Золотой храм сикхов
Золотой храм сикхов
На северо-западе Индии, недалеко от пакистанской границы, есть небольшой город, перенаселенный, неопрятный, шумный, как и все провинциальные индийские города. Но в то же время ни на один из них он не похож. Это — Амритсар, где находится главный храм сикхов — Золотой Храм. В эту сикхскую «мекку» съезжаются паломники со всей страны и из-за ее пределов.
Для тех, кто ничего не слышал о сикхизме, следует немного рассказать о нем. Эта религия представляет собой нечто среднее между индуизмом и исламом. Сикхи верят в одного Бога и отвергают поклонение идолам. Они верят в карму и в возможность перерождения после смерти. Они отвергают алкоголь и наркотики. Сикхизму уже почти 500 лет. Его основатель гуру Нанак, живший в период с 1469 по 1539 год, сорок лет путешествовал по Азии, побывав во многих местах — от Непала до Саудовской Аравии.
Рассказывают, что однажды, когда гуру Нанак был в Мекке, он отдыхал, лежа ногами в сторону священного камня кааба. К нему подошел мусульманин и строго сказал, что надо развернуться в обратную сторону. «Почему?» — спросил гуру Нанак. «Потому что там находится Бог!» — важно ответил мусульманин. «А скажи мне, брат, где Бога нет?» — кротко молвил гуру, и посрамленный мусульманин молча ушел прочь.
Нынешние амритсарские коммерсанты любят связывать свой бизнес с именем гуру Нанака. Тут и «парикмахерская гуру Нанака», и «запчасти гуру Нанака», и даже «женские платья гуру Нанака». Иногда смотрится довольно забавно.
Всего в создании сикхизма принимали участие десять гуру, и их учения изложены в священной книге Гуру Грант Сахиб. В ней — правила и принципы, которым должны следовать люди вообще, и сикхи, в первую очередь. Иконостас с изображениями десяти гуру часто можно встретить не только в сикхских домах, но даже у них в автомобилях.
Все сикхи присоединяют к своему имени слово «сингх» — «лев». Сикхи весьма воинственны и гордятся своей храбростью. Из сикхов получаются хорошие солдаты, пожарные, спасатели, телохранители. За свои идеалы они с легкостью могут пожертвовать жизнью, своей или чужой. Одна из легенд гласит — во время страшного боя воин-сикх продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову, и лишь когда последний враг был повержен, храбрый воин сам упал замертво. Фигуру сражающегося обезглавленного воина можно увидеть на одной из фресок, украшающих Золотой Храм.
Несмотря на всю внешнюю воинственность, сикхизм — крайне демократичная и даже, можно сказать, добрая религия. Любому посетителю, вне зависимости от его вероисповедания, будут рады в сикхском храме. Его бесплатно накормят в местной столовой и предложат остаться на ночлег. Гуру Нанак провозгласил: нет ни индусов, ни мусульман. Все — просто люди, равные перед Богом. Поэтому сикхские храмы открыты для людей всех вероисповеданий.
Непременные атрибуты сикхов — браслет на руке, гребень в волосах, короткие кожаные штаны, кинжал на боку. Ортодоксальные сикхи вообще обожают оружие и носят с собой копья, дубины, мечи и прочие смертоносные игрушки. Индус в чалме — довольно привычный нам образ. А между тем сами индусы чалму не носят, чалма — это атрибут сикхов, необходимый им, чтобы скрыть под ней гребень и гриву волос. Сикхам не полагается стричься и бриться. Для удобства сикхи подвязывают особо длинные волосы специальной сеточкой. Чалму носят взрослые мужи, юноши — лишь ее упрощенное подобие, а дети — вообще маленький платочек на голове, обхватывающий гребень. Цвет чалмы также имеет значение. Сикхи в чалмах синего цвета считаются самыми воинственными. Некоторые из них носят на этом головном уборе металлическое плоское кольцо с остро заточенным внешним краем, предназначенное для метания в противника. Женщины-сикхи укрывают голову обычным платком. И у них на боку зачастую висит традиционный сикский изогнутый кинжал.
«Золотым» храм называется потому, что покрыт самым настоящим золотом. Драгоценный металл жертвуют паломники. Со времени возведения храма его не раз грабили и даже пытались уничтожить, но каждый раз сикхи полностью восстанавливали свою святыню. Во времена Индиры Ганди, в 1984 году, произошли крайне неприятные события. Сикхи требовали дополнительных привилегий, автономии и даже независимости. Индира Ганди не могла допустить расшатывания целостности государства. За свои сепаратистские выступления сикхам пришлось заплатить огромную цену. Правительственные войска сломили сикхское сопротивление. Последние мятежники засели в Золотом Храме и держали оборону. 5 июня Ганди отдала приказ взять храм штурмом, во время которого погибли не только сепаратисты, но и сотни паломников. За это святотатство 31 октября два сикха из ее личной охраны застрелили президента.
При входе в Золотой Храм гостей просят оставить свои вещи и разуться. Для этого существуют специальные камеры хранения. Голова посетителя обязательно должна быть прикрыта чалмой или платком, а ноги омыты в специальной нише с проточной водой.
Каждого вошедшего встречает огромное пространство внутренней храмовой территории. В центре — прямоугольный священный пруд, в середине которого сверкает на солнце сам Золотой Храм. Играет приятная медитативная музыка, верующие степенно обходят пруд по часовой стрелке — так положено. Просто удивительно, какой контраст составляет тихая и величественная атмосфера храма с суетой и хаосом Амритсара.
В храмовом пруду живут карпы. Они подплывают к самой кромке берега и жадно открывают рты, надеясь на подношение. В пруду можно совершать омовение, и даже считается, что это приносит удачу и здоровье. Поэтому, горя желанием обрести счастье и исцелиться от всех болезней, здесь плавают десятки паломников. Для тех, кто не умеет плавать, есть специальные цепи, прикрепленные к берегу. Держась за них, ни за что не утонешь и можно легко вылезти из воды.
В каждом из четырех углов двора расположены места для питья. Добровольцы, работающие там, без устали наливают всем желающим чистой питьевой воды, а потом тщательно моют посуду, прежде чем использовать ее снова. В Индии, не отличающейся чистотой и санитарной безопасностью, такая забота весьма оправданна. Каменный пол храмовой территории также регулярно моют, чтобы паломники могли ходить босиком, ничего не опасаясь.
В храм тянется длинная очередь. Желающие совершить пожертвование платят деньги в кассу и получают порцию каши на большом зеленом листе. Сладкую кашу можно съесть или отдать рыбам. Лист у входящего в храм в любом случае отберет специальный служитель. В центре храма на первом этаже сидят музыканты, которые исполняют религиозные гимны. Вокруг них набросаны деньги и цветы, жертвуемые верующими. Один из служителей сгребает деньги шваброй в деревянный ящик, чтобы их не накапливалось слишком много.
Можно подняться на лестнице на второй этаж, взять себе молитвенник на хинди и посидеть на ковре, читая молитвы и медитируя. Там же находится огромный экземпляр книги гуру Грант Сахиб, который читается 24 часа в сутки. Чтец сидит молча, изредка перелистывая гигантские страницы. Если стемнеет — включается свет, если выключится электричество — чтец достанет карманный фонарик и продолжит читать. Если он устанет, другой чтец сменит его. Священную книгу читают без перерыва еще в нескольких местах храмового комплекса. В некоторых святилищах ее читают вслух и нараспев.
Если подняться еще выше, то можно выбраться на крышу храма и осмотреть территорию с высоты. Зрелище, предстающее перед глазами наблюдателя, величественно и незабываемо. А мелодичная музыка все продолжает и продолжает играть, рождая в душе особое ощущение причастности к чему-то возвышенному.
Никакие прозаические потребности не должны омрачать сознания паломников. Поэтому для них предусмотрены различные блага, например, уже упомянутая бесплатная столовая. Ежедневно через нее проходят тысячи людей. Еда простая, но сытная. Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. Трапезничающие рассаживаются прямо на полу на длинных полосах плотной ткани. Добровольцы из сикхской коммуны разносят еду в корзинах и кастрюлях. Брать можно столько, сколько захочется. Если не хватает, принесут еще. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние. Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. В знак благодарности можно чуть поклониться, сложив ладони вместе вертикально. Долго возиться с едой не следует, надо дать возможность поесть и другим.
Гостиница для паломников также бесплатна. Почетным сикхским делегациям выделяются отдельные комнаты, а все остальные могут разместиться на циновках во дворе. Для иностранцев выделено отдельное помещение, которое охраняет бдительная стража с копьями. Охрана вовсе не бесполезна. Возле входа висит щит с фотографиями воров, пойманных в гостинице. Ни у одного из изображенных воров нет чалмы и бороды, все они были здесь случайными людьми. Сикхи не воруют.
Вечером храм украшают многочисленные огни. Они сверкают и переливаются, отражаясь в водной глади и создавая волшебную атмосферу праздника, с которым не хочется расставаться.
Чакра
Чакра, согласно одному из древних индийских эпосов «Махабхарату», — оружие, созданное богами для борьбы с демонами.
Метательные диски чакра (буквально переводится, как «круг, кольцо») действительно состояли на вооружении индийских воинов с древних времен вплоть до конца XIX века. Вместе с тем, происхождение оружия до сих пор до конца неясно. По одной из версий прототипом мог быть камень. Считается, что в конце каменного века это произошла эволюция оружия в связи с чем появился дискообразный каменный кусок с острыми отколотыми краями. Вместе с тем, иногда под чакрой подразумевают колесо, у которого восемь смазанных маслом спиц, или диск, в центре которого треугольное отверстие. Исследователи отмечают, что подобная форма могла быть присуща чакрам до XVI века.
Затем отверстие в центре становится все более крупным. О различных формах чакр свидетельствуют и некоторые китайские источники: так, К. С. Носов в книге «Традиционное оружие Индии» отмечает, что в документе, датированном династией Суй, то есть концом VI- начало VII веков, словом «чакра» описывают «некий диск размером с зеркало с центральным отверстием и внешней кромкой, зазубренной как у пилы». Подобный же зубчатый диск, по словам Носова, изображен на фресках из Шри Ланки. Считается, что в том числе и монгольская конница имела в своем арсенале это метательное оружие.
В Индии оружию, которым можно было поразить противника на расстоянии, придавалось особое значение: некоторые полагали, что убийство как бы не своими руками оказывало меньшее влияние на карму. Поэтому по востребованности чакры уступали лишь луку, который считался оружием более мощным. Владение луком и чакрами изучалось воинами в первую очередь, а затем шло изучение меча и копья, после чего — булавы и ножа. Правда, с XII века индийские войны все в большей степени перенимают технику сражения персов, турок, вследствие чего применение чакр хоть и не пропало, но отошло на второй план.
Только в XVI веке в Индии чакры переживают новую волну популярности. Так, например, португальский путешественник Дуарте Барбоса, описывая оружие воинов Делийского султаната, рассказывал, что у них есть «стальные колеса, которые они называют чакарами, в два пальца шириной, острые с внешней стороны как ножи и без лезвия на внутренней стороне; размером с небольшую тарелку». По его словам, воины носили с собой по семь или восемь дисков, «надев на левую руку».
Вполне возможно, увиденные им войны принадлежали к народу сикхов, знаменитых своими партизанскими способами ведения войны. Как раз они носили несколько видов чакр: на руки надевались небольшие диски — «чакри», в среднем до шести штук; затем большие кольца вешались на шею, а также крепились на специальном головном уборе — тюрбане, который имел название «дастар бунгга». В высоту он достигал целых 50 см и держался на раме из тростника, которую обтягивали, как правило, синей тканью. Причем помимо колец, на тюрбан могли крепиться и тигриные «когти» (индийский багнак), и стальные полумесяцы и различные ножи, небольших размеров.
Применение чакры в основном зависело от ее размера, который, как известно, варьировался. Чакры обычно составляли 1,5−2,5 см шириной и 12.5−30 см в диаметре. Сикхи бросали чакры на расстояние равное примерно 35−45 метрам. Хотя и бытуют мнения, что, например, диск из латуни, благодаря более хорошей аэродинамической поверхности, можно было бросить более, чем на 100 метров. Техника метания, как следует из различных источников, была довольно разнообразной.
Одни утверждают, что диск брали между указательным и большим пальцем, разворачивались боком к мишени, делали небольшой замах, держа чакр горизонтально, и с помощью вращения всего корпуса совершали бросок в сторону цели. Другие утверждают, что чаще всего в бою чакры бросали вертикально. В противном случае бросавший мог задеть стоящего по ту или иную сторону соратника. Вместе с тем, отмечается, что связки из чакр бросали подобно сюрикенам друг за другом.
Один из уникальных способов метания чакр в XIX веке описал английский лорд Эрл Эгертон в книге «Индийское и восточное оружие. От державы Маурьев до империи Великих Моголов». По его словам, воин раскручивал оружие на указательном пальце поднятой вверх руки и взмахом выбрасывал диск в сторону противника.
Таким образом, вращение добавляло мощности и дальности броску, а сикх сводил к минимуму вероятность порезаться об острый внешний край лезвия. Более того, такой способ применялся в том случае, если сикхи шли строем: несколько воинов, вооруженных саблями и небольшими щитами, плотно шли впереди и прикрывали стоящего за ними метателя диска. Он, соответственно, должен был раскручивать чакр так, чтобы не задеть солдатов в строю, то есть над их головами. В то же время опытный воин мог вращать чакру, другой рукой сражаясь, например, той же саблей. При этом такая техника ведения боя была характерна именно для сикхов, несмотря на широкое распространение чакр по всему миру.
Д ревняя Индия. Прически, украшения, косметика
На прическу древних индусов оказывали влияние два главных фактора: климатические условия и кастовая принадлежность. Прически мужчин не отличались разнообразием и сложностью форм. Это были зачесанные назад волосы, завитые волнами, с локонами на концах.
Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос в центре головы. Возможно, поэтому их называли шикханди — чубатыми (от слова “шикханда” — чуб).
Прически Древней Индии
Сикхи носили длинные волосы, уложенные в продолговатые пучки, укрепленные надо лбом. Пучки делались из косы или жгута. Одна из заповедей обязывала сикхов не стричь волос с рождения до смерти.
Воины носили также длинную прядь волос, завитую в локон и свисающую с правой стороны. Дервиши волос не стригли — носили их распущенными до плеч.
Большим позором считалось среди брахманов сбривание волос на голове. Этим обрядом могли заменить смертную казнь.
Пленным в знак позора сбривали волосы, оставляя пять торчащих в разные стороны клоков. Мужчины, вступив в пору возмужания, отращивали усы и бороды. Бороды окрашивали растительными красителями, смазывали ароматическими снадобьями, маслами.
Бороды и усы завивали. Богатые вельможи, чтобы не испортить завивки на усах или бороде, на ночь надевали повязки — набородники. Сикхи носили бороду скрученной или убранной в специальную сетку. В особо торжественных случаях бороду распускали.
Дети и юноши волос не стригли — носили их распущенными по плечам. Женские прически, так же как и мужские, были очень просты независимо от сословной принадлежности.
Женщины гладко зачесывали волосы со лба назад и укладывали их на затылке или низко на шее в пучок типа улитки или объемного полушария. Внутрь пучка подкладывали подушечку или шерсть животных — это придавало пучку устойчивость.
В женских прическах на скульптурах, рельефах, а также во всех описаниях, которые встречаются в литературных произведениях, длина волос достигает талии, бедер. Наиболее распространены были змеевидные пучки — их носили замужние женщины.
Прически окуривались дымом ароматических растений, чаще всего сандала. Видов причесок было множество. Уложенные горизонтально косы напоминали пирамиду, украшенную нитями жемчуга, цветами.
Существовало поверье, что в женских прическах обитают боги. Поэтому часто женщины делали высокие прически, напоминавшие храмы.
Прически также делали из одной или нескольких кос. Косы были разнообразные, сложного плетения. Их завязывали, укладывали или переплетали между собой на голове, у основания для прочности перетягивали тонкой черной ниткой.
Использовали заколки, греб ни, обручи, кольца, ленты, цветы, нити бус из драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга. В скульптурах времен Мохенджодаро и Хараппы чаще встречаются прически с одной косой.
Прически из завитых волос делали только храмовые танцовщицы — баядерки. Спиральные, круто завитые локоны густой массой располагались на спине. Дополнением причесок были завитки на щеках.
Девушки носили височные косы, иногда зачесывали волосы на одну сторону, пропуская их в небольшую трубочку, заплетали жгутом. Челок и коротких стрижек не носили.
Прическа густо пропитывалась маслами, которые не только придавали волосам блеск, но и предохраняли кожу головы от солнечных лучей. Иногда волосы подкрашивали растительными красителями, придавая им медный оттенок. Красители обладали лечебными свойствами, способствовали росту волос.
Головные уборы
Головные уборы привилегированных каст, брахманов и воинов, и простого населения были однотипны. Различие было в качестве материала. Основными головными уборами мужчин были тюрбан и чалма, величественно возвышавшиеся надо лбом, при этом концы волос оставались открытыми.
Богатые люди носили головные уборы из тонких цветных шелков, золотой и серебряной парчи, льняной ткани — преимущественно однотонные. Преобладали белые, малиновые и красные цвета разных оттенков. Индийцы-магометане могли носить тюрбаны также голубого или желтого цвета, но из бумажной материи, так как ношение чистого шелка им было запрещено религией.
Сикхи носили тюрбаны красного цвета. Тюрбаны зеленого цвета имели право носить те, кто посетил священный город Мекку. Тюрбан свертывался из длинного куска ткани (6—7 метров), драпировался складками в форме высокого конуса или широкой трубы. Часто для сохранения формы под материю подкладывали тонкий картон.
Чалма представляла собой кусок ткани, но укладывали эту ткань, в отличие от тюрбана, плоскими жгутами.
Тюрбан и чалма богатых сановников украшались драгоценными камнями, чаще всего — сердоликом, аметистом, сапфиром. Спереди надо лбом часто прикалывали брошь-сарпеч, которая придерживала пучок перьев райской птицы.
Головные уборы простого народа были скромнее, из более низких сортов ткани. Кроме этих головных уборов мужчины носили небольшие бархатные шапочки, напоминавшие тюбетейки, головные лобные повязки, колпаки из льняной ткани и войлока, шапочки типа современных пилоток.
У женщин сари было не только частью костюма, но и выполняло роль головного убора. Конец сари накидывали на голову, скрывая волосы.
Женщины всех сословий носили также прозрачные вуали, воздушные покрывала, которые прикреплялись на голове при помощи обруча.
Носили изящно сплетенные из нитей повязки, маленькие, расшитые бисером, блестками, стеклярусом шапочки, платки из всевозможных тканей.
Все головные уборы отличались изяществом, высоким вкусом и тонкостью исполнения. Но особенно искусно делали уборы невест. В них проявлялась безграничная фантазия мастеров.
Как правило, они были из дорогой парчи, расшивались шнурками, металлическими бляхами, мелкими и крупными золотыми мушками. Дополнением являлись височные подвески из жемчужных или коралловых нитей, ажурные шарфы, кисти.
В повседневной жизни носили матерчатые повязки. Баядеры, танцовщицы, музыкантши надевали изящные диадемы, венки из живых цветов, листьев, перьев колибри. Повязывали пурпурные и блестящие ленты, украшенные колокольчиками.
Украшения
В Древней Индии украшения носили все — дети, подростки, женщины и мужчины. Богатые украшали головные уборы драгоценностями. Изящные броши, чеканные застежки, подвесы из бусин, жемчуга, драгоценные и полудрагоценные камни в золотой или серебряной оправе дополняли костюм. Носили бусы, колье, ожерелья, медальоны, цепочки.
Кольца и серьги носили мужчины всех каст. Отличительным знаком брахманов были золотые серьги. Парии по закону могли иметь украшения только из железа.
Женщины носили много украшений, особенно но праздникам. Проборы причесок закрывались продольными нитями бус, которые заканчивались на лбу круглой бляхой или украшением в виде цветка или луны. Молодые женщины носили в левой ноздре украшение в виде одного камня или колечка. Но это украшение не могли носить вдовы.
В торжественных случаях люди украшали себя гирляндами живых цветов, перьями птиц, листьями растений, корнями, плодами.
Косметика
Все слои населения Индии чернили брови и веки углем, подводили сурьмой, басмой. Лицо и шею покрывали белила ми, румянили щеки. Золотили губы, покрывали коричневой краской зубы.
Женщины в центре лба рисовали маленькое пятнышко — оно называлось тилака, или тилак. В древности оно обозначало знак касты или секты.
Наносили его порошком сандала, киновари, шафрана при помощи кисточки. У разных каст имелись свои знаки, особой формы и цвета. Всегда этот знак отличал замужних женщин. Среди населения было принято красить концы пальцев рук и ног в оранжевый цвет. Проборы причесок были также оранжевого или красного цвета.
Иногда на губах, окрашенных красной помадой, ставили черточку мисси черным порошком.
Большое значение в Индии пр идавали ароматическим веществам: окуривали храмы и жилища смолой тропических деревьев, миррой. Считали, что это прогоняет злых духов. Наравне с золотом ценили ладан, который возжигали в храмах. В народе ладан получил название “фимиам богов”.
Существовал настоящий культ аромата, так во время празднеств, даже выпускали стаи белых голубей, крылья которых смазывали мускусом, смолой ладанного дерева, жасминным маслом, лавандой, амброй, ароматным уксусом.
Национальный костюм Индии для женщин и мужчин
Индийская национальная одежда очень разнообразна и самобытна, даже в XXI веке, не смотря на влияние глобализации, в Индии многие носят национальный костюм, особенно в праздничные дни и на различных торжествах.
Индия – страна с богатой культурой и продолжительной историей. Начинающему путешественнику-исследователю культурного наследия Индии можно запросто «утонуть» в разнообразии исторических событий, традиций, видах искусства и религиях Индии.
Богиня Сарасвати – богиня мудрости, искусства и красоты
Художник Раджа Рави Варма (1848 — 1906)
Все иллюстрации ниже также принадлежат кисти данного художника. Раджа Рави Варма сочетал в своей живописи европейскую академическую технику с сюжетами индийской мифологии.
Индия – страна множества культур. Древних, богатых и, несомненно, ярких. И исторический костюм Индии также многообразен.
Музыкальные инструменты
Одежда индийцев может отличаться в зависимости от областей Индии – на Севере, Западе или же Юге Индии существовали различные традиции, в том числе влиявшие и на особенности ношения одежды, а также на декор костюма и украшения. Отличается костюм Индии и в зависимости от религии. Традиционная религия Индии – индуизм, на севере Индии живут мусульмане, также в Индии зародилась одна из мировых религий – буддизм.
Арджуна и Субхадра – герои древнеиндийского эпоса «Махабхарата»
Отпечаток на одежду накладывало и строгое деление общества Индии на варны – брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы) и шудры (слуги). Переход из одной варны в другую был запрещен, браки заключались только в рамках своей варны. Так, например, брахманы могли носить шкуру газелей и бамбуковые трости, в то время как вайшьи носили козлиные шкуры и трости, изготовленные из фигового дерева.
Шри Кришна как посланник
Основной тканью в Древней Индии являлся хлопок. Индия стала родиной данной ткани и продавала хлопок за рубеж с древних времен. Сначала в Древнюю Грецию и Древний Рим, затем в Средневековую Европу. В Средневековой Европе верили, что хлопок – это шерсть овец, которые растут на деревьях в далекой Индии.
Помимо хлопка индийцам также был известен лен и шелк. Ведь именно через Индию из Китая на Запад проходил Великий шелковый путь.
Шри Рама, побеждающий море
Национальный костюм Индии для мужчин
Мужчины Индии в качестве одежды с древних времен носили набедренную повязку дхоти. Дхоти делалась из однотонной или белой ткани, украшенной по бокам орнаментом. Длина такой набедренной повязки прямоугольной формы составляла от 2 до 5 метров. Дхоти оборачивалась вокруг бедер, а один ее конец пропускал между ног. Внешне данная одежда чем-то напоминала широкие штаны-юбку.
Сошествие Ганги
Сверху мужчины носили длинные рубашки с поясом, накидки и плащи. В древние времена на плечи накидывали шкуры животных. Позже в мужском костюме появятся штаны-шаровары и кафтаны. Кафтаны обязательно подпоясывались.
Еще один вид традиционной мужской одежды Индии – это саронг (можно также встретить названия лунги, мунду). Саронг – это одежда из хлопчатобумажной ткани, чем-то напоминающая юбку. Саронг оборачивался вокруг талии и был длиной до щиколотки. Саронг также могли носить и женщины, но в таком случае он оборачивался не вокруг талии, а вокруг груди.
Джатайю Вадхам
Носили мужчины Индии и длинный пиджак шервани – одежда на подкладке, пошитая из плотной ткани. Шервани как вид одежды индийцев появился достаточно поздно – в XVIII веке, когда Индия уже зависела от Англии.
Мистер Мадхава Рао
Сегодня шервани в Индии чаще всего надевают женихи на свадьбу. При этом с шервани носят брюки чуридар – широкие у бедер и сужающиеся к лодыжкам.
Махарана Пратам Сингх
Традиционными головными уборами индийцев являлись тюрбан и чалма. Тюрбан – это головной убор из куска ткани, который многократно оборачивается вокруг головы и украшается жемчугом и брошами. Тюрбаны чаще всего делались из дорогой ткани. В Индии тюрбаны намачивались в воде и таким образом защищали голову от жары.
Также в Индии среди воинов появляется традиция носить тюрбаны огромных размеров. Такие тюрбаны скручивались из темно-синей ткани и были украшены серебристыми знаками воинов-сикхов.
Сайрандхри
И по сегодняшний день индийцы носят тюрбаны. Сегодня тюрбан в Индии может служить и свадебным головным убором.
Чалма – это также кусок ткани, обмотанный вокруг головы. Но в отличие от тюрбана чалма всегда небольшого размера, а также с непрямым нижним краем.
Североиндийская девушка
Женский национальный костюм в Индии
Что касается национального женского костюма Индии, то самым распространенным вариантом такого костюма являлось сари. И даже сегодня женщины Индии предпочитают носить сари, а не европейскую одежду. Сари также считается праздничной одеждой.
Женщина, дающая подаяние
Шакунтала
Сари – это длинный кусок ткани, длиной около восьми метров, который оборачивался вокруг фигуры, при этом один конец сари обязательно перекидывался через плечо.
Женщины в лунном свете
Также женщины в Индии могли носить такую одежду, как лехенга-чоли (гагра-чоли, хагра-чоли, чания-чоли). Лехенга – это длинная юбка со складками. Чоли – кофточка с короткими рукавами, глубоким декольте и оставляющая открытым живот. С лехенга-чоли носили дупатту. Дупатта — накидка, которую в традиционном индийском костюме носили лишь женщины знатного происхождения. Сегодня лехенга-чоли может являться свадебной одеждой.
Радха и Мадхава
Девушка с тампурой
Еще один вариант костюма индианок – сальвар-камиз (шальвар-камиз). Данную одежду в Индии также носят и сегодня. Сальвар – это широкие брюки, сужающиеся к лодыжкам. А камиз – верхняя туника, закрывающая тело от плеч до бедер. Разновидностью сальвар-камиза является чуридар-камиз или же чуридар-куртка. Такую одежду предпочитают носить в Южной Индии. Чуридар – это штаны широкие на бедрах, у которых от колен собираются складки и затем они заворачиваются у лодыжек. Со штанами чуридар могут носить куртку длиной до колен.
Лакшми, богиня изобилия