Терновый венец
Терновый венец
Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανος ἐξ ἀκανθῶν ) — венец из ветвей растения с шипами (терниями), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.
Содержание
Евангельская история [ править | править код ]
О возложении на Иисуса Христа венца из тёрна пишут три евангелиста:
…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)
…и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)
О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.
В Средние века [ править | править код ]
Первоначально терновый венец находился в Иерусалиме, но в 1060-е годы был перевезён в Константинополь [1] . Николай Месарит, митрополит Эфесский (XII — начало XIII века) — богослов, церковный и государственный деятель сообщает о том, что в 1201 году в Константинополе, в храме Богородицы Фара (др.-греч. τοῦ Θάρου — при маяке) — в церкви, предназначенной для повседневной литургии в присутствии императора и его семьи, а также для торжественных служб в 1-й день года, 1 мая, в день поминовения пророка Илии (в присутствии синклита), в Великий четверг и в Великую субботу, хранились следующие реликвии: Терновый венец Христа, туника Христа, посох Христа, плеть Его бичевания, святой гвоздь, копьё Лонгина, частицы сандалий Христа (привезены императором Иоанном Цимисхием из Палестины в 975 году) [2] .
Во время Четвёртого крестового похода Константинополь был разграблен в 1204 году. Реликвии, находившиеся в нём, вывезли крестоносцы, в числе их был и Терновый венец. В 1239 году Людовик Святой приобрёл Венец, по некоторым данным, за огромную по тем временам сумму в 135 тысяч ливров у Латинского императора Балдуина II. Точнее, Балдуин II заложил Терновый венец венецианцам, у которых он был выкуплен Людовиком Святым. В 1239 году, в ходе процессии в Санс, Людовик Святой со своим братом Робером д’Артуа, босые, в простых рубахах, несли раку с Терновым венцом [3] . Затем Терновый венец был доставлен в Париж, куда позже были привезены частицы Креста Господня, Копьё Лонгина и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового Заветов. Для хранения священных реликвий Людовик Святой повелел возвести в Париже особую церковь Сент-Шапель (часовня королевского дворца, фундамент был заложен в 1242 году) и в том же 1239 году временно поместил Терновый венец в городской собор [4] . В 1246 году Терновый венец был перенесён в часовню Сент-Шапель [5] .
В сочинении Трактат о реликвиях, написанном в 1543 году протестантом Жаном Кальвином и многократно издававшемся впоследствии, написано, что частей Тернового венца было столь много, что если их собрать, то получится более четырёх венцов. Они были: третья часть венца в Сент-Шапель в Париже; три шипа в Римской церкви Святого Креста; много шипов в Римской церкви святого Евстафия; множество шипов в Сиене; один шип в Виченце; пять шипов — в Бурже; в Безансоне, в церкви Святого Иоанна — три; Мон-Руаяле (фр. Mont-Royal (Sarreinsberg) ) — три; в Соборе Овьедо в Испании; в Собор Святого Иакова в Галисии — два; в Альби — три; в Тулузе; Маконе; Шарру (Вьенна) (фр. Charroux (Vienne) ) в Пуату; в базилике Нотр-Дам де Клери-Сент-Андре (фр. Basilique Notre-Dame de Cléry-Saint-André ); Сен-Флур (Канталь); Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (фр. Saint-Maximin-la-Sainte-Baume ) в Провансе; в фр. l’abbaye de la Salle ; в приходской церкви Святого Мартина в Нуайоне [6] .
В Новое время [ править | править код ]
Во время Французской революции XVIII века, после пожара в часовне Сент-Шапель, Терновый венец был перенесён в Национальную библиотеку Франции. Возвращён Церкви Наполеоном I. В 1806 венец был помещён в ризницу собора Парижской Богоматери [1] .
Современность [ править | править код ]
Реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, представляющая собой целый венец, находится на постоянном пребывании в Париже, в соборе Парижской Богоматери. Вынос реликвии для почитания осуществляется в первую пятницу каждого месяца, каждую пятницу в период Великого поста и в Страстную пятницу [7] .
При пожаре в соборе 15 апреля 2019 года Терновый венец был вынесен из собора и перенесён в мэрию Парижа [8] .
В геральдике [ править | править код ]
Терновый венец является центральным элементом ордена Белого движения «Знак 1-го Кубанского (Ледяного) похода».
Терновый венец
Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανος ἐξ ἀκανθῶν ) — венец из ветвей растения с шипами (терниями), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.
Содержание
Евангельская история [ | ]
О возложении на Иисуса Христа венца из тёрна пишут три евангелиста:
…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)
…и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)
О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.
В Средние века [ | ]
Первоначально терновый венец находился в Иерусалиме, но в 1060-е годы был перевезён в Константинополь [1] . Николай Месарит, митрополит Эфесский (XII — начало XIII века) — богослов, церковный и государственный деятель сообщает о том, что в 1201 году в Константинополе, в храме Богородицы Фара (др.-греч. τοῦ Θάρου — при маяке) — в церкви, предназначенной для повседневной литургии в присутствии императора и его семьи, а также для торжественных служб в 1-й день года, 1 мая, в день поминовения пророка Илии (в присутствии синклита), в Великий четверг и в Великую субботу, хранились следующие реликвии: Терновый венец Христа, туника Христа, посох Христа, плеть Его бичевания, святой гвоздь, копьё Лонгина, частицы сандалий Христа (привезены императором Иоанном Цимисхием из Палестины в 975 году) [2] .
Во время Четвёртого крестового похода Константинополь был разграблен в 1204 году. Реликвии, находившиеся в нём, вывезли крестоносцы, в числе их был и Терновый венец. В 1239 году Людовик Святой приобрёл Венец, по некоторым данным, за огромную по тем временам сумму в 135 тысяч ливров у Латинского императора Балдуина II. Точнее, Балдуин II заложил Терновый венец венецианцам, у которых он был выкуплен Людовиком Святым. В 1239 году, в ходе процессии в Санс, Людовик Святой со своим братом Робером д’Артуа, босые, в простых рубахах, несли раку с Терновым венцом [3] . Затем Терновый венец был доставлен в Париж, куда позже были привезены частицы Креста Господня, Копьё Лонгина и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового Заветов. Для хранения священных реликвий Людовик Святой повелел возвести в Париже особую церковь Сент-Шапель (часовня королевского дворца, фундамент был заложен в 1242 году) и в том же 1239 году временно поместил Терновый венец в городской собор [4] . В 1246 году Терновый венец был перенесён в часовню Сент-Шапель [5] .
В сочинении Трактат о реликвиях, написанном в 1543 году протестантом Жаном Кальвином и многократно издававшемся впоследствии, написано, что частей Тернового венца было столь много, что если их собрать, то получится более четырёх венцов. Они были: третья часть венца в Сент-Шапель в Париже; три шипа в Римской церкви Святого Креста; много шипов в Римской церкви святого Евстафия; множество шипов в Сиене; один шип в Виченце; пять шипов — в Бурже; в Безансоне, в церкви Святого Иоанна — три; Мон-Руаяле (фр. Mont-Royal (Sarreinsberg) ) — три; в Соборе Овьедо в Испании; в Собор Святого Иакова в Галисии — два; в Альби — три; в Тулузе; Маконе; Шарру (Вьенна) (фр. Charroux (Vienne) ) в Пуату; в базилике Нотр-Дам де Клери-Сент-Андре (фр. Basilique Notre-Dame de Cléry-Saint-André ); Сен-Флур (Канталь); Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (фр. Saint-Maximin-la-Sainte-Baume ) в Провансе; в фр. l’abbaye de la Salle ; в приходской церкви Святого Мартина в Нуайоне [6] .
В Новое время [ | ]
Во время Французской революции XVIII века, после пожара в часовне Сент-Шапель, Терновый венец был перенесён в Национальную библиотеку Франции. Возвращён Церкви Наполеоном I. В 1806 венец был помещён в ризницу собора Парижской Богоматери [1] .
Современность [ | ]
Реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, представляющая собой целый венец, находится на постоянном пребывании в Париже, в соборе Парижской Богоматери. Вынос реликвии для почитания осуществляется в первую пятницу каждого месяца, каждую пятницу в период Великого поста и в Страстную пятницу [7] .
При пожаре в соборе 15 апреля 2019 года Терновый венец был вынесен из собора и перенесён в мэрию Парижа [8] .
В геральдике [ | ]
Терновый венец является центральным элементом ордена Белого движения «Знак 1-го Кубанского (Ледяного) похода».
Молитвенный свиток XVI века раскрыл подробности средневековых верований
Король Англии Генрих VIII «оторвал» Англиканскую церковь от контроля Ватикана, положив начало цепочке событий, которые повлияют на события в Британии и некоторых других регионах Европы на столетия вперед. Теперь новый анализ манускрипта XVI века из Бромхольского монастыря рассказал о религиозных ритуалах до Реформации.
Первая часть свитка / © Journal of the British Archaeological Association
Молитвенный свиток Бромхольма — связанный с Бромхольмским монастырем, который находился на северо-востоке английского графства Норфолк и был основан в 1113 году Уильямом де Гланвиллем — состоит из двух сшитых вместе кусков пергамента 1370 на 130 миллиметров. На оборотной стороне нет никаких отличительных знаков, в то время как на лицевой стороне, помимо двух текстов индульгенции и семи милостей, изображены три варианта патриарших крестов, в том числе «Крест Бромхольма» черного цвета с фигурой Христа (предположительно, в реальности он содержал фрагмент креста, на котором распяли Сына Божия), а также три скрещенных гвоздя вместе с терновым венцом.
Как рассказывает в своем исследовании историк искусств Гейл Тернер, сегодня молитвенный список принадлежит частной коллекции, его никогда ранее не изучали и не публиковали полностью. Упоминание епископа-суфрагана Норвичского помогло датировать манускрипт примерно 1505-1535 годами, а не концом XV века, как думали ранее. По словам специалиста, подобные свитки были дешевы в изготовлении, ведь их можно было составить из любого куска пергамента, даже обрезков, к тому же они не нуждались в переплете. Однако из-за этого страдала сохранность документов.
В статье для журнала Journal of the British Archaeological Association Тернер пишет, что рукопись не только редка, но и ценна, поскольку показывает нам, как люди в те времена относились к вере. Она позволяет по-новому взглянуть на христианское паломничество и так называемый культ креста до роспуска монастырей Генрихом VIII — крупнейшего события Реформации, преобразовавшего церковь Англии и выведшего ее из-под контроля Ватикана. В наши дни сохранились лишь руины Бромхольма, но когда-то он был известным средневековым местом паломничества, упомянутым в поэме «Видения о Петре-пахаре» Уильяма Ленгленда и «Рассказе Рива» Джеффри Чосера.
Изучение иллюстраций и религиозных текстов средневекового манускрипта, по мнению автора работы, помогает получить представление о ритуалах того времени. «Свиток отражает время, когда миряне искренне верили как в видимых, так и в невидимых врагов, а молитвы были адаптированы для удовлетворения потребностей мирян. Владельцы молитвенных списков ценили их как личные источники вдохновения для молитвы, хотя во время Реформации и после их даже не хранили в библиотеках. Поэтому замечательно, что такой великолепный свиток дошел до нас спустя более чем 500 лет», — пишет Тернер.
Страстное воскресенье было главным днем для паломников, которые приходили в Бромхольский монастырь поклониться его главной реликвии — «Кресту Бромхольма» — и поразмышлять о страданиях Иисуса Христа на Кресте. Вторым важным праздником считался День Воздвижения Креста. По этому случаю в 1226 году Генрих III, вскоре после посещения Бромхольма, разрешил настоятелю и монахам проводить ежегодную трехдневную ярмарку в течение трех дней во время праздника (который первоначально отмечался Восточной церковью), что дало монастырю дополнительную возможность побуждать паломников к поклонению и пожертвованиям.
«В 1401 году папа Бонифаций IX даровал индульгенции верующим, которые в Страстное воскресенье или в три дня до и после посещали Бромхольм и подавали милостыню на сохранение монастыря. Сувениры паломников XIII-XIV веков, в том числе жетоны из свинцового сплава, ученые нашли на этом месте. Молитвенный свиток Бромхольма, вероятно, тоже был своего рода сувениром, хотя и уникальным. Все его элементы связаны с сосредоточенностью на Страстях Христовых, которые были особенно важны для религиозных обрядов в Страстное воскресенье, Великий четверг и праздник Воздвижения Креста. Жертвенная природа ран Христа и его искупительная кровь, которая могла смыть грех, стали прочно связаны с Евхаристией в конце XV и начале XVI веков», — отметил исследователь.
Как терновый венец оказался в Париже? Часть 5
Терновый Венец в соборе Парижской Богоматери
Из Константинополя до Парижа.
Благословляя на Четвёртый Крестовый Поход, а впоследствии прощая все злодеяния крестоносцев, Папа Иннокентий III преследовал (кто бы усомнился) самую благую цель – поднять с колен престиж Римского Папства и объединить – под началом Рима, разумеется – восточное и западное христианства. Результат оказался закономерным. То есть ровно противоположным. Восточное и западное христианство презрело (чтоб не сказать «возненавидело») друг друга окончательно. «Папский престиж» с колен не встал. Конфликт между Папским Престолом и Священной Германской Империями (вошедший в историю под названием «Борьба за инвеституру») окончательно унизил влияние как одних, так и других. И тут Людовик IX Святой решает приобрести для Франции Священные Реликвии. «Его цель – доминировать над христианством». Будто специально, в столь правильный для Франции момент, Святые Реликвии оказываются как раз «диспонибль» (disponible) – можно купить. Терновый Венец Христа заложен последним латинским императором Балдуином II де Куртене венецианскому торговцу по имени Николо Кирино. В акте от 4 сентября 1238 года говорится: если к июню 1239 года Балдуин II деньги не вернёт, Реликвии переходит в собственность заимодавца. Проведав об этом, и точно зная, что денег у Балдуина нет, Людовик IX спешит воспользоваться столь блестящей оказией и вызывается выкупить Венец. По крайней мере так написано в большинстве поверхностно найденных в интернете источников. Но кое где повествуется, что дело обстояло не совсем (не в точности) так. А вот как: В 1238 году Балдуин II никому ничего не закладывал, а сам как раз пребывал во Франции. Здесь, при дворе Людовика IX, он узнаёт, что его «приближённые» в далёком Константинополе, пребывая, как водится, в сильной нужде и отчаянии, заложили Терновый Венец венецианцам. В контракте оговаривается: Венец перевозится из Константинополя в Венецию и если к Празднику Святых Гервасия и Протасия, 18 июня, авансированные деньги не возвращены, Венец остаётся за кредиторами. Правильно оценивая платёжеспособность собственной казны, Балдуин II предлагает Людовику IX Венец «в дар» (кхм, примечание автора, «в дар») – «в благодарность за помощь и потому, что, по его (Балдуина) убеждению, истинное место Венцу в Королевстве Франции». Не забудем – хоть БалдуинII и был единственным «Багрянородным» императором Латинской Империи, но выходил таки из знатного французского рода той же династии Капетингов, что и Людовик IX.
Примечание: «Багрянородный»? – Я знаю, что вы знаете, что это такое. Но так, на всякий случай, освежим в памяти: Багрянородными (Πορφυρογέννητος, Porphyrogennētos) византийцы называли тех, кто родился в законном браке у правящего – правящего! – императора в особом, «багряном», помещении Большого Императорского Дворца в Константинополе. Помещение именовали «Порфира» (Πορφύρα). Порфирородный. Порфирогенет. «Порфира — это здание императорского дворца, четырехугольное с пирамидальной крышей; выходит оно к морю у пристани, в том месте, где находятся каменные быки и львы; пол его выложен мрамором, стены облицованы драгоценным камнем — не обычным и широко распространенным, а таким, что прежние императоры привозили из Рима. Камень этот почти весь пурпурного цвета и по всей поверхности, как песчинками, усеян белыми крапинками. Благодаря ему, думается мне, и назвали наши предки это здание Порфирой» (Анна Комнина / Άννα Κομνηνή, 1083 – 1153). Другой источник уточняет: красный порфир происходил не из Рима, но из Египта, а именно из горы Джебель-Духан (близ Красного моря). И египтяне первыми оценили величие красного камня. Потом уже римляне с греками позаимствовали. Пелёнки у багрянородных младенцев также были багряными. «С самих, как говорится, «порфирных пеленок» я встречалась со многими горестями и испытала недоброжелательство судьбы» (Анна Комнина). «Багряный цвет издавна считался символом власти, как из-за своей энергетики и насыщенности, так и из-за высокой стоимости красителя. В Древнем Риме, например, по указу Нерона, облачаться в пурпурный цвет мог только император, а ношение пурпурных одеяний рассматривалось как мятеж. Камень порфир использовался для тронов и императорских саркофагов, подчеркивая величие власти». (copy / past) Никакого закона о престолонаследии у византийцев не было. Определение «порфирогенет» заведомо звучало титулом и давало преимущество в обход «примогенитуре» (первородства). В Позднем Риме аналогичного смысла императоров также называли «багрянородными». Конец примечания.
Кварцевый порфир
Итак, Болдуин II предлагает «передать» Терновый Венец Людовику IX Святому. Венец, тем временем, грузят на галеры и отправляют в Венецию. Греки выставляют дозоры и посты, надеются воспрепятствовать. Не получилось. На Рождество 1238 года Святая Реликвия покидает Константинополь навсегда. Людовик направляет своих экспертов в Венецию и Константинополь. Как кто-то пошутил: «Чтоб никаких китайских подделок»! Аутентичность Венца подтверждают многочисленные печати. Печати подвергают тщательной экспертизе. Если почитать моих любимых «Проклятых Королей» можно узнать сколь дело это – экспертиза печатей – хлопотное и сколь подделка практически невозможна. Ну да всё сходится. Людовик велит выплатить оговорённые 135.000 ливров. Под усиленным вооружённым конвоем – на Венец претендует Византийский Император в изгнании – священный груз отправляется во Францию и 18 августа 1239 Терновый Венок Господа Нашего Иисуса Христа со всеми почестями «входит» в Париж. Всё. Париж – новый Иерусалим!
Людовик IX Святой и Терновый Венец. «Святой Людовик, король мира и справедливости, возвращающий Святой Терновый Венец, вверенный на попечение рыцарей Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского».
«Париж – новый Иерусалим»!
Вслед за Терновым Венцом, Людовик IX приобретает «у тех же поставщиков» целую «коллекцию» священных реликвий, главным образом – реликвии «Орудий Страстей». Практически всё, что уцелело в Константинополе, постепенно перевезено в Париж. Фрагменты Истинного Креста, Копьё Лонгина, Святая Губка, фрагмент Гроба Господня… Столь великим Реликвиям подобает надлежащий Реликварий. Так в Париже появляется своя Святая капелла, вслед за аналогичными учреждениями Иерусалима и Константинополя. Выстроена Святая капелла Парижа в рекордные сроки: c 1242 по 1248 годы. Всего шесть лет. «Жемчужина средневекового зодчества». «Шедевр готической архитектуры». «Драгоценные витражи не перестают поражать воображение». «Самое полное собрание витражного искусства XIII века»… До сих пор – явление редкое – витражи Святой капеллы остаются такими, какими были в XIII веке, частично оригинальные, частично переделанные в XIX веке, но в строгом соответствии с первоисточником. Обошлась Людовику Святому Святая капелла (как было сказано выше) в 40.000 ливров. Ещё 100.000 (все цифры по свидетельствам современника) ушло на драгоценные раки. 135.000, мы помним, цена самого «Тернового Венца обагрённого кровью Христа». И если пишут, что 135 тысяч ливров – это более половины годового дохода всего королевства, то сумма расходов в целом с лихвой превысила годовой доход. Ну да, как видим сегодня – того стоило.
Святая капелла, наши дни.
Как и Святая Капелла растерзанного Константинополя, Святая капелла в Париже первоначально – часовня сугубо частная. Королевской семьи. Святые реликвии на обозрение «публики» подаются крайне редко, в случаях исключительных. Со временем «исключительность» станет чуть попроще – можно лицезреть во время «привилегированного визита» иностранных глав государств и правительств средних веков… До недавнего времени (до пожара 15 апреля 2019) Терновый Венец в соборе Парижской Богоматери выносили на поклонение всех желающих каждую первую пятницу месяца ровно в 15:00; во время Великого Поста – каждую пятницу в 15:00; в Великую Пятницу — почти на весь день, с 10:00 до 17:00. Историю Тернового Венца пересказывать не стану. Не буду. Не хочу. Не могу…. удержаться. Если очень кратко: в первые 350 лет Христианства о Терновом Венце Спасителя не находится ни слова. Кроме Евангелия, рассказывающего, как в ночь с Четверга на Пятницу, пред восхождением на Голгофу, римские солдаты надели на голову Христа венок из гибких веток с шипами, служащих обычно для связки хвороста. «…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)»… «…и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)»… «….И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)»… Некоторые авторы полагают, что Терновый Венец был обнаружен Святой Еленой вместе (чуть позже) с Животворящим Истинным Крестом и другими реликвиями «Орудий Страстей» в Иерусалиме. Христианские семьи в тайне хранили реликвии по домам и передали их матери основателя Константинополя во время её «инспекционного паломничества» в 326 году. Ни один документ, подтверждающий данную находку, увы, до сих пор не известен. Предполагается, что легенда о находке появилась к 350 году. Свидетельства пилигримов IV века уже упоминают о поклонении Терновому Венцу, хранящемуся в одной из церквей Иерусалимаю Разорительные нашествия персов на Иерусалим датированы 614-629 годами. В это же время и по той же причине Святые Реликвии переправляются в Константинополь. Арабы завоёвывают Палестину в 638 году. Константинополь – Новый Рим – Новый Иерусалим. Венец, хранящийся в соборе Парижской Богоматери, несмотря на многочисленные попытки «проверки подлинности», никогда «аутентифицирован» не был. Но это уже не важно. Существует такое понятие – «inventio reliquarum». «Изобретение» (творение, измышление, сочинение) – больше, чем изобретение. Поклонению Терновому Венцу скоро будет 17 веков. Никаких иных «научных подлинностей» не надо… Хотя, читала одного учёного-богослова из России, который утверждал, что лично установил неоспоримую подлинность парижского Венца…
Поклонение Терновому Венцу в Великую пятницу, собор Парижской Богоматери. 2015г. Ныне, после пожара апреля 2019 г., Венок передан на хранение в Лувр, и поклонение происходит в соседней церкви Сен-Жермен-л’Осеруа / Église Saint-Germain-l’Auxerrois de Paris.
И ещё примечательно – ни одного шипа от Тернового Венца в самом Венце не сохранилось. Говорят, некогда шипов было 70. Все «разбазарены» в течение веков королями Византии и Франции. Всем понятно: реликвии в средние века были не только предметом торга, но и предметом важных дипломатических «подарков», «подкупа». Считается, что Терновый Венец Спасителя был сплетён из веток Ziziphus spina-christi (род цветковых растений семейства крушиновые). Исследователи Туринской Плащаницы уверяют, однако, что никакого венца на самом деле не было, что римским солдафонам и в голову бы не пришло плести из колючек венок, руки ранить, что просто они схватили нечто, наподобие круглого колючего куста, или объёмной ветки, и надели сей «шлем» на голову Иисуса из Назарета целиком. Кровоподтёки, наблюдаемые на Плащанице, свидетельствуют о многочисленных ранах по всей поверхности головы. Во время Великой Французской Революции, когда Святая капелла была национализирована, многие прочие храмы уничтожены или превращены в сараи, Терновый Венец – Слава Создателю – не пострадал. Расцененный, как «национальное наследие», помещён в хранилища Национальной Библиотеки. С 1806 года – в сокровищнице собора Парижской Богоматери. В 1896 году для Венца создан новый Реликварий, представляющий из себя круглый цилиндр из горного хрусталя и золочёного серебра, 21 см в диаметре (см картинку). В нём-то и выносили доселе Венец на поклонение…
Святая капелла, наши дни.
Святая капелла «инаугурирована» 26 апреля 1248, за несколько недель до того, как Людовик IX отправится в свой первый Крестовый Поход. Помните? – Людовик сильно болел (декабрь 1244, вероятно дизентерия), его мать, Бланка Кастильская, кроме прочего, велит принести к одру умирающего Святые реликвии из Святой капеллы (предшественницы) и Король чудесным образом выздоравливает. За что произносит «клятву» свершить Крестовый Поход (для самого Людовика первый, по официальному исчислению седьмой). На этом историю о том, как Терновый Венец попал во Францию можно бы и закончить. Разве что ещё пару слов про Людовика IX Святого… Ну буквально, ещё пару десятков тысяч слов…
Самая первая часть здесь
Hosted on Fotki Святая капелла, наши дни.