Размерные таблицы мужской и женской одежды на основе ГОСТов
Размерные таблицы мужской и женской одежды на основе ГОСТов
Во времена СССР на все товары народного потребления существовали ГОСТы. Это Государственный Общесоюзный Стандарт. Документ описывал основные требования к товарам и услугам. Покупая платье, по таблице размеров ГОСТ покупатель был всегда уверен, что оно именно того размера, который указан на этикетке. В наши дни многое изменилось, но ГОСТы продолжили свою жизнь и в России. Это уже не союзный документ. ГОСТ сегодня — это государственный стандарт, свод документов, в основу которого положены сертификаты и классификаторы СССР.
Как подобрать размер
ГОСТом предусмотрены размеры одежды для женщин: 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64.
40 и 42 размеры, согласно ГОСТу, являются подростковыми. Мужские размеры согласно ГОГСТу: 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68, 70. Мужской размерный ряд больше женского. Он предполагает даже 70 размер. Обладатель такого размера должен иметь обхват груди в 140 см.
Размерный ряд мужской одежды (Россия ГОСТ)
Таблица размеров мужской одежды ГОСТ
Размер | Обхват груди в см | Обхват талии см | Обхват бёдер см | Длина рукава |
---|---|---|---|---|
44 | 88 | 70 | 92 | 59 |
46 | 92 | 76 | 96 | 60 |
48 | 96 | 82 | 100 | 61 |
50 | 100 | 88 | 104 | 62 |
52 | 104 | 94 | 108 | 63 |
54 | 108 | 100 | 112 | 63 |
56 | 112 | 104 | 116 | 64 |
58 | 116 | 108 | 120 | 64 |
60 | 120 | 112 | 124 | 65 |
62 | 124 | 116 | 128 | 65 |
64 | 128 | 120 | 132 | 66 |
66 | 132 | 124 | 134 | 66 |
68 | 136 | 128 | 136 | 66 |
70 | 140 | 132 | 140 | 66 |
Показательно, что разница между обхватами талии и бёдер уменьшается с ростом размера. Предполагается, что чем крупнее мужчина, тем больше у него живот. В реальной жизни с этим можно поспорить, но ГОСТ основан на среднестатическом показателе.
Таблица размеров одежды для женщин (ГОСТ Россия)
Таблица размеров женской одежды ГОСТ
Размер | Обхват груди см | Обхват талии см | Обхват бёдер см |
---|---|---|---|
44 | 88 | 70 | 96 |
46 | 92 | 74 | 100 |
48 | 96 | 78 | 104 |
50 | 100 | 82 | 108 |
52 | 104 | 86 | 112 |
54 | 108 | 90 | 116 |
56 | 112 | 94 | 120 |
58 | 116 | 98 | 124 |
60 | 120 | 100 | 128 |
62 | 124 | 104 | 132 |
64 | 128 | 106 | 136 |
К размерам женской одежды в России давно привыкли. Они не представляют никакой трудности.
Советские размеры одежды
Какой была одежда при СССР? Ответ на этот вопрос даст таблица. ГОСты составлялись на основе исследования размерных параметров большого количества людей. В таблицу вносился средний показатель.
Женская размерная таблица по ГОСТ СССР Рост 164
Размер | Обхват груди см | Обхват талии см | Обхват бёдер |
---|---|---|---|
44 | 88 | 67,6 | 96 |
46 | 92 | 71,8 | 100 |
48 | 96 | 76 | 104 |
50 | 100 | 80,2 | 108 |
52 | 104 | 84,2 | 112 |
54 | 108 | 89,2 | 116 |
56 | 112 | 94 | 120 |
Во времена СССР стандартный размерный ряд ограничивался 56 размером. Одежду большего размера для женщин выпускали отдельные предприятия типа «Великан». К их одежде предъявлялись другие требования. Женская одежда больше 64 размера промышленными предприятиями не выпускалась. Дамы нестандартных размеров шили гардероб на заказ.
Сегодня такая одежда, хоть и не часто, но встречается в продаже. Если сравнить таблицы женской одежды России и СССР, можно заметить, что стандарты почти не изменились. Некоторое несоответствие наблюдается только в обхвате талии. У женщин в СССР стандартная талия была тоньше.
Мужская размерная таблица ГОСТ СССР
Размер | Обхват груди см | Обхват талии см | Обхват бёдер см | Обхват шеи |
---|---|---|---|---|
44 | 88 | 78 | 94 | 37 |
46 | 92 | 82 | 98 | 38 |
48 | 96 | 86 | 102 | 39 |
50 | 100 | 90 | 106 | 40 |
52 | 104 | 94 | 110 | 41 |
54 | 108 | 98 | 114 | 42 |
56 | 112 | 102 | 118 | 43 |
58 | 116 | 106 | 124 | 44 |
60 | 120 | 110 | 128 | 45 |
В мужских размерных таблица от СССР сохранился подход к определению размера и показатели обхвата груди. Обхват талии и обхват бёдер у современных мужчин меньше. Представители сильного пола за последние тридцать лет явно постройнели.
Размерная типология детей
Из-за неравномерного процесса роста у детей построение их размерной типологии представляет собой достаточно сложную задачу. Это связано как с возрастными изменениями пропорций тела (из-за уменьшения относительных размеров головы и туловища и увеличения относительной длины конечностей), так и со значительными колебаниями размеров детей одного возраста.
Проектирование детской одежды, способствующей сохранению здоровья и гармоничного физического развития детей, является важнейшей составляющей современного общества. В основе проектных разработок лежат научно-обоснованные сведения о размерной типологии детского населения.
В размерной типологии детских фигур 1986 года впервые были введены полнотные варианты измерений. Новые измерения с учетом акселерации детей и подростков, проведенные в 2001 году, показали увеличение длины тела и уменьшение обхватных измерений. Границы возрастных групп сдвинулись в меньшую сторону. Отмечается, что мальчики-подростки стали худее, а у девочек-подростков изменен полнотный признак (вместо обхвата талии – обхват бедер с учетом выступа живота).
Морфофункциональное развитие организма детей является одним из объективных критериев, как в оценки индивидуального здоровья детей, так и в размерной типологии для проектирования одежды детей и подростков. Изменение образа жизни современного человека, компьютеризация досуга, снижение физической активности, режим быстрой еды привели к росту численности населения с избыточной массой тела. Особую тревогу вызывает рост ожирения среди детского населения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала это заболевание «эпидемией XXI века».
Ожирение относится к числу самых распространённых заболеваний в мире. В последние десятилетия ученые и клиницисты стали рассматривать различные метаболические нарушения и заболевания, ассоциированные с ожирением, в комплексе, который получил название «метаболический синдром» (МС).
Проектирование одежды соразмерной с учетом степени распределения подкожно-жировой клетчатки, сбалансированной с особенностями теплообмена, способствует улучшению качества жизни и формированию благоприятных условий жизнедеятельности и детей и подростков с МС.
Размерная типология детского населения должна не только соответствовать гармоничному физическому развитию и акселерации, но и учитывать влияние изменившихся условий жизни детей и подростков.
В детской популяции наблюдается размероростовочная изменчивость, характерная определенному возрасту, со специфическими особенностями его развития и роста. Исследователи обращают внимание на необходимость постоянного совершенствования и уточнения размерных антропометрических стандартов детей составляющих научную основу при конструировании одежды промышленного производства. Одновременно совершенствуются и методы математической обработки данных антропометрических измерений.
Однако в настоящее время телосложения детей и подростков разработаны недостаточно. Нет достоверных данных о влиянии современных условий жизнедеятельности на морфофункциональное развитие детей. Существующая размерная типология не дает исчерпывающей информации об особенностях телосложения и степени распределения подкожно-жировой клетчатки детей и подростков с патологией ожирения. Исследование особенностей морфофункционального развития детского организма с МС является актуальной проблемой современной науки и практики.
Физическое развитие детей и подростков оценивается в практическом здравоохранении по параметрам роста, веса, окружности груди и окружности талии. В проектировании детской одежды функциональные параметры роста, окружности груди и талии являются ведущими размерными признаками.
Разработку детских классификаций осуществляют с переходом от возрастного принципа деления фигур по росту (Р), поскольку он определен как первый ведущий признак.
Изменение пропорций фигуры девочек различных возрастных групп
В настоящее время в РБ внесены изменения №2 от 01.11.2005г. в ГОСТ 17916-86 «Фигуры типовые девочек. Размерные признаки для проектирования одежды» и ГОСТ 17917-86 «Фигуры типовые мальчиков. Размерные признаки для проектирования одежды».
По действующим классификациям у девочек (Д) и мальчиков (Ма) от 3-х до 17 лет 11 месяцев выделяют пять возрастных групп:
0 — ясельную — Д0, Ма0 –от 1 года до 3 лет.;
1 — дошкольную – Д1, Ма1 —от 3 до 6,5 лет;
2 — младшую школьную – Д2, Ма2 —с 6,5 до 11,5-12 лет;
3 — старшую школьную – Д3, Ма3 —с 11, 5 до 15 лет.
4 — подростковую – Д4, Ма4 —до 18 лет.
При ростах от 62см до 176см (194см у Ма4) и размерах по обхвату груди от 40см до 100см (104см у Ма4).
Типовые фигуры детей характеризуются тремя основными признаками: рост, обхват груди и талии. Для описания фигуры детей ясельного возраста до 3 лет используют только рост (Р) и обхват груди (Ог) в самом широком месте грудной клетки. Обхват бедер (Об) является дополнительным, коррелирующим с талией признаком (От). Поэтому в детских поясных изделиях — юбках и брюках, размер зависит от обхвата талии От.
В дошкольном возрасте и до 18 лет учитывают и третий признак – полноту (П). Для подростков разработаны стандарты измерений на три полнотные группы с шагом 4 см в измерениях.
Группа по полноте обозначает разницу обхватов груди (ОгIII)и талии (От) для оценки пропорций фигуры. Знание этого признака необходимо для производства изделий по стандартным меркам и понимания, как правильно выбрать готовое изделие. От него во многом зависит посадка детской одежды по фигуре: баланс верха и низа в комплектах, прилегание в платьях и комбинезонах. У девочек-подростков Д4 появилась 3-я полнотная группа.
В размерных стандартах для типовых фигур мальчиков младшего, старшего и подросткового возраста выделено по две полнотные с интервалом по обхвату талии между полнотными группами, равным 6,0см
Типовую фигуру детей определяют ведущие размерные признаки:
— рост (Р) с интервалом безразличия 6,0см (± 3,0 см);
— обхват груди третий (ОгIII) с интервалом безразличия 4,0см (±2,0см);
— полнотный показатель – обхват талии (От) с интервалом безразличия между размерами 3,0см (±1,5см); между полнотами — 6,0см (±3,0 см) – у детей начиная с дошкольного возраста, т.е. Р — ОгIII — От (110-56-51) кроме девочек-подростков Д4.
— полнотный показатель у Д4 девочек-подростков – обхват бедер (Об) с интервалом безразличия между размерами 4,0см (±2,0см), между полнотами — 4,0 (±2,0 см);
Размеры одежды – что значат буквы S, L, M, X и как разобраться в размерах раз и навсегда
Разбираемся в размерах и больше никогда их не гуглим.
Сегодня поговорим о размерах одежды. Начнем сразу с латинских обозначений: S, L, M. S значит «маленький» (small), L – «большой» (large), M – «средний» (medium). Буква X означает «очень» (от слова extra) и всегда приставляется к S, L или M.
Буква X в размере может быть одна, например XS – очень маленький. Может быть две: XXL – очень-очень большой, три: XXXL.
Если букв X несколько, их для удобства заменяют на B (бинарный, двойной). B – это XX. Поэтому BXL – это XXXL, BXXL – XXXXL, BXXXL – XXXXXL.
Соотношение европейских размеров одежды с нашими
Вот как мужские европейские размеры соотносятся с российскими:
- XS – 44.
- S – 46.
- M – 48.
- L – 50.
- XL – 52.
- XXL – 54 и 56.
- XXXL – 58 и 60.
А вот женские размеры:
- XS – 42.
- S – 44.
- M – 46.
- L – 48.
- XL – 50.
- XXL – 52.
- XXXL – 54.
- BXL – 56.
- BXXL – 58.
- BXXXL – 60.
Не могу понять, почему это у женщин все так точно, на каждую букву свой размер, а у нас значит XXL может быть и 54, и 56, XXXL – и 58, и 60.
Размер одежды и рост человека
Вот соотношение размеров и роста (в сантиметрах) для мужской одежды:
- S – 170.
- M – 176.
- L – 182.
- XL – 188.
- XXL – 188.
Соотношение для женщин:
- XS – 164.
- S – 164.
- M – 170.
- L – 170.
- XL – 174.
Когда выбираете брюки, там указывается размер и через дробь – рост. Но в случае со мной это почему-то не прокатывает и я на рост с этикетки почти никогда не смотрю, он может быть сантиметров на 5 больше или меньше моего роста, при этом брюки/джинсы мне подходят, я их покупаю.
Размеры варежек и шапок
Буквы на варежках соответствуют обхвату вашей ладони, при этом большой палец в обхват не входит. Вряд ли вы будете мерить себя, проще пойти в магазин и сразу подобрать перчатки, которые будут «в пору». Но все же вот размеры для мужчин (обхват измеряется в сантиметрах):
- M – 21-22.
- L – 23-24.
- XL – 25-26.
- S – 17-18.
- M – 19-20.
- L – 21-22.
- XL – 23-24.
Размеры детских шапочек и варежек
Здесь интересно то, что дети относительно похожи друг на друга и размеры их головных уборов и варежек зависят от возраста. Поэтому я привожу буквенные обозначения и средний возраст, которому они соответствуют:
- XXS – до 3 месяцев.
- XS – от 3 месяцев до полугода.
- S – полгода – полтора года.
- M – полтора – 3 года.
- L – 3-7 лет.
- XL – 7-11 лет.
- XXL – старше 11 лет.
Подбирать шапки маленькому ребенку – это жуткий кошмар, потому что ему сразу жарко, ему не нравится, что кто-то что-то на него надевает, он начинать кричать на весь магазин, в результате мама и папа на взводе. Так что берите обозначения размеров на заметку.
Когда подбираете сыну или дочери варежки, размеры M и L подойдут для возраста 3-7 лет, XL – для 7-11, XXL – для тех, кто старше 11 лет.
Покритикуйте, если что не так
Дорогие женщины, я старался писать эту статью в первую очередь для вас и вроде собрал в ней все то, что нужно. Если я что-то напутал или недосказал – покритикуйте текст комментариях, я сразу внесу правки.
Табличная форма мне показалась не очень удобной, поэтому сделал всё списками. Плюс, у нас большая аудитория с мобильных устройств, там эти таблицы всегда съезжают и отображаются не пойми как.
Выполнение градации лекал основных деталей женского (мужского) плечевого изделия с втачными рукавами по размерам и ростам.
2.1. Установить группы размеров и ростов, на которые будет производиться градация лекал. Например, базовый размеро-рост 164-88-94 предлагается градировать на два больших и два меньших размера, т.е. с 80 по 96, на один (два) больших и меньших роста, т.е. с 158 по 170.
2.2. Выполнить градацию лекал в следующей последовательности:
· установить и обозначить точки градации;
· от каждой точки градации исходного размера отложить в направлении координат величины градации ΔXzГj, ΔYjГj для больших размеров и величины градации с обратным знаком – (ΔXzГj), — (ΔYzГj) – для меньших размеров) в соответствии с выбранной схемой градации (рис. 29.1-29.8).;
· для большей точности выполнения градации, величины приращений в конструктивных точках следует откладывать по вертикали и горизонтали сразу на группу размеров;
· окончательные точки градуированных размеров находят на пересечении перпендикуляров, восстановленных из точек, соответствующих k·ΔXzГj, k·ΔYjГj;
· соединить соответствующие точки k-того размера и получить контур деталей одежды k-того размера;
· градацию производят отдельно по размерам и ростам. Сначала следует выполнить градацию по размерам; затем базовый (средний) размер градировать по ростам. Студентам можно выполнить градацию по ростам только базового размера. Допускается выполнение градации лекал по размерам и ростам на совмещенном чертеже.
Каждую конструктивную точку шаблона переместить по горизонтали и
3. Поверить качество выполнения лекал конструкций, полученных градированием.При этом следует учесть, что:
1. переходы от размера к размеру должны быть равномерными;
2. длины, соединяемых в изделии срезов деталей крайних размеров (меньшего и большего), сопоставляют между собой, сравнивая с аналогичными длинами в базовом размере;
3. измерения длин срезов выполняют по линиям соединения этих срезов, т.е. по линиям шва;
4. срезы, имеющие разную длину в базовом размере должны оставаться равными и в крайних размерах;
5. предусмотренная в ИМК посадка по срезу должна изменяться так, чтобы оставалась постоянной норма посадки;
6. по окату втачного рукава контролируют среднюю норму посадки и норма на участках между надсечками. с целью сохранения норм посадки по участкам допускается изменение направления диагоналей градации в точках надсечек контура.
1. С какой целью выполняют градацию лекал?
2. Какие способы градации вам известны? в каких случаях они применяются?
3. Назовите достоинства и недостатки лучевого способа градации.
4. Назовите достоинства и недостатки лучевого способа группировки.
5. Назовите достоинства и недостатки пропорционально-расчетного способа градации.
6. Назовите исходные линии градации для плечевой и поясной одежды. Для чего они нужны?
7. Какие точки называются исходными точками градации? конструктивными точками градации?
8. Чему равна межразмерная разница между смежными номерами одежды?
9. По каким срезам деталей не обеспечивается необходимое сопряжение длин при их градации по размерам? В чем, по вашему мнению, причины этого и какие бы вы могли дать предложения по изменению схемы градации?
10. По каким конструктивным параметрам изделия при градации не наблюдается соответствия изменчивости размерных признаков фигур? Как это может отразиться на качестве готового изделия?
11. Какова ваша оценка изученной методики градации, и какие вы можете дать предложения по ее совершенствованию?
12. Какие размерные признаки фигуры имеют наибольшую и наименьшую межразмерную и межростовую изменчивость?
Требования к отчету:
В отчете по лабораторной работе № 28 должны быть представлены:
— зарисовки схем градации основных лекал изделий с втачными рукавами.
— чертежи градации лекал женского (мужского) плечевого изделия по размерам и ростам в М 1:1.
Рисунок 28.1 – Схема градации основных деталей женской одежды
Рисунок 28.2 – Схема градации основных деталей женской одежды
|
|
Рисунок 28.3 – Схема градации основных деталей женской одежды
Рисунок 28.4 – Схема градации основных деталей женской одежды
Рисунок 28.5 – Схема градации лекал деталей рукава женской одежды
Рисунок 28.6 – Схема градации основных деталей женской одежды
Рисунок 28.7 – Схема градации основных деталей мужского пиджака
Рисунок 28.8 – Схема градации основных деталей мужского пальто
Лабораторная работа № 29
Градация лекал (шаблонов) деталей плечевой одежды
с рукавами реглан и цельнокроеными
Цель работы: знакомство с особенностями градации лекал деталей одежды нетиповых конструкций; освоение методики градации лекал деталей изделий с цельнокроеными рукавами и рукавами реглан.
Пособия и инструменты:плакаты учебные, лекала основных деталей изделий с цельнокроеными рукавами и рукавами реглан, миллиметровая бумага, чертежные принадлежности.
Литература:
8. А.П. Андреева, У.Б. Дерябичева и др. Иллюстрированное пособие по изготовлению лекал верхней одежды. Учебное пособие / – С-Петербург, СПГУДТ, 1998, с. 83-87.
9. С.В. Куренова, Н.Ю. Савельева. Конструирование одежды, Учебное пособие / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003, с. 352-355, 412-421.
Содержание работы(6 часов):
1. Изучение особенностей градации лекал деталей одежды нетиповых конструкций.
2. Выполнение градации лекал деталей изделий с цельнокроеными рукавами и с рукавами реглан по размерам и ростам.
Градация лекал пропорционально-расчетным способом
Мы продолжаем характеристику процесса градации лекал, общие сведения о котором я привела в предыдущей статье.
Сегодня речь пойдет о пропорционально-расчетном способе градации, который получил наибольшее применение в условиях массового производства одежды.
При выполнении градации этим способом следует обратить внимание на такие понятия, как
- исходные линии градации,
- исходные точки градации,
- конструктивные точки градации,
- типовые схемы градации.
Исходные линии градации — это две взаимно перпендикулярные (горизонтальная и вертикальная) конструктивные линии, которые остаются постоянными для всех размеров и относительно которых происходит перемещение конструктивных точек и преобразование контура лекал базового размера в лекала любого заданного размера и роста.
Положение исходных линий градации на деталях изделия во многом зависит от выбранной методики конструирования. Так в ЕМКО СЭВ приняты следующие исходные линии градации основных деталей:
Плечевая одежда (рисунки 1-2)
спинка – линия груди /31-33/ (горизонталь) и задняя линия проймы /33-13/ (вертикаль)
перед (полочка) – линия груди /35-37/ (горизонталь) и передняя линия проймы /35-15/ (вертикаль)
рукав – подмышечная линия /351-333/ (горизонталь) и передняя линия оката /351-355/ (вертикаль).
Рисунок 1 — Исходные линии градации и основные точки градации деталей переда и спинки в ЕМКО СЭВ
Рисунок 2 — Исходные линии и основные точки градации деталей рукава в ЕМКО СЭВ
Юбка (рисунок 3)
заднее полотнище юбки – линия бёдер /51-54/ (горизонталь) и средняя задняя линия /41-91/ (вертикаль)
переднее полотнище юбки – линия бёдер /54-57/ (горизонталь) и средняя передняя линия /47-97/ (вертикаль)
Рисунок 3 — Исходные линии и основные точки градации деталей юбки в ЕМКО СЭВ
Рисунок 4 — Исходные линии градации и основные точки градации деталей брюк в ЕМКО СЭВ
Брюки (рисунок 4)
задняя часть брюк – линия бёдер /51-54/ (горизонталь) и линия сгиба /52-57/(вертикаль)
передняя часть брюк – линия бёдер/54-57/(горизонталь) и линия сгиба /56-76/ (вертикаль).
В методике ЦНИИШП предусматривается следующее положение исходных линий градации (рисунки 5-8):
на спинке – горизонтальная совпадает с линией талии, вертикальная – со средней линией спинки, соответствующей базисной сетке
на переде – горизонтальная совпадает с линией талии, вертикальная проходит касательно к линии проймы
на рукаве – горизонтальная совпадает с линией основания оката,
вертикальная соответствует линии, соединяющей верхний и нижний концы переднего переката либо параллельна ей
на заднем и переднем полотнищах юбки – горизонтальные совпадают с линией бёдер, вертикальные – со средней задней и средней передней соответственно
на задней и передней частях брюк – горизонтальные совпадают с линией уровня подъягодичной складки, вертикальные с линией сгиба частей брюк.
Рисунок 5 — Исходные линии градации и основные точки градации деталей спинки и переда в методике ЦНИИШП
Рисунок 6 — Исходные линии градации и основные точки градации деталей рукава в методике ЦНИИШП
Рисунок 7 — Исходные линии градации и основные точки градации деталей юбки в методике ЦНИИШП
Рисунок 8 — Исходные линии градации и основные точки градации деталей брюк в методике ЦНИИШП
Исходными точками градации являются точки пересечения исходных линий.
Исходные точки градации для плечевой одежды в ЕМКО СЭВ:
спинка – точка 33
перед – точка 35
рукав – точка 351
Исходные точки градации для поясной одежды:
заднее полотнище юбки – точка 51
задняя часть брюк – точка 52
переднее полотнище юбки – точка 57
передняя часть брюк – точка 56
Конструктивными точками градации являются точки пересечения срезов детали (угловые точки), а также точки, расположенные на контурных линиях, в которых задается приращение (вектор изменений) для выполнения технического размножения лекал. Их количество должно быть оптимально для точного построения деталей смежных размеров или ростов.
Типовые схемы градации – это изображения деталей конструкции с нанесенными исходными линиями и исходными точками градации, а также с указанием направлений и величин межразмерных и межростовых приращений в соответствующих конструктивных точках.
Типовые схемы градации лекал разрабатываются для плечевых и поясных изделий применительно к их типовому покрою.
На рисунках 9-10 показаны примеры типовых схем градации деталей спинки базовой конструкции женской одежды по размерам и ростам согласно методике ЕМКО СЭВ.
Рисунок 9 — Типовая схема градации по размерам детали спинки женской одежды (группа размеров 84-104) одежды
Рисунок 10 — Типовая схема градации по ростам детали спинки женской одежды
Для увеличения размера схемы или рисунка кликните по нему правой клавишей "мышки".
Следует отметить, что при техническом размножении деталей женской одежды по размерам выделяют три варианта типовых схем, каждый из которых соответствует конкретной размерной группе:
- первая группа – размеры 84–104;
- вторая группа – размеры 108–120;
- третья группа – размеры 124–136.
Градацию деталей по размерам целесообразно производить в пределах одной размерной группы, так как значения величин перемещений соответствующих конструктивных точек в каждом варианте отличаются друг от друга.
На рисунках 11-14 приведены типовые схемы градации детали спинки для разных вариантов модельных конструкций женской одежды по размерам, разработанные в ЕМКО СЭВ.
Рисунок 11 — Типовая схема градации детали спинки с рельефом (размеры 84-104)
Рисунок 12 — Типовая сема градации спинки, отрезной по линии талии (размеры 84-104)
Рисунок 13 — Типовая схема градации спинки с кокеткой в женской одежде (размеры 84 — 104)
Рисунок 14 — Типовая схема градации спинки и бочка женского жакета (размеры 84-104)
Типовые схемы градации деталей женской, мужской и детской одежды, разработанные согласно методике ЦНИИШП, приведены в оригиналах методики.
В указанных методиках принято различное положение исходных линий градации на деталях, поэтому величины и направление перемещений конструктивных точек различно. Перемещение точек, лежащих на исходных линиях градации, производится только в одном направлении вдоль линии градации – горизонтально или вертикально. Все другие конструктивные точки контура перемещают по диагонали прямоугольника, сторонами которого являются поперечное и продольное приращения к данному размеру детали. На рисунке 15 приведен пример перемещения конструктивных точек детали спинки при градации по размерам в ЕМКО СЭВ.
Рисунок 15 — Схема перемещения точек при градации детали спинки по размерам в ЕМКО СЭВ
Следует отметить, что в методике ЦНИИШП принято объединение типовых схем градации деталей по размерам и ростам, при этом одинарной стрелкой (→) показывается перемещение точек при градации по размерам, двойной стрелкой (→→) – по ростам.
Горизонтальные приращения в конструктивных точках линий контура горловины спинки и переда, плечевых и боковых срезов определяют, исходя из изменчивости соответствующих размерных признаков фигур и удаленности точек от исходных линий градации.
Величины вертикальных приращений определяют также в соответствии с изменчивостью размерных признаков фигуры и удалённостью точек от исходной горизонтальной линии.