Tergan-ural.ru

Терган Урал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Краткое содержание сказки Сивка Бурка для читательского дневника

Краткое содержание сказки Сивка Бурка для читательского дневника

После того, как старик посеял урожай и проросла сочная пшеница, стало что — то губить богатый урожай. Отец попросил детей начать стеречь на поле урожай. Стали братья по очереди выходить на службу. Два старших брата ослушались отца и проспали всю ночь. А младший Иван (его все дураком считали) взял хлеб и глаз не смыкал.

И вот наступила полночь. Появился быстрый конь. Шерсть у него с разной драгоценными оттенками. И ходит он и всё больше урожай затаптывает. Схватил Иван коня и накинул верёвку на шею. Долго таскал Ивана конь по всему полю, выбился из сил. Стал просить проказник пощады. Отпустить его на волю. После взял он клятву не портить урожай. И спросил, как найдёт коня. Для этого надо выйти в чистое поле и свистнуть. А затем произнести слова заветные, позвать Сивку — Бурку. Дома наш герой рассказал братьям, но они не поверили нашему герою. Однако, заметили на поле перестали происходить беды.

Прошёл клич, что царь отдаёт замуж дочь за молодца. Если тот сумеет с её пальца перстень снять. Отправились братья посмотреть, что будет происходить. А Ивана не взяли. Сделал вид наш Иван, что за грибами ушёл, а сам свистом призвал коня. Появился конь. Выполнил приказание Ивана. Залез в одно ухо и в другое вылез. Прискакал на быстром рысаке на площадь и чуть — чуть до царевны не допрыгну. На следующий день прошло то же самое, только два бревна не преодолел. А в третий день снял перстень и ускакал не ведомо куда. Стал царь всех на пир приглашать. Пришлось и дурачка брать. Он сел возле печки в старой одежде. Всех царевна обошла не нашла своего героя. Подходит к Ивану и у него спрашивает. Попросила снять тряпицу с руки и увидела свой перстень заветный на руке. Сыграли свадьбу.

Смысл сказки в том, что человек красен не словами, а делами. Трудолюбивый, работящий человек всегда в жизни пробьётся. По одежде встречают, а когда провожают на умственные качества смотрят. Нужно зэто знать.

  • 3.56

Читать краткое содержание Сивка Бурка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Сивка Бурка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Йозеф К, которому исполнилось тридцать лет, внезапно оказывается под арестом. Незнакомые люди говорят ему, что расследование по делу началось. Он задает множество вопросов, как и за что попал в такую среду, на что получает только смех и молчание.

Летний день в давно забытой деревне. В поместье принадлежащим Лариным кипит работа. Хозяйка в достаточно запущенном саду варит варенье, ей помогает старенькая женщина няня ее дочерей

Степанчиково – имение Ростанева Егора Ильича. Овдовевший отставной полковник жил тут с матерью, сестрой и дочерью. Кроме того, с ними под одной крышей жил Фома Опискин, который своей лестью и умением толковать сны втёрся в доверие к женской половине дома.

Рассказчика приглашает на званый обед богатый помещик Александр Михайлович. Мужчина был холост и не любил женский пол. В своем поместье Александр Михайлович жил на широкую ногу. На обед должен был приехать высокопоставленный сановник

Бианки сочинял удивительные сказки для детей – о птицах и животных. Даже в этой маленькой сказке много интересных птиц с красивыми именами, здесь рассказывается об их домах и жизни. Главная героиня этой милой сказки – маленькая и быстрая Ласточка

«Сивка-бурка», краткое содержание – поиск самого ценного и подлинного народного пересказа

У одного старика было сына: два умных, а третий, самый младший, был настоящим дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришел, но не выдержал караула, и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан, и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван, и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до ее терема и сорвать с ее руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез, и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Читайте так же:
Кто такие ватники что деды воевали

Братья вернулись домой, и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван все лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с ее руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку, и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до ее терема. Отмыли Ивана, приодели, и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

Иван ловит Сивку-бурку Сивка-бурка

Главные герои сказки и их характеристика

Пожалуй самым главным героем этой сказки является Иван. Обычный деревенский парень

, который любит валяться на печи и вести домашнее хозяйство.

Его считают дураком и неумехой, но он оказывается самым ответственным их всех.

Не меньшую роль здесь играет волшебный конь Сивка-Бурка

, который во мгновение ока может превратить своего хозяина в красавца будто с картинки.

Братья Ивана, ленивые и трусливые молодцы, мечтающие даром заполучить красавицу Царевну, которая оказывается хитрее всех остальных. Всемогущий царь, обожающий свою дочь.

И конечно же отец Ивана, мудрый старик, благодаря которому и произошла эта замечательная история.

Анализ произведения

Историю о магическом коне можно отнести к сказке, потому что в тексте можно найти все признаки этого жанра. Среди них — волшебные существа, чудесные события, наличие помощника и т. п. Также в произведении есть троекратные повторы:

  • три брата;
  • три ночи юноши сторожили пшеницу;
  • три дня ездили на праздник и т. д.

Для того чтобы понять о чем именно сказка, необходимо вдумчиво изучить ее и проанализировать сюжет. Главная мысль произведения — человек получает награду только при условии добросовестного труда. История о магическом коне учит, что лень приводит только к плохим последствиям, и можно упустить начало кардинальных перемен в жизни.

При анализе произведения можно использовать план к сказке «Сивка-Бурка» для 3 класса:

  • рассказ о семье Ивана, попытки поймать вредителя;
  • Иван ловит волшебного коня;
  • царь ищет суженного для дочери;
  • Ивану удается добиться любви царевны;
  • свадьба и пир.

Свои впечатления о прочитанном можно вписать в читательский дневник. Там же указываются сведения о главных героях, краткий сюжет и другие детали. Эта информация помогает лучше запомнить произведение.

Русская народная сказка в обработке М.А. Булатова

Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать. Вот старик и говорит сыновьям: — Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора! Настала первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: — Всю-то ночь я не спал, пшеницу стерег! Иззяб весь, а вора не видал. На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале. На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти. Положил он пирог за пазуху, взял веревку и пошел. Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается. В самую полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет. Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею веревку. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было! Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить! Стал конь просить Иванушку: — Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу. — Хорошо, — отвечает Иванушка, — отпущу, да как я тебя потом найду? — А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду. Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать. Пришел Иванушка поутру домой. — Ну, рассказывай, что ты там видел? — спрашивают братья. — Поймал я, — говорит Иванушка, — коня — одна шерстинка серебряная, другая золотая. — А где же конь? — Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил. Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Да только уж с этой ночи и вправду никто пшеницы не трогал… Скоро после того разослал царь гонцов по всем деревням, по всем городам клич кликать: — Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет! Вот в указанный день собираются братья ехать к царскому двору — не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть. А Иванушка с ними просится: — Братцы, дайте мне хоть какую-нибудь лошаденку, и я поеду посмотрю на Елену Прекрасную! — Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на печи да золу пересыпай! Уехали братья, а Иванушка-дурачок и говорит братниным женам: — Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду — грибов наберу! Взял лукошко и пошел, будто грибы собирать. Вышел Иванушка в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко под куст бросил, а сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком: — Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный. — Что угодно, Иванушка? — Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка. — Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай! Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать! Сел на Сивку-бурку и поскакал прямо к городу. Нагнал он по дороге своих братьев, проскакал мимо них, пылью дорожной осыпал. Прискакал Иванушка на площадь — прямо к царскому дворцу. Смотрит — народу видимо-невидимо, а в высоком терему, у окна, сидит царевна Елена Прекрасная. На руке у нее перстень сверкает — цены ему нет! А собою она красавица из красавиц. Глядят все на Елену Прекрасную, а никто не решается до нее доскочить: никому нет охоты шею себе ломать. Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул. Удивился народ, а Иванушка повернул Сивку и ускакал. Кричат все: — Кто таков? Кто таков? А Иванушки уж и след простыл. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал. Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком. Отпустил он Сивку-бурку, набрал полное лукошко мухоморов и принес домой: — Эва, какие грибки хорошие! Рассердились братнины жены на Иванушку и давай его ругать: — Какие ты, дурень, грибы принес? Только тебе одному их есть! Усмехнулся Иванушка, забрался на печь и сидит. Воротились домой братья и рассказывают женам, что они в городе видели: — Ну, хозяйки, какой молодец к царю приезжал! Такого мы сроду не видывали. До царевны только на три бревна не доскочил. А Иванушка лежит на печи да посмеивается: — Братцы родные, а не я ли это там был? — Куда тебе, дурню, там быть! Сиди уж на печи да мух лови! На другой день старшие братья снова в город поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком: — Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный. Влез Иванушка Сивке-бурке в правое ухо, а в левое вылез и стал молодец молодцом. Вскочил на коня и поскакал ко двору. Видит — на площади народу еще больше прежнего. Все на царевну любуются, а скакать никто и не думает: боятся шею себе сломать! Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бокам. Заржал Сивка-бурка, прыгнул — только на два бревна до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка Сивку и ускакал. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал. А Иванушка уже в чистом поле. Отпустил Сивку-бурку, а сам пошел домой. Сел на печь, сидит, дожидается братьев. Приезжают братья домой и рассказывают: — Ну, хозяйки, тот же молодец опять приезжал! Не доскочил до царевны только на два бревна. Иванушка и говорит им: — Братцы, а не я ли это там был? — Сиди, дурень, помалкивай. На третий день братья снова собираются ехать, а Иванушка говорит: — Дайте мне хоть плохонькую лошаденку: поеду и я с вами! — Сиди, дурень, дома! Только тебя там и не хватает! Сказали и уехали. Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком: — Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный. Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез. Стал молодец молодцом и поскакал к царскому двору. Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна! Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с ее пальца заветный перстень и умчался. Только его и видели! Тут все зашумели, закричали, руками замахали: — Держи его! Лови его! А Иванушки и след простыл. Отпустил он Сивку-бурку, пришел домой. Одна рука тряпкой обмотана. — Что это с тобою приключилось? — спрашивают братнины жены. — Да вот, искал грибы, на сучок накололся… И полез на печку. Вернулись братья, стали рассказывать, что и как было: — Ну, хозяйки, тот молодец в этот раз так скакнул, что до царевны доскочил и перстень с ее пальца снял! Иванушка сидит на печке да знай свое: — Братцы, а не я ли это там был? — Сиди, дурень, не болтай зря! Тут Иванушке захотелось на царевнин драгоценный перстень взглянуть. Как размотал он тряпку, так всю избу и осияло! — Перестань, дурень, с огнем баловать! — кричат братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя совсем из дому прогнать! Ничего им Иванушка не ответил, а перстень снова тряпкой обвязал… Через три дня царь снова клич кликнул: чтобы весь народ, сколько ни есть в царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться. А кто царским пиром побрезгает, тому голову с плеч долой! Нечего делать, отправились братья на пир, повезли с собой и Иванушку-дурачка. Приехали, уселись за столы дубовые, за скатерти узорчатые, пьют-едят, разговаривают. А Иванушка забрался за печку, в уголок, и сидит там. Ходит Елена Прекрасная, потчует гостей. Каждому подносит вина и меду, а сама смотрит, нет ли у кого на руке ее перстенька заветного. У кого перстень на руке — тот и жених ее. Только ни у кого перстня не видно… Обошла она всех, подходит к последнему — к Иванушке. А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана. Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!» А Елена Прекрасная подала Иванушке стакан вина и спрашивает: — Почему это у тебя, молодец, рука обвязана? — Ходил в лес по грибы да на сук накололся. — А ну-ка, развяжи, покажи! Развязал Иванушка руку, а на пальце у него царевнин перстень заветный: так и сияет, так и сверкает! Обрадовалась Елена Прекрасная, взяла Иванушку за руку, подвела к отцу и говорит: — Вот, батюшка, мой жених и нашелся! Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь! Тут ждать да рассуждать не стали — веселым пирком да за свадебку! Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Книжная полка

Читайте так же:
Что такое бушлат 6 букв

Урок по литературе "Сивка — бурка" Русская народная сказка (урок №1). 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сказка. Сивка — бурка. Русская народная сказка.

Цель обучения (когнитивная): познакомиться с содержанием сказки, учиться описывать картинку к тексту строчками произведения (выборочно читать), озаглавливать части текста, предавать содержание части текста, читать бегло, выразительно, развивать монологическую и диалогическую речь, эмоциональное восприятие, способность образно мыслить и говорить, утвердить себя в вере, что добро побеждает зло.

Цель личностного развития: формировать взаимодействие в парах и группах

Ожидаемый результат:

А – читает осознанно

С – находит отрывок из сказки с частью композиции.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе «Сивка — бурка» Русская народная сказка (урок №1). 2 класс»

Литература Класс: 2 Дата проведения: 7.10.15 Урок № 21

Тема: Сказка. Сивка — бурка. Русская народная сказка.

Цель обучения (когнитивная): познакомиться с содержанием сказки, учиться описывать картинку к тексту строчками произведения (выборочно читать), озаглавливать части текста, предавать содержание части текста, читать бегло, выразительно, развивать монологическую и диалогическую речь, эмоциональное восприятие, способность образно мыслить и говорить, утвердить себя в вере, что добро побеждает зло.

Цель личностного развития: формировать взаимодействие в парах и группах

Ожидаемый результат:

А – читает осознанно

В – читает «выборочно»

С – находит отрывок из сказки с частью композиции.

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Модуль

Тренинг «Добрый клубок»

«Жужжащее чтение»

Проверка Д/З.

Выход на тему урока.

Брейнсторминг – мозговой штурм

– у вас на партах лежат конверты – подсказки, в которых есть буквы.

А С К З А К Д Р О Н А

– Какие слова мы можем составить из этих букв? с.39

Читайте так же:
Где производят джинсы мустанг

– А как эти слова могут быть логически связаны между собой?

В народных сказках часто встречаются Иванушка и его верный помощник — конь. Посмотрите на иллюстрацию на экране.

— Из какой сказки этот Иван?
— Ребята, скажите какова тема нашего урока?

Постановка целей и определение темы урока.

Цель: повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы.

Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева.

Работа в группах

(Сказка, народ)

(Народная сказка.)

Самооценка.

Техника «20 секунд».

Работа над новым материалом.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока на какой вопрос мы постараемся ответить?

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок- А.С.Пушкин.

— «Чему учит нас эта сказка?».

Направленное чтение с.40-48

Анализ сказки.
Какие чувства вы испытали при чтении сказки?

– В какие моменты вы испытали эти чувства?

— Что такое присказка? С.39
— Для чего она употребляется?
— Что идёт в сказке далее? с.39, 40
Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки.

Какие части мы выделили в сказке «Сивка- бурка?»

Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на доску вывешиваются карточки с этими словами.

Физкультминутка

Читайте так же:
Сивка бурка 4 класс пнш презентация

Поработайте по таблице — соедините отрывок из сказки с частью композиции.

Отрывок из сказки.

— Что такое присказка?
— Для чего она употребляется?

Сивка – бурка , вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

(Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета)

— Что такое зачин?

Тут ждать да рассуждать не стали – весёлым пирком да за свадебку!

Я на том пиру был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает.
Горы лесом поросли;
Конь с златой узды сорвался, Сказка будет впереди.»
(П.Ершов «Конёк – горбунок»)

Жил- был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой — дурачком звали . Посеял раз старик пшеницу , да только повадился кто – то ту пшеницу мять да топтать.

Сивка-бурка

«Сивка-бурка» (Сивко-бурко) — русская народная сказка. Относится к так называемым волшебным сказкам. Это была наиболее популярная сказка у пудожских сказочников — известно более двадцати вариантов [1] . По ходу сказки Иван-дурак женится на царевне и превращается в царевича при помощи волшебного коня Сивки-бурки.

В указателе сказочных сюжетов сказка под номером 530 (СУС) — доскакать до царевны, сидящей в высоком тереме [2] . Сюжет широко известен во всех странах Европы. Его варианты известны в Северной и Южной Америке (на французском, английском и испанском языках), а также в арабском, турецком, кавказском, индийском фольклоре. Русских вариантов известно — 60, украинских — 41, белорусских — 14 [3] .

Содержание

Имя [ править | править код ]

Имя коня как волшебной сущности, давшей название литературно обработанной русской сказке, несколько разнится (как в своей дополнительной третьей части, так и в категории грамматического рода) от сборника к сборнику. Если в сборнике П. Тимофеева (XVIII век) имя коня общего рода («Сивка-бурка, вещая каурка» [4] ), то у А. Афанасьева (XIX век) оно мужского рода, с архаичным [5] суффиксом [6] , причём третьим именем, которое определено эпитетом «вещий», служит другое слово («Сивко-бурко, вещий воронко» [7] ).

Читайте так же:
Как носят гольфы с ботинками

Подобные колебания в роде в русском языке лингвистика связывает с «переходом» лексем из окающих говоров в акающие. В южнорусских говорах и части среднерусских наблюдается частичное разрушение категории среднего рода. Имена существительные, относившиеся в севернорусских говорах к среднему роду с древнейших времён, могут «переводиться» в слова мужского и женского рода. По мнению С. П. Обнорского, причина заключается в характерной для акающих говоров редукции конечных гласных звуков (которая делает родообразующие окончания на и на малоразличимыми) [8] .

Сюжет [ править | править код ]

Были у отца три сына, и перед смертью он наказал сыновьям проведывать его могилку в течение трёх дней. Старик умер, а старшие братья ленились, и только младший Иван выполнил просьбу своего отца. За это открыл отец сыну тайну о волшебном коне, который способен принести ему пользу: если выйти в чисто поле, кликнуть Сивку-Бурку, тут же прискачет волшебный конь, а Иван, если влезет ему в правое ухо, а вылезет через левое, превратится в прекрасного молодца.

А тем временем царь решил выдать замуж свою дочь, но только за того отдаст царевну Неземную Красоту, кто сможет допрыгнуть до высокого терема и поцеловать царевну. Иван с помощью Сивки-бурки смог выполнить задание, за что царевна перстнем поставила ему на лоб печать. А Иван ускакал и был таков, домой на печку вернулся.

На следующий день стала царевна искать своего суженого: велела собрать всех добрых молодцев и у каждого лоб проверяла. Увидев печать на лбу Ивана, она назвала его своим суженым.

Сивка-Бурка как зачин волшебной сказки [ править | править код ]

Присказкой «От сивки, от бурки, от вещей каурки…» начинается целый ряд русских, белорусских и украинских сказок.

Зачин сказки «Иван сученко и белый полянин» [9] :

Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей Каурки. На море, на океане, на острове на Буяне стоит бык печёный, возле него лук толченый. И шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут — похваляются, сами собой забавляются: «Были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская баба теста!» Это присказка, сказка будет впереди.

Литературные обработки [ править | править код ]

На бумаге сказка была впервые записана в середине XVIII века. Известность получила благодаря собирателю фольклора А. Н. Афанасьеву, опубликовавшему несколько вариантов сюжета в сборнике «Народные русские сказки» (1855—1863).

Имеется несколько вариантов литературной обработки народной сказки. Наиболее известны версии В. В. Латышева, М. А. Булатова, А. Н. Толстого. У последнего в архиве было 26 вариантов этого произведения.

Переработки сказки часто публиковались в лубочных книжках для народа. Данные варианты также пополнили собой фольклор [10] .

Примечания [ править | править код ]

  1. ↑Русские народные сказки Пудожского края — Петрозаводск: Карелия, 1982
  2. ↑Русский фольклор XXXIII Материалы и исследования — СПб.: Наука, 2008 — С. 10
  3. Бараг Л. Г., Новиков Н. В.Примечания // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). — Т. 2. — 1985. — С. 389—459.
  4. ↑Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI—ХVIII века) / Померанцева Э. В. (отв. ред.). — Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1971.
  5. ↑ С чертами севернорусского наречия, ср. Садко.
  6. Кошкарева А. М. Очерки сибирской словесности: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. — С. 15. — 182 с. — ISBN 978–5–89988–723–0.
  7. ↑Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. — Лит. памятники. — М. : Наука, 1984—1985. — Т. 3.
  8. Волкова Н. А. Особенности категории рода существительных в русских говорах Алтая (на материале «Талицкого словаря»)   (рус.)  // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 4 (59) . — С. 267 . — ISSN1991-5497.
  9. ↑ Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов / В. П. Аникин. — 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Высш. шк., 2004. — 735 с. — ISBN 5-06-005190-0.
  10. Коровина Н. С.Типология взаимодействия коми и русских волшебных сказок (сюжетный состав, художественно-стилевая структура) — Сыктывкар, 2013. 232 с. — С. 62

См. также [ править | править код ]

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector