Tergan-ural.ru

Терган Урал
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Олег Попов с возрастом все больше боялся, как будет выглядеть в своей клетчатой кепке»

«Олег Попов с возрастом все больше боялся, как будет выглядеть в своей клетчатой кепке»

«Олег Попов с возрастом все больше боялся, как будет выглядеть в своей клетчатой кепке»-1200x800

Не стало Солнечного клоуна – так называли одного из самых популярных советских артистов цирка Олега Попова. Он умер в среду поздно вечером в возрасте 86 лет, в день рождения своего внука Жени. Это произошло в одной из гостиниц Ростова, куда артист приехал на гастроли, после того как больше 25 лет отказывался выступать в странах бывшего союза.

«Я зашел к нему вечером в номер, он смотрел телевизор, предложил мне выпить чаю, – говорит его напарник Владимир Фесенко, проработавший с ним последние 36 лет. – Пока пошел на кухню заваривать, возвращаюсь минут через десять, а он сидит в кресле уже бездыханный».

Директор киевского национального цирка Людмила Шевченко, с которой они дружили семьями, рассказала нам, что Попова буквально удалось вытащить в Россию: «Он много лет не гастролировал по странам бывшего СССР – настолько сильна была у него обида на советскую власть после того, как из-за дефолта сгорели все его сбережения. Он вообще был одним из самых богатых советских артистов, но сколько именно он тогда потерял, я не знаю. Олег Константинович считал, что власти должны вернуть ему эти деньги. А не дождавшись, уехал в 1991 году жить в Германию. »

«Последний раз мы встречались с ним два года назад в Дрездене, когда приезжали на его спектакль, посвященный юбилею. Мы хотели взять его потом с собой на гастроли, но побоялись – здоровье у него было не очень, да и самолетом было опасно лететь. Олег Константинович был очень требовательным к себе артистом и с возрастом все больше боялся, как будет выглядеть в своей клетчатой кепочке – дескать смотрится он в свои годы уже не так, как раньше», — говорит Людмила Шевченко.

«Еще он славился тем, что был отличным ремесленником – у него были потрясающие министанки – фрезерные, токарные и мастерская. Он весь свой реквизит делал себе сам. Даже тогда, когда он уехал в Германию и женился на Габриэле, он сам себе построил большой дом. А еще среди циркачей ходили байки о его прижимистости – нет в мире ни одного артиста, которому бы он что-то подарил, кроме моего мужа – Владимира Шевченко. Попов привез ему из какой-то заграничной поездки куколку, которая лепится на стекло с помощью присоски. Все говорили: «Какой ты счастливый – тебе сам Попов подарок сделал», — рассказала она.

Кстати, в Германии, куда переехал в 61 год и где ему пришлось завоевывать любовь зрителей с нуля, он выступал под псевдонимом Счастливый Ганс. А наши зрители запомнили Олега Попова за душевные номера и, конечно же, его большую кепку в черно-белую клетку, красный нос и растрепанные густые волосы соломенного цвета.

  • Лучшие номера Солнечного клоуна Олега Попова

Похоронят Солнечного клоуна в Германии, а не России – так потребовала его жена Габриэла, которая младше Попова на 31 год. Раньше она работала в аптеке, а потом стала ассистенткой артиста. У Попова есть дочь Ольга от первого брака (ей чуть за 50 лет) — раньше она выступала с отцом, но потом бросила цирк ради семьи, сделав Попова дважды дедушкой.

«Улыбка спасет людей»: смех и слезы Олега Попова

Он уехал из России 25 лет назад – казалось, что навсегда. Цветастые галстуки и рубашки, клетчатые пиджаки и кепки, улыбка с хитрецой и блеск неунывающих глаз – первое, что вспоминается нам сейчас, когда его не стало. Обаятельный, лукавый, бесконечно добрый – пожалуй, Олег Попов – тот редкий пример актера, чей жизненный путь был продолжением его клоунского амплуа.

ХЛЕБ В ОБМЕН НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Путь к артистическому образу «солнечного клоуна» был тернистым. Мама-ретушер и папа-слесарь — его родители к цирку не имели никакого отношения. Олег Попов, мальчик с незатейливым именем и фамилией, начал работать с 13 лет: в 1943 году поступил учеником слесаря на полиграфический комбинат «Правда».

Читайте так же:
Ткань ламборджини что можно сшить

Свободное время юный Попов проводил во Дворце спорта «Крылья Советов», недалеко от которого жил – ходил туда заниматься акробатикой. Там он познакомился со студентами Государственного училища циркового искусства, которые пригласили его на свою репетицию. Пришел, посмотрел, понравилось – таким было первое впечатление от увиденного под манежным куполом цирка. Через год он поступил в училище и успешно окончил его спустя пять лет с номером «Эксцентрик на проволоке».

С цирком Попов познакомился, когда ему было восемь лет. Родители привели на представление, во время которого клоун подарил ему шарик. Имя актера Попов не запомнил, но чувство переполняющего его в тот момент счастья посещало потом каждый раз, когда он вспоминал ту историю. Этот случай клоун отразил в своей первой репризе: во время дебютных выступлений он раздавал зрителям шарики.

«Когда я не работал, то получал 300 грамм хлеба. Когда стал работать – получал 500. А в цирке давали 600 грамм хлеба. Может быть, эти сто грамм хлеба и решили мою судьбу», — говорил Попов в интервью «МИР 24», отвечая на вопрос о том, как он стал цирковым актером.

В 1951 году Попов попал в цирк на Цветном бульваре, где в то время выступал знаменитый артист Румянцев, больше известный по прозвищу Карандаш. Это знакомство дало ощутимый толчок в развитии: Карандашу понравился номер Попова – в то время он выступал как начинающий эквилибрист-комик, и мэтр клоунады взял его в свою труппу. Затем последовала командировка на гастроли в Саратов. Так случилось, что клоун саратовского цирка Боровкин сломал ребро во время выступления, и дирекция предложила Попову подменить его.

«У меня ничего нет – ни парика, ни носа, ни даже грима», — говорил Попов руководству цирка. Необходимую атрибутику позаимствовали у актера, лежавшего в больнице. «Все, что надо – бери в гардеробной цирка», — сказал саратовский актер и протянул будущему артисту ключи. Попов запомнил этот открытый и искренний жест на всю жизнь.

Фото: Великжанин Леонид, ТАСС

МОЙ КУМИР — ЧАРЛИ ЧАПЛИН

Репризы, придуманные Поповым, теперь навсегда вписаны в историю российского цирка. Среди лучших — «Повар», «Свисток», «Луч». Актер считал, что есть клоунские репризы-однодневки, а есть те, которые живут годами. Так, например, репризу «Луч», показанную зрителям во время двух последних выступлений в Ростове-на-Дону на прошлой неделе, артист считал своей визитной карточкой.

Эта короткая шуточная зарисовка довольно популярна в цирковом искусстве. В ней клоун выходит на сцену и подметает пол. После этого появлялся солнечный луч, и актер начинает «подметать» его. Затем луч, вздрагивая и отползая в сторону, исчезает в зрительном зале, оставляя комика в темноте. Попов преобразовал эту клишированную пантомиму в нечто по-философски трогательное.

«Я дал себе слово: если я кого-то копирую, я должен сделать лучше. Думаю, что «Луч» у меня стал звучать. Эта пантомима у меня стала не пустая, в ней появились мысли. Взял луч – отдай всем, что я и делаю в финале этой репризы», — говорил Попов в интервью «МИР 24».

Свою первую клоунскую кепку клоун нашел на «Мосфильме» в 1953 году во время съемок в кинокартине «Арена смелых» — его пригласили туда как молодого, подающего надежды клоуна.

«Привели нас в костюмерную студию, где можно было что-то поискать для съемки. Тут-то я и увидел среди множества головных уборов — шляп, беретов, фуражек — необычную кепку в клеточку. Наверное, сшили ее для героя какого-то комедийного фильма. Примерил я кепку — и она оказалась 60-го размера, как раз по моей голове. Я попросил, и мне ее подарили. Теперь она, можно сказать, мой торговый знак», — рассказывал Попов в интервью ТАСС.

Читайте так же:
Как сшить ручной машинкой степлер

Сколько всего было кепок за долгую клоунскую жизнь, сосчитать невозможно: артист щедро одаривал ими своих друзей и молодых артистов.

За свою жизнь клоун встретился с множеством интересных людей, среди них принц Чарльз Уэльский и князь Ренье III, из рук которого он в Монте-Карло получил свою первую статуэтку «Золотой клоун» — высший приз циркового артиста. Однако самой знаменательной встречей артист всегда считал знакомство с Чарли Чаплином в 1964 году. Фильмы с его участием он очень любил смотреть в детстве: когда мама давала деньги на мороженое, Олег бежал в кинотеатр и покупал билет на фильм с Чарли. Став клоуном, он посвятил своему кумиру одну из своих реприз.

По мнению Попова, в жанре пантомимы не было лучшего образца для подражания, чем Чаплин. Он признавался, что для него образ бродяжки Чарли – это икона, высший уровень актерского мастерства.

«Он не знал русский и английский, но мы все равно около часа разговаривали с ним, что-то показывали друг другу, смеялись. Не могу вспомнить, о чем мы говорили, но, видимо, о чем-то приятном, раз нам было весело», — такой запомнилась Попову встреча с актером-классиком.

Фото: Ун Да-син Вячеслав, ТАСС

УЛЫБКА КАК ВИТАМИН

С 1991 года Попов жил и работал в Германии. Гражданство оставил российское, потому что чувствовал свою связь с Родиной, но всегда открыто говорил, что на страну он в обиде из-за выплаченной ему маленькой пенсии. Артист неоднократно говорил, что потерял почти все свои накопления в начале 1990-х. В июне 2015 года Попов приехал в Россию для получения международной цирковой премии «Мастер» в номинации «Легенда цирка». Это был первый приезд артиста на родину после эмиграции.

В быту он больше всего терпеть не мог обыденность. Как истинный жизнелюб и эксцентрик, он очень любил во время общения с родными и близкими привлекать их внимание. В жизни его дурачество было таким же мастерским, как и игра на сцене: так, например, Попов иногда красил левый мизинец женским лаком для ногтей красного цвета. Когда у него спрашивали, зачем он это сделал, тот обычно отвечал: «Да так просто. Дурачился».

У Попова была своя простая формула счастья, которой он с радостью делился: здоровье, крепкая семья и дети. Правда, в случае с Солнечным клоуном для этой формулы был необходим еще один компонент – потребность выходить на манеж.

Несмотря на то, что гастрольный график клоуна всегда был очень плотным, сам он с большим удовольствием ходил в цирк как зритель – интересовался новым поколением артистов.
«Мне всегда интересно, что делает молодежь. Бывают конкурсы молодых артистов цирка, и они что-то приносят. А ведь это важно для искусства – приносить, а не уносить», — говорил Попов в интервью «МИР 24».

Вместе с тем Попов порицал ошибочное представление молодых артистов о клоунаде как о кривлянии и шутовстве, на которое способен любой дурак.

«Может показаться, что быть клоуном цирка так же легко, как на карнавале. Но когда выходишь на манеж, понимаешь, что это не такая уж и легкая профессия. Мы манеж называем тарелкой – что ты туда положишь, то и съешь», — говорил Попов.

Клоунада действительно была его призванием. Он считал, что жизнь не могла сложиться иначе, что совершенствование себя в актерском мастерстве – это дело всей его жизни. Во время своего последнего общения с журналистами в ростовском аэропорту Попов сказал: «Человеку необходима, как витамин, улыбка. Я всегда пишу и говорю: встал утром — улыбнись, какая бы ни была погода или ситуация в жизни. Улыбка спасает людей. Если у вас появились какие-то дурные мысли, приходите в цирк».

Прощание с Олегом Поповым, как ожидается, пройдет 7 ноября в ростовском цирке, где состоялось последнее выступление клоуна. Похоронят артиста в Германии, где он прожил последние 25 лет.

Читайте так же:
Как сшить из фетра чебурашку

Олег Попов: кепку я нашел в костюмерной «Мосфильма»

Олег ПоповЗнаменитому Солнечному клоуну — Олегу Попову исполнилось 75 лет. Популярность народного артиста СССР была безгранична, его имя на афишах обеспечивало аншлаги, а на его выступлениях публика рыдала от смеха. Олег Попов уже 15 лет живет в Германии и сейчас гастролирует с немецким цирком в юбилейном турне. С Олегом Поповым встретился Александр Томас.

Известия: Как-то так получилось: в один прекрасный день знаменитый на весь мир клоун Олег Попов вдруг куда-то исчез, пропал. А как вы лично относитесь к юмору, Олег Константинович? У вас наверняка были моменты в жизни, когда надо выходить на сцену, а вам не до шуток и смеха?

Олег Попов: Да-да-да! Поговаривают даже, что, приехав в Германию, Попов заболел, живет в бараке, нищенствует. И что я лежу в постели, такой несчастный. Что я в больнице, умираю или уже умер, и т.д. Мне без юмора трудно жить. Надо радоваться и доставлять радость другим. Главное — оставить после себя чистый след. И если мой клоунский образ приносит людям радость, улыбку и смех, я счастлив. Конечно, я часто вспоминаю, сколько раз приходилось работать с высокой температурой или воспалением легких. Тебя выносят буквально на носилках на манеж, врачи дежурят в цирке и после окончания представления увозят на карете «скорой помощи». Естественно, зритель даже и не догадывался об этом. Таких примеров в моей жизни было предостаточно. Из глаз — слезы, а работать-то надо. Надо выходить смешить. Это ведь мое горе, а не окружающих. Хорошо ведь сказано: «Когда клоун смеется, с ним смеется весь мир, а когда клоун плачет, он плачет один».

Известия: Вы на арене более 50 лет. Почему выбор пал именно на цирк? Я слышал, что клоуном вы стали случайно?

Попов: Когда мне было 14 лет, я занимался в московском Дворце спорта «Крылья Советов» в кружке акробатики. К нам часто приходили студенты из циркового училища. Я познакомился с ними, и они пригласили меня к себе на репетицию. Мне сразу же понравилось, и в 1944 году я поступил в цирковое училище, окончил его как эксцентрик на проволоке. С номером «Утренняя гимнастика на проволоке», который на экзамене прошел на ура, меня направили в Тбилиси. Тогда директором цирка был народный артист СССР Кавсадзе, бывший певец оперного театра, который этот мой выпускной номер благополучно забраковал. Что делать? Пришлось показать старый — «космополитический». «Вот его, — говорит, — и будешь работать». Я ему: «Так ведь комиссия в училище запретила его». — «Да ладно! Москва далеко, авось проскочит!».

Известия: И таким образом вы стали работать самостоятельно?

Попов: Не сразу. В 1951 году я попал в Старый цирк на Цветном бульваре, где в то время выступал знаменитый Румянцев — Карандаш. Ему понравился мой номер — я выступал тогда как эквилибрист-комик на слабо натянутой веревке, и он взял меня в свою труппу. А потом пригласил участвовать у него в репризах. Когда он получил отпуск, меня командировали на гастроли в Саратов. Так случилось, что клоун саратовского цирка Боровкин сломал ребро, и дирекция предложила мне подменить его. Затем меня направили уже в качестве клоуна в Ригу. И вот уже более пятидесяти лет, как я другого амплуа и представить себе не могу.

Известия: Вы были учеником Карандаша. Что почерпнули для себя у мастера клоунады?

Попов: Лучше Карандаша никого не было. Ой, какой же он был маленький и смешной! Ну просто умора! Карандаш мне очень нравился: я у него многому научился, хотя он немножечко и «принимал». Но в те времена это как-то так. даже принято было. Некоторые без этого на арену не выходили. Мне, слава богу, удалось этого избежать. Помогало то, что выступал я все-таки на проволоке.

Наверное, самая популярная реприза Карандаша — знаменитая «Сценка в парке». На арене — скамеечка, деревце и скульптура Венеры Милосской в полный рост. Сторож (а сторожа в паре с Карандашом играл я) метет дорожку, парк еще закрыт. И тут появляется Карандаш: в руках у него тазик, через плечо — полотенце. Очень типичная для 40-х годов прошлого века картинка: человек, идущий из бани.

Читайте так же:
Как сшить шоссы на 15 век

Поскольку парк еще закрыт, сторож пытается прогнать непрошеного посетителя, разумеется, безуспешно. Карандаш нечаянно роняет скульптуру, которая разлетается на куски. Удирать поздно! В отчаянии Карандаш, весь перепачканный краской, поспешно взбирается на пьедестал и, выпустив из брюк длиннющую рубашку, пытается изобразить из себя Венеру. С трудом выйдя из шока, сторож сгоняет нарушителя с пьедестала и гонится за ним с метлой в руках. К этому моменту зал уже почти лежит от смеха.

Известия: А что это вы мастерите, Олег Константинович?

Попов: Шапку для мага, есть у меня такая реприза. Мой старый цилиндр порядком обносился, нужно что-то другое придумать. Вот я и колдую над новым головным убором. Хочется, чтобы он был ярким и бросался в глаза.

Известия: Вы только эту шапку сами сделали или же весь свой реквизит сами мастерите?

Попов: Все создаю сам! Когда начинаешь заказывать реквизит на стороне, люди не всегда понимают, чего ты хочешь, думают, что разговор идет о какой-то безделушке. А для артиста это не безделушка, а орудие производства. Я рад, что у меня есть мастерская. Теперь, если я что-то придумаю, то могу, никому не мешая, в любое время пойти туда и сколько угодно работать. А уж я, если загорюсь, то могу не есть и не спать, только мастерить. Главное, чтобы интересно было. Каждый человек должен уметь работать руками. Я бы всем начинающим клоунам рекомендовал выучиться слесарному делу.

Известия: А кто придумал это знаменитое имя — Солнечный клоун? И, кстати, о вашей кепке. Почему вы с ней не расстаетесь?

Попов: Во время наших гастролей в Лондоне в одной из газет вышла рецензия, которая называлась: «В туманном Лондоне появился Солнечный клоун». Вот оттуда все и пошло. А кепка появилась у меня случайно. Я ее нашел в костюмерной «Мосфильма». Смотрю — лежит ничейная. Как же не взять! С тех пор я с ней не разлучаюсь, она теперь мой фирменный знак. Ведь главное для клоуна — неповторимый имидж. К сожалению, кепки тоже не вечны — я уже штук тридцать износил. Теперь сделал вечную — «металлическую».

Известия: Клоунада развивается или существует на повторах?

Попов: Сто и даже пятьдесят лет назад клоуны выходили, чтобы заполнить время, пока разравнивали опилки на манеже. Они давали друг другу пинки и подзатыльники — вот, пожалуй, и все. А сейчас под хорошего клоуна может делаться целая программа. Клоунада не стоит на месте. В конце шестидесятых великий Леонид Енгибаров внес в нее элементы пантомимы. Преобладало то одно, то другое направление, и так, наверное, будет всегда. Клоунада вечна, как и цирк: в советские времена билеты на премьеру надо было доставать за полгода, и то по блату. Я помню годы, когда у входа в Старый цирк перед представлением дежурила конная милиция. А в 90-х годах посещаемость упала, но сейчас зритель вновь возвращается в цирк. И я верю, что наступят такие времена, когда билеты в цирк снова будут доставать по большому блату.

Известия: Вы когда-нибудь отдыхаете?

Попов: Мне 75 лет. И я никогда не отдыхаю. А чтобы днем прилечь поспать — да ни за что! Жизнь настолько хороша, что я не могу воровать у себя дни и часы. Мы ложимся очень поздно и очень рано встаем. В шесть часов мы уже на ногах. Отдых — это не для меня.

Попов, Олег Константинович

Родился в деревне Вырубово [8] (ныне входит в городское поселение Одинцово Одинцовского района Московской области). Позже семья переехала в деревню Обираловку, где в то время жили бабушка и дед Олега [9] , а затем в Москву, начали жить в районе стадиона «Динамо». В 1937 году исчез его отец. Его, часового мастера, арестовали после того, как вышли из строя часы, изготовленные для И. Сталина. Отца Олега Попова осудили, так и не пояснив, что же было на самом деле.

Читайте так же:
Варежки плей тудей размеры

В 1943 году Олег поступил учеником слесаря на полиграфический комбинат «Правда».

В 1944 году, занимаясь в кружке акробатики московского Дворца спорта «Крылья Советов», познакомился со студентами циркового училища, побывал на их репетициях. В том же году поступил в Государственное училище циркового искусства, которое окончил в 1950 году по специальности «эксцентрик на проволоке».

Начал свою карьеру эквилибристом, выступая с номером «Эксцентрик на свободной проволоке» (режиссёр-педагог С. Морозов). В 1950 году дебютировал в качестве ковёрного клоуна в Саратовском цирке [10] . Официально работать клоуном стал в 1951—1952 годах в Рижском цирке [11] [12] . Окончательно утвердился в этом амплуа в Молодёжном цирковом коллективе под руководством знаменитого клоуна Карандаша (1951—1953).

Создал артистический образ «Солнечного клоуна» — неунывающего паренька с копной соломенных волос в нарочито широких полосатых штанах и клетчатой кепке. В своих выступлениях использовал такие приёмы как эквилибристика, акробатика, жонглирование, пародирование цирковых номеров, но главное место в его выступлениях занимали антре, решённые средствами буффонады и эксцентрики. Среди лучших реприз — «Повар», «Свисток», «Луч», «Машина».

Участник многих телевизионных передач, в частности, принимал участие в детской телепередаче «Будильник». Часто снимался в кино, чаще всего камео, выступал в качестве режиссёра цирковых спектаклей.

Принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы. Эти поездки принесли ему мировую славу.

Жил в Москве на Молодёжной улице в доме №3. Выражал большое сожаление в связи с потерей в конце 1980-х — начале 1990-х годов своих больших накоплений [13] .

С 1991 года, сохранив российское гражданство («у меня русский паспорт, и гражданство я менять не собираюсь») [13] , жил и работал в Эглофштайне, в Германии [14] . Выступал в собственной цирковой программе под сценическим псевдонимом «Счастливый Ганс» (нем.  Hans im Glück ) [15] .

В июне 2015 года, впервые после 24 лет проживания в Германии, посетил Россию. 30 июня выступил на арене цирка в Сочи с двумя репризами в рамках Международной профессиональной цирковой премии «Мастер» [16] . В декабре 2015 года выступил в Санкт-Петербурге на открытии после реставрации Цирка Чинизелли [17] .

/>Внешние видеофайлы
/>Последний выход Олега Попова   (неопр.) .

В 2016 году у него был запланирован гастрольный тур по России. С 24 сентября по 9 октября с аншлагом прошли его выступления в Саратове. Во время последних гастролей подарил цирку Саратова, где начал карьеру, одну из своих знаменитых кепок, которая была куплена им неподалеку от этого цирка в магазине «Головные уборы» в разделе «уцененные товары».

В конце октября приехал в Ростов-на-Дону, где планировал дать 15 представлений (позднее должны были пройти гастроли в Екатеринбурге и Самаре). Его последнее представление состоялось 30 октября. В последний день жизни, 2 ноября, был бодр и полон сил, чувствовал себя прекрасно, посетил центральный ростовский рынок, планировал съездить на рыбалку за окунями в местной речке Маныч [18] . Поздно вечером в гостиничном номере сидел и смотрел телевизор.

В 23:00 родные и близкие заметили, что Олег Попов сидит в странной позе. Срочно вызвали «скорую помощь», однако спасти клоуна не смогли. Он уснул на диване гостиничного номера и больше не проснулся.

Скончался в возрасте 86 лет от остановки сердца.

По решению жены и дочери был похоронен в городе Эглофштайне в Германии 4 ноября [19] , при этом в соответствии с последней волей великого артиста — в клоунском костюме [18] [20] .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector