КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОДЕЖДЫ И СПОСОБОВ ЕЕ ПРОИЗВОДСТВА
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОДЕЖДЫ И СПОСОБОВ ЕЕ ПРОИЗВОДСТВА.
История возникновения одежды уходит далеко в глубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества.
Одежда прошла длительный и сложный путь, прежде чем стать столь целесообразной по форме, как сейчас. Можно выделить несколько характерных периодов развития конструкции одежды.
I. Первый период — это период развития прототипов одежды (шкуры животных, кора деревьев, листья и волокна растений и т. п.). Он длился несколько сотен тысяч лет — примерно до V тысячелетия до н. э. Основная функция одежды в этот период — защитная. В конце этого периода человек освоил искусство плетения, прядения, началось ручное создание тканей.
II. Для второго периода развития одежды, длившегося более пяти тысячелетий, было характерно обертывание тела специально вытканным куском ткани. Драпированная одежда из шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей получила первоначальное развитие в районах земного шара с мягким теплым климатом. Одежда представляла собой прямоугольный или овальный кусок ткани, укрепляемый тем или иным способом на фигуре человека и образующий красивые складки.
Примером такой одежды является драпированная одежда древних греков и римлян. В Индии сна сохранилась до сих пор в национальном женском костюме. Драпированная одежда имела уже не только защитную, но и эстетическую функцию. Существовала и другая одежда такого же типа, где на первый план выступала ее защитная функция, — это набедренные повязки мужчин Древнего Египта, украинская плахта, древнерусская понева и др. Пластическое решение этой одежды — лишенный всякой динамики прямоугольник.
III. Начало третьего периода характеризуется появлением кроеной одежды. Этот период относят к IX в. н. э. Сначала одежду изготовляли из прямоугольных кусков ткани, соединенных швами, а позже ее стали кроить по форме фигуры человека.
Наиболее древний вид одежды, сшитой из прямоугольного куска ткани, римская туника, послужившая основой разнообразных туникообразных рубах. Этот вид одежды существует до сих пор у народов Севера, Средней Азии и др. Рубашечный покрой одежды был распространен также в средневековой Руси (рубаха, некоторые типы сарафана).
На рис. 1.1 показана так называемая московская конструкция рубахи с длинными прямыми или скошенными книзу рукавами, с «поликами» — прямыми плечевыми вставками.
Рис. 1.1. Московская конструкция женской рубахи XII—XVII вв.
(а) и схема раскроя рукавов «по-топорному»
(б): 1, 2— пряные полотнища стана; 3 — «полики»; 4 — рукава; 5 — клинья (ластовицы)
Первые попытки кроить одежду по форме тела человека возникли на Востоке, но не получили там достаточного развития. Более благоприятные условия оказались в Европе, когда у людей появилось стремление подчеркнуть костюмом красоту форм тела.
Возникновение портновского ремесла в Западной Европе относят к XII в., в русских городах — примерно к XIV в.
В средневековой Руси одежду называли «порты», или «пор-тище», а мастеров, изготовлявших одежду, «портными», в Киевской Руси — «портными швецами».
Только в начале XVI в. появилось новое слово «платье», постепенно вытеснившее старое название одежды. Однако слово «портной» прочно вошло в русский язык.
Средневековые мастера XII в. для придания одежде формы тела человека начали делать вырезы по бокам и соединять края шнуровкой (рис. 1.2).
Рисунок 1.2. Внешний вид (а) и схема кроя женского платья с вырезами и шнуровкой по бокам (б)
Но шнуровка не создавала красивых форм. Одежда оставалась еще «монолитной» подобно архитектуре. Полагают, что идея расчленения одежды на части (детали) была заимствована портными у изобретателей разъемных рыцарских доспехов (рис. 1.3).
Рисунок 1.3. Рыцарские доспехи (а), внешний вид (б) и схема кроя (в) женского платья XIV-XV вв.
Следует отметить, что рукава долгое время были самостоятельным предметом одежды; штанины также надевали на каждую ногу отдельно.
Примерно в XIII в. появилась одежда с вшивными рукавами, в XIV в. — распашная одежда и воротники, а в XVII в. — одежда с карманами.
В XIV—XV вв. платье было разделено поперечным швом на лиф и юбку. Возник новый вид женского костюма. Он просуществовал с небольшими изменениями в женской одежде привилегированных классов очень долго — с XVI до XIX в. В таком костюме индивидуальные особенности фигуры нивелировались его основой являлись корсет и юбка на плотном специальном чехле с обручами различных размеров. Наряду с таким костюмом существовала народная одежда, основной особенностью которой было строгое соответствие выполняемым функциям — назначению (например, русская рубаха, понева, сарафан и др.).
После французской буржуазной революции (1789 г.) возник новый тип одежды, единый для всех классов и сословий. Особенно изменился мужской костюм, в нем появились элементы народной одежды (длинные узкие брюки, короткий жилет и др.), заимствованные у ремесленников и рабочих — героев французской революции. Увеличилась подвижность человека в костюме, женщины освободились от тугого корсета (однако вскоре корсет вновь вошел в моду и просуществовал до 20-х годов XX столетия).
Наряду с попытками реформировать внешний вид одежды возникло стремление обосновать ее покрой.
По свидетельству журнала «Искусство портного» (1908, № 1), первую систему кройки изобрел француз Мишель в 1818 г., назвав ее системой трети. В 1831 г. она была заменена родственной ей масштабной системой. Позднее появились другие системы кройки, среди которых видное место занимали пропорционально-расчетные и расчетно-мерочные, дошедшие до настоящего времени. Возникновение систем кройки повлекло за собой необходимость снятия или пропорционального расчета мерок, определяющих размеры отдельных участков одежды на чертеже. До появления систем кройки одежду кроили только по «патронам», которые являлись семейным достоянием (отец как тайну передавал их сыну). Мерки снимали лишь для того, чтобы определить длину и ширину одежды.
Введение в портновское ремесло в последней четверти XIX столетия швейных машин привело к повышению производительности труда и усложнению форм деталей кроя одежды, которая стала очень напоминать современную.
IV период. Специфику одежды XX в. определяет прежде всего переход к промышленному способу ее производства, пришедшему взамен многовекового портновского ремесла. Характерными особенностями XX в. являются также рождение принципиально нового типа женской одежды и быстрая смена моды. Широкое участие женщин в производственном процессе сделало невозможным использование традиционной одежды в том виде, в каком она была в XIX в., прежде всего по функциональным соображениям. Корсет, туго стягивающий талию, затруднял дыхание и стеснял свободу движений, поэтому изменения в первую очередь коснулись форм и конструкции белья. Затем была укорочена юбка и предложены новые виды одежды, многовековое платье было заменено практичной одеждой из двух или трех частей (юбка с блузкой, жакетом), которую в основном носили работающие женщины.
В 1928 г. Габриэль Шанель впервые ввела в женскую моду костюм типа мужского. Значительный вклад в развитие общеевропейской моды сделали в 20-е годы советские художники Н. П. Ламанова, В. И. Мухина, А. А. Экстер и другие, проводившие смелые работы по реальному воплощению идей функционального костюма для рабочего человека нового общества, взяв за основу элементы народной одежды с ее простым рациональным кроем.
В 30-х годах во всем мире растет массовое производство одежды. Выявляются три основных силуэта женской одежды: прямой, полуприлегающий и силуэт с подчеркнутой линией талии (приталенный).
В годы второй мировой войны силуэт одежды как бы военизировался, были нарушены естественные пропорции фигуры, искусственно расширены плечи, силуэт одежды можно было изобразить в виде прямоугольника.
В послевоенные годы форма женской одежды претерпела большие изменения. Четко выделились и сохранились при всех изменениях моды два основных стиля: спортивно-деловой и женственный (элегантный). Одновременное существование материалов с различными свойствами позволило создавать любую форму одежды и принимать при моделировании несколько ведущих модных силуэтов вместо господствовавшего в течение многих веков одного.
Во второй половине 60-х годов в женской одежде особенно модным был полуприлегающий силуэт. Большое значение приобрела конструкция изделия. Отличительной чертой формы одежды этого времени была тенденция к уменьшению общего объема, что достигалось чисто конструктивными приемами.
Направление моды второй половины 70-х и начала 80-х годов в женской одежде характеризовалось объемными свободными формами с преобладающим поперечным членением ее поверхности, заменой вытачек и других геометрических элементов формы пластическими (складками, сборками, буфами), заметным удлинением одежды. Конец 80-х годов вновь ознаменовался переходом к небольшим по объемам геометрическим формам одежды.
Одежда, возникшая первоначально в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, эволюции эстетических представлений общества претерпела множество изменений, достигла большого многообразия видов и форм и стала предметом прикладного искусства.
1.2. ДИСЦИПЛИНА «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ».
Конструирование одежды – построение формы модели, создание конструкции, расчет и построение чертежей разверток деталей одежды, разработка технической документации на изготовление. |
Конструирование одежды — сложный творческий процесс, включающий в себя решение задач технического и художественного характера и составная часть процесса проектирования.
При разработке чертежей конструкции важно выбрать правильное решение формы изделия одним из конструктивных приемов или методов технологической обработки или тем или иным приемом вместе.
Конструирование состоит из двух последовательных этапов.
I. Творческий поиск в выборе методики измерений фигуры и конструирования, обработку сложных форм и покроев и т. д.
Выбор методики конструирования зависит от многих факторов, но в первую очередь – от типа производства (индивидуальное или серийное). Этот этап является ответственным и требует от исполнителя высокой квалификации.
II. Расчет формул, построение чертежа, изготовление шаблонов и составление разного рода документации. На этом этапе не требуется высокой квалификации исполнителя, работа сводится к выполнению в определенной последовательности простых математических и логических операций, которые могут быть автоматизированы средствами вычислительной техники.
1.3. ОДЕЖДА. ФУНКЦИИ ОДЕЖДЫ.
Одежда является одним из важнейших предметов широкого потребления. Она относится к предметам личного пользования человека, защищает его от климатических воздействий и отражает проявления его индивидуальности.
Одежда- изделие или совокупность изделий (кроме обуви), предназначенных для предохранения тела человека от внешних воздействий окружающей среды и несущих утилитарные и эстетические функции. |
Современная одежда – результат многовекового опыта человека, одно из его древнейших изобретений, составная часть материальной и духовной культуры общества.
В широком смысле слова одежда представляет собой целый комплекс предметов, надеваемых на тело,— белье, верхнее и легкое платье, обувь, головные уборы, чулки, перчатки и др. В узком смысле слова под одеждой понимают изделия, выпускаемые швейной промышленностью.
Наряду с понятием «одежда» широко используется и термин «костюм». Понятие «костюм» более емкое и подразумевает не только собственно костюм, но и другие предметы, формирующие внешний облик человека. Можно дать следующее обобщенное понятие костюма.
Костюм— это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, непосредственно надеваемых на тело человека (одежда, обувь, головной убор, перчатки и др.), и сопутствующих им дополнений (зонтики, сумки и т.п.), а также прически, грим формирующих внешний облик человека и образующих единое утилитарно-художественное целое. |
Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 13752 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
История возникновения платья
История возникновения платья насчитывает много-много лет, но от этого оно не потеряло своей актуальности. Гениальным был тот человек, который изобрел этот вид одежды.
Слово «платье» в далекие времена имело совсем другое значение, нежели оно имеет сейчас. Платьем именовалась любая одежда. Это мог быть и кафтан, и штаны, и сарафан, и сюртук. Платьем называлось то, что сейчас мы называем туалетом.
Истоки истории возникновения платья берут свое начало еще с Древней Греции. Тогда платья, которые носили как мужчины, так и женщины, были сделаны из прямоугольного куска материи, а на плечах скреплялись с помощью красивой пряжки.
По платью в Средние века человека оценивали. Оценивалось его материальное состояние, степень его «свободы», его социальное положение, семейный статус и многое другое.
На платье эпохи средневековья повлияло распространение христианства в Европе. В связи с изменением взглядов на человека изменился и внешний вид платья. Усложнились его цвет, крой и форма. На женских платьях появились всевозможные шнуровки. Родилось такое понятие в моделировании платья, как «футлярный костюм».
История возникновения платья отмечена и в России, в XVI-XVIIвв. излюбленной формой одежды у женщин стал русский сарафан – один из видов платья. Примечательно, что поначалу это была истинно мужская одежда. По внешнему виду сарафаны были довольно разнообразны. Они могли быть и с короткими рукавами, и с длинными, и распашные на пуговицах, и «глухие». Украшали готовые платья кружевом, золотой нитью, драгоценными камнями.
Не осталась в истории возникновения платья не замеченной и эпоха Возрождения, которая выдвинула свой тип платья. Оно должно было подчеркнуть формы совершенного и красивого женского тела. Для пошива платьев стали использовать тяжелые дорогие ткани, а также многочисленные кружева в качестве отделки.
Богатые женщины использовали в своих платьях вату, чтобы придать фигуре нужные формы и полноту.
В XVIII веке в платьях стали преобладать жесткие линии. Женщины этого времени носили неудобные металлические корсеты, чтобы подчеркнуть формы своего тела. Но такое платье с жесткими испанскими воротниками было весьма неудобным, поэтому довольно быстро вышло из моды.
Наступил XIX век, который также не преминул оставить свой след в истории возникновения платья. Платья, как и все костюмы, становятся проще и функциональнее. На это влияет появление массового производства одежды.
XX век характеризуется индустриальным производством одежды и быстрой, подчас стремительной сменой моды. Борьба за функциональность платья, его простоту и удобство сказывается на производстве платьев. Они становятся более демократичными, а женщины интересуются тем, как правильно выбрать платье по типу фигуры и не «потеряться» в представленном многообразии фасонов.
В настоящее время модельеры все больше и чаще обращаются к народным традициям, используют их в своих моделях и целых коллекциях. Но наряду с этим создаются и «элитарные» коллекции платьев в единственном экземпляре, называемые «высокой модой».
История пижамы – от возникновения до пижамной революции
Мы нигде не чувствуем себя так комфортно, как в своей уютной кровати. Нырнуть в свежее постельное белье, закутаться нежным одеялом… Осталось только надеть любимую мягкую пижаму – и вот она, нирвана. Во время сна мы хотим чувствовать себя максимально естественно, поэтому тщательно подбираем ночной гардероб. Нам доступны любые фасоны, ткани и принты, какие только можно вообразить. Поэтому сложно представить, что когда-то люди и вовсе не задумывались, что для сна нужен особый наряд. Удивительно, как они жили без этого?
Как появилась первая пижама
Считается, что «прабабушка» современной пижамы появилась в Европе только в XV веке. До этого все спали либо голышом, либо в своей повседневной одежде. Чешские дамы решили исправить ситуацию и стали надевать для сна специальные юбки. Они были не самыми удобными, да и пошив стоил недешево. Так что позволить их себе могли только богачки.
Позже ночные юбки трансформировались в длинные рубашки, которые часто дополняли колпаками. И лишь в XIX веке их сменили современные пижамные костюмы.
Как раз в то время в европейскую моду пришло все восточное. Оказалось, в Индии уже давно и мужчины, и женщины привыкли спать в широких штанах. Так в Европе появился первый костюм для сна, состоящий из хлопковой рубашки и шаровар.
Первые мужские пижамы
Надо сказать, европейским мужчинам не сразу понравилось модное веяние Востока. Куда ближе им были привычные «ночнушки» и колпаки, набравшие популярность в Средние века. Понадобилось время, чтобы европейцы признали комфорт нового фасона. Мужскую пижаму стали надевать во время сна, для утреннего кофе или просто в качестве домашней одежды. А шили их из легких натуральных тканей.
Первые женские пижамы
В то же время пижама женская оставалась запретным видом одежды. Европейские красавицы предпочитали длинные ночные рубашки, а спальные костюмы считали проявлением распущенности. Ввести их в женскую моду удалось лишь всемирно известной дизайнерке Коко Шанель – и то лишь спустя десятилетия.
В 20-х годах XX века Коко решила адаптировать мужской спальный костюм для женщин: создавала красивые женственные фасоны, подбирала изысканные ткани, трудилась над изящной отделкой. Результат не заставил себя долго ждать: ранее мужской атрибут стал соблазнительным элементом гардероба, и все модницы-европейки захотели купить женскую пижаму.
Даже тогда привержениц «старой» моды оставалось немало: они не спешили прощаться со своими любимыми сорочками. Но все их сомнения развеялись после выхода на экраны фильма «Это случилось однажды ночью». В одной из сцен актриса Клодетт Кольбер появилась в шелковой пижаме – и навсегда влюбила женщин в этот вид ночной одежды.
Пижамы в наши дни
Прошел целый век с тех пор, как женские пижамы поступили в массовое производство. И теперь в женском гардеробе есть спальные наряды на все случаи жизни – в зависимости от любимых материалов, сезона и даже настроения. Современные модели шьют как из легких натуральных материалов – хлопка сатина, шелка, так и из синтетических тканей – вискозы, микрофибры и флиса. Что касается фасонов, кроме классического пижамного костюма можно купить укороченную пижаму на лето из футболки и шорт или соблазнительный комплект, подчеркивающий изгибы тела.
Пижамная революция выходит на улицы
Современные пижамы стали настолько красивыми, что прятать их от чужих взглядов – просто грех. Уже никто и не удивится, если выйти в «спальном» костюме на прогулку, прийти в ресторан или появиться на красной дорожке! Преданными поклонницами бельевого стиля по сей день являются певицы Рианна и Селена Гомес, а также модель Джиджи Хадид. А весной 2019 мастер-класс по пижамному луку показала звезда сериала «Секс в большом городе» Сара Джессика Паркер. Она примерила белый шелковый костюм с черным кружевным топом и дополнила его босоножками на шпильках, клатчем и темными очками. Невероятно нежно и стильно.
Бельевой стиль уже несколько сезонов остается фаворитом многих знаменитых дизайнеров. Dolce&Gabbana, Gucci, Alexander Wang и другие модные дома предлагают пижамные модели на каждый день, на свидание и даже в офис! Так что мы смело можем наслаждаться комфортом и при этом оставаться в тренде.
Заключение
Удивительно осознавать, какой долгий путь прошла спальная мода, чтобы в XXI веке мы имели такой широкий выбор. Меняясь от неудобных ночных юбок до комфортных костюмов, пижама постепенно становилась неотъемлемой частью женского гардероба. Спасибо иконе Коко Шанель, что ввела в моду брючные костюмы!
Сегодня спальной одежде уделяют не меньше внимания, чем уличным аутфитам. Можно выбрать фасон для любого случая жизни: классическая пижама-костюм, укороченная «летняя» пижама или даже соблазнительный комплект, радующий глаз. К тому же нам доступны самые разные материалы: легкие хлопок, сатин, шелк или же уютный флис и микрофибра. Пробуй не хочу!
Проект по технологии туники
Летом жарко и солнечно. Люди едят мороженое, носят легкую одежду. Мы общаемся друг с другом. Посещаем различные вечеринки, праздники. Многие ездят купаться. Хотелось бы иметь вещь, которую всегда можно одеть по любому поводу. И на пляж, и на праздник, и в гости, и просто на прогулку. Туника – универсальная одежда, которая будет прекрасно смотреться на женщине практически с любой фигурой.
Содержание
Работа содержит 1 файл
ПРОЕКТ.docx
ПРОЕКТ
«ТУНИКА».
Выполнила: ученица 8Б класса
Закирова Эльвира Рамилевна.
Гончарова Светлана Аркадьевна
I. Введение. Выбор и обоснование темы проекта…………………………………………………………. 4
1.5. Последовательность изготовления……………………………………………… ………………………….7
Летом жарко и солнечно. Люди едят мороженое, носят легкую одежду. Мы общаемся друг с другом. Посещаем различные вечеринки, праздники. Многие ездят купаться. Хотелось бы иметь вещь, которую всегда можно одеть по любому поводу. И на пляж, и на праздник, и в гости, и просто на прогулку. Туника – универсальная одежда, которая будет прекрасно смотреться на женщине практически с любой фигурой. В каждом случае она подчеркивает достоинства и, как секретный агент, хранит в тайне недостатки телосложения дамы. Я если еще и сшить тунику самому, то эта вещь будет индивидуальной, оригинальной, какой ни у кого нет. Можно учесть все недостатки своей фигуры и собственные вкусовые предпочтения.
Темой этого проекта является туника.
I. Введение. Выбор и обоснование темы проекта.
Мне давно хотелось сшить что-либо, попробовать себя в этом виде рукоделия. Я много думала на эту тему, но все же решилась. Так как лето самая значимая для меня пора в году я решила сшить летнюю, легкую вещь. Я выбрала тунику, так как ее еще и можно одевать на какие-либо праздники.
Сшить тунику своими руками.
1. Порадовать себя.
2. Защитить проект.
3. Научиться работать сложным материалом (тонкой атласной тканью).
1.1. Историческая справка.
До нашей эры, туника была обычным одеянием мужчин – патриции, сенаторы и прочая знать Рима щеголяли в них, меняя одеяние как перчатки. Наверное, считали, что именно это одеяние подчеркивает их мужскую стать и прочие достоинства.
Однако с тех пор многое изменилось: пал Древний Рим, а вместе с этим изменилась и мода. В средние века мужчины поняли, что нужно в битвах позаботиться, прежде всего, о здоровье, а не о красоте, а потому облачились в доспехи. А женщины поняли, что туника – это нечто, позволяющее рыцарям в жестоких сражениях хранить их чарующий образ и возвращаться к родному очагу.
Так постепенно туника стала женским платьем с весьма свободным кроем и очень произвольной длины: сегодня она может достигать щиколоток, а может закрывать лишь часть бедер. Другое дело, что если туника настолько коротка, то надевать ее стоит в сочетании либо с брюками, либо с леггинсами.
Был период, когда о тунике в 20 веке почти забыли. Напомнили о ней хиппи, которым не нравилось общество потребления, и они искали возможность самовыражения. Туника показалась для этого идеальным вариантом, как напоминание о многовековой истории человечества. Но одновременно уникальные линии туники моментально отметили и ведущие дизайнеры Франции, Италии, США и других стран, диктующих стиль в моде.
Кутюрье, ставший классиком, Ив Сен-Лоран преподнес тунику так, что все звезды Голливуда, и не только "фабрики грез", поняли: что именно в тунике они будут выглядеть исключительно сексуальными не только для режиссеров, но и для миллионов своих зрителей-поклонников. После этого редко у какой звезды в ее гардеробном арсенале обольщения нет туники. Правда, Сен-Лоран снабдил это платье еще и многими сексуальными деталями которые актуальны и сегодня. Например, шнуровками, аппликациями и пикантными узорами.
Название ткани происходит от арабского, atlas — буквально означает «гладкий».
Атласный тип переплетения ткани (когда на лицевой стороне ткани видны только нити основы – основной атлас или нити утка – уточный атлас, более ценное волокно располагается только по верхней стороне) изобретен был в Китае.
Позже технология разведения тутового шелкопряда и обработки шелка была по Великому шелковому пути вывезена в Среднюю Азию, Ближний Восток, а позже в Европу. Наивысшего качества атлас изготавливался в Иране в 17-18 веках.
Уже в 15 веке атлас был широко известен на Руси. Из него шили палантины, опашни, кафтаны, зипуны, шубы, кики, рукавицы, штаны, башмаки. А привозили атлас в основном с востока.
Поэтому и назывались виды атласа по месту производства — венедицкие, виницейские, кизыл-башские, китайские, турские, немецкие. Ткань была как одноцветная, так и разноцветная, особо выделялся золотой атлас.
В веке 19-м, атлас технологически стал делится на ткани особых видов: атлас ментенон — на темном или светлом фоне затканы цветы, будто вышиты; трианон — фон и рисунок контрастного цвета, рисунок на ткани — листья с букетами гвоздик; помпадур — атлас темных оттенков с затканными гирляндами золотистого цвета. Чаще всего атлас импортировался в Россию из Средней Азии через архангельский и астраханские порты.
Самым качественным считался (да и считается) хан-атлас, из которого в Китае до сих пор шьют национальную праздничную одежду.
- Конкретизация.
Я решила сшить легкую летнюю тунику с элементами японского стиля. Она отлично подходит для того, чтобы прогуляться в летний, жаркий день или в любое время года сходить на какой- нибудь праздник.
Когда я выбирала ткань, я думала о внешнем виде изделия. Сам материал должен быть праздничным, ярким. Поэтому хлопок сразу отпал из моего списка. У меня осталось два варианта: или атлас, или шелк. Тут уже пришлось ориентироваться на ассортимент в магазине. Так как виды атласа и рисунки на нем подходили мне больше, я выбрала атлас.
Цвет ткани должен мне подходить, также рисунок должен напоминать японские мотивы. Я выбрала ткань красного цвета с узором в виде растительности. Этот узор похож на рисунки на японских тканях для кимоно.
Гид по модным эпохам
Нет такого дизайнера, кто бы ни разу не цитировал своих предшественников. Переложить хорошо забытое старое на новый лад – излюбленный прием и Джереми Скотта, и Карла Лагерфельда, и Николя Жескьера. Чтобы с одного взгляда на силуэт и крой угадывать аллюзии кутюрье, стоит разобраться в истории моды последнего столетия. ELLE составил краткую «шпаргалку» по модным эпохам, которая не позволит ошибиться.
1910-е: Париж диктует новый стиль – ар-деко
На смену Belle Epoque (в переводе с французского – «прекрасная эпоха») с характерным силуэтом «песочные часы» приходит ар-деко. Новый канон красоты – естественные, ничем не стесненные формы женского тела. Европа переодевается в экзотические наряды, вдохновившись балетом «Шехерезада», представленным Дягилевым в рамках «Русских сезонов» в Париже.
Модельер: Поль Пуаре – реформатор моды, именно он освободил женщин от корсетов и турнюров, предложив свободные платья-туники в древнегреческом стиле, а также накидки, монто и шаровары, навеянные Востоком. Пуаре ввел в моду экзотику и ориентализм, культивируя роскошь и изобилие в одежде: дорогие ткани и масса декора – признаки его творений.
Фасоны: платье с завышенной талией, зауженная к низу юбка, юбка-брюки, шаровары, накидка-кимоно, платье-сари, тюрбан, сумочка-кисет.
Ткани и декор: парча, шелк, бархат, тафта, восточные орнаменты, вышивка золотыми нитями, драгоценные камни, батик.
Иконы стиля: Айседора Дункан сделала свободное платье-тунику Пуаре известным на весь мир, появившись в полупрозрачном наряде на сцене – неслыханная дерзость. Другая модная икона эпохи – Ида Рубинштейн, звезда балета «Шехерезада» – не выходила из образа восточной красавицы и вне сцены, выбирая на каждый день шелковые кимоно.
1920-е: Эмансипация и джаз
Эмансипированная женщина и водит автомобиль, и пишет романы, и курит, и лихо танцует чарльстон в удобном прямом платье с заниженной талией – символе эпохи. Скромная элегантность Коко Шанель соседствует с излишествами «эпохи джаза»: перьями, боа и бахромой. Стиль garcon (в переводе с французского – «мальчик») уживался с ар-деко, по-прежнему популярным.
Модельер: Коко Шанель переодела женщин в мужские вещи и доказала, что маленькое черное платье, дополненное ниткой жемчуга, – вечерний вариант не хуже расшитого бисером наряда. За более женственное направление моды отвечала Жанна Ланвен.
Фасоны: платье цилиндрической формы, меховое монто, жакет, кардиган, свободные парусиновые брюки, костюм-пижама для пляжа, шляпка-клош, ободки и ленты для волос с обильным декором.
Ткани и декор: кружево, шелк, бархат, шерсть, букле, джерси; базовые цвета – черный, белый, серый, кремовый, бежевый; украшения из жемчуга, минимум декора – у Шанель, максимум – у остальных (вышивка, перья, банты, стеклярус).
Иконы стиля: Актриса немого кино и танцовщица Луиза Брукс прославилась не только свободой нравов, но и любовью к шляпкам-клош. Теннисистка Сюзанна Ленгле ввела моду на спортивную женскую одежду.
1930-е: Холодная чувственность Голливуда
Новая эпоха решительно отказывается от андрогинного фасона платья, скрывающего чувственные изгибы. Модельеры провозглашают другой силуэт – подчеркнутая талия, от которой идет струящаяся длинная юбка. Вслед за спортсменками девушки начинают носить трикотаж. Роскошный декор былого десятилетия забыт – Великая депрессия и ощущение близкой войны задают совсем другие настроения.
Модельер: Эльза Скиапарелли придумывает платье-свитер, джемпер с принтом, впервые использует вискозу и застежку-молнию. Она – первый провокатор и сюрреалист от моды. Чего стоит хотя бы платье с омаром и петрушкой или шляпка в виде туфли!
Фасоны: платье в пол с подчеркнутой линией талии, платье-свитер, джемпер, теннисные плиссированные юбки, платья-поло, спортивные брюки, шелковые перчатки до локтя, шлейфы, первые купальные костюмы.
Ткани и декор: тюль, шелк, бархат, шерсть, трикотаж; благородные насыщенные и пастельные тона – темно-синий, бордовый, жемчужный; отделка кружевом.
Иконы стиля: Женщины холодной красоты, звезды Голливуда – Марлен Дитрих и Грета Гарбо, манящие с экранов совершенством и утонченностью.
1940-е: Военное время диктует свои порядки
Начинается война, и девушки вынуждены отказаться от роскошных сложносочиненных нарядов. Появляется одежда в стиле милитари – женские вещи, сшитые из тех же тканей, что и форма военных. Пока в Европе мода скована ограничениями Второй мировой, США создают собственный «от кутюр».
Модельер: Главный «трендсеттер» десятилетия – дефицит: тканей, пуговиц, декоративных элементов. Именно он определяет нововведения в женском гардеробе: укорачивает длину юбки, запрещает пышные оборки из-за большого расхода ткани, лишает чулок и шпилек, и девушкам приходится носить шляпы и платки, чтобы скрыть неприбранные волосы.
Фасоны: приталенный жакет с накладными плечами, двубортное пальто, юбка-карандаш, блузка с рукавами-фонариками, платье рубашечного кроя с акцентом на талии, платье в морском стиле, шляпка с вуалью, ремень, броши, бусы.
Ткани: темно-зеленый, хаки, коричневый, серый, темно-серый, черный, голубой, белый, светло-желтый, красный; шерсть, хлопок, фланель; клетка, принт-горошек.
Иконы стиля: Секс-символ Америки, голливудская актриса Рита Хейворт и модели pin-up Бетти Грейбл и Бетти Пейдж. Изображения красоток так полюбились американским солдатам, что они повторяли их даже на самолетах.
1950-е: Расцвет парижской моды и новой женственности
Париж возвращает звание модной столицы. New look – новый облик женщины, предложенный Кристианом Диором, завоевывает популярность. За годы войны все слишком устали от лишений! Девушки стремятся выглядеть максимально женственными и тратят массу времени и средств на туалеты.
Модельеры: Кристиан Диор щедро тратит метры ткани на одну пышную юбку с высокой талией (возмутительная и восхитительная роскошь!) и вновь затягивает женщин в корсеты. Кристобаль Баленсиага идет другим путем и предпочитает прямой силуэт и архитектурные эксперименты с ним диоровским «бутонам» и «песочным часам». Коко Шанель возвращается в мир моды и презентует твидовый жакет с юбкой, а Юбер Живанши создает изящные, аристократичные наряды для своей музы Одри Хепберн.
Фасоны: платье-бюстье в пол, расклешенная юбка в складку, короткий узкий в талии жакет, пальто А-силуэта с рукавами три четверти, перчатки, маленькая шляпка, сумочка-клатч, туфли с острыми носами, жемчуг, ожерелья.
Ткани и декор: велюр, фланель, шерсть, шелк, атлас, замша; вышитые цветы, кружево, мелкий узор в цветочек, горизонтальная полоска.
Иконы стиля: С экранов моду диктуют Мэрилин Монро, Грейс Келли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор и Одри Хепберн, демонстрируя последние модели самых популярных дизайнеров.
1960-е: Бунт в моде и искусстве и сексуальная революция
Свобода нравов – модный гимн эпохи! В женском гардеробе появляются мини-юбка, джинсы, брючный костюм, платья-трапеции и пальто А-силуэта. Модельеры вслед за современными художниками вовсю экспериментируют и создают одежду из винила и синтетических материалов.
Модельеры: Английский дизайнер Мэри Куант подарила миру мини-юбку. Андре Курреж и Ив Сен-Лоран почти одновременно представили короткое платье-трапецию, ставшее абсолютным хитом. В дополнение к Высокой моде кутюрье начинают создавать коллекции pret-a-porter.
Фасоны: мини-юбка, брюки с высокой талией, джинсы, платье-трапеция, пальто с круглым воротом, рубашка в крестьянском стиле, сарафан, сапоги до колена, сумка на длинном ремешке, широкополые шляпы.
Ткани и декор: хлопок, деним, трикотаж, шерсть, вискоза, полоска, клетка, горошек, мелкие узоры; завязочки, бантики, воротнички, кружевная отделка.
Иконы стиля: Брижит Бардо сделала чувственный образ ультрамодным: ее растрепанную укладку с начесом и яркие черные стрелки копировали повсеместно. Жаклин Кеннеди мирила тренды и вечную классику в своих стильных образах и послужила образцом элегантность для тысяч женщин со всего мира.
1970-е: Молодежные субкультуры выбирают своих героев
Джинсовый бум охватывает мир: голубой и синий, рваный и потертый деним – на пике популярности. Вслед за набирающим обороты движением хиппи кутюрье обращаются к фольклору и этнике. Стиль унисекс завоевывает позиции – мужчины и женщины одеваются в одинаковые, простые и комфортные вещи. Актуальная музыка диктует свой дресс-код – так возникает стиль диско. Эпатажный панк – стиль бунтующей молодежи – взяла на вооружение Вивьен Вествуд. Появляются новые центры моды – так, в первой миланской Неделе моды представили свои коллекции Джорджо Армани, Джанни Версаче и семья Миссони.
Модельер: Ив Сен-Лоран подарил моде женский смокинг, прозрачную блузу, стиль сафари, абстрактные принты, африканские мотивы и многое другое. «Японец в Париже» Кензо Такада выступил апологетом азиатской чувственности и уличного стиля. Соня Рикель сделала платье-свитер из тонкого трикотажа своей визитной карточкой, а Оскар де ла Рента открыл именной бренд в Нью-Йорке.
Фасоны: водолазки, рубашки, джинсы, брюки-клеш, сарафаны, вязаные свитера, кардиганы, шапки, пончо, холщовые сумки, фенечки, комбинезоны.
Ткани и декор: лён, хлопок, шерсть, шелк, деним, яркие цвета, красочные орнаменты, вышивка, восточные и цветочные узоры, отделка бисером.
Иконы стиля: Джейн Биркин эпатировала публику откровенными нарядами, например, платьем-сеткой, надетым на голое тело. Модель Лорен Хаттон демонстрировала, как одеться в стиле сафари в повседневной жизни, а Джерри Холл была фанаткой стиля диско и советовала добавлять гламура в любой образ.