пользующаяся большой популярностью у туристов. Внимание, которое приковывает эта обзорная точка на холме Шайо, не случайно. Отсюда открываются отличные виды на центральную часть города и его пригороды. Побывав на вершине знаменитой арки, можно понять, почему ведущий через нее путь носит название «Триумфального».
Для туристов вход на смотровую площадку и в музейную экспозицию открыты без выходных: с октября по март с 10.00 до 22.30, а в остальные месяцы – до 23.00.
Как добраться
Триумфальная арка в Париже возвышается на площади Шарля де Голля. К монументу можно выйти от станции парижского метро Charles de Gaulle Etoile. Кроме того, до площади проложены маршруты многих городских автобусов.
Этот день в истории: 1836 год — в Париже открыта Триумфальная арка
29 июля 1836 года в Париже на площади Звезды (ныне площадь Шарля де Голля) в присутствии короля Луи Филиппа состоялось торжественное открытие Триумфальной арки, строительство которой было начато еще при императоре Наполеоне I.
Хотя Триумфальная арка представляет из себя прежде всего сугубо знаковое сооружение, являясь одним из символов Парижа, ее возникновение с точки зрения городской архитектуры не было случайным.
Еще со времен правления «короля-солнца» Людовика XIV парижский дворец Лувр и площадь Этуаль (Звезды) соединяла прямая дорога. А далее, чтобы попасть в Версальский дворец, дорога поворачивала налево — строго на запад, на авеню Фош, либо ещё левее — на авеню Виктора Гюго — и далее выходила за пределы Парижа.
Название этой дороги — «Триумфальный путь» — не устарело и сегодня: на одной оси стоят здесь три арки — Каррузель возле Лувра, Триумфальная арка на площади Этуаль и Большая арка, построенная уже в нашу эпоху в ультрасовременном квартале Дефанс.
Именно на этой королевской магистрали в декабре 1806 года (через год после Аустерлицкого сражения) император французов Наполеон I повелел архитектору Жану Шальгрену возвести триумфальную арку в честь военных побед, одержанных Францией во время революции и в период Первой империи.
Однако строительство, начатое на холме Шайо, двигалось чрезвычайно медленно — на сооружение одного только фундамента ушло целых два года. В 1810 году, когда новоиспеченная императрица Мария-Луиза должна была торжественно въехать в столицу по Елисейским полям, император приказал придать недостроенному сооружению парадный вид.
Тогда на каменном фундаменте была наспех сделана из досок и сурового полотна «декорация» будущей арки. А в 1811 году умер и сам архитектор Шальгрен. На тот момент арке не хватало 5 метров до проектной высоты. Вскоре все работы были прекращены в связи с чередой военных неудач.
Сам император Наполеон также не дожил до окончания строительства Триумфальной арки, которое завершилось уже после его смерти в 1836 году. Сооружение было достроено в царствование Луи-Филиппа под руководством архитектора Абеля Блуэ.
Торжественное открытие Триумфальной арки состоялось 29 июля 1836 года в присутствии королевской семьи и высших чиновников Франции. И с тех пор данное сооружение традиционно использовалось для проведения военных парадов и других торжественных мероприятий.
15 декабря 1840 года под аркой проехал траурный кортеж с прахом самого Наполеона, доставленным с острова Святой Елены. Позднее торжественной погребальной церемонии с остановкой под сводами Триумфальной арки удостоились после своей кончины Луи Тьер, Леон Гамбетта, Виктор Гюго, Лазар Карно, генералы Фердинанд Фош и Жозеф Жоффр, генерал Филипп Леклерк и маршал Латр де Тассиньи.
Триумфальная арка, выполненная в античном стиле, имеет внушительные размеры: высота 49,51 м, ширина 44,82 м, высота свода 29,19 м. В углах над арочным проёмом расположены барельефы работы скульптора Жана Жака Прадье с изображением крылатых дев, трубящих в фанфары, — аллегорий славы.
Стоит отметить, что Шальгрен возводил свое творение, вдохновленный примерами триумфальных арок Древнего Рима, которые воздвигались в память знаменательных событий, в честь знаменитого человека или божества.
Однако масштабы парижской арки намного превышают образцы античного мира. Грандиозный пятиметровый фриз украшен рельефными изображениями начала похода наполеоновской армии и ее возвращения. Тридцать щитов аттика на верхнем ярусе с выгравированными на них названиями великих сражений напоминают о победах Наполеона в Европе и Африке.
Пилоны арки декорированы 12-метровыми барельефами. «Марсельеза» работы Франсуа Рюда, «Апофеоз Наполеона» Жан-Пьера Корто обращены на Елисейские поля, «Сопротивление нашествию» и «Апофеоз мира» Антуана Этекса — на авеню Великой армии.
Под сводами малых арок написаны имена наполеоновских офицеров. Под аркой с 1920 года находится Могила Неизвестного Солдата, над которой горит вечный огонь в честь героев-воинов, погибших в Первой мировой войне. Внутри Триумфальной арки расположен музей ее истории. На крыше есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на город.
Триумфальная арка завёрнута в ткань. Чем интересен этот проект для юриста?
С 18 сентября по 3 октября Триумфальная арка будет завёрнута в несколько слоёв голубой и серебристой ткани, которые будут связаны красными верёвками. Впечатляет, да?
L’Arc de Triomphe, Wrapped был разработан художником Христо (Christo), который за свою жизнь в соавторстве со своей женой Жанн-Клод (Jeanne-Claude) реализовал 23 подобных проекта. Идея обернуть Триумфальную арку возникла у Христо ещё в 1962, но воплотить этот проект тогда Христо не мог, реализуя при этом свою идею на других объектах. Так, например, за свою карьеру Христо и Жанн-Клод обернули тканью побережье Австралии, мост Pont-Neuf и Рейхстаг.
В январе 2020 при поддержке Центра Помпиду Христо получил необходимые разрешения для L’Arc de Triomphe, Wrapped, но не дожил до реализации проекта. Христо умер в мае 2020. Руководством проекта занимается его племянник Владимир Явачев, который следит за тем, чтобы L’Arc de Triomphe, Wrapped был реализован в точном соответствии с эскизами и документами, подготовленными художником.
Чем интересен этот проект? Вопросами права! Нарушает ли проект Христо права туристов? Кто является автором проекта L’Arc de Triomphe, Wrapped? Могут ли зрители свободно фотографировать L’Arc de Triomphe, Wrapped? Можно ли реализовать подобный проект в будущем?
Правовой статус Триумфальной арки
В 1806 Жан-Франсуа Шальгрен разработал проект Триумфальной арки, строительство которой было закончено в 1836. Это означает, что авторские права на Триумфальную арку уже давно истекли, и она находится в общественном достоянии. Но продолжают охраняться личные неимущественные права автора, в частности право автора на уважение его работы (droit au respect de l’œuvre), защиту которого осуществляют наследники Шальгрена. Это право сформулировано шире, чем, например, его российский аналог — право на неприкосновенность произведения, потому реализация L’Arc de Triomphe, Wrapped могла бы быть признана нарушением права на уважение работы.
Однако поскольку Христо спроектировал свою работу таким образом, чтобы не причинить вред национальному памятнику, и заложенная в проект идея говорит об уважительном отношении Христо к работе Шальгрена и одному из символов Франции.
Триумфальная арка не относится к памятникам национального значения, которые представляют собой одну из форм охраны объектов, представляющих для Франции исключительную историческую ценность. Правовой режим таких объектов запрещает коммерческое использование их изображений.
Триумфальная арка охраняется только в качестве национального памятника культуры. В соответствии с Кодексом наследия Франции, для реализации своего проекта Христо должен был договориться с муниципалитетом Парижа как владельцем памятника и получить разрешение от Центра национальных памятников.
Нарушаются ли права туристов, которые хотели увидеть саму Триумфальную арку?
У каждого гражданина есть право на доступ к культурным ценностям, которое закреплено на уровне целого ряда международных договоров (ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 22 Хартии Европейского союза об основных правах). L’Arc de Triomphe, Wrapped ограничивает указанное право граждан, желающих посмотреть на Триумфальную арку, как её создал Шальгрен.
В свою очередь, указанные выше права в данном случае столкнулись с правом на свободу художественного выражения при реализации L’Arc de Triomphe, Wrapped (ст. 10 Европейской конвенции прав человека).
И пока международные суды и конституционный суд Франции не разрешили конкуренцию этих прав, можно говорить, что в данном конкретном случае права туристов уступают праву на свободу художественного выражения.
И хотя саму Триумфальную арку увидеть будет нельзя, но посетить музеи и крышу на Триумфальной арке будет возможно.
Что охраняется авторским правом в L’Arc de Triomphe, Wrapped и можно ли свободно фотографировать обёрнутую тканью Триумфальную арку?
L’Arc de Triomphe, Wrapped можно разделить на несколько объектов авторского права: подготовительные эскизы и документацию, по которой реализуется проект.
Поскольку L’Arc de Triomphe, Wrapped реализуют в полном соответствии с подготовленными Христо материалами, воплощение проекта в реальности будет признаваться воспроизведением эскизов и документации Христо, в которых художник подробно описал все необходимые действия по реализации проекта.
Хотя Христо как автор проекта публично заявлял о своём желании установить свободный доступ к своей работе, представляется, что подобным заявлением не охватывалось предоставление свободного использования его работы как объекта авторского права.
Это косвенно подтверждается сведениями с сайта christojeanneclaude.net, согласно которым обладателем исключительных прав на работы Христо является «The Estate» (имущественный комплекс, входящий в наследственную массу), в полномочия управляющего которым входит управление исключительными правами художника, в частности предоставление разрешения на использование работ Христо в научных и информационных целях.
В связи с этим, граждане, находящиеся на территории Франции, смогут использовать Christo’s Arc de Triomphe, Wrapped лишь в рамках случаев, установленных в Кодексе интеллектуальной собственности, которыми охватывается право на воспроизведение для личных целей.
После 3 октября проект Христо завершится и начнутся работы по снятию ткани с Триумфальной арки. Можно ли будет продлить действие проекта? Может ли кто-то сделать такой же проект в будущем?
Христо много раз заявлял, что его проекты временны, потому использование проекта за пределами, установленного самим Христо срока, будет образовывать нарушение исключительного права на воспроизведение объектов, лежащих в основе L’Arc de Triomphe, Wrapped, а возможно и личного неимущественного права на неприкосновенность произведения.
Осуществление подобных проектов в будущем будет возможно, поскольку идеи не охраняются авторским правом, и проект Христо является подтверждением этому утверждению. В 1989 Катрин Фефф (Catherine Feff) «обернула» Триумфальную арку окрашенной в цвет французского флага сеткой. И хотя идея у Христо и Катрин Фефф была одна, реализовали они её совершенно по-разному. Остаётся только ждать, какой следующий художник решит реализовать проект на Триумфальной арке.
Поскольку не у всех нас есть возможность насладиться работой Христо лично, то предлагаем вам ссылки на Интернет-источники, через которые есть возможность увидеть, что происходит с Триумфальной аркой:
Больше историй об интеллектуальной собственности читайте в телеграм-канале Games of Brands и на странице в Facebook.
Триумфальные арки в Риме
В данной публикации три наиболее известные и важные триумфальные арки в Риме — Константина, Тита и Септимия Севера. К тому же находятся они в шаговой досягаемости одна от другой, и посетить их возможно за один день.
- Триумфальными арками принято считать архитектурный памятник в виде крупной торжественно исполненной арки.
- Триумфальные арки прежде сооружались при входе в города или в завершении улиц. Еще на мостах, просторных дорогах, во славу победителей либо в память о значимых событиях.
- Прежде триумфальные арки создавали временные, они зачастую всего возводились из дерева. Постоянные, подобные арки должны были стоять длительное время, потому собирались из камня, кирпича либо бетона. Как раз постоянные триумфальные арки в Риме и уцелели до настоящего времени, о них то и будет написано в этой публикации.
- У всех триумфальных арок в Риме могли быть 1-а, 3-и либо 5-ь пролетов, перекрытых полуцилиндрическими сводами, заканчивающимися антаблементом и аттиком.
- Декорировались они статуями, барельефами, горельефами либо памятными надписями. Либо и тем и вторым вместе.
Музеи Ватикана и Сикстинская капелла
Колизей — Без очереди
Собор Святого Петра – без очереди
Уникальные экскурсии по Риму
Далее последовательно будет рассмотрена любая арка детально.
1 Триумфальная арка Константина в Риме
Эта триумфальная арка в Риме находится около наиболее известных и важных достопримечательностей столицы — Колизея и Римского форума.
Месторасположение: Виа ди Сан Грегорио184, 00186 Рим, Италия. Подобно амфитеатру, арка Константина признается наиболее яркой аркой Италии и включена в группу главных памятников архитектуры и достопримечательностей Рима.
Данная триумфальная арка в Риме находится под открытым небом и взглянуть на нее возможно абсолютно безвозмездно все время.
Триумфальная арка в Риме Константина (латинское имя Arcus Constantini, итальянское — Arco di Costantino) — трехпролетная каменная арка, иными словами, содержит три прохода – наиболее крупный — центральный, находится по центру монумента, и два более компактных габаритов — по бокам.
Триумфальная арка в Риме Константина также дополнительно содержит и достаточно крупные размеры, высота ее — 21 метр, ширина — больше 25-и метров, а глубина — более 7-и метров. Главная часть монумента исполнена из мраморных блоков, аттик — из кирпича и облицован мрамором.
Триумфальнst арки в Риме
Еще арка Константина — наиболее посещаемая и новейшая, другими словами — последняя из всех уцелевших триумфальных арок в Риме.
Арку соорудили в 315 году нашей эры. Она — единственная триумфальная арка в Риме, возведенная в честь победы не над внешним противником, а в гражданской войне, что еще больше увеличивает ее историческую ценность. Она построена в честь победы Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.
Арку соорудили в 315 году нашей эры
В архитектуре этой триумфальной арки в Риме задействованы декоративные элементы, снятые с более античных монументов — сполии.
Сполии, переводятся с латинского как «трофеи», в отношении арок — это элементы декора, преимущественно — колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье демонтировались из древних сооружений, в основном, языческих храмов и задействовались при возведении новых зданий, в основном, храмов христианских.
Так же и относительно триумфальной арки в Риме Константина, много ее украшений до сооружения находилось на прочих ранее разрушенных постройках. К примеру, на аттике располагаются восемь мраморных статуй с форума Траяна. Меньшие пролеты декорированы медальонами, показывающими сцены охоты периода Адриана — это только 2-е столетие.
Как раз триумфальная арка (в Риме) Константина позднее стала главным образцом для множества аналогичных построек, сооружаемых в более поздние эпохи. Например, в Риме возникли и прочие аналогичные трехпролетные каменные арки.
Как добраться
Вид на арку
Триумфальная арка (в Риме) Константина располагается поблизости с Колизеем, на улице Виа ди Сан Грегорио. Наиболее близко расположенная остановка — метро Колизей, линия В. Визит к данной достопримечательности — безвозмездный.
2 Триумфальная арка Тита в Риме
Триумфальные арки в Риме не представить без наиболее старейшей арки Тита. Потому кроме архитектурного, обладает также и ярко выраженным историческим смыслом.
Данная арка различается с аркой Константина, тем, что арка Тита однопролетная и обладает более скромными габаритами. В высоту — больше 15 м и в ширину — больше 13 м.
Находится арка Тита поблизости в восточной части Римского форума, на античной Священной дороге Via Sacr.
Сооружена по приказу императора Домициана в 81 году нашей эры, во славу римского императора Тита. Это случилось через некоторое время после кончины последнего, в память о захвате Иерусалима в 70 году.
Монумент сооружен из белого пентельского мрамора, извлеченного в Аттике. Данная триумфальная арка в Риме украшена полуколоннами, в углах возле пролета вырезаны 4-е крылатых богини победы — Виктории. Внутри пролета находятся два барельефа, показывающих шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, где показан и сам император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге в свое время находилась и на верху арки, но до настоящего времени не уцелела.
Арка Тита
Как раз арка Тита выступила моделью для создания множества прочих триумфальных арок Нового времени.
Для сооружения арки Тита в Рим намеренно завезли больше 50000 пленных евреев. Сооружение арки заложило начало еврейской диаспоры в Европе.
Говорят, что в аттике данной триумфальной римской арки был погребен прах самого Тита.
Такого рода почестей были удостоены только три правителя за целую историю Римской империи:
- Цезарь, которого захоронили в Римском Форуме
- Траян — в цоколе именной колонны
- Тит
То есть, арка Тита – и прародительница более поздних триумфальных конструкций Рима, и мемориал, по типу московского мавзолея либо Пантеона Кахино в Испании.