Тест сивка бурка это
Тест сивка бурка это
Жил был старик с тремя сыновьями. Двое умными были, а с третьим что то не так пошло, целыми днями и ночами с печи не слезает, все на ней валяется. И так наверное еще долго бы длилось, да вот подвернулся случай.
Заладилось что то по ночам на поле пшеницу мять и топтать. Вот старик приуныл да призадумался, как сохранить погожую пшеницу, чтоб перезимовать не впроголодь. Позвал он своих сыновей и говорит им:
— Дети мои дорогие, пришло время стеречь наш урожай поочередно, да желательно так, чтоб вора поймать.
На том и сошлись.
В первую ночь пришлось дежурить самому старшему брату. Вылез он на сеновал, уместился чудненько, пригрелся и сам не заметил как уснул. Проснулся только под утро и ничего не видел и не слышал.
Вторую ночь пошел средненький. Но ему так же как и старшему ничего не получилось, он тоже хорошенько выспался на сеновале, а дома сказал, что ни слуху ни духу от вора и не было.
На третью ночь Ивану пора. Вот пришел он к полю, но не ложиться наш дурачок на сено, а сел себе на камень, чтоб не уснуть и не спит,все вора дожидается.
И только за полночь откуда не возьмись конь бежит земля дрожит неведомой красоты, весь из золота и серебра, с ушей дым столбом,а с ноздрей пламя. И сразу же давай пшеницу есть, не так есть, как толочь и портить.
Закинул Иван на шею веревку да так держал, что конь как не извертывался, а вырваться никак не смог, и взмолился он:
— Иванушка,отпусти меня, а я тебе великую службу сослужу.
— Отпустил бы я тебя,— отвечает Иванушка-дурачок. — Да как же я тебя потом найду?
— А ты выйди в чистое поле, — говорит конь, — свистни по молодецки три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» —и я сразу же появлюсь пред тобой.
Хоть и дурачком был Иванушка,но билось в него в груди доброе сердце, жаль ему стало лошади и отпустил он его на волю и взял слово не приходить больше к ним на пшеницу никогда.
Пришел Иванушка домой и поведал он о разношерстном коне и его обещании больше никогда не приходить на их пшеницу. Ух и насмеялись братья над дураком, не поверили родные ему, а ведь с той поры пшеницу так никто не трогал.
В то время в царя была дочь несравненной красоты и чтобы выдать ее замуж, царь провозгласил по деревням и городам:
— Кто с лошадиного скока допрыгнет к царевне на самый верх и успеет снять перстень с ее руки, тот и возьмет царевну за жену и еще пол царства в придачу, какого рода бы не был наездник.
Дошел слух о указе царя до братьев, и стали они готовить лошадей дабы посмотреть на чудо царицу и на храбрых молодцов, а возможно и самим попытать счастья,если смелости хватит. Иван и себе собирается в путь дальнюю.
— Да куда тебе, дураку,ехать! — смеются братья. — Людей смешить что ли. Сиди себе на печи или лучше сходи в лес за грибами.
Иван слышит насмешки братьев, но ему сейчас не к тому, вспомнил он о обещании коня в ту ночь, когда отпустил его. Еле дождался их ухода и как только они скрылись с глас долой, схватил лукошко и побежал. Но только не в лес по грибы, а в поле чистое. Да как свистнет три раза по молодецки, да крикнет:
— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!
И тут земля дрожит- бежит тот самый конь, из ушей пламя, из ноздрей дым и говорит:
— Полезай ка мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай, а там посмотрим что будет.
Сделал Иванушка все так, как конь повелевал ему и как только вылез с правого уха, стал таким молодцом красавцем,что ни вздумать, ни задать, ни пером описать.
Оседлал коня и помчались они к царьевому двору. А там народу собралось видимо невидимо и все ждут, кто же наконец снимет тот перстень, а возможно это никому и не по силе, и царевна будет всю оставшуюся жизнь одинока.
Тут Иванушка своего коня завертел, разогнал, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до окна царевны не допрыгнул. Но не сдавался Иван, во второй раз еще выше прыгнул, все ахнули и замерли в ожидании. В третий раз еще больше разгорячил коня, дал рысачка, и о чудо, успел на ходу не только снять перстень,но и разглядеть красавицу царевну и влюбиться окончательно и бесповоротно.
Во дворе все пришли в себя не сразу, а Иванушки уж и след простыл. Иван успел отпустить коня в поле, но сначала влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком, намотать на свой палец с перстнем тряпку, чтоб припрятать от лишних глаз. Набрал лукошко мухоморов и пошел себе спокойнейший домой.
— Ах ты негодник, сам будешь кушать такие грибы,- сердятся невестки на Ивана, да что с дурака взять, он то и делает, что только улыбается.
Возвратились братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели, как никто не мог допрыгнуть до царевны и тут какой то умелый молодец на коне все таки снял тот перстень и скрылся. А
Иванушка на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и только посмеивается и говорит:
— А не я там был?- да только рассмешил их.
Тут взял Иван и размотал руку, весь дом осиял.
— Перестань, дурак, с огнем баловать! — крикнули на него братья. — Еще дом сожжешь.
Через какое то время собирает царь весь народ на пир, всех старых да малых, всех бедных и богатых, всех бояр и князей, и всех простых людей.
Что же тут поделаешь, пошел на пир и старик со всей семьей.
Когда стала царевна медом из своих рук гостей обносить, подошла к Иванушке последнему, а на дураке-то волосы грязные, сам весь в саже,а одна рука грязной тряпкой завязана.|
— Развяжи-ка руку, молодец,- говорит ему.
Иван послушал и развязал руку, а на пальце перстень — так всех и осиял.
Узнала царевна свой перстень , взяла Иванушку за руку, подвела к царю:
— Вот где мой суженый.
А Иванушка просится отпустить его ненадолго. Пошел он в чистое поле к Сивке-Бурке и принял облик красного молодца, и больше никогда не возвращался в свой прежний вид. Свадебку сыграли пышную, да так что до сих пор молва ходит.
Сивка-бурка
«Сивка-бурка» (Сивко-бурко) — русская народная сказка. Относится к так называемым волшебным сказкам. Это была наиболее популярная сказка у пудожских сказочников — известно более двадцати вариантов [1] . По ходу сказки Иван-дурак женится на царевне и превращается в царевича при помощи волшебного коня Сивки-бурки.
В указателе сказочных сюжетов сказка под номером 530 (СУС) — доскакать до царевны, сидящей в высоком тереме [2] . Сюжет широко известен во всех странах Европы. Его варианты известны в Северной и Южной Америке (на французском, английском и испанском языках), а также в арабском, турецком, кавказском, индийском фольклоре. Русских вариантов известно — 60, украинских — 41, белорусских — 14 [3] .
Содержание
Имя [ править | править код ]
Имя коня как волшебной сущности, давшей название литературно обработанной русской сказке, несколько разнится (как в своей дополнительной третьей части, так и в категории грамматического рода) от сборника к сборнику. Если в сборнике П. Тимофеева (XVIII век) имя коня общего рода («Сивка-бурка, вещая каурка» [4] ), то у А. Афанасьева (XIX век) оно мужского рода, с архаичным [5] суффиксом [6] , причём третьим именем, которое определено эпитетом «вещий», служит другое слово («Сивко-бурко, вещий воронко» [7] ).
Подобные колебания в роде в русском языке лингвистика связывает с «переходом» лексем из окающих говоров в акающие. В южнорусских говорах и части среднерусских наблюдается частичное разрушение категории среднего рода. Имена существительные, относившиеся в севернорусских говорах к среднему роду с древнейших времён, могут «переводиться» в слова мужского и женского рода. По мнению С. П. Обнорского, причина заключается в характерной для акающих говоров редукции конечных гласных звуков (которая делает родообразующие окончания на -о и на -а малоразличимыми) [8] .
Сюжет [ править | править код ]
Были у отца три сына, и перед смертью он наказал сыновьям проведывать его могилку в течение трёх дней. Старик умер, а старшие братья ленились, и только младший Иван выполнил просьбу своего отца. За это открыл отец сыну тайну о волшебном коне, который способен принести ему пользу: если выйти в чисто поле, кликнуть Сивку-Бурку, тут же прискачет волшебный конь, а Иван, если влезет ему в правое ухо, а вылезет через левое, превратится в прекрасного молодца.
А тем временем царь решил выдать замуж свою дочь, но только за того отдаст царевну Неземную Красоту, кто сможет допрыгнуть до высокого терема и поцеловать царевну. Иван с помощью Сивки-бурки смог выполнить задание, за что царевна перстнем поставила ему на лоб печать. А Иван ускакал и был таков, домой на печку вернулся.
На следующий день стала царевна искать своего суженого: велела собрать всех добрых молодцев и у каждого лоб проверяла. Увидев печать на лбу Ивана, она назвала его своим суженым.
Сивка-Бурка как зачин волшебной сказки [ править | править код ]
Присказкой «От сивки, от бурки, от вещей каурки…» начинается целый ряд русских, белорусских и украинских сказок.
Зачин сказки «Иван сученко и белый полянин» [9] :
Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей Каурки. На море, на океане, на острове на Буяне стоит бык печёный, возле него лук толченый. И шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут — похваляются, сами собой забавляются: «Были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская баба теста!» Это присказка, сказка будет впереди.
Литературные обработки [ править | править код ]
На бумаге сказка была впервые записана в середине XVIII века. Известность получила благодаря собирателю фольклора А. Н. Афанасьеву, опубликовавшему несколько вариантов сюжета в сборнике «Народные русские сказки» (1855—1863).
Имеется несколько вариантов литературной обработки народной сказки. Наиболее известны версии В. В. Латышева, М. А. Булатова, А. Н. Толстого. У последнего в архиве было 26 вариантов этого произведения.
Переработки сказки часто публиковались в лубочных книжках для народа. Данные варианты также пополнили собой фольклор [10] .
Примечания [ править | править код ]
- ↑Русские народные сказки Пудожского края — Петрозаводск: Карелия, 1982
- ↑Русский фольклор XXXIII Материалы и исследования — СПб.: Наука, 2008 — С. 10
- ↑Бараг Л. Г., Новиков Н. В.Примечания // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). — Т. 2. — 1985. — С. 389—459.
- ↑Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI—ХVIII века) / Померанцева Э. В. (отв. ред.). — Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1971.
- ↑ С чертами севернорусского наречия, ср. Садко.
- ↑Кошкарева А. М. Очерки сибирской словесности: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. — С. 15. — 182 с. — ISBN 978–5–89988–723–0.
- ↑Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. — Лит. памятники. — М. : Наука, 1984—1985. — Т. 3.
- ↑Волкова Н. А. Особенности категории рода существительных в русских говорах Алтая (на материале «Талицкого словаря») (рус.) // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 4 (59) . — С. 267 . — ISSN1991-5497.
- ↑ Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов / В. П. Аникин. — 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Высш. шк., 2004. — 735 с. — ISBN 5-06-005190-0.
- ↑Коровина Н. С.Типология взаимодействия коми и русских волшебных сказок (сюжетный состав, художественно-стилевая структура) — Сыктывкар, 2013. 232 с. — С. 62
См. также [ править | править код ]
- Тексты в Викитеке
- Медиафайлы на Викискладе
Сивка-Бурка, с. 25 — 29
Троекратные повторы, чудеса и превращения, Баба-яга, особый сказочный зачин, волшебные слова, волшебные предметы, волшебные помощники, бессмертие героя, приключения героя .
- Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная палочка.
Волшебная палочка есть в сказке «Золушка». Золушка — главная героиня сказки. Злая мачеха, будучи замужем за безвольным человеком, невзлюбила его добрую и красивую дочь. Золушка была у злой женщины и двух её дочерей на правах служанки. Когда король устроил бал, разодетые сёстры поехали во дворец. Золушка помогла им собраться, а после отъезда разрыдалась. Появилась крёстная — фея, которая с помощью волшебной палочки превратила тыкву в карету, мышей — в лошадей, крысу — в кучера, а Золушкино старое платье — в роскошный наряд, а ещё подарила ей хрустальные туфельки, правда, взяла обещание, что девушка вернётся до полуночи. Золушка стала королевой бала. Принц влюбился в прекрасную незнакомку. Убегая, Золушка потеряла туфельку. Принц долго искал обладательницу изящной обуви. Туфелька пришлась впору лишь Золушке, на которую обратил внимание придворный кавалер. Она простила сестрам все обиды и вышла замуж за принца.
- Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героя.
На сказочной картине В. Васнецов запечатлён момент мимолётной встречи Ивана с красавицей царицей. На неизвестной высоте прекрасный юноша на сивке-бурке пролетает возле окошка терема, при этом целуя любимую. Эта картина — эпизод из сказки, но в ней художник оставил всё своё видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты. Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны. Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами. Иван одет в богатую нарядную одежду: мы видим разлетающиеся полы дорогого кафтана, шапку с собольем мехом, тёмно-синие шаровары, красные сапожки.
Эпизод сказки: Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна! Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с её пальца заветный перстень и умчался.
- Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.
1. Что мы узнаём из зачина сказки?
2. Что решил предпринять старик, чтобы поймать вора?
3. Кто оказался вором?
4. Почему конь стал служить Ивану?
5. Почему братья поехали к царскому двору?
6. Под каким предлогом Иван ушёл из дома?
7. Для чего царь созвал пир и как туда попал Иван?
8. Как Елена Прекрасная нашла своего жениха?
- Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.
Это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка .
- Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать? Выбери ответ: концовка, троекратные повторы, присказка, рифма, устойчивые выражения, зачин, чудесные превращения, сказочные помощники, невероятные фантастические события.
1. Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Устойчивые выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Чудесные превращения.
6. Сказочные помощники.
7. Невероятные фантастические события.
8. Борьба добра и зла.
9. Добро побеждает зло.
10. Концовка.
- Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.
- Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.
Найди в энциклопедии сведения о жизни и творстве этих художник.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
План:
1. Годы жизни. Детство художника.
2. Вятский край. Годы учёбы.
3. Академия художеств. Петербург.
4. Тесное дружеское общение с художниками.
5. Былинно-сказочные сюжеты. Фольклорная тема.
6. «Богатыри».
7. Персональная выставка художника.
8. Васнецов — «первопроходец».
Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни: 15 мая 1848 — 23 июля 1926) — один из самых знаменитых русских художников XIX века. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.
Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. В 1858 году он едет учиться в Вятку — вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи — жития святых, притчи и другие произведения. «Я всегда только Русью и жил», — вспоминал позднее художник. Виктор провел в Вятке девять лет. Он все больше времени отдает рисованию.
Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина.
В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Начав учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он участвует во Всемирных выставках, получает награды.
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Он в конце 1870-х годов переходит от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам. В то время Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. «Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались», — позднее объяснял он. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: «Пословицы русского народа» В.И. Даля (1861-1862), «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева (1855-1864). С середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении устного народного творчества.
Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз «Богатырей» (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою «грезу» об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно.
Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твёрдо осознал свой путь.
Мне больше всего нравятся «Богатыри». В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое «капитальное» произведение — «Богатыри». Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из «Богатырей» Васнецова.
«Изумительный труженик», «большой умник и разумник», Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через всё творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли «первопроходцем».
Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.
Сказка Сивка-бурка
Сказка Сивка-бурка читать полностью с картинками онлайн или скачать бесплатно в форматах pdf или docx. Русская народная сказка.
Сказка Сивка-бурка читать полностью:
Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.
Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:
— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.
Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.
На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень: сидит — не спит, вора дожидается.
В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.
Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:
— Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!
— Хорошо,— отвечает Иванушка-дурачок. — Да как я тебя потом найду?
— Выйди за околицу, — говорит конь, — свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.
Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.
Пришел Иванушка домой.
— Ну что, дурак, видел? — спрашивают братья.
— Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.
Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.
Скоро после этого стали по деревням и городам бирючи (глашатай) от царя ходить, клич кликать: собирайтесь-де, бояре и дворяне, купцы и мещане и простые крестьяне, все к царю на праздник, на три дня; берите с собой лучших коней; и кто на своем коне до царевнина терема доскочит и с царевниной руки перстень снимет, за того царь царевну замуж отдаст.
Стали собираться на праздник и Иванушкины братья: не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть. Просится и Иванушка с ними.
— Куда тебе, дурак! — говорят братья. — Людей, что ли, хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай.
Уехали братья, а Иванушка-дурачок взял лукошко и пошел грибы брать. Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул:
— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!
Конь бежит — земля дрожит, из ушей пламя, из нозрей дым столбом валит. Прибежал — и стал конь перед Иванушкой как вкопанный.
— Ну, — говорит,— влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.
Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.
Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом, видит — народу видимо-невидимо; а в высоком терему, у окна, царевна сидит: на руке перстень — цены нет, собой красавица из красавиц. Никто до нее скакать и не думает: никому нет охоты наверняка шею ломать.
Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.
Удивился народ, а Иванушка повернул коня и поскакал назад. Братья его не скоро посторонились, так он их шелковой плеткой хлестнул. Кричит народ: «Держи, держи его!» — а Иванушкин уж и след простыл.
Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко грибов и принес домой.
Пришли братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели, а Иванушка лежит на печи да посмеивается.
На другой день старшие братья опять на праздник поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в поле, свистнул, гаркнул:
— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!
Прибежал конь и встал перед Иванушкой как вкопанный.
Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит — на площади народу еще больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто не думает: кому охота шею ломать! Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — и только на два венца до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка коня, хлестнул братьев, чтоб посторонились, и ускакал.
Приходят братья домой, а Иванушка уже на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и посмеивается.
На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна.
Иванушка поцеловал царевну и ускакал, не позабывши братьев плеткой огреть. Тут уж и царь и царевна стали кричать: «Держи, держи его!» — а Иванушкин и след простыл.
Пришел Иванушка домой — одна рука тряпкой обмотана.
Пришли братья, стали рассказывать, что и как было. А Иванушке на печи захотелось на перстенек посмотреть: как приподнял он тряпку, избу всю так и осияло.
— Перестань, дурак, с огнем баловать! — крикнули на него братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать!
Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч.
Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей.
Пришли, за столы дубовые посадилися; пьют и едят, речи гуторят.
В конце пира стала царевна медом из своих рук гостей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему; а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана. просто страсть.
— Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана? — спрашивает царевна. — Развяжи-ка.
Развязал Иванушка руку, а на пальце царевнин перстень — так всех и осиял.
Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:
— Вот, батюшка, мой суженый.
Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят.