Tergan-ural.ru

Терган Урал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русская народная сказка; Сивка-бурка

Русская народная сказка."Сивка-бурка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок основан на знании и содержании русской народной сказки «Сивка-Бурка», главных героев. Знание особенностей волшебной сказки, её структуры. Понимание темы, идеи, морали сказки. Умение анализировать прочитанное произведение, давать оценочные суждения о характерах героев и их поступках.

Понимание содержания сказки,создание творческих минипроектов, через анализ гипотезы, выделение сил за и против, умение обрабатывать содержание материала.

Развитие способности продуктивно вести диалог, через совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формирование умения ранжировать материал.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка.»Сивка-бурка» »

Краткосрочный план урока литературного чтения

Тема : русская народная сказка «Сивка- бурка».

Учитель : Билько Светлана Ивановна.

Тема: русская народная сказка «Сивка- бурка».

Русская народная сказка – «Сивка- бурка"

Среднесрочное планирование и календарно-тематическое для 2-го класса.

Знание содержания русской народной сказки «Сивка-Бурка», главных героев. Знание особенностей волшебной сказки, её структуры. Понимание темы, идеи , морали сказки. Умение анализировать прочитанное произведение , давать оценочные суждения о характерах героев и их поступках.

Понимание содержания сказки ,создание творческих минипроектов, через анализ гипотезы, выделение сил за и против , умение обрабатывать содержание материала .

Развитие способности продуктивно вести диалог, через совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формирование умения ранжировать материал.

1. Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путём правильно организованного анализа текста.
2.Развитие умения моделировать ситуацию через творческо – проективную деятельность.

3. Развитие умения адекватно оценивать поступки героев и отделять вымысел от реальности.

Компьютер, экран. Тренировочные упражнения. Презентация. Раздаточный материал, разноуровневые задания.

Лист взаимооценки и самооценки.

Маркеры, конверты с заданиями, клей, ватманы.

Психологический настрой «Подари улыбку» . Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга на сегодня на уроке, потому что урок – это и есть наше с вами совместное творчество в котором мы сотрудничаем, доверяем и понимаем друг друга.

Слово учителя:

– Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваше внимание, смекалка и сообразительность.

2. Разминка- проблемная ситуация.( брейнсторминг – мозговой штурм).

– у вас на партах лежат конверты – подсказки , в которых есть буквы .

А С К З А К
Д Р О Н А

– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ)

– А как эти слова могут быть логически связаны между собой? (Народная сказка.)

III. Сообщение темы и цели урока.

В народных сказках часто встречаются Иванушка и его верный помощник- конь. Посмотрите на иллюстрацию на экране.

— Из какой сказки этот Иван?
— Ребята, скажите какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока на какой вопрос мы постараемся ответить?

Сказка ложь , да в ней намёк- добрым молодцам урок- А.С.Пушкин.

— «Чему учит нас эта сказка?».

IV. Анализ сказки.
Какие чувства вы испытали при чтении сказки? (Страх, радость, удивление, жалость, обида- печаль, смех, спокойствие ,испуг , усталость) – выбрать из перечня карточек нужные.- ассоциации

– В какие моменты вы испытали эти чувства?

3. Основная часть.

— Что такое присказка?
— Для чего она употребляется?
— Что идёт в сказке далее?
Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки).
Какие части мы выделили в сказке «Сивка- бурка?»

Читайте так же:
Как надевать компрессионные гетры cep

Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на доску вывешиваются карточки с этими словами.

Поработайте по таблице- соедините отрывок из сказки с частью композиции.

Отрывок из сказки.

— Что такое присказка?
— Для чего она употребляется?

Сивка – бурка , вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

(Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета)

— Что такое зачин?

Тут ждать да рассуждать не стали – весёлым пирком да за свадебку!

Я на том пиру был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает.
Горы лесом поросли;
Конь с златой узды сорвался, Сказка будет впереди.»
(П.Ершов «Конёк – горбунок»)

Жил- был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой — дурачком звали . Посеял раз старик пшеницу , да только повадился кто – то ту пшеницу мять да топтать.

Проверка результата своей работы по образцу . Комментарий детей по своей работе.

Работа по проверке домашнего задания.

1.Выполни иллюстрацию к понравившемуся тебе эпизоду сказки. Выпиши отрывок из сказки, который отражает содержание твоего рисунка.(ученик –С)

2. Составь план к сказке «Сивка- бурка».( ученик- В)

3. Напиши отзыв на сказку по плану:(ученик –А)

О ком или о чём эта сказка?

Какова её основная мысль?

Где и когда происходит действие?

Кто тебе особенно понравился и почему?

Какой эпизод из сказки произвёл на тебя самое сильное впечатление?

Над чем ты задумался, когда закончил читать сказку?

Физкультурная минутка: зрительная гимнастика.

Работа со слайдом №11.

Чтобы проверить , как хорошо вы знаете содержание сказки заполните таблицу: «Истина или ложь».

Три ночи ходили сыновья в дозор.

Сивка- бурка был волком.

Чтобы приручить Сивку – бурку Иван имел волшебную уздечку.

У Сивки- бурки одна шерстинка была золотая, а другая серебряная.

Царь обещал отдать свою дочь в жёны тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и отдаст ей красную розу.

Иван вырвал из гривы коня золотой волосок и стал настоящим красавцем.

Чтобы замаскировать перстень на руке Иван замотал руку тряпкой.

Проверка по образцу с комментариями учеников.

Физкультурная минутка:

А теперь всем детям встать.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

Чтение с остановками — после каждой смысловой части делается остановка. Во время «остановки » идет :

обсуждение или проблемного вопроса,

коллективный поиск ответа на основной вопрос,

дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Выборочное чтение отрывка из 4 части сказки (чтение с остановками – по одному абзацу.)

Определение главных черт характера героев.

Вопросы для анализа:

— Почему царь организовал пир и пригласил на него весь народ?

-Какое место на пиру выбрал для себя Иванушка? Почему?
— Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она?
(добрая, внимательная, отзывчивая)
Найдите подтверждение в тексте.

— Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине?
— Что смогла разглядеть Елена в Иванушке?
(За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.)

Инсценировка отрывка из сказки- диалог Елены Прекрасной и Иванушки.

Работа с таблицей дискуссия .«Иванушка –дурачок » — он дурачок или умный?

«За»- Иванушка- дурачок

«Против»- Иванушка играет роль дурачка.

(Такая же таблица у каждой группы на карточках. Учащимся предлагается ключевая фраза в виде вопроса : «Иванушка –дурачок » — он дурачок или умный?)

Читайте так же:
Джинсы levis mile high super skinny

— Подумайте над этим вопросом и приклейте выданные аргументы либо в графу «За», либо в графу «Против». Детям даётся несколько минут на обдумывание.)

— А сейчас обсудите те фразы, которые вы записали в таблице, в группах

Можно ли назвать Иванушку положительным героем? Почему?( опора на таблицу- Каких качеств больше?)

Как вы думаете, мог ли быть вместо коня человек из реальной жизни? Почему?

Почему сказка названа «Сивка – бурка»,а не иначе? (Сивка меняет судьбу героя.)
4.Итог урока:

— Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»?
(Добро торжествует над злом, правда над ложью.)
— Назовите черты характеров присущие положительным героям?

— Какими качествами обладают отрицательные герои?
Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «. сказка — ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!»
— Чему научила вас эта сказка?

«Где друзьями дорожат, там и враги дрожат»

Подходит ли эта пословица к сказке?
— Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми?

Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными

5. Рефлексия: Башня Елены Прекрасной — приклеить смайлик на то место, где в достижении цели урока находится ученик.

6.Домашнее задание:

1.Придумайте свою сказку про Иванушку и Сивку- бурку с другим концом- ученик группы А.

2.А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки. Чем тогда закончится сказка?- ученик группы В.

Как нарисовать Сивку-Бурку карандашом

В детском саду, а часто и в школе детей просят нарисовать иллюстрацию к сказке. В юном возрасте сложно объективно оценить свои силы, поэтому часто ребенок выбирает сложную тему. Например, он хочет нарисовать русалку, богатыря или Сивку-Бурку. Многие родители теряются и даже не знают, как помочь. Поэтому сегодня мы в статье ответим на вопрос: как нарисовать Сивку-Бурку карандашом?

История персонажа

Прежде чем ответить на вопрос «Как нарисовать Сивку-Бурку?», нужно поближе познакомиться с персонажем. Взрослым это может показаться странным, ведь лошади все одинаковые, ну, может, отличаются немного по размеру. Но это не так.

Сказка, которая имеет народное происхождение, всегда аллегорична. Ведь именно с ее помощью учили детей и посвящали их в сложную систему языческого вероисповедания. Раньше считалось, что лошадь – это проводник в потусторонние миры. И если внимательней вчитаться, в сказке даются ссылки на то, что конь не совсем реален, это скорее дух, можно сказать, покровитель семьи. Где об этом говорится? Прозорливый читатель понимает, что лошади такого сложного окраса, где намешан сивый, бурый, да еще и каурый, просто в жизни не бывает. В сказке, таким образом, демонстрировали, что животное принадлежит уже третьему поколению хозяев. Так какого же цвета лошадь?

Сегодня не все взрослые знают, что за странные цвета использовались для обозначения скакуна, а про детей и говорить не стоит. Они не смогут без разъяснения понять, что в описании коня используются его цветовые характеристики. Сивый – это бело-серый, бурый – темно-коричневый, а каурый – это рыжий.

Делаем эскиз

Как нарисовать Сивку-Бурку поэтапно карандашом? Начать нужно с эскиза. Первым делом мы на бумаге намечаем так называемый габаритный контейнер, в рамках которого и будем рисовать нашего персонажа. Это нужно еще и для того, чтобы в процессе работы картинка не стала очень маленькой.

Читайте так же:
Что означает терновый венец тату

Наметив габариты, переходим к обозначению частей лошади. Намечаем кружочками голову, торс и круп. Обозначаем линию ног и шеи. Главное на этом этапе — не срисовать лошадь по контуру, а именно ее построить. Так как если пропорции будут нарушены, смысла в дальнейшей работе уже не будет.

Как нарисовать Сивку-Бурку, чтобы он был похож на реалистичного скакуна? Для этого обязательно нужно проследить пластику линий.

как нарисовать сивку бурку

Лошадь – это одно из самых грациозных животных в мире. Поэтому соединять части рисунка нужно одной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

Прорабатываем эскиз лошади

Продолжаем разбирать, как нарисовать Сивку-Бурку. У нас уже есть карандашный эскиз, теперь будем прорабатывать детали. Сначала нужно нарисовать основные части животного, такие как голова, шея, туловище и ноги. Не стоит начинать проработку с глаз или ушей. Такие мелкие детали могут в процессе рисования «съехать», если вы решите немного изменить поворот головы лошади.

как нарисовать сивку бурку поэтапно карандашом

Строить образ животного лучше, придерживаясь какой-либо его фотографии, так как рисовать образ из головы — не лучшая идея. У большинства из нас нет возможности любоваться лошадью ежедневно, поэтому наше воображение может сыграть с нами злую шутку. Проработав тело коня, можем переходить к мелким деталям. Это должны быть глаза, нос, уши, грива и хвост.

Штриховка

После того как мы нарисовали Сивку-Бурку карандашом, можно переходить к штриховке. От нее будет зависеть стилистика работы. Если мы начнем заштриховывать всего коня, а потом стирательной резинкой выбирать свет, а мягким карандашом накладывать тени, то получится довольно реалистичный рисунок лошади.

нарисовать сивку бурку карандашом

Если этого и нужно добиться, то можете действовать таким способом.

Но все же вспомним, что мы рисуем сказочного персонажа, именно поэтому при его создании нужно применить фантазию. Например, дорисовать звезды в гриве и хвосте или снабдить лошадь сказочными подковами. Но в любом случае немного объема придать животному просто необходимо, чтобы Сивка-Бурка не был одноплановым.

Рисуем в мультяшном стиле

Как нарисовать Сивку-Бурку поэтапно, если не придерживаться реализма? Нельзя сказать, что мультяшных персонажей рисуют по другим правилам, нежели реалистичных животных. Ведь лошадь в мультике не будет узнаваемой, если ноги у нее в три раза короче, а шея, наоборот, длиннее. Мультипликация чем-то схожа с шаржем: здесь можно коверкать форму, но основные пропорции тела нарушать — это табу.

Чтобы придать Сивке-Бурке больше сказочности, можно еще на первом этапе сделать ему шею и ноги длиннее, а голову меньше. Но вы должны отдавать себе отчет, что это делается намеренно, а не потому, что так само получилось.

как нарисовать сивку бурку поэтапно

Если вы решили рисовать Сивку-Бурку в мультяшном стиле, то желательно придать рисунку цвет. Это будет вполне оправдано. Если вы рисуете карандашом и не хотите пользоваться красками, можно раскрасить рисунок пастелью или цветными карандашами. Яркость в этом случае совершенно не повредит, а наоборот, сделает работу более уникальной. Чтобы мягкий материал не испачкал другие работы, финальным штрихом будет закрепление грифеля или пастели. Воспользоваться нужно специальным лаком. Если такого в хозяйстве не имеется, подойдет любой лак для волос.

Страница 100 — 101 учебник литературное чтение Климанова, Горецкий 2 класс 1 часть

Старик робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,
«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,
«Смилуйся, государыня рыбка»,
«Ей старик с поклоном отвечает»,
«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,
«Не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить».

Читайте так же:
Аккумулятор для гольфа 4 с двигателем 1 4

Старуха скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

«Старика старуха забранила»,
«Еще пуще старуха бранится»,
«Дурачина ты, простофиля»,
«На чем свет стоит мужа ругает»,
«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,
«Еще пуще старуха вздурила»,
«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».

2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Симпатии автора на стороне старика, автор уважает его скромность и доброту.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Да, можно. Рыбка от души хотела отблагодарить старика, но ей пришлось наказать злую и жадную старуху.

4. Сравни начало и конец сказки.

Старуха в конце сказки осталась у разбитого корыта, как и в ее начале.

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Основная мысль: всему есть предел, нужно уметь довольствоваться тем, что есть. Пословицы: «Кто малым не доволен, тот большого не достоин», «Жадность — всякому горю начало».

Часто употребляется выражение «Остаться у разбитого корыта».

6. Проследи, как постепенно менялось море:
море слегка разыгралось;
помутилось синее море;
не спокойно синее море;
почернело синее море;
на море чёрная буря.
Почему так происходило?

С каждым новым пожеланием старухи море становилось суровее. Старуха не знала меры и на это реагировала морская стихия.

7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

План для пересказа:

1. Старик поймал золотую рыбку
2. Договор с рыбкой
3. Новое корыто
4. Столбовая дворянка
5. Царица
6. Желание быть владычицей морскою
7. Разбитое корыто.

Пересказ сказки о рыбаке и рыбке

Жили старик со старухой. Старик каждый день ходил на рыбалку. Однажды он поймал не простую рыбку, а золотую. Попросила рыбка отпустить ее в море в обмен на желание. Сжалился старик и выпустил ее просто так. Вернулся старик к старухе и рассказал о рыбке. Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто. Старик послушался. Рыбка исполнила желание. Старуха захотела стать столбовой дворянкой, а потом и вовсе царицей. Все выполнила рыбка. Последним желанием старухи было стать владычицей морскою. Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила и ушла в синее море. Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».

Народные сказки всегда заканчиваются победой добра над злом, такой конец имеют и сказки Пушкина. Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной свадьбе. У Пушкина есть и такие концовки.

Например народная сказка «Белая уточка» заканчивается словами : «стали жить-поживать да добра наживать», «Сивка-Бурка» имеет конец: «веселым пирком да за свадебку», «Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли», «Царевна-лягушка»: «Жили вместе и долго и счастливо». В сказках «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и «О царе Салтане» в конце говорится: «Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.»

9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Коля шел по улице и вдруг увидел киоск с мороженым. Там проходила дегустация новых сортов. Продавец предложил бесплатно попробовать мороженое. Коля с радостью попробовал, а потом еще и еще, пока не попробовал все сорта мороженого по несколько раз. Когда он пришел домой, у него сильно разболелось горло и поднялась температура. Коля заболел. Вот так-то, жадность всякому горю начало.

Читайте так же:
Безрукавка наряд у сербов 4 буквы

«Без мечты ничего нельзя сделать в жизни»: как появился самый волшебный цикл картин Васнецова «Поэма семи сказок»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В. Васнецов. Спящая царевна, 1900-1926. Фрагмент | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Царевна-лягушка, 1901-1918 | Фото: artchive.ru

Виктор Васнецов родился в семье сельского священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской народной культуры. Его первыми рисунками стали иллюстрации к пословицам. Фольклор для него был воплощением истинной сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.

В. Васнецов. Царевна-Несмеяна, 1916-1926 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Ковер-самолет, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

Еще в 1860-х гг. наблюдался всплеск интереса к фольклору и в науке, и в искусстве: именно в этот период появляются фундаментальные исторические исследования, издаются сборники произведений устного народного творчества. На исторические темы писали Репин, Максимов, Суриков, однако первым среди художников Васнецов обратился к былинно-сказочной тематике. Он создал целую серию работ о «старой Руси», которую он в революционные годы противопоставлял современной России, называемой им «нерусью», с маленькой буквы.

В. Васнецов. Сивка-бурка, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е гг., а начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.) Васнецов работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм.

В. Васнецов. Баба Яга, 1917 | Фото: artchive.ru

Сказочные произведения Васнецова были для него не иллюстрацией к устному народному творчеству, а «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности». Художник не принял революции и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной внутренней эмиграцией. Он поэтизировал старину, видел в ней идеал, о существовании которого современники, по его мнению, забыли. Тем временем художественные журналы называли Васнецова «обветшалым ретроградом и мракобесом».

В. Васнецов. Кащей Бессмертный, 1917-1926 | Фото: artchive.ru

Современные критики находят в «Поэме семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее. Так, например, сказочный сюжет «Спящей царевны» художник истолковал по-новому, намекая на события современной ему реальности. Девочка спит на «Голубиной книге», известной своими вещими предсказаниями. И в этом контексте образ «спящей царевны» выглядит метафорой российского государства. Многие критики сходятся во мнении, что главной героиней «Поэмы семи сказок» стала Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг.

Дом-музей В. Васнецова в Москве | Фото: muzeyka.ru

«Поэму семи сказок» он писал не на заказ, а для себя, это было его отдушиной и способом отгородиться от внешнего мира. Все картины так и остались в мастерской художника, в его московском доме, похожем на древнерусский терем (в народе его так и называли – «теремок»). Этот дом был построен по его эскизам, Ф. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между крестьянской избой и древним княжеским теремом». В 1953 г. тут открыли Дом-музей Васнецова. Кроме картин и рисунков, здесь представлена коллекция древних предметов и икон, которую художник собирал всю жизнь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector