Tergan-ural.ru

Терган Урал
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сивка-бурка», краткое содержание – поиск самого ценного и подлинного народного пересказа

«Сивка-бурка», краткое содержание – поиск самого ценного и подлинного народного пересказа

Одним из фольклористов, познакомивших русскую публику со всем богатством русских сказок, был Александр Николаевич Афанасьев.

сивка бурка краткое содержание

Работа Алексея Николаевича Толстого

Он поставил перед собой колоссальную задачу: пересказать русские сказки в основном для детей. Это было бы началом огромного труда. А.Н. Толстой очень ответственно подошел к работе. У него собиралось по несколько вариантов одной и той же сказки. Лучшую он брал за основу, из других добавлял детали. Так после переработки появился «Сивка-бурка». Сказка, воссозданная А. Н. Толстым, известна многим поколениям детишек.

сивка бурка сказка

Зачин сказки

Сказка начинается с описания семьи крестьянина. У него два удачных сына, а третий – все больше на печи сидит да в лес по грибы ходит. Ничего другого, нужного, не делает. Старик перед смертью дает наказ сыновьям три ночи подряд ходить к нему на могилу, приносить хлеба.

сивка бурка автор

Не простой конь

Конь по славянским поверьям был связующим между миром живых и царством мертвых. Он и появляется необыкновенно. Земля при этом дрожит, все сверкает огнем, вокруг дым.

герои сивка бурка

Призыв царя

Захотел царь выдать замуж дочь за удальца, который допрыгнет на коне до верхнего окошка терема, где будет сидеть царевна несравненной красоты, и поцелует девушку. За того он и дочь отдаст, и полцарства в приданое. Засобирались старшие братья, младшего взять не захотели. Уехали одни. А Иван взял узду, которую получил от отца, вышел в поле и вызвал, как учил батюшка, коня. Тут как тут Сивка-бурка. Краткое содержание являет читателю, как требует конь указаний, как нетерпеливо роет копытом землю, как моментально волшебно преображает Иванушку из крестьянского сына в писаного красавца. Конь бежит так, что земля начинает дрожать, хвостом и горы и долы заметает.

На царском дворе

Народу собралось превеликое множество. Кто просто поглазеть, кто допрыгнуть на коне до двенадцатого венца, где на высоте у окошка сидит царевна. И начали все скакать, но еле-еле до середины допрыгивают. Трудное испытание дал царь молодцам. Тут Иван разогнал коня и с третьего раза пролетел мимо окошка, поцеловал царевну, а она ему печать на лоб приложила.

русские сказки

На пиру у царя

Весь народ, и богатый, и нищий, стал собираться к царю. Старшие братья тоже, а Ванюшку не взяли. Но он пешком пошел, пришел и сел в дальний уголок. Царевна всех обходит – смотрит, у кого печать. Дошла до Вани, а он весь в саже, волосы растрепаны и лоб завязан. Царевна тряпку развязала – а под ней сияет печать: яркий свет разлился по всем царским палатам. Узнала царевна своего суженого.

Царский пир

Но что ж тут разговоры долгие разговаривать. Надо веселый пир готовить и свадьбу играть.

свадьба

В этой сказке, как и во многих других, кратко и емко изображаются человеческие характеры – ленивые и чванливые старшие братья, деятельный и добрый Иванушка. Таковы главные сказочные герои. Сивка-бурка, принесший победу Иванушке, тоже герой, причем очень активный, настоящий богатырский конь. Так заканчивается сказка, уверенностью и надеждой, что царь заметит храбреца, и простому человеку будет доступно счастье и удача.

Сказка «Сивка-Бурка»

Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.

Вот старик и говорит сыновьям:

— Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!

Настала первая ночь.

Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.

Приходит утром домой и говорит:

— Всю-то ночь я не спал, пшеницу стерёг! Иззяб весь, а вора не видал.

На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черёд Иванушке-дурачку идти.

Положил он пирог за пазуху, взял верёвку и пошёл. Пришёл в поле, сел на камень. Сидит, не спит, пирог жует, вора дожидается.

В самую полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет.

Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею верёвку.

Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было! Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву.

Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!

Стал конь просить Иванушку:

— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.

— Хорошо, — отвечает Иванушка, — отпущу, да как я тебя потом найду?

— А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» —я тут и буду.

Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.

Пришёл Иванушка поутру домой.

— Ну, рассказывай, что ты там видел? — спрашивают братья.

— Поймал я, — говорит Иванушка, — коня — одна шерстинка серебряная, другая золотая.

— А где же тот конь?

— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил.

Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Да только уж с этой ночи и вправду никто пшеницы не трогал…

Скоро после этого разослал царь гонцов по всем деревням, по всем городам клич кликать:

Читайте так же:
Что такое перлы для венца

— Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своём высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с её руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдёт!

Вот в указанный день собираются братья ехать к царскому двору — не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть. А Иванушка с ними просится:

— Братцы, дайте мне хоть какую-нибудь лошадёнку, и я поеду посмотрю на Елену Прекрасную!

— Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на печи да золу пересыпай!

Уехали братья, а Иванушка-дурачок и говорит братниным жёнам:

— Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду — грибов наберу!

Взял лукошко и пошёл, будто грибы собирать.

Вышел Иванушка в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко под куст бросил, а сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

— Что угодно, Иванушка?

— Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.

— Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать! Сел на Сивку-Бурку и поскакал прямо к городу.

Нагнал он по дороге своих братьев, проскакал мимо них, пылью дорожной осыпал.

Прискакал Иванушка на площадь — прямо к царскому дворцу. Смотрит: народу видимо-невидимо, а в высоком терему, у окна, сидит царевна Елена Прекрасная. На руке у неё перстень сверкает — цены ему нет! А собою она красавица из красавиц.

Глядят все на Елену Прекрасную, а никто не решается до неё доскочить: никому нет охоты шею себе ломать.

Ударил тут Иванушка Сивку-Бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.

Удивился народ, а Иванушка повернул Сивку и ускакал.

— Кто таков? Кто таков?

А Иванушки уж и след простыл. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал.

Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по- прежнему Иванушкой-дурачком.

Отпустил он Сивку-Бурку, набрал полное лукошко мухоморов и принёс домой.

— Эва, какие грибки хорошие!

Рассердились братнины жёны на Иванушку и давай его ругать:

— Какие ты, дурень, грибы принёс? Только тебе одному их есть!

Усмехнулся Иванушка, забрался на печь и сидит.

Воротились домой братья и рассказывают жёнам, что они в городе видели:

— Ну, хозяйки, какой молодец к царю приезжал! Такого мы сроду не видывали. До царевны только на три бревна не доскочил.

А Иванушка лежит на печи да посмеивается:

— Братцы родные, а не я ли это там был?

— Куда тебе, дурню, там быть! Сиди уж на печи да мух лови!

На другой день старшие братья снова в город поехали, а Иванушка взял лукошко и пошёл за грибами.

Вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

Влез Иванушка Сивке-Бурке в правое ухо, в левое вылез и стал молодец молодцом. Вскочил на коня и поскакал ко дворцу.

Видит: на площади народу ещё больше прежнего. Все на царевну любуются, а скакать и не думают: боятся шею себе сломать!

Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бокам.

Заржал Сивка-Бурка, прыгнул — и только на два бревна до царевниного окна не достал.

Поворотил Иванушка Сивку и ускакал. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал.

А Иванушка уже в чистом поле.

Отпустил Сивку-Бурку, а сам пошёл домой. Сел на печь, сидит, дожидается братьев.

Приезжают братья домой и рассказывают:

— Ну, хозяйки, тот же молодец опять приезжал! Не доскочил до царевны только на два бревна.

Иванушка и говорит им:

— Братцы, а не я ли это там был?

— Сиди, дурень, помалкивай!

На третий день братья снова собираются ехать, а Иванушка говорит:

— Дайте мне хоть плохонькую лошадёнку: поеду и я с вами!

— Сиди, дурень, дома! Только тебя там не хватает! Сказали и уехали.

Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

Влез Иванушка коню в правое ухо, в левое вылез. Стал молодец молодцом и поскакал к царскому дворцу.

Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-Бурку плёткой… Заржал конь пуще прежнего,

ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна!

Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с её пальца заветный перстень и умчался. Только его и видели!

Тут все зашумели, закричали, руками замахали.

А Иванушки и след простыл.

Отпустил он Сивку-Бурку, пришёл домой. Одна рука тряпкой обмотана.

— Что это с тобой приключилось? — спрашивают братнины жёны.

Читайте так же:
Низкая посадка джинсы мода

— Да вот искал грибы, на сучок накололся… — и полез на печку.

Вернулись братья, стали рассказывать, что и как было.

— Ну, хозяйки, тот молодец в этот раз так скакнул, что до царевны доскочил и перстень с её пальца снял!

Иванушка сидит на печке да знай своё:

— Братцы, а не я ли это там был?

— Сиди, дурень, не болтай зря!

Тут Иванушке захотелось на царевнин драгоценный перстень взглянуть.

Как размотал он тряпку, так всю избу и осияло!

— Перестань, дурень, с огнём баловать! — кричат братья. — Ещё избу сожжёшь! Пора тебя совсем из дому прогнать!

Ничего им Иванушка не ответил, а перстень снова тряпкой обвязал…

Через три дня царь снова клич кликнул, чтобы весь народ, сколько ни есть в царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться. А кто царским пиром побрезгает, тому голову с плеч долой!

Нечего делать, отправились братья на пир, повезли с собой и Иванушку-дурачка.

Приехали, уселись за столы дубовые, за скатерти узорчатые, пьют-едят, разговаривают.

А Иванушка забрался за печку, в уголок, и сидит там.

Ходит Елена Прекрасная, потчует гостей. Каждому подносит вина и мёду, а сама смотрит, нет ли у кого на руке её перстенька заветного. У кого перстень на руке — тот и жених её.

Только ни у кого перстня не видно…

Обошла она всех, подходит к последнему — к Иванушке. А он за печкой сидит, одежонка на нём худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана.

Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»

А Елена Прекрасная подала Иванушке стакан вина и спрашивает:

— Почему это у тебя, молодец, рука обвязана?

— Ходил в лес по грибы да на сук накололся.

— А ну-ка, развяжи, покажи!

Развязал Иванушка руку, а на пальце у него царевнин перстень заветный: так и сияет, так и сверкает!

Обрадовалась Елена Прекрасная, взяла Иванушку за руку, подвела к отцу и говорит:

— Вот, батюшка, мой жених и нашёлся!

Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!

Тут ждать да рассуждать не стали — весёлым пир- ком да за свадебку!

Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Вопросы для обсуждения

• Кто главный герой сказки? Каким был Иванушка? Чем он отличался от своих братьев?

• Кого в сказке можно назвать волшебным помощником главного героя, Иванушки? Как выглядел конь Сивка- Бурка? Почему он стал служить Иванушке?

• Каким заветным словом звал Иванушка Сивку-Бурку? Как об этом говорится в сказке?

• Почему этот конь был волшебным? Какие волшебные превращения происходили в этой сказке?

• В русских народных сказках все важные события случаются обычно три раза. Что трижды происходило в этой сказке? (Три сына было у отца, три ночи братья сторожили поле, три раза они ездили в город, три раза Иванушка звал коня, три раза Иванушка разгонял своего верного коня, чтобы допрыгнуть до верхнего окошка, где сидит Елена Прекрасная.)

• Как царевна нашла своего жениха? Опиши, каким был Иванушка, когда сидел на пиру за печкой. Как ты думаешь, почему Елена Прекрасная не передумала выходить за него замуж?

• Какой момент сказки понравился тебе больше всего?

• Какие «сказочные» выражения ты заметил в сказке «Сивка-Бурка»? («ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать», «полцарства в придачу», «сахарные уста», «добрый молодец», «высокие терема» и т. п.)

• В каждой сказке есть три части? Какие это части? (Начало, середина, окончание.) Какими словами начинается сказка «Сивка-Бурка»? Какими заканчивается?

• Запомни волшебные слова: «Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

Найти зачин сказки сивка бурка Немного об одежде

Нажмите Ctrl+D , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по литературному чтению 3 класс учебник часть 1 Климанова, Горецкий — Ответы к странице 35, 36, 37, 38, 39 Проверим себя. Литература 3 класс Школа России

  • ГДЗ ответы по литературному чтению 3 класс учебник часть 1 Климанова, Горецкий
  • Страница 5
  • 7
  • 9
  • 14
  • 23-24
  • 32-33
  • 34
  • 35, 36, 37, 38, 39 Проверим себя
  • 40 Наши проекты
  • 43
  • 44-45
  • 45
  • 47
  • 49
  • 51
  • 53
  • 54-55 Проверим себя
  • 59
  • 63
  • 64
  • 65
  • 67
  • 69
  • 102-103
  • 106
  • 109
  • 111
  • 115
  • 116
  • 121
  • 122
  • 123
  • 125-126
  • 129
  • 130, 131, 132 Проверим себя
  • 134
  • 135
  • 139
  • 148-149
  • 154
  • 155 Проверим себя

Стр. 35-39. Проверим себя

1. Назови виды устного народного творчества.

К народному творчеству относятся произведения, которые не имеют одного определенного автора. Они передаются из уст в уши, из поколения в поколение, от родителей к детям.

Это может быть песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.

2. Объясни, что такое песня. Чем песня отличается от стихотворения?

Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку или мотив. В стихах слова не напевают, не тянут, этим стихи отличаются от песни.

3. Вспомни песни, которые ты прочитал в этом разделе. Прислушайся к их звучанию, ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?

Если в песне описываются радостные, веселые события, то и поется она обычно в быстром темпе, радостным голосом. Исполнитель передает хорошее настроение, улыбку. Если в песне поется о грустных событиях, трагедии, то исполняется она обычно в замедленном ритме, протяжно, грустным голосом.

4. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна. »
Вспомни, что песенки-заклички (от слова «кликать» — звать) исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.

Весна-красна!
Приходи к нам!
С теплом, с добром,
К каждому в дом!

5. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.

Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запо­минаются сами собой.

Читайте так же:
«ВОРИШКА» — проверочное слово к букве «Ш»

Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.

Пословицы и поговорки появились в народе еще до появления письма и передавалось с уст в уста. Мы и в современной жизни часто слышим их в разных ситуациях.

6. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Кончил дело — гуляй смело.
Кто других не любит, сам себя губит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота — будет ладиться работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Раз соврал — навеки лгуном стал.

7. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

Звуки «г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение. Благодаря подобным скороговоркам мы учимся говорить четко, красиво и выразительно.

8. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

В огне не горит, в огне не тонет. Лёд
Зимой лежал, весной побежал. Снег
Одетый летом, зимой раздетый. Лес
Стоит Антошка на тонкой ножке. Подсолнух
Весной вырастают, осенью облетают. Листья
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. Дождь

Придумай свои загадки к этим отгадкам. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

На морозе сверкает, а от солнца убегает. Лед
Пушистой ватой вся земля укрыта. Снег
Дом зеленый всех зверей приютил. Лес
Солнышко, а в солнышке поселились зёрнышки. Подсолнух
Летом на дереве сидят, а осенью полетят. Листья
В окно стучит, но в дом не входит. Дождь

9. Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

У всех сказок есть зачин и концовка. Сказка об Иванушке и Аленушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был». Концовки сказок тоже похожи друг на друга, в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев.

Еще сказки часто начинаются со слов «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве». Концовки: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать да добра наживать. »

Сказка «Колобок» начинается со слов Жили-были.

10. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?

Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло, наступил счастливый конец.

11. Определи зачины и концовки.
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»«Жили-были…»«Стали они жить-поживать и добра наживать…»«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»

Зачины: «За тридевять земель, в тридесятом государстве. »
«Жили-были. »
Концовки: «Стали они жить-поживать и добра наживать. »
«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало. »

12. Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста; добрым молодцам урок. Самостоятельно запиши определение в «Рабочую тетрадь».

Народная сказка — это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Сказки раньше передавались из уст в уста. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

13. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

В волшебных сказках творится волшебство, отсюда они и получили свое названия. В них происходят превращения, есть волшебные предметы.

14. Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».

Сказка – это произведение фольклора, в котором описываются чудесные, необычные события. И поэтому язык у волшебной сказки особый. В нем используются такие выразительные средства как олицетворения, образные определения, сравнения.

15. Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная палочка, коньки, скатерть-самобранка, зеркало, сапоги-скороходы, дудочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, плащ.

Волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка. Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».

Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

Можно рассказать сказку «Золушка», «Царевна-лягушка» , «По щучьему велению», «Хаврошечка».

16. Рассмотри рисунки и фотографии раздела. Что ты можешь рассказать о русских народных промыслах? Почему их относят к народному творчеству?

Народ всегда стремился создавать разные вещи своими руками, и каждая вещь получалась особой, потому что люди вкладывали в нее всю душу и мастерство. Поэтому народные промыслы можно назвать народным творчеством.

17. Знаешь ли ты, как одевались русские люди в старину? Рассмотри рисунки. Как называется одежда? Найди дополнительную информацию в энциклопедии или справочнике.

На рисунке (стр. 38-39) изображены богато одетые бояре и боярыни на ярмарке. Они в кафтанах с длинными рукавами, в высоких шапках. Тут же танцует с медведем шут и играет на дудке. Ниже нарисована старинная одежда: кафтаны, шуба, рубахи, кокошники и серьги.

Одежда во все времена показывала, насколько богат и знатен ее владелец. Поэтому рубаха князя и крестьянина, разумеется, выглядели по-разному, хотя покрой мог быть один. Чем богаче человек, тем тоньше была ткань, богаче вышивка и ярче цвет — краски тогда изготовлять было сложно. Но яркие краски в народе любили. Шили одежду чаще из льна и шерсти, хлопка почти не знали, а шелк могли позволить себе только очень богатые люди.

Читайте так же:
Дубленка как у гриши измайлова Немного об одежде

Мужская рубаха была длиной выше колен и носилась навыпуск. Рубахи подпоясывали поясами, часто украшенными ткаными узорами или вышивкой. Вышитыми были и рубахи — по вороту, подолу, рукавам — как мужские, так и женские. Женские рубахи были длинными как платья. Шили их из прямых полотнищ и тоже носили с поясом. Поверх исподней (нижней) рубахи могли надевать еще одну, наряднее, а поверх — сарафан.

Верхняя мужская одежда — кафтан, зимой — шуба (мехом внутрь, их часто крыли сукном) или доха (мехом наружу).

У женщин поверх сарафана надевалась душегрея или телогрея. Зимняя одежда -тоже шуба, но покрой был не таким, как у мужской.

На головах у мужчин в любое время года обязательно были шапки. Женщинам тоже не позволялось ходить «простоволосой», то есть без головного убора. Это было неприличным. Женщины, да и мужчины тоже, любили украшения. Их количество и материал зависели от достатка и статуса человека.

18. Рассмотри иллюстрации к сказкам раздела «Устное народное творчество». Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве художников, иллюстрировавших эти сказки.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие выражения: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».

Иллюстрации к этому разделу очень красивые. Картины Билибина и Васнецова метко отражают события сказок, но они разные по стилю. Картинки Билибина больше похожи на иллюстрации, они яркие, динамичные, с четкими контурами. Произведения Васнецова больше похожи на картины из музея. Персонажи на них изображены так, как будто они существуют в реальной жизни.

Иван Яковлевич Билибин
Годы жизни 1876-1942

Иван Яковлевич Билибин — русский художник, график. Он создал много произведений к русским сказкам и былинам. Обучался Билибин за границей в студии живописи в Мюнхене. Затем посещал школу-мастерскую княгини. Стиль художника индивидуальный, не похожий на других. Он выбирает яркие цвета для своих иллюстраций. Больше всего мне понравилась иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». На ней изображен всадник на коне в лесу. Всадник и его конь изображены в красно-оранжевых тонах, поэтому взгляд сразу падает на них.

  • Назад
  • Вперед
  • Вы здесь:  
  • 3 класс />
  • Литературное чтение />
  • ГДЗ ответы по литературному чтению 3 класс учебник часть 1 Климанова, Горецкий

Сивка Бурка : сказка русская народная

сказка Сивка Бурка картинка

Перед смертью отец наказал трем своим сыновьям приходить к нему на могилку в течение трех дней. Но старшие братья ленились и вместо себя послали младшего брата Ивана. В благодарность за то, что Иван один выполнил его просьбу, открыл отец сыну тайну: если выйти в чисто поле, кликнуть Сивку-Бурку, тут же примчится волшебный конь, а Иван, если влезет ему в правое ухо, а вылезет через левое превратится в красивого молодца. Как-то царь решил сосватать свою дочь и постановил, что отдаст царевну Неземную Красоту тому, кто сможет допрыгнуть до высокого терема и поцеловать царевну. Только Ивану на Сивке-Бурке удалось допрыгнуть, поставила ему царевна на лоб печать своим перстнем. А Иван ускакал и был таков, домой на печку вернулся. На следующий день стала царевна искать своего суженого: велела собрать всех добрых молодцев и у каждого лоб проверяла. Увидев печать на лбу Ивана она назвала его своим суженым.

Смысл сказки заключается в том, что нужно держать данное слово. А еще сказка учит не зазнаваться, быть последовательным и честным.

Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.

Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:

— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.

Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень: сидит — не спит, вора дожидается.

В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:

— Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!

— Хорошо,— отвечает Иванушка-дурачок. — Да как я тебя потом найду?

— Выйди за околицу, — говорит конь, — свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.

Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка домой.

— Ну что, дурак, видел? — спрашивают братья.

Читайте так же:
Боди фит фитнес это

— Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.

Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.

Скоро после этого стали по деревням и городам бирючи (глашатай) от царя ходить, клич кликать: собирайтесь-де, бояре и дворяне, купцы и мещане и простые крестьяне, все к царю на праздник, на три дня; берите с собой лучших коней; и кто на своем коне до царевнина терема доскочит и с царевниной руки перстень снимет, за того царь царевну замуж отдаст.

Стали собираться на праздник и Иванушкины братья: не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть. Просится и Иванушка с ними.

— Куда тебе, дурак! — говорят братья. — Людей, что ли, хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай.

Уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать. Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул:

— Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит — земля дрожит, из ушей пламя, из нозрей дым столбом валит. Прибежал — и стал конь перед Иванушкой как вкопанный.

— Ну, — говорит,— влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.

Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом, видит — народу видимо-невидимо; а в высоком терему, у окна, царевна сидит: на руке перстень — цены нет, собой красавица из красавиц. Никто до нее скакать и не думает: никому нет охоты наверняка шею ломать.

Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.

Удивился народ, а Иванушка повернул коня и поскакал назад. Братья его не скоро посторонились, так он их шелковой плеткой хлестнул. Кричит народ: «Держи, держи его!» — а Иванушкин уж и след простыл.
Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко мухоморов и принес домой.

— Вот вам, хозяюшки, грибков, — говорит.

Рассердились тут невестки на Ивана:

— Что ты, дурак, за грибы принес? Разве тебе одному их есть!

Усмехнулся Иван и опять залез на печь.

Пришли братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели, а Иванушка лежит на печи да посмеивается.

На другой день старшие братья опять на праздник поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в поле, свистнул, гаркнул:

— Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Прибежал конь и встал перед Иванушкой как вкопанный.

Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит — на площади народу еще больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто не думает: кому охота шею ломать! Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — и только на два венца до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка коня, хлестнул братьев, чтоб посторонились, и ускакал.

Приходят братья домой, а Иванушка уже на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и посмеивается.

На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна.

Иванушка поцеловал царевну и ускакал, не позабывши братьев плеткой огреть. Тут уж и царь и царевна стали кричать: «Держи, держи его!» — а Иванушкин и след простыл.
Пришел Иванушка домой — одна рука тряпкой обмотана.

— Что это у тебя такое? — спрашивают Ивана невестки.

— Да вот, — говорит, — искавши грибов, сучком накололся. — И полез Иван на печь.

Пришли братья, стали рассказывать, что и как было. А Иванушке на печи захотелось на перстенек посмотреть: как приподнял он тряпку, избу всю так и осияло.

— Перестань, дурак, с огнем баловать! — крикнули на него братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать!
Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч.

Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей.

Пришли, за столы дубовые посадилися; пьют и едят, речи гуторят.

В конце пира стала царевна медом из своих рук гocтей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему; а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана… просто страсть.

— Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана? — спрашивает царевна. — Развяжи-ка.

Развязал Иванушка руку, а на пальце царевнин перстень — так всех и осиял.

Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:

— Вот, батюшка, мой суженый.

Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector