Спортивных гольфов чтение басен нежнейшие чувства
Спортивных гольфов чтение басен нежнейшие чувства
Уроки литературы в 5 классе[1]
Задачи: продолжить знакомство учащихся с представителями басенного жанра в мировой литературе, c кругом традиционных басенных сюжетов и образов; проанализировать проблематику и образную систему басен Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга.
Основные виды деятельности: участие в заочной экскурсии; групповая работа по карточкам; ответы на вопросы учебника; презентация иллюстрации; выразительное чтение; чтение по ролям.
Термины: ирония, юмор, аллегория, монолог, диалог, метафора, сравнение, гипербола, литота.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о теме урока, посвящённого продолжению знакомства с историей басенного жанра.
После презентации учащимися иллюстраций к античной басне обобщаются черты басен Эзопа и Федра (неразвёрнутый сюжет, поучительность, отсутствие диалога).
Из Античности нужно переместиться в XVII столетие, обозначив огромную разницу во времени и не столь большую в расстоянии между центрами античной культуры и Францией и Германией.
II. Проведение заочной экскурсии
на родину Ж. де Лафонтена, во Францию.
Роль путеводителя в знакомстве с писателем и его баснями можно доверить учебнику, дополнив материалы статьи учебника рассказом о французском Просвещении, портретами и иллюстрациями, помещёнными в одном из современных изданий басен Лафонтена[3]. Учащимся предлагаются вопросы, ответы на которые они ищут в учебнике:
1. Из какого рода происходил Лафонтен? Что известно о родителях баснописца?
2. Как проходило становление будущего поэта? Каким был его путь в литературу?
3. В чём проявилось своеобразное (через века) литературное сотрудничество французского поэта Лафонтена с греческим баснописцем Эзопом?
III. Слово учителя
об особенностях басен Лафонтена.
Лафонтен, используя сюжет античной басни, создаёт новую басню. Поэт, в отличие от античных авторов, скорее, размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, чем строго наставляет. Баснописец учит трезвому взгляду на жизнь, умению пользоваться обстоятельствами, понимать суть явлений. Его герои, умные и находчивые, на стороне которых и сам автор, умеют устоять в жизненных невзгодах. Они противопоставлены простоватым и парящим в облаках басенным персонажам. Баснописец тонко чувствовал людей и природу, умел замечать забавное в жизни. Он сосредоточен, скорее, на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.
IV. Чтение и анализ
басни «Дуб и трость».
Словарная работа
может быть организована в группах. Ученикам предлагается дать современное толкование выражений басни.
Карточка 1
«С Тростинкой Дуб однажды в речь вошёл».
«Роптать ты вправе на природу».
Карточка 2
«Чуть лёгкий ветерок подёрнет рябью воду».
«Конечно, нет совсем у ней о вас раденья».
Карточка 3
«То, правда, что доселе их свирепость».
«Однако не крушись: мне столько худа нет».
В процессе анализа басни возможно повторное её чтение с элементами драматизации.
Особое внимание при анализе уделяется лексике, приёмам создания образов, формам речи, тематике басни, самохарактеристикам персонажей. Учащимся предлагается отметить то новое, что появляется в басне Лафонтена
(диалог, анекдотичность ситуации, яркая образность, глубина раскрытия характеров, непредсказуемость финала).
Примерные вопросы:
1. Какое событие положено в основу басенной ситуации? (Дуб посчитал себя сильнейшим.)
2. Что символизируют имена в басне? Как они обыгрываются в тексте? В какой момент меняется форма имени персонажа?
3. Какой эффект создаётся первыми двумя строчками басни? (Эффект ожидания, возвышенная лексика не соотносится с темой разговора, комическое несоответствие.)
4. Какую роль играют изобразительно-выразительные средства в басне? (Они придают образность, красочно воссоздают басенную ситуацию для читателей, дополняют характеристику персонажа.)
В тетради выписываются с левой стороны
названия изобразительных средств языка
(метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты), которым даётся краткое пояснение, а с правой стороны приводятся соответствующие примеры из текста.
5. Каким предстаёт в басне Дуб? Перечитайте его монолог. Какие чувства у него вызывает Тростиночка? В чём причина появления этих чувств?
6. Перечитайте вторую часть басни выразительно. Какой характер чувствуется в Тростиночке? Настолько ли она беззащитна, как говорит об этом Дуб? Какое отношение к жизни раскрывается в образе Трости? (Практичность, трезвость, рациональность, гибкость, умение приспосабливаться к обстоятельствам, отсутствие излишней чувствительности.)
Вопросы 1—4 учебника помогут обобщить отмеченное в процессе анализа. Лафонтен показывает, что часто мы возвеличиваем себя за счет другого, которому приписываем свои чувства, видим другого таким, каким нам удобно или хотелось бы его видеть. Сила может быть и в слабости, в умении правильно оценить ситуацию, действовать с умом.
При обсуждении вопроса о сходстве и различии манер Эзопа и Лафонтена учащимся предлагается прослушать вариант эзоповской басни, приводимый ниже:
Дуб и Тростник
Дуб и тростник спорили, кто сильней. Подул сильней ветер, Тростник дрогнул и пригнулся под его порывами и оттого остался цел, а Дуб встретил ветер всей грудью и был выворочен с корнем.
Басня показывает, что с сильнейшими не следует спорить.
V. Чтение и анализ
басни Лафонтена «Желудь и тыква».
Помещённые ниже вопросы помогут проверить степень и глубину понимания пятиклассниками текста, умение аргументировать свою точку зрения:
1. Из каких двух частей состоит басня? (Мораль и сам басенный сюжет.)
2. Как создаётся ситуация комического несоответствия в басне? (Имя героя и место действия; предмет размышления и отстаивание своего права учить творца; незнание очевидных вещей и серьёзность тона; уверенность в своей правоте и комичное разрешение ситуации — вынужденная необходимость на себе ощутить плоды своих же размышлений.)
3. Почему о баснях Лафонтена говорили: «Его басни… комедия в сто актов, баснописец перенёс на сцену весь мир и всю жизнь живых существ в их взаимоотношениях»?
VI. Чтение статьи
«Готхольд Эфраим Лессинг».
Внимание учащихся обращается на то, как немецкий поэт относился к басенному жанру.
VII. Чтение и анализ
басни Лессинга «Свинья и Дуб».
Вопросы 1—4 учебника направят работу с текстом.
Дополнительные вопросы:
1. Чего и почему ждал Дуб?
2. Какие определения и словосочетания можно использовать для описания образа Свиньи?
3. Объясните смысл слов французского писателя XVII века Ф. де Ларошфуко: «Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора». Как данные слова можно использовать при истолковании басни, раскрытии образа Свиньи? Какие человеческие качества связаны с ограниченностью кругозора? К чему ведут упрямство и ограниченность?
4. Какое настроение создаётся при прочтении басни? Подумайте, как в жизни можно было изменить эту басенную ситуацию.
VIII. Чтение и анализ
басни Лессинга «Ворон и Лисица».
Внимание учащихся обращается на необычность сюжета хорошо известной античной басни. Возможно сопоставление фабулы басни и её воплощения у Эзопа, Федра и Лессинга (сюжет, герои, мораль, особенности построения и выражения мысли автора).
IX. Подведение итогов,
обобщение материала о развитии жанра басни в творчестве баснописцев XVII века.
X. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одной из басен, объяснить свой выбор.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 учебника.
1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)
3. Лафонтен Ж. Басни. Иллюстрированное энциклопедическое издание / под ред. В. П. Бутромеева, В. В. Бутромеева, Н. В. Бутромеевой. – М., 2005. (вернуться)
Зачем крылов высмеивает пороки. Какие недостатки высмеивал Крылов в своих баснях
Басни Крылова каждому знакомы почти с детства. Наверное не сыскать того, кто бы не назвал хотя бы одну басню этого поистине талантливого и разностороннего человека. К тому же Крылов был еще математиком, журналистом, писал пьесы и увлекался музыкой. Однако славу ему принесли именно басни, что являются не просто короткими произведениями, описывающими животных. Это работы, где автор высмеивает пороки людей.
Человеческие пороки в баснях Крылова
Баснописец Крылов и его басни любимы не только взрослыми, но и детьми. Они написаны на живом и понятном языке, яркие и простые. Главное, у каждой басни имеется смысл, что понятен каждому читателю. Несмотря на то, что в своих баснях Крылов применяет аллегорию, где использует блеющих и рычащих животных, мы понимаем, что под каждым персонажем завуалирован человек с его пороками.
Когда мы читаем басни Крылова, то можем увидеть достоинства одних персонажей и высмеивание пороков других героев. Например, прочитав басню Волк на псарне, мы видим мудрость ловчего и разоблачение трусливости, лживости и лицемерия волка. Если привести в пример басню Щука, то здесь мы видим такие пороки, как беспринципность тех, у кого имеется хоть какая-то власть, видим взяточничество и кумовство. И это не все пороки, что осуждаются Крыловым в его баснях. Можно привести еще множество примеров. Так человеческая неблагодарность видна в басне Свинья под дубом, где персонаж подтачивал корни дерева, которое его же и кормило. А в басне Ворона и Лиса мы видим падкость на лесть. Ветреность просматривается в работе Крылова Стрекоза и Муравей, а вот невежд и неучей баснописец высмеивает в произведении Мартышка и очки.
В целом Крылов высмеивает все существующие в человеке пороки и недостатки, а это лесть, лживость и глупость. Писатель разоблачает коварство, лицемерие, хвастливость, беззаконие и несправедливость. Все эти недостатки мешали и мешают людям жить и в настоящее время. А это значит, что басни Крылова актуальны и сегодня, являясь нетленными творениями, в которых многие узнают если не себя, то окружающих.
Сочинение: пороки в баснях И.А. Крылова и их обличение
4.6 (91.3%) 23 votes
Какие пороки высмеивает крылов в своих баснях
Басня согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг.. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Чтобы понять, что нового внес И. А. Крылов в басенный жанр, обратимся сначала к тому, что использовал он из опыта своих предшественников.
Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк. Каждый из Них был заведомо наделен определенной чертой характера. Прием аллегории использовали классицисты, например, в одах. Крылов соединил опыт использования этого приема разными литературными жанрами в одно целое. Басенный муравей — олицетворение трудолюбия («Стрекоза и муравей»), свинья — невежества («Свинья под дубом»), ягненок — кротости, как «Агнец Божий» («Волк и ягненок»).
Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Басни Крылова имеют не только бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь некоторые из них.
У Крылова есть исторические и социальные басни, в которых образы животных получают совсем другое назначение. Прежде всего эти басни также высмеивают людские пороки через аллегорические образы животных. Но во многих исторических баснях в персонажах животных угадывается уже целый характер, дается намек на определенного человека. Например, в басне «Воспитание Льва» Лев-отец — не только воплощение силы, мужества. Он еще и царь зверей, это создает в басне определенный подтекст (имеется в виду воспитание Александра I швейцарцем Лагарпом). Лев-отец выступает здесь не только как грозный царь, но и как заботливый, но недалекий отец, который поручил воспитание своего сына птице, забыв о том, что царствовать-то сын будет над зверями. В образе льва-отца обрисован целый характер, со всеми его достоинствами и недостатками, а не одно лишь какое-нибудь свойство человеческой натуры.
В баснях «Волк на псарне» и «Щука и кот» уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни». Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.
Образы животных у Крылова можно сравнить с образами животных в сказках Салтыкова-Щедрина, где подчас, не зная исторической подоплеки, трудно угадать назначение этого образа в произведении.
Теперь можно сделать вывод, что человек не отделим от своего социального положения, поэтому образы животных можно классифицировать как метафоры определенных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, «маленькие люди» также нашли, свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне «Лев и барс», где лев и барс — выходцы из высших слоев общества, лиса и кот — из чиновничества. Сюда же можно отнести басню «Волк и ягненок». «У сильного всегда бессильный виноват», — гласит мораль этой басни. Образ ягненка использован не только как «Агнец Божий» — аллегория слабости и беззащитности. Этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников.
Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня «Две собаки»), но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами, и для этого также используются образы животных. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом И косолапым мишкой». Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно разные животные?
Итак, широко используемые Крыловым образы животных с разными характерами указывают на реалистическую основу крыловской басни. Реализм Крылова, связь его басен с народной основой придает его басням русский, национальный дух. Образы животных, которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах, несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера.
Крылов использует прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи разных сословий того времени, например, в басне «Стрекоза и муравей» муравей говорит: «Кумушка, мне странно это», «Так поди же, попляши». Стоит обратить внимание и на ритмику этой басни. Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером — хореем. Крылов также широко применяет звукопись для создания «звукового» образа животного. Например, в басне «Змея» инструментовка на шипящие звуки и «з», в басне «Мор зверей» повторение звуков «м», «у», «ы».
Ориентация Крылова на русскую разговорную речь наглядно проявилась в его баснях благодаря введению в них образа рассказчика. Повествование о действиях персонажей ведется в определенной манере, ясно различим личностный тон рассказчика с присущими ему формами и оборотами речи.
Вот «Лебедь, Рак да Щука», взявшись за дело, «из кожи лезут вон», вот «Механик пуще рвется», чтобы открыть Ларец, вот лягушка, захотевшая сравняться С Волом, вначале стала «топорщиться, пыхтеть», а затем «С натуги лопнула и — околела». Бедняк, увидев Смерть, «оторопел». Моська появляется «отколе ни возьмись».
Встречаются баснях такие обороты: «зима катит в глаза», «с ним была плутовка такова». Язык рассказчика басен — просторечно-фамильярный. Рассказчик как бы находится среди своих персонажей, говорит о них, как о знакомых, дает им прозвища: «попрыгунья-Стрекоза», «проказница Мартышка» , «Повар-грамотей», «механик-мудрец». Иногда в самих обращениях уже выражено отношение рассказчика: «мой бедный соловей», «бедный Фока мой», «мой хитрец» («Волк на псарне»).
Но приближение к персонажам не мешает давать им справедливую оценку: «Избави, Бог, и нас от этаких судей», «Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку». Бывает, что рассказчик принимает позу хитрого простачка: «Кто виноват из них, кто прав — судить не нам, Да только воз и ныне там». Это как раз и есть то «веселое лукавство ума», о котором писал Пушкин.
Народные начала речи, звучащие в баснях Крылова, убедительно подтверждаются использованием в них пословиц и поговорок: «Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова». («Музыканты»).
То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность. Другую представляет обратное явление. Многие выражения из басен стали восприниматься как пословицы. «А Васька слушает, да ест»; «А ларчик просто открывался»; «Слона-то я и не приметил»; «Соседушка, я сыт по горло», — отпирается Фока. Мы живо представляем себе людей среднего сословия, их настроения и чувства.
Приемом речевых характеристик Крылов пользуется постоянно. Яркие примеры находим в баснях «Любопытный», «Кошка и Соловей», «Кот и Повар». Особенно мастерски передал Крылов слова Лисицы, выражающие тонкую лесть Вороне. Если сравнить разработку этого сюжета у Тредьяковского, Лафонтена, то последний пример наглядно продемонстрирует, что совершенствование басни шло именно по языковой, стилистической линии. В комплиментах Лисицы сквозит ирония. Иронией проникнуто авторское повествование. Это добавляет жизненности, создает условия для более трезвого вывода. Язык, речь героев действует на усложнение сюжета басни, это приводит к углублению ее смысла.
Часто встречающиеся в басне интонации устной речи ни в коей мере не выводят ее из области письменности, словесного искусства. Басни Крылова — стихотворные произведения, на которые распространяются законы поэзии.
Разговорный язык басни способствует тому, что ее можно представить как маленькую комедию. Комизм ситуации часто дополняется комизмом языка. Непременное условие басни — действие подчеркивается частыми глагольными рифмами. Рифма у Крылова несет смысловую нагрузку.
Две Бочки ехали, одна с вином, Другая Пустая.
Здесь рифма соединяет именно те слова, которые определяют предмет рассмотрения в басне. На ее примере покажем средства художественной выразительности языка Крылова. Рассказ представляет нам фантастическую картину: по городу едут сами по себе две бочки, одна — плавно, другая — несется и гремит. Если принять условность ситуации, то все выглядит вполне натурально: пыль столбом, прохожий жмется к стороне. Но во второй части басни прямо говорится о людях, которые «про свои дела кричат». Затем четко формулируется мораль: «Кто делов истинно — тих часто на словах». И дальше: «Великий человек. думает свою он крепку думу Без шуму». Это «без шуму» точно повторяет слова из характеристики движения полной бочки, что устанавливает не только идейную, но и образную связь между ней и человеком деловым. Возвращаясь к началу рассказа, мы осмысляем его уже на другом уровне. Бочки оказываются условными предметами, обозначающими человеческие качества. Но это аллегорическое высказывание содержит дополнительный метафорический элемент, который мы осознаем после прочтения всей басни. Метафорическое значение пустой бочки в данном контексте осмысляется применительно к пустому человеку, болтуну. Вся басня построена на сопоставлениях.
В басне «Слон на воеводстве» метафора оказывается главным выразительным средством рассказа. Реализация ее буквального смысла создает движение и комизм басни.
На примере басни «Две Бочки» видна роль разностопного ямба, которым пользовался Крылов во всех своих баснях. В данном случае это выделение существенных моментов рассказа. С той же функцией мы встречаемся в баснях «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Смерть», «Крестьяне и Река». Другими его функциями являются передача интонаций живой речи («Кот и Повар», «Обоз») и стремительного развития действия («Волк на псарне»).
Вольный ямб Крылова отражал жизненное разнообразие, представшее в его баснях. Оно сказалось еще в расширении жанровых границ басни. Так, в басне »Осел и Соловей» описание пения соловья дано языком, свойственным идиллии. Жуковский находил у Крылова «два стиха, которые не испортили бы никакого описания. в эпической поэме». Он же с восхищением отмечал его искусство изображения различных предметов. При описании мухи стихи «летают вместе с мухой». Стихи о медведе как бы тянутся, длинные слова передают медлительность и тяжесть медведя.
В своих баснях не забывал Крылов и звуковую сторону стихов. Возьмем, например, басню «Листы и Корни». Две части басни, соответствующие монологам Листов и Корней, подчеркиваются различным подбором звуков. Из восемнадцати стихов первой части только четыре не содержат звука «л», а в пяти стихах этот звук повторяется не по одному разу. Во второй части выделяются звуки «к», «р», «н», «п», «т». Противопоставление Листов и Корней дополнительно подчеркивается на фонетическом уровне. Так у Крылова и звуковой состав слова может нести смысловое значение.
Встречаются у Крылова, правда, не очень часто, такие речевые приемы, как сравнение и синекдоха. Например, в басне «Ворона и Курица»:
Тогда все жители, и малый и большой. И вон из стен московских поднялися, Как из улья пчелиный рой.
Для характеристики языка басен Крылова можно еще указать факт употребления необычного названия обычных предметов. Так, в нескольких баснях Крылов вместо «Ворона» говорит «вещунья».
Все вышесказанное позволяет заключить, что великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, благодаря чему внес существенный вклад в формирование русского литературного языка и поднял русскую-басню на небывалую высоту.
Спортивных гольфов чтение басен нежнейшие чувства
Автор: Ермакова Анастасия Сергеевна
Организация: МБОУ «Белореченская СОШ»
Населенный пункт: Иркутская область, Усольский район, р.п. Белореченский
Цели: кратко познакомить с историей жанра басни, с биографией А. П. Сумарокова; показать значение его басен; выявить жанровые признаки басни; развивать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты: знание понятий басня, мораль, эзопов язык, основных вех биографии А. П. Сумарокова; понимание значения творчества баснописца, развитие читательской грамотности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Жанр, о котором мы будем сегодня говорить, появился в далекой древности, более 20 веков назад. Речь идет о басне – одном из старейших и в то же время нестареющих, вечных литературных жанров.
Создателем басни считается Эзоп, древнегреческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. В XVII веке в Европе вспыхнул интерес к античной культуре, и басня обрела вторую жизнь.
Немного позже басня появилась и в России, когда были сделаны первые переводы басен, известных как «эзоповы». С этого времени басня начинает завоевывать прочные позиции в русской литературе.
2. Работа по статье «Андрей Петрович Сумароков» (распечатана на каждого ученика)
Детство и юность
Александр Петрович появился на свет 14 (25) ноября 1717 года в Вильманстранде в семье обедневших дворян. Но, несмотря на сложное финансовое положение, Сумароковы стремились обеспечить своим отпрыскам достойное образование в соответствии с традициями.
В детстве Александр занимался дома с гувернёрами. В те годы в знатных семействах было престижно отдавать сыновей на военную службу. Когда Александру исполнилось 15 лет, он со своим младшим братом Василием был принят в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.
Это учебное заведение специализировалось на подготовке военных кадров, придворных и гражданских служащих. Здесь Александр получил прекрасное разностороннее образование. Во время обучения он не на шутку увлекся литературой, начал писать стихи и песни, подражая французским авторам.
Начало творческого пути
После окончания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса Александр Сумароков мог начать блестящую военную карьеру, однако он решил пойти по иному пути. В возрасте 23 лет Александр Петрович поступил на работу служащим в канцелярию графа Миниха. Проявив свои выдающиеся способности, он стал быстро продвигаться по служебной лестнице.
Несмотря на блестящие перспективы на государственной службе, Сумароков понял, что самым важным делом в его жизни является литература.
В самом начале творческого пути Сумароков избрал жанр любовных песен, которые как нельзя лучше раскрывали его душевное состояние.
Драматургия
Любовная лирика Сумарокова пришлась по вкусу пресыщенной столичной публике. Но настоящую славу ему принесла стихотворная драма «Хорев», которая была поставлена в 1747 году. Далее последовали новые пьесы, которые закрепили успех Сумарокова.
Театр полностью завладел Александром Петровичем, который стал одним из самых популярных и востребованных драматургов в Российской империи.
Сумароков, биография которого тесно связана с театром, также известен как автор нескольких сотен басен, в которых тонко высмеивал пороки человечества. В 1759 году он стал издавать собственный журнал «Трудолюбивая пчела», в котором публиковал свои стихи, притчи и басни.
Последние годы жизни
Несмотря на признание при жизни, покровительство влиятельных вельмож и близость ко двору, Александр Петрович чувствовал себя глубоко несчастным человеком. Он считал, что его талант не оценен в полной мере и к нему не проявляют должного внимания.
Скончался Александр Петрович 1 (12) октября 1777 года.
Задание по тексту. (Преобразуем данный текст в нелинейный.)
1. Прочитайте внимательно статью о писателе.
2. Заполните недостающие факты, опираясь на биографическую статью.
3. Рассмотрите кластер, который у вас получился.
4. Расскажите о жизни и творчестве Андрея Петровича Сумарокова.
3. Актуализация знаний.
Сумароков обращался к жанру басни на протяжении всей своей творческой жизни и создал 374 басни. Свои басни он называл притчами.
Вспомните, что мы узнали о жанре басни.
Рассмотрите облако слов и запишите в тетради особенности басен, о которых мы говорили с вами на предыдущем уроке.
1. Родоначальником басни был древнегреческий мудрец Эзоп.
2. В басне высмеиваются пороки: жадность, глупость, излишняя доверчивость, наивность.
3. Героями басен чаще всего являются животные.
4. Используется иносказание.
5. В конце басни помещена мораль – поучение.
4. Работа с басней «Кокушка» А. П. Сумарокова.
А. П. Сумароков использовал в своих баснях народные выражения, пословицы и поговорки, обличал ненавистные ему пороки. Сегодня мы познакомимся с басней «Кокушка».
(Выразительное чтение басни, работа по вопросам на стр. 36)
— Басня написана в форме разговора двух персонажей – Кокушки и Грача. Каким термином можно определить такой разговор? (диалог)
— Почему Кокушка просит прилетевшего из города Грача рассказать, что говорят люди о «песнях наших»? О чьих песнях на самом деле хочет услышать от Грача Кокушка? (на самом деле Кокушку интересует мнение только о ней самой. Вопросы о соловье и жаворонке являются предисловием к вопросам о собственной персоне.)
— Почему Грач рассказывает о том, как горожане относятся к пению соловья, жаворонка, скворца, а про Кокушку не вспоминает? (потому что они действительно талантливы, их пение приятно слушать.)
— Как характеризуют Кокушку слова, завершающие басню? (Кокушка себялюбива, оценка её способностей завышена.)
— О каких людях идёт речь в басне? (о бездарных людей, стремящихся любой ценой проявить себя несмотря на отсутствие таланта)
— Какой человеческий порок осуждает баснописец? (бездарность, незаслуженно высокое мнение о себе и своих способностях, достижениях)
— Выведена ли в басне мораль? Попробуйте сформулировать ее сами.
Вывод: в басне «Кокушка» высмеиваются люди, которые ничего из себя не представляют, являются бездарными, но при этом у них слишком высокое мнение о себе, высмеиваются люди, которые занимаются саморекламой. И в наше время эта басня актуальна.
III. Закрепление изученного
– Какова основная цель басни? (Высмеивание человеческих пороков.)
– Назовите характерные черты жанра басни. ( В басне высмеиваются пороки: жадность, глупость, излишняя доверчивость, наивность. Героями басен чаще всего являются животные. Используется иносказание. Чаще всего в конце басни помещена мораль – поучение.)
IV. Подведение итогов урока.
Для чего авторы используют жанр басни?
Нужно ли читать басни? Почему?
Домашнее задание:
1. Выразительно читать басню.
2. Сделать иллюстрацию к басне.
2. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/В .Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2020.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематич
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, еще недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребенок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребенок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определенном этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определенного материала. Установка обеспечивает интерес ребенка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определенной проблемы, переживание эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определенной группы произведений.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включенных в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
Художник – творец, он создает свой мир по особым законам.
Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углубленной работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л. С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует ее развитию.
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.
В первом классе ребенок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребенка, ритм создает определенную инерцию речевого «движения», «ведет за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.
Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определенное место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.
В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.
Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвертого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных
История гольфа: четыре легенды и одна официальная версия
Зарождение спортивной дисциплины, где использовалась клюшка, и круглый мячик имеет широкую историю. Эксперты разобрались в версиях истории создания гольфа.
До сих пор существует легенда о том, как простой пастух бил палкой камни по земле, закатывая их в кроличью нору. Его же друзья быстро оценили такую забаву, после чего они выбрали круглый камень для игры. Позже появились специальные мячи и были выстроены специальные лунки.
Несмотря на существующую легенду, есть и другие версии происхождения гольфа в разных странах. Так, например, в Голландии существовала игра kolven с аналогичным принципом игры в гольф. Отличие было в том, что старинная игра проводилась на льду.
В древнем Риме была известна игра «паганика», схожая на гольф. По предположениям экспертов, позже такой спорт мог перебраться в Британию.
В Китае же была известна старинная игра «гуй ван» еще более похожая на гольф. Во Франции и в Бельгии также существуют собственные гипотезы происхождения гольфа.
По официальным признанным же данным, гольф зародился в Шотландии. Впервые гольф был придуман в маленьком городе Сент-Андру. Старинный городок был назван в честь апостола и древнего покровителя Андрея. Согласно историческим данным, святой Андрей был похоронен в соборе более 600 лет назад. Позже ученые обнаружили в руинах собора фотографии человека с клюшкой для игры в гольф.
Дата рождения гольфа связана с первым указом короля Джеймса. Тогда старинный спорт был упомянут впервые в 1457 году. Дело в том, что игра обрела настолько большую популярность, что солдаты играли в нее, заменяя тренировки с луком. Позже власти Шотландии запретили игру в гольф указом короля.
Гольф представляет собой не просто спортивную дисциплину, но и обширную культуру. С гольфом связывают много устоявшихся традиций и легенд. Так, например, первый игрок-женщина в таком старинном спорте — королева Шотландии Мария Стюарт.
Наиболее древний гольф-клуб также остается под вопросами из-за существующих споров. Считается, что старейшими клубами игры в гольф являются «Онорабл Кампани оф Эдинбург Голферз» и «Ройял Бергес Гольфинг Сегайити». Оба клуба находятся в Эдинбурге.
С гольфом также связано множество интересных фактов. Так, например, в 20 веке астронавт и контр-адмирал американских ВМС Алан Шепард сыграл в гольф прямо на Луне. В середине 70-х клюшка была передана в музей.
Еще один яркий пример был отмечен в 1870 году, когда Дэвид Манкрейф вместе с Джоном Вайт-Мел-вином заключили пари — тот, кто из них дольше проживет, будет обязан подарить другому клюшку святого Андрея, сделанную из серебра.
Спустя более 10 лет Вайт-Мелвин, подаривший клюшку, стал президентом гольф-клуба. К сожалению, деятельность управленца он не смог осуществить, поскольку в скорое время скончался.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.