Tergan-ural.ru

Терган Урал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Головной убор для мужчины – сунна

Головной убор для мужчины – сунна?

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Надевание головного убора (тюбетейки) – сунна. По данной теме была подготовлена подробная брошюра, показывающая, что это сунна. Брошюра доступна на английском языке под названием «The Crown of a Believer» («Корона верующего»).

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Дополнение

Вопрос:Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Подскажите, пожалуйста, правда ли, что, по ханафитскому мазхабу, макрух читать намаз без головного убора? И, если не затруднит, доказательства на это. Я не сомневаюсь в этом, просто многие требуют доказательств. (Россия, Калининградская обл.)

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Ношение головного убора (тюбетейки) является сунной. Наш коллега, муфтий Хусейн Кадодия, подготовил подробную книга, доказывающая, что это так. Книга доступна на английском языке под названием «The Crown of a Believer». Ниже приведены несколько повествований, доказывающих, что ношение головного убора – сунна:

1. Как передает Аиша (да будет доволен ею Аллах), пророк ﷺ во время поездок надевал тюбетейку с ушками. А когда был дома, носил сирийскую тюбетейку. (Ахляк-ун-наби. – Стр. 104)

2. Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк ﷺ носил белую тюбетейку. (Табарани; Маджма-уз-заваид. – Том 5, стр. 21)

3. Хабиб ибн Салих (да будет доволен им Аллах) говорил, что пророк ﷺ, когда входил в туалет, был в обуви и с покрытой головой. (Байхаки. – Том 1, стр. 96)

4. Вайль ибн Худжр (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что он совершал намаз с пророком ﷺ и его сподвижниками (да будет доволен ими Аллах), на которых были барнасы (разновидность тюбетейки или одежды с капюшоном). (Ибн Хузейма. – Стр. 233)

5. Как передает Абу Кабша (да будет доволен им Аллах), головные уборы сподвижников посланника Аллаха ﷺ были круглыми и широкими. (Миркат. – Том 8, стр. 246)

Как передает Табарани со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха ﷺ носил белый головной убор. (Миркат. – Том 8, стр. 246)

6. Хассан Басри (милость ему Аллаха) рассказывал, что люди (сподвижники, да будет доволен ими Аллаха) совершали земной поклон на тюрбаны и головные уборы. (Бухари. – Изд. Рашидия. – Том 1, стр. 56)

7. Мулла Али Кари (милость ему Аллаха) говорил, что ношение головных уборов стало одним из отличительных признаков ислама. (Миркат. – Том 8, стр. 246)

Некоторые из приведенных повествований явно указывают на то, что пророк ﷺ и сподвижники носили исламские головные уборы во время намаза, что является достаточным для установления того, что это является сунной.

Отсюда ясно, что молитва без головного убора противоречит Сунне, поэтому исламские правоведы постановили, что это является макрухом. Под макрухом здесь подразумевается макрух танзихи, то есть это действие противоречит предпочтительному способу исполнения. Человек не получит греха за исполнение намаза без головного убора, однако ему нужно стараться следовать Сунне и совершать намаз в нем. Верующему всегда нужно стремиться к лучшему в своем ибадате (богослужении) и соблюдать все адабы (нормы этикета) намаза.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Тюбетейка. Национальные тюбетейки

Узбекские тюбетейки фото

Что такое тюбетейка? Нет, это не просто головной убор, насчитывающий многовековую историю. Для жителя восточной страны тюбетейка – это целая история народа и жизненная философия.

Едва ступишь на восточную землю, приглядишься – и увидишь её повсюду. Прожаренное солнцем до ослепительной синевы куполообразное небо, золотые макушки мечетей, расписные пиалы, огромные юрты… В каждом штрихе восточной земли так или иначе можно узнать элементы любимой всеми тюбетейки.

Название её восходит к тюркскому слову «тюбе», что в переводе означает «макушка», «вершина». Классическая узбекская тюбетейка обладает четырёхгранной формой, которая помогает сохранить тюбетейку в первозданном виде на долгие годы. Она позволяет легко сложить головной убор в тонкий треугольник. Форма четырёхугольника также несёт свой сакральный смысл. Жители Востока носят тюбетейку с рождения до самой смерти, и четыре грани символизируют стадии взросления человека – детство, отрочество, юность, старость. Кроме того, особые узоры оберегают своего хозяина от злых духов с четырёх сторон света.

Читайте так же:
Ушила джинсы как сделать швы потертыми

Часто в качестве такого узора выступает перец. Этот овощ обязательно есть в каждом доме. Суеверные хозяева вешают стручки острого перца над входом в дом, как сильнейший оберег.

Просвещённые люди по цвету, форме, узорам тюбетейки легко могут сделать вывод о том, где человек родился и какое у него материальное и семейное положение. Особенно популярны у мужчин чустские головные уборы. Они часто вышиваются серебристой нитью на чёрном фоне, и одинаково эффектно выглядят как на праздниках, так и на официальных религиозных мероприятиях. Этот вид тюбетеек относительно беден на узоры – часто сверху её венчает символическое изображение перца, а снизу – кайма с витиеватыми узорами. Однако именно эта кажущаяся простота и делает чустскую тюбетейку самым стильным аксессуаром и желанным подарком для каждого мужчины любого возраста и сословия.

Особенно красивы златошвейные женские тюбетейки из Бухары. Будучи расшиты золотыми нитками, на солнце они переливаются и горят, и редкий человек устоит перед их ослепляющей красотой. Зачастую такие вещи стоят целое состояние, и копят на них всей семьёй. Такие тюбетейки надевают только в особых случаях – на свадьбы и большие праздники. Ниже на фото можно посмотреть на Бухарские мужскую и женскую тюбетейки, узоры на которых вышиты золотыми нитками.

Тюбетейки, вышитые золотом

Узбекские тюбетейки, вышитые золотом. Бухарские златошвейные тюбетейки.

Раньше тюбетейки шили только признанные мастерицы – каждый стежок делался вручную, под песни и приговорки. Современные технологии позволяют не прикладывать к ним ручного труда, однако вышивка по-прежнему делается исключительно вручную. Но и сегодня есть мастера-тюбетейщики, которые принципиально не желают иметь дело с техникой и создают уникальные головные уборы в результате ручного производства.

Андижанская мастерица-тюбетейщица со своими тюбетейками

Андижанская мастерица Манзура Юсупова показывает собственноручно вышитые тюбетейки.

Какие виды тюбетеек бывают? Сегодня можно найти миллионы вариантов мужских, женских и детских тюбетеек. И пусть технология изготовления многих из низх уже другая, сакральные символы до сих пор пронеслись через века. Священные цвета на Востоке, которыми предпочтительно вышивать на тюбетейке – это белый, зелёный, золотой, красный, серебристый, чёрный.

Детские тюбетейки часто делаются с перьями, кисточками, разноцветными нитями, бусинами. Впервые на голову ребёнка с молитвой тюбетейку надевает мулла, как будто благословляя на жизнь нового человека. На первый День Рождения в жизни ребёнку обязательно дарят новую тюбетейку. Да не простую, а с вышитым на ней именем ребёнка или частью молитвы на арабском языке. Считается, что такой подарок поможет неокрепшей душе делать правильный выбор и бережёт от злых духов. К тому же, такой подарок прекрасно защищает от солнца и позволяет коже головы дышать. Такое качество головного убора превыше всего на жарком Востоке.

Детские тюбетейки из Узбекистана

Узбекские детские тюбетейки для мальчиков и девочек.

Девушки носят яркие, разноцветные тюбетейки. На них часто вышивают птиц и яркие перья. Первые (часто это фазаны), защищают от дурного глаза юную девицу, а вторые говорят о том, что эта девушка ещё не вышла замуж. Молодые девушки часто носят тюбетейку с многочисленными чёрными косами. Выглядит это очень колоритно, косы прекрасно сохраняют кожу головы от перегревания, а неизменная тюбетейка – от солнечного удара.

Женские тюбетейки узбекские

Узбекские тюбетейки для девушек. Классические женские тюбетейки «Ироки».

Замужним дамам следует носить на тюбетейке изображения цветов и рыб. Количество цветов приравнивается количеству желаемых детей, а рыба издавна является символом плодородия. Хотя, в отличие от мужчин, к зрелому возрасту дамы больше предпочитают тюбетейке платок. Он позволяет завязывать на голове красивые узлы, подчёркивает женскую красоту. Поэтому взрослые женщины ходят на религиозные праздники в платках, ведь религия Востока не разрешает людям приходить к Богу с непокрытой головой.

Наиболее распространёнными в Узбекистане национальными головными уборами мужчин являются тюбетейки «Чуст», которые шьются в Ферганской долине в местечке Чуст Наманганской области. В интернете часто встречается ошибочное мнение, что чустские тюбетейки — это Андижанские головные уборы (Андижан и Наманган — два соседствующих друг к другу города в Ферганской долине), но это не так. В Андижане также шьют довольно таки распространённые и пользующиеся спросом во всех регионах страны андижанские тюбетейки, и, стоит сказать, эти мужские тюбетейки своим внешним видом очень похожи на выпускаемые в Чусте. Для неосведомлённого человека отличия в этих двух национальных головных уборах в общем-то несущественны. Но если приглядеться внимательней, можно заметить, что Чустскую тюбетейку отличает её высота, она почти в два раза выше узбекской шапочки, производимой в соседнем Андижане. Ну и, естественно, есть разница в вышитых сверху и по бокам узорах. Ниже представлено фото Чустских головных уборов, а на Андижанскую тюбетейку можете взглянуть тут.

Читайте так же:
Джинсы пуш ап от глория джинс

Мужские тюбетейки в Узбекистане

Мужские тюбетейки «Чуст» и кашкадарьинско-сурхандарьинские тюбетейки для молодых парней.

Кстати, желающие купить узбекскую тюбетейку «Чуст» могут пройти сюда, где можно будет ознакомиться с самым знаменитым и наиболее распространённым у узбекского народа головным убором, а если понравится, то и купить современную национальную шапочку узбеков по доступной цене.

Вышивка на тюбетейке – это не просто красивое украшение, это добрый заговор для будущего хозяина. Узбеки придают этому колоссальное значение. Так, волнистый стебель вьюнка сулит богатство, змеистый узор бережёт от злого глаза, сбивает с пути врагов. А на мужских головных уборах часто можно видеть символичное изображение бараньих рогов. Такое послание дарит мужество и удваивает силы. Бараны долгое время были на Востоке главным элементом в домашнем животноводстве. Из их рогов получали легендарные восточные ножи, а в настоящем узбекском плове баранье мясо и курдючный жир — главнейшие компоненты. Баранов также приносили в жертвы во время религиозных праздников.

Это только доказывает то, что в тюбетейке можно проследить не только сакральные верования древних народов, но также и их быт, культуру, традиции… Поэтому тюбетейка – это настолько личная и особенная вещь, что дарят её только самым близким людям или дорогим гостям.

Большое значение придаётся и материалу, из которого делают головной убор. Часто при вышивке мастерицы используют только шёлковые нити. Однако, более бюджетный вариант допускает вышивку «белым золотом», то есть хлопковыми нитками. Основание тюбетейки может быть разнообразным – верблюжья шерсть, вельвет, бархат, сатин… Главное – соблюдать технологию и выбрать натуральную ткань, хорошо вентилируемую.

Если вы до сих пор думаете, какой подарок затмит все – не сомневайтесь. Красивой, нарядной тюбетейке будут рады все ваши близкие!

Мужские и женские тюбетейки на рынке г.Бешарык

Узбекские тюбетейки на рынке города Бешарык. Мужские и женские головные уборы в продаже.

Рошаль заявил о заказном характере дела врачей Сушкевич и Белой

Игнорирование судом практически всех доводов стороны защиты указывает на заказной характер дела против калининградских врачей Элины Сушкевич и Елены Белой, обвиняемых в смерти новорожденного. Таким мнением в интервью «Ленте.ру» поделился известный врач, президент «Национальной медицинской палаты» Леонид Рошаль.

В следственных действиях, в том, как проходили судебные заседания, явно прослеживается заказной характер. Он определяется тем, как грубо не удовлетворялись ходатайства защиты, в том, что ни один представленный стороной защиты специалист не был допущен к выступлению в суде

Материалы по теме

«Может начаться исход врачей»

«Ее просто под пулеметный огонь поставили»

По мнению Рошаля, на заказной характер дела указывает и тот факт, что, согласно материалам дела, о гибели ребенка стало известно не от его родственников, а от анонимного источника.

Однако самые серьезные нарушения врач усмотрел в работе дежурного неонатолога, которая просто не присутствовала при родах, хотя это является ее обязанностью.

«Лишь получив информацию о рождении ребенка, она поднялась в родильный зал, но новорожденного там уже не было, так как его сразу перевели в палату интенсивной терапии. Несмотря на тяжелое состояние недоношенного ребенка, этот доктор-неонатолог не вызвала сразу бригаду из регионального перинатального центра, было упущено драгоценное время», — отметил он.

При этом Рошаль отдельно подчеркнул, что супругом неонатолога является один из судей калининградского суда, что может оказать прямое влияние на ход дела.

Читайте так же:
Туника полет листьев мастер класс

Муж данного доктора является судьей калининградского суда. И об этом я говорю прямо

Бывшая исполняющая обязанности главного врача роддома №4 в Калининграде Елене Белая и реаниматолог-анестезиолог регионального перинатального центра Элина Сушкевич обвиняются в убийстве недоношенного ребенка. По версии следствия, в 2018 году они ввели младенцу летальную дозу сульфата магния. Мотивировано это, как считает следствие, было тем, что таким образом они не хотели портить статистику роддома по невыхоженным младенцам, представив все как смерть во время родов.

В декабре 2020 года присяжные оправдали Сушкевич и Белую, так как сочли недоказанным сам факт совершения преступления.

Однако в мае 2021-го этот вердикт был отменен первым апелляционным судом общей юрисдикции, поскольку в ходе суда усмотрели нарушения. Так, одним из присяжных был ранее судимый за умышленные преступления мужчина, который по закону не имел права занимать этот пост.

В августе 2021 года дело было передано в Московский областной суд, который в октябре взял Белую и Сушкевич под стражу на три месяца.

О чем расскажет тюбетейка?

В древние времена тюбетейка могла многое рассказать о своем хозяине. Читая узор, которым была расшита тюбетейка, можно было легко определить, чем занимался ее владелец и откуда он родом. В наши дни, к великому сожалению, люди разучились понимать язык узоров на восточных головных уборах.

Название «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что означает «вершина».

В Средней Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда мусульманской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках вышивалась символика древних ариев.
В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, аж до самых бровей. По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой «третий глаз». А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом.

Существовали и детские тюбетейки. Их надевали на головы новорожденным младенцам в качестве оберега. Детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце. Часто под такой конусообразной шапочкой скрывали косичку на голове мальчика, которая служила символом принадлежности его к избранным детям.

С приходом в Среднюю Азию ислама роль тюбетейки изменилась. Согласно Священному писанию, правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Тогда тюбетейка превратилась в элемент мужского религиозного костюма, а также стала его главным украшением.

Однако есть у тюбетеек и более практичная функция. Как мы знаем, климат Средней Азии весьма жаркий и большую часть времени года солнце палит нещадно. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца. А во время сна служат даже ночным колпаком.

К середине XIX века в Средней Азии существовало большое многообразие фасонов тюбетеек. Были там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские.

Орнамент на тюбетейках также отличался своим многообразием и служил выражением местного колорита и фантазии восточных мастериц. Иногда орнамент мог рассказать историю своего времени. Так, в одной частной коллекции сохранилась тюбетейка с вышитым на ней автомобилем марки «Победа».

В прошлые времена головной убор указывал на статус того, кто его носил, и его принадлежность к разным слоям общества. Так, золотошвейные тюбетейки на Востоке носили исключительно представители аристократического сословия, а также люди, которые были удостоены такого ценного подарка.

Различается также и узор на тюбетейках, вышитых в разных областях.
Например, памирские мастерицы до сих пор используют в своей работе арийскую символику. Бадахшанские тюбетейки можно узнать по сочетанию красного, зеленого, синего и белого цветов в геометрическом орнаменте. На севере Таджикистана тюбетейки обычно имеют квадратную форму и являются золотошвейными. Вышивают там обычно птиц, зачастую сказочных. В Хатлонской области Таджикистана тюбетейки расшивают цветами, ветвями и листьями.

Самым популярным узором в соседних с Таджикистаном странах считается вышитый на черной тюбетейке белый миндаль. Такая тюбетейка является неотъемлемым атрибутом костюма мусульманского мужчины, без которого он не явится ни на свадьбу, ни на похороны, ни в мечеть.
Белыми нитями на черной тюбетейке часто вышивают и четыре стручка жгучего перца. Считается, что жгучий перец отпугнет злых духов, а четыре его стручка защитят голову мужчины с четырех сторон света.

Читайте так же:
Что такое джинсы американки стрейч

Теперь, когда вы встретите на улице человека в тюбетейке, приглядитесь повнимательней к ее узору, может быть он расскажет вам свою историю.

Секреты чустской «дуппи»

(13 мая 2016) Этот традиционный головной убор среднеазиатских народов наряду с сохранением общих черт всегда отличался индивидуальным почерком соз­дававших его мастеров.

Рука берет иглу с белой нитью и фиксирует ее на черной ткани. За этим стежком происходит чудо — выпуклые завитки, точки, линии в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться в вечном танце. И вот уже готова рукотворная вещь. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем простор: здесь любая деталь, найденная пристальным взором, стремительно врывается в сознание и замирает. И ты буквально чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента, где на одном только завитке можно изучать законы визуальной композиции. В орнаменте национальной тюбетейки невероятная гармония. На первый взгляд все предельно просто, но именно эта открытость вызывает невообразимый интерес и несказанный восторг. Черный купол оттеняет макушку головы. На нем четыре завитка: миндаль или перец, или крыло птицы… В них чустские мастерицы вкладывают всю свою доброту и душевное тепло.

Экскурс в историю

Этот традиционный головной убор среднеазиатских народов наряду с сохранением общих черт всегда отличался индивидуальным почерком соз­дававших его мастеров. История тюбетейки уходит в глубь веков. Как отмечает кандидат искусствоведческих наук И. Богословская, высокие художественные достоинства тюбетейки и орнаментальные образы вышивок доказывают длительный путь развития этой разновидности народного творчества. Косвенное подт­верждение существования головных уборов, напоминающих тюбетейки, еще в глубокой древности можно найти в скульптуре, настенной живописи, терракотовых статуэтках в восточной миниа­тюре XV-XVI веков.

Тюбетейки Узбекистана подразделяются на несколько групп: ташкентская, ферган­ская, самаркандская, бухар­ская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, хорезмско-каракалпакская, а также несколько типов: мужские, женские, дет­ские и тюбетейки для стариков. Женщины пожилого возраста тюбетейки уже не носили.

Кульминационным моментом в развитии выделки тюбетейки как разновидности искусства национального костюма стал конец XIX — середина XX веков, когда тюбетейка начинает нести в себе прежде всего художественно-эстетическую функцию. До XX века форма, колорит и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы — в каждом районе сложился свой стиль, имелись отдельные орнаментальные мотивы. В это же время под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов Центральной Азии стиль тюбетеек начал меняться — мастера стали использовать новые ткани, цветные нитки и искусственные красители. В это же время постепенно начинает меняться и форма головного убора. Если изначально он был конусообразным, то начиная с 20-х годов прошлого века форма становится более разнообразной: островерхая, полусферическая, круглая, четырехгранная. Еще в начале прошлого века шили и вышивали тюбетейки исключительно мужчины, однако позже это ремесло перешло в руки женщин.

Сокровищница национального ремесла

Наиболее распространенный в Узбекистане национальный головной убор мужчин — тюбетейки «дуппи», которые шьют в Ферганской долине в местечке Чуст Наманганской области. Чустскую тюбетейку отличает высота — она почти в два раза выше тюбетеек, изготавливаемых в соседнем Андижане. Существенно разнятся вышитые сверху и по бокам узоры. Ремесленницы из Чуста с давних времен соз­дают уникальные головные уборы, делая каждый стежок исключительно вручную под песни и приговорки.

«Вышивка на тюбетейке — это не просто красивое украшение, это доброе напутствие для будущего хозяина», — уверены мастерицы из махалли «Боги-эром» Чустского района. Здесь этому придают колоссальное значение. Например, узоры, вышитые на тюбетейке белой нитью, сулят богатство, берегут от злого глаза, сбивают с пути врагов. Издревле эта земля славилась искусными мастерицами по вышивке «дуппи». И сегодня чуст­ские девушки — выпускницы колледжей — успешно осваивают это ремесло, создавая поистине шедевры национального прикладного искусства.

Все это только доказывает то, что в тюбетейке можно проследить не только сакральные верования древних народов, но также и быт, культуру, традиции современного Узбекистана. Поэтому она стала настолько личной и особенной вещью, что дарят ее только самым близким людям или дорогим гостям. Большое значение чуст­ские мастерицы придают материалу, из которого делают головной убор. Часто при вышивке они используют только шелковые нити. Основание тюбетейки может быть разнообразным — верблюжья шерсть, вельвет, бархат, сатин. Главное — соблюдать технологию и выбрать натуральную и хорошо вентилируемую ткань.

Читайте так же:
Плащи с воротниками рюша

Изготовление «дуппи» — от закройки до прессовки происходит в несколько этапов. Опытные мастерицы собирают вокруг себя юных рукодельниц, каждая из которых выполняет свою часть работы. Одна вы­краивает нужные детали, другая вышивает верхний узор, третья тем временем готовит плотную основу, а четвертая уже взялась за пошив цельной тюбетейки из составных частей. На самом послед­нем этапе подключаются мужчины, которые придают «дуппи» традиционную форму путем прессования.

— Каждая, даже не самая опытная мастерица изготавливает примерно одну тюбетейку в неделю, — рассказывает Фотима Абдуллаева. — Работа кипит полным ходом, девушки должны выполнить крупный заказ. Чустские тюбетейки пользуются большим спросом не только в Ферганской долине, но и по всей стране. Также дважды в неделю «дуппи» выставляют на продажу на местном базаре. Ремесленники в любом случае в плюсе, так как доход от продажи солидный, а изготовление тюбетеек признано видом народного промысла и налогами не облагается.

Смотреть на процесс изготовления национальных тюбетеек — одно удовольствие. Это нечто невероятное, когда из обычного лоскута темной ткани и нескольких катушек белых ниток получается настоящий шедевр прикладного искусства. У чустских мастериц работа всегда спорится. А все потому, что они часто собираются вмес­те и работают над новыми моделями тюбетеек. С хорошим настроением, весело общаясь друг с другом, девушки быстро постигают секреты мастерства.

Вот заканчивает вышивку узора Икбола Умарова. За последние несколько лет девушка набралась достаточного опыта и сноровки, а теперь поддерживает начинающих рукодельниц.

— Изготовлением тюбетеек занимаюсь с восьмого класса, — говорит Икбола. — Из разряда хобби это ремесло переросло уже в серьезную работу, которая приносит неплохой доход. В этом ремесле нахожу успокоение, радость и искреннюю гордость за народное искусство нашей Родины. А самое главное, сделаю все, чтобы мои дети переняли искусство вышивки «дуппи» и продолжили развивать национальные традиции нашего народа.

Все основные черты чуст­ских тюбетеек и их разновидности «тус дуппи» найдены и обработаны многими поколениями мастериц. В орнаменте чуст­ской тюбетейки встречаются мелкие изящные элементы в виде кружочков, капелек, веточек, образующих в соединении с основным узором «бодом» (миндаль) тонкое кружевное обрамление. В изгибах «калампир» (перец) выделяются вышитые изображения головы барана, круглой розетки с перекрестием «колеса жизни». Красота формы, ее графичность, пропорциональность мотивов «бодом» и «калампир», соотнесенных по цветовому решению с фоном, позволяют отнести чуст­ские тюбетейки к классическим произведениям этого прикладного искусства. Каждая мастерица Чуста знает наизусть орнаментальные мотивы тюбетеек, но при этом она всячески обогащает свои узоры, фантазирует, придумывает неч­то свое: в результате получается шедевр, который пользуется большим спросом как на местном рынке, так и у иностранных туристов.

«Ум, честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке», — гласит народная мудрость. Неудивительно, что прогуливаясь по восточному базару любого города Ферганской долины, можно наблюдать, что почти каждый мужчина носит на голове тюбетейку, вышитую мастерицами Чуста.

— «Дуппи» — очень удобный головной убор, с которым я не расстаюсь уже долгие годы, — говорит пенсионер из Намангана Бахромжон Алиев. — «Дуппи» защищает от солнечных лучей летом и хранит от холода зимой. Как говорится в народе, если мужчина носит тюбетейку, то на него и смотреть приятно.

Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора вышиты волнистые узоры. Каждый из них символизирует собой один из зубцов короны. Всего таких узоров шестнадцать — по четыре с каждой стороны. А значит, каждый обладатель «дуппи» носит на голове подобие королевской короны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector