Валенки: обувь царских дворцов и модных подиумов
Валенки: обувь царских дворцов и модных подиумов
Одной из самых распространенных ассоциаций, преследующих иностранцев и связанных с Россией, является морозная зима. Жители более теплого климата начинают поеживаться уже только от мысли о настоящих русских холодах, а уж как справиться с ними, даже представить себе не могут. К счастью, наши предки нашли прекрасное решение в борьбе с морозом. Это, конечно, валенки. Традиционная русская обувь из натуральной шерсти прекрасно согреет ваши ноги при запредельно низких температурах. К сожалению, об этом замечательном изобретении древних славян знают не все современники, а если и знакомы с этим предметом обуви, то лишь косвенно. А ведь все мы знаем, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Именно поэтому мы советуем вам отправиться в музей валенок, где можно не только посмотреть на самые разные модели, но и познакомиться с историей изделия и процессом изготовления такой обуви.
Чья идея?
Музей валенок был открыт в 2001 году по частной инициативе предпринимателя Виктора Михайловича Тимощенко. Он не просто так заинтересовался темой валяной обуви. Сам он работал на войлочном заводе в Казани, так что процесс изготовления валенок знаком ему изнутри. Чтобы показать его и другим, Виктор Михайлович и оформил музейную экспозицию, посвященную теплым шерстяным валенкам. Открытие музея превратилось в настоящий праздник: посетители вместе с участниками фольклорного ансамбля водили хороводы, распевали частушки, а настоящим гвоздем программы стал танцующий с валенками в лапах медведь.
С тех пор остается музей популярным не только у москвичей, но и у гостей города. Статистика, которую ведут работники музея, показывает, что ежедневно музей посещают от 10 до 30 человек.
Музей валенок, Виртуальный тур 360°
Открыть виртуальный тур 360°
© WORLDPICS | Дмитрий Вертешин
HARD: камера Nikon D800E, объектив «рыбий глаз» Nikon 16mm f/2.8 AF Fisheye, панорамная головка 360precision adjuste mk2. SOFT: Adobe Lr, Adobe Ps, PTGui, Kolor PTP 2.5.3, Photomatix PRO
Официальная дата открытия 28 июня 2012 года. Музей создан семьей Соколовых, проживающей в славном городе Кинешма. Глава семейства — Валерий, жена — Ирина и две дочери — Светлана и Любовь. Валерий и Ирина уже больше 20 лет занимаются изготовлением валенок. Пока дети были маленькие, валенки в семье изготавливали только простые… Но дочки со временем подрастали и хотели отличаться в школе, поэтому стали расшивать валенки бисером, бусинами, тесьмой и т.п. Сначала получалось скромненько, а со временем стали появляться настоящие шедевры. Тем самым дочери вдохновили Валерия на рекорды.
Для начала он смастерил пару мини-валеночек размером всего 5 см по длине ступни, но на этом не остановился. С каждым разом валенки получались все меньше и меньше и, наконец, свойства шерсти остановили Валерия Леонидовича на размере 0,6 см. Подали заявку на рекорд в «Книгу рекордов Росии», там его признали и зарегистрировали. Но Валерию очень хотелось стать рекордс. К сожалению, заграничная книга отказала в регистрации рекорда по причине того, что у них нет раздела «валенки»(валенки — это исконно русская обувь, и за границей мало кто знает о валенках). Обидно стало русскому мастеру и, немного подумав, решился он на новый рекорд. На этот раз был изготовлен валенок-гигант размером со взрослого человека: высота 168 см, а длина ступни 110 см. Данный экспонат так же был зарегистрирован в «Книге рекордов России». Спустя несколько лет семьей Соколовых был изготовлен валенок высотой больше двух метров, а так же целая коллекция миниатюрных валеночек, самый маленький из которых размером 0,9 мм по длине ступни.
Со временем необычных валенок в семье Соколовых стало так много, что в одной маленькой комнате они уже не помещались. Пришлось главе семейства выделять специальное помещение в доме. Полюбоваться на такое чудо стали приходить друзья, знакомые и просто незнакомые люди. Исходя из этого было принято и, с помощью городской и областной администраций, воплощено в жизнь решение переместить музей в центр города, чтобы посетить его могли все желающие.
В настоящее время музей состоит более чем из 200 экспонатов, среди них и старинные шерстобойные машины, и инструменты для изготовления валенок, и валенки — рекордсмены, и декорированные валенки, и валенки -шахматы, различные изделия из шерсти, валенки необычных форм, коллекция миниатюрных валеночек и многое другое.
Открыть виртуальный тур 360° Карта Мира 360°
Use Scan QR Code to copy link and share it
Правила посещения
Музей валенок в Москве совсем небольшой, поэтому работает он по предварительному звонку. Номер телефона можно уточнить на официальном сайте музея. Входной билет для взрослых посетителей стоит сотню рублей, для пенсионеров и детей он будет вдвое дешевле. Если вы планируете массовое посещение музея валенок группой от 10 до 30 человек с проведением экскурсии, то за билет придется доплатить. В данном случае стандартный билет будет стоить около 300 рублей, цена льготного будет чуть ниже. При этом для взрослого, сопровождающего ребенка, действует особая скидка — за вход нужно будет заплатить 500 рублей за двоих.
Что посмотреть
Экспозиция Музея валенок в Мышкине размещается в двух залах. Попав через крытое крыльцо в первый зал, вы увидите сотни валенок всех размеров, цветов и форм — от безыскусных и практичных «рабочее-крестьянских» до богато украшенных детских и даже валенок для модниц — с вышивкой, аппликациями и на каблуке. Непременно обратите внимание на многообразие цветов валенок — не только «пятьдесят оттенков серого», но и бежевые, и даже белоснежные. Ещё здесь выставлены станки для ручного валяния и старинные валенки 19-20 веков, а по фотографиям можно проследить процесс производства этой обуви.
Второй зал музея посвящён «валеночному искусству». Вы увидите массу разнообразных изделий из валенок — скульптуры, игрушки, предметы интерьера, панно и даже валеночный гобелен! Здесь же буквально разбегаются глаза от валенок-мышей: на некоторые можно только любоваться, а иные вполне носибельны. В числе изюминок коллекции — Царь-валенок с надписью «Мышкину — благодарная Россия», самолёт-валенок и гоночный автомобиль. Отдельная небольшая комната посвящена эволюции обуви разных эпох — не только валенкам, но и повседневным и праздничным туфлям, лаптям и домашним тапочкам.
На цокольном этаже музея разместился маленький Музей льна — хороший повод совместить знакомство с двумя исконно русскими промыслами.
Посещение группой
В рамках экскурсионного обслуживания гостям расскажут о том, как человек на протяжении истории использовал овечью шерсть, покажут, как делали валенки вручную, продемонстрировав процесс изготовления обуви на поэтапных образцах. Также посетителей ждет просмотр уникального документального фильма, снятого на самой первой фабрике по производству валенок.
Основная экспозиция музея «Русские валенки» представлена самыми разными, подчас даже удивительными экземплярами: есть здесь расписные белые валеночки для маленьких модниц, есть модели на каблуке, есть массивный вариант, в котором ходить можно только по лесным сугробам.
Увидите вы в музее не только валенки, а еще и коллекцию их летних собратьев — лаптей. Есть здесь и уголок, воссоздающий обстановку славянской избы.
Музей «Русские валенки»
Самобытный музей «Русские валенки» открыл свои двери для гостей еще в 2001 году. Валенки – это не только русская традиционная обувь, но и произведение искусства, и в этом можно убедиться в музее, расположенном в доме № 12 во Втором Кожевническом переулке. Миллионы россиян издавна носили такую удобную, теплую и недорогую обувь. И вот только в XXI в. историю валенок смогли увековечить, открыв для посещения удивительную и уникальную экспозицию – второго такого нет нигде в мире.
Выставочная программа позволяет узнать множество интересных фактов из жизни такого немного уже устаревшего предмета. Документальная лента, которая демонстрируется в музее «Русские валенки», познакомит с тем, какой путь проходит шерсть овцы, чтобы стать обувью. На стендах выставки – коллекция самых разнообразных и удивительных моделей валенок. Присутствуют даже раритеты, например, расписные модели XIX века. В те времена они изготавливались по индивидуальной мерке. А самые большие модники и эстеты украшали их вышивкой.
В советское время валенки стали выпускаться в промышленных масштабах. Потом на время в городах от них отказались, как от немодных вещей, не похожих на то, что носят на западе. Но народ в регионах всегда продолжал носить эту простую, теплую и надежную обувь. Сегодня национальные традиции возрождаются и в столице. Молодые и талантливые дизайнеры обратили свой взор на старые добрые валеночки, доказавшие временем свою функциональность. И в качестве экспонатов появились много удивительных моделей валенок современных мастеров, например, забавные паровозы или самолеты, мышь и сыр, мухомор и кошкин дом – и все это валеночки, которые можно носить.
Уникальность музея «Русские валенки» еще и в том, что все музейные экспонаты разрешено не только трогать руками, фотографировать и снимать на камеру, но даже можно их примерять. Если кто-то из посетителей заинтересовался, то можно подробнее узнать обо всех премудростях ручного производства валенок и даже записаться на мастер-класс. Там покажут, как можно украшать эту самобытную обувь.
Каждый год музей «Русские валенки» участвует во всевозможных культурных программах: экспозициях, конкурсах, выставках и праздниках. В книге отзывов музея есть множество положительных отзывов не только от простых посетителей, которые всегда желанные гости здесь, но и от многих высокопоставленных лиц столицы.
Коротко о главном
Как говорят работники музея валенок, для них главное — создать уютную атмосферу, такую же теплую, как и сами валенки, здесь экспонирующиеся. Поэтому основным законом культурного центра является максимальное вовлечение посетителей в экскурсионную программу. Кроме того, в отличие от обычных музеев, где все экспонаты спрятаны под стеклом, в этом месте все можно трогать. Ведь так интересно ощутить теплоту чудесной обуви или подержать древний ухват, попытаться достать с его помощью горшок из печи, в общем, полностью окунуться в представленную тематику.
На ваш выбор
Музей валенок на Павелецкой, расположенный по адресу: г. Москва, 2-й Кожевнический переулок, д. 12, стр. 10, не единственный в своем роде.
Обширная коллекция традиционной русской зимней обуви представлена в аналогичных музеях в городах Кинешме Ивановской области и Мышкине Ярославской области.
Здесь вас также ждет увлекательная и интересная экскурсия.
Немного истории
Музей валенок в Мышкине возник в начале 1990-х годов, с расцветом круизных программ по Волге и возрастанием интереса иностранных туристов к наследию старинных русских городов. Для помещения был выбран флигель усадьбы купца Чистова — одноэтажное здание на пару комнат с крытым крыльцом и живописными резными наличниками. Сегодня музей по праву считается одним из самых посещаемых в городе — не только благодаря удобному расположению, но и постоянно расширяющейся экспозиции. Умельцы от валяльного промысла регулярно присылают сюда новые экземпляры, и выставка расцветает всё более удивительными экспонатами.
В магазине при Музее валенок в Мышкине можно приобрести валенки для всей семьи по цене от 300 RUB за простые варианты до нескольких тысяч за эксклюзивные.
Музей валенок время работы
Выездное, Советская улица, 74А
Сегодня: 09:00 — 15:00
Для входа на выставки и экспозиции музея необходимо:
QR-код или отрицательный ПЦР-тест действительный в течение 72 часов.
Документ, удостоверяющий личность.
Бесплатные фото и видеосъемка
Интерактивные программы для детей
Интерактивные программы для взрослых
В рабочем поселке Выездное, по пути следования в с. Дивеево в старинном каменном здании постройки ХVIII века, принадлежавшем графам Салтыковым на протяжении 226 лет, известен Музейно-выставочный центр Арзамасского района (далее МВЦ). Здесь вам поведают о том, кто такие «матраи» и как говорили на матрайском языке местные ремесленники, почему в Арзамасском районе самые красивые девушки – «рогатые» и «бородатые». Узнаете особенности старинных местных костюмов, лоскутного шитья и домокатных дорожек, варег, связанных одной штопальной иглой, валенок, увидите настоящую шерстобитную машину и другие виды промыслов, заглянете в интерьеры гончарной, сапожной, сапоговаляльной, золотошвейной мастерских,так же вас ждет знакомство с традициями, бытом и жизненным укладом местных жителей, славившихся своим мастерством и искусством, с историей и современностью арзамасских промыслов и ремесел.
В 2015 году в здании МВЦ был открыт Музей «Победы». В нем хранится историческая память о тяжелых днях войны, многочисленные письма, фотографии, личные вещи участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза.
В селе Чернуха Арзамасского района находится Музей им. С.И. Трофимова. Основан музей охотниками Чернухинского районного охотобщества в 1955 году. Там представлены уникальные экспонаты-представители фауны Нижегородской области, добытые охотниками в местных лесах. На экскурсии в музее вы научитесь определять возраст лося, глухаря, узнаете сколько длится детство зайки, познакомитесь с зверьком и птичкой – «сладкоежками», а так же узнаете много других интересных фактов о жизни животных и птиц. В музее проводятся мастер-классы по изготовлению игрушек из природных материалов.
Правда о ногах
В музее «Русские валенки» его директор Эльвира Гараева встретила меня вопросом: «Вы подготовились? Владеете темой или как вы писать будете?» Я признался, что темой валенка в детстве владел, но с тех пор не повторял. Я хотел объясниться, что не знал, что надо готовиться. Я сколько музеев уж обошел, и водки музей, и лондонскую Национальную галерею, и еще ни разу не было, что без подготовки нельзя. Но не решился я это сказать. Анна Ахматова не смогла бы с таким презрением посмотреть на советскую власть, с каким Эльвира Фаридовна на меня, когда узнала, что по валенкам я слаб.
В общем, она была права. Не то чтобы этот музей был непостижим уму. Он небольшой, валенки — материал однообразный, в суть коллекции вникаешь довольно быстро. Примерно 60 пар валенок разной степени украшенности, три пары исторических, конца XIX века, остальные современные, в основном художественно оформленные. Плюс лапти, унты, бурки и онучи и художественные изделия из войлока. Но для того чтобы все это прочувствовать, полюбить, оценить, проникнуться, нужно готовиться не перед походом в этот музей. Нужно готовиться всю жизнь.
И я, конечно, не готов. То есть теперь, после ее прекрасной экскурсии, после чтения ее статей и статей о ней, после прочтения большой восторженной книги отзывов, умом я много понимаю про валенки. Но умом валенок не понять. Его надо чувствовать всей душой, а это особое чувство. С валенка начинается родина. Там в коллекции есть валенки самого маршала Жукова и еще какого-то важного летчика-истребителя, который бил в валенках фашистов.
У меня был знакомый, такой чудесный искусствовед, Ростислав Борисович Климов. Он очень любил живопись итальянского Ренессанса и барокко, и время от времени в душе его наступало черное отчаяние от того, что этого нет в России. Не в том смысле, что никогда не было, а в том, что не могло быть в принципе. «Понимаете, юноша,— сказал он мне на излете тяжелого позднесоветского застолья,— ваш Лихачев все врет. Какой Андрей Рублев, какой Епифаний Премудрый! Ренессанс невозможен в России в метафизическом смысле. Вспомните Боттичелли. Нет, никогда не может быть Ренессанса в стране, где женщина шесть месяцев в году ходит в валенках. Чтобы чувствовать прекрасное, нужно ценить ее ногу!»
В валенке действительно есть недвусмысленное указание на то, что форма ноги не представляет для народа, придумавшего такую обувь, никакой ценности. Даже как бы наоборот, это такой предмет, который данная культура полагает более уместным спрятать от глаз людских. Музей в этом смысле, как систематическое собрание, не оставляет пространства для сомнений. Русское эстетическое чувство полагает, что нога может быть изящной, если на войлочном мешке, в который она упихана, что-нибудь нарисовано или, к примеру, к войлоку прилеплен кружевной цветочек. А просто так на это безобразие — ногу — смотреть невозможно. Собранные в музее лапти, которые, строго говоря, не имеют к валенкам прямого отношения, как-то удивительно кстати там смотрятся, поскольку усугубляют тезис, доказывая, что такое отношение к ноге не связано с климатом. Оно всесезонное.
Только зря Ростислав Борисович думал, что это природное, варварское отношение к женской ноге, действительно не оставляющее никаких шансов для «Весны» Боттичелли даже и в метафизическом смысле (просто страшно представить ее себе в валенках),— следствие тяжелого наследия татаро-монгольского нашествия и вообще темного Средневековья. Что до татаро-монголов, то тут, в музее, это особая тема, потому что кто-то когда-то написал, что русские люди переняли от татар войлочную обувь. Эльвира Фаридовна с блеском разоблачила передо мной эту антинаучную теорию. В музее ясно показано, что обувь у татаро-монголов была хотя и войлочная, но шитая, с нитками, с загнутыми носами (довольно, кстати говоря, изящная), а русские валенки — без единого стежка, цельнокатаные — это наше национальное изобретение. Вообще в России как-то принято гордиться продуктами, сделанными в отсутствие чего-то,— дом без одного гвоздя, сапог без одного стежка, суп без мяса. Но главное — это вовсе не темное наследие Средневековья. Нет, это оказывается результат научно-технического прогресса. Валенки в России появились лишь в конце XIX века в результате развития производства, и первые станки для катания войлока были английские, и в музее даже есть такой станок. А до того у нас отдельно шилось голенище, а отдельно ботинок, и все постоянно рвалось, и стыки обматывали тряпками. Но в Англии, несмотря на станок, валенок никто не производил. Нет, их тут у нас изобрели, как-то прокатывали, валяли, потом запаривали в бане, сушили в печке, и так пять дней, и все это пахло, и в конце получалось.
Представляете, в тот момент, когда Европа изготавливала обувь haute couture, когда дамские сапоги приобрели мягкость лайковых перчаток и змеиную пластику, мы тоже, тоже совершили технологический прорыв! Мы изобрели валенки. Нет, Ростислав Борисович, валенки — они не только доказательство невозможности Ренессанса в России. Они еще и указание на судьбу прогресса в нашей стране. Вот Петр Яковлевич Чаадаев написал, что «мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать урок миру». Он не сказал, какой урок. Я скажу. Валенки.
Но ничего из этой мрачной русофобии нет в этом музее. Напротив, там царит атмосфера такой чистой радости, какая бывает, когда в детстве скрипишь новыми валенками по только что выпавшему снегу. Экспозиция открывается фотографией Юрия Лужкова, которому при посещении этого музея подарили большие белые валенки, и лицо его полно такого неподдельного счастливого восхищения, что ясно видно, как неправы те, кто говорит, что жизнь его состоит лишь из темных сторон коммерческой деятельности Елены Николаевны Батуриной. Нет, наоборот, думаешь, что, когда он был маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной. А на противоположной стене там живописный портрет основателя музея В. М. Тимощенко, который 40 лет назад сам работал валяльщиком войлока, а теперь председатель совета директоров ЗАО «Горизонт», и видно, что и он тоже бегал, и тоже с удовольствием. Как сообщает пресс-релиз музея, без валенок мы бы не проникли ни на Северный полюс, ни на Южный, не было бы у нас славных полярников, простых романтиков, отважных нефтяников и газовиков. Славной романтикой веет от русского валенка.
Вот, казалось бы, такая тема, что, конечно, в ней должен быть какой-то патриотический китч, пельмени с перепелками под самовар. А нет этого. Нет восковых фигур обутых в валенки красноармейцев и восковых овец романовской породы. Да, там есть валенки с вышитым на них гербом России, но они такие красивые, герб, знаете, золотой, валенок белый, и видно, что это от чистого сердца вышито, а не китч. А как прекрасен валенок в форме паровоза, сколько свободной, раскованной фантазии! Несется этот паровоз по миру, а изумленные народы отступают и дают ему дорогу! Куда ты мчишься, валенок-паровоз? А уж когда Эльвира Фаридовна, очень, надо сказать, изящная девушка, про которую и не подумаешь, что она так любит валенки, стала мне показывать, как валенок валять, как под пяточку больше прядей подкладывать, чтобы форму пяточка держала, как волосики в бане у валенка дыбом встают, а потом перепутываются, таким теплом и добротой повеяло в этом музее, что как-то и Боттичелли забылся. Как написано в одной из статей про музей, там тепло и уютно, как в валенке. И это правда.
Весь ведь русский характер сказался в валенке. Потому что у нас что? Холодно у нас. А вот попробуй часа четыре на морозе по снегу потопчись. Прямо очень больно. А мы придумали такую штуку из войлока, что сунешь в него ногу, и не больно. Без них и не знаешь, как это выдержать, а в них совсем почти не больно. Это же счастье. Прав был Василий Осипович Ключевский, национальный характер определяется в первую очередь климатом. Ведь когда сильный мороз — это для обычного человека не очень приятно, даже, можно сказать, плохо. А мы придумали, как получать удовольствие от того, что плохо, и этим гордиться. И все-все-все: и партизанские заснеженные леса, и кровь на снегу у Сурикова, и Павка Корчагин, и Пугачев, вырастающий из оренбургского бурана, и «запихай меня лучше, как шапку, в рукав жаркой шубы сибирских степей. » — все это становится пронзительно-ясным и простым. Сходите в музей «Русские валенки». Вы все поймете.
Музей Валенок — г. Кинешма (Ивановская область)
Глобус-1 был одним из серии мирных ядерных взрывов, проводившихся на территории СССР с 1965 по 1988 годы. Данный случай произошёл 19 сентября 1971 года а берегу реки Шачи, в 4 км от деревни Галкино Кинешемского района Ивановской области. Глобус-1 был ближайшим к Москве ядерным взрывом. Расстояние по прямой от Красной площади до места испытания равно 363 километрам.
С 60-х годов XX века СССР стал активно развивать программу мирных ядерных взрывов в интересах народного хозяйства. Всего было произведено 124 взрыва на территории бывшего Советского Союза, которыми преследовались самые разнообразные цели — от исследования земной коры до активации добычи нефти и газа. В целях глубинного зондирования земной коры по заказу министерства геологии было решено провести подземный ядерный взрыв в сентябре 1971. Десятки датчиков должны были фиксировать движение сейсмических волн в геологических пластах по всему СССР.
Для проведения взрыва, в связи с большим потреблением воды для бурения скважин, была выбрана площадка, которая находилась на берегу реки Шача, в 4 километрах от деревни Галкино. Группа геологов в количестве двух десятков человек прибыла для подготовки и проведения эксперимента в конце августа 1971 года. Было пробурено две скважины, глубина которых составляла 610 метров. На дно одной из них был заложен ядерный заряд мощностью 2,3 кт. На дно другой шахты было опущено множество различных приборов. Накануне взрыва сотрудники милиции предупредили местных жителей, что будет небольшое землетрясение, а также дали совет заклеить окна крест-накрест бумагой, выйти из дома, вывести скотину, если таковая имелась. 19 сентября 1971 года вечером был произведен взрыв. Поначалу все шло по плану. Но на 18 минуте после взрыва в метре от скважины с зарядом образовался фонтан. В основном на поверхности вместе с водой и грязью оказались инертные газы, имеющие небольшой период полураспада. Причиной, как было установлено, оказалось некачественное цементирование ствола скважины. Примерно через двадцать дней выход газов прекратился, но даже в момент наибольшей активности «гейзера», в первые часы после взрыва, в двух километрах от скважины радиационный фон не превышал естественного. Устроители взрыва в скором времени покинули площадку.
Существовал риск изменения русла реки Шачи с затоплением скважины, что могло привести к радиоактивному загрязнению Волги. В 2004 году, спустя 33 года (!) был построен обводной канал.
«Грязная» зона — площадка 100 × 150 м. Источники излучения — небольшие участки грунта, пятна, где максимальная удельная активность почвы достигает 100 тысяч беккерелей на килограмм, что в десятки тысяч раз выше нормы.
В 1971 году, когда завершались работы, величина дозы у скважины составляла 150 микрорентген в час (максимальный порог «фонового» значения — 50 микрорентген в час). В 1997 году при замерах в некоторых точках площадки зафиксировали гамма-излучение мощностью 1,5 тысячи микрорентген в час, в 1999 году — 3,5 тысячи, в 2000 году — 8 тысяч микрорентген в час.
Ныне мощность излучения упала и составляет порядка 3 тысяч микрорентген в час, что свидетельствует о стабилизации, тем не менее изотопы цезий-137 и стронций-90 продолжают выходить на поверхность.
В сентябре — октябре 2014 года Росатом провёл работы по изоляции скважин и дезактивации местности. Радиоактивный грунт из «амбаров» вывезен на специализированный комбинат по утилизации радиоактивных отходов. В августе 2015 г. работы по рекультивации зараженных грунтов завершены.
Ну, если бы всё было так круто, как говорили советские и постсоветские власти, то я бы не писал этот пост. По официальным заключениям специалистов из Всероссийского проектно-изыскательского НИИ промышленной технологии Минатома РФ, негативных последствий аварии для населения практически не было. «В результате аварии в атмосферу выходили только инертные радиоактивные газы, имеющие небольшой период полураспада. За счет разбавления в атмосфере происходило быстрое снижение радиоактивности в приземном слое воздуха. Уже в первые часы после взрыва на расстоянии 2000 м мощность дозы не превышала естественный (природный) радиационный фон. Благодаря слаженной работе службы радиационной безопасности никто из населения и участников взрыва не пострадал. Хочу подчеркнуть, что в первые дни после аварии облучение населения полностью исключалось. Радиоактивность в населенные пункты не поступала. Посещение объекта после взрыва (по территории объекта проложена тропинка) не могло привести к значимым дозам облучения», — говорится в отчете ведущего научного сотрудника Вячеслава Ильичева.
Разумеется, данная информация не более чем пиз*ёж, чтобы население не будоражить. По факту же, всё было намного веселее.
Местные жители приводят другие свидетельства. Секретность проекта «Глобус-1» привела к тому, что не было никаких ограждений, запретов на посещение территории ядерного взрыва для местного населения никто не вводил. Ведь предупреждали о якобы землетрясении. Люди вообще ничего не знали о взрыве. После аварии вся техника и оборудование у скважин были брошены, специалисты спешно эвакуировались. По словам местных жителей, на следующий день на полигон пришли полюбопытствовать трое деревенских мальчишек. Один из них залез на дерево, чтобы в случае чего предупредить друзей: вокруг места взрыва дежурили сторожа. Его приятели, видимо, проходили в тех местах, где были песчаные лунки. Спустя три месяца эти дети умерли.
Официальный диагноз — менингит, хотя погибли мальчики от лейкоза. Повезло лишь парню, сидевшему на дереве, — он остался в живых. Мальчики только перед самой смертью признались родителям, что ходили на полигон.
Специально никто не регистрировал смерти и их причины, но оказалось, что погибли и несколько взрослых. Об этом рассказали деревенские жители. У пострадавших налицо были признаки лейкоза. Один местный житель, например, укатил с полигона бочку и, получив большую дозу облучения, умер. Всего, по подсчетам кандидата биологических наук Михаила Шилова, занимавшегося долгое время этой проблемой, от последствий подземного взрыва пострадали около 60 человек. По официальным данным СЭС, последние годы Кинешемский район Ивановской области занимает первое место среди регионов Центральной России по онкологическим заболеваниям. Сам регион уже несколько лет удерживает третье место в стране по этому же показателю.
На полигоне долгие годы (вплоть до 1996 года) пасли скот. Рядом имеется озерцо, образовавшееся после взрыва, из которого и утоляли жажду животные. Из-за этого, по словам очевидцев, были случаи рождения телят с пятой ногой на позвоночнике и овец без шерсти. Пострадали также рабочие, занимавшиеся демонтажем буровой вышки и другого оборудования: многие впоследствии умерли от рака. Но есть и люди, неподдающиеся радиации. К примеру, жительница деревни, работавшая в лагере геологов сначала поваром, а после проведения взрыва — сторожем, до сих пор жива и здравствует. Есть еще 15 человек, которые после неоднократного посещения полигона до сих пор живы. В то же время несколько человек, бывавшие на месте взрыва, умерли спустя три-четыре года. Сейсмолог В.В. Федоров, руководивший подготовкой и проведением взрыва, в 1975 году в возрасте 44 лет ослеп и стал инвалидом первой группы.
Ивановский губернатор Владимир Тихонов подключил к решению вопросов Минатом РФ. Сейчас зараженную территорию оградили забором, поставили предупреждающие таблички (спустя более чем 40 лет, ага). В ближайших деревнях и селах пробурили скважины и установили специальные приборы для исследования подземных вод. Однако все еще реальной остается угроза подмыва шахты ядерного взрыва речкой Шачей. Ей осталось преодолеть всего 50 м и «радиоактивная грязь» окажется в Волге. Уже существует проект изменения русла реки и укрепления ее берегов. Местные жители по-прежнему наведываются в эти края, собирают грибы, ловят рыбу, несмотря ни на какие запреты. Это немало удивляет санитарных врачей.