Tergan-ural.ru

Терган Урал
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поиск материала; Диагностика креативности, Тест Е. Торренса, Туник Е. Е, 1998; для чтения, скачивания и покупки

Поиск материала «Диагностика креативности, Тест Е. Торренса, Туник Е.Е., 1998» для чтения, скачивания и покупки

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

Search results:

  1. Тесте. торренса

Е . Е . Туник . Диагностика креативности тест Е . Торренса . Методическое руководство.

Первое издание теста Е . Торренса вышло 8 1966-ом году. После­ дующие переработанные издания появились в 1974-ом году, а затем — в 1983-ом году. Тест был создан в русле концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорда и воплотил в себе ее основные идеи, существенно до­ полненные и развитые в работах профессора Е . Торренса — дирек­ тора Центра изучения креативного поведения и декана факультета психологии Университета штата.

Диагностика личностной креативности Е . Е . Туник . Данная методика позволяет определить четыре особенности творче-ской личности: любознательность (Л); воображение (в); сложность (с) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрас-ту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Сравнивая российские и американские данные, Е . Е . Туник отмечает, что по опросник личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Любознательность, Сложность, Склонность к риску и Суммарный балл.

Купить книгу в интернет магазине My-shop

Канцтовары. Письменные принадлежности. Бумажные канцтовары. Ранцы, рюкзаки, сумки. Канцелярские мелочи. И многое другое.

Для диагностики креативности необходим экспресс-метод, позволя-ющий получить результат быстро и качественно. В рамках этой задачи был адаптирован опросник креативности Д. Джонсона [26]. Существует два подхода к исследованию природы креативности .

В данном издании предлагается полная адаптация вербальной и образной батарей теста Е . Торренса , выполненная в ходе много-летних исследований Е . Е . Туник на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического ма-стерства.

Туник Е . Е . — « Диагностика креативности .

Методическое руководство» ( скачать ). Диагностика креативности . Тест Е . Торренса . Методическое руководство.djvu.

Тест креативности . Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е . Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой.

Психодиагностика творческого мышления. Елены Туник . Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса . Время проведения процедуры — около 40 минут.

Опросник креативности Джонсона, в модификации Е . Туник . Цель: изучение развития творческого мышления ( креативности ) детей дошкольного и школьного возраста. Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Диагностика личной креативности ( Е . Е . Туник ). Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску. НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА .

Диагностика креативности (Д.Джонсон). Материал содержит методику диагностики креативности школьников по Д.Джонсону. Тест креативности Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностейчеловека.

Какого качества скаченные файлы? Туник Е . Е . Диагностика креативности . Тест Е . Торренса . Методическое руководство.

Госстандарт россии комплексное обеспечение психологической Практики Е . Е . Туник диагностика креативности тесте . Торренса методическое руководство санкт-петербург 1998. ББК88 В мировой психологической практике тест Е . Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики.

Краткий тест . Фигурная форма. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Тест креативности . Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е . Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой.

Тест креативности . Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е . Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой.

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса . Автор методики — Элис Пол Торренс , известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из.

Читайте так же:
Чем заклеить плащ дождевик

Тест креативности . Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е . Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой.

Тест креативности Торранса Краткий тест . Фигурная форма. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки.

Тест креативности . Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е . Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой.

Е . Е . Туник . Диагностика креативности тест Е . Торренса . Методическое руководство.

Первое издание теста Е . Торренса вышло 8 1966-ом году. После­ дующие переработанные издания появились в 1974-ом году, а затем — в 1983-ом году. Тест был создан в русле концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорда и воплотил в себе ее основные идеи, существенно до­ полненные и развитые в работах профессора Е . Торренса — дирек­ тора Центра изучения креативного поведения и декана факультета психологии Университета штата.

Название: Диагностика креативности . Тест Е . Торренса Автор: Туник Е . Е . Жанр: Учебное пособие Издательство: ИМАТОН Год: 1998 Страниц: 171 Язык: Русский Формат: pdf Размер: 50,62 Mb. В мировой психологической практике тест Е . Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Методическое руководство представляет собой русскоязычную адаптацию всех вербальных и.

Диагностика креативности . Тест Е . Торренса . Скачать бесплатно — 171 листов. Аннотация: В мировой психологической практике тест Е . Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.

Туник Е.Е. В мировой психологической практике тест Е. Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Методическое руководство представляет собой первую русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение этой работы обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.

В данной брошюре приводится батарея креативных тестов (вербальная и образная области) для диагностики детей 5—15 лет. Во второй части дан адаптированный вариант опросника креативности Д. Джонсона

В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления ( креативности ) детей дошкольного и школьного возраста наиболее известными и часто применяемыми являются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса П. (10), адаптированные Туник Е . Е . и.

Тест Торренса «Незавершенные фигуры» предназначен для поиска и выявления творческого потенциала детей. Тест представляет собой серию незавершенных фигур. Диагностические цели: исследование развития одаренности учащихся; оценка эффективности программ и

В тесте отражаются следующие показатели креативности : Гибкость (Гб) мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию. Гибкость мышления включает способность к выделению существенных.

Диагностика личностной креативности . Инструкция. Начать прохождение теста онлайн.

PsyTests » Самопознание » Тест креативности Туник . Диагностика личностной креативности . Инструкция.

Диагностика креативности Тест : Торренса Е . Автор: Туник Е . Е . Издательство: СПб.

ГОССТАНДАРТ РОССИИ КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Е . Е . ТУНИК ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ ТЕСТ Е . ТОРРЕНСА МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1998 ББК88 В мировой психологической практике тест Е . Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить.

Тест креативности Торренса. Сокращенный вариант теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок». Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5 – 6 лет и до выпускных классов школы (17 – 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

Диагностика креативности . Тест Е . Торренса : адаптив. вариант / Е . Е . Туник .

Описание. Автор. Туник , Елена Евгеньевна. Заглавие. Диагностика креативности . Тест Е . Торренса : адаптив. вариант. Дата поступления в ЭК. 24.05.2006.

Е . Торренс разработал 12 тестов , сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею.

последний абзац, взят от туда же откуда и весь тест — т. е . того же Торенса .

« Диагностика креативности . Тест Е . Торренса . Методическое руководство» ( Туник Е . Е .) скачать можно.

Читайте так же:
Воротник халтер что такое

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них — тест Торренса. Креативность по Торренсу (от лат. creatio — созидание) — это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их.

Тест со всех сторон. Елена ТУНИК , кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г. Санкт-Петербург. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты .

Торренс (9) провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию.

Диагностика личностной креативности . ( Е . Е . Туник ). Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску. НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА . Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Интерпретация теста . Основные критериальные проявления исследуемых факторов

Диагностика личной креативности по методике Елены Евгеньевны Туник предназначена для определения четырёх особенностей творческого человека: любознательности, воображения, сложности и склонности к риску. Применяется данная методика, главным образом, при работе с людьми юношеского возраста, однако является эффективной и при диагностике личной креативности взрослых людей. Для начала расскажем о том, что понимается под вышеназванными четырьмя особенностями креативной личности.

» Диагностика креативности . Тест Е . Торренса . Методическое руководство» — читать интересную книгу автора ( Туник Е . Е .)

Тест креативности Торренса — мощная психодиагностическая методика, для работы с которой требуется пройти подготовку. Она состоит из нескольких частей. Проводить их нужно по очереди. Нельзя исключать отдельные вопросы, картинки, иначе вы получите недостоверные результаты.

Скачать субтест. Как провести диагностику креативности с помощью теста . Тестирование проводят индивидуально или в небольших группах от 5 до 10 человек. Объективный результат достигается только в том случае, если тестирование проводится не как.

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Диагностика креативности, Тест Е. Торренса, Туник Е.Е., 1998»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления

Творческая одаренность – ключевая способность современного человека. Как выяснить степень или сферу одаренности? Как направить развитие ребенка в ту сторону, которая соответствует именно его способностям?

Эта книга посвящена диагностике креативности. В ней приведены адаптированные варианты тестов и тестовых методик по выявлению творческой одаренности как детей, так и взрослых. Книга предназначена для специалистов психологов, педагогов, менеджеров по персоналу, социальных работников, преподавателей и студентов, а также тех, кто хочет выявить особенности творческого потенциала у себя и своих детей.

  • Возрастное ограничение: 0+
  • Дата выхода на ЛитРес: 23 декабря 2013
  • Дата написания: 2013
  • Объем: 320 стр.
  • ISBN: 978-5-496-00557-9
  • Общий размер: 19 MB
  • Общее кол-во страниц: 320
  • Размер страницы:
  • Правообладатель: Питер

С этой книгой читают

Отзывы 3

На мой взгляд, данная книга -одна из немногих, в которой даны адаптированные методики для исследования творческих способностей учащихся. Вопрос творческих способностей, креативных качеств человека сложен и неоднозначен. Поэтому методики часто сложны для проведения и обработки. Приведенные в книге методики просты и удобны, особенно креативные тесты Вильямса.

На мой взгляд, данная книга -одна из немногих, в которой даны адаптированные методики для исследования творческих способностей учащихся. Вопрос творческих способностей, креативных качеств человека сложен и неоднозначен. Поэтому методики часто сложны для проведения и обработки. Приведенные в книге методики просты и удобны, особенно креативные тесты Вильямса.

Приведенные в книге методики просты и удобны, особенно креативные тесты Вильямса.

Спасибо автору..рекомендую всем кто хочет выявить особенности творческого потенциала у себя и своих детей.

Приведенные в книге методики просты и удобны, особенно креативные тесты Вильямса.

Спасибо автору..рекомендую всем кто хочет выявить особенности творческого потенциала у себя и своих детей.

Полезная для преподавателей и родителей, которые растят конкурентоспособных детей

Давно искала книгу, в которой доступно и расширено показаны методики измерения творческих способностей детей. По роду своих занятий при изучении студентами ряда дисциплин в вузе, прогресс надо фиксировать. Также интересно было попробовать эти тесты на своих детях – младших школьниках – в разрезе изучения ТРИЗ.

Как раз вовремя попалась данная книга. Радует, что автор раскрывает вопрос не однобоко, показаны разные подходы к изучению креативности, дан литературный обзор, описаны тесты, особый респект за шикарные приложения и расшифровки тестов.

Я не психолог, и поэтому особо радует доступность языка книги, отсутствие лишних теоретических сентенций, практичность и лаконичность.

Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема

Захарова, О. Г. Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14221/ (дата обращения: 04.12.2021).

Читайте так же:
Какого цвета ремень под черные джинсы

Проблема диагностики креативности остается едва ли не самым острым вопросом не только психологии, педагогики, но и других смежных областей научного знания.

Ученые признают, что творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и их сложно отражать в тестах, определяющих IQ. Сегодня, в современном мире пристальный интерес исследователей сместился от такого типа людей как ученый, осмотрительный, точный и критически мыслящий, к такому типу личности как изобретательный, нестандартный, оригинальный и остроумный, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, все больше и больше признается основой не только научных, но и любых достижений [7].

Существует множество концепций и подходов к проблеме изучения креативности: психометрический подход, социально-личностный подход, альтернативный подход, в которых ученые рассматривали различные методы диагностики для определения уровня творческого развития личности [5; с. 203].

Так, например, представители психометрического подхода Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др. предлагали измерять креативные способности с помощью тестов на дивергентное мышление. Первоначально Дж. Гилфорд обратил внимание на важность исследования креативности в дополнение к интеллекту. Ученый разработал модель «структуру интеллекта», в которой представил креативность как познавательную способность. Ключевым моментом данной модели было введение различий между двумя видами мышления: дивергентного и конвергентного. При этом способность к конвергентному мышлению стала отождествляться с тестовым интеллектом и измеряться с помощью тестов IQ, а способность к дивергентному мышлению с креативностью. Согласно такому подходу, диагностика основных параметров дивергентного мышления рассматривалась ученым как способ диагностики креативности [5].

Дж. Гилфорд разработал тесты, состоящие из 14 субтестов, в которые вошли 10 тестов на вербальную креативность и 4 — на невербальную. Под эти тесты ученый определил показатели, по которым и диагностировалась креативность. К ним ученый отнес:

– способность к обнаружению и постановке проблемы;

– способность к генерированию большого числа идей;

– способность продуцировать разнообразные идеи;

– способность отвечать на раздражители нестандартно;

– способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

– способность решать проблемы;

– способность к анализу и синтезу [5].

Э. П. Торренс продолжил исследования Дж. Гилфорда в подходах диагностики креативности. Он рассматривал креативность как «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии».. [7; с.152]. В понимании ученого процесс проявления креативности должен пройти несколько этапов:

– возникновение и формулировка гипотез;

– проверка, выдвинутых гипотез;

Следовательно, идеальный тест на креативность должен отражать протекание всех указанных этапов. Однако при создании методики Э. П. Торренс ограничился оценкой креативности по продуктам деятельности [7]. В свои тесты ученый включил задания в вербальной сфере, изобразительной сфере и словесно-звуковой. Эти задания основывались на порождении дивергентных решений и открывали много возможностей. Они позволяли оценивать количественные (беглость, гибкость) и качественные (оригинальность) стороны творческого мышления. Уникальность разработанных тестов Э. П. Торренса заключалась в том, что они могли уже использоваться в более широком диапазоне в отличие от тестов Дж. Гилфорда. Специальное внимание уделялось тому, чтобы сделать их интересными и привлекательными для детей всех возрастов.

Тесты Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса получили широкое распространение в мире, и, в частности, в России.

В России тесты Э. П. Торренса часто используются для определения уровня креативности в адаптированной версии Е.А Авериной и Е. И. Щеблановой. Они в своих тестах предложили следующие критерии креативности:

– продуктивность (способность к продуцированию максимально большого числа идей.);

– оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных);

– гибкость мышления (способность переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Креативный человек должен уметь гибко менять и стратегию, и тактику поиска);

– разработанность (способность разрабатывать выдвинутые и избранные идеи) [5; с.206].

Представленные для измерения креативности когнитивные тесты часто критиковались, потому что они измеряли только отдельную сторону креативности, ограничивались временем, и проводились в определенных условиях.

Сторонники альтернативного подхода считают, что делать выводы об уровне развития творческих способностей можно лишь на основе анализа творческих проявлений в течении длительного времени (В.Воллах, К. Коган) или в свободной, нерегламентированной ситуации (Д. Б. Богоявленская).

Д. Б. Богоявленская уделяет большое внимание проблеме диагностики креативности. Доказывается невалидность тестов креативности, поскольку само понятие «креативность» отождествляется с понятием «дивергентное мышление», которое не совпадает с истинным, по мнению автора, содержанием креативности [2].

Д. Б. Богоявленская в качестве альтернативы психометрическому подходу оценки креативности приводит метод «креативное поле», в котором описывает основные принципы своего метода:

– отсутствие внешней и внутренней оценочной стимуляции;

– отсутствие потолка в исследовании объекта;

– длительность эксперимента: отсутствие ограничений во времени и многократность [1;5].

Особенность заключается в том, что все выше предложенные требования можно использовать в разном материале, в разных методиках.

Читайте так же:
Образы с широкими джинсами трубами 2022

Более того, при диагностики креативных способностей необходимо правильно организовать процедуру тестирования. Особое внимание данной проблеме уделил В. Н. Дружинин. Он отмечал, что все тесты креативности можно условно проранжировать в зависимости от того, насколько поведение испытуемого регламентировано ситуацией [3].

В исследованиях В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой были сделаны выводы о том, что креативность проявляется в ситуациях, когда поведение испытуемого не регламентируется [3]. Тесты на креативность предполагают более свободное поведение испытуемого. При этом, если человек не дает креативного ответа в свободной ситуации, то это не свидетельствует об отсутствии у него креативности. Тесты могут проводится как в индивидуальной, так и в групповом варианте. При проведении тестов необходимо помнить, что креативность проявляется только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно благоприятная ситуация резко понижают результаты. По мнению Н. В. Хазратовой, тест представляется как методика, в которой испытуемому дается возможность выразить себя в нестандартной ситуации или деле. При этом время не должно быть органиченно, а если тестируемый долго затрудняется с ответом, то его необходимо подбадривать.

Таким образом, для того, чтобы более точно определить уровень креативных способностей, необходимо соблюдать следующие условия:

1) создать благоприятную обстановку для тестируемого;

2) минимизировать мотивацию достижения;

3) сориентировать на достижение своих скрытых способностей [6; с.73].

В течении многих лет единственной альтернативой тестологическому подходу в экспериментальном исследовании мышления был метод проблемных ситуаций. Один из представителей данного метода А. М. Матюшкин считал, что с помощью комплекса определенных условий, проблемная ситуация активизирует мыслительные процессы и стимулирует к процессу решения задачи. Однако по мнению А. И. Савенкова, в таких условиях, испытуемый может проявить только те знания и способности, в которых требует от него данная задача. Такой метод не позволяет полностью охватить факторы творческого мышления. При этом мыслительный процесс в данном случае искусственно стимулируется и ограничивается конкретными условиями задачи, создавая пределы интеллектуально-творческим проявлениям личности [5].

Представители социально-личностного подход предлагают рассматривать креативность как системное свойство личности. При изучении креативной личности выделяют следующие направления: исследование личностных черт и мотивов, исследование «я» в связи с креативностью, креативность в контексте самоактуализации. В рамках такого подхода креативность рассматривается учеными как совокупность определенных личностных, эмоциональных и мотивационных характеристик.

Так например, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, в своих трудах предлагают общую личностную модель творчества, в которую вошли следующие характеристики творческой личности: внутренняя система ценностей и критериев; самостоятельность и непосредственность; богатство и «открытость» внутренних переживаний; актуальная потребность в обновлении окружающего мира и самосовершенствования.

По мнению А. Маслоу, наиболее полно реализовать свой потенциал личности помогают смелость, отвага, свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты. К. Роджерс описал тенденцию к самоактуализации как обладание сильной мотивацией и наличие поддерживающей среды, предоставляющей возможность для развития [3].

Отечественные ученые (Г. Альтшуллер, И. Верткин, У. В. Кала, В. Н. Козленко, Р. Г. Эфендиева) в своих работах, посвященных индивидуальным особенностям креативных людей, наиболее часто описывают следующие характеристики творческой личности: оригинальность, инициативность, незаурядная энергичность, прямота суждений, честность, непосредственность, находчивость, независимость, лабильность, внутренняя зрелость, критичность, скептицизм, смелость, мужество, толерантность к неопределенности, склонность к иносказательности, метафоричности, подчеркивание собственного «Я», высокая самооценка, гордость.

Исследование личности, способной к проявлению креативности, проводилось с помощью личностных опросников, в которых оценивались такие личностные черты как открытость, склонность к риску, индивидуализм и др.

Так, например, Гоу предложил измерять личность на креативность с помощью опросника «Список прилагательных», который включает в себя 300 прилагательных, описывающих те или иные проявления личности. Он состоит из нескольких шкал, измеряющих конкретные личностные черты. Среди них Гоу выделил шкалу личностной креативности. После того, как человек выполнит задание и описал самого себя, отмечая наиболее подходящие прилагательные из списка, подсчитывается общий балл по личностной креативности в зависимости от того, какие прилагательные он выбрал [4].

Еще одним не мало важным условием креативности является мотивация. «Многие люди обладают способностями, чтобы быть креативами, но не все являются ими. Решающей является мотивация», утверждал Ф.Бэррон [8]. Нельзя не согласится с этим утверждением, для того, чтобы человек ощущал силы и способности творить, ему необходима внутренняя и внешняя мотивация, которые повышают самооценку человека и эффективнее направляют любую деятельность. Заниженная самооценка обессиливает, а завышенная может выступать важным фактором проявления творческого потенциала и реализации скрытых возможностей человека. Поэтому необходимо повышать самоуважение, уверенность в успехе в любой деятельности. «Успешность деятельности, — как отмечает Р. М. Грановская, — зависит от представлений о своих возможностях не в меньшей степени, чем от самих способностей» [5; с.99]. Поэтому так важно при диагностике креативности, проводить дополнительно исследования внутренней и внешней мотивации в различных ситуациях. Для этого используется опросник разработанный Торренсом «Шкала творческой мотивации». В России применяются рейтинговые шкалы Дж. Рензулли в адаптированном варианте Е. Е. Туника.

Читайте так же:
Светлое полнит а черное стройнит

Хотелось бы обратить внимание на роль окружающей среды, влияющей на проявление креативности. Ученые исследовали семейные среды, в школе и по месту работы, в которых определяли наиболее благоприятные условия для творчества. По мнению многих ученых, среда является тем фундаментом, на котором происходит развитие и формирование тех качеств, которые необходимы для адаптации к конкретным условиям, и стимулом для дальнейшего развития личности.

Таким образом, в современной психологической и педагогической науке существует множество различных методов и подходов к диагностике креативности: тесты, шкалы для оценки качеств личности, опросники на творческую деятельность, когнитивные задачи, экспертные оценки креативности. Ученые измеряли творческий потенциал на основе диагностики когнитивных, личностных, мотивационных или средовых переменных. При этом, для диагностики уровня и динамики развития креативности большинство исследователей до сих пор используют тест как самый быстрый и простой способ, в котором проявление креативности отражается в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идеи. Согласно такому подходу выявление уровня развития креативных способностей при диагностике, помогает ученым выстраивать дальнейшую работу по развитию у человека слабые показатели креативности. Краткий анализ различных методов диагностики креативности позволил сделать вывод, что определить уровень креативных способностей только тестами на когнитивные знания недостаточно, необходимо проводить параллельно дополнительные исследования личностных черт человека, его мотивацию и среду, в которой он пребывает. Только тогда диагностика будет достаточно точной.

Креативность — это область исследований, которая до сих пор остается самой важной и дискуссионной. Креативность составляет центральное звено деятельности любого человека, когда он пытается решить новые проблемы или должен гибко подстраиваться к изменениям окружающей среды. Все больше и больше растет потребность в развитии творческих способностей людей чтобы с их помощью найти ответы на любые вопросы, которые ставит наша эпоха.

Опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник

В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Последняя создана на базе креативных тестов Гилфорда.
Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона.
Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.
Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут.
Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
  4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

В листе ответов c номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы:
1 — никогда,
2 — редко,
3 — иногда,
4 — часто,
5 — постоянно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector