История песни «Течет река Волга»
История песни «Течет река Волга»
В детстве эту песню доводилось слушать часто. Вспоминается, как в шестидесятых годах прошлого века в нашем сельском доме появился телевизор, который отец сумел настроить первым в деревне. Это был так называемый «комбайн», состоявший непосредственно из телевизора, а также радиолы и проигрывателя.
С тех пор, а было-то мне тогда лет семь, мы не только смотрели телевизор, но еще и слушали песни с грампластинок. Нередко звучали и лирические «Течет река Волга», «Валенки» и т.д. Любили родители, дедушка с бабушкой в свободную минуту послушать музыкальные произведения. Вместе с ними и мы становились слушателями, хоть поначалу невольными.
«Течет моя Волга, а мне семнадцать лет»… Тогда мне было еще далеко не семнадцать, сегодня уже далеко не семнадцать… И вот в зрелом возрасте, услышав эту композицию, вспомнил детство. Решил полистать интернет, узнать о ней, об истории ее возникновения. Получив интересную информацию, делюсь ею с вами.
История создания песни «Течет река Волга»
Говорим о плохих дорогах в России, забывая о прекрасных реках, доступных для замечательных путешествий, во время которых невольно вспоминается легендарная песня «Течет река Волга». Ее в 1962 году сочинили композитор Марк Фрадкин и поэт Лев Ошанин.
Родившийся на Волге поэт Лев Ошанин годами вынашивал мысль о стихотворении или поэме о великой реке. Он рассказывал:
Долго не решался взяться за волнующую тему, очень уж боязно было после «Из-за острова на стрежень» или «Вниз по матушке по Волге» браться за перо. И вот как-то позвонил мне Марк Григорьевич Фрадкин, известный всем композитор, и сказал, что для панорамного кинофильма о Волге режиссер Яков Сегель, который по заказу Парижа его снимает, просит написать песню. Это было заманчиво и страшновато одновременно. Но я без раздумий согласился: надо так надо. Мы приехали с Фрадкиным к съемочной группе в Волгоград и там на борту парохода «Аргунь» строка за строкой, поворот за поворотом создавали песню…
У авторов было огромное желание, чтобы их сочинение спел Марк Бернес. На известного артиста песня не произвела впечатления, и он отклонил приглашение. Для кинофильма ее записал Владимир Трошин, и 1 марта 1963 года состоялась премьерная демонстрация картины.
Правда, слушатели познакомились с композицией «Течет река Волга» в версии как раз Бернеса. В июле 1962-го в воскресной радиопередаче «С добрым утром!» прозвучал рассказ о песне. Предполагалось сопроводить историю записью в исполнении Трошина, но фонограмму достать не удалось.
Редакция получила согласие режиссера фильма и обратилась к Марку Бернесу, который изменил мнение и дал согласие. Многомиллионная аудитория впервые услышала песню в исполнении Бернеса. Десятого декабря он записал новый вариант, который был выпущен на грампластинке в следующем году. Эта же фонограмма использовалась Марком Бернесом во время выступления на «Голубом огоньке», снятом 1 мая 1963 года.
“Течет река Волга” – Людмила Зыкина
Интерпретация песни Людмилой Зыкиной стала второй грамзаписью «Течет Волга», которая была выполнена в 1963 году. В концертном репертуаре певицы появилась после премьеры фильма «Течет река Волга». Благодаря особой теплоте и задушевности исполнения композиция получила новое звучание и новый виток популярности, став визитной карточкой Зыкиной. Западные средства массовой информации присвоили золотому голосу России звание «Мисс Волга».
Лев Ошанин позже написал:
Она (Зыкина) пела эту песню так, как будто ее поет сама Волга, сама Россия, подняла в ней пласты глубины и правды. И после Зыкиной не было, по-моему, ни одной певицы, которая могла сравниться с ней в исполнении «Волги».
Послушаем песню “Течёт река Волга” в исполнении несравненной Людмилы Зыкиной.
Смысл песни «Течет река Волга»
Волга для каждого россиянина – это великая река, в той или иной степени оставляющая след в его биографии. Так сложилось, что и мне в молодости довелось проходить действительную воинскую службу на берегу Волги. Так что мне посчастливилось увидеть неповторимое водное полотно величественной реки, купаться в ее водах, и ощущать влияние водной артерии на жизнь регионов, находящихся на ее берегах.
Песня «Течет река Волга» для многих россиян, которые родились на ее берегах, в большой степени является автобиографической. Неся свои воды издалека и долго, река постоянно напоминает о прошлой и настоящей жизни. Она текла и тогда, когда герою было семнадцать, и тридцать, и семьдесят. Жизнь проходит, но не перестает течь Волга, давая силы и энергию тем, кто в нее влюблен.
Пророческими, полными любви к своему ребенку (независимо от его возраста), являются слова матери. Она призывает сына при усталости от жизненных дорог, опустить ладони в Волгу. Это дает прилив энергии и снимает усталость, предоставляя возможность дальнейшей активной жизни. Возвращаясь сюда, волжанин попадает на свой причал, встречает своих друзей. Все это охватили несколько куплетов лирической и ностальгической песни.
Волга – это символ жизни и расцвета, силы и добра для множества поколений. И это касается не только тех, кто вырос на Волге. Вот уже почти семь десятилетий звучит песня в самом разном исполнении и находит своего слушателя. И так будет долго.
Исполнители песни «Течет река Волга»
Перечень исполнителей песни «Течет река Волга», написанной Марком Фрадкиным и Львов Ошаниным, просто-таки огромен. Первыми, кто дал ее жизнь и звучание, стали Марк Бернес и Людмила Зыкина, которых давно нет с нами. Двадцать лет назад Зыкина спела песню с Николаем Расторгуевым (группа «Любэ»).
В разные годы ее исполнителями были Александр Барыкин, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон, Майя Кристаллинская, Тамара Миансарова, Леонид Утесов, группы «Пикник» и «Мегаполис», Государственный академический русский народный хор имени М.Пятницкого…
Список далеко не полон. Есть и другие артисты, чье песенное творчество приходилось и приходится на разные десятилетия прошлого и текущего веков. Это подтверждает истинно народную популярность произведения.
Текст песни «Течет река Волга»
Припев:
Издалека, долго течет река Волга,
Течет река Волга, конца и края нет.
Среди хлебов спелых, среди снегов белых
Течет моя Волга, а мне семнадцать лет.
Сказала мать: «Бывает все, сынок.
Быть может, ты устанешь от дорог,
Когда домой придешь в конце пути,
Свои ладони в Волгу опусти.
Течет моя Волга, а мне уж 30 лет.
Твой первый взгляд и первый плеск весла —
Все было, только речка унесла.
Я не грущу о той весне былой,
Взамен ее твоя любовь со мной.
Здесь мой причал и здесь мои друзья, —
Все, без чего на свете жить нельзя.
С далеких плесов звезды в тишине
Другой мальчишка подпевает мне.
Воронец. Зыкина сделала все, чтобы помешать мне!
— Я 60 лет дарила своему народу радость, — говорила Ольга Воронец. — Отдала любимой Родине всю себя!
Ее мама-пианистка играла в Смоленском драмтеатре и филармонии. А папа пел в Краснознаменном ансамбле песни и пляски.
— Они разошлись, когда мне было годика четыре, — вздыхала звезда. — Но с отцом я всю жизнь поддерживала теплые отношения.
И когда в 1943 году Оля поступила в Оперную студию в Сокольниках, то сразу написала на фронт: «Папа, сбылась моя мечта! Я стану певицей!»
Но на выпускных экзаменах ее «обломали»:
— Ваше меццо-сопрано завораживает. Но голос слабый, надолго его не хватит.
Так будущей звезде выдали «волчий билет». И причина была не в голосе. Просто учителя узнали, что девушка подрабатывает в ресторанах.
— Я пела романсы, — признавалась народная артистка РСФСР. — Мне очень нравился этот жанр! Но мой баянист твердил: «Бросай ты это дело! Ты что, не читаешь газет? Не видишь, что пишут? «Все это — гнилое искусство, чуждое социалистическому духу!»
И тут Судьба подкинула случай. Заболела исполнительница русских песен. Ольгу попросили ее заменить, и Воронец показала свой голос во всей силе и красе.
«Какая же ты — дура!»
— Меня позвали солисткой в Московскую областную филармонию, — вспоминала звезда. — Потом — в Мосэстраду.
А в 1956 году ее послали во Францию, на фольклорный фестиваль с песней «Калинка». Там русская красавица произвела фурор и на родину вернулась звездой. Поэты и композиторы наперебой стали предлагать Ольге шлягеры: «Белый снег», «Зачем вы, девочки, красивых любите», «А где мне взять такую песню», «Я — Земля», «Гляжу в озера синие»…
— Однажды Оскар Фельцман принес мне песню «Взрослые дочери», — вспоминала артистка. — А я разозлилась: «Вот еще! Не буду петь! У меня и детей-то нет! А зрители что подумают? «Да она совсем старая, оказывается!»? Оскар Борисович взорвался: «Какая же ты — дура, Оля! Это ведь образ! Его нужно не только спеть, но и по-актерски сыграть!»
Урок этот она запомнила навсегда. Тогда же Воронец получила еще один совет — от Клавдии Шульженко:
— Всегда и везде нужно петь так, будто ты в Колонном зале Дома Союзов!
В 70-х годах Ольга пережила пик славы.
— 32 страны посетила, даже Японию и США! — рассказывала она. — Но эти поездки были унизительны. Нам выдавали копейки — нельзя было купить лишней бутылки воды. И вот сидишь в роскошном номере и варишь суп кипятильником. А перед гастролями нужно было пройти через такое сито! И потом приезжаешь и видишь, кто сидит в наших торгпредствах и посольствах — подонки, пьяницы и ничтожества!
Доносы на Воронец сыпались как из рога изобилия. Ее обвиняли в посещении церкви, торговле антиквариатом, в связях с репрессированными и утаивании своих корней. Но Ольга у чекистов не лицемерила.
— Никогда не скрывала, что моя бабушка была столбовой дворянкой, — фыркала она. — И меня научила, как себя вести. В пять лет я уже легко управлялась с вилкой и ножом, а если позволяла себе зачавкать, бабуля выгоняла меня из-за стола. Антиквариат? Так то — семейные реликвии. Нечего было жрать — вот и продала! Церковь? Так я самому Леониду Ильичу объяснила: «Не могу вступить в партию, потому что верующая! Зачем мне врать?!»
И следователи отпускали гордячку.
Ее звали «Золотым голосом СССР». А потом КГБ объявил знаменитую артистку «американской шпионкой»!
Ольгу Воронец пригласили дать несколько концертов в США. Завистники накатали анонимку. И звезду начали допрашивать по несколько раз в день. Если бы не вмешательство Клавдии Шульженко, кинувшейся к Брежневу, и Александры Стрельченко, чей муж занимал высокий пост в КГБ, Воронец села бы на скамью подсудимых по статье «Шпионаж». Но именно после этого Ольга пропала из радио- и телеэфиров. А ее карьера пошла на спад.
— Да ни при чем тут эта анонимка! — морщилась Воронец. — Не в ней дело!
А в… Людмиле Зыкиной!
Купчиха и барыня
Когда-то отношения у двух «народниц» были хорошие. Пока «Олечка» не исполнила «Людочкин» шлягер «Мама, милая мама!». Зыкина была в ярости.
— Не стоит со мной ссориться, — промурлыкала она при встрече с Ольгой. — Запомни: у этой песни, как и у других, спетых мною, уже есть свое звучание!
— Зыкина часто выступала персонально для руководителей страны, — вздыхала Ольга Борисовна. — И была подругой Екатерины Фурцевой, министра культуры СССР. Ну и помогли они ей… Не очень хорошо Люда поступила. Сделала все, чтобы помешать мне. Но это пусть Бог ее судит, а не я!
— Зыкина и Воронец — две равные величины, — говорит Эдита Пьеха. — Таланты, звезды! Но Зыкина была купчиха и держалась соответственно: обожала надевать на себя кучу бриллиантов и принимать дома членов правительства. Двери для Людмилы Георгиевны были открыты везде. А Воронец всегда оставалась барыней, гордой и неприступной аристократкой. Какая уж тут дружба с «нужными людьми»? Поэтому так все и вышло.
Помирились заклятые подруги лишь накануне 2009 года. На Первом канале их попросили спеть вместе. Они согласились и после начали общаться. А через шесть месяцев Людмила Георгиевна умерла.
— Прошло время, и я поняла, что страшно скучаю по ней, — признавалась Ольга Воронец. — Все неприятное надо оставить в прошлом и помнить лишь хорошее! А Зыкина — это хорошее. Жаль, что исполнительниц такого уровня больше нет.
Токарь и певица Зыка. «Русский народный голос» Людмила Зыкина
С таким голосом можно только родиться. Но сама Людмила Георгиевна долго не подозревала, что именно этот природный дар даст ей профессию на всю жизнь, сделает всемирно известной и любимой. Даром что пела сколько себя помнила.
Ее малой родиной стали подмосковные Старые Черемушки: деревушка, лишь в конце пятидесятых вошедшая в состав столицы. Папа трудился на хлебозаводе, мама была санитаркой в больнице имени Кащенко. Знаменитая Канатчикова дача, Загородное шоссе, 2/II, и сейчас еще очаровательный пруд Бекет… Когда-то здесь стояли построенные немцами бараки, в одном из которых провела детство Зыкина. Рядом протекала река Чура. Теперь — ни бараков, ни речки… И только по воспоминаниям самой Людмилы Георгиевны можно представить, какой тогда здесь была жизнь. Много лет назад именно здесь она начала испытывать свою силу воли: опускала ноги в воду и ждала, пока «пиявки впиявятся». И вот надо же: ко всем водные твари цеплялись, а ее — боялись, что ли…
Москва – большая деревня Черемушки, 1954 год.#Москва #история
На заводе ее любовно звали: «Токарь Зыка»
Идти «в артистки» девочка и не думала. Пела для души. Как все. Да и как было не петь, если у мамы Екатерины Васильевны был чистый звонкий голос, папаГеоргий Петрович прекрасно «басил», а бабка Васюта так просто часами могла исполнять народные песни. «Песней любую тоску-печаль перескажешь, любой радости нарадуешься», — говорила как бы между прочим бабушка.
Такая простая Зыкина. Самая народная певица была счастлива только на сцене
Мудрость бабки Васюты Зыкина поймет позже: испытаний судьба предоставит ей с лихвой. А тогда у Люды была совсем другая мечта. В тридцатые мальчишки и девчонки грезили о небе. Чкалов, Гризодубова, Раскова, Ляпидевский — это были настоящие герои, которым хотелось подражать. Так что Люда Зыкина наравне с парнями играла в футбол и волейбол. Гоняла на велосипеде и мотоцикле. Прыгала с парашютной вышки и с аэростата. Как знать, может, и вышла бы из нее летчица…
Но в 1941 году о многом пришлось забыть. Отец ушел на фронт. Люда ночами дежурила на крышах домов. Жить с мамой на ее жалованье санитарки и иждивенческую карточку было тяжело. И Люда пошла устраиваться на станкостроительный завод имени Орджоникидзе. Поначалу ей отказали: ну какая работница в 12 лет?! Однако настырная Зыкина уже тогда умела добиваться своего. Прибавив пару годков в домоуправлении, она вытребовала нужную справку и очень скоро овладела профессией. Коллеги не могли нарадоваться на умелую девчонку, звали ее любовно «токарь Зыка». И прочили успешную инженерную карьеру.
Около года проработала на заводе будущая народная артистка. Пятерых мальчишек обучила ремеслу. Даже статью в многотиражку написала о своем вкладе в Победу.
— А отец всю жизнь отдал заводу, был награжден Сталинской премией, стал Героем соцтруда, гендиректором и многие годы дружил с Людмилой Георгиевной, — продолжал Чикирев. — Она не раз бывала у нас и даже посвятила отцу песню.
Первыми слушателями стали раненые в госпитале
Именно во время войны Людмила Зыкина впервые начала выступать на публике. И, может быть, именно раненые солдатики были самыми благодарными слушателями в ее жизни. Такое не забудешь! «На позицию девушка провожала бойца», «Синий платочек»… Людмила пела и играла на гитаре. Дежурства в госпитале приходилось совмещать с вечерней школой. Недоедала, недосыпала… Война еще вовсю полыхала по стране. А отец уже вернулся инвалидом первой группы. И радость от возвращения была скупой, со слезами…
Спустя годы Зыкина скажет в интервью: «Вот просят меня рассказать о себе, а что рассказывать? Ничего необычного в моей жизни не было. Работала, училась, пела…»
Знаменитой психиатрической больнице «Кащенко» исполнилось 120 лет
Но ведь все время пела! Бегала в кружок самодеятельности при больнице имени Кащенко на Загородном шоссе, 2. По случаю Дня Победы в 1945 году участвовала в большом концерте. А потом записалась в клуб Черемушкинского совхоза. И там — тоже пела, параллельно работая швеей в психиатрической больнице имени Кащенко, благо она располагалась в соседнем доме.
— В то время здесь работали швейно-трудовые мастерские, куда принимали и местных жителей, — поделилась сотрудник музея лечебницы Марина. — Но, к сожалению, никаких предметов из жизни Людмилы Зыкиной у нас нет.
Кто тогда мог подумать, что эта девочка с косичками взлетит так высоко? Ведь только случайно, буквально на спор, она решила принять участие в конкурсе молодых вокалистов, устроенном знаменитым хором имени Пятницкого. «Ты же хорошо поешь, иди!» — подбадривали Люду подружки. И обещали шесть порций мороженого.
Лидия Русланова: «Европу уважаю. Россию люблю до боли»
Она пела в одной тональности, в другой, точнее, выше или ниже. Делала все как просили. И при этом не знала тонкостей музыкальной грамоты. Конечно, ее приняли в «Пятницкого». С руководителем коллектива Владимиром Захаровым Людмила Георгиевна впервые побывала за границей: в Чехословакии. В 1947 году на концерте встретилась с легендарной Лидией Руслановой, чьи частушки слушала на патефоне…
А через два года неожиданно умерла мать Зыкиной. На нервной почве у Людмилы пропал голос: какой уж тут хор, какая карьера певицы?! Отец быстро женился, мачеха привела в дом своих детей. А Людмила… ушла. Жила то у одной тетки, то у другой. Устроилась брошюровщицей в Первую образцовую типографию на Валовой, 28. Увлеклась работой, общественной жизнью. И уже стала забывать о песне. Но тут голос вернулся. И она организовала в типографии хор…
– Вот рабочая карточка Людмилы Зыкиной, — показывает сотрудница отдела кадров типографии Жанна Борисовна. — Другие уже выбросили бы давно… А у нас хранится.
Так ведь музейный экспонат! Место бы ему найти достойное…
Ни об одном из четырех мужей не говорила плохо
Жизнь Зыкиной круто изменилась в шестидесятые годы. С тех пор все концерты на высшем уровне проходили только с ее участием. О ней писали в газетах и журналах, снимали документальные фильмы. Она въехала в престижную квартиру в высотке на Котельнической набережной, 1/15, где прожила больше четырех десятков лет. Купила «Волгу» и с удовольствием водила. Да, и только в 40 лет, уже будучи известной исполнительницей, наконец получила музыкальное образование, окончив училище имени Ипполитова-Иванова. «Я всегда приходила в аудиторию впритык… Времени вечно не хватало. И Алла, когда меня видела, кричала на весь зал: „Всем встать, Зыкина идет!“» Людмила Георгиевна и Алла Борисовна Пугачева учились вместе, хотя Зыкина была старше на 20 лет.
В память о выпускнице Людмиле Зыкиной студенты и преподаватели оформили альбом о ее творчестве. Но и его, как рабочую карточку в типографии, может увидеть не каждый… Да и захочет ли — каждый? Куда интереснее читать о личной жизни певицы. Считать мужей, бриллианты. Обсуждать квартиры и дачи. Даром что сама Людмила Георгиевна, чтобы не давать волю сплетникам, все описала в воспоминаниях.
Фото: www.globallookpress.com
Она четырежды была замужем и ни об одном из супругов не говорила плохо. Даже если ее цинично меняли на молодую и красивую. Не стала матерью, потому что не считала правильным рожать для нянек, а бросить карьеру, даже на время, было выше ее сил. Больше квартиры на Котельнической любила дачу в Архангельском. Вышивала гладью копии известных картин и гобелены. Разбивала грядки с укропом и морковкой. Но, кажется, по-настоящему любила только маленький домик на великой реке. Которая издалека — долго… А все ее личное счастье заключалось в песне. Живой и настоящей. И другого ей не было нужно.
Русланова, Зыкина и другие богатые советские женщины: как они зарабатывали и на что тратили большие деньги
За тем, чтобы не возникло желание разбогатеть и стать владельцем миллионов за счет общества, а значит и государства, постоянно следили сначала НКВД, затем КГБ и, естественно, ОБХСС.
Но на то и правила, чтобы были и исключения. В Советском Союзе они тоже были, и как бы странно это ни звучало, касались они представительниц прекрасного пола. Среди них были жены больших чиновников, работницы торговли, занимавшие руководящие должности, ряд дам, относившихся к творческой интеллигенции. Сами женщины считали себя «дамами высшего света». О некоторых из них стоит рассказать подробнее.
Коршилова Мария Федоровна
Самый крупный универмаг столицы «Москва»
Когда Никита Хрущев пришел к власти, первое его решение было построить новый коммунизм. Правда это не имело отношение к народу в целом. Предназначался он только для отдельной категории лиц – неподсудных и неприкасаемых. Представителям правоохранительных органов было запрещено вести оперативные мероприятия и собирать разоблачительные материалы относительно работников номенклатуры. Сюда входили депутаты всех уровней, профсоюзные деятели высшего порядка. Те материалы, которые были собраны ранее, подлежали уничтожению. Соответственно, МВД и КГБ бездействовало, что привело к проведению валютных незаконных операций и быстрому росту спекуляции.
В это время именно работа в торговой сфере становится наиболее престижной. Все, кто работает в этой области, получают доступ к товарам, являющимся дефицитными. Они начинают незаконный собственный бизнес. В основе лежит хищение подотчетной продукции, ценностей материального характера, перепродаже по завышенным ценам. Те, кто имеет более высокие должности в этой сфере, кроме того, что накладывают дань на торговые точки, подчиненные им, занимаются и другой деятельностью. В помещениях, вверенных им, они открывают небольшие производственные цеха по пошиву модного в то время ширпотреба, реализуемого впоследствии через те же торговые точки. Параллельно происходит отмывание незаконных финансовых средств.
Незаконная деятельность Коршиловой нанесла большие убытки государству
Коршилова, занимающая должность директора одного из самых крупных универмагов под названием «Москва», являлась организатором изготовления нижнего трикотажа. Эта группа товаров в советское время была одной из дефицитных. Этот магазин был очень удобным и современным. Его открытие приурочено Всемирному фестивалю молодежи и студентов (1957 год, Москва). Универмаг обязан был стать лицом торговли Советского Союза. Вследствие этого, ассортимент продукции разительно отличался от других аналогичных заведений. С некоторой периодичностью здесь продавалась импортная продукция, а значит посещаемость магазина постоянно росла. Коршилова учла все плюсы и выгоды своего служебного положения и занялась реализацией незаконного товара в универмаге.
Преступная деятельность группой лиц велась на протяжении пяти лет. За это время советскому государству, согласно экспертизе, был нанесен огромный ущерб, общая сумма которого составляла два с половиной миллиона рублей. Во время обыска у самой Коршиловой было найдено много золотых изделий и дорогостоящих произведений искусств. В результате двух сообщников Коршиловой расстреляли. Ей же удалось избежать высшей меры благодаря тому, что в дело вмешалась Фурцева – секретарь ЦК КПСС.
Хаютина Евгения Соломоновна
Ежова Евгения была красива и легкомысленна
После того, как Евгения Соломоновна вышла замуж за своего третьего мужа, она решила, что теперь то уж наверняка у нее есть право на счастье и достойную жизнь, чего в предыдущих браках у нее не было. Николай Ежов, избранник Хаютиной, в то время имел сравнительно скромную должность – заведующий орграспредотделом ЦК ВКП (б) и завкадрами ВСНХ. Тем не менее, ему предсказывали хорошую карьеру и считали опорой и надеждой вождя. На определенное время все ожидания женщины полностью оправдались. Вскоре Ежов стал Народным Комиссаром Внутренних Дел и получил абсолютную поддержку и доверие Сталина. В связи с этим его возможности перешли в разряд неограниченных, поэтому он мог окружить жену богатством и роскошью.
Сталин не поощрял образ жизни Евгении
Сама дама отличалась незаурядной красотой и такой же легкомысленностью. Кроме того, что замужем она была до этого дважды, ей приписывалось довольно много романов с хорошо известными людьми. Своим положением она пользовалась без какого-либо стеснения. За свою красивую жизнь и возможность выделиться из общей массы кремлевских жен нарядами, драгоценностями, заграничным фирменным бельем и другими уникальными предметами Хаютина прощала супругу его связи на стороне. Ее поведение в обществе было непринужденным, блистательным. Наркомовские дача и квартира стали литературным салоном, где Евгения Соломоновна устраивала шикарные приемы, которые часто посещали режиссер Эйзенштейн, писатели Шолохов, Бабель и Кольцов, знаменитый певец Леонид Утесов, а также другие публичные люди, представители номенклатуры и творческой советской элиты.
Увлечения и связи Хаютиной, естественно, были замечены Иосифом Виссарионовичем, который потребовал от Ежова, чтобы тот разорвал отношения с женой. Проблемы в семье привели к серьезному нервному расстройству, ставшему причиной помещения ее в клинику, где проходили лечение пациенты с психоневрозами тяжелых форм течения. После того, как против ее супруга были начаты репрессивные меры (1938 год), Е. С. Хаютина приняла большую дозу психотропного препарата и таким образом покончила жизнь самоубийством.
Русланова Лидия Андреевна
Всеми любимая певица Лидия Русланова
Талантливая певица, которую полюбил советский народ, прожила довольно сложную жизнь. Судьба ее была неоднозначной. Женщина, которая не имела совершенно никакого музыкального образования, завоевала признательность граждан большой страны известной и сегодня песней «Валенки». Более того, она стала любимицей самого Сталина, который ценил ее талант, а также смелость и прямоту при разговоре с вышестоящими чинами, в том числе и с самим вождем. Ярким примером можно назвать отказ исполнительницы от предложения Сталина присесть за его стол в Кремле на концерте в обмен на ее просьбу помочь землякам, страдающим от голода.
Русланова дала много концертов в военное время
В военное время Людмила Русланова больше чем тысячу раз отправлялась на фронт и давала концерты солдатам. Она отдала некоторую часть своих денег, заработанных в мирное время, чтобы Советская Армия приобрела две батареи «Катюша». Но, как и любой другой человек, голодавший в детстве, великая певица имела огромную страсть к богатству и роскоши. Пользуясь расположением великих чинов и всенародной любовью, их признанием, она не отказывалась от всех привилегий и наслаждалась ими в полной мере. Гонорары, полученные за свои концерты, Русланова тратила на антиквариат и другие ценные предметы. После того, как певицу с мужем арестовали, в момент обыска у них изъяли серебряные изделия в количестве больше ста килограмм, множество меховых вещей, старинные сервизы и ковры (последних было 35 штук), двести восемь бриллиантов, 130 картин знаменитых живописцев, и это далеко не все.
Дурова Наталья Юрьевна
Наталья Дурова очень любила дорогие вещи
Известная личность, народная артистка Советского Союза, Наталья Дурова безумно любила свою профессию, но кроме этого у нее была тяга к накопительству ювелирных и бриллиантовых украшений, антиквариата, старинных икон. Из заграничных поездок она всегда привозила множество дорогостоящих и ценных вещей. Даже если не хватало собственных средств, она просто занимала у коллег из труппы.
Несметные богатства Дуровой достанутся ее внучке
В ее коллекции были уникальные голубые бриллианты, владелицей которых ранее была Екатерина Вторая, мебель в виде столика из карельской березы и сервиз, принадлежавшие Пушкину и его семье, множество ценных икон, как минимум десять из которых являлись настоящими шедеврами. В наследство она тоже получила много старинных дорогих украшений, в том числе и перстень с бриллиантами Дуровой с ее личным вензелем.
Прямых наследников после смерти артистки не было. Ее состояние оценивают в сумму более десяти миллионов долларов, которое может получить ее внучка, внебрачная дочь скоропостижно умершего сына Дуровой Миши Болдумана.
Зыкина Людмила Георгиевна
Зыкина очень любила украшения с бриллиантами
Как и Русланова, Зыкина была неравнодушна к ювелирным изделиям, украшениям, особенно она слыла любительницей бриллиантов. Несмотря на то, что в СССР сложно было приобрести драгоценности элит класса, да и простые ювелирные изделия тоже, народную знаменитость это нисколько не смущало.
Многие украшения Зыкина привозила из постоянных заграничных командировок. Ну а с гастролей внутри страны привозились более простые ювелирные изделия. В основном дорогостоящие украшения певице презентовали поклонники, естественно, обеспеченные. Эксклюзивные ювелирные изделия в большом количестве были ей подарены руководящим составом дружественных государств и республик.
Многие ювелирные изделия были подарены певице поклонниками
Вся коллекция разными специалистами сегодня оценивается в сумму больше 160 миллионов рублей. Людмила Георгиевна Зыкина после четырех замужеств не имела собственных детей, и об этом она жалела всю оставшуюся жизнь. После себя певица оставила большое наследство, которое стало причиной ссоры наследников (сыновья сводного брата Зыкиной). Следует сказать, что коллекция бриллиантов исчезла бесследно. И это не дает покоя многим и сегодня.
Токарь и певица Зыка. «Русский народный голос» Людмила Зыкина
С таким голосом можно только родиться. Но сама Людмила Георгиевна долго не подозревала, что именно этот природный дар даст ей профессию на всю жизнь, сделает всемирно известной и любимой. Даром что пела сколько себя помнила.
Ее малой родиной стали подмосковные Старые Черемушки: деревушка, лишь в конце пятидесятых вошедшая в состав столицы. Папа трудился на хлебозаводе, мама была санитаркой в больнице имени Кащенко. Знаменитая Канатчикова дача, Загородное шоссе, 2/II, и сейчас еще очаровательный пруд Бекет. Когда-то здесь стояли построенные немцами бараки, в одном из которых провела детство Зыкина. Рядом протекала река Чура. Теперь — ни бараков, ни речки. И только по воспоминаниям самой Людмилы Георгиевны можно представить, какой тогда здесь была жизнь. Много лет назад именно здесь она начала испытывать свою силу воли: опускала ноги в воду и ждала, пока «пиявки впиявятся». И вот надо же: ко всем водные твари цеплялись, а ее — боялись, что ли.
На заводе ее любовно звали: «Токарь Зыка»
Идти «в артистки» девочка и не думала. Пела для души. Как все. Да и как было не петь, если у мамы Екатерины Васильевны был чистый звонкий голос, папа Георгий Петрович прекрасно «басил», а бабка Васюта так просто часами могла исполнять народные песни. «Песней любую тоску-печаль перескажешь, любой радости нарадуешься», — говорила как бы между прочим бабушка.
Но в 1941 году о многом пришлось забыть. Отец ушел на фронт. Люда ночами дежурила на крышах домов. Жить с мамой на ее жалованье санитарки и иждивенческую карточку было тяжело. И Люда пошла устраиваться на станкостроительный завод имени Орджоникидзе. Поначалу ей отказали: ну какая работница в 12 лет?! Однако настырная Зыкина уже тогда умела добиваться своего. Прибавив пару годков в домоуправлении, она вытребовала нужную справку и очень скоро овладела профессией. Коллеги не могли нарадоваться на умелую девчонку, звали ее любовно «токарь Зыка». И прочили успешную инженерную карьеру.
10 июня 1929 года родилась Людмила Зыкина. Великая!
Моя одна из любимых песен "течет волга". pic.twitter.com/KHt5IGEA— iRina (@IriskaLav) 10 июня 2012 г.
— Людмила Георгиевна работала в цехе № 13 с моим отцом Николаем Сергеевичем, — вспоминал Вячеслав Чикирев. — И, хотя отец был старше, обоим под ноги подставляли ящики, чтобы они могли достать до станков.
Около года проработала на заводе будущая народная артистка. Пятерых мальчишек обучила ремеслу. Даже статью в многотиражку написала о своем вкладе в Победу.
— А отец всю жизнь отдал заводу, был награжден Сталинской премией, стал Героем соцтруда, гендиректором и многие годы дружил с Людмилой Георгиевной, — продолжал Чикирев. — Она не раз бывала у нас и даже посвятила отцу песню.
Первыми слушателями стали раненые в госпитале
Именно во время войны Людмила Зыкина впервые начала выступать на публике. И, может быть, именно раненые солдатики были самыми благодарными слушателями в ее жизни. Такое не забудешь! «На позицию девушка провожала бойца», «Синий платочек». Людмила пела и играла на гитаре. Дежурства в госпитале приходилось совмещать с вечерней школой. Недоедала, недосыпала. Война еще вовсю полыхала по стране. А отец уже вернулся инвалидом первой группы. И радость от возвращения была скупой, со слезами.
Спустя годы Зыкина скажет в интервью: «Вот просят меня рассказать о себе, а что рассказывать? Ничего необычного в моей жизни не было. Работала, училась, пела. »
— В то время здесь работали швейно-трудовые мастерские, куда принимали и местных жителей, — поделилась сотрудник музея лечебницы Марина. — Но, к сожалению, никаких предметов из жизни Людмилы Зыкиной у нас нет.
Кто тогда мог подумать, что эта девочка с косичками взлетит так высоко? Ведь только случайно, буквально на спор, она решила принять участие в конкурсе молодых вокалистов, устроенном знаменитым хором имени Пятницкого. «Ты же хорошо поешь, иди!» — подбадривали Люду подружки. И обещали шесть порций мороженого.
А через два года неожиданно умерла мать Зыкиной. На нервной почве у Людмилы пропал голос: какой уж тут хор, какая карьера певицы?! Отец быстро женился, мачеха привела в дом своих детей. А Людмила. ушла. Жила то у одной тетки, то у другой. Устроилась брошюровщицей в Первую образцовую типографию на Валовой, 28. Увлеклась работой, общественной жизнью. И уже стала забывать о песне. Но тут голос вернулся. И она организовала в типографии хор.
– Вот рабочая карточка Людмилы Зыкиной, — показывает сотрудница отдела кадров типографии Жанна Борисовна. — Другие уже выбросили бы давно. А у нас хранится.
Так ведь музейный экспонат! Место бы ему найти достойное.
Ни об одном из четырех мужей не говорила плохо
Жизнь Зыкиной круто изменилась в шестидесятые годы. С тех пор все концерты на высшем уровне проходили только с ее участием. О ней писали в газетах и журналах, снимали документальные фильмы. Она въехала в престижную квартиру в высотке на Котельнической набережной, 1/15, где прожила больше четырех десятков лет. Купила «Волгу» и с удовольствием водила. Да, и только в 40 лет, уже будучи известной исполнительницей, наконец получила музыкальное образование, окончив училище имени Ипполитова-Иванова. «Я всегда приходила в аудиторию впритык. Времени вечно не хватало. И Алла, когда меня видела, кричала на весь зал: „Всем встать, Зыкина идет!“» Людмила Георгиевна и Алла Борисовна Пугачева учились вместе, хотя Зыкина была старше на 20 лет.
В память о выпускнице Людмиле Зыкиной студенты и преподаватели оформили альбом о ее творчестве. Но и его, как рабочую карточку в типографии, может увидеть не каждый. Да и захочет ли — каждый? Куда интереснее читать о личной жизни певицы. Считать мужей, бриллианты. Обсуждать квартиры и дачи. Даром что сама Людмила Георгиевна, чтобы не давать волю сплетникам, все описала в воспоминаниях.
Она четырежды была замужем и ни об одном из супругов не говорила плохо. Даже если ее цинично меняли на молодую и красивую. Не стала матерью, потому что не считала правильным рожать для нянек, а бросить карьеру, даже на время, было выше ее сил. Больше квартиры на Котельнической любила дачу в Архангельском. Вышивала гладью копии известных картин и гобелены. Разбивала грядки с укропом и морковкой. Но, кажется, по-настоящему любила только маленький домик на великой реке. Которая издалека — долго. А все ее личное счастье заключалось в песне. Живой и настоящей. И другого ей не было нужно.