Tergan-ural.ru

Терган Урал
44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гумилев отравленная туника краткое содержание

Гумилев отравленная туника краткое содержание

Глава I МОРСКОЙ ВРАЧ

Николай Гумилев: жизнь расстрелянного поэта - i_001.jpg

30 июля 1865 года в 10 часов вечера один из лучших российских фрегатов — фрегат «Пересвет» — при густом тумане и маловетрии снялся с якоря и вышел из Кронштадтского порта. На его борту было 38 офицеров, гардемарин, юнкеров, кондукторов и 520 человек нижних чинов, набранных из 3-го, 4-го и 6-го флотских экипажей, а также корабельный священник иеромонах Александро-Невской лавры о. Митрофан.

Капитан, опытный моряк, капитан-лейтенант Николай Копытов в море чувствовал себя как дома; он ходил на фрегате не первый год и даже побывал в дальнем походе: за два года до описываемых событий в составе русской эскадры под командованием контр-адмирала С. С. Лисовского «Пересвет» пересек Атлантический океан и подошел к берегам Соединенных Штатов, где в ту пору бушевала Гражданская война.

Итак, 1 августа 1865 года в густом тумане «Пересвет» пересек Финский залив. К полудню туман стал рассеиваться, и капитан отдал команду идти под парусами со скоростью 6–9 узлов до плавучего маяка Драге. У маяка возникла заминка: лоцман, осмотрев судно, заявил, что фрегат углублен кормою более чем на 23 фута. Это было опасно, и Копытов приказал сдвинуть к носу орудия обеих батарей, после чего «Пересвет» благополучно дошел до Копенгагена. Там к капитану обратился младший судовой врач, лекарь 3-го флотского экипажа Степан Гумилёв: пятеро заболевших матросов нуждались в госпитализации, так что больных пришлось оставить на попечение российского генконсула. Старший врач, коллежский асессор Аркадий Облочинский доложил капитану, что общее состояние команды хорошее, а взамен убывших Копытову прислали с фрегата «Генерал-адмирал» шестерых матросов.

Капитан с удовольствием для себя подмечал, как бодро держится молодой доктор Гумилёв: он впервые участвовал в таком дальнем походе, да и морской стаж у него был в ту пору невелик.

В 1861 году Степан Яковлевич Гумилёв окончил полный курс медицинского факультета Московского Императорского университета. Чтение лекций на этом факультете началось еще в 1758 году. А почти через сто лет, в 1841-м, в него влилась Московская медико-хирургическая академия. К 1856 году, когда там начал учиться Степан Гумилёв, университет переживал пору истинного расцвета. Ботанику и зоологию читали такие видные ученые, как Вальдгейм и Рулье, всеобщую историю преподавали Грановский и Кудрявцев, а русскую историю — Сергей Михайлович Соловьев.

Родился Степан Яковлевич 28 июля 1836 года в селе Желудево Спасского уезда Рязанской губернии, о чем осталась в соответствующей книге Христорождественской церкви следующая запись: «Двадцать осьмого июля у дьячка Якова Федотова и его законной жены Матрены Григорьевой родился сын Степан, крещен он был второго августа священником Алексеем Васильевым Городковским и диаконом Дмитрием Васильевым, восприемники: рязанский цеховой Иуда Артамонов и помещика Михаила Иванова Смольянинцева дочь, девица Александра Михайлова».

Отец Степана, Яков Федотович Панов, с 1813 года служил псаломщиком в местной церкви. А его мать Матрена была дочерью священника Федора Григорьевича Гумилёва. Яков с первой встречи полюбил стройную голубоглазую девушку с длинной русой косой, которая была моложе его на десять лет. Мать Матрены, Феврония Ивановна, и не желала дочери лучшей партии. Отец Федор Григорьевич поставил жесткое условие: «Дочь отдам только в одном случае: если жених перейдет на нашу фамилию!» Это условие Федор Григорьевич выдвинул неслучайно: своей священнической фамилией он очень дорожил (она происходит от латинского humilis — смиренный). Приход Христорождественской церкви принадлежал еще его отцу Григорию Прокопьевичу, который служил там с 1790 по 1820 год.

Отец Якова, Федот Панов, был в этой церкви дьяконом. Совместное многолетнее служение сблизило семьи Гумилёвых и Пановых, так что Федот в конце концов согласился на условия о. Федора. В 1820 году Яков и Матрена обвенчались, и вскоре Бог послал им сына Василия. Через три года появился на свет Александр, ставший впоследствии священником и учителем духовной семинарии в Рязани. А потом дети пошли один за другим: в 1827-м родилась Прасковья, в 1830-м — Григорий, в 1834-м — Александра, в 1836-м — Степан, а в 1842-м появился на свет последний ребенок — Пелагея. Отцу шел в то время пятьдесят второй год, а матери — сорок второй.

В 1834 году дьякон Федот Панов мирно скончался в окружении внуков, а годом позже Бог прибрал и о. Федора Гумилёва. Яков очень любил младшего сына Степана и возлагал на него большие надежды: стареющий отец надеялся, что именно он, пойдя по стопам деда, станет священником местной церкви. Мальчик рос смышленым, удивлял всех своей памятью, хорошо читал, и слухом его Бог не обделил.

Два двоюродных брата Степана — Сергей Федорович и Николай Федорович Гумилёвы — стали священниками и преподавателями в Рязанской духовной семинарии. В Рязани жил и старший брат Степана — Александр Яковлевич, тоже священник, сын которого Александр впоследствии также стал священником.

В 1850 году, приехав навестить старшего сына, Яков Федотович оставил у него Степана, отныне слушателя Рязанской духовной семинарии. Старший брат опекал младшего, помогал ему материально, хотя семья его жила более чем скромно; к тому же за то время, что Степан учился, здесь появились на свет еще двое детей: Людмила и Софья.

Учился Степан хорошо, однако чем больше углублялся в богословские науки, тем яснее понимал, что в душе он не священнослужитель. Приезжая на каникулы домой, он робко заводил об этом разговоры с отцом, но тот и слушать ничего не хотел, а то и крепко обижался.

Так продолжалось до 1856 года, когда Степан окончил семинарию. Вот тогда-то он наконец и объявил, что намерен учиться на врача. Состоялся трудный разговор с отцом, в результате которого Степан Яковлевич Гумилёв «по окончании полного курса среднего отделения вследствие его прошения для продолжения ученья в светском учебном заведении, при согласии его родителей, был уволен из училищного ведомства».

Преодолев первый жизненный шторм, полный сил и надежд, решительный и немного самоуверенный молодой человек и дальше проявил характер: понимая, что помощи ждать неоткуда, учился прилежно, получив право на бесплатное обучение и стипендию.

Читайте так же:
Что такое закладные венцы

Но в 1858 году отец неожиданно скончался, и Степан должен был помогать престарелой матери, для чего он выдержал экзамен на звание школьного учителя, приобретя тем самым право на репетиторство. По рекомендации своего университетского друга он получил место в семье члена Московского губернского суда Михаила Некрасова — за стол и комнату.

Дочь Некрасова Анна, которой давал уроки Гумилёв, была робкой и слабой здоровьем семнадцатилетней девушкой с выразительными голубыми глазами и нежным цветом лица. Она была умна и начитанна, училась музыке в консерватории, а вот математику осваивала с трудом.

Легкий налет грусти придавал девушке особое очарование. А грусть в ее душе поселилась с детства, ибо еще трехмесячным младенцем она осталась без матери, умершей от туберкулеза. Через год отец снова женился. Мачеха хоть и не обижала девочку, но и не ласкала. Своих детей у нее не было, она и не знала, как обращаться с чужими. Однако именно она уговорила мужа отдать дочь в консерваторию, видя ее особую склонность к музыке. Вскоре, однако, и мачеха умерла. Отец скучал недолго… и в доме появилась новая мачеха, которая быстро прибрала к рукам уже немолодого члена губернского суда. Между Анной и новой мачехой отношения не сложились. В доме царила атмосфера отчуждения и напряженности. Именно в это нервное время и появился в семье молодой репетитор, умный, веселый и находчивый.

Новая жена Некрасова по достоинству оценила молодого человека и даже увлеклась им. Ей быстро наскучил стареющий безвольный муж, и она искала тайных приключений. Но бывший слушатель духовной семинарии не давал ей никаких поводов обольщаться на его счет. Хозяйка бледнела, краснела, но ничего поделать не могла, наблюдая, как после окончания уроков Степан задерживается на хозяйской половине, часами слушая, как Анна играет на фортепиано. Девушка особенно любила полонезы недавно умершего в Париже Фридерика Шопена: то лирические и грустные, то веселые и бравурные, воскрешающие в юной, тянущейся к прекрасному душе воспоминания о неких навсегда ушедших романтических временах. Да и сам этот стройный студент-репетитор казался ей посланцем из другой, свободной и счастливой жизни. Так подсолнух тянется к солнцу, так цветок распускается теплым майским днем. О таких чувствах говорят, что они рождаются на небесах.

Своеобразие лирических сюжетов в поэзии Н. Гумилева

. И лирический герой Гумилева, — самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.

Гумилев, в сознании читателей воспринимается великим путешественником, но его любовные стихотворения столь же тонки и полнокровны, хоть и находится немного в тени по сравнению с остальными его произведениями. Анна Ахматова была его первой женой, матерью его детей. Стихотворение «Она» посвящено ей.

Любовная лирика

поэта навевает дикой страстью и волей. Некоторые его стихотворения настолько мелодичные, что близки к романсу. А в стихотворении «Из логова змиева», Гумилев использует форму былин и былинные образы.

В отличие от, например, стихотворений Сергея Есенина у Гумилева любовь — это чувство, которое включает в себя стихию природы. И эта стихия недоступна человеческой воле, она всегда грозная. Стихия кого хочет милует, кого хочет казнит. Таким же свойством обладает и любовь. В любовных стихотворениях Гумилева нет грубости, неуважения к женщине, пошлости. Наоборот, полное преклонение перед женщиной. Благородный рыцарь с розой и мечом. Герой доходит до жертвенности и самоуничтожения, как это ярко выражено в стихотворении «Отравленный».

Даже на Венеру, на эту необитаемую планету, Гумилев забрасывает своего героя-любовника. В этом стихотворении заложен практически тройной смысл: Венера-планета реальная, Венера — судьба, Венера — богиня любви.

Лирика Гумилева ближе всего к стихотворениям Александра Блока, который любовь боготворил. В поэзии Гумилева образ женщины-это образ «вечной женственности», как это проявляется в стихотворении «Я и Вы». «Земное» и «божественное» — два этих начала тесно переплетены в стихах поэта о любви. В стихотворении «О тебе», Гумилев как будто бы обращается к земной женщине, подруге, жене.

Через мотив стихии происходит принадлежность женщине к божественному:

«Тогда я воскликну: «Где же

Ты, созданная из огня?»

В произведении «Шестое чувство», поэт хочет сказать о том, влюбленность — это «желание», а вот любовь-истинное интимное и глубокое чувство.

Иногда в поэзии Гумилева, герой благородный, смелый, прыткий. Поэт пишет о неразделенной любви, но не очерняет возлюбленную при этом. Он благодарит ее за проведенное вместе время, и в стихотворении «Прощанье» показывает это чувство.

Стихи Гумилева о любви — это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель видит не только душу и настроение поэта, но и характер и настроение эпохи.

Я конквистадор в панцире железном, Я весело приветствую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду.

Лирический герой раннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, «то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам». Он готов к смерти («Я с нею биться буду до конца»), но перед мечтой не отступит («Я лилию добуду голубую»).

Завоевать весь мир означает для поэта – увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами – потомками Лаперуза и Колумба, о которых он напишет прекрасные строки в знаменитой балладе «Капитаны». Именно в стихотворении «Капитаны» проявилось умение Гумилева вырваться из тисков книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии. Свою поэзию Гумилев называл Музой дальних странствий. Неистребимая жажда странствий владела им всю жизнь.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилева.

Военная тема

нашла отражение в сборнике «Колчан», изданном в 1916 году. В «Колчане» начинает рождаться новая для Гумилева тема – о России. Она лишь намечается в таких стихотворениях, как «Старая усадьба», раскрывается в вышедшем после революции сборнике «Костер». «Золотое сердце России мерно бьется в груди моей» – строки, трогающие до слез, до сердечной боли…

Читайте так же:
Все вкусы блейзера список

Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне, Париже, переводил, занимался восточной литературой, работал над драмой «Отравленная туника».

В мае 1918 года Гумилев вернулся в революционный Петроград. Его захватила напряженная литературная атмосфера. Гумилев, вместе с Блоком, Чуковским и другими работает в созданном Горьким издательстве «Всемирная литература». Под редакцией Гумилева выходят баллады о Робине Гуде. Он читает лекции в литературных студиях, в институте истории искусства и литературы, много занимается с молодыми поэтами.

В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева «Костер» и сборник переводов восточной поэзии «Фарфоровый павильон».

Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он сам сделал свою жизнь такой меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько жизней. Он пытался «создать» и свою смерть. Ему казалось, что он умрет в 53 года; что»смерть нужно заработать и что природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит», а этих соков он чувствовал в себе на 53 года. Особенно любил он говорить об этом во время войны: «Меня не убьют, я еще нужен».

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Потонувшей в густом плюще.

Основные темы и мотивы творчества гумилева

Как и у любого поэта у Николая Гумилёва существуют определенные темы, какие-то из них встречаются на протяжении всего творчества, какие-то виды изменяются. Но лицом его творчества, визитной карточкой Гумилёва является героическая тема и, конечно же, экзотика. В первом сборнике «Путь конквистадоров» он создает свой романтический мир, страну только его мечты, куда рванулись и где живут его герои. Прекрасно иллюстрирует эту тему стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…»

Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Как смутно в небе тихом и беззвездном! Растет туман,… но я молчу и жду И верю, я любовь свою найду… Я конквистадор в панцире железном. И если нет полдневных слов звездам, Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую. Я пропастям и бурям вечный брат, Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую

Конквистадор – это человек, открывающий необычный романтический мир. Конквистадор Гумилёва не только создатель этого мира, но и его завоеватель, поэтому он и конквистадор. Человек действия, ищущий, его мужество неиссякаемо. Эта тема получила развитие в более позднем стихотворном цикле «Капитаны» Гумилёв преклоняется перед подвигами моряков – первооткрывателей: Гонзальво и Кука, Лаперуза и де Гамы, перед несгибаемой силой духа всех «кто дерзает, кто хочет, кто ищет». Автору самому хочется:

Метко пулей, острогой железной Настигать исполинских китов И приметить в ночи многозвездной Охранительный свет маяков.

На себе почувствовать все «ураганы, мальстремы, и мели». И в конце концов, найти далекую страну, «где ни ступала нога человеческая, где в солнечных рощах живут великаны и светят в прозрачной воде жемчуга». Героизм Гумилева в его поступках: добровольное вступление в армию, проявленный на фронте героизм, два Георгиевских креста, что, конечно, нашло отражение в творчестве и как подтверждение этому стихотворения «Война», «Наступление» и другие. Гумилёв воспевает войну:

И воистину светло и свято Дело величавое войны. Серафимы, ясны и крылаты За плечами воинов видны.

Он сравнивает поле битвы с «мирным селеньем в самый благостный из вечеров»:

Как собака на цепи тяжелой, Тявкает за лесом пулемет И жужжат шрапнели словно пчелы, Собирая ярко-красный мед А «ура» вдали – как будто пенье Трудный день окончивших жнецов

Но в войне должен быть победитель, и Гумилёв хочет, чтобы победитель тот, кто поверженному скажет: «милый, вот, прими мой братский поцелуй!». В стихотворении «Наступление» все меняется теперь это не святое дело. Война приносит людям много горя.

Та страна, что могла быть раем, Стала логовищем огня. Человек хочет выжить в этом аду. Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть. Но несмотря на это Победа Сладка и приятна. И так сладко рядить Победу, Словно девушку, в жемчуга, Проходя по дымному следу Отступающего врага.

Следующая тема – тема экзотики. В сборнике «Романтические цветы» появляется стихотворение «Жираф».

Сегодня я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай далеко, далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф Ему грациозная стройность и нега дана. И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осилится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай. далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Гумилёв рассказывает о далекой Африке, он понимает реальная обыденная жизнь сера и скучна, но он старается показать девушке иную жизнь, где живут великолепные грациозные жирафы «с которыми равняться осмелится только луна», «где стройные пальмы и запах немыслимых трав». Но она «слишком долго вдыхала туман и верить не хочет во что-нибудь, кроме дождя». С этого стихотворения появляется тема Африки, которая есть почти во всех последующих сборниках, а «Шатер» полностью посвящен Африке. Почему Африка? Потому что это что-то уж совершенно необычное, чуждое, далекое, совсем не отсюда, постоянно живущая мечта. Стоит отметить, что Николай Степанович трижды был в Африке, изучал традиции, обычаи, фольклор африканских народов. «Абиссинские песни» интересны тем, что он пишет не об абиссинцах, а от имени воина, раба, и так далее.

Кто добудет в битве больше ружей Кто зарежет больше итальянцев Люди назовут того ашкером Самой белой лошади негуса. И слова нашему хозяину – европейцу! Он храбр, но он не догадлив. У него такое нежное тело, Его сладко будет пронзить ножом.

Но не только Африка влекла Николая Степановича, он очень любил Италию, на этом перечень стран не заканчивается его можно продолжать и продолжать. Следующая тема – тема смерти она была актуальна для Гумилева на начальном этапе творчества. Хотелось бы рассмотреть стихотворение «Невеста льва». Молодую женщину приговорили к смертной казни и она готовится к смерти:

Мне не страшно, я ли скроюсь от грозящего врага? Я надела алый пояс, Янтари и жемчуга.

Она ждет смерти и принимает её как нечто ниспосланное свыше, смакует, как дорогое вино:

Вот в пустыне я и кличу: «Солнце – зверь, я заждалась, Приходи терзать добычу Человеческую, князь! Дай мне вздрогнуть в тяжких лапах, Пасть и не подняться вновь, Дай услышать страшный запах Темный, пьяный, как любовь?

Еще одна тема России, появилась не сразу поэту понадобилось время для того, чтобы понять и осмыслить свою Родину.

О, Русь, волшебница суровая. Повсюду ты свое возьмешь Бежать? Но разве любишь новое Иль без тебя да проживешь?

В стихотворении «Городок» Гумилёв описывает обыкновенный провинциальный городок

Над широкою рекой, Пояском – мостом перетянутый, Городок стоит небольшой, Летописцем не раз упомянутый. Здесь все так же как и в других городах. На базаре всякий люд – Мужики, цыгане, прохожие – Покупают и продают, Проповедуют слово Божие И над всем этим, крест взнесен, символ власти ясной, отеческой

По моему мнению, автор считает православие основой «настоящей человечьей жизни». Гумилев очень любит свою Родину, сколько любви и теплоты в его стихах.

Знаю, в этом городке – Человечья жизнь настоящая, Словно лодочка на реке, К цели ведомый уходящая

И в стихе «Старые усадьбы» описывается Русь обветшавшая, пришедшая в упадок.

В садах настурции и розаны, В прудах зацветших караси Усадьбы старые разбросаны По всей таинственной Руси.

И последняя тема любви.

О тебе, о тебе, о тебе, Ничего, ничего обо мне! В человеческой темной судьбе Ты крылатый призыв к высоте. Благородное сердце твое – Словно герб отошедших времен. Освящается им бытие Всех земных, всех бескрылых племен Если звезды, ясны и горды, Отвернутая от нашей земли, У нее есть две лучших звезды: Это смелые очи твои. И когда золотой серафим Протруби, что исполнился срок, Мы поднимем тогда перед ним, Как защиту свой белый платок. Звук замрет в задрожавшей трубе, Серафим пропадет в вышине… О тебе, о тебе, о тебе, Ничего, ничего обо мне!

5 главных женщин Николая Гумилёва: Вся жизнь в плену чувств

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте так же:
Все вкусы блейзера список

Главной женщиной в судьбе литератора по праву является Анна Ахматова. Но Николай Гумилёв постоянно жил во власти чувств, никогда не страдал от отсутствия внимания со стороны женщин и щедро посвящал представительницам прекрасного пола свои стихотворения. Среди множества поклонниц были всё же несколько женщин, которые смогли оставить самый яркий след в его сердце. Но при этом Анне Ахматовой, несомненно, было отведено особенное место.

Анна Ахматова

Анна Ахматова. / Фото: www.livejournal.com

Николаю Гумилёву было 17, Анне Горенко – 14, когда они познакомились в Царском селе. Она стала для будущего поэта настоящим божеством, которое он вознёс на пьедестал своих чувств. Юная прелестница с удовольствием принимала ухаживания Гумилёва, кокетничала с ним и прогуливалась в окрестностях Царского села. Но когда поэт предложил девушке свои руку и сердце, она ответила категоричным отказом. Тогда Николай Гумилёв уехал в Париж, поступил в Сорбонну, но забыть девушку не мог.

Анна, немного потомившись без внимания своего друга юности, решила написать ему письмо. И вот уже влюблённый примчался в Крым, где в то время находилась его возлюбленная вместе со всей семьёй Горенко. Воодушевлённый поэт надеялся: теперь она точно станет его женой. Разочарование было горьким. Анна увидела на берегу погибших дельфинов, сочла это плохим знаком и снова отказала Гумилёву. Он даже попытался покончить жизнь самоубийством, но его спасли.

Николай Гумилёв и Анна Ахматова с сыном. / Фото: www.twitter.com

К моменту возвращения Гумилёва в Петербург, Анна Горенко уже успешно печаталась под фамилией Ахматова. Им волей-неволей приходилось пересекаться и вскоре девушка сменила гнев на милость: в 1910 году Гумилёв и Ахматова стали мужем и женой.

Восемь лет продержался их союз. Но каждый год был в жизни Ахматовой мучением. Супруг, обещавший ей райскую жизнь, очень скоро отправился на поиски новой музы. Укрепить этот брак не смогло даже рождение сына. Впрочем, когда Николай Гумилёв отправился на фронт во время Первой мировой войны, его жена тоже не стала хранить ему верность.

Анна Ахматова. / Фото: www.miraman.ru

Разочарованная в супруге, уставшая от его бесконечных измен, она нашла утешение в объятиях других мужчин. После возвращения Гумилёва с фронта супруги окончательно расстались. Позже у них были новые встречи и новые семьи. Когда Николай Гумилёв был расстрелян, Анна Ахматова стала называть себя его вдовой, бережно хранила его рукописи, издавала его книги и посвящала свои стихи.

Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак)

Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак). / Фото: loveread.me

Они впервые повстречались в Париже в 1907 году. Это не была любовь с первого взгляда, хотя именно тогда они почувствовали взаимную симпатию. Их сближали воспоминания о любимых местах на родине и возможность непринуждённого общения. Через два года они увиделись вновь, на этот раз в Петербурге. Теперь каждый увидел в этой случайной встрече в Академии художеств особый знак и противостоять этому не видели смысла.

Лизу Дмитриеву нельзя было назвать красавицей, но при этом она была настолько мягкой, простой и отзывчивой, что даже лёгкая хромота на этом фоне казалась незаметной. Николай Гумилёв влюбился и несколько раз делал девушке предложение руки и сердца. Но Лиза неизменно отвечала отказом. Она не желала быть подчинённой воле другого человека, а Гумилёв жаждал именно этого.

Читайте так же:
Прямые джинсы z1975 straight full length

Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак). / Фото: nlb.by

Во время совместной поездки Гумилёва и Дмитриевой в мае 1909 года в Крым к Максимилиану Волошину выяснилось: давняя влюблённость Лизы в Максимилиана взаимна. Дмитриева попросила Гумилёва уехать из Коктебеля. Осенью того же года на страницах журнала «Аполлон» стали печатать стихи загадочной Черубины де Габиак. Образ поэтессы был придуман Максимилианом Волошиным и его возлюбленной.

Пренебрежительный отзыв Гумилёва о поэтессе в присутствии Волошина привёл соперников на берег Чёрной речки, где они стрелялись. К счастью, их дуэль обошлась без кровопролития.

Позже Лиза Дмитриева вышла замуж за инженера, а через 10 лет после заключения брака их арестовали и выслали в Екатеринодар. В 1928 году Елизавета Дмитриева скончалась в ссылке в Ташкенте.

Ольга Высотская

Ольга Высотская с сыном Орестом. / Фото: www.kino-teatr.ru

Роман поэта с актрисой театра Мейерхольда был бурным и скоротечным. Они познакомились в январе 1912, а спустя год с небольшим Ольга Высотская прервала отношения с Николаем Гумилёвым, не утруждая себя никакими объяснениями. Через несколько месяцев на свет появился Орест. Сына Николай Гумилёв никогда не видел, есть данные, что он даже не знал о его существовании. Орест Николаевич и сам до знакомства со старшим братом Львом Гумилёвым в 1937 году не догадывался о том, кто является его отцом.

Лариса Рейснер

Лариса Рейснер. / Фото: www.europe-echecs.com

Отношения Николая Гумилёва с Ларисой Рейснер продлились всего полгода. Поэт писал очередной своей музе красивые письма, посвящал поэтические строки и… одновременно ухаживал за Анной Энгельгардт. Лариса Михайловна крайне болезненно пережила разрыв с Гумилёвым и, по мнению биографов, пытаясь избавиться от обиды и пустоты, с головой окунулась в революционную деятельность. Позже пламенная революционерка признается: она никого не любила так, как Николая Гумилёва и простила ему все обиды.

Анна Энгельгардт

Анна Энгельгардт. / Фото: www.yeopen.com

Брак между Анной Энгельгардт и Николаем Гумилёвым был заключён зимой 1920 года, когда их дочери Елене было уже больше года. По воспоминаниям современников Анна была девушкой очень милой, однако не отличавшейся особенным умом. Поэт, выходя в свет со своей второй женой, часто просил её помолчать, ибо в молчании она кажется красивее.

Брат Анны Энгельгардт Александр Николаевич считал: Гумилёв совершил ошибку, женившись на его сестре. Девушка, обладавшая привлекательной внешностью, отличалась довольно тяжёлым характером. Это и стало причиной супружеской ссылки Анны. Она жила с матерью и тётей поэта в Бежецке, периодически наведываясь к мужу в Петербург. Но и с родственниками отношения у Анны не складывались: она капризничала и тратила баснословные суммы, присылаемые супругом на содержание.

Николай Гумилёв. / Фото: www.24smi.org

Позже поэт забрал жену в Петербург, где она служила в каком-то театре. После трагической гибели Гумилёва она не особенно отдавала себя отчёт в постигнувшем её горе. Несколько лет спустя Энгельгардт признавалась: расстроенная вестью о смерти супруга она плохо танцевала в театре. Анна Энгельгардт и дочь поэта Елена скончались от голода во время блокады Ленинграда.

Наследие, личность, судьба Николая Степановича Гумилева — поэта редкой индивидуальности — вызывают сейчас жгучий интерес. Его творчество при жизни автора привлекало чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью, личность — мужеством и силой духа. Но долгие десятилетия стихи Гумилева не переиздавались. Имя его лишь изредка упоминалось.

МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА

Отличительной характеристикой от произведений большинства поэтов состоит в том, что в стихах Гумилева практически нет патриотизма и политики.

Основной чертой творчества Гумилева является экзотика . И лирический герой Гумилева, — самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.

Гумилев, в сознании читателей воспринимается великим путешественником, но его любовные стихотворения столь же тонки и полнокровны, хоть и находится немного в тени по сравнению с остальными его произведениями. Анна Ахматова была его первой женой, матерью его детей. Стихотворение » Она » посвящено ей.

Любовная лирика поэта навевает дикой страстью и волей. Некоторые его стихотворения настолько мелодичные, что близки к романсу. А в стихотворении » Из логова змиева «, Гумилев использует форму былин и былинные образы.

В отличие от, например, стихотворений Сергея Есенина у Гумилева любовь — это чувство, которое включает в себя стихию природы. И эта стихия недоступна человеческой воле, она всегда грозная. Стихия кого хочет милует, кого хочет казнит. Таким же свойством обладает и любовь. В любовных стихотворениях Гумилева нет грубости, неуважения к женщине, пошлости. Наоборот, полное преклонение перед женщиной. Благородный рыцарь с розой и мечом. Герой доходит до жертвенности и самоуничтожения, как это ярко выражено в стихотворении » Отравленный «.

Даже на Венеру , на эту необитаемую планету, Гумилев забрасывает своего героя-любовника. В этом стихотворении заложен практически тройной смысл: Венера-планета реальная, Венера — судьба, Венера — богиня любви.

Лирика Гумилева ближе всего к стихотворениям Александра Блока , который любовь боготворил. В поэзии Гумилева образ женщины-это образ «вечной женственности», как это проявляется в стихотворении » Я и Вы «. «Земное» и «божественное» — два этих начала тесно переплетены в стихах поэта о любви. В стихотворении » О тебе «, Гумилев как будто бы обращается к земной женщине, подруге, жене.

Через мотив стихии происходит принадлежность женщине к божественному:

«Тогда я воскликну: «Где же

Ты, созданная из огня?»

В произведении » Шестое чувство «, поэт хочет сказать о том, влюбленность — это «желание», а вот любовь-истинное интимное и глубокое чувство.

Иногда в поэзии Гумилева, герой благородный, смелый, прыткий. Поэт пишет о неразделенной любви, но не очерняет возлюбленную при этом. Он благодарит ее за проведенное вместе время, и в стихотворении » Прощанье » показывает это чувство.

Стихи Гумилева о любви — это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель видит не только душу и настроение поэта, но и характер и настроение эпохи.

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело приветствую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

Читайте так же:
Что такое закладные венцы

Лирический герой раннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, «то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам». Он готов к смерти («Я с нею биться буду до конца»), но перед мечтой не отступит («Я лилию добуду голубую»).

Завоевать весь мир означает для поэта – увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами – потомками Лаперуза и Колумба, о которых он напишет прекрасные строки в знаменитой балладе «Капитаны». Именно в стихотворении «Капитаны» проявилось умение Гумилева вырваться из тисков книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии. Свою поэзию Гумилев называл Музой дальних странствий. Неистребимая жажда странствий владела им всю жизнь.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилева.

Военная тема нашла отражение в сборнике «Колчан», изданном в 1916 году. В «Колчане» начинает рождаться новая для Гумилева тема – о России. Она лишь намечается в таких стихотворениях, как «Старая усадьба», раскрывается в вышедшем после революции сборнике «Костер». «Золотое сердце России мерно бьется в груди моей» – строки, трогающие до слез, до сердечной боли.

Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне, Париже, переводил, занимался восточной литературой, работал над драмой «Отравленная туника».

В мае 1918 года Гумилев вернулся в революционный Петроград. Его захватила напряженная литературная атмосфера. Гумилев, вместе с Блоком, Чуковским и другими работает в созданном Горьким издательстве «Всемирная литература». Под редакцией Гумилева выходят баллады о Робине Гуде. Он читает лекции в литературных студиях, в институте истории искусства и литературы, много занимается с молодыми поэтами.

В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева «Костер» и сборник переводов восточной поэзии «Фарфоровый павильон».

Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он сам сделал свою жизнь такой меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько жизней. Он пытался «создать» и свою смерть. Ему казалось, что он умрет в 53 года; что»смерть нужно заработать и что природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит», а этих соков он чувствовал в себе на 53 года. Особенно любил он говорить об этом во время войны: «Меня не убьют, я еще нужен».

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в густом плюще.

«Отравленный» Н. Гумилёв

«Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?»

Отвернулась печальной и гибкой…
Что я знаю, то знаю давно,
Но я выпью и выпью с улыбкой
Все налитое ею вино.

А потом, когда свечи потушат,
И кошмары придут на постель,
Те кошмары, что медленно душат,
Я смертельный почувствую хмель…

И приду к ней, скажу: «дорогая,
Видел я удивительный сон,
Ах, мне снилась равнина без края
И совсем золотой небосклон.

Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду, далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня…
И мне сладко – не плачь, дорогая, –
Знать, что ты отравила меня».

Дата создания: 1911 г.

Анализ стихотворения Гумилева «Отравленный»

Мотив любви как ядовитого зелья, знаковый для лирики Гумилева, характеризуется автобиографичностью. Известно по крайней мере о трех попытках самоубийства, которые предпринимал поэт в юношеские годы, в период увлеченности Анной Горенко. Женский образ отравительницы возникает и в творчестве Ахматовой, однако опьяняющая горечь в трактовке поэтессы скорее характеризует сложность отношений, чем конкретные свойства напитка. «Терпкая печаль» душевной дисгармонии приносит страдания обоим героям.

Произведение Гумилева 1911 г. сходно по тематике с ахматовским «Сжала руки под темной вуалью…» Непростые отношения влюбленной пары здесь развиваются по-другому. Бледность «печальной и гибкой» героини становится страшной, характеризуясь эпитетом «снеговая». Лирический субъект замечает и дрожание рук, и странность в поведении избранницы. Он сознательно выпивает отравленное возлюбленной вино, сопровождая жест мужественной «улыбкой».

Остальная часть лирического повествования относится к будущему времени. Герой, наделенный даром предвидения, уверенно моделирует дальнейшие события. Прощальная речь не содержит обвинений: он предоставляет свободу возлюбленной. Лирический субъект, находящийся на пороге смерти, ощущает себя путником, который направляется в «прохладный рай». Сакральное место кажется бескрайней равниной с колористической доминантой – «золотым небосклоном».

Содержание финального катрена объясняет секрет всеведения героя: мысленно находясь в горнем мире, он проникает в тайную суть земных деяний. Невозмутимость и отстраненность позиции лирического «я» позволяет встретить смерть мужественно и даже насладиться ей. Показательно, что в поэтическом тексте не упоминается о боли: переход в иной мир сродни кошмару, который «медленно душит» спящего.

Новое состояние способствует избавлению от отрицательных черт – жестокости, злобы, печали. В художественном мире «Отравленного» смерть является выходом из лабиринта мучительной любви. Неслучайно вино охарактеризовано эпитетом «золотое»: отравленное питье трактуется как средство, приближающее выпившего к заветному золоту райских небес.

Тем же периодом датирован «Акростих», посвященный Ахматовой. Одна из деталей цветастой восточной картины, изображенной в произведении, – загадочный взор, исполненный «отравы и обманов». Невыносимая горечь высокого чувства передается метафорой «отравленная кровь» в стихотворении «Однообразные мелькают…», которое создано шестью годами позже анализируемого текста.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector