Tergan-ural.ru

Терган Урал
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Терновый венец

Терновый венец

Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανος ἐξ ἀκανθῶν ) — венец из ветвей растения с шипами (терниями), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

Содержание

Евангельская история [ править | править код ]

О возложении на Иисуса Христа венца из тёрна пишут три евангелиста:

…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)

…и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)

И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)

О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.

В Средние века [ править | править код ]

Первоначально терновый венец находился в Иерусалиме, но в 1060-е годы был перевезён в Константинополь [1] . Николай Месарит, митрополит Эфесский (XII — начало XIII века) — богослов, церковный и государственный деятель сообщает о том, что в 1201 году в Константинополе, в храме Богородицы Фара (др.-греч. τοῦ Θάρου  — при маяке) — в церкви, предназначенной для повседневной литургии в присутствии императора и его семьи, а также для торжественных служб в 1-й день года, 1 мая, в день поминовения пророка Илии (в присутствии синклита), в Великий четверг и в Великую субботу, хранились следующие реликвии: Терновый венец Христа, туника Христа, посох Христа, плеть Его бичевания, святой гвоздь, копьё Лонгина, частицы сандалий Христа (привезены императором Иоанном Цимисхием из Палестины в 975 году) [2] .

Во время Четвёртого крестового похода Константинополь был разграблен в 1204 году. Реликвии, находившиеся в нём, вывезли крестоносцы, в числе их был и Терновый венец. В 1239 году Людовик Святой приобрёл Венец, по некоторым данным, за огромную по тем временам сумму в 135 тысяч ливров у Латинского императора Балдуина II. Точнее, Балдуин II заложил Терновый венец венецианцам, у которых он был выкуплен Людовиком Святым. В 1239 году, в ходе процессии в Санс, Людовик Святой со своим братом Робером д’Артуа, босые, в простых рубахах, несли раку с Терновым венцом [3] . Затем Терновый венец был доставлен в Париж, куда позже были привезены частицы Креста Господня, Копьё Лонгина и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового Заветов. Для хранения священных реликвий Людовик Святой повелел возвести в Париже особую церковь Сент-Шапель (часовня королевского дворца, фундамент был заложен в 1242 году) и в том же 1239 году временно поместил Терновый венец в городской собор [4] . В 1246 году Терновый венец был перенесён в часовню Сент-Шапель [5] .

В сочинении Трактат о реликвиях, написанном в 1543 году протестантом Жаном Кальвином и многократно издававшемся впоследствии, написано, что частей Тернового венца было столь много, что если их собрать, то получится более четырёх венцов. Они были: третья часть венца в Сент-Шапель в Париже; три шипа в Римской церкви Святого Креста; много шипов в Римской церкви святого Евстафия; множество шипов в Сиене; один шип в Виченце; пять шипов — в Бурже; в Безансоне, в церкви Святого Иоанна — три; Мон-Руаяле (фр.  Mont-Royal (Sarreinsberg) ) — три; в Соборе Овьедо в Испании; в Собор Святого Иакова в Галисии — два; в Альби — три; в Тулузе; Маконе; Шарру (Вьенна) (фр.  Charroux (Vienne) ) в Пуату; в базилике Нотр-Дам де Клери-Сент-Андре (фр.  Basilique Notre-Dame de Cléry-Saint-André ); Сен-Флур (Канталь); Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (фр.  Saint-Maximin-la-Sainte-Baume ) в Провансе; в фр.  l’abbaye de la Salle ; в приходской церкви Святого Мартина в Нуайоне [6] .

В Новое время [ править | править код ]

Во время Французской революции XVIII века, после пожара в часовне Сент-Шапель, Терновый венец был перенесён в Национальную библиотеку Франции. Возвращён Церкви Наполеоном I. В 1806 венец был помещён в ризницу собора Парижской Богоматери [1] .

Современность [ править | править код ]

Реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, представляющая собой целый венец, находится на постоянном пребывании в Париже, в соборе Парижской Богоматери. Вынос реликвии для почитания осуществляется в первую пятницу каждого месяца, каждую пятницу в период Великого поста и в Страстную пятницу [7] .

Читайте так же:
Мадам галифе меню бизнес ланч

При пожаре в соборе 15 апреля 2019 года Терновый венец был вынесен из собора и перенесён в мэрию Парижа [8] .

В геральдике [ править | править код ]

Терновый венец является центральным элементом ордена Белого движения «Знак 1-го Кубанского (Ледяного) похода».

Терновый венец

Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανος ἐξ ἀκανθῶν ) — венец из ветвей растения с шипами (терниями), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

Содержание

Евангельская история [ | ]

О возложении на Иисуса Христа венца из тёрна пишут три евангелиста:

…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)

…и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)

И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)

О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.

В Средние века [ | ]

Первоначально терновый венец находился в Иерусалиме, но в 1060-е годы был перевезён в Константинополь [1] . Николай Месарит, митрополит Эфесский (XII — начало XIII века) — богослов, церковный и государственный деятель сообщает о том, что в 1201 году в Константинополе, в храме Богородицы Фара (др.-греч. τοῦ Θάρου  — при маяке) — в церкви, предназначенной для повседневной литургии в присутствии императора и его семьи, а также для торжественных служб в 1-й день года, 1 мая, в день поминовения пророка Илии (в присутствии синклита), в Великий четверг и в Великую субботу, хранились следующие реликвии: Терновый венец Христа, туника Христа, посох Христа, плеть Его бичевания, святой гвоздь, копьё Лонгина, частицы сандалий Христа (привезены императором Иоанном Цимисхием из Палестины в 975 году) [2] .

Во время Четвёртого крестового похода Константинополь был разграблен в 1204 году. Реликвии, находившиеся в нём, вывезли крестоносцы, в числе их был и Терновый венец. В 1239 году Людовик Святой приобрёл Венец, по некоторым данным, за огромную по тем временам сумму в 135 тысяч ливров у Латинского императора Балдуина II. Точнее, Балдуин II заложил Терновый венец венецианцам, у которых он был выкуплен Людовиком Святым. В 1239 году, в ходе процессии в Санс, Людовик Святой со своим братом Робером д’Артуа, босые, в простых рубахах, несли раку с Терновым венцом [3] . Затем Терновый венец был доставлен в Париж, куда позже были привезены частицы Креста Господня, Копьё Лонгина и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового Заветов. Для хранения священных реликвий Людовик Святой повелел возвести в Париже особую церковь Сент-Шапель (часовня королевского дворца, фундамент был заложен в 1242 году) и в том же 1239 году временно поместил Терновый венец в городской собор [4] . В 1246 году Терновый венец был перенесён в часовню Сент-Шапель [5] .

В сочинении Трактат о реликвиях, написанном в 1543 году протестантом Жаном Кальвином и многократно издававшемся впоследствии, написано, что частей Тернового венца было столь много, что если их собрать, то получится более четырёх венцов. Они были: третья часть венца в Сент-Шапель в Париже; три шипа в Римской церкви Святого Креста; много шипов в Римской церкви святого Евстафия; множество шипов в Сиене; один шип в Виченце; пять шипов — в Бурже; в Безансоне, в церкви Святого Иоанна — три; Мон-Руаяле (фр.  Mont-Royal (Sarreinsberg) ) — три; в Соборе Овьедо в Испании; в Собор Святого Иакова в Галисии — два; в Альби — три; в Тулузе; Маконе; Шарру (Вьенна) (фр.  Charroux (Vienne) ) в Пуату; в базилике Нотр-Дам де Клери-Сент-Андре (фр.  Basilique Notre-Dame de Cléry-Saint-André ); Сен-Флур (Канталь); Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (фр.  Saint-Maximin-la-Sainte-Baume ) в Провансе; в фр.  l’abbaye de la Salle ; в приходской церкви Святого Мартина в Нуайоне [6] .

В Новое время [ | ]

Во время Французской революции XVIII века, после пожара в часовне Сент-Шапель, Терновый венец был перенесён в Национальную библиотеку Франции. Возвращён Церкви Наполеоном I. В 1806 венец был помещён в ризницу собора Парижской Богоматери [1] .

Читайте так же:
Как выглядит тенниска прическа

Современность [ | ]

Реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, представляющая собой целый венец, находится на постоянном пребывании в Париже, в соборе Парижской Богоматери. Вынос реликвии для почитания осуществляется в первую пятницу каждого месяца, каждую пятницу в период Великого поста и в Страстную пятницу [7] .

При пожаре в соборе 15 апреля 2019 года Терновый венец был вынесен из собора и перенесён в мэрию Парижа [8] .

В геральдике [ | ]

Терновый венец является центральным элементом ордена Белого движения «Знак 1-го Кубанского (Ледяного) похода».

Молитвенный свиток XVI века раскрыл подробности средневековых верований

Король Англии Генрих VIII «оторвал» Англиканскую церковь от контроля Ватикана, положив начало цепочке событий, которые повлияют на события в Британии и некоторых других регионах Европы на столетия вперед. Теперь новый анализ манускрипта XVI века из Бромхольского монастыря рассказал о религиозных ритуалах до Реформации.

Первая часть свитка

Первая часть свитка / © Journal of the British Archaeological Association

Молитвенный свиток Бромхольма — связанный с Бромхольмским монастырем, который находился на северо-востоке английского графства Норфолк и был основан в 1113 году Уильямом де Гланвиллем — состоит из двух сшитых вместе кусков пергамента 1370 на 130 миллиметров. На оборотной стороне нет никаких отличительных знаков, в то время как на лицевой стороне, помимо двух текстов индульгенции и семи милостей, изображены три варианта патриарших крестов, в том числе «Крест Бромхольма» черного цвета с фигурой Христа (предположительно, в реальности он содержал фрагмент креста, на котором распяли Сына Божия), а также три скрещенных гвоздя вместе с терновым венцом.

Как рассказывает в своем исследовании историк искусств Гейл Тернер, сегодня молитвенный список принадлежит частной коллекции, его никогда ранее не изучали и не публиковали полностью. Упоминание епископа-суфрагана Норвичского помогло датировать манускрипт примерно 1505-1535 годами, а не концом XV века, как думали ранее. По словам специалиста, подобные свитки были дешевы в изготовлении, ведь их можно было составить из любого куска пергамента, даже обрезков, к тому же они не нуждались в переплете. Однако из-за этого страдала сохранность документов.

В статье для журнала Journal of the British Archaeological Association Тернер пишет, что рукопись не только редка, но и ценна, поскольку показывает нам, как люди в те времена относились к вере. Она позволяет по-новому взглянуть на христианское паломничество и так называемый культ креста до роспуска монастырей Генрихом VIII — крупнейшего события Реформации, преобразовавшего церковь Англии и выведшего ее из-под контроля Ватикана. В наши дни сохранились лишь руины Бромхольма, но когда-то он был известным средневековым местом паломничества, упомянутым в поэме «Видения о Петре-пахаре» Уильяма Ленгленда и «Рассказе Рива» Джеффри Чосера.

Изучение иллюстраций и религиозных текстов средневекового манускрипта, по мнению автора работы, помогает получить представление о ритуалах того времени. «Свиток отражает время, когда миряне искренне верили как в видимых, так и в невидимых врагов, а молитвы были адаптированы для удовлетворения потребностей мирян. Владельцы молитвенных списков ценили их как личные источники вдохновения для молитвы, хотя во время Реформации и после их даже не хранили в библиотеках. Поэтому замечательно, что такой великолепный свиток дошел до нас спустя более чем 500 лет», — пишет Тернер.

Страстное воскресенье было главным днем ​​для паломников, которые приходили в Бромхольский монастырь поклониться его главной реликвии — «Кресту Бромхольма» — и поразмышлять о страданиях Иисуса Христа на Кресте. Вторым важным праздником считался День Воздвижения Креста. По этому случаю в 1226 году Генрих III, вскоре после посещения Бромхольма, разрешил настоятелю и монахам проводить ежегодную трехдневную ярмарку в течение трех дней во время праздника (который первоначально отмечался Восточной церковью), что дало монастырю дополнительную возможность побуждать паломников к поклонению и пожертвованиям.

«В 1401 году папа Бонифаций IX даровал индульгенции верующим, которые в Страстное воскресенье или в три дня до и после посещали Бромхольм и подавали милостыню на сохранение монастыря. Сувениры паломников XIII-XIV веков, в том числе жетоны из свинцового сплава, ученые нашли на этом месте. Молитвенный свиток Бромхольма, вероятно, тоже был своего рода сувениром, хотя и уникальным. Все его элементы связаны с сосредоточенностью на Страстях Христовых, которые были особенно важны для религиозных обрядов в Страстное воскресенье, Великий четверг и праздник Воздвижения Креста. Жертвенная природа ран Христа и его искупительная кровь, которая могла смыть грех, стали прочно связаны с Евхаристией в конце XV и начале XVI веков», — отметил исследователь.

Читайте так же:
Нужно ли снимать воротник с собаки

Как терновый венец оказался в Париже? Часть 5


Терновый Венец в соборе Парижской Богоматери

Из Константинополя до Парижа.

Благословляя на Четвёртый Крестовый Поход, а впоследствии прощая все злодеяния крестоносцев, Папа Иннокентий III преследовал (кто бы усомнился) самую благую цель – поднять с колен престиж Римского Папства и объединить – под началом Рима, разумеется – восточное и западное христианства. Результат оказался закономерным. То есть ровно противоположным. Восточное и западное христианство презрело (чтоб не сказать «возненавидело») друг друга окончательно. «Папский престиж» с колен не встал. Конфликт между Папским Престолом и Священной Германской Империями (вошедший в историю под названием «Борьба за инвеституру») окончательно унизил влияние как одних, так и других. И тут Людовик IX Святой решает приобрести для Франции Священные Реликвии. «Его цель – доминировать над христианством». Будто специально, в столь правильный для Франции момент, Святые Реликвии оказываются как раз «диспонибль» (disponible) – можно купить. Терновый Венец Христа заложен последним латинским императором Балдуином II де Куртене венецианскому торговцу по имени Николо Кирино. В акте от 4 сентября 1238 года говорится: если к июню 1239 года Балдуин II деньги не вернёт, Реликвии переходит в собственность заимодавца. Проведав об этом, и точно зная, что денег у Балдуина нет, Людовик IX спешит воспользоваться столь блестящей оказией и вызывается выкупить Венец. По крайней мере так написано в большинстве поверхностно найденных в интернете источников. Но кое где повествуется, что дело обстояло не совсем (не в точности) так. А вот как: В 1238 году Балдуин II никому ничего не закладывал, а сам как раз пребывал во Франции. Здесь, при дворе Людовика IX, он узнаёт, что его «приближённые» в далёком Константинополе, пребывая, как водится, в сильной нужде и отчаянии, заложили Терновый Венец венецианцам. В контракте оговаривается: Венец перевозится из Константинополя в Венецию и если к Празднику Святых Гервасия и Протасия, 18 июня, авансированные деньги не возвращены, Венец остаётся за кредиторами. Правильно оценивая платёжеспособность собственной казны, Балдуин II предлагает Людовику IX Венец «в дар» (кхм, примечание автора, «в дар») – «в благодарность за помощь и потому, что, по его (Балдуина) убеждению, истинное место Венцу в Королевстве Франции». Не забудем – хоть БалдуинII и был единственным «Багрянородным» императором Латинской Империи, но выходил таки из знатного французского рода той же династии Капетингов, что и Людовик IX.

Примечание: «Багрянородный»? – Я знаю, что вы знаете, что это такое. Но так, на всякий случай, освежим в памяти: Багрянородными (Πορφυρογέννητος, Porphyrogennētos) византийцы называли тех, кто родился в законном браке у правящего – правящего! – императора в особом, «багряном», помещении Большого Императорского Дворца в Константинополе. Помещение именовали «Порфира» (Πορφύρα). Порфирородный. Порфирогенет. «Порфира — это здание императорского дворца, четырехугольное с пирамидальной крышей; выходит оно к морю у пристани, в том месте, где находятся каменные быки и львы; пол его выложен мрамором, стены облицованы драгоценным камнем — не обычным и широко распространенным, а таким, что прежние императоры привозили из Рима. Камень этот почти весь пурпурного цвета и по всей поверхности, как песчинками, усеян белыми крапинками. Благодаря ему, думается мне, и назвали наши предки это здание Порфирой» (Анна Комнина / Άννα Κομνηνή, 1083 – 1153). Другой источник уточняет: красный порфир происходил не из Рима, но из Египта, а именно из горы Джебель-Духан (близ Красного моря). И египтяне первыми оценили величие красного камня. Потом уже римляне с греками позаимствовали. Пелёнки у багрянородных младенцев также были багряными. «С самих, как говорится, «порфирных пеленок» я встречалась со многими горестями и испытала недоброжелательство судьбы» (Анна Комнина). «Багряный цвет издавна считался символом власти, как из-за своей энергетики и насыщенности, так и из-за высокой стоимости красителя. В Древнем Риме, например, по указу Нерона, облачаться в пурпурный цвет мог только император, а ношение пурпурных одеяний рассматривалось как мятеж. Камень порфир использовался для тронов и императорских саркофагов, подчеркивая величие власти». (copy / past) Никакого закона о престолонаследии у византийцев не было. Определение «порфирогенет» заведомо звучало титулом и давало преимущество в обход «примогенитуре» (первородства). В Позднем Риме аналогичного смысла императоров также называли «багрянородными». Конец примечания.

Читайте так же:
Толстовка с тренчем как смотрится


Кварцевый порфир

Итак, Болдуин II предлагает «передать» Терновый Венец Людовику IX Святому. Венец, тем временем, грузят на галеры и отправляют в Венецию. Греки выставляют дозоры и посты, надеются воспрепятствовать. Не получилось. На Рождество 1238 года Святая Реликвия покидает Константинополь навсегда. Людовик направляет своих экспертов в Венецию и Константинополь. Как кто-то пошутил: «Чтоб никаких китайских подделок»! Аутентичность Венца подтверждают многочисленные печати. Печати подвергают тщательной экспертизе. Если почитать моих любимых «Проклятых Королей» можно узнать сколь дело это – экспертиза печатей – хлопотное и сколь подделка практически невозможна. Ну да всё сходится. Людовик велит выплатить оговорённые 135.000 ливров. Под усиленным вооружённым конвоем – на Венец претендует Византийский Император в изгнании – священный груз отправляется во Францию и 18 августа 1239 Терновый Венок Господа Нашего Иисуса Христа со всеми почестями «входит» в Париж. Всё. Париж – новый Иерусалим!


Людовик IX Святой и Терновый Венец. «Святой Людовик, король мира и справедливости, возвращающий Святой Терновый Венец, вверенный на попечение рыцарей Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского».

«Париж – новый Иерусалим»!

Вслед за Терновым Венцом, Людовик IX приобретает «у тех же поставщиков» целую «коллекцию» священных реликвий, главным образом – реликвии «Орудий Страстей». Практически всё, что уцелело в Константинополе, постепенно перевезено в Париж. Фрагменты Истинного Креста, Копьё Лонгина, Святая Губка, фрагмент Гроба Господня… Столь великим Реликвиям подобает надлежащий Реликварий. Так в Париже появляется своя Святая капелла, вслед за аналогичными учреждениями Иерусалима и Константинополя. Выстроена Святая капелла Парижа в рекордные сроки: c 1242 по 1248 годы. Всего шесть лет. «Жемчужина средневекового зодчества». «Шедевр готической архитектуры». «Драгоценные витражи не перестают поражать воображение». «Самое полное собрание витражного искусства XIII века»… До сих пор – явление редкое – витражи Святой капеллы остаются такими, какими были в XIII веке, частично оригинальные, частично переделанные в XIX веке, но в строгом соответствии с первоисточником. Обошлась Людовику Святому Святая капелла (как было сказано выше) в 40.000 ливров. Ещё 100.000 (все цифры по свидетельствам современника) ушло на драгоценные раки. 135.000, мы помним, цена самого «Тернового Венца обагрённого кровью Христа». И если пишут, что 135 тысяч ливров – это более половины годового дохода всего королевства, то сумма расходов в целом с лихвой превысила годовой доход. Ну да, как видим сегодня – того стоило.


Святая капелла, наши дни.

Как и Святая Капелла растерзанного Константинополя, Святая капелла в Париже первоначально – часовня сугубо частная. Королевской семьи. Святые реликвии на обозрение «публики» подаются крайне редко, в случаях исключительных. Со временем «исключительность» станет чуть попроще – можно лицезреть во время «привилегированного визита» иностранных глав государств и правительств средних веков… До недавнего времени (до пожара 15 апреля 2019) Терновый Венец в соборе Парижской Богоматери выносили на поклонение всех желающих каждую первую пятницу месяца ровно в 15:00; во время Великого Поста – каждую пятницу в 15:00; в Великую Пятницу — почти на весь день, с 10:00 до 17:00. Историю Тернового Венца пересказывать не стану. Не буду. Не хочу. Не могу…. удержаться. Если очень кратко: в первые 350 лет Христианства о Терновом Венце Спасителя не находится ни слова. Кроме Евангелия, рассказывающего, как в ночь с Четверга на Пятницу, пред восхождением на Голгофу, римские солдаты надели на голову Христа венок из гибких веток с шипами, служащих обычно для связки хвороста. «…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)»… «…и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)»… «….И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)»… Некоторые авторы полагают, что Терновый Венец был обнаружен Святой Еленой вместе (чуть позже) с Животворящим Истинным Крестом и другими реликвиями «Орудий Страстей» в Иерусалиме. Христианские семьи в тайне хранили реликвии по домам и передали их матери основателя Константинополя во время её «инспекционного паломничества» в 326 году. Ни один документ, подтверждающий данную находку, увы, до сих пор не известен. Предполагается, что легенда о находке появилась к 350 году. Свидетельства пилигримов IV века уже упоминают о поклонении Терновому Венцу, хранящемуся в одной из церквей Иерусалимаю Разорительные нашествия персов на Иерусалим датированы 614-629 годами. В это же время и по той же причине Святые Реликвии переправляются в Константинополь. Арабы завоёвывают Палестину в 638 году. Константинополь – Новый Рим – Новый Иерусалим. Венец, хранящийся в соборе Парижской Богоматери, несмотря на многочисленные попытки «проверки подлинности», никогда «аутентифицирован» не был. Но это уже не важно. Существует такое понятие – «inventio reliquarum». «Изобретение» (творение, измышление, сочинение) – больше, чем изобретение. Поклонению Терновому Венцу скоро будет 17 веков. Никаких иных «научных подлинностей» не надо… Хотя, читала одного учёного-богослова из России, который утверждал, что лично установил неоспоримую подлинность парижского Венца…

Читайте так же:
Подшивочная ткань для воротников


Поклонение Терновому Венцу в Великую пятницу, собор Парижской Богоматери. 2015г. Ныне, после пожара апреля 2019 г., Венок передан на хранение в Лувр, и поклонение происходит в соседней церкви Сен-Жермен-л’Осеруа / Église Saint-Germain-l’Auxerrois de Paris.

И ещё примечательно – ни одного шипа от Тернового Венца в самом Венце не сохранилось. Говорят, некогда шипов было 70. Все «разбазарены» в течение веков королями Византии и Франции. Всем понятно: реликвии в средние века были не только предметом торга, но и предметом важных дипломатических «подарков», «подкупа». Считается, что Терновый Венец Спасителя был сплетён из веток Ziziphus spina-christi (род цветковых растений семейства крушиновые). Исследователи Туринской Плащаницы уверяют, однако, что никакого венца на самом деле не было, что римским солдафонам и в голову бы не пришло плести из колючек венок, руки ранить, что просто они схватили нечто, наподобие круглого колючего куста, или объёмной ветки, и надели сей «шлем» на голову Иисуса из Назарета целиком. Кровоподтёки, наблюдаемые на Плащанице, свидетельствуют о многочисленных ранах по всей поверхности головы. Во время Великой Французской Революции, когда Святая капелла была национализирована, многие прочие храмы уничтожены или превращены в сараи, Терновый Венец – Слава Создателю – не пострадал. Расцененный, как «национальное наследие», помещён в хранилища Национальной Библиотеки. С 1806 года – в сокровищнице собора Парижской Богоматери. В 1896 году для Венца создан новый Реликварий, представляющий из себя круглый цилиндр из горного хрусталя и золочёного серебра, 21 см в диаметре (см картинку). В нём-то и выносили доселе Венец на поклонение…


Святая капелла, наши дни.

Святая капелла «инаугурирована» 26 апреля 1248, за несколько недель до того, как Людовик IX отправится в свой первый Крестовый Поход. Помните? – Людовик сильно болел (декабрь 1244, вероятно дизентерия), его мать, Бланка Кастильская, кроме прочего, велит принести к одру умирающего Святые реликвии из Святой капеллы (предшественницы) и Король чудесным образом выздоравливает. За что произносит «клятву» свершить Крестовый Поход (для самого Людовика первый, по официальному исчислению седьмой). На этом историю о том, как Терновый Венец попал во Францию можно бы и закончить. Разве что ещё пару слов про Людовика IX Святого… Ну буквально, ещё пару десятков тысяч слов…

Самая первая часть здесь


Hosted on Fotki Святая капелла, наши дни.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector