Tergan-ural.ru

Терган Урал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Народный костюм татаров

Народный костюм татаров

Татары — один из самых многочисленных народов России. Это волго-уральские татары: казанские, касимовские, мишари, кряшены (т. е. крещеные), астраханские живущие в Среднем Поволжье, по рекам Волге и Каме; а также сибирские татары. В формировании татарского этноса большую роль сыграли волжско-камские булгары. Хан Батый захватил их государство в XIII в. и создал новое — Золотую Орду, простершуюся от Западной Сибири до Северного Кавказа и Крыма. Золотоордынские кыпчаки ассимилировали многие племена, восприняв тюркское название «татары».

Народный костюм Татарии

В XV в. Орда распалась на отдельные ханства. Казань — столица Казанского ханства стала политическим центром всей Восточной Европы того времени. Касимовские татары носят имя Касыма, сына казанского хана, который правил Касимовским ханством. Крымские татары делятся на горно-прибрежных (эта часть Крыма входила в Османскую империю, потому народные костюмы этой группы испытывали сильное влияние турецкой культуры) и степных (или ногайских), одежда которых имела много общего с одеждой северокавказских ногайцев. Однако все группы татар, несмотря на территориальное разъединение, объединяют общая религия и культура.

Женский костюм

Широкую рубаху кольмэк с ромбовидными ластовицами шили из домотканого сукна. К концу XIX в. у нее появились воротник-стойка, кокетка и манжеты, которые, как и подол, стали обшивать кружевом и оборками. Нагрудный разрез казанские татарки оформляли особо красочным украшением изу. Под кольмэк обязательно надевали нательные шаровары (богатые женщины — шелковые), собранные у щиколоток шнурками.

Верхнюю распашную одежду татарок — платье антер турецкого фасона, в талию, шили из тяжелой шелковой ткани, на подкладке. Узкие рукава антера украшали бархатные нарукавники капак, шитые золотом. Глубокий вырез закрывал нагрудник кокслюк, украшенный монетками или вышивкой. У девушек эта одежда была длиной до колен, у женщин среднего возраста — ниже колен, у старых — в пол. Зимой под платье надевали стеганый на вате чехол зубун. По покрою это была копия антера, но с короткими рукавами. Популярны были шелковые платьяхалаты. Распашные камзолы-куртки марка шили из черного бархата и обшивали позументом, а приталенный кафтанчик тун — из шелка и атласа. Зимний марка обрамляли беличьим мехом, а тун имел ватную подстежку.

Головные уборы и украшения. Самыми распространенными головными уборами татарок были шапочки-колпаки калфаки. Женщины носили вязаные; девушки — бархатные и шелковые, их богато расшивали золотой гладью, жемчугом, бисером, бахромой, позолоченными монетами. Мишари украшали серебряными монетами шапочки кашпау. У них, как и у касимовских татарок были популярны полотенчатые покрывала тастары. Покрывала казанских татарок, расшитые тамбурной вышивкой с цветочными орнаментами, назывались эрпэк. Татарки-кряшенки носили своеобразные покрывала сурэкэ, а косы под ними укладывали на темени, как русские женщины. Типичная прическа татарок — две косы с пробором посередине. У горно-прибрежных крымчанок популярностью пользовались турецкие фески тарбуш. Украшениями татарских женщин были нагрудные застежки якачалбыры, перевязи хаситэ, подвески к косам чулпы, серьги алка и массивные браслеты; у крымчанок — налобные повязки. Мишари и кряшены в украшениях широко использовали монеты.

Девушка в голубом кольмэке, платье-халате и бархатном калфаке; мужчина в узорчатых казанских сапожках ичигах

Мужской костюм

Мужской костюм татар состоял из рубахи кольмэк, которая была шире и короче, чем женская; штанов шальвар; камзолов-безрукавок из бархата, расшитых золотом; камзолов с короткими рукавами; халатов жилэн; чекменей и овчинных тулупов.

Головными уборами татар были тюбетейки. Четырехклинную тубэтэй и калэпуш в виде усеченного конуса расшивали золотой гладью. Поверх них зимой надевали меховую шапку бурек. Бурек носили и женщины, только поверх головных покрывал.

Пояса. Кушак — кшак, трижды охватывающий талию, был неотъемлемой частью костюма татарина. У молодых крымских татар и татарок бытовал бархатный, шитый золотом коланкушак.

Обувь

Татары носили кожаные сапоги ичиги и ботинки на жесткой подошве. Праздничные ичиги, называемые казанскими сапожками, изготавливали из разноцветной кожи в технике сшивной мозаики.

Татарский народный костюм

похоже это он, наш образец, казанский девичий костюм Для начала надо сказать, что наш татарский костюм во многом собирательный, потому как просто татарских костюмов не бывает, больше всего он похож на казанский, таковым его, думаю, и стоит считать. Субэтносы, выделяемы в татарском народе, явление очень интересное, созданнойбольшой политикой, историей и этнологией, на мой взгляд, именно в такой последовательности. Пследними в состав Российской империи были включены крымские татары, о них информации не так много, хотя самобытность их беспорна. Стоит также сказать, что это один из репересированных народов второй мировой.

Мишари, напротив, первыми вступили в русское подданство, именно поэтому их национальные эелементы наиболее архаичные, а связь с русским костюмом более заметна, другое название мишарей сегодня — нижегородские или московские татары. Их спор с казанскими, кто из них более настоящий вечен))

Читайте так же:
Карповый мат как сшить дома

Обратимся к словам отцов — аталар сöзи. Пословицы не описывают красоты, а только передают отношение к ней, причём наставительно-оберегающего характера. Красоту внутреннюю предпочитая внешней.

девичий костюм крымской татарки к. 19 в.

Какая из красавиц самая красивая? — Та, которую любишь.

Красивую увидеть — приятно глазам. А сердцу вредно.

Красота девушки в упорном труде.

Красота — это беда, уродливость — золотая крепость.

Самую красивую женщину в народном представлении олицетворяла невеста — в этом образе идеально сходились молодой возраст, богатое убранство, любовь и надежды на прекрасное будущее. Наиболее пышно одевались на свадьбу. Судя по описаниям и фотографиям, женский праздничный костюм был очень ярок. Он состоял из нижней рубашки (кольмэк), платья (антер), кофточки (хыркъа) и верхнего кафтана [Полканов, 1994, с. 26].

Длинное до пят платье предпочитали броской расцветки (например, в зеленую, розовую и голубую полоски, или голубое с яркими розовыми и золотыми цветами и т. д.). Зачастую нижнюю кромку окантовывали тесьмой (золотой, ярко-розовой. ). Материалом для праздничного платья служили парча, шелк, бархат, замша. В перечнях приданного находим: кутневый (полушелковый), шалевый, шаламаджа (из сирийского пестрого шелка) и ситцевые антери (платье) [1834 г., ГААРК], платья шелковые, из материи море и севье, из зеленого ситца, перусин антери (1851 г.); бархатное, суконное, шелковое (1871 г.); казимировое (из тонкой шерстяной ткани) и сатиновое (1893 г.).

Демидов в 1837 году описывает караимку из Кале так: Платье . было щегольского покроя, шелковое, с голубыми и красными полосками, очень ловко обхватывавшее ее стройную талию, не искаженную корсетом; широкий пояс, перевязанный довольно низко, спереди был схвачен двумя круглыми серебряными бляхами прекрасной работы [2011, с. 201].

Круглые пряжки поясов у крымских караимок встречаются достаточно часто в описаниях и на изображениях. К примеру, в книге Маркова [2009, с. 38], или читаем у Р. Лайала [Lyall, 1825, s. 267]: Под мантиями на них были надеты широкие кожаные пояса, концы которых были соединены спереди медной круглой пряжкой в виде замка. Пояса были одеты не на талии, а почти сразу над бедрами, нарушая этим всю соразмерность женского тела . На сегодняшний день сложилось такое мнение, что именно круглые пряжки — особенность костюма караимки Крыма, однако бляха могла быть и формы бадем (миндаль), филигранный и пр. Серебряные пояса и пряжки были достаточно дорогими и передавались по наследству. Вес и стоимость их можно примерно оценить по спискам приданных разных лет у семей разного достатка: бляхи для пояса — 75[1] руб. (1834 г.); блях золотых, т. е. кушак баш 1 пара 15 мускал (

62 гр.) — 60 руб. и кушак чистого серебра называемый кушак баш в 40 дрем. — 13 руб. серебром (1851 г.); кушак баш т. е. бляхи серебряные пара 30 драхм (

54 гр.) — 10 руб. и пояс серебряный кавказский — 12 руб. (1854 г.); серебряный кавказский поясок — 25 руб. и тоже на галунной тесьме — 10 руб. (1871 г.).

На платье могли одеть передник (с вышивкой, ажурный, украшенный тесьмой. ) и короткую (до талии) куртку (хыркъа, салтамаркъа) с рукавом чуть ниже локтя, без застежки. Женские куртки от мужских отличались фасоном — шились без воротника. Делались и теплыми — с мехом и подкладкой. Ценились также шубки на меху из бархата и атласа (тон). В списках джииза упоминаются шубы: атласная и бархатная, подбитые белками; китайская подбита котиком; из зеленого бархата подбитая хфептовым мехом; синего сатина обшитая брозументом; золотом вышитая и блестками короткая; коротенькая шалевая; из красного канауза коротенькая; короткая атласная с брузументами подшита сибиркою; салтамарка (куртка) такие: суконная, бархатная, шалевая, бархатная вышитая золотом кефга.

Верхний кафтан шили из бархата и шелка зеленого, малинового, синего, кофейного цветов. В шетарах XIX в. записаны кофтоны тофтовой, канауровый, пекевый, фланелевый, ситцевый, но не встретился ни один кафтан сары дэри — кафтан желтый кожаный, модный два столетия назад (1649 г.) [Vasytinskaya, 2010, s. 196].

На ноги надевали чулки (къалчын) с подвязками (къалчынбав). Обувью служили туфли или легкие, украшенные шитьем, сафьяновые сапожки. Демидов [2011, с. 201] приметил на ногах женщины Кале желтые бамбуши, общеупотребительные в здешнем краю . А в песне Кэлин кэльсын поется о красных сапожках (этик) на ногах невесты. Примечательно, что в приданом девушек нам практически не встречалось обуви.

Читайте так же:
Как сшить из кожзаменителя пинетки

В грязную погоду одевали высокие деревянные колодки (налын), в праздничном варианте — украшенные резьбой, инкрустацией деревом и перламутром.

Костюм завершали круглая низенькая, чаще красная шапочка (фес) и покрывало (махрама, шэрбэнта, тувух), или шаль, платок (машапа).

Праздничную одежду украшали вышивкой, блестками, жемчугом, тесьмой, галуном. Чем больше украшений было на женщине, тем она считалась привлекательнее. На некоторых фото красавицы просто увешаны с головы до ног различными изделиями ювелиров. Интересны не употребляемые ныне несколько рядов цепочек или бус, крепившихся на плечах курточки с двух сторон; головные цепочки кашь базцы , серьги бадем-сырга и бутаклы-сырга .

Спереди на платье одевали ожерелье из монет (гэрданлык), или ажурную жемчужную (иногда бисерную) сетку (инджили кафас), нижний край которой украшался монетами. С. Бейм отмечал, что могло быть два, три, иногда до десяти рядов золотых монет. [1911, с. 74]. Монетами украшали и шапочки. . их головы были покрыты низкими красными шапочками, а длинные косы лежали на их спинах. Дукаты, цехины и многие другие золотые монеты составляли украшения их шей — подметил Р. Лайал [Lyall, s. 267]. Классическими караимскими считались шапочки совсем низенькие, в несколько сантиметров высотой с прямыми, или чуть выгнутыми боками. Но носили и высокие, и конической формы, с кисточками, серебряными навершиями, вышивкой маклама (по настилу), пулом и др. украшениями. Фесы, очень дорогие и искусно выполненные, были обязательным атрибутом джииза. С. Бейм писал о них, как о фесах, унизанных жемчугом с дорогим кружевом, обвешанным мелкими турецкими золотыми рупиями [1911, с. 74]. Очевидцы прошлого века отмечали на небольшой красной шапочке голубую бахрому и вышитое золотом донышко, иногда усаженное камнями или золотыми монетами [Полканов, 1994, с. 23]. Вышивка и бахрома могли быть и коричневого, темно-синего, фиолетового, черного цветов.

Девичью прическу составляли тонкия и длинныя коски, числом иногда до ста и даже более [Бейм, 1911, с. 74]. Писали, что Караимки заплетают пышные свои волосы по крайней мере в 30 мелких кос, которые и рассыпаются по плечам [Полканов, 1994, с. 23].

МИШАРИ

девичий мишарский костюм Формирование костюма мишарского этноса шло на основе развития западной булгаро-болгарской части населения Волжской Булгарии. Начальному этапу консилидации всего тюркоязычного населения помешало монгольское нашествие, а затем последующее подчинение этих территорий русскому государству. В 15-16 вв. оформляемся деление мишарей на две группы : ц-окающую (сергачско-сурскую), ч-окаюшую (темниковско-мокшанскую), а неоднократное переселение на южные засечные линии создает множество подгрупп, со своими особенностями в культуре, в том числе и в одежде.

Наибольшую самобытность сохранила женская одежда. Во второй половин 19 в. бытовала широкая и длинная рубаха из домотканой материи туникообразного покроя с нижней оборкой. Шилась она из пестряди в мелкую красно-белую клетку, украшалась вдоль швов, по разрезу груди, на рукавах и подоле кумачными нашивками. Особенно много разноцветной тканевой аппликации было на рубахе юле кулмек сергачских мишарок. У них же, в одежде пожилых женщин, сохранилась белая рубашка из холста, украшенная вышивкой и кумачными нашивками. Полосками ткани и вышивкой украшали нагрудники кукрекче . Наиболее интересны кукрекче темниковских женщин с золотошвейным вихревым розетками, спиральными завитками, цветочными мотивами.

женский мишарский костюм

Узор на поверхности ткани разряжен и дан крупными золотыми мазками. Также располагали орнамент на сапогах, тюбетейках и деталях головных женских уборов.

Верхняя одежда: камзол, зыбын, тун и позднее бешмет шилась исключительно с приталенной спинкой. Во второй половине 19 в. рукава на камзолах молодых женщин исчезли, пожилые женщины, наоборот, их удлинили, а сами камзолы утеплили на манер бешмета. Получилась новая форма одежды – полубешмет ( кыска бишмет ) на вате, с открытой грудью .

Фартук мишарок являлся как рабочей одеждой, так и принадлежностью выходного костюма. Как и у казанских татарок, он первоначально был домотканым, с ярким геометрическим орнаментом. В конце 19 – начале 20 вв. он стал ситцевым, с пышными оборками на плечах. Носился такой фартук с платьем из фабричной ткани, с кокеткой и подольными воланами общенационального фасона.

У всех групп мишарей отмечается бытование женских головных уборов древней формы. Это и башкигец в форме капюшона с широкой наспинной лопастью, волосники в виде шапочки с узким тканевым накосником: чэч-кап и салавыч . На них сверху надевался тастар — головное полотенце. В середине 19 в. тастарный комплекс включал еще и головной убор кашпау , зашитый монетами и бисером. Изучение формы этих уборов помогает понять этапы развития и одежды казанских татар.

Читайте так же:
Как сшить пальто круг

Девушки носили шапочки тайка , белые или цветные трикотажные калфаки, отличающиеся от казанских только деталями. Влиянием казанской моды объясняется замена старых уборов в конце 19 в. платком и калфачком-наколкой. Женщины темниковской и других групп стали покрывать голову двумя платками, сложенными на угол. Концы нижнего завязывали на макушке большим узлом, верхнего – под подбородком.

Сергачские мишарки носили платки в роспуск , чтобы, как и башкигец , они закрывали и спину.

Во второй половине 19 в. сохраняется традиция использования большого количества монет для съемных украшений. Монеты нашивались на верхние нагрудники овальной (темниковские мишари) или прямоугольной (сергачские мишари) формы, девичьи тканевые накосники, подвешивались к шейным цепочкам и сканым серьгам. Своеобразной формы была нагрудная перевязь чапук , бутимар , буйбату (местные названия), состоящая из узкой полоски холста с нашитыми монетами и квадратного кармана хасиде с зашитым амулетом бөти . Только перевязь хасите буинской подгруппы была шире, в ней декоративный характер преобладал над амулетным.

Особенности костюмных комплексов мишарей сохраняются до конца 19 в., а интенсивное сближение с общенациональной одеждой заканчивается в начале 20 века.

КАЗАНСКИЕ

женский казанский городской костюм к. 19 века В основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи туникообразного покроя (кулмэк) у мужчин и женщин и свободные шаровары c "широким шагом". Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением — изу. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Предпочтение оказывалось ярким тонам — желтому, зеленому, голубому, сиреневому. В целом костюм был многослойным и тяжелым за счет набора многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки костюма были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы. Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20. Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.

Кто умеет рисовать, вот так выглядели сапоги у казанских татарок в начале ХХ века, сшито из многих видов кожи

Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш) искусно украшенная тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Особо оригинальными были женские головные уборы — вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и умения. Иногда на голову одевали покрывало, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом.

Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками, кистями — чулпами. Чулпы оттягивали косы и, по мнению татарок, способствовали их росту.

В костюм казанских татарок входили узорные сапожки ичиги. Материалом для них служили цветной сафьян, уже в древности они были настолько хорошо известны, что в Центральной Азии хорошо выделанную кожу до сих пор называют "булгари". Подобное искусство мозаики по коже было известно лишь казанским татарам, оно уходит корнями в культуру древнетюркских степных кочевников.

казанские татары, городской костюм к.19 н. 20 вв.

девичий казанский сельский костюм Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.

Лицо женщины в соответствии с исламскими традициями было закрыто покрывалом. В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, перевязью-хасите, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женшину, чем увидеть ее.

Как сшить национальный татарский колпак

FB Paylaş. На фотографии представлен сшитый в нашем ателье женский
FB Paylaş. На фотографии представлен сшитый в нашем ателье женский

FB Paylaş. На фотографии представлен сшитый в нашем ателье женский

FB Paylaş. На фотографии представлен сшитый в нашем ателье женский

Костюм национальный татарский для девочки.

Костюм национальный татарский для девочки.

Пошив татарских национальных костюмов - ООО ЛуиЗа-М в Казани.

Пошив татарских национальных костюмов — ООО ЛуиЗа-М в Казани.

Как сшить чехол для фляжки: как сшить шарфжабо, как сшить фактук. Как

Как сшить чехол для фляжки: как сшить шарфжабо, как сшить фактук. Как

Шьем костюмы-9 - шитье.

Шьем костюмы-9 — шитье.

Татарский женский костюм - Тюбетейка - Детский татарский костюм

Татарский женский костюм — Тюбетейка — Детский татарский костюм

17:28. Views: 3 Added by: Locker Rating. 5. 4. 3. 2. 1. Выглядит

17:28. Views: 3 Added by: Locker Rating. 5. 4. 3. 2. 1. Выглядит

Читайте так же:
Сшить блузку с воротником кармен

планомерная работа с родителями: семья Шабаевых сшили национальный

планомерная работа с родителями: семья Шабаевых сшили национальный

Она относится к несшитым формам одежды.

Она относится к несшитым формам одежды.

На фотографии представлен сшитый в нашем ателье женский татарский.

На фотографии представлен сшитый в нашем ателье женский татарский.

9 ноя 2012 Татарстан, Национальная татарская одежда, татарский костюм

9 ноя 2012 Татарстан, Национальная татарская одежда, татарский костюм

Исследовательская работа Татарская национальная одежда .

Исследовательская работа Татарская национальная одежда .

Ателье LuiZa Женский татарский национальный костюм.

Ателье LuiZa Женский татарский национальный костюм.

17:28. Views: 3 Added by: Locker Rating. 5. 4. 3. 2. 1. Выглядит

17:28. Views: 3 Added by: Locker Rating. 5. 4. 3. 2. 1. Выглядит

Daxil olunan сарафан татарский народный sözüne esasen mobil axtarış

Daxil olunan сарафан татарский народный sözüne esasen mobil axtarış

Вышитая татарская тюбетейка. Татарский национальный костюм.

Вышитая татарская тюбетейка. Татарский национальный костюм.

Я расскажу как сшить пальто для куклы Барби, причем очень легко и

Я расскажу как сшить пальто для куклы Барби, причем очень легко и

17:28. Views: 3 Added by: Locker Rating. 5. 4. 3. 2. 1. Выглядит

17:28. Views: 3 Added by: Locker Rating. 5. 4. 3. 2. 1. Выглядит

татарские национальные костюмы.

татарские национальные костюмы.

Сегодня мы посмотрим, как сделать куклу Тильду своими руками, и пошьем

Сегодня мы посмотрим, как сделать куклу Тильду своими руками, и пошьем

Atop of it often put on Tubeteika is an ancient Tatar national man

Atop of it often put on Tubeteika is an ancient Tatar national man

Left: Tatar girl in a typical Tatar clothing (Photo from web-site

Left: Tatar girl in a typical Tatar clothing (Photo from web-site

Медночеканные изделия и ножи. Резьба по дереву. Золотое шитье

Медночеканные изделия и ножи. Резьба по дереву. Золотое шитье

Сшитые в нашем ателье женские и мужские татарские танцевальные к.

Сшитые в нашем ателье женские и мужские татарские танцевальные к.

которые были собраны во время поиска сарафан татарский народн

которые были собраны во время поиска сарафан татарский народн

К мужской верхней одежде относятся следующие виды изделий: пальто, и

К мужской верхней одежде относятся следующие виды изделий: пальто, и

Ой красота. Татарские народные головные уборы.

Ой красота. Татарские народные головные уборы.

Наша мастерская в Казани изготовит на заказ татарскую национальную

Наша мастерская в Казани изготовит на заказ татарскую национальную

Ой красота. Татарские народные головные уборы.

Ой красота. Татарские народные головные уборы.

золотошвеи предлагают национальную одежду крымских татар и детскую

золотошвеи предлагают национальную одежду крымских татар и детскую

Татарский национальный костюм Выполнила учащаяся 7 «Б» класса Горячева Светлана Сергеевна. — презентация

Презентация на тему: » Татарский национальный костюм Выполнила учащаяся 7 «Б» класса Горячева Светлана Сергеевна.» — Транскрипт:

1 Татарский национальный костюм Выполнила учащаяся 7 «Б» класса Горячева Светлана Сергеевна

2 Татарский национальный костюм Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам.татарислам В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита. Основу костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат. Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда.У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.реквизитабешметчекменьказакинхалат

5 Головные уборы Среди мужских головных уборов особое место заняла тюбетейка.тюбетейка Часть национальной интеллигенции в конце XIX начале XX веков, следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески. Основным головным убором у женщин был калфак. Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы.фескикалфакчалмы

7 Калфак из бархата, золотых нитей и канители

8 Обувь В качестве обуви у татар было широко распространено ношение ичиг (читек). В сельской местности представители бедных слоёв носили чабата (лапти) ичиг (читек)чабата (лапти) Наиболее древним видом обуви у татар были кожаные сапоги и туфли без ранта, напоминающие современные тапочки, причем обязательно с загнутыми вверх носками — ведь нельзя царапать носком сапога мать-землю. Их носили с суконными или холщовыми чулками «тула оек». Еще древние булгары достигли очень высокого уровня обработки кожи и шерсти — изготовленные ими юфть и сафьян на рынках Европы и Азии именовались «товар булгарский», или «булгари». Археологи находят такую обувь в слоях, относящихся к X-XIII векам, причем уже тогда она была украшена тиснением, аппликацией, металлическими фигурными накладками. Традиционные мягкие сапоги-ичиги — дошли до наших дней в виде домашней обуви, очень красивой и удобной.

10 Одежда женская в домах зажиточных купцов была следующей: Колпак шёлковый с бахромою и позументами, ценою в 50 рублей. Наместо колпака замужние женщины носят на голове шёлковый или парчовый платок (занар чаулок), остроконечный, склоняющийся концом на правую сторону. Серьги (алка-кашли, челдерли) из серебра, вызолоченные, примерно ценою в 35 рублей. Ожерелье (каптарма); Чага вызолоченного серебра, с каменьями, особенно с бирюзами, с вызолоченными рублёвиками, обращёнными портретом к телу, ценою в 60 рублей. Рубашка (кульмяк) из ситца, или из китайки, или шёлковая, пёстрая, длиною до пят, обшитая около шеи и на груди позументами, внизу с тройными оборками и с лентами, ценою в 80 рублей; а ежели из парчи, то стоит 350 рублей. Панталоны (штан) из кумача в 9 аршин, или из ситца в 6 аршин, или из шёлковой материи в 5 аршин, пёстрые и широкие. Эти панталоны у богатых стоят 15 рублей, у женщин среднего состояния 4 рубля, у деревенских из дурного холста в 25 копеек. Ичиги (читык) ботинки сафьянные, искусно выстроченные шёлком, красные, жёлтые и зелёные, ценою в 9 рублей; шитые золотом, ценою от 18 до 30 рублей. На место чулок они обёртывают ноги тонким полотенцем. Туфли из красного сафьяна, шитые золотом, ценою от 7 до 10 рублей. Кукрень для закрывания женских грудей, из шёлковой материи или парчовой, обшитый позументами, ценою в 10 рублей. Камзол без рукавов, длиною до колен, из шёлковой материи с позументами и с карманом на правой стороне для носового платка, который татарки никогда не носят в руках, ценою от 80 до 400 рублей. Джилан парчовый или шёлковый с позументами, очень длинный и с весьма длинными рукавами, ценою у богатых в 2000 рублей. Ныне джилан выходит из моды; а вместо него делают камзол с длинными рукавами, у богатых в из парчи, а у бедных из китайки или нанки, на лисьем или заячьем меху. Шёлковая большая фата (куши-чаулок) с золотыми цветами, простирающая по спине и укреплённая над колпаком, ценою у богатых от 120 до 300 рублей. Браслеты (мерчем-блязек) из вызолоченного серебра с надписями, с камнями, особенно с сердоликами и с бирюзами, за ними нанизаны голландские червонцы и несколько ниток красных кораллов или жемчугу, ценою в 3000 рублей. Джузюк, у богатых на каждом пальце по кольцу, из вызолоченного серебра с бирюзою, с аметистами и с жемчугом. Все эти десять колец ценою в 500 рублей. Одна длинная, часто приделанная, чёрная коса, в которую вплетены большие серебряные монеты; на конце этой косы привешивают несколько серебряных монет для бренчания (чулле). Перевязь (пути) через левое плечо, с камнями, жемчугом и с империалами. Внизу этой перевязи на правом боку пришит карманец, куда кладут мелкописаный Коран; но часто тут вместо мелкого Корана находится кусок деревца. Причина сему есть та, что татарки, охотницы часто и много пить чай, принуждены бывают нередко ходить до ветру и, следовательно, оставляют свою святую книгу дома. Такая перевязь стоит до 3000 рублей. 16) Капот суконный или нанковый, который они носят, набросив на голову и не вдевая руки в рукава.

Читайте так же:
Как сшить одежду тибетских монахов

12 «Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного платка «по-татарски» (в роспуск и на кромку), европеизированная в целом, но с элементами традиционного покроя и расцветки женская рубаха кулмэк, кожаная обувь (в том числе и узорная). Бытуют они в основном у сельских жителей, меньше у горожан. В настоящее время в Татарстане, как и в других регионах России, предпринимаются активные действия, направленные на возрождение традиций народного костюма в современных условиях. Профессиональные художники, модельеры пытаются внести национальный колорит в современную одежду, руководители фольклорных коллективов и музейные работники стремятся воссоздать (реконструировать) традиционные комплексы народного костюма» («Татары», с.314).

13 Ювелирные украшения татар Ювелирные женские украшения — показатель материального достатка и общественного положения семьи. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь. Женщины носили кольца, перстни, браслеты разных видов, разнообразные застежки ворота «яка чылбыры», накосники. Еще в конце XIX века была обязательна нагрудная перевязь — синтез оберега и украшения. Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры — «комешче» — работали обычно по индивидуальным заказам, что обусловило большое разнообразие дошедших до наших дней предметов. Традиционно татарка одновременно надевала несколько предметов — всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками. Многие элементы ювелирных украшений татар, претерпев совсем небольшие изменения, вошли в обиход женщин других национальностей. Сейчас, с возрождением интереса к своей национальной истории, к обычаям и традициям, многие достают из заветных бабушкиных шкатулок великолепные изделия национальных мастеров, и они служат прекрасным дополнением нашему подчас довольно безликому городскому костюму. Ведь истинная красота, рожденная трудом наших предков, никогда не может выйти из моды.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector