Кубанка – предмет казачьей гордости и достоинства
Кубанка – предмет казачьей гордости и достоинства
Для казачьих войск, особенного Кубанского и Терского, кубанка – не просто шапка, а важный форменный головной убор, прочно закрепившийся в казачьей культуре. Это название она получила еще во время Первой мировой войны, сохранив его по сегодняшний день.
Кубанка – низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок смушки, каракуля, мерлушки, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна. В некоторых северных регионах принято шить кубанки исключительно из волчьих шкур.
Когда-то в военное время казаки примеряли шапки только из волка, медведя и барана, потому что мех этих животных обладает специфическими свойствами, смягчающими удары шашки. А зачастую шапки дополнялись еще и металлическим каркасом для прочности.
Как и когда появилась кубанка?
Время идет, вместе с ним не стоит на месте и мода, в том числе мода на шапки. Когда-то в 15-16 веках среди жителей Карачаево-Черкессии были популярны лохматые папахи, высотой в две головы. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.
Позже папахи перекочевали к казакам, претерпев значительные изменения. Они стали меньше, короче и даже обрели собственное название «кубанки». Изменения во внешнем виде папахи происходили вовсе не от того, что казакам хотелось провести отличия. В высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а каких усилий стоило удержать их на голове на скаку, да еще и при ветре.
К сожалению, описания первых казачьих головных уборов, дошедшие до наших дней, скудные. Представления о них складываются из отдельных рассказов известных мыслителей, писателей, летописцев и философов.
Почему через центр кубанки проходят две линии, образующие крест?
Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе не имеют сакрального смысла, они напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если купить кубанку без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.
Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха:
- У терских казаков верх шапки синего цвета, как и вставки на парадной одежде.
- У донских казаков принято использовать красные цвета.
- А у астраханцев донце шапки отличается ярким желтым цветом.
На сегодняшний день насчитывается порядка 20 отдельных казачьих войск на территории России. Все они объединены в союз, однако имеют свои традиции и устои.
Сегодня можно просто купить кубанку взамен старой, но раньше их теряли только с головой
Наверное, ни один головной убор не имел столь символического значения для казака и его семьи, как кубанка. Она олицетворяла защиту и покровительство, с ней шли в бой и назначали атаманов.
За отворот кубанки клали только самые ценные бумаги, туда вшивали иконки и записки с молитвами от детей. Даже голосование в казачьем кругу проходило шапками. Еще более значимым этого головной убор стал после того, как к нему стали крепить награды.
По внешнему виду кубанки можно было понять положение человека в обществе. Например, если папаха на голове казака поломана, он фактически был рабом. Если кубанку сбивали с головы, значит, вызывали на поединок.
Раньше с непокрытыми головами ходили только иногородние, гости и не казаки, а вот представители войска могли снимать кубанку только в трех случаях:
- Молитва;
- Присяга;
- Выступление на Круге.
Кубанка играла важную роль на протяжении всей жизни казака:
Если парень хотел признаться девушке в любви, закидывал ей кубанку в окно, а если она оставляла её себе, значит, отвечала взаимностью.
Головной убор, заброшенный во двор, предупреждал о скором сватовстве.
Когда выбирали атамана, он надевал на себя особую шапку-трухменку, подтверждающую высокий статус, а остальные казаки снимали свои в знак уважения и признания. Трухменка изготавливалась из бараньей смушки, а свое название получила от одного из кавказских народов – трухменов. Кстати говоря, папаха получила свое название от народа, именующегося папагами.
Вернувшись с войны или службы, казаки забрасывали свои шапки в родовые реки, поклоняясь им и радуясь возвращению.
Кубанку убитого казака сослуживцы приносили домой и клали перед иконой, оказывая семье уважение. С тех пор родные убитого были под покровительством общины и Бога.
Если казак собирался жениться на вдове, то приносил к реке шапку погибшего мужа, пускал её по воде и просил прощения у товарища, приговаривая о чистоте своих помыслов.
Значение кубанки сегодня
Конечно, сегодня традиционный казачий головной убор перестал быть повседневной одеждой. Его одевают на праздники и в особых случаях. А многие традиции канули в лету, став интересными историями для подрастающего поколения. Но ничто не забыто. Современные казаки чтят и уважают память предшественников.
Для казаков кубанка – знак отличия. Её удостаиваются лишь самые лучшие, те, кто обладает высокими физическими, моральными, духовными и профессиональными качествами. Ради нее даже проходят испытания, демонстрируя себя и свои возможности.
Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и прежде, её нужно оберегать, как собственную жизнь.
Испытание на право ношения кубанки
Испытание на право ношения кубанки проводят для молодых парней во многих общинах. Оно состоит из нескольких этапов, рассчитанных на проверку как теоритической и физической подготовки, так и на способность работать в команде.
Одно из основных испытаний – марш-бросок на 5-7 км с преодолением препятствий. Важно, чтобы группа смогла сплотиться и дойти до финиша в прежнем составе. Кроме того, молодые казаки соревнуются в силовых упражнениях и рукопашном бою. Во время схватки не достаточно просто устоять на ногах или увернуться от удара, нужно активно вести бой, показывая свои навыки.
Испытания построены так, чтобы каждый кандидат мог показать силу характера, знания истории, топографии, оружия. Подводя итоги, совет решает, кто достоин носить кубанку, и в торжественной обстановке награждает казаков.
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
— Будем шить папаху, как у Хабиба, — у него простая овечья. Курбан достает подготовленную шкурку из стопки на полу и раскладывает на невысоком столе. Лекала несложные, напоминают круг и прямоугольник. Прикладывает к шкурке и обводит ручкой. — Я за Хабиба болел, да не только я, все болели, — говорит он и достает большие железные ножницы для стрижки овец. Темные, массивные и очень старые.
В дагестанском селе Тебекмахи, где живут мастера-шапочники, каждой победе бойца смешанных единоборств Хабиба Нурмагомедова радуются особенно. Вместе с популярностью Нурмагомедова растет спрос на традиционную кавказскую папаху, в которой боец выходит с первого дня выступлений в UFC. Поначалу на западе ее принимали за парик, но теперь этот головной убор прочно ассоциируется с дагестанцем.
Хабиб часто дарит такие друзьям из спортивного мира, а сам носит белую папаху, которая досталась ему от деда, и очень ею дорожит. В Тебекмахи эти папахи называют кукка, и она только один из множества головных уборов, которые шьют здешние мастера.
Дорога из Махачкалы в Тебекмахи занимает два с половиной часа. За окном мелькают сады, капустные поля, похожие на зеленые озера, встречаются грузовики, груженные белокочанной. Гравийная дорога серпантином вьется в горы, к голым скалам. Навигатор в машине выдает — высота 1600 метров над уровнем моря.
— Не ждем ни дождя, ни солнца, как соседние села, у нас работа есть всегда, — говорят тебекмахинцы. В селе гордятся тем, что им никогда не приходилось голодать: выручал промысел. Рассказывают, что когда-то в Тебекмахи пришел житель села Салта, по имени Бек. Он поселился на окраине, в пещере — поговаривали, что скрывался от кровников. У него сельчане и научились обрабатывать коровью кожу, делать уздечки, седла для лошадей, грубую кожаную обувь, а постепенно взялись и за обработку овчины. Дело было выгодным.
Сегодня в селе 800 хозяйств, почти в каждом шьют разнообразные головные уборы. Кто-то работает на оптового покупателя, кто-то выезжает «на сезон» в «Россию» — так называют тут все части страны, что не Кавказ. В прежние времена уезжали только мужчины, однако имам местной мечети призвал сельчан не оставлять семьи. Теперь чаще уезжают вместе, детей устраивают в школу и в детсады по месту прибытия.
Привозят товар, а на месте покупают новые модели, чтобы «разбавить свои»: покупатель избалованный и требует ассортимента. На выезде не сидят сложа руки — забирают с собой станки, сырье, инструменты. Женщины вяжут шерстяные носочки, платки, шапочки — реализуют вместе с шапками.
— Если сезон хороший будет, много детей будет. Что еще надо? — задает сам себе вопрос житель села Магомедрасул. — Наши люди работящие, дружные, организованные — скинулись и забетонировали пять километров дороги, построили накопители для воды возле родников.
Солнце слепит, он надвигает козырек шапки на глаза: руки крупные, грубые, в трещинках.
— Молодежь редко переезжает в города. В селе есть работа, зачем уезжать? — удивляется он вопросу.
— Строят новые дома, семьи заводят, вон, у нас новый детский сад на 120 мест, а уже нужно в очередь записываться. Шерстяные руки Дом мастера Курбана Курбанова стоит за высоким каменным забором с коваными воротами, запертыми на тяжелый засов. На колышки натянута сетка, сверху сушатся овечьи шкурки. Во дворе пристройки из пиленного дербентского камня — здесь хранятся шкуры и всевозможные инструменты. Двери нараспашку, однако стоит отчетливый запах овчины.
— Купил 700 штук — все лето стирал, — говорит Курбан. — Те, что идут на папахи, выделываю сам, те, что на чехлы для сидений авто и жилетки, сдаю на выделку — получаю мутон. Мастерская в доме светлая, просторная, видны лекала, тиски и швейная машинка, в углу стопкой лежат овчинки, прошедшие выделку. — Работает в дальней комнате, а шерсть по всему дому, — сетует жена Курбана Хазинат.
— Каждое утро начинается с генеральной уборки.
Курбан Курбанов Дед Курбана работал плотником — ему 96 лет, он и сейчас в хорошей форме, но ездил в другие районы продавать шапки. Отец — строитель, «золотые руки», брался за все, находил время и на шапки.
— С детства видел, как они работают, учился понемногу, — вспоминает Курбан.
— В первом классе помогал матери, работал на ножной швейной машинке. А через несколько лет освоил электрическую. Дела не всегда шли хорошо, пришлось потрудиться и в чужом цеху. Время было тяжелое, выгода небольшая, а конкуренция жесткая. Обрабатывали шкурки, шили ушанки из стриженой овчины.
— Работали там вместе с братом. Увидел у кого-то на голове или на чужой точке шапку — тут же готовил лекала и шил. Третья-четвертая точь-в-точь как оригинал выходила, — смеется мастер.
— Торговцы не любят конкуренцию — лекала никому не дают. Было время, когда Курбан забросил дело — ремонтировал автомобили, но снова вернулся к шапкам. У мастера большая семья — пятеро детей. Дочь Раисат окончила 9 классов и ушла из школы. В селе это не редкость, часто случается так, что в старших классах остаются одни мальчики. Теперь Раисат вместе с мамой ведет домашнее хозяйство, помогает отцу. — Двое сыновей еще совсем маленькие. Старший, Муслим, правду говоря, вообще не хочет заниматься шапками, уехал к дяде на ферму, за главного там, — рассказывает Курбан.
— А вот Гамиду интересно. Если прибыль будет хорошая, не бросит.
На изготовление одной папахи уходит два дня. Сшить изделие можно довольно быстро, если рука «набитая». Главное же — это подготовка шкурки. Баранов режут в начале мая, до стрижки, в это время ворс — в самый раз. Овец разводят в селе и на принадлежащих тебекмахинцам кутанах в низменном Ногайском районе. Там находится один из крупнейших сельскохозяйственных производственных кооперативов в республике
— 11 тысяч голов мелкого рогатого скота. Если шкурок оказалось недостаточно, мастера докупают их на рынке в Хасавюрте по 130 рублей за штуку. Хороший мастер по шкурке сразу определит откуда барашек — выращенный в селе или в Ногайском районе, а может, в аварских или в лезгинских землях. Ошибаются редко. Чтобы сохранить свежую шкурку, ее солят и наносят на нее специальный раствор. Если обработать плохо — вылезет ворс. Сушат шкуры под открытым небом.
Прежде чем приступить к шитью, шкуры замачивают в воде и через несколько часов пробуют поскоблить внутреннюю часть. Если поддается легко, приступают к следующему этапу: лезвием косы соскребают со шкуры остатки мяса и жир. Дальше наступает время стирки. Стирают овчину ногами в горячей мыльной воде. Делают это на берегу речки Акуша, которую местные ласково называют Акушинкой.
Река извилистая, вдоль берега растут густые кусты облепихи и шиповника. За зарослями никого не видно, только слышны голоса — переговариваются мужчины, женщины, дети. Здесь же, на берегу, расставлены ржавые железные бочки для «мочки», закипает вода на кострах. Под кустом наспех брошенные резиновые сапоги и перчатки, другие аккуратно развешены на ветках — сушатся. Рассказывают, что летом тут много народу — чаще мужские компании, реже приходят семьи.
— Стирать — мужское дело, а женщины просто помогают. Мокрая шкура тяжелая, нелегко женщине справиться, — говорит тебекмахинец Али.
— А дети что? Считай, на экскурсии. Его жена Патимат рассказывает, что Али скоро уедет на сезон. — Зовет с собой, но я сама не хочу — в селе лучше останусь с детьми. Говорит, что не переживает вовсе. Это прежде не знали, как живут вдали родные, и ждали писем. А теперь — достаточно взять в руки телефон. Стираные шкурки опускают в реку на деревянных досках, где поток воды промывает заготовки. Овчину надо постирать несколько раз. С каждой новой стиркой она все красивее — ворс «распускается». Остается перевезти ее домой и хорошенько просушить.
Бой с папахой Из одной овчины обычно получаются две папахи. Курбан берет выкройки и направляется к швейной машинке. Складывает прямоугольник из шкуры пополам и сшивает концы. Прилаживает получившуюся «трубу» к круглой «крышке» — и папаха приобретает узнаваемую форму. Эти же лекала идут на внутреннюю часть. Готовая подкладка напоминает мешочек, осталось соединить ее и внешнюю часть вместе.
— Теперь заготовку сажаем на деревянную болванку, — показывает Курбан. Несколько поворотов рычагом — болванка расходится на две части и натягивает шапку. В таком положении папаха пробудет два часа. Но это только часть работы, теперь ворс нужно хорошенько вычесать. Курбан ловко орудует тяжелым гребнем — вокруг ложатся комки белой шерсти. Хазинат соберет шерсть, сделает нити и свяжет носочки или забьет шерстью подушки.
Папаха готова, правда, пока неказистая. Курбан делает ей «укладку». Прямо как в парикмахерской: шерсть увлажняют с помощью распылителя. В воздухе цветочный аромат — кондиционер для белья делает ворс послушным, да и перебивает запах овчины. С мокрых прядей падают редкие капли. Теперь папаху нужно как следует «выпороть». Курбан вертит ее на руке, то и дело подставляя под удар сырые бока. «Завивка» завершилась. Как только ворс высохнет, процедуру повторят два-три раза.
«Молодец Хабиб — такую рекламу сделал» Курбан работает с оптовиками. Клиентов находит через соцсети и «Авито». Папахи обычно берут партиями по несколько десятков сувенирные магазины и хореографические ансамбли из Дагестана, Москвы, Ростова-на-Дону, Томска и других городов. Иногда обращаются организаторы разных мероприятий.
— Чеченцы для участников авторалли в Грозном заказали 100 папах, весь коридор был в них перед отправкой. Как-то заказали совсем крохотные папахи — на годовалого ребенка. — В комплект к детским черкескам. Ни разу не видели такие? — удивляется Хазинат. Оптовая цена одной взрослой папахи — 500 рублей, в магазинах такие стоят 1500 рублей и выше. Козьи дороже — оптом 800 рублей, на руки — до 3 тысяч.
— Цены я поднимать не стал, — говорит Курбан. — Спрос вырос — уже хорошо.
Первый наплыв заказов случился, когда готовился бой Хабиба Нурмагомедова с Тони Фергюсоном. Курбану позвонили из США и заказали 1000 папах. — У меня столько не было, у всех родственников собрал и отправил товар в Москву, а дальше уже их люди переправили. Бой с Фергюсоном тогда в очередной раз не состоялся, но поединок с подобранным вместо травмированного американца бойцом Элом Яквинтой все равно вызвал ажиотаж — количество заказов подскочило в 10 раз. Папахи снова поехали в США.
А потом все стихло. До боя с Конором Макгрегором. — Сначала высоких продаж не было, пик пришелся на второй-третий день победы Хабиба. Получил срочный заказ, — вспоминает Курбан, — за сутки сшил 40 папах, вся семья помогала — весь дом в шерсти, всюду шапки. Они ведь мокрые — так не отправишь, нужно высушить. После победы Хабиба продал 300 папах. Темные папахи тогда оставались некупленными, хотя черных овец в Дагестане считают особенными. Уверяют, что у них вкуснее мясо, а в шкурку черного барашка раньше заворачивали больного человека, чтобы скорее поправился. Но заказчики, говорит Курбан, просили белые — как у Хабиба.
— Молодец Хабиб, такую рекламу сделал. Если бы специально, то мы, наверное, ему и не смогли бы заплатить. «Если бы Конор коснулся папахи Хабиба — мгновенно получил бы удар», — заявил Абдулманап Нурмагомедов, отец и тренер российского бойца, после потасовки между Хабибом и Конором Маккрегором во время публичного взвешивания перед боем.
— Действительно, кавказская папаха для самих кавказцев — это больше чем просто головной убор. Ее носят не снимая. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Потерять ее можно было только с головой. Говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», — рассказывает сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Руслан Сефербеков. — Если по каким-либо причинам глава семейства погибал, то папаха обязательно оставалась в семье, носить ее имели право только сыновья.
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме
и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!
Как сшить казачью кубанку своими руками выкройка
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кавказский костюм для мальчика: папаха и черкесска и первое место наше!
Вчера у Темы в саду был конкурс на лучший костюм народов России и ее соседей.
И мы его выиграли!
(рядом с Темой — его друг Давид, который был одет в национальный армянский костюм. Я не спросила разрешения на публикацию у мамы, поэтому лицо Давида скрыла)
К сожалению, про конкурс нам сказали всего неделю назад, поэтому времени на подготовку было крайне мало, учитывая мое свежее трудоустройство.
Я уже писала, что, узнав про конкурс, я решила выучить с сыном лезгинку и одеть его в национальный абхазский костюм. Не русский (все же русско-народной крови в нем больше) просто потому, что подозревала, что половина участников будет в русских. Что так и оказалось.
К тому же, прадед Темы по линии моей мамы вообще-то казацкий атаман, так что папаху и черкесску Тема может носить по праву. В общем, решила сделать абхаза )) Причем была уверена, что сделать костюм не составит труда.
Перелопатив полинтернета, я поняла, что костюм должен быть черным и довольно скромным. Еще нужен был светлый капюшон, который висит сзади и словно шарф обматывается вокруг головы или шеи. Но можно было сделать и не пушистую, а каракулевую папаху. Хотя, если уж честно, костюм не сильно отличается от других кавказских.
С лезгинкой трудности возникли сразу — в плане физических движений Тема очень плохо обучается, с моторикой у него плоховато (да, да, моя вина). К счастью, у нас есть в нашем миникоридоре большое зеркало и мы тренировались в комнате и закрепляли в коридоре у зеркала.
Самое сложное было объяснить Теме настроение горца, танцующего лезгинку — "ты гордишься своей землей и выгоняешь врагов" говорила я, но Тема продолжал махать руками, будто дворник с метлой.
Но как только он надел костюм — случилось чудо и руки темины сразу напряглись и превратились в те самые крылья орла, которые изображают горцы.
Так что лезгинка тут же нам далась на все 100.
Что касается костюма, то вот тут задачка передо мной оказалась почти непосильная.
Я изначально видела его из черной удлиненной женской рубашки, которую я обошью серебристой лентой и сделаю из толстых соломинок газыри (патронташи). Еще куплю ремень и пушистую шапку на папаху. Черный бадлон есть, черные колготки купим.
Секонд хэнд — наше всё, посему я обошла все ближайшие. и нигде не нашла нужного мне инвентаря. Либо он стоит неоправданно дорого для секонда.
Потом я решила купить костюм — все равно в Абхазию ездить будем, купить побольше — на дольше хватит, родню повеселить.
Фиг вам — костюмы откровенно паршивого качества стоили как самолеты.
В общем, я таки вернулась в хэнд, и таки нашла выход.
Черная женская рубашка
По карманам пришита лента, изображающая газыри.
Пуговицы скрыты лентой с вышивкой.
И если вопрос черкесски решился, то что делать с папахой я даже не представляла. Обиднее всего, что у меня на даче есть ровно папаха ровно на Тему! (моя зимняя пушистая шапка, которая села после стирки).
Сначала я достала из запасов шарфов и шарфиков подарошный пушистый голубой.
Тема в нем тут же стал похож на бабушку
Затем я купила пушистый шарфик и обернула им трикотажную шапку. Вышло похоже. но на порнографию.
Ну и в самый последний день — вчера — я нашла вот это!
Декоративная наволочка на подушку!
Дальше оставались решить вопрос размещения на маленькой голове большой наволочки. В результате я сложила ее вдвое внутрь, а потом просто прямо на теминой голове загнула. Торчащее недоразумение из складок прошила.
Потом сложности начались с поясом. Оказалось, у меня нет черного ремня вообще никакого, и шарфа-веревки-ленты и ткани тоже нет. в общем нашлась одна ленточка в самый распоследний момент, которая вполне вписалась в костюм ))
К ней привязали киньжаль от костюма Принца Лягушки (Мой лягушачий прынц).
На празднике мой джигит зажжжог и сорвал не только овации, но и первый приз )))
Терско-гребенской женский казачий костюм: формирование в пространстве северокавказской культуры, самобытные особенности костюма, проблемы сохранения в рамках фольклорно-сценической культуры.
Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях – на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.
Женский наряд
В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.
В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан – широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное – с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные – отложной воротник.
Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего – мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.
Женский казачий костюм
Данные сценические костюмы подойдут для хора ветеранов.
Женский казачий костюм состоит из длинной юбки и блузки. Юбка пошита из габардина с отделкой декоративной тесьмой и вставкой из цветного набивного материала. Пояс юбки выполнен на резинке. В отделке использовано узкой кружево. Блузка выполнена из набивной ткани в цвет юбки. Рукава и кокетка выполнены из однотонного габардина. Отделки кокетки, низа рукавов и низа баски выполнены из декоративной тесьмы и кружева. Застёжка блузки сзади на разъемной молнии. В качестве основной ткани хорошо подходит жаккард.
Стоимость такого комплекта — 6500 рублей.
Женский казачий костюм
Женский казачий костюм состоит из длинной юбки, кофты и стилизованного головного убора. Данный комплект подходит для возрастного хора. Весь костюм выполнен из однотонного габардина с отделкой из цветной набивной ткани. Элементы костюма декорированы тесьмой и кружевом. Пояс юбки на резинке. Застежка кофты на змейке сзади. Головной убор выполнен в тех же тонах, в виде полу-косынки с отделкой объемной косой из примененных в костюме материалов.
Стоимость комплекта
Юбка + Кофта — 7000 руб
Головной убор — 1500 руб
Мужской казачий костюм
выполнен из красного атласа с декоративной тесьмой по стойке и вдоль застёжки переда (разъемная молния). Изделие отрезное по линии талии со слегка клишенным низом. Рукава длинные, свободные, на манжете.
Стоимость от 3500 рублей.
Пояс не входит в стоимость.
пошиты из черного габардина с красными лампасами по бокам. Для регулировки объема в поясе использована резинка.
Стоимость брюк — от 2000 рублей
в зависимости от размера.
Женский и мужской казачьи костюмы
Женский костюм состоит из длинной юбки (красный габардин) с отделкой из цветной ткани и декоративной контрастной тесьмы. Пояс юбки на резинке (многоразмерный вариант). Кофта пошита из аналогичных тканей, отрезная по линии талии с баской и пышными рукавами. Отделочная ткань используется на кокетке и по верху рукавов.
Стоимость такого комплекта от 7000 руб.
Возможно изготовление головного убора, пошитого из красного габардина в виде полу-косынки с отделкой из объемной косы, выполненной из этой же ткани.
Стоимость данного головного убора — 1500 руб.
Казачий бешмет пошит из красной атласной ткани, отрезной по линии талии. Нижняя часть бешмета — слегка клешенная. Воротник-стойка отделан золотой тесьмой. Застёжка бешмета может быть выполнена на змейке или мелких пуговицах. В отделке застёжки используется золотая тесьма. Низ рукавов выполнен на широкой манжете.
Стоимость изделия 3500 рублей.
Шапка кубанка. Из черного искусственного меха на полужестком каркасе, тулья из красной ткани с нашитой декоративной тесьмой. Внутри подклада на уплотнителе.
Стоимость 2000 руб.
Женский казачий костюм
Женский казачий костюм состоит из юбки и блузки. Юбка выполнена из красного габардина. По низу юбки имеется оборка с использованием узкого кружева и декоративной тесьмы. Пояс юбки — на резинке. Кофта пошита с отрезной баской, пышным рукавом на высокой фиксированной манжете. В качестве ткани для блузы использован красный габардин и цветная вспомогательная ткань, которая дополняет рукава и является декоративной кокеткой переда. В отделке блузы используются узкой кружево и декоративная тесьма. Застёжка выполнена сзади на разъемную молнию.
Стоимость костюма от 7000 руб.
Мастер-класс «Народный костюм для куклы «Кубаночка»
Анна Фролова
Мастер-класс «Народный костюм для куклы «Кубаночка»
Недавно мне в руки попала кукла, которой требовалось заменить одежду. Тогда я решила сшить для нее не просто платье, а костюм в народном стиле. Захотелось, чтобы ребята не только увидели, как одевались женщины на Кубани, но и придумывали новые сюжеты для игр с участием нашей будущей казачки. Нашла в интернете подходящее изображение наряда кубанской казачки и приступила.Для создания этого наряда потребуются: ножницы, простой карандаш,измерительная лента, линейка, швейная машина, нитки красные и белые, отрезы красной и белой ткани (у меня хб, белое кружево, золотая косая бейка, бусины, тонкие ленты и маленькие цветы. Для начала измеряем окружность шеи и плеч куклы, длину от шеи до талии. После чего строим выкройку, учитывая припуски на швы, примерно 1,5 см.
Переносим ее на ткань, разрезаем вдоль спины, для того, чтобы можно было продеть голову куклы. После примерки стачиваем боковые швы, к горловине с изнанки пришиваем кружево. Получается воротник-стойка.
Затем, измеряем длину руки куклы от плеча до кисти. Исходя из этого, выкраиваем два прямоугольника белой ткани. У моей машинки есть несколько вариантов декоративных строчек. Я использовала некоторые для украшения рукавов
. К нижнему краю с изнанки пришиваем кружево. Пришиваем рукава к проймам и сшиваем края вдоль всей длины.
Затем, измеряем нужную нам длину юбки от края рубашки и объем бедер куклы. Выкраиваем прямоугольник из белой ткани. Чем шире выкроим, тем свободнее и объемнее будет юбка. Пришиваем к нижней части с изнаночной стороны кружево. Подол необходимо украсить сразу, а длину регулировать удобнее сверху. Пришиваем юбку к блузке, сзади стачиваем края, оставляя место для липучки или застежки.
Нижняя одежда готова. Переходим к верхней. Выкраиваем прямоугольник по предыдущему принципу
Затем, отрезаем прямоугольник для волана на юбке. Он должен быть длиннее подола, поскольку его нужно будет стягивать. Обрабатываем края, низ обшиваем косой бейкой.
Пришиваем волан к низу прямоугольника — будущей юбки. Чуть выше шва с лицевой стороны пришиваем кружево. На всех этапах украшения можно проявлять фантазию, исходя из материалов, имеющихся под рукой.
Косую бейку я пришила над кружевом декоративной строчкой (Это может быть любая лента или тесьма)
Сделала бусы и сначала хотела остановиться на этом варианте, не считая украшения головы.
Но все же решила продолжить. По выкройке, указанной в самом начале поста, я выкроила будущую безрукавку. Только разрез делается впереди.
Обрабатываем горловину, проймы рукавов и края косой бейкой. Стачиваем боковые швы. Затем так же, как и для юбки, готовим и пришиваем волан к нижнему краю.
Готовое изделие украшаем. У меня это обрезки кружева, изнутри пришиваем липучку или крючки по своему усмотрению. После того, как костюм был готов, я привела в порядок волосы моей куклы, вплела ей в косу ленту. Надела еще одну нитку бус. К ободку, который был у нее изначально, приклеила симметрично с обеих сторон цветные ленты, сверху наклеила маленькие цветы.
Красавица готова, и мне скорее хочется показать ее моим ребятишкам. Так состоялся мой дебют в пошиве кукольной одежды. После того, как работа была окончена, я уже стала думать, какой следующий наряд я хочу сшить, потому что это оказалось очень увлекательно. Спасибо за внимание. Успехов в творчестве!
Казачьи костюмы
Женский костюм состоит из длинной юбки (ткань — габардин), украшенный декоративной тесьмой и оборкой из отделочной ткани. Пояс юбки на змейке и резинки для регулировки объема. Кофта из габардина в цвет юбки с отрезной баской. Застёжка сзади на разъемной молнии. Кофта отделана набивной ткань. Рукав — длинный с объемным верхом на декоративном манжете. В качестве отделки использовано кружево и оборка из отделочной ткани. Мужской казачий костюм состоит из черной черкески, бешмета и шапки-кубанки.
Ориентировочная стоимость такого костюма — 7500 рублей.
Мужской казачий костюм
выполнена из черного габардина, длина по колено. Рукава длиной 3/4 с широкими отворотами из красного атласа. На груди нашиты декоративные газыри с отделкой декоративной тесьмой. Этой же тесьмой обработана горловина и борта изделия. Застёжка на змейке.
Стоимость черкески от 4500 рублей
(в зависимости от ткани и размера).
Кожаный пояс не входит в стоимость.
Шапка кубанка.
Из черного искусственного меха на полужестком каркасе, тулья из красной ткани с нашитой декоративной тесьмой. Внутри подклада на уплотнителе.