Tergan-ural.ru

Терган Урал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интернет проект

интернет проект BeginnerSchool.ru

звуки и буквы

Продолжаем тему русского языка в начальной школе. В предыдущей статье мы говорили о правильном списывании с учебника, подготовке к диктанту и письму по памяти. Давайте сегодня поговорим о том, как сделать звуко-буквенный разбор слова.

Итак, для начала вспомним, какими бывают звуки.

Звуки бывают гласными и согласными .

Буквы, которые обозначают гласные звуки, назовем гласными , буквы обозначающие согласные звуки – согласными .

Что такое согласные звуки , и какими они бывают?

Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия. Согласные звуки бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими.

Многие согласные звуки образуют пары и называются парными. Пары бывают звонкие – глухие:

и твердые – мягкие:

Что такое гласные звуки

Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

гласные звуки

В согласно – гласных слогах эти звуки, кроме звука И , обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: Д А , Д О , Д У , Д Э , Д Ы . Звук И обеспечивает мягкое произношение – Д И .

Остальные гласные буквы имеют по два звука:

гласные звуки

В согласно – гласных слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: Д Е , Д Ё , Д Ю , Д Я .

Гласные звуки делятся на ударные и безударные. Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.

Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Как сделать звуко-буквенный (фонетический) разбор слова.

Пусть ребенок напишет слово и поставит знак ударения. Затем надо определить, сколько в слове слогов. Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв. Затем ребенок определяет, сколько гласных букв, а сколько согласных. И наконец, какой звук обозначают согласные буквы.

2 – гласных , 4 – согласных ;

л – [л`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

д – [д`] – согласный, мягкий, звонкий, парный;

н – [н] – согласный, твердый, звонкий, непарные;

к – [к] – согласный, твердый, глухой, парный;

а – [а] – гласный, безударный.

6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка

О том, что такое слог, ударение и как правильно переносить слова, мы поговорим в следующей статье.

Слоги для чтения по букварю Н. Жуковой

Карточки-слоги - читаем по слогам

Методика Жуковой обучению чтению – это комбинирование традиционного звукового (от звука к букве, от буквы к слогу) подхода с логопедическим. Единицей чтения выступает не отдельная буква, а слог. В этой статье мы подготовили для вас карточки со слогами для чтения дошкольников по букварю Н.Жуковой, основываясь на её рекомендациях, которые вы можете распечатать бесплатно.

Больше заданий для обучения чтению по слогам с детьми вы найдете в разделе «Читаем по слогам — Задания и материалы по чтению»

Порядок изучения букв по жуковой

Надежда Сергеевна в своем обращении в начале букваря советует не учить все буквы азбуки сразу, а делать это постепенно. Ребенок изучает несколько букв и сразу же их складывает в слоги. Вначале учим гласные А,У,О и сразу же их складывает в слоги. Еще буквы — еще слоги. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и письма.

Читайте так же:
Что делать когда спадывают джинсы

Слоговые таблицы по методике Жуковой

Учить слиянию букв в один слог надо так: взрослый двигая (пальцем или карандашом) от первой буквы ко второй соединяет их дорожкой, при этом тянем первую букву, а вторую говорим коротко. В итоге ребенок, самостоятельно передвигая пальчик от буквы к букве научиться читать слоги. Не допускайте прочтения букв побуквенно, это затруднит ребенку овладение слитного чтения. Дошкольнику легче научиться читать слоги с начального гласного затем согласный (обратные слоги), труднее с начального согласного и конечного гласного (прямые слоги). Поэтому для начала учит е соединять буквы в слоги с 2 гласных.

АУ,УА,АО

Начинаем учить согласные буквы М,С,Х,Р,Ш и составлять из них слоги.

Изучаем гласную букву Ы и согласные буквы Л,Н,К,Т. Тренируем чтение слогов с гласными буквами А,О,У,Ы.

Учимся читать слоги с гласной И и ранее выученными согласными буквами.

Продолжаем учить согласные буквы П,З,Й,Г, В,Д,Б,Ж. Тренируемся в прочтении слогов с этими буквами.

Учим гласные буквы Е,Я,Ю,Е и читаем слоги.

Учим буквы Ч,Э,Ц,Ф,Щ и тренирумся читать слоги с этими буквами.

В итоговой слоговой таблице по Жуковой для дошкольников собраны все слоги с буквами алфавита. Читать можно как по горизонтали так и по вертикали.

Слоги для чтения по букварю Жуковой

Совет от Надежды Жуковой! Поскольку у разных детей темп обучения чтению неодинаков, следите , чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на чтении слогов и слов, другие быстро перейдут к более сложным текстам.

Слоги из 3 и более букв

Прочтение слогов из 3 и более букв предлагайте только тем детям, которые хорошо сливают слоги и свободно читают слоги из двух букв.

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами.

Фонетический разбор слова — это анализ звукового состава слова. Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.

Примечание. В начальной школе этот разбор обычно называют звуко-буквенным разбором слова.

Обозначения, применяемые при фонетическом разборе

Фонетическая запись слова называется транскрипцией. Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1 .

Для оформления фонетической записи используются квадратные скобки. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение. Мягкость согласного звука обозначается значком [❜].

Есть ещё один дополнительный значок — знак долготы согласного звука [черта вверху]. Он используется в тех случаях, когда из двух букв получается один звук: длинный [дл❜и н ый❜], сшить [ ш ыт❜].

Порядок фонетического разбора слова

  1. Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.
  2. Провести фонетическую запись слова.
  3. Охарактеризовать последовательно каждый звук:
    а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;
    б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий.
  4. Записать, сколько в слове букв и сколько звуков.

Краткое разъяснение содержания и последовательности операций фонетического разбора

  1. Произнести слово и послушать себя. Для определения количества слогов следует произнести слово скандируя, т.е. по слогам. Для определения ударного слога слово произнести целиком, слитно.
  2. Записать транскрипцию слова (сделать фонетическую запись).
  3. Характеристика звуков — это называние звуков по порядку следования их в слове. Этот пункт и есть собственно звуковой разбор.
    Следует протянуть или голосом выделить первый звук в составе слова (а не так, как звучит этот звук отдельно, один), затем так же выделить остальные звуки.
    После этого охарактеризовать звук: гласный — ударный он или безударный, согласный — звонкий он или глухой, имеет ли пару по звонкости-глухости, твёрдый или мягкий, имеет ли пару по твёрдости-мягкости.
  4. Подсчитать, сколько в слове букв, и записать; подсчитать, сколько в слове звуков, и записать. Установить их соответствие, т.е. одинаково ли количество букв и звуков или букв (звуков) больше или меньше. Объяснить причину разного количества букв и звуков.
Читайте так же:
Смс бомбер через телеграм бот

При проведении фонетического разбора слова допускаются варианты:

1) кроме характеристики звуков можно указывать, какой буквой обозначен на письме анализируемый звук;
2) мягкость звуков, не имеющих пары по твёрдости-мягкости, можно не обозначать знаком [❜].

Соловья 1 баснями не кормят

Образец устного фонетического разбора

1–2. Произношу слово соловья — [салав’й’а́].
В этом слове три слога — со|ло|вья. Ударный слог третий. Ударение падает на звук [а]. Первый и второй слоги безударные.
Гласные звуки. В первом и втором слогах звук [а], обозначенный буквой о, слышится и произносится неотчётливо, т.к. безударный. В третьем слоге звук [а], обозначенный буквой я, слышится и произносится отчётливо, т.к. ударный.
Согласные звуки. Звуки [с] и [л] слышатся и произносятся отчётливо, т.к. находятся перед гласными. Звук [в’] слышится и произносится отчётливо. Обозначены эти звуки буквами эс, эль, вэ. Звук [й’] слышится и произносится отчётливо, т.к. находится перед гласным звуком и отделён от предыдущего звука разделительным ь.

3. Гласные звуки.

[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а́] — ударный, обозначен буквой я.

[с] — глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой эс;
[л] — звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой эль;
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой вэ;
[й’] — звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквами разделительный ь и я.

4. В слове соловья 7 букв и 7 звуков. Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.

Образец письменного фонетического разбора

соловья́; со|ло|вья; 3 слога.

с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;

[й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

я [а́] — гласный, ударный.

7 букв, 7 звуков.

Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.

Будет и на нашей улице праздник 1 .

Образец письменного фонетического разбора

пра́здник; пра|здник; 2 слога.

п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

а [а́] — гласный, ударный;

з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

Читайте так же:
Как красиво завязать пояс на плаще спереди?

н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

и [и] — гласный, безударный;

к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.

8 букв, 7 звуков

Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква д не имеет звукового значения.

Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:

Полезная информация для мам первоклассников, второклассников и т. д.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
Я, Ё, Ю, И, Е — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл’и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].

Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э] :
Мяч[м’ач], тёрн [т’орн], тюль [т’ул’], пена [п’эна].
Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].

В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
[й’] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.
В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Звонкие
образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [ж’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные : Мы же не забывали друга.
Глухие
произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
П, Ф, К, Т, Ш, С — глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [ш’], [с’], имеют парные звонкие;
X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости.
Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
«Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ш].
Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’],[й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [’].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] – моль [мол’], угол [угол] – уголь [угол’], нос [нос] – нёс [н’ос].

Читайте так же:
Какие джинсы подойдут девушкам с узкими бедрами

Л, М, Н, Р, Й — всегда звонкие.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
X, Ц, Ч, Щ — всегда глухие согласные.
Ч, Щ, Й — всегда мягкие согласные.
Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
Ж, Ш, Ч, Щ — шипящие.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

Запишите слово.
Поставьте ударение.
Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
Опишите звуки:
Гласный, ударный или безударный.
Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
Сосчитайте и запишите количество звуков.
Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).
Примеры
ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв.
К [к] согл., глух., тв.
О [а] глас, безудар.
Л [л’] согл., звон., мягк.
Е [э] глас, удар.
Ч [ч’] согл., глух., мягк.
К [к] согл., глух., тв.
О [а] глас, безудар.
Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв.
Е [й’] согл., звон., мягк.
[э] глас, удар.
Л [л’] согл., звон., мягк.
Ь [-] не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л
Обратите внимание!

Для гласных.
Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные.
Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]: Лён — [л’ о н] — 3 буквы, 3 звука.
Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
Я – [й’а], Ё – [й’о], Ю – [й’у], Е – [й’э]: Ёлка — [й’ о л к а] — 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] – 4 буквы, 5 звуков.
Буква И
после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]:
зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
кОтик – [ кОт ’ и к], скворцы – [с к в а р ц ы];
гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];
в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:
кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
мяч – [м’ач’], рябина – [р’эб’ина], пятно – [п’итно].
Для согласных.
парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
гриб – [гр’ и п], лавка – [л а ф к а];
Й, Ч, Щ — [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие;
Ж, Ш, Ц – [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;
Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в, д, л, т пишутся:
чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].
сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН — [зн]:
звёздный – [з в’ о з н ы й’], лестница – [л’ эс ’н’и ц а].
иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]:
когти — [к о к т’ и], мягкий — [м’ ах ’ к ’ и й’];
иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
сделал – [з’ д’ э л а л].
между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко :
зонтик – [з о н’ т ’и к];
иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
стаканчик – [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик – [см’э н’ щ’ и к];
Удвоенные согласные располагаются
после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил’иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал’Эй’а] ;
сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
бриться – [бр’ иц:а];
иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]:
конечно – [ кан ’ эшна ], скучно – [ скушна ], что — [ш т о], чтобы — [штобы];
буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]:
щавель [щ ’ав ’ эл ’ ], счастливый [ щ ’асливый ’ ], извозчик [извощ ’ик], перебежчик [п ’ир ’ибещ ’ик];
в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]:
белого – [б е л а в а].

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как надевать боди лайф
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector