Tergan-ural.ru

Терган Урал
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест по литературе на тему; Барышня-крестьянка; (А. С. Пушкин)

Тест по литературе на тему «Барышня-крестьянка» (А.С. Пушкин)

19. О ком эти слова: «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал»: а) о Григории Ивановиче Муромском б) о Владимире Берестове в) об Иване Петровиче Берестове +

20. О ком эти слова: «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде»: а) о Трофиме б) о Григории Ивановиче Муромском + в) о Алексее Берестове

21. Дочь Муромского звали: а) Лиза + б) Акулина в) Настя

22. Дочери Муромского было столько лет: а) 18 б) 17 + в) 16

23. «Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России» -это: а) Настя б) Лиза в) мисс Жаксон +

24. Имение Муромских называлось: а) Отрадное б) Прилучино + в) Лысые Горы

25. Выберите верное толкование слова «горелки» в ниже представленном предложении: «Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился». а) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов б) прыжки через горящий костёр в) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами +

26. О ком идет речь в ниже представленном предложении: «Стройный, высокий, румянец во всю щеку…» а) кузнец Василий б) Алексей Берестов + в) Иван Петрович Берестов

27. На кольце, которое носил Алексей Берестов, было изображено: а) мёртвая голова + б) жёлтый тюльпан в) красная роза

28. Кто сшил Лизе лапти: а) Алексей Берестов б) кузнец Василий в) Трофим +

29. Какого цвета был сарафан у Лизы: а) синий + б) коричневый в) красный

30. Где первый раз встретились Лиза и Алексей: а) в доме Муромского б) в роще + в) в доме Берестова

История создания

Многие исследователи считают, что сюжет повести во многом повторяет другое известное произведение, написанное пушкинским современником – Н. М. Карамзиным. «Бедная Лиза» — одно из первых произведений сентиментализма в русской литературе. Написанная в 1792 году, повесть вызвала споры в литературных и общественных кругах. Трагическая история любви крестьянки Лизы к молодому дворянину Эрасту была восторженно встречена читателями и позже неоднократно интерпретировалась другими авторами.

Однако многие сюжеты пушкинского цикла перекочевывали на страницы книги из жизни. Воспоминания и житейские истории, услышанные и подмеченные писателем, легли в основу «Выстрела», «Метели» и других повестей. Но «Барышня-Крестьянка» в большей степени связна с преломлением в сознании Пушкина существовавших литературных традиций, которые писатель видоизменил, согласно своему авторскому замыслу.

Впервые «Повести Белкина» были опубликованы в 1931 году в сборнике «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.».

Жанр, направление

«Повести Белкина» — первое прозаическое произведение Пушкина, увидевшее свет ещё при жизни автора. Пять новелл из уст вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина, записывавшего истории, услышанные им от разных людей, формально представляют собой отдельные сюжеты, но внутренне связанные, образующие единое целое. Каждая повесть идейно дополняет другую, усиливая влияние каждой последующей.

«Повести Белкина» — яркий образец реалистической прозы. От лица условного рассказчика Пушкин делится с читателем чередой невыдуманных историй, персонажи которых лишены статичности, они жизненны и правдоподобны. Не случайно в предисловии отмечен факт необразованности Белкина, его непричастности к литературному творчеству. Такой подход убеждает читателя в достоверности изображаемых событий. Устаревшие, плотно укоренившиеся в литературе романтические ситуации и характеры проигрывают очевидной простоте и незатейливости пушкинских сюжетов, герои которых помещены в необычные, но вполне вероятные жизненные обстоятельства, которые по-настоящему отражают жизнь.

«Барышня-Крестьянка» — повесть, несколько отличная от остальных, поскольку в ней больше озорного и комического. Отвергая романтический шаблон с его трагической концовкой, Пушкин разрешает любовную коллизию счастливо, словно предлагая свою версию традиционного в литературе сюжета о неравной любви. В отличие от истории бедной Лизы, социальные барьеры между любящими сердцами Лизы и Алексея разрушены, что создает простор для счастливой, хоть и заведомо обывательской жизни героев.

Чему учит?

А. С. Пушкин заложил в повести определенную мораль. Человеку необходимо оставаться самим собой, а не примирять на себя маски, которые навязывает общество. Только тогда люди начнут ценить не социальное положение, не уровень достатка, а саму личность. Так и произошло с главными героями, которые выбирали друг друга, а не навешанные на них ярлыки.

Вывод автора прост: людям необходимо равенство, чтобы лучше узнать друг друга. Очевидно, что все конфликты происходят от незнания, ведь даже соседи могут годами не общаться друг с другом, а значит, и не знать истинного положения вещей. Только после нормального человеческого разговора отцы помирились, осознав, как глупо было осуждать того, кого ты даже не знаешь. А их дети доказали, что крестьянам и дворянам тоже не хватает равного общения. Только беседа может сплотить их, уничтожить все недомолвки и взаимные обиды. Но людям не хватает мужества отринуть социальные ярлыки, которые препятствуют объединению. Таким образом, автор осуждает социальное неравенство в России, которое делит единый народ на элиту и холопов. В его рассуждениях слышится протест против крепостного права.

Составьте пожалуйста 10 вопросов к рассказу Барышня-Крестьянка

условность назва- ний вещей. Сравните русские и английские имена одних и тех же предметов. 3. Определите значение и смысл двух следующих предложений: Автор романа «Евгений Онегин» был ранен на дуэли. Автор «Сказки о рыбаке и рыбке» был ранен на дуэли. 4. Скажите, какое из двух приведенных ниже предложений пост- роено не по правилам грамматики: Дети любят мороженое с орехами. Дети мороженое с любят орехами. Сравните правила грамматики русского и английского языков. 5. Сравните два приведенных ниже предложения и скажите, какое из них обладает значением и какое ценностной установкой: Арвидас Сабонис выше Майкла Джордана. Арвидас Сабонис — лучший баскетболист НБА. 6. Какая философия языка понадобится для понимания смысла предложения: «Самый красивый город мира — Москва»? 7. Какой язык вы используете чаще всего в качестве метаязыка, т.е. для интерпретации услышанного вами? 8. Выше мы приводили три строки из стихотворения Ф.И. Тютче- ва «Молчание». Четвертая строка гласит: Мысль изреченная есть ложь. Почему, на ваш взгляд, поэт выразился так странно?
Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка» Художник Д. Шмаринов

Повесть «Барышня-крестьянка» входит в состав знаменитого цикла «Повести Белкина» А. С. Пушкина. В этой статье представлен тест на знание текста повести «Барышня-крестьянка» в вопросах и ответах (викторина). Правильные ответы смотрите в конце теста. Смотрите: — Краткое содержание повести — Все материалы по «Барышне-крестьянке»

Тест по повести «Барышня-крестьянка» Пушкина в вопросах и ответах (викторина)

1. Какова фамилия главной героини повести — Лизы?

  1. Муромская
  2. Шишкина
  3. Ростовцева
  4. Суздальская

2. Кто занимается воспитанием Лизы? Назовите имя ее гувернера/гувернантки:

  1. месье Бопре
  2. месье Леон
  3. мисс Жаксон
  4. мисс Роз

3. Чтобы познакомиться с Алексеем, Лиза притворяется крестьянкой по имени:

  1. Серафима
  2. Мария
  3. Акулина
  4. Наталья

4. Назовите фамилию главного героя повести — Алексея:

  1. Дубровин
  2. Ярославлев
  3. Шишкин
  4. Берестов
Читайте так же:
Как сшить одежду для куклы канал самоделушки

5. В начале повести отцы Алексея и Лизы:

  1. состоят в ссоре
  2. подают в суд друг против друга
  3. являются лучшими друзьями
  4. не знакомы друг с другом

6. Любимую собаку Алексея зовут:

  1. Трезор
  2. Сбогар
  3. Любим
  4. Султан

7. Кто из героев/героинь помогает Лизе подготовиться к знакомству с Алексеем?

  1. повар
  2. служанка
  3. отец
  4. бабушка

8. В какую игру Алексей однажды играет с крестьянскими девушками?

  1. в горелки
  2. в шахматы
  3. в лапту
  4. в крестики-нолики

9. Где Лиза и Алексей впервые лично беседуют?

  1. на балу
  2. в церкви
  3. в роще
  4. на ярмарке

10. Что заказывает служанка у пастуха Трофима специально для Лизы?

  1. сумку
  2. шляпу
  3. веер
  4. лапти

11. После званого обеда этот герой/героиня очень обижается на Лизу:

  1. отец Лизы
  2. мисс Жаксон
  3. Алексей
  4. служанка Настя

12. О ком из героев эта фраза: «за девушками слишком любит гоняться»?

  1. об отце Лизы
  2. о брате Лизы
  3. об отце Алексея
  4. об Алексее

13. Во время тайных свиданий Алексей учит «крестьянку» Лизу:

  1. читать ноты и сочинять музыку
  2. писать и читать
  3. сочинять стихи
  4. английскому языку

14. Отец Лизы обычно зовет ее по-иностранному:

  1. Бетси
  2. Элли
  3. Эльза
  4. Лиз

15. Как реагирует отец Лизы на ее проказы и шалости?

  1. Он злится и заставляет убирать весь дом
  2. Он сердится и запрещает ездить на балы
  3. Он сердится и не позволяет есть пирожные
  4. Он прощает ей проказы и шалости

Правильные ответы к тесту 1. ответ (1) Муромская 2. ответ (3) мисс Жаксон 3. ответ (3) Акулина 4. ответ (4) Берестов 5. ответ (1) состоят в ссоре 6. ответ (2) Сбогар 7. ответ (2) служанка 8. ответ (1) в горелки 9. ответ (3) в роще 10. ответ (4) лапти 11. ответ (2) мисс Жаксон 12. ответ (4) об Алексее 13. ответ (2) писать и читать 14. ответ (1) Бетси 15. ответ (4) Он прощает ей проказы Это был тест на знание текста повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина в вопросах и ответах (викторина по произведению). Смотрите: — Краткое содержание повести — Все материалы по «Барышне-крестьянке»

Темы и проблемы

Основная тема повести, конечно, любовная

. Любовь становится основной движущей силой развития действия. Перед взаимной склонностью героев меркнут все внешние обстоятельства.

. Кроме того, в «Барышне-Крестьянке» читатель обнаружит и очевидный комизм ситуации. Но юмор повести добрый и светлый, заставляющий улыбнуться счастливой абсурдности происходящих событий, в центре которых оказываются герои. Например, Пушкин весьма иронично рисует и образ Муромского в его стремлении строить быт на английский манерах. Англомания – тоже своеобразное проявление стереотипности дворянской жизни.

Проблематика

«Барышни-Крестьянки» тесно связана и с отрицанием предрассудков общества, в данном случае уездного. Стереотипы и условности среды проявляются и в жизни героев: дворянский статус обязывает их вести ту жизнь, которая им не по душе, вступать в брак против собственной воли.

. Для того чтобы быть по-настоящему искренними, герои вынуждены постоянно вступать в борьбу с тем укладом жизни, который царит вокруг. Сами герои, Лиза и Алексей – персонажи весьма тривиальные, их не миновал отпечаток пошлости уездной жизни, однако они оба способны на смелые и решительные поступки во имя любви, что бесспорно заслуживает уважения.

Смысл названия

Название повести тесно связано с её сюжетом. Под Барышней-Крестьянкой подразумевается главная героиня повести – Лизавета Григорьевна, дочь уездного помещика Муромского.

Переодевшись крестьянкой, Лиза выдает себя за дочь местного кузнеца. Таким образом, деревенская девушка Акулина, встреченная Алексеем Берестовым в лесу, и барышня Лиза – одно и то же действующее лицо.

Основные события повести разворачиваются вокруг двух дворянских семей – Берестовых и Муромских, живущих по соседству. Отцы семейств не ладят между собой, поскольку консервативный Берестов осуждает англоманию своего соседа. Дочь Муромского, Лиза хочет познакомиться с Алексеем Берестовым, но ссора отцов создает препятствие к встрече.

Переодевшись крестьянкой, Лиза встречает Алексея в лесу и представляется Акулиной, дочерью деревенского кузнеца. Воодушевленный знакомством Алексей учит необразованную девушку грамоте, удивляясь быстроте, с которой та учится. Тем временем Берестов-отец во время охоты не справляется с лошадью и случайно попадает в дом к Муромским. В результате отцы обстоятельно знакомятся и мирятся.

Тест на тему «Барышня-Крестьянка»

1.В названии повести:

Слова-антонимы В.Слова-синонимы. С. Олицетворение

В XVIII веке. В. В XIX веке. С.В наши дни

3.Берестов и Муромский были:

Соседями. В. Однополчанами. С. Служили на одной фабрике

Были очень дружны. В.Только познакомились. С. Были в ссоре

Это ее второе имя. В. Это ее шутливое прозвище. С.Так звал ее отец на английский манер

любила Алексея давно В.ненавидела его. С. заинтересовалась и захотела с ним познакомиться

8.Алексей полюбил Лизу за:

Искренность и простоту. В.За красоту. С. За безграмотность

9.Муромский и Берестов:

Помирились в конце концов. В. Так и остались врагами. С. Стали родственниками

Характеристика героя Лиза, Барышня-крестьянка, Пушкин. Краткая, подробная, в цитатах

Главная героиня произведения, дочь помещика Григория Муромского, возлюбленная Алексея. Ей 17 лет, отец, влюблённый во всё английское, называет ей Бетси. Для её воспитания он нанял англичанку мисс Жаксон. Узнав, что к соседскому помещику Ивану Берестову приехал красавец сын Алексей, она захотела его увидеть. Выдав себя за крестьянку Акулину, так как их отцы были в ссоре, она встретила его в лесу и они познакомились. Через два месяца правда вскрылась, но они уже безумно любили друг друга, а к этому времени и их отцы помирились.

Подробная характеристика

Елизавета Григорьевна Муромская (Бетси) – главная героиня повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», дочь помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея. Лизе всего семнадцать лет. Она от природы наделена смуглым и приятным лицом, живыми черными глазами. Она рано осиротела и воспитывалась отцом, богатым помещиком. Муромский баловал свою единственную дочь, даже нанял для ее воспитания и образования чопорную англичанку мисс Жаксон. Лиза, как и все уездные барышни, была романтична, но отличалась сообразительностью и развитой смекалкой. Когда она узнала, что в деревню приехал сын соседнего помещика Ивана Петровича Берестова, тут же решила сама с ним познакомиться.

Лиза знала, что отец давно враждует с соседом, но, прослышав про обаяние молодого Алексея, все же увлеклась мыслями о нем. Для этого она попросила свою горничную и поверенную в тайных делах Настю понаблюдать в Тугилове за молодым барином. Когда Настя рассказала, насколько тот хорош и воспитан, Лиза сразу же придумала, как с ним познакомиться. Переодевшись в крестьянку, она отправилась гулять в соседние владения. Там на нее напала хозяйская собака, а Алексей вовремя подоспел на помощь бедной девушке. Так они и познакомились. Лиза представилась дочерью кузнеца — Акулиной. С этого дня они встречались каждый день и гуляли в роще, но ничего большего девушка не позволяла и просила в деревне ее не искать.

Когда отец вздумал однажды пригласить Берестовых на ужин, Лиза страшно испугалась, но придумала новый план. Она нарядилась на английский манер, при этом изрядно набелила себе лицо, так что Алексей даже не узнал её. Правда раскрылась лишь тогда, когда Муромский решил выдать за Алексея свою дочь. Тогда Алексей пришел объяснить, что любит другую, то есть кузнецову дочь Акулину, и поэтому жениться на Лизе не намерен. Каково же было его удивление, когда он узнал, что Лиза и есть та самая Акулина.

Читайте так же:
Джинсы dairos размерная сетка

Характеристика в цитатах

Она была дочерью Григория Ивановича Муромского

Григорий Иванович Муромский . У дочери его

Отец звал её Бетси

Бетси, как звал ее обыкновенно Григорий Иванович

Лизе было 17 лет

Ей было семнадцать лет

Она была красивой девушкой с чёрными глазами

Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо

Лиза была единственным ребёнком и постоянно проказничала

Она была единственное и следственно балованное дитя

Ее резвость и поминутные проказы

У неё была служанка Настя

За Лизою ходила Настя

Кроме этого, её воспитанием занималась англичанка мадам Жаксон

У дочери его была мадам англичанка

ее мадам мисс Жаксон

Когда к соседу приехал его сын Алексей, Лиза стала очень интересно его увидеть

Но всех более занята была им дочь англомана моего, Лиза

Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом

Настя рассказала, где его можно встретить

подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы, верно, встретите его. Он же всякой день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту

Лиза решила нарядиться крестьянкой, чтобы он не догадался, кто она

Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!

И Лиза легла спать с намерением непременно исполнить веселое свое предположение

Вскоре она была готова стать крестьянкой

На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово

Одно затрудняло ее: она попробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы

сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке

В один из дней она пошла посмотреть на Алексея

Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шепотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле

Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея

Вскоре она встретила его и они познакомились, где она представилась Акулиной

Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала

В то же время раздался голос: . и молодой охотник показался из-за кустарника. «Небось, милая, — сказал он Лизе, собака моя не кусается

Из Прилучина; я дочь Василья кузнеца, иду по грибы

«Как тебя зовут, душа моя?» — «Акулиной, — отвечала Лиза

Он пытался её обнять, но она не далась

но Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид, что хотя это и рассмешило Алексея, но удержало его от дальнейших покушений

Она пообещала ему встретиться на следующий день

Да я непременно хочу с тобою опять видеться

В следующую встречу, она решила прервать отношения, но Алексей уговорил её встречаться дальше

Лиза призналась, что поступок ее казался ей легкомысленным, что она в нем раскаивалась, что на сей раз не хотела она не сдержать данного слова, но что это свидание будет уже последним и что она просит его прекратить знакомство

«Дай мне слово, — сказала она наконец, — что ты никогда не будешь искать меня в деревне или расспрашивать обо мне. Дай мне слово не искать других со мной свиданий, кроме тех, которые я сама назначу»

Через два месяца они полюбили друг друга

не прошло еще и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблен без памяти, и Лиза была не равнодушнее

Так как их отцы были во вражде, Лиза понимала, что они не смогут быть вместе

Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться на взаимное примирение

Но неожиданно, они помирились

Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он

Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он

Берестов пригласил его к себе. Муромский не мог отказаться

Соседи, завтракая, разговорились довольно дружелюбно

Отец Лизы пригласил соседа в гости вместе с Алексеем

Григорий Иванович, не дав ей опомниться, объявил, что завтра будут у него обедать оба Берестовы

Она хотела отказаться, но потом решила загримироваться и в таком виде вышла к гостям

Нет, папа, как вам угодно: я ни за что не покажусь

Нет, папа, ни за что на свете, ни за какие сокровища не явлюсь я перед Берестовыми

Лизавета Григорьевна ушла в свою комнату и призвала Настю. Обе долго рассуждали о завтрашнем посещении

Вдруг мелькнула ей мысль. Она тотчас передала ее Насте; обе обрадовались ей как находке и положили исполнить ее непременно

я приму их, если это вам угодно, только с уговором: как бы я перед ними ни явилась, что б я ни сделала, вы бранить меня не будете и не дадите никакого знака удивления или неудовольствия

дверь опять отворилась . вошла Лиза

набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава торчали, как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах

Алексей не смог узнать крестьянку Акулину в Лизе

Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне

На следующий день она спросила у Алексея мнение о барыне Лизе

на другой день утром Лиза не замедлила явиться в роще свиданий

какова показалась тебе барышня?

Он ответил, что она некрасивая

Она перед тобой урод уродом

Лиза пожаловалась ему, что она безграмотная

«Однако ж, — сказала она со вздохом, — хоть барышня, может, и смешна, все же я перед нею дура безграмотная»

Он вызвался её обучить и она быстро смогла это сделать

Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте

Акулина выучилась азбуке удивительно скоро

Алексей не мог надивиться ее понятливости

через несколько минут она и вырисовывать буквы стала довольно порядочно

на третьем уроке Акулина разбирала уже по складам

Через неделю они уже переписывались

Прошла неделя, и между ними завелась переписка

Между тем их родители решили поженить детей

Старики до тех пор обдумывали все это каждый про себя, что наконец друг с другом и переговорились, обнялись, обещались дело порядком обработать и принялись о нем хлопотать каждый со своей стороны

Алексей был в шоке, он написал письмо Акулине, а сам поехал к отцу Лизы объяснить, что он любит другую

Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели, и тут же предлагал ей свою руку

На другой день Алексей, твердый в своем намерении, рано утром поехал к Муромскому, дабы откровенно с ним объясниться

Но когда он вошёл, то увидел Акулину и понял, что это, на самом деле, Лиза

Он вошел. и остолбенел! Лиза. нет Акулина, милая смуглая Акулина, не в сарафане, а в белом утреннем платьице, сидела перед окном и читала его письмо

Его радости не было предела

Читайте так же:
Как сшить пальто полусолнце

«Акулина! друг мой, Акулина!» — повторял он, целуя ее руки

В это время вошёл её отец и понял, что молодые уже любят друг друга

В эту минуту дверь отворилась, и Григорий Иванович вошел

Ага! — сказал Муромский, — да у вас, кажется, дело совсем уже слажено

Урок литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

«Барышня-крестьянка» в 6 классе.

Тема урока : Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

«Пушкин унес с собою:великую тайну.

И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Ф. М. Достоевский

Цель: Познакомить учащихся с произведением А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями.

Задачи урока:

* Развивающая — развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

* Обучающая — развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

* Воспитывающая — воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.

Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей

В процессе работы у детей формировались следующие УУД

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение и делать выводы, строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Я рада приветствовать Вас на уроке, давайте подарим друг другу улыбку и начнем наш урок.

-Мы продолжаем работу над циклом А. С. Пушкина «Повести Белкина».

-Каково полное название цикла? (Полное название – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», изданные А. С. Пушкина осенью 1830 года в его поместье Болдино»)

-В какой период он создан? (В 1830 году, в Болдинскую осень — самый плодотворный период в творчестве писателя.)

-Какие повести входят в этот цикл? «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» «Выстрел» «Метель»

Мы откроем для себя новый мир – мир удивительной, лаконичной и очень доброй прозы Пушкина. Запишите тему урока и эпиграфы к уроку.

-Какие можно поставить цели урока, отталкиваясь от темы? Сформулируйте их (Слайд №2).

изучить повесть «Барышня-крестьянка», разобраться в ее содержании, понять систему образов

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

— Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

— Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

2) Постановка проблемы

-Какие ассоциации у вас вызывает название повести «Барышня-крестьянка»?

-Какой прием использует автор в основе названия? Какова его роль?

(Антитеза.Название совмещает два противоположных понятия: барышня- девушка из высшего сословия, крестьянка- из низшего. Совмещение противоположных понятий помогает автору заинтриговать читателя разными гранями характера героини, и нам хочется узнать, кто же она на самом деле.)

-Прочитайте и объясните смысл эпиграфа к произведению. (Эпиграф взят из поэмы Богдановича «Душенька» и является нравственной характеристикой героини, которая хороша и в дворянском, и в крестьянском облике.)

_Судя по названию и эпиграфу, спрогнозируйте, кто главный герой повести? (Девушка, показанная в противоречивой ситуации, но сохранившая в нее высокие нравственные качества.)

Далее рассмотрим смысл эпиграфа. (нравственная характеристика героини).

Можно ли сказать, что в эпиграфе раскрывается авторская идея?

(Да. Любят человека, а не его положение в обществе. Человека любят за душевные качества. Эпиграф совпадает с авторской идеей,авторская идея: ДОКАЗАТЬ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, А НЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ)

2. Проверка знания учащимися содержания повести.

В мастерскую великого художника допускаются только посвящённые читатели. Проверим, знаете ли вы текст. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.

Прием «Да-нетка»

Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)

Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)

Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)

Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)

Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)

Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)

Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)

Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)

Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

«5» — все верно «4» — 1, 2 ошибки «3» — 3 — 5 ошибок «2» — 6 — 8 ошибок

Чтобы вы внимательно прочитали повесть, я вам задавала домашнее задание- решить кроссворд по содержанию текста. Все выполнили?

1. Какое называние носит имение Берестовых?

2. Как звали собаку Берестова?

3. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

4. Какое называние носит имение Муромских?

5. Чьим именем назван цикл повестей, в который вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

6. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

7. Сколько лет было дочери Муромского?

8. Имя дочери Григория Ивановича Муромского?

9. Какой страной увлечен Григорий Иванович Муромский?

10. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?

3. Итак, приступаем к работе с текстом.

Предлагаю исследовать текст и сделать вывод: в чем ценность повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»?

В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение, исследуя текст.

Какие два поколения представлены в повести. (Ученики отвечают: старшее — Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение).

В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.

Итак, мы начинаем наше исследование, первое задание группам. /раздаю карточки группам/

1 группа: представьте информацию о помещиках Берестове Иване Петровиче и Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.

Факты из текста

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Читайте так же:
Схемы воротников фриволите яна ставаша

Ведение хозяйства, дел

2 группа: назовите положительные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные стороны помещика … (Берестова старшего, Муромского) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.

Положительные стороны помещика … (Берестова старшего, Муромского) – всё время вводил что-то новое, хороший отец. /

назовите отрицательные стороны помещиков И. П. Берестова, и Г. И. Муромского.

(Берестов старший, Муромский) гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, думает только о выгоде.

(Берестов старший, Муромский) живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком увлечен всем английским. /

Характеристики персонажей и просит определить, о ком из героев идет речь.

«В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время, как он находился в отъезжем поле» (Иван Петрович Берестов)

«Этот был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего, и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде. Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы» (Григорий Иванович Муромский)

«Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы» (Алексей)

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца…» (Лиза)

«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурмила себе брови, два раза в год перечитывала Памелу, получала за то две тысячи рублей, и умирала со скуки в этой варварской России» (мисс Жаксон)

«Она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня… была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии» (Настя)

Зачитайте портреты героев. Как они созданы? Совпали ли ваши представления о героях с героями на кадрах из кинофильма?

— Итак, Пушкин – мастер лаконичного портрета. В его художественной мастерской – такие средства, как эпитеты-существительные, художественная деталь, лаконизм, краткость, юмор.

— А теперь наша задача – прочитать диалоги героев. Дополняет ли диалог портреты? (Да, это речевая характеристика героев.)

— Обратимся к слайду №6. Найдите и зачитайте сцены, изображенные на кадрах из кинофильма. Обращайте внимание на выразительное чтение сцен.

— С помощью, какой части речи автор передает развитие чувств героев? (Пушкин использует глаголы, чтобы показать стремительность развития чувств.)

— А использует ли автор пейзаж? Какова его роль? (Ученики отмечают, что пейзаж созвучен состоянию героини. Картины природы появляются тогда, когда Лиза испытывает сильные чувства)

— Как при помощи красок вы бы выразили свои ощущения от мира повести? (Мир повести светлый, яркий)

— Произведения Пушкина иллюстрировали многие художники. Давайте рассмотрим некоторые из них к повести «Барышня-крестьянка»

Защита второй части исследования. Работа в группах.

— Молодые люди полюбили. Давайте выясним, какие качества характера вызвали симпатию героев друг к другу?

— Слово 1 группе.Продолжите высказывания:

1. Алексей понравился Лизе, потому что

а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

2. Алексей полюбил Лизу, потому что

а) она была красивой барышней из богатой семьи;

б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

3. Старший Берестов и Муромский решили поженить детей. Что в этом плохого?Выберите вариант ответа:

а) Плохо то,что родители думают только о своей выгоде: один богат, другой имеет связи. Чувства детей их не интересуют.

б) Плохо потому, что Алексей и Лиза не любят друг друга.

Слово 2 группе: Продолжите рассуждение,используя опорные фразы:

Любовь к Акулине изменила Алексея, он повзрослел. … (1. Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя. 2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит).

Повестьзаканчивается счастливо: Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их. Что вы чувствуете?

1) Радость за счастье героев, они по-настоящему. искренне любят и заслуживают счастья.

2) Мне все равно.

А какими словами заканчивается повесть.

«Пушкин:унес с собою:великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Ф. М. Достоевский

Домашнее задание: написать концовку повести.

В заключение напишите SMS с впечатлением о занятии.Вот отдельные отзывы:

-Занятие было интересным и ярким.

-Был интересный и познавательный урок.

-Работать в группе интересно.

-Занятие помогло нам научиться слушать друг друга

-Сегодня была слаженная работа.

-Понравилась хорошая атмосфера урока.

-Успешная работа в группе и хорошее общение.

-Мы постарались на славу.

-Много радостных и положительных эмоций.

-Все отлично, интерес просто бурлил

-Понравилось обсуждать разные мнения, высказывать свое.

Выставление баллов каждому участнику группы, подсчет баллов, перевод в оценку.

Домашнее задание (на слайде):

Написать отзыв по произведению «Мое впечатление от повести»

Образ и характеристика Лизы Муромской в Барышне-крестьянке Пушкина

Благодаря образу Лизы Муромской в повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкин обратил внимание читателя на то, что люди, которые принадлежат разным сословиям, имеют множество препятствий на пути к браку. Кроме того, автор показал, что, воспитываясь в любви и доброте, барышни могут иметь достойные душевные качества. Несмотря на уклад этой обеспеченной семьи, девушка держит себя одинаково со всеми, проявляя искренность, доброту и чистосердечность.

С появлением на страницах произведения дочери помещика-англомана — Лизы, начинается новая линия сюжета, который воспринимается легко, за счет веселого, простого характера девушки.

Семнадцатилетняя озорная, приветливая девушка растет сиротой. Ее мать рано умерла. Оставшись на воспитании любящего отца, Лиза никогда не знала нужды. Тем не менее барышня не была избалованной, жестокой или капризной. Она была лишь склонна к смелым выдумкам, которые не могли принести вред окружающим.

Узнав о приезде соседского барского сына, о том, что он пользуется успехом у всех девушек, ей хотелось из любопытства его увидеть. Романтическая душа девушки не могла успокоиться. Воспитываясь на книжках о любовных приключениях, она мечтала испытать наяву подобные чувства.

Благодаря природной сообразительности и смекалке, переодевшись, она представилась Алексею в образе бедной девушки — Акулины, дочери кузнеца. Берестов с первого взгляда влюбился в смуглянку с темными живыми глазами. Девушка также была очарована обаятельным, добрым молодым человеком.

Приглашенный в их дом Алексей не узнает возлюбленную. Она вновь скрывается за чужим образом, боясь вражды, издавна существовавшей между их отцами. Однако желание отца Берестова женить сына на дочери соседа вынуждает молодого человека войти в дом без приглашения. Счастливый гость видит, кто на самом деле его любимая девушка.

Так жизнерадостная красавица и барский сын с простым нравом находят друг друга, оставаясь при этом самими собой.

Вариант 2

Главная героиня «Барышни-крестьянки» — Лиза, единственная дочь помещика Григория Ивановича Муромского. Мать Лизы рано умерла, и Григорий Иванович воспитывает дочь, всячески балуя, и потакая всем её прихотям. Он нанял мисс Жаксон для воспитания Лизы, но та не слишком тщательно относится к обязанностям гувернантки. Лиза растёт в неге и достатке, ни в чем не зная отказа. Её семнадцать лет, но в душе Лиза все еще маленький ребенок. Она непосредственная, озорная веселая девчонка. Девушка любит всяческие игры и проказы. Вместе с тем, она много читает, её нравятся довольно серьезные произведения. Она внимательно и вдумчиво относится к переживаниям книжных героев. Больше всего, её волнует сюжет «Бедной Лизы» Карамзина.

Читайте так же:
Как построить выкройку анорака

Хотя Лиза и принадлежит к дворянскому сословию, в ней нет аристократической чопорности и напыщенности. У нее простой, искренний характер, приветливый и добрый. Она запросто общается с прислугой, не кичась своим благородным происхождением.

Когда в соседнее имение приезжает молодой Берестов, девушке захотелось с ним познакомиться. Их семьи давно враждуют между собой, поэтому возможность знакомства просто по-соседски, начисто отсутствует. Лиза, большая проказница и шалунья, тут же придумывает замысловатую игру. Она переодевается в крестьянскую одежду, и предстает перед Алексеем в образе дочери кузнеца Акулины. Ей не трудно сыграть роль простой крестьянки, она с детства живет в ближайшем соседстве с представителями простого народа. Алексей даже не сомневается, что перед ним простая крестьянка. Её живой ум и искренность настолько пленяют молодого человека, что скоро их знакомство перерастает в нечто большее.

Тем временем, враждующие семейства мирятся. Берестовых приглашают в гости к Муромским, и Лиза предстает перед своим возлюбленным уже совершенно в другом образе. Напомаженная и напудренная, в диком расфуфыренном наряде, она вызывает в Алексее неприязнь.

Родители, помирившись, хотят поженить своих детей. Лиза не ожидает, что Алексей может ворваться к ним в дом так внезапно, и молодой человек видит перед собой «Акулину», которая читает его письмо. Так Лизина игра привела к счастливому финалу.

Сочинение Характеристика и образ Лизы Муромской

Елизавета Муромская главная героиня повести А.С.Пушкина «Барышня крестьянка». Она дочь Григория Ивановича, коренного русского помещика, страстно влюбленного во все английское. Он даже дочь называет на английский манер Бетси. Лиза семнадцатилетняя девушка, воспитанница чопорной англичанки мисс Жаксон. Она была избалована отцом. Он рано овдовел и поэтому все свою нерастраченную любовь подарил единственной дочери.

Лиза была подвижная, смуглая и озорная барышня. Чтобы она не придумала ее служанка, двумя голами старше ее, всегда поддерживала и помогала. Так произошло и в случае с молодым барином, который проживал по соседству. Как и любая девушка обделенная обществом молодых людей решила, во что бы то ни стало познакомиться с Алексеем. Имея романтическую и мечтательную натуру, она вместе с горничной разработала план, как познакомиться с соседом. Дело в том, что их родители были в давней вражде и поэтому молодые люди не могли встретиться обычным способом.

Увидев Алексея, в охотничьем костюме, переодетая в крестьянку Акулину, Лиза влюбилась в молодого барина. Она ему тоже запала в душу. Молодые люди стали тайно встречаться. Так, может быть, обман еще долго бы не раскрылся.

Самое интересное было впереди. Однажды утром в лесу отец Лизы и Алексея встретились, и благодаря несчастному случаю, который приключился с Муромским, соседи померились.

Тут встал вопрос перед Лизой, как дальше скрывать от Алексея свое происхождение. Так она с помощью Насти своей горничной проникла в комнату гувернантки и воспользовалась ее белилами и другими средствами макияжа. Таким интересным образом она оттянула момент разоблачения. Отец был удивлен, но ругаться не стал, просто подивился чудачествам дочери.

Сколько бы еще времени Лизе пришлось играть роль Акулины, если отцы не решили поженить молодых. Двигала родителями не большая любовь к детям, а холодный расчет и преумножение своих капиталов. Молодой человек был против этой свадьбы. Лиза же стыдилась разоблачения, но она еще не придумала, как спасти ситуацию. Алексей, влюбленный в Акулину решил объясниться с будущей невестой и без доклада явился в дом Муромских. И потерял дар речи… Перед ним сидела и читала его письмо милая Акулина или Лиза?

Так раскрылся обман умной и сообразительной девушки.

Вариант 4

Лиза – главная героиня повести Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка».

Это молодая, полная жизни, веселая и общительная девушка. Ее безумно любит отец – помещик Муромский. Лиза рано потеряла мать, поэтому ответственность за воспитание полностью легло на плечи гувернантки и ее отца. Григорий Иванович не в чем ей не оказывает, постоянно балует, полностью растворяясь в своей дочери.

У Лизы тот возраст, когда женственная красота и молодость «бьет ключом». Девушка ни в чем не знает нужды, растет в полном достатке, внимании близких людей. Одним словом ее жизнь кажется счастливой и беззаботной.

Она счастлива, несмотря на однообразии жизни в поместье отца до того момента, пока не знакомиться с сыном другого помещика, который вернулся домой после учебы в университете. Он заинтересовал Лизу, и она решает разыграть молодого человека. Девушка переодевается в наряд крестьянки и идет с ним знакомиться.

Так как родители молодых людей находятся много лет в ссоре, Лизе и придумывает такую игру. Простое любопытство доводит до того, что девушка влюбляется в сына соседского помещика.

Несмотря на то, что их родители все же мирится после долгой вражды, Лиза боится признаться парню в своем невольном розыгрыше. Благодаря своему остроумию и бурной молодой фантазии, девушке удается остаться неузнанной в тот момент, когда ее возлюбленный приходит к ним домой. Она скрывает свое лицо под толстым слоем пудры, нелепого наряда и прически. Ведет себя девушка капризно и избаловано, как настоящая барышня.

Встретившись с молодым человеком после, на старом привычном для свиданий месте, Лиза с интересом спрашивает, какое впечатление на него произвела та самая барышня. Девушка уверена в том, что она превосходно его разыграла. Но узнав, что барышня не только ему не приглянулась, но молодой человек считает ее напыщенной и некрасивой, искренне расстраивается и обижается.

В Лизе, в силу ее молодого возраста присутствует наивность и легкая непосредственность. Она так запуталась в своей игре, что не может решить, как признаться в обмане и не потерять своего любимого. Все решает один случай, во время которого и раскрывается ее обман. Молодой человек приходит в ее дом без приглашения и видит Лизу. Теперь они открыты друг для друга и могут быть по-настоящему счастливы.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Лизы Муромской в Барышне-крестьянке

Популярные сегодня темы

Роман Льва Николаевича Толстого считается величайшим романом в мире. В четырех томах данного произведения описаны две войны. В романе так же присутствуют образы великого полководца Кутузова и агрессора Наполеона.

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» является произведением, в котором автор постарался собрать воедино все нравственные проблемы российского общества того времени

Человек и природа единое целое. Как люди зависят от природы, так и природа зависит от людей и важно достичь гармонии в этих взаимоотношениях.

События рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» относятся к тридцатым годам. Автор описывает деревенскую жизнь, в том числе и школу через восприятие мальчика по имени Витька.

Аксинья Астахова является одним и центральных персонажей шедевра русской классики, романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector