Обмундирование кубанских казаков
Обмундирование кубанских казаков
Каждый народ отличается друг от друга своими национальными традициями и особенностями, которые ярко отображаются в его одежде. Характеризуется своими отличиями и одежда казаков Кубанского войска, стиль которой начал формироваться задолго до того, как воины стали именоваться казаками. Костюм кубанских казаков имел нарядную и повседневную форму. Форменный его вариант прошел долгую историю формирования, большое влияние на это оказал кавказский народ. Между славянами и горцами не всегда были враждебные отношения, часто они вели взаимовыгодный обмен и торговлю, что отобразилось и на бытовом уровне. Окончательно форменный костюм казаков Кубанского войска сформировался в середине XIX века и состоял он из таких элементов одежды как черкеска, рубаха или бешмет, шаровары, архалук, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.
Черкеска представляла собой длинный кафтан, до пояса облегающий с расширяющимися к низу полами. На груди такой вид одежды застегивался на крючки, оставляя низ свободным, что не препятствовало широкому шагу воина и не сковывало его движения во время верховой езды. Изделие шилось из тонкого фабричного сукна с широкими рукавами и глубоким вырезом. В повседневной жизни такой элемент казачьей одежды заменяла сермяжная свита, сшита из домотканого грубого сукна серого или черного цвета, которая одевалась прямо на рубаху. Рубаха также принадлежала к основному элементу обмундирования воинов Кубанского войска. Была она двух видов — русская и бешмет. Первую заправляли в шаровары, вторую — носили навыпуск. Шили их из холста или шелка, при этом казаки преимущество отдавали шелку. Для украшения рубахи наносились орнаменты на ее подол, по краям и на груди. В зимнее время вместо рубах носили нательные полушубки, которые одевали шерстью к телу.
Шаровары – неотъемлемый элемент мундира кубанского казака. Имея широкий свободный крой, они были очень удобны и для воинских походов и битв, и для верховой езды. В качестве верхней одежды на казаках в XIX веке можно было увидеть нечто среднее между татарским халатом и кафтаном, которое называлось архалуком. Носили казаки и балахон с капюшоном, который согревал их в холодное время года. Изготавливался он из верблюжьей или овечьей шерсти. На Кавказе вместо такого балахона воины носили башлык — верхнюю одежду, и бурку – отдельный головной убор, напоминающий собой капюшон.
Сапоги казаков имели множество разновидностей, которые отличались между собой назначением. Самыми удобными и любимыми для воинов были мягкие сапоги без каблуков – ичини и «чирики». Галоши одевались поверх ичин, в которые заправляли шаровары. Иногда кубанские казаки и башмаки — кожаную обувь с ремнями.
Головные уборы у казаков были двух видов – шапки, полностью сшитые с овечьих шкур, и шапки, обшитые мехом с тканевым верхом, и имели они форму цилиндра или усеченного конуса. У казаков папаха играла большую роль в обычаях и символике, снимали они ее только на молитве и присяге, а в доме она находилась на самом заметном месте. Обмундирование казаков Кубанского войска отражает уникальность и неповторимость культуры казачества, которая формировалась на протяжении многих веков.
Какую информацию передавал казачий башлык?
Башлык у казака мог многое рассказать о своём владельце. По тому , как повязан башлык, можно было понять возраст казака: если казак отслужил срочную службу, у него башлык будет завязан на груди. Если башлык на груди перекрещен, значит казак следует по делу, и его не нужно отвлекать; а вот если концы башлыка заброшены за спину — казак свободен и отдыхает.
Корни слова «шестёрка» следует искать в среде преступного, карточного мира. Это общеизвестное слово блотняков, которые давным давно подразделили уголовный и иной неустоявшийся в правовом поле мир на касты.
Шестерка — по их мнению, это второстепенный участник уголовного мира, который обязан обслуживать высших по рангу. Так также называли официантов в дореволюционных дешевых трактирах и кабаках. Оттуда и пошло «шестерить» — быть на побегушках.
Есть и такие довольно убедительные рассуждения, которые связаны с игральными картами. Например, если использовать таблицу умножения: цифру шесть помножить на шесть (6 х 6 = 36) — получится полная колода карт из 36 штук. И в этой колоде — шестёрка самая маленькая, низшая по рангу карта, её все бьют.
Чаще в смысл этого выражения вкладывают двуличность человека лицемера, как говорится и вашим и нашим. Вот примерно такой расклад, если у кого имеются другие мнения, подключайтесь.
Это пошло от иудеев. Они приходят и кладут камешек на могилу чтобы было видно, что на могилу приходили и ради уважения к умершему.
Можно дать такую трактовку. Как известно, в социалистическом движении очень большую роль сыграли представители еврейского народа, причем выходцы из раввината (например, Маркс был внуком раввина). Еврейское священничество восходит к Моисею (Мозесу) и его брату Арону. Есть основания полагать, что были они египетскими жрецами культа бога пустыни Сета, символом которого был Серп (им он оскопил Озириса).
Молот ассоциировался с верховными Божествами солнечного культа. Как видим, Серп как бы подрубает Молот. И всё это заключено в красный пентакль, который древние называли «Звездой Марса», Бога войны. Т.е. эзотерическая трактовка этого символа — через насилие установить господство Лунных Тёмных Сил над Солнечными Светлыми Силами. И действительно, если мы посмотрим не на обещания коммунистов, а на коммунистическую практику, то мы увидим массовое насилие, превращение людей в государственных рабов и в целом воссоздание архаичного типа государства, наподобие тех, что существовали в Древних Египте и Междуречье. Что заставляет достаточно серьезно отнестись к этой версии, тем более что и сами коммунисты дали массу пищи для размышлений: своего вождя забальзамировали по египетскому обряду, усыпальницу построили в форме вавилонского храма-зиккурата (и даже материал для него притащили из бывшей Вавилонии, а ныне Ирака), изображения Маркса-Энгельса-Ленина как-то сильно напоминают трехглавого демона Вила (Владимир Ильич Ленин?) и т.д.
На иконе Иисуса Христа изображен нимб, а на нем четко видно буквы: О — омикрон, W -омега, N — ню, и образуют эти буквы слово Сущий. Эта надпись обозначает Божество Иисуса Христа, так как одно из имен Божих — Сущий.
В греческой традиции буквы расположены в такой последовательности: О — слева; W — вверху; N — справа.
Образец греческой иконы.
На той иконе, что изображена под вопросом, образец русской иконы. В старину русские иконописцы не поняли, что означают греческие буквы, и придумали, что эти буквы означают: Он Отец наш. Отсюда над W — омегой появилась буква Т(что значит Отец). Поэтому и буквы расположены по другому: слева — От(Отец), сверху — О(он), справа — N(наш).
Образец русской иконы.
Профессиональный шофер покупая шину уже знает на что надо обращать внимания . Переступив порог авто сервиса водитель в первую очередь смотрит на образцы шин. На указанной маркировке он определяет внутренний диаметр, грузоподъёмность, высота подъёма шины. Шофер может увидеть четырехзначный номер , например 1509, та же с боку- 15- это неделя года, 09 конкретный год-2009. Маркировка указывается на летних, так и на зимней шине.
Правила ношения казачьей формы одежды
- Автор: Андрей Дробышевский
- Полковник
- Откуда: г. Красноярск
- Зарегистрирован : 10-12-2009
- Провел на форуме:
4 месяца 5 дней - Сообщений: 7049
- Возраст: 36 [1985-01-21]
- .:
- Последний визит:
Вчера 06:06:33
ПРИЛОЖЕНИЕ к распоряжению начальника
Управления Президента Российской Федерации
по вопросам казачества от 15 октября 1998 г. № 23
Статья 1. Право ношения казачьей формы одежды предоставляется членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, воспитанникам казачьих кадетских корпусов и школ, учащимся казачьих лицеев и казачьих классов, а также высшим, главным, старшим, младшим и нижним чинам, состоящим в запасе или отставке с правом ношения казачьей формы одежды.
Статья 2. Казачья форма одежды носится строго в соответствии с настоящими Правилами. Предметы формы одежды должны отвечать установленным описаниям, быть тщательно подогнанными и содержаться в безупречном состоянии.
Статья 3. Казачья форма одежды устанавливается:
Каждая из этих форм подразделяется на летнюю и зимнюю.
Статья 4. Казачья форма одежды носится:
Высшими, главными, старшими, младшими и нижними чинами:
при участии в парадах, на строевых смотрах, торжественных церемониях, при принятии казачьей присяги, при назначении в состав почетного караула, в дни государственных праздников Российской Федерации, годовых праздников казачьих войск;
для встречи: Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателей Палат Федерального Собрания, начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества;
при освящении знамен и штандартов;
при получении наград;
при представлении непосредственным начальникам и начальнику Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества при назначении на должность и присвоении казачьих чинов;
при посещении храма;
при участии в официальных мероприятиях казачьего общества;
при погребении и возложении венков к памятникам и могилам;
в других случаях по решению соответствующих атаманов.
Членам казачьих общин войсковых казачьих обществ разрешается ношение только парадной формы одежды без погон в вышеперечисленных случаях:
б) повседневная при исполнении служебных обязанностей в правлениях казачьих обществ, на служебных совещаниях и в командировках.
в) полевая при исполнении обязанностей по несению государственной и иной службы и занятиях в учебных центрах.
Статья 5. Форма одежды для строевых смотров, построений и служебных совещаний объявляется лицами, проводящими эти мероприятия.
Форма одежды для несения патрульной службы, а также для казаков, осуществляющих контрольно-пропускную службу в зданиях правлений казачьих обществ, объявляется атаманами казачьих обществ.
Статья 6. Переход на летнюю или зимнюю форму одежды устанавливается приказами атаманов войсковых казачьих обществ.
Статья 7. При временном пребывании членов казачьих обществ в другом казачьем обществе, надлежит руководствоваться установленной в данном казачьем обществе формы одежды по сезону.
Статья 8. Члены казачьих обществ носят форму одежды по принадлежности к войсковому казачьему обществу и казачьему чину.
Статья 9. Воспитанники казачьих кадетских корпусов и школ, учащиеся казачьих лицеев и казачьих классов носят форму одежды по принадлежности к войску, к которому относится данное учебное заведение.
Статья 10. Члены казачьих обществ, привлекаемые на краткосрочные курсы и учебные сборы носят ту форму одежды, в которой они прибыли на эти курсы, сборы.
Статья 11. Отменяется ношение предметов казачьей формы одежды, снаряжения, знаков различия и нагрудных знаков измененных или неустановленных образцов.
1. ношение подворотничков других цветов, кроме белого цвета;
2. смешение предметов казачьей формы одежды с гражданской.
Поделиться221-12-2009 21:02:10
- Автор: Андрей Дробышевский
- Полковник
- Откуда: г. Красноярск
- Зарегистрирован : 10-12-2009
- Провел на форуме:
4 месяца 5 дней - Сообщений: 7049
- Возраст: 36 [1985-01-21]
- .:
- Последний визит:
Вчера 06:06:33
Казачья форма одежды
Статья 12. Парадная форма одежды для казачьих обществ, кроме Кубанского и Терского войсковых казачьих обществ:
1. Летняя
Фуражка, мундир, брюки, сапоги (ботинки), шарф-пояс (кожаный ремень для нижних и младших чинов), казачья шашка на плечевой портупее, перчатки парадные белого цвета.
2. Зимняя
Папаха, шинель, башлык, мундир, брюки, сапоги (ботинки), шарф-пояс (кожаный ремень для нижних и младших чинов), казачья шашка на плечевой портупее на шинели, перчатки парадные белого цвета.
Статья 13. Парадная форма одежды для Кубанского и Терского войсковых казачьих обществ:
1. Летняя
Папаха, чекмень, бешмет, башлык, брюки, сапоги (ботинки), ремень поясной узкий, шашка на плечевой портупее, кинжал на поясе, перчатки парадные белого цвета
2. Зимняя
Папаха, теплый чекмень и утепленный бешмет, башлык, брюки, сапоги (ботинки), ремень поясной, шашка на плечевой портупее, кинжал на поясе, перчатки парадные белого цвета
Статья 16. Полевая форма одежды:
1. Летняя
Фуражка защитного цвета, куртка камуфляжная с накладными карманами (нагрудными напатронниками), брюки камуфлированные, сапоги (ботинки), ремень поясной со снаряжением – одним или двумя плечевыми ремнями и пасовыми ремнями.
2. Зимняя
Папаха, куртка камуфляжная утепленная с накладными карманами (нагрудными напатронниками), брюки утепленные камуфлированные, сапоги (ботинки), ремень поясной со снаряжением – одним или двумя плечевыми ремнями и пасовыми ремнями.
Примечание: расцветка камуфляжа определяется характерными цветами местности, на территории которой располагается войсковое казачье общество.
Поделиться321-12-2009 21:03:35
- Автор: Андрей Дробышевский
- Полковник
- Откуда: г. Красноярск
- Зарегистрирован : 10-12-2009
- Провел на форуме:
4 месяца 5 дней - Сообщений: 7049
- Возраст: 36 [1985-01-21]
- .:
- Последний визит:
Вчера 06:06:33
Ношение отдельных предметов казачьей формы одежды
Статья 17. Папаха с цветным верхом согласно таблице (приложение 1) надевается с небольшим наклоном в правую сторону, а нижний край папахи — на расстоянии 2-4 см над бровями. Верх папахи высших чинов обшит в виде перекрестия и вокруг широким галуном серебристого цвета. Верх папахи главных и старших чинов обшит в виде перекрестия узким галуном серебристого цвета, младших чинов -белой тесьмой.
Высшие, главные, старшие, младшие и нижние чины носят папаху с кокардой.
Парадная фуражка цветом согласно таблице (приложение 1) и повседневная фуражка надеваются с небольшим наклоном в правую сторону и носятся с кокардой.
Центр кокарды должен находиться над переносицей.
Снятый головной убор в строю держится в согнутой левой руке кокардой вперед. Вне строя — в левой, свободно опущенной руке: фуражка должна быть обращена кокардой вперед, а папаха кокардой в левую сторону.
Статья 18. Шинель двубортная при парадной форме одежды для строя должна быть застегнута на крючек и все пуговицы на правую сторону. При повседневной форме одежды разрешается носить шинель двубортную застегнутой на четыре нижние пуговицы с отвернутыми в виде лацканов бортами.
Шинель высших чинов имеет красные канты по воротнику, правому борту, карманам, обшлагам и красную подкладку.
Шинель однобортная — для нижних чинов и кадетов, застегивается на все пуговицы и крючки.
Расстояние от пола до низа шинели для высших, главных, старших, младших и нижних чинов — 38 см. Для воспитанников казачьих кадетских корпусов и школ, учащихся казачьих лицеев и казачьих классов — 40 см.
Шинель носится с погонами и петлицами установленного образца по принадлежности к войску.
Статья 19. Бекеша застегивается на крючки на правую сторону и носится с погонами при повседневной форме одежды.
Статья 20. Башлык суконный, защитного цвета накидывается на спину шинели или бекеши, концы пропускаются под погоны и скрещиваются на груди, затягиваясь поясным ремнем или шарфом-поясом. Башлык носится зимой в ненастную погоду.
В конном строю концы башлыка могут закидываться за спину.
Башлык суконный, красного или светло-синего цвета носится на тесьме, свободно закинутым на спину чекменя (летом), с концами пропущенными под погоны и закинутым за спину (зимой).
Статья 21. Мундир парадный, со стоячим закругленным воротником и обшлагами мыском, обшитыми кантом цвета по принадлежности к войску, застегивается на все крючки и носится с подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1-2 мм над воротником.
Мундир высших чинов имеет дополнительно по борту кант цвета по принадлежности к войску и красную подкладку.
Статья 22. Брюки прямого покроя (шаровары) с однорядным лампасом шириной 50 мм (для Терского и Кубанского казачьих войск с кантом шириной 10 мм) цвета по принадлежности к войску, для высших чинов с красным кантом шириной 2 мм, по обе стороны канта на удалении 5 мм нашиваются лампасы шириной 20 мм красного цвета, заправляются в сапоги. При повседневной форме одежды могут носиться на выпуск с ботинками.
Статья 23. Чекмень парадный застегивается на крючки. У высших чинов по борту до низа обшит узким галуном серебристого цвета, вокруг и сверху напатронника узким, под напатронником широким галуном серебристого цвета, имеет красную подкладку.
У главных чинов по борту до низа обшит узким галуном серебристого цвета, вокруг напатронника узким галуном, сверху напатронника узким галуном в два ряда.
У старших чинов по борту до низа обшит узким галуном серебристого цвета, вокруг напатронника узким галуном, сверху напатронника узким галуном в один ряд.
У младших чинов по борту до талии и сверху напатронника обшит узкой белой тесьмой в один ряд.
У нижних чинов по борту до талии и сверху напатронника обшит тесьмой, цветом по принадлежности к войску.
В жаркую погоду разрешается по указанию атамана отворачивать рукава чекменя.
Статья 24. Бешмет парадный красного или светло-синего цвета застегивается на все крючки (пуговицы) и надевается под чекмень.
У высших чинов по воротнику обшит широким галуном серебристого цвета, по бортам до талии узким галуном, у главных чинов — узким галуном серебристого цвета в верху и в низу воротника и по бортам до талии, у старших чинов узким галуном серебристого цвета в верху воротника и по бортам до талии, у младших чинов белой тесьмой.
Бешмет защитный (черный) застегивается на все крючки (потайные пуговицы) и носится без чекменя с погонами при повседневной форме одежды.
Статья 25. Китель закрытый застегивается на крючки и 5 пуговиц на правую сторону и носится с подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на .1-2 мм над воротником.
У высших чинов по воротнику, бортам, обшлагам, клапанам карманов обшивается кантом цвета по принадлежности к войску.
Статья 26. Рубашка-гимнастерка, застегивается на все пуговицы и носится с подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1-2 мм над воротником, подпоясывается ремнем.
Статья 27. Куртка камуфляжная полевая (летняя и зимняя) застегивается на крючок и все пуговицы и носится с брюками защитного (камуфлированного) цвета, заправленными в сапоги. Разрешается носить куртку с брюками утепленными (хлопчатобумажными) в сапоги или с брюками хлопчатобумажными прямого покроя с ботинками.
Разрешается носить по указанию атамана куртку без снаряжения (ремня поясного) с ботинками с высокими берцами.
Статья 28. Шинели, куртки, бекеши, кителя, мундиры, чекмени, бешметы, рубашки-гимнастерки и брюки должны быть установленных образцов, чистыми и отутюженными.
Брюки должны иметь продольные заглаженные складки. На остальных предметах заглаживать складки не разрешается.
Клапаны карманов шинели, мундира, кителя и куртки должны быть выпущены наружу, знаки различия — правильно и опрятно пришиты (прикреплены).
Статья 29. Сапоги хромовые (юфтевые) черного цвета носятся с брюками (шароварами). Ботинки хромовые (юфтевые) черного цветаносятся с брюками (шароварами) и носками черного (темно-синего) цвета.
Статья 30. При ношении форменной одежды обувь должна быть в исправном состоянии и всегда вычищена, ботинки должны быть аккуратно зашнурованы, ушки сапог заправлены в голенища.
Носить обувь с поврежденным верхом или изношенными каблуками, сапоги с опушенными или завернутыми голенищами не разрешается.
Статья 31. Перчатки белые носятся при парадной форме одежды. При других формах одежды ношение перчаток не обязательно.
При отдании чести перчатки не снимаются.
Разрешается носить при парадной, повседневной и полевой форме одежды перчатки коричневого (черного) цвета.
Статья 32. Шарф-пояс парадный на мундирах — должен находиться на талии. При ношении шарфа-пояса на шинели он должен опираться на нижний ряд пуговиц, а сзади закладываться за хлястик. Поперечный перехват пояса должен находиться спереди посредине.
Ремень поясной со снаряжением надевается поверх кителя, шинели, полевой куртки и гимнастерки.
На шинелях поясной ремень снаряжения должен опираться на нижний ряд пуговиц, а сзади — закладываться за хлястик.
Пряжка поясного ремня должна находиться посредине, а плечевой ремень (плечевые ремни) проходить под правым (правым и левым) погоном (погонами) на расстоянии 6 см от его нижнего края.
Статья 33. Казачья шашка носится на плечевой портупее поверх шинели или мундира на левом боку.
Кинжал (для членов Терского и Кубанского войсковых казачьих обществ) носится на чекмене на узком поясном ремне, спереди посредине.
Как сшить капюшон — башлык?
Башлык — головной убор в виде съемного капюшона с длинными концами. Надевали башлык на голову поверх другого головного убора, а длинные концы обматывали вокруг шеи.
В 1862 г. башлык был введен в качестве головного убора для регулярных войск донского и кавказского казачества, в 1871 г. — и в других родах русских войск.
Но неверно думать, что башлыки носили только казаки и военные. Башлыки носили и такие прекрасные дамы, как Анна Каренина.
Анна шла, опустив голову и играя кистями башлыка. Лицо ее блестело ярким блеском; но блеск этот был не веселый — он напоминал страшный блеск пожара среди темной ночи. Увидав мужа, Анна подняла голову и, как будто просыпаясь, улыбнулась.
— Ты не в постели? Вот чудо! — сказала она, скинула башлык и, не останавливаясь, пошла дальше…
“Анна Каренина” Л.Н. Толстой
Почему бы и нам не сшить башлык, готовясь к предстоящим морозам?
Только я предлагаю вам “осовремененный” не остроконечный вариант.
Для этого нам потребуется выкройка капюшона, можно использовать готовую выкройку подходящего объема или построить выкройку специально для этого случая (см. “Как построить воротник-капюшон” )
1. Если выкройка капюшона не имеет средней детали, то ее необходимо выделить, проведя линию на некотором расстоянии (5-7см) от линии среднего шва — рис.а.
2. Вытачку перенести в шов притачивания средней детали и удлинить боковые части – рис.б.
3. Начертить среднюю часть в виде одной прямой детали со сгибом посередине – рис.в. Длина средней части равна длине шва притачивания средней части к боковой части.
4. Выкроить детали из основной и подкладочной ткани.
5. Стачать боковые и среднюю часть отдельно для верха и подкладки, швы разутюжить.
6. Сложить верх и подкладку лицевыми сторонами друг к другу. Обтачать по переднему краю и по всей длине концов, оставляя незашитым участок сзади (на шее).
7. Вывернуть башлык через незашитый участок. Зашить отверстие вручную потайными стежками.
8. Края выметать, выправляя кант, и приутюжить.
Все, башлык готов.
Были мысли как-то пристегивать башлык к пальто, но оказалось, что это лишнее. За счет длинных концов башлык прекрасно держится без всяких застежек.
Клиентке башлык очень понравился, но лицо просила не показывать.
А я вот теперь подумываю, не сшить ли и себе такой.
А может быть сшить башлык ребенку?
Тепло, практично и красиво
Где ребенок?
Башлык —
Штыком.
Два платка
Под башлыком.
Шерстяные шаровары
Да чулок четыре пары.
Наворочено одеж,
А ребенка не найдешь!
С.Маршак