Принципы разработки лекал производных деталей из основной ткани. По заданным контурам основы нижнего воротника мужского пиджака разработать и оформить чертеж лекала – оригинала верхнего воротника
Принципы разработки лекал производных деталей из основной ткани. По заданным контурам основы нижнего воротника мужского пиджака разработать и оформить чертеж лекала – оригинала верхнего воротника.
Детали швейных изделий, которые разрабатывают на базе основных, деталей называютпроизводными. К производным деталям из основной ткани относят детали верхнего воротника, подборта, клапана, детали карманов (в зависимости от вида изделия и модели), обтачки и др. Размеры и форма производных деталей должны быть тесно увязаны с контурами основных деталей и зависят от выбранных методов обработки и сборки деталей и узлов изделия.
Узел воротника обычно состоит из деталей нижнего воротника, верхнего и прокладок.
Построение чертежа лекала нижнего воротника:
— копируют контуры воротника с чертежа МК.
— По срезу втачивания его в горловину изделия дают припуск 1,0 см
— Ставят монтажную надсечку, соответствующую плечевому шву изделия.
— Проектируют посадку воротника по линии втачивания его в горловину, (0,3 ÷ 0,4 см), которая распределяется равномерно по обе стороны от надсечки.
— По линям отлета и концам нижнего воротника дают припуски на шов обтачивания (0,5 ÷ 0,7 см в зависимости от вида изделия и кривизны этих линий).
Лекало верхнего воротника строят на основе лекала нижнего воротника. Дают дополнительные припуски:
· по срезу втачивания воротника в горловину в стояче-отложных воротниках — на облегание линии перегиба стойки — 0,2 ÷ 0,5 см в зависимости от толщины материалов;
· по срезам отлета и концам воротника в уголках — на посадку и огибание верхним воротником нижнего — 0,3 ÷ 0.5 см;
· припуск на кант со стороны верхнего воротника дается также по срезам отлета и концам. Его величина зависит от толщины материала (0,2 ÷ 0,4 см).
Варианты построения и оформления лекал нижних и верхних воротников: а – пиджачного типа; б – стояче-отложного |
Варианты построения и оформления лекал нижних и верхних воротников пиджачного типа
Построение лекала нижнего воротника для мужского пиджака
Строят, копируя контуры воротника с чертежа модельной конструкции пиджака. При настрачивании нижнего воротника на горловину изделия воротник посаживают на 0.3-0.4 см.
По срезу стойки ставят монтажную надсечку, соответствующую плечевому шву пиджака, распределяя величину посадки по обе стороны от надсечки.
Построение лекала верхнего воротника для мужского пиджака
Верхний воротник из основной ткани с отрезной стойкой настрачивается на нижний по отлету и концам.
Для данного варианта узла воротника строят две детали верхнего воротника: верхний воротник (или отлет верхнего воротника) и стойку верхнего воротника.
Для построения используют шаблон нижнего воротника, который получают путем копирования контуров основного лекала нижнего воротника.
На шаблон наносят линию членения. Чтобы шов притачивания стойки к воротнику не был виден в готовом изделии, линию членения смещают от линии перегиба стойки вниз на 1.0-1.4 см.
Шаблон воротника разрезают по линии членения.
Построение чертежа детали отлета
— верхнюю часть шаблона разрезают в двух-трех местах и
— разводят по срезу отлета на 0.6-0.8 см, проектируя посадку верхнего воротника для лучшего его облегания в готовом виде
Технологические припуски:
· по отлету на сгибаниесреза отлета нижнего воротника и шов настрачивания 1.2-1.4 см;
· по концам воротника:
— на огибание среза нижнего воротника 0.2 см и
— на шов настрачивания 2.0 -3.5 см;
· по раскепам на шов стачивания раскепов 1.0 см;
· по срезу притачивания стойки:
— 0.2 см на огибание нижнего воротника верхним по линии перегиба стойки и
— 0.7 см на шов притачивания стойки
Построение чертежа лекала стойки верхнего воротника
· нижнюю часть шаблона отводятот линии втачивания воротника в горловину на 1.5-2.5 см.
· Величину отведения уточняют при уравнивании срезов притачивания стойки на деталях шаблонов отлета и стойки верхнего воротника.
· Проверяют сопряжение этих деталей по линии раскепа.
· к контурам шаблона стойки следующие технологические припуски:
— по линии втачивания в горловину на шов втачивания 1.0 см;
— по линии раскепов на шов стачивания раскепов 1.0 см;
— по линии притачивания к отлету на шов притачивания 0.7 см.
Монтажные надсечки
ставят в рабочих лекалах (на деталях вразворот) по средней линии обеих деталей на срезах притачивания стойки к верхнему воротнику.
На лекале нижнего воротника:
— для распределения посадки по линии настрачивания отлета верхнего воротника — по срезу отлета верхнего воротника на расстоянии 7.0-8.0 см от линии уступа воротника,
— на стойке в месте расположения плечевого шва
На лекале верхнего воротника:
— на стойке в месте расположения плечевого шва,
— по линии сгиба припуска по уступу воротника — две надсечки.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Выкройка отложного воротника
Даже самый строгий и чопорный костюм может оживить какая-нибудь яркая деталь. Вышивка, объемные манжеты, оборки очень хороши для преобразования обычной одежды в праздничную. Но именно воротничок может добавить простому платью или скучной блузке большей нарядности, очень уместной при этом в деловой среде. А еще контрастный воротник в рамках современной моды считается самым выразительным элементом для создания стильного и независимого образа. И главное — этот аксессуар очень легко и просто самостоятельно сшить. Какой выбрать — зависит не сколько от навыков шитья, сколько от вкусовых предпочтений и фантазии.
Типы выкроек воротников
- Комбинированный. К этой категории относятся стояче-отложные модели. Бортики швейного изделия в обоих случаях могут застегиваться до самого верха или иметь открытое окончание. Стояче-отложные воротники, называемые «шалевыми», имеют цельные закругленные отвороты. Верхняя часть такого изделия включает детали подбортов (фрагментов обработки лацканов). Модель характерна для классических рубашек, пиджаков, пальто, халатов, платьевых изделий.
- Стоячий воротник для вещей с открытым бортом. В составе воротника стоячего типа отсутствует отложная деталь (отлет). Фасон используется при моделировании блуз, платьев.
- Плосколежащий отложной воротник подкройного типа. Горизонтальные края изделия свободно ложатся на плоскость плеч или область груди швейного изделия. Такие модели имеют небольшую стойку или вовсе не имеют стоячей детали. Используются в составе платьев, блуз, в качестве накладной декоративной детали.
Разновидности отложной модели
Изделия различаются величиной и формой, которую имеют края отложных фрагментов. Значение имеют также способы соединения деталей отлета со стоячей основой.
Наиболее распространенные виды изделий отложного типа
- «Пелерина». Широкая, мягкая модель. Закрывает плечи почти полностью. Крепится к шейному вырезу, выполняется круглой. Используется в оформлении верха платьев, блуз.
- «Берта». Скрывает плечи и декольте. Выполняется съемной или ажурной, надевается поверх платьев ряда фасонов.
- Модель с лацканами. Широкая, оформляющая V-образную горловину. Дополняется деталями распашных отворотов, которые присоединяются к воротниковому низу. Участвует в оформлении пальто и жакетов.
- Рубашечный. Стояче-отложной тип воротника с острыми краями, которые крепятся к передним половинкам рубашки с помощью пуговиц.
- «Питер Пэн». Круговое изделие с округлыми, расходящимися краями. Актуален для платьев простого кроя.
- Косой. Воротник, концы которого резко расходятся. Удобен для ношения с галстуком, мужскими и женскими рубашками.ее немного отогнуты. Изначально таким накрахмаленным воротником снабжались мужские рубашки. Позже перешел в состав дамских платьев.
- «Гюйс» (или матросский). Широкая модель, образующая треугольный вырез спереди и объемный прямоугольник сзади. Возможен в составе стилизованных блузок, рубашек, платьевых изделий.
- Жабо. Модель, формирующая ряд крупных складок от шейного выреза до центра груди или до уровня талии. Уместен в блузах и платьях ретро-стиля.
- Шаль. Модель, которая сужается от затылка к центру груди, образуя треугольник. Декорирует пиджаки, пальто, платья.
Построение модели с отлетом для открытых бортов
- Плечевой срез полочки удлинить, ведя в правую сторону. На нем отметить высоту фрагмента стойки.
- По краю борта, над верхней петлей, отступить около 1 см и наметить начало перегиба для лацкана.
- Провести перегиб согласно меткам.
- Параллельно проведенной линии по касательной к контуру горловины провести прямую вверх.
- Отметить точки пересечения проведенного отрезка с контуром горловины и срезом плеча.
- От последней метки вверх провести отрезок, равный высоте детали стойки с прибавкой в 1 см.
- Из метки соприкосновения с горловиной, а также из крайней точки построенного перед этим отрезка, провести дугу. Радиус ее равен расстоянию от точки пересечения с горловиной до крайней верхней точки построения.
- На полученной окружности отложить расстояние длиной в 2-8 см. От этой величины будет зависеть степень расположения плоскости воротника.
- Область втачивания модели оформить плавно с прогибом около 0,7 см. Прогиб должен прийтись на отрезок, начинающийся в точке пересечения с дугой.
- Строим перпендикуляр к линии, по которой втачивается модель; на нем отметить значение ширины стойки и отлета.
- Из крайней точки отрезка, равного ширине стоячей детали, плавно провести контур перегиба стойки. Он должен перейти в перегиб лацкана.
Рекомендации по построению изделий с отлетом и открытыми бортами
- Основное правило создания данной модели – определить величину подъема воротникового центра относительно линии плеча на детали полочки.
- Важно узнать, какой именно будет кривая, согласно которой изделие соединяется с горловиной основы.
- Участок борта от места соединения с воротником до края детали лацкана, а также отлет оформляются в соответствии с фасоном изделия.
Построение классической модели с отлетом
- Выполнить горловину вещи в соответствии с конфигурацией будущего воротника.
- Провести новый абрис горловины, определив ее параметры.
- На листе бумаге начертить прямой угол.
- От вершины угла провести вертикаль вверх. Обычно длина такой вертикали достигает 12 см, в зависимости от ширины будущего воротника. Увеличение длины отрезка приводит к уплощению отложной части модели. В случае комбинированного изделия выбрать минимальное расстояние – 1,5 см.
- От второй точки чертежа отложить половину длины горловины. Длину горловины можно определить, сложив соответствующие участки полочки и спинки.
- Из второй точки построения провести окружность радиусом половины обхвата шейного выреза. Отметить место пересечения окружности и горизонтали начального угла построения.
- Разделить полученную наклонную прямую на три равных отрезка.
- Из крайней точки ближайшего к начальной метке отрезка вверх отложить около 0,5 см.
- Самый правый отрезок наклонной прямой разделить надвое.
- Из полученной точки вниз отмерить 0,3 см.
- Плавно оформить линию втачивания модели (наклонную прямую) согласно поставленным точкам. Область присоединения изделия-основы должна совпасть со средней воротниковой линией под углом 90 градусов.
- Определить высоту стойки для модели (3,5 см). Отложить это расстояние вверх от второй точки построения.
- Выгнутым пунктиром наметить сгиб, который поделит стойку и воротниковый отлет.
- Из второй метки чертежа вверх отмерить желаемую воротниковую ширину.
- В классической модели расстояние от стойки до края изделия всего на 1 см превышает воротниковую ширину. Прибавить к последнему значению 1 см и провести перпендикуляр соответствующей длины вверх, от крайней точки на горизонтали построения.
- Вправо от новой метки отложить около 5 см. Соединить с полученной точкой крайнюю точку на нижней горизонтали чертежа.
- Наметить отлет, соединив край изделия с верхней отметкой начального перпендикуляра.
Рекомендации по конструированию классических изделий с отлетом
- Верхняя воротниковая часть в области прохождения линии отлета должна оказаться на несколько миллиметров больше нижней. С увеличением плотности ткани эта разница вырастет. Такие соотношения величин позволяют выполнить модель с хорошей посадкой.
- Перед раскроем лучше скопировать одну деталь конструкции (подворотник). После, на другом листе бумаги данную деталь следует увеличить и продублировать. Для увеличения необходимо прибавить нужное расстояние по контуру, получив верхний воротник.
- Конфигурация концов модели может меняться в зависимости от фасона.
Способы выделить изделия с отлетом
Разновидности воротников отложного типа легко превращаются в декоративную деталь. Она выполняется отдельно (съемной) или находится в составе изделия.
Воротник-стойка цельновыкроенный с лифом. Построение
Воротник-стойка цельновыкроенная с лифом
Что это за вид воротника? Где чаще всего применяется?
Как построить воротник-стойку цельновыкроенную с лифом?
На эти и другие вопросы, Вы получите ответ из сегодняшнего короткого видео.
Сначала немного теории.
Воротник — это не основная деталь изделия. Во многих изделиях, он и вовсе отсутствует. Его можно отнести к отделке, которая дополняет образ и композицию, иногда отвлекая внимание «на себя», перетягивая его с недостатков фигуры.
Но, от того, что это не основная деталь изделия, значение воротника при создании изделия не становится менее важным.
Правильно выбранная форма, размер и способ обработки воротника может усилить весь образ в целом, и наоборот.
По способу соединения с горловиной можно выделить два основных вида воротников, применяемых в изделиях: втачаные в горловину и цельнокроенные.
Каждый из этих видов воротников в зависимости от формы может быть стоячим, отложным, полуотложным, плосколежащим и фэнтэзи.
Как Вы знаете, при построении чертежей различных видов плечевых изделий, используют точно отработанный чертеж основы. То есть, простроив один раз основу в соответствии с особенностями фигуры, можно использовать её для многих изделий, просто внося модельные особенности.
А при построении воротника, чертеж, чаще всего, должен создаваться отдельно для каждого конкретного случая, потому что основой для его построения служит горловина изделия, которая постоянно меняется.
Самое главное при построении воротников помнить о том, что он должен соответствовать положению и размерам линии горловины изделия, а также размерам шеи.
Поэтому, приступая к конструированию воротника, нужно уточнить все мерки и увязать их с соответствующей формой горловины, иначе не получиться создать хорошо подогнанного воротника красивой формы.
Воротники-стойки очень разнообразны.
Бывают воротники – стойки притачные (отрезные) и цельнокроеные, т.е. выкраиваемые за одно целое с основными деталями изделия.
Один из видов цельновыкроенного воротника-стойки рассмотрим в видео ниже. В нём, я рассказываю и показываю, как построить такой воротник-стойку по одной из существующих методик построения.
Воротник-стойка цельновыкроенная с лифом очень часто используется при конструировании и моделировании болеро. В следующей публикации, речь пойдет именно об этом виде укороченного жакета.
Один из способов обработки притачного воротника-стойки Вы найдете здесь
Немного о воротниках (часть 2)
Сегодня мы рассмотрим построение самых простых воротников – называются они стояче-отложные, с застежкой от борта до верха. Надеюсь, скучно не будет.
Этот воротничок строится отдельно от выкройки. Нам понадобится только длина горловины. Вначале немножко теории. Строим прямой угол с вершиной в точке О. От точки О вверх отмеряем отрезок ОВ, величина которого определяет высоту стойки и её форму
Для воротников с высокой стойкой (3.5 — 4 см) с плотным прилеганием к шее по всей длине воротника ОB = 1.5 — 3 см
Для воротников с менее высокой стойкой (до 3 см) и менее плотным прилеганием к шее ОВ = 4 — 6 см
Для воротников с невысокой стойкой (до 2.5 см), как правило, отстающих от шеи ОВ = 7 — 12 см
Вы наверное заметили, что изменение величины ОВ даёт разное прилегание воротника к шее. Сейчас мы на примере последней схемы , посмотрим как это выглядит на практике. Этот вариант мой любимый – он трогательно женственный.
От точки О строим точку В – 10 см и измеряем длину горловины по выкройке:
alt=»Немного о воротниках часть 2, фото № 5″ width=»360″ height=»540″ />
Из точки В откладываем отрезок равный половине длины горловины и при помощи лекала чертим линию соединения с горловиной. Чем круче эта линия, тем больше отставание воротника от шеи, что и нужно для нашей модели.
alt=»Немного о воротниках часть 2, фото № 7″ width=»360″ height=»540″ />
Точка В2 – высота воротника. Она должна будет соответствовать Вашему замыслу – я очертила таким образом:
alt=»Немного о воротниках часть 2, фото № 9″ width=»360″ height=»540″ />
Точка В1 – это стойка по которой перегибается воротничок. Здесь у меня 3.5-4 см. Выкройка готова.
alt=»Немного о воротниках часть 2, фото № 11″ width=»360″ height=»540″ />
Не забываем, что у нас в руках такой интересный материал как войлок и что мы можем, используя одну выкройку получить несколько разных вариантов воротника. Об этом поговорим в другой раз. Вот один из вариантов классической раскладки, которую я здесь использую.
Способ соединения воротника с изделием такой же как и в предыдущем мастер классе по этой теме. Модель, которая у меня получилась , я назвала «Небесная ласточка»
Высота воротника по выкройке 16 см, в готовом виде получилось 12 см. Стойка 3 см.