Tergan-ural.ru

Терган Урал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Открытый урок по теме; Сивка Бурка

Открытый урок по теме: "Сивка Бурка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путем правильно организованного текста. Воспитать у учащихся такие качества как честность, доброту, отзывчивость, сопереживание, стремление прийти на помощь в трудную минуту.

Результаты обучения

Ученик, владеющий знаниями, умеет анализировать художественное произведение: определять тему и идею. Умение давать оценочные суждения о характере героев об их
поступках.

Основные идеи

В процессе обучения учащиеся развивают навыки работы с текстом, умело вести диалог, беседу, находить зачин и сравнить
содержание двух зачинов.

Методы обучения

Объяснительный, метод беседа, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности

Опережающее задание, работа в группе, индивидуально

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать.

Класс делится на 2 группы по цвету. На столах лежат геометрические фигуры: квадраты красные и зеленые.

Учащиеся выбирают геометрические фигуры и садятся в ту группу, где находится, та или иная фигура.

— Ребята, с каким жанром УНТ мы познакомились на прошлом уроке?

— А что же такое сказка?

диалог с классом

— Какие виды сказок вы знаете?

-Волшебные сказки, бытовые, о животных

— Какие сказки относятся к «бытовым»? Приведите примеры.

— Какие сказки относятся к сказкам о животных?

— Какие сказки относятся к «волшебным»?

— Ребята, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

Сказка «Сивка – бурка»

— К какому виду сказок её можно отнести? Почему?

Обратить внимание на то, какие эмоции на «лицах» смайликов

Должны прийти к выводу

— Ребята, скажите какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос: «Чему учит нас эта сказка?».

— Анализ русской народной сказки «Сивка – бурка».

Вступительное слово учителя.

-Сказка «Сивка – бурка» — одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за, внешним неприглядным, видом дурочка.

Актуализация знаний о сказках.

Учитель читает наизусть отрывок из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок».

«…Зачинается рассказ, Прямо к солнцу поднимался»

От Ивановых проказ, Лес стоячий под ногой,
И от Сивка, и от бурка, Сбоку облак громовой;
И от вещего каурка. Ходит облак и сверкает,
Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает.

Горы лесом поросли; Это присказка: пожди,
Конь с златой узды сорвался. Сказка будет впереди».

-Что такое зачин?

-Зачин-это начало сказки. В нем указывается место действия, которое всегда неопределенное, перечисляются главные герои и

Дается формула завязки.

-Чтение»зачина» из сказки

-Ученик читает отрывок наизусть.

-Сравните содержание этих

двух «зачинов». Что вы заметили?

Анализ содержания сказки.

-Определение главных черт характера героев.

-И вот в трудной работе – «поймать злого вора» — раскрываются характерные черты каждого из трёх братьев.

— Как поступили старшие братья?

— Что можно сказать об их характере?

— Лживые, трусливые, хитрые.

— Как поступил Иванушка?

— Как относились к Иванушке его братья и их жены? Найдите подтверждение этому в тексте.

-Чтение по книге

— Кого поймал Иванушка?

-Найдите описание Сивки-бурки в тексте.

— Почему братья не поверили Иванушке, что он поймал коня?

— Потому что они Иванушку считали дураком.

— Как они относились к младшему брату? Найдите подтверждение в тексте.

-«…Куда тебе, дурню? Людей смешить?»

Отношение братьев и их жен к Иванушке.

Выборочное чтение.(Чтение отрывка из сказки.)

Отношение к Иванушке Елены Прекрасной.

— Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она?

-Добрая, внимательная, отзывчивая .

Найдите подтверждение в тексте.

-Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине?

— Что смогла разглядеть Елена в Иванушке?

-За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.

— Чем заканчивается сказка?

1.Назовите черты характера,

Работа с кластером, групповая с делегированием.

2.Какими отрицательными качествами обладает

-Какие проблемы возникли

при выполнении задания?

-Оцените уровень успеха соседней группы.

Учащиеся оценивают выступления групп, оценку показывают на кластере.

— Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»?

Читайте так же:
Ложное чувство любви толстовка

-Добро торжествует над злом, правда над ложью.

Назовите черты характеров присущие положительным героям?

-Добрый, честный, скромный, отзывчивый, целеустремленный

— Какими качествами обладают отрицательные герои?

-Хитрые, жадные, ленивые-

— Кто из героев сказки вам понравился больше?

Посмотрите, ребята, как построена эта сказка? Какие части в ней встречаются?

(присказка, зачин, повторы, концовка)

— Можно ли считать эту сказку народной?

-Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «. сказка — ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!»

— Чему научила вас эта сказка?

— Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми?

Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными.

Происхождение сказочных персонажей

Происхождение главных сказочных персонажей

Привычные герои из русских народных сказок кажутся такими знакомыми и понятными. На самом же деле они имеют давнюю историю. Происхождение сказочных персонажей связано с традициями и поверьями дохристианской Руси.

Иван — дурак

Древние традиции имя наречения младенцев имели целью сохранение ребенка от злых духов. Поэтому имена, привычные нам, тщательно скрывались. Лишь в юношеском возрасте человек начинал использовать “взрослое имя”.

Кроме того, славяне верили, что имя с негативной окраской позволит человеку достичь много. Например, желая, чтобы ребенок был смекалистым и умным, его называли Дурак.

Существует еще версия, что детей нумеровали в семье: Первак, Вторак, Другак. Другак — младший ребенок в семье, а после оно трансформировалось в прозвище “Дурак”.

Сивка Бурка. Изображение из Яндекс Картинки. История и происхождение сказочных персонажей

“Сивка-Бурка”

Читали сказку про волшебного коня по имени Сивка-Бурка? Оказывается этот конь был, по поверьям славян, проводником между миром живых и мертвых. Бурый (красный) цвет символизировал пламя, а сивый (белый) цвет ассоциировался с призраками, потусторонними существами.

Читайте статьи и советы для родителей учеников начальной школы: https://shkolaprosto.ru/

Река Смородина и Калинов Мост

В былинах про русских богатырей упоминаются река Смородина и Калинов мост. Есть версия, что река Смородина — это то же, что и мифическая древнегреческая река Стикс. Эта река протекала между миром живых и миром мертвых. “Смородина” — имеет корень от слова “смердеть”, “смрад”. Перейти эту реку практически невозможно, как невозможно попасть из одного мира в другой.Калинов мост был перекинут через реку Смородину. Мост это раскален до красна, ведь часто река описывалась, как огненная. По Калинову мосту души переходят в мир мертвых.

Калинов Мост, Река Смородина. Изображение из Яндекс Картинки

Происхождение сказочных персонажей: Змей Горыныч

Охранял Калинов мост Змей Горыныч о трех головах. Для сравнения вход в царство мертвых в Древней Греции охранял Цербер, трехголовый пес.В славянской мифологии Змей Горыныч отождествляет врагов и зло в целом. А победа богатыря над Змеем Горынычем означала победу добра над злом. Существовали три брата великана: Горыня, Дубына и Усыня. Они были злыми, и, вероятно, Горыня и был Змеем Горынычем.

Баба Яга — образ и происхождение сказочного персонажа

Относительно происхождения сказочного персонажа Бабы-Яги существует множество версий. Языческие представления о проводнике душ из мира живых в мир мертвых: пожилая ведунья, у которой одна нога костяная (стоит в мире мертвых). Но есть и другая версия, что Баба Яга молодая колдунья, способная понимать язык зверей, хранительница леса, помощница и советчица.Образ Бабы Яги двойственный в фольклоре. Колдунья или олицетворяет зло, стараясь съесть детей или путника, или выступает помощницей, давая главному герою подсказки.

Баба Яга и Избушка на курьих ножках. Изображение из Яндекс Картинки

Избушка на курьих ножках

Место обитания проводницы в мир мертвых Бабы Яги принято связывать с языческими традициями славян. Славяне хоронили мертвых в гробах — домовинах. Их располагали на пнях, имеющиеся отверстия на гробах поворачивали от деревни к лесу. Отсюда и просьба главного героя сказки повернуться избушку к лесу задом, а к нему передом.

Происхождение сказочных персонажей Кощей Бессмертный. Изображение взято из Яндекс Картинки

Происхождение сказочных персонажей: Кащей (Кощей)

Происхождение имени Кощея спорно. С одной стороны, мы знаем его как костлявого сказочного персонажа, а с другой, похоже, что он колдун, кощун. Живет Кощей в мире мертвых, но сам Бессмертный. В других сказках упоминается, что Кощей долгие 300 лет находился в заточении. Он является злодеем, который похищает невест, а потом приходит главный герой и побеждает.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Картотека дидактических игр по сказкам для дошкольников и младших школьников

Ребенок с книгой

Дидактические игры по сказкам пригодятся воспитателям, учителям начальных классов, родителям. Такие занятия продуктивны, ведь дети лучше воспринимают информацию, которая преподнесена живым и красочным языком литературного произведения, а не в виде сухой лекции. Картотека дидактических игр по сказкам позволяет подобрать материал для развития воображения, памяти, речевых навыков, формирования норм поведения и общения.

Читайте так же:
Отели подмосковья с гольфом

Игры по русским народным сказкам

Для занятий необходимо вырезать изображения персонажей тех русских сказок, где герои появляются поочередно по ходу развития сюжета: «Репка», «Колобок», «Теремок». Также нужно подготовить для вознаграждения участников фишки.

Опиши героя по иллюстрации

Цель игры – улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.

Педагог выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует игрокам, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.

Например, выбрана Лиса из «Колобка»: один ребенок дает внешнее описание – рыжая, с пушистым хвостом, второй рассказывает о характере – хитрая, ловкая, третий вспоминает ее действия – съела колобка, заставив его сесть себе на нос. Если участники затрудняются с ответами, воспитатель задает вопросы-подсказки: какая одежда на персонаже, какого он возраста, размера и т.д.

Опиши героя из сказки

Игра по русским народным сказкам

Кто следующий

Цель игры – укрепление памяти, развитие речи, зрительного представления, пространственной ориентации, знакомство с применением предлогов – до и за, перед и после, а также с численными понятиями – первый, последний, следующий.

Педагог демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности. Например, в сказке «Репка» первый персонаж дед, за ним бабка, потом внучка, Жучка, кошка, мышка. Рассказывая о последовательности появления персонажей, ребенок должен употреблять предлоги и численные понятия, а педагог должен помогать ему при необходимости наводящими вопросами.

Теремок

Узнай по силуэту

Игра развивает речь, зрительную память, умение концентрироваться и образно мыслить.

Педагог показывает игрокам изображения сказочных существ, объясняет термины «контур» и «силуэт». Просит обвести картинки карандашом. Когда дети поймут понятия, ведущий переворачивает изображения лицевой стороной вниз, предлагает по силуэту узнать героя сказки.

За все правильные ответы в играх участники получают фишки. Победителем становится тот, кто наберет больше всего очков.

Угадай сказку

Педагог перечисляет ключевых персонажей и предметы, фигурировавшие в сказке, а игроки должны отгадать, о каком произведении идет речь. Примеры для игры:

  • сирота, мачеха, фея, бал, хрустальная туфелька, принц, полночь – «Золушка»;
  • царевич, лягушка, стрела, Кащей, болото, заколдованная царевна – «Царевна-лягушка»;
  • гномы, принцесса, мачеха, отравленное яблоко, волшебное зеркало – «Белоснежка»;
  • Емеля, печь, прорубь, говорящая щука, исполнение желаний – «По щучьему велению»;
  • сестра и брат, Баба-Яга, печь, яблоня, молочная река, кисельные берега – «Гуси-Лебеди».

Узнай по отрывку

Игра развивает восприятие на слух, концентрацию внимания.

Воспитатель зачитывает детям отрывок из сказки, которую они наверняка знают. Задача участников – вспомнить, из какого он произведения.

Узнай сказку по описанию

Назови сказку

Игроки становятся в круг. Ведущий, став в центре, бросает детям мяч по очереди, при этом называет первое слово из названия литературного произведения. Поймавший мяч игрок должен продолжить словосочетание. Для примера:

  • Конек (Горбунок);
  • Гуси (Лебеди);
  • Летучий (Корабль);
  • Крошечка (Хаврошечка);
  • Аленький (Цветочек);
  • Курочка (Ряба);
  • Царевна (Несмеяна);
  • Красная (Шапочка);
  • Сивка (Бурка).

Назови сказку

Необычный герой

Ведущий дает описание сказочного персонажа, а игроки должны догадаться, о ком речь:

  • у нее рыбий хвост вместо ног – Русалочка;
  • он бессмертен и тощий, как скелет, – Кощей;
  • у этой деревянной куклы колпак и длинный нос – Буратино;
  • это трехголовое чудище дышит огнем – Змей Горыныч;
  • эта девочка такая маленькая, что спала в скорлупе грецкого ореха – Дюймовочка;
  • эта вредная старуха живет в избе на курьих ножках – Баба-Яга.

Перевертыш

Педагог называет противоположное реальному название сказки. Задача игроков – понять, о каком произведении идет речь, произнести действительное название.

Примеры для игры:

  • нищенка под горошиной – «Принцесса на горошине»;
  • Чернушка и семь великанов – «Белоснежка и семь гномов»;
  • домашние гуси – «Дикие лебеди»;
  • живая нищенка и семь карликов – «Мертвая царевна и семь богатырей»;
  • старые обноски слуги – «Новое платье короля»;
  • собачья лачуга – «Кошкин дом»;
  • серебряная курочка – «Золотой петушок»;
  • милый цыпленок – «Гадкий утенок»;
  • собака без сапог – «Кот в сапогах».
Читайте так же:
Изорванный тулуп морфологический разбор

Сказки-перевертыши

Кто же это

Педагог предлагает воспитанникам вспомнить, кем является сказочный персонаж под названным именем. Варианты для игры:

  • Винни Пух – медвежонок;
  • Багира – пантера;
  • Страшила – чучело, набитое соломой;
  • Айболит – доктор-ветеринар.

Сказочные персонажи

Собери сказку

Цель – развитие навыка грамотного пересказа знакомого сюжета, возможность для самовыражения через словесное творчество.

Для игры необходимо подготовить набор картинок, соответствующих сюжету сказки. Игроки должны разложить изображения по порядку, рассказать получившуюся историю.

Расколдуй сказку

Настольная игра предназначена для развития интеллекта, формирует навык оперирования условными символами. Для нее необходимо подготовить таблицу из двух рядов. В ячейках первого ряда должны быть изображены символы, в ячейках второго – соответствующие персонажи.

Воспитатель объясняет детям, что злой колдун превратил сказочных персонажей в простые символы. Сначала закрывает непрозрачным листом ряд с символами. Дети должны вспомнить какое обозначение соответствует каждому персонажу, нарисовать на листе. Затем педагог закрывает изображения, открывает символы. Игроки должны вспомнить, какие персонажи скрыты, назвать их.

Волшебные вещи

Игра здорово развивает воображение, расширяет представления об окружающем мире у воспитанников средней группы. Воспитатель называет сказочную вещь, а дети должны подумать, какой современный предмет, существующий в реальном мире, ей соответствует по назначению.

  • яблочко катится по блюдечку, показывает далекие края – телевизор;
  • ступа Бабы-Яги – самолет или вертолет;
  • печь едет сама, везет Емелю – автомобиль;
  • молодильное яблоко – витаминный препарат, ухаживающая косметика;
  • сапоги-скороходы – поезд, другое скоростное транспортное средство.

Составь пару

Игра закрепляет в памяти сюжеты сказок. Для нее необходимо вырезать картинки, изображающие сказочных героев и отдельно предметов, которыми они пользовались, владели. Задача – составить пары «персонаж и вещь». Например: «Золушка – туфелька» или «Настенька – аленький цветочек».

Нарисуй сказку

Каждый игрок загадывает сказку, рисует ее персонажей или ключевые сюжетные элементы. А другие участники должны догадаться, какое произведение загадано. Например, ребенок нарисовал девочку, медведя, медведицу и медвежонка – это «Три медведя».

Сказки из шкатулки

Цель дидактической игры «Сказки» – развитие речевых навыков, воображения, умения мыслить творчески. Необходимо найти вместительную шкатулку, в нее положить игрушки из детского театра или картинки, изображающие сказочных героев.

Каждый ребенок по очереди подходит к шкатулке, вытягивает картинку. Первый игрок начинает сказку, придумывает 2-4 предложения, связанных с вытащенным персонажем. Следующий участник продолжает сюжет, но дополняет его своим героем.

Игра довольно сложная, подходит для детей подготовительной группы. Важно, чтобы в итоге получилась цельная и завершенная история.

Маска

Игра развивает речь, артистические навыки, наблюдательность, умение фантазировать, выражать мысли мимикой и движениями. Для нее необходимо сделать маски сказочных героев.

Игроки выбирают первого водящего, становятся кругом. Надевают на него маску так, чтобы он не видел персонажа. Задача водящего – догадаться, чья маска на нем надета. А остальные участники по очереди должны подводить его к правильному ответу, пытаясь артистически изобразить персонажа. Следующим водящим становится тот, после игры которого образ был узнан.

Расскажи сказку

Дидактическая игра «Расскажи сказку» развивает память, воображение, концентрацию внимания, учит сочинять истории, строить монологи и диалоги, правильно конструировать предложения, красиво и выразительно общаться. Для занятия нужно подготовить картинки леса в разные сезоны года и отдельно изображения сказочных героев.

Передвигая персонажей по лесным картинкам, дети по очереди рассказывают свою версию истории.

Лес в разные времена года

Из каких сказок герои

Дидактическая игра «Герои сказок» закрепляет память о прочитанных историях, улучшает речевые навыки, память, мыслительную способность.

Педагог показывает детям героя и три картинки, изображающих сюжеты из разных сказок: два неправильных и один соответствующий персонажу. Задача игроков – выбрать правильный сюжет для сказочного героя.

Кто так сказал

Воспитатель зачитывает примечательную фразу, сказанную сказочным героем. А дети должны вспомнить, кто ее произнес. Например: «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» – это фраза Колобка.

Кто лишний

Игра закрепляет знания о сказках, развивает память и концентрацию внимания.

Воспитатель раскладывает на столе в ряд изображения персонажей определенной сказки. Один из героев лишний, то есть в действительности его нет в сюжете. Детям младшей группы педагог называет сказку. Воспитанники старшей группы должны сами, внимательно изучив изображения, назвать произведение, а также указать, какой герой лишний в подборке.

Кто исчез

Для игры, развивающей зрительное мышление и концентрацию внимания, необходимо подготовить игрушки, изображающие сказочных существ, поставить в ряд. Педагог называет каждого персонажа. Затем игроки закрывают глаза. Педагог забирает одну игрушку. Игроки, открыв глаза, должны сказать, кто исчез.

Читайте так же:
Откуда произошла фамилия тулупов

Составь картинку

Для игры нужно сделать пазлы: разрезать на несколько произвольных частей картинки, изображающие сказочных героев. Задача воспитанника – собрать части в единый образ, назвать его.

Раскрась героя

Педагог раздает воспитанникам раскраски, изображающие сказочных существ. Занятие улучшает навыки рисования, развивает творческие способности и моторику пальцев рук.

Из какой сказки предмет

Воспитатель показывает изображение предмета, а дети должны вспомнить, из какой он сказки. Например, хрустальная туфелька из «Золушки», стрела из «Царевны-лягушки», ковер-самолет из «Алладина».

Сравнительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

Для того, чтобы осуществлять квалифицированную читательскую деятельность, необходимо обладать умением вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности. Как методически грамотно провести сравнительный анализ хрестоматийных текстов в начальной школе?

Такую работу целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей. Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом. Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть и специфику литературной сказки.

Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:

  • сильнее выражена изобразительность
  • образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры
  • ярко выражена авторская позиция
  • в сравнительно-сопоставительном анализе наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность.

Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Задачи урока:

  1. Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
  2. Развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме.
  3. Совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

Ход работы

Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми.

Народная сказка «Морозко»В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

В начале урока дети делятся впечатлениями о народной сказке. После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика. После викторины учитель спрашивает: Почему названия сказок размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

«Иван-царевич и серый волк»

«Как мужик гусей делил»

Далее педагог задает вопрос, обобщающий представления учащихся о признаках народной волшебной сказки: Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):

  • волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
  • волшебное место действия («В тридевятом царстве..», вподводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
  • волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
  • волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.).

После этого обсуждается сказка «Морозко» по следующим вопросам.

К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»? Учащиеся называют признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.

Как заканчивается сказка «Морозко»? Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

Почему так трагически заканчивается народная сказка? Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

Перед чтением сказки «Мороз Иванович» учитель дает задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть» (прием антиципации). Предварительное обсуждение этого вопроса.

Читайте так же:
Кто носит дирндль обычно

Далее следует комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. После чтения – проверка первичного восприятия.

Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:

  • чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
  • сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
  • волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.

После этого учитель предлагает учащимся ответить на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»? В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:

  • волшебный персонаж – Морозко и Мороз Иванович
  • героини – резко противопоставляются по характеру
  • финал – одна из героинь наказывается,а другая вознаграждается.

«Мороз Иванович» с илл. В.М. Конашевича

В продолжение аналитической работы учитель предлагает вопрос: Чем различаются эти сказки?

Работа с таблицей. Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа, над следующими – самостоятельная работа или работа в парах (в зависимости от уровня подготовленности класса). Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок, поэтому на партах обязательно должны быть их тексты.

Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.

«Мороз Иванович»

1. Падчерица и родная дочь.

1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья.

2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее.

2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама.

3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу.

3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность.

4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо.

4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознатель-ность.

5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо.

5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость.

6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.

6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

  1. Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
  2. Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
  3. Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
  4. Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
  5. Концовкой, гуманной и нравоучительной.

А чем еще сказка Одоевского отличается от народной? Для того чтобы ответить на этот вопрос, учитель может предложить детям игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Педагог или заранее подготовленный ученик задает вопросы по содержанию сказки, а учащиеся должны дать ответ, а затем подтвердить его словами из текста.

Вопросы викторины:

  • «Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
  • «Почему вода в колодце и летом студеная?»
  • «Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
  • «Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»

После работы с викториной учащиеся приходят ко второму выводу: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.

На этапе обобщения учитель может рассказать детям об истории создания сказки, в частности: В. Ф. Одоевский писал свою сказку в начале ХIХ века для дворянских детей, поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные крестьянскому слушателю, но мало знакомые дворянским отпрыскам, далеким от народного быта), смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной (учитель может напомнить эпиграф и концовку сказки).

Вы можете прочитать и другие статьи по данной теме:

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector