Конспект урока «Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка» по литературе для 3 класса
Конспект урока «Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка» по литературе для 3 класса
ГБОУ СОШ пос. Новоспасский муниципального района Приволжский Самарской области.
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Класс
Тема и номер урока в теме
Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка», урок 2
Базовый учебник
Учебник для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение»,3 класс, в 2 –х частях Н.Ф.Виноградова, И.С.Хомякова, И.В.Сафонова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Цель урока:
создать условия для
формирования учащимися действий по классификации
сказок (бытовые, о животных, волшебные);
открытия и осмысления литературоведческих понятий «зачин» и «концовка» и понимания своеобразия сказочного жанра;
ознакомления с картинами русских художников И.Билибина и М.Васнецова и соотнесения их изображения с содержанием народных сказок
9. Задачи:
— обучающие: организовать деятельность учащихся по актуализации и углублению знаний обучающихся о видах русских народных сказок, своеобразии жанра «сказка», признаках волшебной сказки, особенностях построения сюжета сказок;
-развивающие: содействовать развитию умения работать самостоятельно и творчески, выделяя жанровые особенности сказки; находить среди предложенных произведений изобразительного творчества картины русских художников И.Билибина и М. Васнецова к рассматриваемой сказке;
-воспитательные: способствовать формированию интереса к произведениям, созданным русским народом; развитию и поддержке интереса к дополнительному чтению и изучению произведений русских художников
Тип урока: открытие и углубление новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ПО для демонстрации электронных модулей.
Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Эмоциональная мотивация на работу с волшебными сказками
Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3)
Использует ЭОР для введения учащихся в атмосферу волшебства, сказки и тайны; создания необходимого эмоционального настроя
Воспринимают информацию ЭОР.
Эмоционально проживают её.
Входят в необходимое для успешной работы эмоциональное состояние
Введение в тему урока
через постановку проблемного вопроса «В чем своеобразие жанра сказки?»
Аудиозапись фрагмента сказки «Сивка-Бурка» (1)
Предлагает аудиофрагмент с целью организации парной деятельности по формулированию учащимися темы урока, выделения особенных и существенных признаков волшебной сказки.
Осмысливают поставленный учителем проблемный вопрос.
Определяют основную задачу деятельности на этапе.
Ученики воспринимают информацию ЭОР.
Анализируют её в соответствии с определенной задачей.
Формируют мнение в паре.
Готовятся сообщить его классу. Предлагают сформулированное мнение классу.
Проводится коллективное обсуждение.
Итоги деятельности фиксируются в рабочих тетрадях после сравнения с образцом.
Список литературы для чтения на лето. 3 класс
Лето – прекрасное время для чтения! Некоторые дети с удовольствием читают сами, другие соглашаются это делать только потому, что мама не разрешает играть в планшет, пока не прочитаешь несколько страниц. Почти все дети волей-неволей читают книги из списка, который выдали в школе в качестве задания на лето. Итак, что нужно прочитать летом после окончания 2-го класса?
Читать ли ребенку, перешедшему в 3 класс, летом те же произведения, которые он будет затем изучать в школе на протяжении учебного года? Это решать родителям. Необходимости в этом нет, поскольку произведения не такие уж большие и дети вполне успевают их читать во время учебного года. Если вы думаете, что чистать одно и то же второй раз ребенку будет скучно, то тем более лучше выбрать другие произведения тех же писателей, или же книги, рекомендованные детям 8-9 лет для внеклассного чтения. Тем не менее, для удобства мы публикуем список произведений, взодящих в школьную программу 3 класс.
В программу курса по литературному чтению УМК «Школа России» для 3 класса входят следующие произведения:
- Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
- Стихи – Тютчев, Фет, Никитин, Суриков.
- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», стихи
- И.А. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
- М.Ю. Лермонтов стихи
- Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и др.
- Стихи – Некрасов, Бальмонт, Бунин
- Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
- В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
- В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
- М. Горький «Случай с Евсейкой»
- К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
- А.И. Куприн «Слон»
- Стихи – Саша Черный, Блок, Есенин
- Рассказы о любви к животным (Пришвин, Соколов-Микитов, Белов, Бианки, Житков, Астафьев, Драгунский)
- Стихи – Маршак, Барто, Михалков, Благинина
- М. М. Зощенко «Великие путешественники»
- Н.Н. Носов «Федина задача»
- Зарубежная литература: «Храбрый Персей», Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Список книг для внеклассного чтения учащимся, перешедшим в 3 класс (программа «Школа России»):
- Русская народная сказка «Царевна Лягушка»
- Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»
- Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька»
- Г.Андерсен «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине»
- Энн Хогард «Мафин печет пироги»
- Н.Носов «Ступеньки», «Заплатка». «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей»
- С.Михалков «Дремота и Зевота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»
- С. Маршак «Детка в клетке», «Школьнику на память», «Рассказ о неизвестном герое»
- Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
- Братья Гримм «Три брата»
- М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Еж»
- А.П. Гайдар «Чук и Гек», «Совесть»
- В.А. Осеева «Волшебное слово», «Совесть», «Сыновья»
- В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», Аришка- Трусишка», «Кто чем поет»
- Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»
- Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста», «Вредные советы»
- В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
- В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
- М.М. Зощенко «Елка»
- В.В. Медведев «Обыкновенный великан»
Списков литературы может быть много. Некоторые учителя сами составляют списки для летнего чтения, другие пользуются готовыми рекомендациями – распечатывают списки и раздают детям. Следует иметь в виду, что списки книг на лето не являются чем-то жестким, это лишь рекомендации по выбору произведений, которые будут интересны третьеклассникам. Можно выбирать и читать любые произведения по своему выбору. Кроме того, списки для чтения на лето отличаются в зависимости от программы по литературному чтению, по которой обучается ребенок.
Сказочные телеграммы
Как вариант на уроке в ходе закрепления темы «Сказки» или внеурочном занятии можно провести викторину «Сказочные телеграммы».
Задание: К нам пришли телеграммы от героев русских народных сказок. Угадайте, какой герой их прислал и из какой сказки.
Сказочные телеграммы от сказочных героев
Сказка «Репка»
Пришлите семена репы (Дед)
Помогите выкопать репку (Дед)
Репа выросла большая жду на помощь бабку. (Дед).
Сказочная телеграмма
Сказка «Курочка-Ряба»
Снесу я вам не простое яичко, а золотое. (Курочка-ряба)
Снесла золотое яичко (Курочка-ряба)
Сказка «Вершки и корешки»
Репа выросла пора делить вершки и корешки (Медведь)
Несъедобные корешки обманул мужик. (Медведь).
Сказка «Колобок»
Я от бабушки ушел я от дедушки ушел. (Колобок)
Испеките еще один колобок только побольше. (Лиса)
От медведяушел осталось встретиться с лисой. (Колобок)
Сказка «Волк и семеро козлят»
Помогите нас съел волк (Семеро козлят)
Скоро приду молочка принесу (Коза).
Козлят спасла, волк наказан (Коза)
Был в гостях у козлят (Волк),
Сказка «Теремок»
Помогите построить теремок медведь сломал его (Звери).
Поменяла норку на теремок, приходите на новоселье (Мышка-норушка).
Сказка «Заюшкина избушка»
Помогите, меня выгнала из моего домика лиса. (Заяц)
Ледяная избушка растаяла перехожу к зайцу. (Лиса).
Сказка «Кот и лиса»
Хочу замуж за кота. (Лиса).
Сказка «Лиса и журавль»
Приглашаю на окрошку (Журавль)
Сказка «Петушок-золотой гребешок»
Несет меня лиса за темные леса приходите, на помощь (Петушок-золотой гребещок).
Сказка «Война грибов»
Приказываю рыжикам явиться на войну (Гриб боровик)
Сказка «Лисичка со скалочкой»
Скалочку потеряла дайте курочку. (Лиса)
Сказка «Журавль и цапля»
Цапле отказал — теперь жалею (Журавль)
Сказка «Битый не битого везет»
Помогите вытащить хвост из проруби. (Волк)
Сказка «Маша и медведь»
Медведя обманула, еду в лукошке домой (Машенька)
Пирожки донес в целости и сохранности (Медведь)
Сказка «Гуси-лебеди»
Налетели гуси-лебеди и унесли на крыльях. (Иванушка)
Сестрица помогу мне, унесли меня гуси-лебеди за высокие горы, к Бабе-Яге (Братец Иванушка)
Девочка съешь пирожок. (Печка)
Гуси-лебеди в погоню, сестра братца унесла. (Баба-Яга)
Сказка «Морозко»
Старикову дочь в злате серебре везут, а старухину замуж не берут. (Собака).
Сказка «По щучьему велению»
Хочу, чтобы ведра сами домой пошли (Емеля).
Еду во дворец на печи (Емеля).
Приказываю дураку Емеле немедленно явиться во дворец (Царь).
Сказка «Сивка-бурка»
Сивка-бурка, вещая каурка-встань передо мной, как лист перед травой (Иванушка).
Сказка «Царевна-лягушка»
Ступай на бал, я через час буду (Царевна-лягушка).
Смерть Кощея добыл еду домой (Иван-царевич)
Помогите Иван-царевич узнал где находится моя смерть (Кощей Бессмертный).
Игра-викторина "В гостях у сказки"; 2-3 класс
воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение любить видеть красивое.
Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, билеты с заданиями, карточки со скороговорками, диск с песнями, поощрительные призы.
Условия игры: в игре принимают участие дети младшего школьного возраста. Играют 2 команды. За каждый правильный ответ — 1 очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Ход викторины.
Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится, может лишь у того, кто любит читать. Самые первые наши произведения – это сказки. В самом раннем детстве мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу, мы изучаем литературные сказки и устное народное творчество. Как вы думаете — зачем? (Читая сказки, мы становимся добрее, учимся побеждать зло).
Верно, ведь благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.
Цель нашей сегодняшней викторины – вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев, а ещё больше приобщиться к чтению.
Представление жюри. Класс делится на две команды, отвечающий участник зарабатывает очко для своей команды. Если представитель команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.
(звучит песня «В гостях у сказки»)
Давайте будем мы играть!
Раз, два, три, четыре, пять…
Кто в викторине победит?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет –
Он самый первый даст ответ.
Первый конкурс «Сказочные фразы».
Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.
(команды отвечают по очереди)
1.В некотором царстве…(в некотором государстве).
2.По щучьему велению…(по моему хотению).
3.Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
4.Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
5.И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
6.Стали они жить — поживать…(и добра наживать).
Второй конкурс «Угадай сказку».
(за каждый правильный ответ 1 очко)
Вопросы для первой команды:
Хитрая да ловкая.
К дому подошла – обманула петуха.
Унесла его в тёмные леса,
За высокие горы, за быстрые реки.
(Петушок – золотой гребешок.)
В какой сказке главных героев спасает от догонявших гусей речка с кисельными берегами, яблоня с ржаными пирожками?
(Гуси – лебеди.)
В сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трёхглазка?
(Крошечка Хаврошечка.)
«В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына-все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (рус.нар.сказ. Царевна-лягушка.)
Вопросы для второй команды:
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль.)
В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробке с пирогами, которую нёс медведь?
(Маша и медведь.)
В какой сказке главный герой говорит такие слова:
Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах.
Несу косу на плечах: хочу лису посечи!
Слезай, лиса, с печи!
(Лиса и заяц.)
«Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван — дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…» (Сивка-бурка.)
Третий конкурс «Бой скороговорок».
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит.
Остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки
Сразу вслух произнесёт,
Два очка своей команде
Произнести скороговорку, побеждает тот, кто меньше сделал ошибок.
(Соревнуются капитаны команд).
Король – орёл, орёл – король.
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
Четвёртый конкурс «Невидимка».
(звучит песня «В гостях у сказки»)
Загадки про сказочных героев. (Команды отвечают по очереди)
Он пиявок добыл,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали… (Буратино – Дуремар).
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко.
Звали пёсика… (Тотошка – Шарик).
Он гулял по лесу смело.
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали… (Чебурашка – Колобок).
Бедных кукол бьёт и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это доктор… (Айболит – Карабас).
И красива, и мила,
Только очень уж мала!
А зовут… (Снегурочка – Дюймовочка).
Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок,
Этот грустный… (Пятачок – ослик Иа).
С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка — актриса,
И зовут её… (Алиса – Мальвина).
Это что за очень странный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино).
Музыкальная пауза под песню «Буратино».
Пятый конкурс «Удивительные превращения».
В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
Вопросы для 1 команды:
Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Гадкий утёнок (в лебедя).
Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).
Вопросы для 2 команды:
Братец Иванушка (в козлёнка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).
Шестой конкурс «Лотерея».
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
На конкурс – лотерею.
Участники подходят к жюри, берут билеты, на которых написано, что им надо сделать: прочитать стихотворение, спеть песенку назвать несколько пословиц или загадок. Лучший в этом конкурсе приносит команде 2 очка.
Далее подводятся итоги викторины сказок и победителям вручаются поощрительные призы.
(звучит песенка Чебурашки )
— Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: “Аквариум». К.: ГИППВ,1999 г.
Внеклассные мероприятия: 1 класс./ Авт. –сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая и др. -3-е изд. перераб. и доп. – м.: ВАКО, 2006 г.
Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. — М.:Вако,2007 г.
Летний лагерь на базе школы / Авт. – сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачёва, Е.И. Гончарова. – М.: ВАКО, 2007 г.
Басюк О.В., Головкина М.А. и др. Классные часы 1-4 классы. — Вып.2. Кн. для учителя. – Волгоград, 2008 г.
http://chudesenka.ru/load/1-1-0-64 — Приходите в гости к нам (В гостях у сказки)
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.