Дамы в белоснежных воротниках: Как голландки вели хозяйство во времена Рембрандта
Дамы в белоснежных воротниках: Как голландки вели хозяйство во времена Рембрандта
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Чистота важнее всего
Голландки семнадцатого века действительно, на первый взгляд, были одержимы чистотой. В бельевом шкафу хозяйки, если она не была совсем уж бедна, лежали настоящие сокровища: хлопковые и льняные простыни, наволочки, скатерти, салфетки, чепцы, сорочки, кальсоны и, конечно, бесконечные воротнички и манжеты. Ткань, привезённая из-за моря, соседствовала с бережно сохранённым бельём столетней давности, сделанным из ткани соседней голландской провинции.
Всё это добро регулярно, добросовестно и очень бережно стиралось, вываривалось, отбеливалось, крахмалилось и утюжилось — после использования, разумеется. Занимались этим, конечно, именно женщины. Пятнышко даже на фартуке, в котором убирались и готовили, было поводом его сменить. Чтобы вовремя заметить любой беспорядок в одежде, дом увешивали зеркалами, благо, в Голландии семнадцатого века позволить их себе в больших количествах могли многие.
Всё в доме постоянно протиралось от пыли, начищалось, выскабливалось. В каминах не было пепла: они специально были устроены так, чтобы пепел сам ссыпался в поддон. Впрочем, большинство каминов топили торфом, сложенным в специальные горшочки. Кухни были похожи на операционные, гостиные — на музейные комнаты. Служанкам вменялось в обязанность мыть не только полы и крыльцо, но и тротуар с мостовой перед домом.
Да, в отличие от большинства европейских городов семнадцатого века, в Голландии были кирпичные и булыжные мостовые и тротуары, с грамотно устроенной ливневой канализацией: мостовая была чуть выпуклой, и всё излишнее стекало к краям, где были устроены стоки. Это давало возможность женщинам возвращаться с прогулки с чистым подолом — привилегия, которой были лишены англичанки и француженки. Правда, гуляли голландки очень редко и только в сопровождении семьи. Часто выходили на улицу только служанки — за покупками. Но от служанки тоже требовали чистого подола.
Грязнули и показушники
Однако иностранцы, которым приходилось жить в голландских городах, быстро меняли своё представление о голландцах как о нации чистюль. Для начала, голландцы большего всего на свете не любили мыться. Они редко умывались по утрам, не мыли рук после туалета, только в честь больших событий мылись полностью. В основном голландцы мыли стопы перед воскресеньем, хотя лицо и шею всё же умывали каждый день (что давало, понятное дело, и некоторую чистоту рукам).
Единственное, чем могли порадовать голландцы — частой сменой белья. Частично она и выполняла функцию омовения: лён и хлопок впитывали пот и сало и механически стирали отмершие чешуйки кожи. Так что от буржуа пахло довольно терпимо. А вот народ победнее от отсутствия привычки мыться и нехватки белья буквально смердел.
Кухни голландцев были оборудованы просто изумительно. Во многих можно было встретить раковину с краном, похожие на те, которыми пользовались в двадцатом веке — воду подавал насос из цистерны. Порой к камину или голландской печи хитро присоединялся бак с водой, которая весь день потихоньку нагревалась. Это облегчало мытьё посуды.
В то же время кухней пользовались крайне редко, заходя туда только в случае, если подготовить обед или навести чистоту без заглядывания в кухню было невозможно. Очевидец-француз писал: «Они предпочтут умереть с голоду посреди своих сверкающих котлов и приборов, чем приготовить блюдо, которое хоть немного могло нарушить эту красоту. Мне с гордостью показывали чистоту кухни, столь же холодной за два часа до обеда, какой она была бы и два часа спустя»
Точно так же никто в своём уме не пользовался гостиной и парадным крыльцом, чтобы чего-то, не дай боже, не испортить, не испачкать, не измызгать и не залоснить. В гостиную заходили только вместе с гостями. Даже самая богатая хозяйка в другой день сидела со служанками в задней комнате, где обычно занимались рукоделием и готовкой (чтобы не пачкать кухню). Парадную дверь открывали только для свадеб и похорон.
Самым ужасным иностранцы, которым доводилось гостевать в голландских домах, находили то, как долго стоят ночные горшки, прежде, чем служанка их, наконец, опорожнит. Спальни пропитывались их запахом, а голландцев ничего не смущало.
Хорошей хозяйке готовить некогда
Поскольку большую часть дня хозяйка вместе со служанками занималась наведением поразительной чистоты, ей было некогда заниматься многими другими вещами. Например, готовкой. Тем более, что чревоугодие — грех, и это было известно всем протестантам.
Именно то обстоятельство, что готовить завтрак не надо и утренний туалет голландцев состоял в основном из справления нужды и быстрого одевания, позволяло служанкам вставать позже хозяев. Первым просыпался глава семьи. Он спешил открыть дверь и окна, поздороваться с соседями и только затем громко звал горничную. Под его крик просыпалась и вся семья.
Горничная начинала день с того, что, одевшись, спускалась на улицу. Ей предстояло приготовить завтрак, то есть — дождаться по очереди булочника и молочника. Пшеничный хлеб в Голландии был очень дорог, так что булочники в основном предлагали хлеб из овса, ржи, ячменя и даже бобов (иностранцев голландский хлеб приводил в ужас). Вместо хлеба на завтрак можно было взять овсяного печенья. Всё это подавалось с сыром и, иногда, ещё с маслом — хотя чаще масло использовалось для готовки.
Надо сказать, голландцы делали отличные сыр и масло. Но если сыр они ели сами, а не только торговали им, то всё масло уходило на экспорт и вместо родного очень качественного голландцы ели импортное, подешевле и похуже, например, ирландское. Утро также было временем, когда в иных домах нарушалось табу на кухню: из-за очень дешёвых яиц и молока многие пекли блины. В таком случае завтрак даже был горячим!
Что касается обеда, то самым популярным блюдом был суп с большим количеством жира и специй. Его готовили очень часто только в воскресенье — ведь в воскресенье надо есть всё лучшее — зато на неделю вперёд. В остальные дни разогревали или подавали на стол как-нибудь так. Хлеб во время обеда и ужина также часто подавали чёрствый.
Удивительно ли, если хозяйки так редко готовили, что в Голландии были крайне популярны разного рода консервации: засоленная рыба, сливы в уксусе (их, кстати, добавляли в супы), копчёное мясо, фрукты долгого хранения и, конечно, сыр, много сыра. В любой непонятной ситуации голландцы ели сыр, тем более, что можно было потешить себя разными сортами — с разной фактурой и вкусом.
Сад, огород, посуда
Впрочем, стиркой и уборкой хозяйки всё же не ограничивались. На крохотном заднем дворике часто разбивали садик. Представления о прекрасном у голландок были простые: цветы высаживались по окраске лепестков, квадратиками. Узоров из цветов не делали и не понимали, глаз голландки радовал именно порядок. Цветы несли ещё одну функцию: летом они немного перебивали или смягчали запах от каналов, которые чистили не так уж часто и в которые сливали нечистоты.
Неплохо считалось рядом с цветами разбить грядочку под дыни или зелень, чтобы лакомиться летом в обед. Если размер дворика позволял, сажали шиповник или бузину. Бузина была особенно любима — на ней можно было делать настойку.
Хозяйки и служанки также следили за состоянием посуды. Большая часть посуды в доме была из олово. Её красиво оформляли, есть из неё было приятно, но она была крайне хрупкой и всё время ломалась. Требовалось поджидать сборщиков олова и продавать им лом, чтобы немного возместить ущерб и траты на закупку новой посуды.
Праздничные сервизы — которые доставались, впрочем, и в будни, для гостей — заказывали непосредственно в Китае. С этим были свои сложности. Требовалось приложить к заказу подробное описание узоров, иначе ты рисковала получить чашки с драконами и другим китайским непотребством. Популярны были, судя по описаниям, цветочные мотивы, а также ангелочки. Правда, ангелочков заказывать было рискованно, они могли оказаться яркой восточной внешности, ещё и в языческих костюмах.
Был случай, когда хозяйка, желая обновить сервиз, отправила в Китай на фабрику чашку, которую было не жалко: со сколом. Она получила действительно предметы с отличной копией нужного узора, но… все они были с треугольными выемками. Китайцы тоже боялись ошибок и тщательно воспроизводили образец. Самые богатые фабриканты, чтобы избежать конфуза, приглашали к себе на работу голландских художников, но пользоваться услугами этих фабрик могла не каждая хозяйка в Нидерландах.
Сложности домохозяйства
Даже за вычетом соблюдения гигиены и готовки вести быт было непросто. Во-первых, голландские дома были узкими и многоэтажными (до семи этажей!). По всем этим этажам приходилось бегать: то к бельевому шкафу (который стоял строго в спальне хозяев), то в угольный чулан (который часто размещали под крышей, по соседству с каморками горничных), то на кухню.
Знаменитые голландские печи были распространены далеко не во всех городах. Часто в домах были камины — те самые, в которые ставили горшочки с торфом. Они очень плохо обогревали дом, и женщины всюду носили с собой специальные грелки — железные коробочки, внутри которых, опять же, тлел торф. На эти коробочки ставили ноги. Хозяева на мануфактурах выдавали их работницам — они считались обязательной частью условий труда.
Служанкам приходилось непросто ещё и потому, что они очень часто были беременны. Хотя иностранцы шутили, что голландцы не увлекаются плотской любовью, поскольку это отвлекает от бизнеса, пойти работать служанкой и сохранить девственность было невозможно. Притом как не было принято спрашивать, отчего служанка беременна, так и не было принято узнавать, куда девался ребёнок. Негласно считалось, что его отдали кормилице, однако очень часто незаконнорождённые дети оказывались в канале: прокормить его матери не хватило бы денег. Правда, выбросить младенца в канал было не так просто, как кажется — ночью, например, запрещалось ходить по городу, поскольку из-за нехватки освещения происходило множество несчастных случаев. Ну, и идея трупиков в канале тоже городским властям не очень нравилась.
Из-за того, что дома были узкие со стороны фасада и длинной стороной шли перпендикулярно к улице (и параллельно очень близким стенах соседних домов), большинство помещений были очень плохо освещены. Свечи были дороги, масляные лампы давали мало света, и в комнатах, где хозяйка со служанками занимались рукоделием, они заодно сажали себе зрение.
Стиль барокко в одежде — фото, мода 17 века в современности
Одежда подчеркивает индивидуальность владельца, отражает индивидуальные предпочтения, дает ему уверенность в себе, а также чувство комфорта. Именно стиль барокко в одежде поможет выглядеть эффектно и безукоризненно.
История стиля
Стиль барокко имеет очень длинную историю. В Европе он появился на стыке семнадцатого и восемнадцатого столетий. Этот стиль был актуальным не только в моде, но и в музыке, архитектуре, истории и литературе. Но сегодня речь пойдет именно о проявлении этого пышного и роскошного стиля в одежде.
17 век в моде выделялся пышными многослойными платьями. Девушки из разных народностей подчеркивали свои различия яркими нарядами, соответствующими их национальности. Так, к примеру, у испанок пользовались популярностью пышные платья с длинными цветастыми юбками и объемными воротниками вокруг шеи. Европейская мода была более сдержанной и характеризовалась платьями из тканей темных цветов.
Наряды высокопоставленных дам в это время также, в основном, выполнялись в стиле барокко. Они также отличались наличием пышных многослойных юбок и объемными рукавами. В нарядах знатных дам жесткие испанские воротники были заменены более изысканными, выполненными изо льна или тонкого кружева. Допускалось даже наличие неглубокого выреза, который нужно было дополнять драгоценными украшениями, например, нитями натурального жемчуга.
Чуть позже, во времена Людовика XIV стиль барокко слегка визуально изменился. Фасон платьев стал более мягким, в моду вошли наряды с заниженной талией, которые позволяли девушкам того времени чувствовать себя более комфортно. В прошлом остались некомфортные корсеты, мешающие нормально двигаться и дышать.
В это же время платья стали декорировать драгоценными камешками и цветными лентами. Стали допустимы более открытые декольте и платья с открытыми плечами.
Особенности барокко
Главная особенность барокко – пышность, помпезность, обилие различных декоративных элементов.
Стиль барокко в одежде в свое время пришел на смену стилю эпохи Возрождения – Ренессансу. Наряды времен Ренессанса отличались элегантностью, соблюдением естественных пропорций. Использовались дорогие ткани, оригинальные узоры.
Туалеты барокко в XVI – XVII столетиях выглядели по-другому. Тяжелые материалы (например, бархат, парча, атлас), сложные конструкции, множество отделки и украшений – все должно было смотреться роскошно, броско. К таким одеяниям требовались массивные ювелирные изделия из драгоценных металлов и затейливые куафюры.
Если поначалу прически еще выглядели относительно натурально, представляя собой изящные укладки из локонов, то позднее наступил период настоящей гигантомании. У дам порой на головах были выстроены целые башни на основе из проволоки, украшенные гирляндами, перьями, лентами, цветами, кружевами и другим декором, вплоть до моделей кораблей. Специально для обладательниц таких причесок были предназначены экипажи с откидным верхом – в противном случае красавица просто не поместилась бы в карету. Мужчины носили объемные напудренные парики и сбривали усы и бороду.
Шлейф – типичный элемент одежды в стиле барокко. У женщин шлейфом часто заканчивалась одна из двух юбок, надетых друг на друга. Юбки были широкими и пышными, благодаря специальным подкладам из китового уса. Верхняя юбка темного оттенка часто расходилась впереди от талии, открывая нижнюю, светлую. Многочисленные драпировки украшали юбки и декольте, которые были глубокими и соблазнительными, обнажая женские плечи. Благодаря корсетам, талия выглядела изящной и тонкой. Обувь – конечно же, на каблуках.
Мужчины наряжались в бархатные камзолы, широкие штаны. Наряды щедро украшались кружевом и бантами. Позднее появились эффектные воротники-жабо. Сапоги-ботфорты – типичная мужская обувь тех времен. Также распространены были туфли на каблуках, украшенные пряжками или бантами.
Модникам эпохи барокко никак было не обойтись без косметики, ведь белые напудренные лица и парики были просто обязательными для любого аристократа. Особую пикантность образу придавали наклеенные черные родинки – мушки. Популярные аксессуары – веера, муфты, трости (и для женщин, и для мужчин), зонтики.
Учитывая, сколько могло весить такое облачение – тяжелое одеяние, крупные драгоценности, огромная прическа или парик – трудно даже представить, как придворные дамы и кавалеры могли двигаться, ходить и танцевать на балах. Возможно, именно поэтому танцы тех эпох были столь степенны и неторопливы.
Стиль барокко в одежде можно встретить и в наше время. Конечно, это уже не вычурные одеяния прошлых веков, а лишь отдельные элементы, которые могут сделать ваш образ более оригинальным и неординарным – пышные юбки и рукава, различная броская отделка – рюши, оборки, драпировки, искусственные цветы и банты, обувь, декорированная пряжками и кристаллами, крупные необычные украшения и тому подобные милые вещицы.
Стиль барокко в современной одежде
Если вы хотите выделиться из серой и скучной толпы, то одежда в стиле барокко – это именно то, что вам нужно. Поскольку данная концепция предполагает огромное количество декоративных элементов, вы всегда будете в центре внимания. При этом, вы можете прибегнуть к классическому барокко или более современному его направлению – глем-року.
Что касается традиционного барокко, то вам просто необходимо обзавестись вещами из бархата. При этом, он обязательно должен быть украшен замысловатой золотой вышивкой. Что касается обуви, то здесь обязательно должен присутствовать каблук. Это могут быть как туфли-лодочки, так и высокие сапоги. Под пальто непременно наденьте коротенькое платье, украшенное кружевами и стразами. Что касается макияжа, то обязательным элементом станет красная помада. Если же вы предпочитаете брюки и пиджаки, то они также должны быть выполнены из бархата, расшитого золотыми нитями.
Если вас интересует современный богемный стиль глем-рок, то ткани должны быть окрашены в серебряный или золотой металлик. Это могут быть зауженные брюки или же расклешенная юбка. Дополнить их можно облегающим топом и бархатным жакетом. Что касается аксессуаров, то они должны иметь оригинальный фасон и яркую окраску. Отдавайте предпочтение металлическим украшениям с замысловатым кованым орнаментом. Также можно добавить такой неожиданный аксессуар, как легкий шифоновый шарфик или сумочку с яркой вышивкой.
Несмотря на то, что стиль барокко подразумевает обилие декоративных элементов, всегда нужно чувствовать меру, ведь роскошный наряд очень просто превратить в аляповатый и комичный. Чтобы этого не произошло, сочетайте декорированные вещи с простыми. Так, под брюки с вышивкой наденьте простую белую рубашку, а под яркий топ – однотонную юбку. Подбирая аксессуары, учтите, что чем массивнее и ярче они будут, тем проще должен быть фасон одежды и наоборот. К массивным замысловатым украшениям лучше всего подбирать одежду классического черного цвета.
Придать гардеробу оттенок роскоши барокко можно при помощи сумки. Она должна быть массивной и достаточно яркой. Она может быть задекорирована вышивкой, аппликациями. Также приветствуются разного рода заклепки, цепи и прочие металлические элементы. Для вечеринки подойдет небольшой клатч, украшенный сверкающими стразами.
Стоит отметить, что для гардероба в стиле барокко должна быть подобрана соответствующая прическа, а также яркий макияж. Сделать подобную укладку – задача не из легких, а потому лучше обратиться к парикмахеру, который сформирует из ваших волос конструкцию с высоким начесом и кудрями. Из того, что вы можете сделать самостоятельно, можно выделить высокий хвост, который можно накрутить или же оставить прямым. Это отличное решение как для повседневного стиля, так и для особых мероприятий. Если же вы хотите чего-то оригинального, то попросите мастера сделать высокую прическу с применением специального каркаса, вокруг которого будут уложены волосы.
Стиль барокко пришел к нам из того времени, когда в моде была белая кожа и аристократическая бледность. Именно поэтому в создании макияжа одну из основных ролей играет пудра. Тени также должны быть достаточно бледными. А вот брови стоит сделать выразительными и яркими. Губы обязательно должны быть окрашены в ярко-красный цвет. Такой макияж станет отличным вариантом для вечеринки, фотосессиии и даже выхода на сцену. Если немного поубавить яркость красок, то вы получите выразительный офисный макияж.
Барокко – это яркий и эксцентричный стиль, в котором важно соблюдать меру между яркостью и сдержанностью.
Реализация в современной моде
Современные коллекции одежды стиля барокко сохранили лишь отдельные элементы того, что было типично для него в 17 веке. В прошлом он придавал женской фигуре много лишнего объема, а современная мода стремится подчеркнуть красоту природных линий, изящность. Но для любого времени характерны дорогостоящие ткани, высокое качество исполнения. Единственная схожесть прошлого направления с настоящим – качество, дороговизна используемых материалов, тканей:
- одежда из бархата, парчи, всевозможных разновидностей шелка, прекрасно комбинируется в разные ансамбли с изделиями, выполненными из таких материалов как атлас, шифон, кружево, шелк, джинсовая ткань;
- фасоны, сохранившие за собой страсть к асимметрии, к оригинальному крою, к глубоким вырезам декольте. Обожаемый прием модных стилистов – пышные рукава и юбки, украшенные бантами и кружевами;
- цветовая гамма современного барокко симпатизирует черному, красному, жемчужному, зеленому и синему цвету;
- украшения и аксессуары, декорированные орнаментами барокко, не только хорошо смотрятся в тандеме с повседневным трикотажем, но и органично дополняют вечерние платья;
- флер роскоши сопровождает барокко в одежде и сейчас, поэтому достаточно простое по крою изделие в этом стиле украсит гардероб любой дамы;
- для этого образа характерна элегантная укладка и сдержанный макияж с акцентом на губах.
Этот стиль хорошо использовать для торжественных мероприятий и светских событий, так как его эксцентричность привлекает внимание.
Тенденции сезона весна-лето
В этом сезоне одежда в стиле барокко по-прежнему остается актуальной. Давайте рассмотрим модные детали, на которые стоит обращать внимание при выборе подобных нарядов.
Молодым девушкам с романтической натурой понравятся платья, выполненные их бархата насыщенного цвета с пышной юбкой. Также в стиле барокко создают и изысканные кружевные платьица, которые приковывают внимание к хрупкой женской фигурке с первого взгляда.
В тренде в этом сезоне и эффектные воротники в стиле семнадцатого столетия. Такой объемный воротник декорируется атласными лентами, богатой вышивкой или драгоценностями.
Но не только платья создаются в стиле барокко. Современные дизайнеры позолоченной вышивкой могут дополнить даже джинсы, и это будет выглядеть вполне уместно. Конечно, такие брюки будут стоить дорого и подойдут далеко не всем.
Если вы не готовы выбрать для себя такое эффектное платье или джинсы, то можно остановить свой выбор на ярких и примечательных украшениях в стиле барокко. Это могут быть длинные ожерелья из изысканных жемчужин или других камешков, роскошные колье, или массивные сережки. Очень часто в этом стиле используется и соответствующая обувь, стилизованная под моду семнадцатого столетия.
Правильно подобранные наряды в стиле современного барокко подойдут для эффектных выходов и романтических свиданий. Подобный яркий наряд поможет любой девушке подчеркнуть свою индивидуальность и сексуальность. Поэтому, если вы не боитесь привлекать к себе внимание окружающих, смело выбирайте роскошный наряд в стиле барокко и поражайте окружающих своей красотой и необычным вкусом.
Украшения и аксессуары
Стиль барокко постоянно манит своим помпезным изяществом. И если традиционные наряды и сложные прически той эпохи сегодня не актуальны, то украшения до сих пор остаются модными и пользуются особым спросом. Драгоценности, декорированные элементами барокко, считаются поистине ювелирной работой. Характерной чертой таких украшений являются большие размеры и богатство декора. Особо ценится жемчуг, крупные драгоценные камни, имеющие четкие грани, оригинальные переплетения из благородных металлов и сплавов. В прошлом эти украшения указывали на статус человека в обществе, на принадлежность к определенному роду, социальной группе, религии, профессии. На сегодняшний день это прекрасный тематический акцент, которым может разнообразить свой обыденный образ каждая модница.
Сегодня кроме украшений, барочные мотивы активно применяются и в аксессуарах, к которым относятся:
- обручи, обтянутые велюром с использованием натуральных камней прекрасно подойдут под вечерний образ, деловой костюм, под джинсы;
- пояса, роскошный аксессуар, богато декорированный камнями, стразами, порой играющий решающую роль в образе барокко, так как выгодно подчеркивает достоинства фигуры;
- сумки, кошельки, сделанные из натуральной кожи и украшенные оригинальными узорами, поражают своей уникальностью, аутентичностью;
- перчатки из кружева добавляют нотку оригинальности даже самому простому образу стиля барокко;
- обувь, изготовленная из натуральной кожи с замысловатыми ажурными орнаментами либо причудливой драпировкой.
Если дополнить образ блестящими элементами в стиле барокко, то серые будни станут грандиозными выставками модных шедевров. Важно не перестараться с использованием барокко и не надевать множество вещей этого стиля одновременно.
Роскошь, театральность, эксцентричность стиля барокко создают особое настроение. Поэтому, отдавая предпочтение этому стилю, вы обеспечите себе вечный праздник, поскольку любой наряд — это настоящее произведение, которое делает образ нарядным, привлекательным, подходящим для любых событий.
Как появился воротник
Историки моды полагают, что прототип современного воротника впервые нашёл широкое применение в костюмах древних египтян. Это был усех — воротник в виде небольшого полосатого оплечья, или «должностного ожерелья».
«Ожерелья» знати
Эта деталь костюма, причём именно мужского, служила элементом принадлежности к какому-либо роду деятельности. Так, древнеегипетские военачальники носили обязательные красные полосы на одном плече. А «ожерелья» сановников, покрывающие не только шею, но и плечи, были декорированы бусами из стекла, вышивкой и драгоценными камнями. Изначально ожерельем фараон награждал подданных. Усех являлся для египтян символом защиты и использовался в ритуалах.
Костюмы древних греков и римлян были избавлены от такой детали, как воротник. Тёплый климат не способствовал возникновению этого аксессуара. А если воины оказывались в широтах, где солнца было уже не столь много, легионеров выручали шейные платки.
Рождение воротника как неотъемлемой части костюма, что женского, что мужского, произошло в эпоху Средневековья. Первые попытки европейских портных внедрить этот аксессуар одежды приходятся на эпоху Тёмных веков — с VI по X век. Тогда воротник являл собой обычную полоску ткани, прилегающую к шее. Положение стало меняться с развитием культуры в Европе. Уже к XIII веку в моду в Европе вошёл воротник-стойка. Поначалу это была пришивная часть костюма придворного, а потом его стали делать как самостоятельный аксессуар, который мог комбинироваться с разными костюмами. Родоначальниками воротниковой моды принято считать испанцев и французов, но довольно скоро воротник стал неотъемлемой частью костюма каждого европейского дворянина.
Эпоха Ренессанса стала благодатным временем не только для европейской науки и искусства, но и для развития моды. Накладные воротники, ранее изготовлявшиеся лишь из ткани, теперь стали шить из бархата и меха. Венецианские дожи и французские аристократы украшали ими свои одежды: платья, колеты и камзолы. Впрочем, костюм был под стать воротнику — бархатный, со множеством живописных складок и вышивкой.
В XVI веке в моду вошёл воротник, который чаще других встречается на картинах знаменитых европейских художников. В Англии его называли «раф», во Франции — «фреза», в Испании — «горгера», а в русском варианте его довольно точно характеризует выражение «мельничный жернов». Этот воротник представлял собой накрахмаленную ткань или кружева, плотно опоясывающие шею, образуя гофрированную стойку. Часто он был настолько жёсткий и пышный, что даже поворот головы требовал определённого навыка. Причём чем знатнеё была особа, тем дороже были кружева — например, из Брабанта или Венеции.
Пикадилли-стрит
Согласно легенде, знаменитую горгеру придумала немолодая испанская дама, решившая с её помощью задрапировать свою морщинистую шею. Правда, англичане утверждали, что воротник сложился из просторной английской рубахи, чья горловина была отделана кружевами. Как бы там ни было, но в 1560 году на европейских воротниках появились частые складки из кружев. Поначалу горгера была частично открытой, но после 1570 года полностью сомкнулась, образовав плотный контур. Со временем горгера росла как в высоту, так и в диаметре, достигнув 30 сантиметров. Теперь их невозможно было носить без специального проволочного каркаса и подкладки, называемой «голилья».
Развитие горгеры продолжилось в двух направлениях. В начале 1600-х годов королева Франции Мария Медичи стала появляться на публике с жёстким воротником-веером, скрепляемым на спине. Он был богато украшен рюшами и кружевами. Для королевы его специально разработали мастера из Флоренции — на тот момент центра европейской моды. Воротник медичи, как его прозвали во Франции, раскрывался спереди и обрамлял глубокий вырез женского платья. Для «стойкости» воротник имел в своей конструкции проволочный каркас, обмотанный марлевой тканью. Если во Франции он имел округлую форму, то в Англии — форму двойного полукружья. У затылка его делали прямым или загибали, а передние углы сгибали или широко раскрывали, показывая шею.
Конец пышным воротникам а-ля Мария Стюарт положило развитие другой моды — на накладные парики, широкие локоны которых невозможно было сочетать с горгерои или воротником медичи. Поэтому в середине XVII века европейские модники перешли на большой отложной «мушкетёрский» (или шведский) воротник белого цвета. В отличие от предшественников, он был плоским, но также с кружевами. Такой же воротник, но без кружев, носили протестанты и гугеноты.
Надо отметить, что король Испании Филипп IV королевским эдиктом 1623 года запретил своим подданным носить воротник-горгеру. В связи с чем они вынуждены были ходить в подставке для него — голилье. Начиная с 1623 года и по 1680-е именно голилья стала основным воротником испанской знати. Обычно этот воротник крахмалили и носили слегка приподнимая. Правда, он был неудобен, мешая наклонять и поворачивать голову. Интересно, что голилью долго носили испанские судьи, в связи с чем в испанский язык вошло выражение «подогнать воротник», что означает «свершить правосудие». А вот проволочный каркас горгеры модифицировался в другой воротник — рабато, или пикадиль (от испанского picado — «проколотый»). В связи с чем лондонская улочка, где размещался склад этих недешёвых воротников, получила название Пикадилли-стрит.
Любимец солдат и стриптизеров
После английской революции 1640-х годов аристократия потеряла своё влияние, и теперь бал, в том числе и в моде, правила не она, а буржуазия. Для представителей этого сословия была характерна не вычурность, а стремление к простоте и практицизм. Потому и в английском костюме второй половины XVII века появились прямые элегантные линии и стояче-отложной воротник, позднее получивший название английского. Этот воротник с острыми уголками и сегодня не вышел из употребления, поэтому его называют классическим. Интересно, что пока Европа изгалялась в своих модных тенденциях, допетровская Русь брала пример с Византии. Например, по части воротников русские великие князья и цари любили надеть на себя так называемые бармы. Это оплечье в виде небольшой круглой пелерины, носимое исключительно мужчинами княжеского или царского рода. Обычно её надевали её поверх рубахи.
А вот бояре, щеголявшие в кафтанах, носили высокий стоячий воротник — козырь, изготовленный из бархата или парчи. Его наружную сторону обильно украшали золотом, серебром, жемчугом. Козырь был признаком власти, богатства и даже своеобразного «гламура». Про его обладателей говорили: «Ходит козырем», и это выражение, но уже в переносном смысле, существует и в современном русском языке.
В 1827 году американка Ханна Монтегю вдруг пришла к мысли, что самая часто пачкающаяся деталь мужской сорочки — воротник — может быть съёмной. Ханна просто отпорола его от основной части рубашки и пришила чистый, основав тем самым «клуб съёмных воротников». Особенно по душе её изобретение пришлось военным. Съёмные воротнички как часть армейской униформы были приняты на вооружение во многих странах. Разновидность съёмного воротника — ложный воротник, который носится без сорочки, имитируя наличие таковой. В наше время таким часто пользуются танцоры стрип-клубов.
Журнал: Загадки истории №53, декабрь 2020 года
Рубрика: Люди и вещи
Автор: Лев Каплин
Испанские воротники 17 века
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Традиционная испанская одежда
Продолжим наше знакомство с традиционной одеждой и поговорим сегодня про мою любимую Испанию .
Испанская одежда, как и испанская музыка и кухня, выражает страстность и чувственность жителей этой страны.
В течение 16 века испанский традиционный костюм был известен своей элегантностью, красотой и интересными украшениями. Ткань, используемая для пошива, была обычно плотной и богато украшенна золотой или серебряной вышивкой с разноцветными камнями и жемчужинами. Влияние Арабского Халифата на юге Испании отразилось в использовании витиеватых вышивок, использовании драгоценных камней, пуговиц с орнаментами, широких поясов и больших воротников.
деталь вышивки костюма матадора деталь традиционного женского платья региона Валенсия
Корсеты, юбки на каркасе, накидки с капюшоном — все это было придумано в Испании.
Испанское платье 16 века с корсетом и юбкой на каркасе, стилизация, плащ — накидка
Испания оставалась верной своему стилю даже тогда, когда в остальном мире стали о нем забывать. Возможно, это в некоторой мере и способствовало тому, что впоследствии Испания уступила место страны — законодательницы моды Франции.
Традиционная испанская одежда делится по регионам. Центральная и Южная часть — это фламенко, сельская местность, коррида и арабское влияние в костюме. Северная часть — более холодный регион и кельтское влияние в костюме.
Обычно при упоминании традиционной испанской одежды представляется именно чувственная и яркая одежда южных регионов Испании, например, Андалусии. Наиболее известны "платья с оборками" — trajes de faralaes — яркие многослойные платья с кучей оборок и драпировок.
Сейчас похожие платья используются для танцев фламенко. Традиционные платья отличались от них тем, что руки были закрыты рукавами с оборками.
Поверх платья обычно одевалась большая вышитая вручную шаль, называемая manton.
Костюм обычно дополнялся большими сережками, цветами и гребнями для волос.
Самыми распространенными орнаментами в южноиспанском костюме были цветы и горошек.
Мужской традиционный костюм юга Испании называется traje de corto — "короткий костюм". Он состоит из короткого жакета, брюк с высокой талией, рубашки, цветного пояса и широкополой шляпы.
Самые известные части испанского традиционного костюма — это мантилья и пейнета для женского костюма и жилет для мужского.
Мантилья — это кружевная накидка, одеваемая на голову, а пейнета — гребень, поддерживающий мантилью.
С жилетом, думаю, все понятно — это жакет без рукавов, часто украшенный вышивкой.
испанский традиционный жилет 18 век
Отдельно стоит рассказать и о традиционном костюме матадоров. Коррида имела важное культурное значение в Испании, и костюм должен был подчеркнуть статус матадора. Этот костюм состоял из плотного жакета, богато вышитого золотом, обтягивающих брюк до колена, белых или цветных носков, черных ботинок и особой черной шляпы.
На Севере Испании (в Галисии, Кастилье) прослеживается кельтское влияние, особенно шотландское и ирландское.
Краски более спокойные, вышивки не такие витиеватые. Часто используются черный и белый цвета. Самый распространенный мотив вышивки — цветы, но вышивки не так много.
Кастилья и Леон
Ну и полюбуемся еще традиционными испанскими костюмами:
Музей Метрополитен