Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева Сашка
«Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева «Сашка»»
В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литературе. Произведения тех лет на военную тему создавались буквально по горячим следам. Эту прозу называют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.
Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Сашки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Симонов.
Герой повести — Сашка, простой деревенский парень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее представление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскрывает читателю его характер. Показателен в этом отношении эпизод с валенками. Рискуя собственной жизнью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,— замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.
Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он приходит в себя, начинает быстро соображать и предпринимает решительное действие: «резанул длинной очередью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно желание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».
Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, несмотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник — его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Сочувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного — сохранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь,— но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это определяющая черта в образе Сашки — умение в нечеловеческих условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок. Ты человек. » — говорят о нем товарищи.
Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово помочь, санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.
Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе мужество простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и никакой уверенности в том, что Сашка с войны вернется, у нее нет. «Неосудима Зина. Просто война. » — делает заключение герой.
Урок литературы по повести В. Кондратьева Сашка
3) нравственное и патриотическое воспитание учащихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.
0борудование урока: выставка литературы по теме, портрет писателя, аудиокассеты с записями военных песен, магнитофон.
У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана.
Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.
Звучит фонограмма песни М.Ножкина «Под Ржевом».
Шестьдесят восемь лет назад, осенью 1941 г. на Ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. И каждым день, каждый час, каждый миг могла оборваться чья — то жизнь. Да не одна! Потери в Ржевской битве были самые огромные.
Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор.
Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они «вошли» в конце 50-х, в период «оттепели», а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда автору было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбою отпущено не так уж и много, а рассказать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет.
Оказывается, Кондратьев много лет писал что называется в стол, и, начиная с 1979г., когда в журнале «Дружба народов» появилась повесть «Сашка», он стал активно печататься.
Первоначально Кондратьев смотрел на своё предназначение просто: рассказать правдиво, не выдумывая, как происходили бои на ржевской земле. Рассказывал о боях под Ржевом, а получилось, что рассказал обо всей стране, обо всём воюющем народе. Повести «Сашка», «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению», «Bстрeчи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.
Род Кондратьевых корнями уходил в Ивановский край. Родившийся в 1920 году, Вячеслав учился в Москве, кадровую службу проходил на Дальнем Востоке, воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению, для которого четыре года boйhы навсегда остались «самыми главными» в жизни.
5. Слово учителя
Одно из интервью Вячеслава Кондратьева было озаглавлено «О войне придумывать не надо». В нём он так сказал о своем творчестве: «У каждого писателя должна быть сверхзадача», и для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана».Эта сверхзадача, владевшая им всю жизнь, заставила Вячеслава двадцать лет спустя после boйhы, летом 1961 года, пройти по местам своих ржевских боев. Работал он в то время художником — плакатистом и не помышлял, что когда-то станет известным писателем.
После возвращения из поездки Кондратьев написал поэму «Деревни русские». В этой поэме всё — правда. Не претендуя на совершенство стиха, автор точно отразил время и чувства, им владевшие.
6. Фонограмма песни «На безымянной высоте».( 1 куплет)
7.Учащиеся читают в отрывках поэму «Деревни русские»В. Кондратьева.
8. Слово учителя.
Мы увидели с вами ещё одну грань В.Кондратьева как человека, который всю свою жизнь посвятил тем, кто был с ним на фронте, и тем, кому не суждено было вернуться.
Повесть «Сашка» была напечатана в 1979г., а в 1981вышла первая книга В.Кондратьева под тем же названием. Автор книги приезжал в Ржев, встречался с читателями. На память Центральной библиотеке имени А.Н.Островского он подарил книгу со своим автографом.
Эпиграф книги : «Всем, воевавшим подо Ржевом — живым и мёртвым — посвящена эта повесть».
А вам, ребята, интересно было читать повесть «Сашка»?
Каким вы представляете себе Сашку по характеру? (Надёжным. совестливым, находчивым, смелым)
(1.с валенками, 2.пленение фрица, 3,противостояние комбату, 4. забота о раненом, 5.встреча с Зиной в медсанбате, 6.дорога в госпиталь по тыловым деревням, встреча со стариком, с Пашей, 7.эпизод с тарелкой 8.встреча с девушками, отправляющимися на фронт) • Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне . Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.
( «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшёнки на двоих — и будь здоров. Распутица!»
«Но ещё большее удивление, если не сказать — недоумение вызвало у немца то, как Сашка, вынув кресало и трут — катюшей они это называли, — начал выбивать искру. и трут никак не разгорался».
« Ротный обмундированием от Сашки не отличался, такая же телогрейка, грязью заляпанная, ремня широкого командирского ему ещё не выдали, такое же оружие у него солдатское — автомат».
«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железном дороги оторвались, распутица». )
• Когда, в какой момент» Сашка думает:»Жизнь такая — откладывать ничего нельзя»?
Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»
(«И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет — доведет до штаба живым, захочет — хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало. и немец, конечно понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.
Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы, при попытке к бегству, и спросу никакого.
И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)
Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием , но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.
• Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?
Комбат отдал приказ Сашке: пленного расстрелять. Отчего мучается Сашка? Как быть? Выполнить приказ надо, но для Сашки — невозможно. И не выполнить — нельзя. Прав ли был комбат, отдав такой приказ?
— Как автор показывает метания Сашки? («Тут подумал Сашка, а как бы ротный на его месте поступил? Ротного на горло не возьмешь! Он бы слова для капитана нашёл! А что Сашка — растерялся начисто, лепетал только «не могу». да что может Сашка, рядовой боец, которому каждый отделенный! — начальник? Ничего вроде бы. Но хватало же у него духу начальнику перечить, а сейчас такое умыслил, душа переворачивается — приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части.
Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характеризует? (Надежный товарищ )
Вывод: Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе : любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война. И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим.
Почему Сашку так обидела вечеринка в штабе? («Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»)
Вспомните деда, что дал раненым дельный совет копать картошку на поле и жарить лепёхи. Снабдил и махоркой, а на прощанье подколол: «Как дальше воевать-то будете?»
Разбередил дед душу Володьке. А Сашка, утешая, сказал: «Война всё спишет.» Согласны ли вы этими словами?
Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера, протестуя таким образом против плохого питания в госпитале? ( именно потому, что готов защитить Володьку, ему трибунал грозил бы худшими последствиями. А что с рядового взять? Сашку никто не просил, он сам всё видит, понимает и поступает по совести)
11. Обобщение: В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа сформированный своим временем, и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обостренным нравственным чувством, но и с твердыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем.
Константин Симонов так сказал о герое повести Кондратьева: «История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности — солдатской».
12.Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?
Урок литературы по повести В. Кондратьева "Сашка".
Урок литературы по повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» проводится в 11 классе. Цели урока: 1. Обсуждение повести с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны. 2. Развитие умения размышлять и анализировать текст. 3. Нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великой Отечественной войны. Материал урока можно также использовать во внеклассной работе: на классных часах, читательских конференциях. На сегодняшний момент данный материал особенно актуален, в связи с 70-летием Победы.
Предмет: | Русский язык и литература |
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Быкова Лариса Владимировна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 32.03 Kb |
Урок литературы в 11 классе по повести В.Кондратьева «Сашка»
Цели: 1) обсуждение повести В.Кондратьева «Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны;
2) развитие умения размышлять и анализировать текст;
3) нравственное и патриотическое воспитание учащихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.
0борудование урока: выставка литературы по теме, портрет писателя, аудиокассеты с записями военных песен, магнитофон.
У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана.
Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.Звучит фонограмма песни М.Ножкина «Под Ржевом». Вступительное слово учителя.Шестьдесят восемь лет назад, осенью 1941 г. на Ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. И каждым день, каждый час, каждый миг могла оборваться чья — то жизнь. Да не одна! Потери в Ржевской битве были самые огромные.
Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор.
Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, написавший целый цикл произведений о боях на ржевской земле. Одно из произведений — повесть «Сашка».
Несколько слов об авторе повести «Сашка» Вячеславе Кондратьеве. / Прослушать сообщение ученицы/Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они «вошли» в конце 50-х, в период «оттепели», а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда автору было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбою отпущено не так уж и много, а рассказать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет.
Оказывается, Кондратьев много лет писал что называется в стол, и, начиная с 1979г., когда в журнале «Дружба народов» появилась повесть «Сашка», он стал активно печататься.
Первоначально Кондратьев смотрел на своё предназначение просто: рассказать правдиво, не выдумывая, как происходили бои на ржевской земле. Рассказывал о боях под Ржевом, а получилось, что рассказал обо всей стране, обо всём воюющем народе. Повести «Сашка», «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению», «Bстрeчи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.
Род Кондратьевых корнями уходил в Ивановский край. Родившийся в 1920 году, Вячеслав учился в Москве, кадровую службу проходил на Дальнем Востоке, воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению, для которого четыре года boйhы навсегда остались «самыми главными» в жизни.
5. Слово учителя
Одно из интервью Вячеслава Кондратьева было озаглавлено «О войне придумывать не надо». В нём он так сказал о своем творчестве: «У каждого писателя должна быть сверхзадача», и для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана».Эта сверхзадача, владевшая им всю жизнь, заставила Вячеслава двадцать лет спустя после boйhы, летом 1961 года, пройти по местам своих ржевских боев. Работал он в то время художником — плакатистом и не помышлял, что когда-то станет известным писателем.
После возвращения из поездки Кондратьев написал поэму «Деревни русские». В этой поэме всё — правда. Не претендуя на совершенство стиха, автор точно отразил время и чувства, им владевшие.
6. Фонограмма песни «На безымянной высоте».( 1 куплет)
7.Учащиеся читают в отрывках поэму «Деревни русские»В. Кондратьева.
8. Слово учителя.
Мы увидели с вами ещё одну грань В.Кондратьева как человека, который всю свою жизнь посвятил тем, кто был с ним на фронте, и тем, кому не суждено было вернуться.
Повесть «Сашка» была напечатана в 1979г., а в 1981вышла первая книга В.Кондратьева под тем же названием. Автор книги приезжал в Ржев, встречался с читателями. На память Центральной библиотеке имени А.Н.Островского он подарил книгу со своим автографом.
Эпиграф книги : «Всем, воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым – посвящена эта повесть».
9.Беседа с ребятами:
А вам, ребята, интересно было читать повесть «Сашка»?А почему?Каким вы представляете себе Сашку по характеру? (Надёжным. совестливым, находчивым, смелым)Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки.(1.с валенками, 2.пленение фрица, 3,противостояние комбату, 4. забота о раненом, 5.встреча с Зиной в медсанбате, 6.дорога в госпиталь по тыловым деревням, встреча со стариком, с Пашей, 7.эпизод с тарелкой 8.встреча с девушками, отправляющимися на фронт) • Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне . Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.
( «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшёнки на двоих — и будь здоров. Распутица!»
«Но ещё большее удивление, если не сказать – недоумение вызвало у немца то, как Сашка, вынув кресало и трут — катюшей они это называли, — начал выбивать искру. и трут никак не разгорался».
« Ротный обмундированием от Сашки не отличался, такая же телогрейка, грязью заляпанная, ремня широкого командирского ему ещё не выдали, такое же оружие у него солдатское – автомат».
«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железном дороги оторвались, распутица». )
• Когда, в какой момент» Сашка думает:»Жизнь такая — откладывать ничего нельзя»?
/ эпизод с валенками /
Почему Сашка, рискуя жизнью», пополз за валенками?(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)
На какие детали обращает наше внимание автор в этом эпизоде?Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»
Вывод:_ Решившись на поступок, Сашка всё тщательно планирует. Иначе – смерть.
При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами?/зачитать с. 7-8 два последних абзаца /
Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?/Заминка фрицев перед тем, как выполнить приказ: значит, они тоже боятся /.
Взаимовыручка в бою — самое важное. Как помог Сашка ротному? /отдал свой запасной диск/
Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем?(«Сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал»)
Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен /ротный помог /и вести его в штаб Сашке. Зачитайте размышления героя об этом.(«И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет — доведет до штаба живым, захочет — хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало. и немец, конечно понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.
Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы, при попытке к бегству, и спросу никакого.
И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)
Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием , но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.
•Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?
(«Вот когда поднялась они из-под взгорка — серые, страшные, нелюди какие-то, это были враги! Их-то Сашка готов бел давить и уничтожать безжалостно! Но когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…»,
Комбат отдал приказ Сашке: пленного расстрелять. Отчего мучается Сашка? Как быть? Выполнить приказ надо, но для Сашки — невозможно. И не выполнить — нельзя. Прав ли был комбат, отдав такой приказ? Какие попытки предпринял Сашка, чтобы отменили приказ? (1.обратился к дежурному лейтенанту, 2.думал забежать в санчасть, чтобы военврач, тоже капитан, отменил приказ. «Что же мне теперь делать? что? — мучается Сашка)Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой человек Сашка?(Совестливый )
— Как автор показывает метания Сашки? («Тут подумал Сашка, а как бы ротный на его месте поступил? Ротного на горло не возьмешь! Он бы слова для капитана нашёл! А что Сашка — растерялся начисто, лепетал только «не могу». да что может Сашка, рядовой боец, которому каждый отделенный! — начальник? Ничего вроде бы. Но хватало же у него духу начальнику перечить, а сейчас такое умыслил, душа переворачивается — приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части.
Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)
Как разрешились мучительные размышления Сашки? (Комбат отменил приказ. А в жизни было по — другому .)Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характеризует? (Надежный товарищ )Почему Сашка возвращается за раненым в лес, хотя только что пережил страх от обстрела? («А ведь он слово дал. Умирающему — слово! Это понимать надо»)10. Сценка «В медсанбате» (инсценировка)
Целую гамму чувств испытал Сашка в медсанбате. Что это были за чувства? (1.радость от встречи с Зиной, 2.негодование по отношению к старшему лейтенанту, 3.обида, что в штабе будет вечеринка по поводу Первого мая)Вывод: Сашка и Зина.
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 105 Скачиваний: 70
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Истинная цена победы (по повести Вячеслава Кондратьева «Сашка»)
" Люди Запада. сейчас знают о некоторых исторических событиях
в России больше, чем русская молодежь. Такая историческая глухота
привела к развитию поколений молодых, не знающих ни злодеев,
ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок-музыки."
Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы. Вспоминается первое сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет в оборот другая цифра: двадцать миллионов погибших. Совсем недавно названо уже двадцать семь миллионов. А сколько искалеченных, изломанных жизней! Сколько несостоявшихся счастий, сколько нерожденных детей, сколько слез материнских, отцовских, вдовьих, сиротских было пролито! Особо следует сказать о жизни на войне. Жизни, которая, естественно, включает в себя бои, но только к боям не сводится.
О быте войны рассказывает Вячеслав Кондратьев в повести "Сашка", которую "можно было назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны". 1943 год. Бои подо Ржевом. С хлебом плохо. Нечего курить. Нет боеприпасов. Грязь. Через всю повесть проходит основной мотив: почти полностью перебитая рота. Почти совсем не осталось однополчан-дальневосточников. Из ста пятидесяти человек в роте – всего шестнадцать, "Все поля в наших", – говорит Сашка. Вокруг ржавая, набухшая красной кровью земля. Но бесчеловечность войны не смогла обесчеловечить героя.
Вот он ползет, чтобы снять с убитого немца валенки. "Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но Рожкова жалко. Его пимы насквозь водой пропитались – и за лето не просушишь". Хочется выделить самый главный эпизод повести – историю с пленным немцем, которого Сашка, выполняя приказ, не может "пустить в расход". Ведь написано было в листовке: "Обеспечена жизнь и возвращение после войны". И Сашка обещает немцу жизнь: "Тех, кто спалил деревню, поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно. Если б попались". А как в безоружного? Очень много видел Сашка смертей за это время. Но цена человеческой жизни не уменьшилась от этого в его сознании. Лейтенант Володько скажет, когда услышит историю о пленном немце: "Ну, Сашок, ты человек!" А Сашка ответит просто: "Люди же мы, а не фашисты".
В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди – людьми. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности. Десятилетия не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы. Не принимая лжи, малейшей неточности в освещении исторической наукой минувшей войны, ее участник, писатель В. Астафьев, сурово оценивает сделанное: "К тому, что написано о войне, я, как солдат, никакого отношения не имею, я был совершенно на другой войне. Полуправда нас измучила".
Эти и подобные, возможно, суровые слова приглашают обратиться, наряду с традиционными произведениями, к романам Астафьева "Пастух и пастушка", В. Гроссмана "Жизнь и судьба", повестям и рассказам Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда", К. Воробьева "Крик", "Убиты под Москвой", "Это мы, Господи!", В. Кондратьева "Сашка" и другим.
"Это мы, Господи!" – произведение такой художественной значимости, что, по словам В. Астафьева, "даже в незавершенном виде. может и должно стоять на одной полке с русской классикой". Мы еще очень многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Произведение К. Воробьева рисует такие события войны, которые не до конца известны взрослому читателю и почти незнакомы школьнику. Герои повести Константина Воробьева "Это мы, Господи!" и повести "Сашка" Кондратьева очень близки по мировоззрению, возрасту, характеру. События обеих повестей происходят в одних и тех же местах, возвращают нас, говоря словами Кондратьева, "в самое крошево войны", в самые кошмарные и бесчеловечные ее страницы. Однако у Константина Воробьева другой, по сравнению с кондратьевской повестью, лик войны – плен. Об этом написано не так уж и много: "Судьба человека" М. Шолохова, "Альпийская баллада" В. Быкова, "Жизнь и судьба" В. Гроссмана. И во всех произведениях отношение к пленным неодинаково.
В заглавии повести "Это мы, Господи!" слышится голос-стон измученных: "Мы готовы к смерти, к тому, чтобы быть принятыми тобой, Господи. Мы прошли все круги ада, но свой крест несли до конца, не потеряли в себе человеческое". В заглавии заложена и мысль о безмерном страдании, о том, что в этом страшном обличье полуживых существ нелегко узнать самих себя. О системе уничтожения людей, о нацистских злодеяниях с болью и ненавистью пишет К. Воробьев, Что дает силы бороться измученным, больным, голодным людям? Ненависть к врагам, безусловно, сильна, но она не основной фактор. Все-таки главное – это вера в правду, добро и справедливость. А еще – любовь к жизни.